Алексеева Татьяна Сергеевна : другие произведения.

Греческие, восьмиконечные, каплевидные...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о христианских символах. Опубликована в журнале "Невечерний свет".


Татьяна Алексеева

  

Греческие, восьмиконечные, каплевидные...

  
   Люди, недавно пришедшие к православию или просто начавшие интересоваться христианской религией, обычно обнаруживают, что не знают очень многого. Что означает та или иная часть церковной службы, почему облачение священников выглядит именно так, а не иначе, что символизируют свечи - вопросы порой вызывает чуть ли не каждая деталь. И даже с главным символом христианства, крестом, тоже все оказывается совсем не просто.
  
   Обычный светский человек, как правило, считает, что в христианском мире существуют две формы креста - четырехконечный католический и восьмиконечный православный. Однако, начав даже поверхностно знакомиться с православием, люди с удивлением обнаруживают, что крест в этой конфессии может иметь не только известный им вид с двумя вертикальными и одной наклонной планкой. Иногда в книгах, на могилах и даже на куполах церквей можно увидеть и другие кресты. Четырехконечные, с более длинным нижним концом, почти как у католиков, четырехконечные с одинаковыми концами, шестиконечные с одной длинной и одной короткой вертикальными планками... Порой они выглядят настолько различными, что на первый взгляд их можно принять за символы разных религий. Между тем, все эти кресты, так как же, как и некоторые другие, не так резко отличающиеся от известного восьмиконечного, тоже являются православными.
   Почему же у православных христиан столько вариаций изображения одного из их основных символов? Как они возникли и различаются ли чем-нибудь, кроме внешней формы? Что символизируют отдельные элементы каждого из этих крестов? Чем глубже изучаешь эту тему, тем больше появляется новых вопросов. К счастью, найти ответы на них не так уж трудно.
   Если рассказывать о разных формах православного креста, но начать надо с того, как и когда он вообще стал общепризнанным символом христианства. Это произошло не сразу. В первые века нашей эры, во времена жестокого преследования представителей новой религии, христианские общины жили разрозненно и старались сохранить свое существование в тайне от римской власти. Между собой эти тайные общины почти не пересекались, и поэтому традиции в каждой из них устанавливались свои, непохожие на другие. Одинаковым было главное - учение Христа. А детали богослужений и символы в разных местах складывались разные.
   Некоторые раннехристианские общины придумали другие тайные знаки, символизирующие Иисуса Христа. Например, одним из таких знаков, довольно широко распространенным в начале нашей эры, было изображение рыбы - она тоже считалась символом жертвы. Если же говорить об изображении креста, то в те времена чаще встречались трехконечные кресты в виде буквы "Т", потому что именно на таких крестах чаще всего совершались казни в Римской Империи.
   Всеобщим главным христианским символом крест был признан только в 787 году, во время Второго Никейского (другое название - Седьмого Вселенского) собора. На этом соборе восточные епископы и легаты Папы Римского выступили против иконоборчества, развившегося в Византии при императоре Льве Исавре: он пытался запретить изображения Иисуса Христа и святых, чтобы не обострять отношения с мусульманами. Никейский собор восстановил почитание икон, а также объявил, что таким же предметом почитания является изображение "драгоценного и животворящего креста". Однако точных критериев, как должен выглядеть христианский крест, участники собора не сформулировали: каноничными были признаны несколько разных вариантов.
   Наиболее часто в первые века от Рождества Христова встречались греческий крест с четырьмя равными концами и латинский крест с более длинным нижним концом. Кроме того, в VII веке уже существовало и распятие - крест с изображенной на нем фигурой Христа. В отличие от более простых крестов, для распятия были проработаны строгие каноны, утвержденные в 692 году участниками Трульского собора. Там было решено, что распятие должно не только показывать земные страдания Иисуса, но еще и иметь духовный смысл, указывать на воскрешение, торжество над смертью. Чтобы добиться этого, изображение Христа было предписано делать не слишком натуралистичным, без анатомических подробностей и без гвоздей, просто "накладывая" его на четырехконечный крест. Правда, позднее, уже после разделения Церкви на Православную и Католическую, у католиков сложилась традиция изображать распятие по-другому, более натуралистично, с акцентом на физических страданиях Иисуса Христа.
   В последующие века стали появляться новые, чуть более сложные формы крестов. Четырёхконечный крест стали изображать с дополнительной короткой планкой наверху - она обозначала табличку с надписью "Сей есть Царь Иудейский", которую прибили над головой Христа перед казнью. Так появился шестиконечный крест, из которого еще позже образовался восьмиконечный: с маленькой планкой наверху и чуть более длинной косой планкой внизу. Эта планка означает подставку для ног, которая во время казни еще сильнее увеличивала мучения жертвы. Но впоследствии у подставки, изображённой на восьмиконечном кресте, появилось и другое, духовное значение. Ее наклонное положение стали считать символом движения снизу вверх, с земли к небу, из земной жизни в Царствие небесное.
   Стоит, кстати, отметить, что после того, как нижняя планка восьмиконечного креста стала ассоциироваться с "путем на небо", некоторые христиане начали путаться с направлением ее наклона. По традиции, ее правый конец должен быть выше, а левый - ниже. Жители Древней Иудеи воспринимали такую наклонную черту, как движение снизу вверх, поскольку писали справа налево, у византийцев же, пишущих слева направо, она, наоборот, ассоциировалась с движением вниз. Поэтому они, а потом и славяне с европейцами, иногда ошибочно рисовали нижнюю планку креста наклоненной в другую сторону.
   Кроме того, позже восьмиконечный крест стали рисовать упрощенно - без верхней горизонтальной планки, но с нижней наклонной. Так возник еще один шестиконечный крест, который часто использовали древние славяне: в XI-XII веках такую форму имели поклонные кресты и кресты, установленные на кладбищах.
   Еще один упрощенный вариант восьмиконечного креста - семиконечный. В нем верхняя планка находится на самом верху, и над ней не выступает конец вертикальной перекладины. Этот крест тоже был очень любим древними славянами. Его можно увидеть и на многих иконах того времени, и на куполах старинных храмов.
   В последующие века православные христиане стали наиболее часто использовать изображение восьмиконечного креста, и оно постепенно сделалось самым "привычным" в России и во многих других православных странах. Но все остальные кресты с горизонтальными и наклонными планками тоже являются православными, среди них нет "правильных" и "неправильных".
   Существуют и такие формы крестов, которые признают все христианские конфессии. Прежде всего, это так называемый катакомбный крест - четырехконечный с равными по длине широкими концами. Его называют катакомбным, потому что он был распространен среди первых христиан, которые для общих молитв и собраний тайно встречались в пещерах и заброшенных катакомбах. На катакомбный и греческий кресты похожи и нательные крестики паломника, которые продаются в Иерусалиме. У них тоже все четыре конца имеют равную длину, и между каждой парой концов находится еще один маленький и тоже симметричный крестик.
   В середине ХХ века, в первые годы существования государства Израиль, попасть в храм Гроба Господня в Иерусалиме могли только паломники, причем получить разрешение на это было довольно сложно. Тогда же появились кресты, которые можно было купить только в этом храме. Они стали чем-то вроде "знака отличия" для тех, кто сумел попасть в Иерусалим, преодолев все препятствия.
   В наше время получить крест паломника намного проще: это может сделать любой приехавший в Иерусалим турист. Но их по-прежнему нельзя купить больше нигде, кроме этого города.
   Также "общехристианскими" можно назвать четырехконечные каплевидные кресты. Они отличаются закруглёнными концами, имеющими форму капли. Иногда концы таких крестов выглядят более сложно: у каждой большой "капли" по бокам находятся еще две маленьких. Выглядят они, таким образом, очень необычно, и светские люди, не знающие, что означают капли на концах крестов, обычно принимают их за декоративные элементы. По этой же причине именно каплевидные кресты чаще всего продаются в ювелирных магазинах, украшенные драгоценными камнями. Из-за красоты их обычно выбирают недавно обратившиеся к христианству и решившие креститься люди.
   Однако на самом деле каплевидный крест - это вовсе не "приукрашенная версия" главного христианского символа. Капли на его концах символизируют кровь Спасителя. Крестами такой формы часто украшались греческие церковные книги в X-XI веках. Тогда же в Греции появились наперсные кресты такой формы у священников и нательные крестики у мирян.
   Крест-трилистник немного похож по форме на каплевидный и тоже пользуется большой любовью ювелиров. Каждый из его концов заканчивается тремя полукруглыми каплями. Иногда каждая такая капля имеет на конце еще и маленькую темную точку, а вместе три капли похожи на тройной листок клевера, из-за чего крест и получил свое название. Концы такого креста могут быть и одинаковыми, как у греческого, и разной длины - нижний более длинный - как у латинского. В некоторых случаях трилистниками заканчиваются только три верхних конца креста, а нижний остается прямым.
   Тройные концы этого креста являются символами Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В России трилистник издавна использовался архитекторами, возводившими храмы: именно его можно увидеть на куполах многих соборов, церквей и колоколен. Его же можно встретить внутри большинства российских храмов - напрестольные кресты тоже чаще всего делаются в форме трилистника. А еще в прошлые века трилистник был элементом гербов многих российских губерний и городов. Например, золотой крест-трилистник присутствовал на гербах Чернигова, Спасска, Троицка, а также на гербе Тифлисской губернии. Устанавливались кресты-трилистники и на могилах.
   Наконец, существует еще одно очень сложное изображение креста - крест "Голгофа". Кроме креста на нем присутствует множество разных дополнительных элементов, так что "Голгофа" является, скорее, целой картиной или группой символов. Крест на этой картине изображен на возвышении, состоящим из трех ступеней, которые символизируют путь Христа на Голгофу. Справа и слева от креста находятся копье с губкой, из которой Христа перед смертью напоили уксусом, и копье сотника Лонгина, которым Он был убит. Под крестом можно увидеть череп и кости - это символ могилы первого человека Адама, который, по преданию, был похоронен именно под Голгофой, в том месте, где потом был распят Иисус Христос. Кроме того, вокруг креста присутствует несколько надписей и отдельных букв, которые в сокращенном виде объясняют каждую нарисованную деталь.
   Изначально букв на кресте "Голгофа" не было: они появились на Руси только в XVI веке. Любопытно, что после этого рисунок "Голгофы" снова стал меняться, теперь уже в сторону упрощения. В некоторых храмах художники стали рисовать этот крест без надписей, а иногда без могилы Адама или без копий. Сама же Голгофа в упрощенных вариантах иногда изображалась не в виде ступеней, а просто в виде полукруглого холма. В результате, крестом "Голгофа" теперь называются любые изображения православного креста, если под ним нарисовано возвышение любой формы. Всех остальных элементов этой картины может на ней и не быть.
   Крест "Голгофа" называется также схимническим, потому что его изображение принято вышивать на облачении священнослужителей. А еще такую вышивку делают на погребальных саванах. На вышивках крест, как правило, выполнен в самом сложном варианте, со всеми деталями и надписями.
   Таким образом, вариантов изображения православных крестов действительно очень много, причем у каждого варианта имеется по несколько разновидностей, отличающихся друг от друга разными деталями. И хотя одни формы крестов встречаются в наши дни чаще, а другие - реже, все они признаются и Русской, и другими Православными Церквями.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"