Минасян Татьяна Сергеевна : другие произведения.

Обзор рассказов финала конкурса "Фаворит Удачи"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Обзор рассказов финала литературного конкурса 'Фаворит удачи'
  
  1. Ксения Беленкова 'Кузнец счастья'
  
  Жизненный рассказ с очень логичной концовкой и четко прописанной идеей, но, к сожалению, не смешной. Кроме того, очень спорным выглядит отношение автора к женщинам - считать, что все, без единого исключения, замужние дамы мечтают изменить своим мужьям и не боятся сделать это с первым встречным, довольно странно. Хотя бы по теории вероятности главному герою должны были попадаться и такие женщины, которые отшивали бы его сразу, потому что любят только мужа, и такие, кто долго не сдавался, но после настойчивых ухаживаний все-таки не устоял, и такие, кто его наглым образом продинамил.
  Ну и даже если допустить, что автор рассказа права и порядочных женщин не существует, что, опять-таки, в этом смешного?
   По грамотности: кое-где запятые не на своих местах, а кое-где их на положенных местах нет. Кроме того, неправильно употреблено слово 'преступать'. ПрЕступают закон, а к воплощению своих планов прИступают.
  
  2. Андрей Ручкин 'Вернейший способ похудеть'
  
   Рассказ любопытный и довольно забавный: месть создателей компьютерных игрушек, как и вообще любых творческих людей - это действительно страшное дело! Персонажи рассказа, особенно племянник главного героя, получились очень колоритными, 'живыми'. Но вот переход от желания главного героя похудеть к компьютерным играм, а в конце обратно к похудению, пожалуй, слишком резкий.
   Что касается ошибок: во многих местах отсутствуют пробелы перед или после тире, особенно в диалогах, а кое-где еще и не хватает запятых. Кроме того, частица 'таки', много раз использованная в этом тексте, пишется через дефис с тем словом, после которого ставится.
  
  3. Сергей Морозов 'Памятки владельцам кошек'
  
   Очень симпатичная и смешная памятка с философским подтекстом: ведь строго говоря, кто является владельцем в паре 'человек - кошка' - это вопрос более, чем спорный. Жаль только, что с точки зрения литературных жанров это не рассказ.
  Видно, что автор очень любит кошек, но в некоторых вопросах он их явно недооценивает. К примеру, кошке вряд ли надоест перетаскивать еду из составленных друг в друга мисок - скорее уж, она будет вытаскивать куски сразу на пол! И уж совсем непонятно, почему это кошка вообще не любит, когда ее трогают. Живот они хозяевам специально для чесания подставляют, мордочку, шею и уши тоже... В этом месте было бы правильнее написать, что хозяин, когда гладит кошку, должен очень внимательно следить, чтобы не переместиться с живота на хвост. Еще один недостаток: фраза про елочный 'дождик' и бьющиеся игрушки - это все-таки излишне черный юмор. Про животных и детей так писать не стоит.
   Ошибок в тексте не заметила. Вернее сказать, вообще в художественных текстах числительные пишутся буквами, обращение 'вы' - с маленькой буквы, а слова 'то есть' не сокращаются. Но поскольку этот текст стилизован под памятку или инструкцию, то в нем такие 'ошибки' допустимы - они придают памятке еще более достоверный вид.
  
  4. Димыч Чваков 'Игра в благородство - игра без правил'
  
   Очень своеобразный рассказ. Безусловно, ситуация в нем показана комическая, но на первый взгляд она выглядит абсурдной, нереальной или, по крайней мере, очень маловероятной, и только под конец, дочитав рассказ начинаешь понимать, что если бы в реальности все-таки случилось нечто подобное - некий облеченный властью человек отказался бы брать взятку - то дальше события, скорее всего, развивались бы примерно так, как описал автор этого рассказа.
   Рассказ можно назвать не просто смешным, но еще и ироничным: главный герой и инспектор 'играют в благородство', отказываясь давать и брать деньги, не потому, что они такие честные и даже не для того, чтобы изобразить эту самую честность друг перед другом, а исключительно из вредности. И как раз в этом сочетании слишком разных, почти прямо противоположных понятий и 'прячется' тонкий и необычный юмор.
  
  5. Берестнев 'Сказка о Красной Шапочке'
  
   Бедную 'Красную Шапочку' уже, по-моему, только ленивый не пересказывал на свой лад! Перед нами очередная интерпретация сюжета этой сказки, перенесенного в современный город. Получилось и смешно, и злободневно, и, несмотря на 'заезженность' красношапочной темы, достаточно оригинально: за бабушкиной квартирой волк, кажется, еще ни в одном 'ремейке' не охотился.
   Есть ошибки с оформлением прямой речи - в тех случаях, когда она берется в кавычки. Например, если реплика в кавычках заканчивается восклицательным знаком, то точка после кавычек уже не нужна.
  
  6. Таляка 'Французская кулинария Или Как сделать так, чтобы незнакомка захотела?..'
  
   Рассказ забавный, но в полном смысле слова смешным я бы его не назвала. Поведение героини какое-то странное: лечь в постель с первым встречным, чтобы узнать французские рецепты - как-то это даже по современным меркам чересчур. Смысл финала тоже неясен: да, главному герою не удалось обмануть девушку, прикинувшись французом, но ведь своего он все равно добился. Вот если бы она сначала заставила его полночи болтать по-французски, не ложась в постель, а потом сбежала и оставила его ни с чем, это была бы комедия положений. А так - не смешно.
   Волнистые тире в тексте - это, видимо, компьютерный глюк. Кроме того, в рассказе катастрофически не хватает запятых. Есть и ошибки при оформлении прямой речи - если она разрывается авторской, то закрывать и снова открывать кавычки не нужно, они ставятся только в начале и в конце реплики.
  
  7. Павел Комарницкий 'Муки творчества'.
  
   Без сомнения, лучший рассказ в группе, и в плане юмора, и в плане идеи. В меру злая ирония над одним из самых популярных в наше время литературным жанром - фантастическим боевиком, а точнее, над, скажем политкорректно, не самыми лучшими и не самыми интеллектуальными произведениями этого жанра. Плюс такая же ирония над всеми самоуверенными авторами в целом. Автор собрал практически все самые распространенные ляпы и нелогичности, все глупости и нестыковки, которые можно встретить в подобных книгах, и выставил их на всеобщее обозрение. А в диалогах, которые ведут в рассказе главные персонажи - аффтар и ГГ - точно так же в ироничной форме выставляется напоказ сам процесс создания книги. Думаю, эти диалоги наверняка покажутся 'знакомыми' (хотя бы частично) даже тем писателям, кто сочиняет вполне приличные серьезные романы и старается не допускать никаких ляпов.
  В общем, смешно и интересно при чтении этого рассказа будет всем, даже тем читателям, кто вообще не читает подобные боевики. А уж тем, кто читает или сам их пишет...
   С грамотностью в рассказе - полный порядок. Правда, сленговое словечко 'аффтар' и необычное оформление авторской речи в звездочках, наверняка вызовет некоторые сомнения у филологов, но эти 'необычности' хорошо гармонируют и с содержанием рассказа, и с его идеей, и с прямой речью его персонажей. В другом контексте все это выглядело бы ошибкой, но рассказ о том, что творится в современной литературе, на мой взгляд, вполне может быть оформлен современными же интернетовскими 'фишками', а не классическими знаками препинания.
  
  8. Андрей Кожухов 'Русалка на ветвях сидит?'
  
   Местами забавно, но в полной мере смешным этот рассказ назвать сложно. Развязка выглядит довольно наивно: беззащитный с виду интеллигент в очках вдруг преображается в дзюдоиста и без труда вышвыривает дебошира из автобуса - почти что классический бог из машины'. Неожиданные финалы, конечно, тоже могут быть смешными и нередко бывают, но не в данном случае.
   К слову сказать, автобусный хулиган совершенно несправедливо предъявлял претензии к Пушкину и его строкам о сидящей на ветвях русалке: в славянской мифологии русалки именно что сидят на ветвях, а точнее, время от времени выбираются туда из озер (чаще всего в день летнего солнцестояния, хотя есть и другие версии). Правда, каким образом русалки залезают на дерево, фольклор действительно умалчивает, но Пушкин за это точно не ответчик.
   С грамотностью все более-менее нормально, только одно замечание: если в конце предложения стоят и вопросительный, и восклицательный знаки, то вопросительный должен стоять первым.
  
  9. Маргарита Гирфанова 'Повеселились'
  
   Автор этого произведения проделал очень кропотливую и очень тяжелую работу. У рассказа довольно простой и предсказуемый сюжет, но благодаря необычной форме даже история о напившемся муже и устроившей ему за это сцену жене читается с интересом. Прежде всего, интересно наблюдать, как автор подбирает синонимы на нужную букву и как он выкручивается в сложных ситуациях и все-таки создает фразу, состоящую из начинающихся на одну букву слов, в которой есть и смысл, и юмор. А кроме того, приятно осознавать, насколько же богат наш русский язык, если даже из слов на букву 'п' можно составить достаточно длинный и логичный рассказ!
   Что касается ошибок: точка после подзаголовка 'Послесловие' не нужна, как не нужны точки после любых названий. В остальном же Стиль и грамотность тоже в полном порядке, и в этом случае заслуга автора опять-таки выше, чем у авторов обычных рассказов: не ошибиться и не наплодить корявых фраз в данном случае гораздо сложнее.
  
  10. Арап П.В. 'Охраняется собаками!'
  
   Забавный рассказ о том, как перестраховщики могут стать жертвой собственных перестраховок. Автор хорошо поиронизировал и над крутыми фирмами, и над конкуренцией, и вообще над многими современными реалиями (хотя шутка про лягушачий грипп, пожалуй, слишком цинична). Однако весь сюжет построен на довольно большой натяжке, на грани фантастического допущения - все-таки настолько самостоятельных собак, с которыми не смогла бы справиться большая группа людей, в реальной жизни не бывает. Да и то, что их дрессировщик не мог минимум три недели приехать в офис, тоже выглядит натяжкой: пусть у него очень опасный и заразный грипп, но хотя бы в противогазе подъехать к зданию фирмы можно, а там собаки узнают его по запаху. А еще странно, что родственники запертых на работе людей не штурмуют здание и СМИ об этом молчат. И что использование для охраны собак названо анахронизмом - сейчас их, может, и реже, чем раньше, 'берут на работу', но иногда такое бывает. Наконец, непонятно, каким образом видеокамера, пусть даже самая навороченная, может оценить качество парфюма.
   С грамотностью особых проблем нет, только паре мест не хватает запятых. Плюс еще два нюанса: во-первых, если предложение заканчивается прямой речью в кавычках, причем в конце прямой речи стоит восклицательный знак, то точка после кавычек в этом случае не нужна, а во-вторых, если в конце фразы стоит многоточие и восклицательный (или вопросительный) знак, то точек в многоточии должно быть не три, а только две.
  
  11. Вячеслав Астремский 'Дневник начинающего критика'
  
   В меру злая ирония над любителями что-либо покритиковать, не имеющими о настоящей критике никакого представления. Задумка хорошая, но сам рассказ получился довольно слабым. Во-первых, главный герой показан каким-то слишком уж наивным, даже для юмористического произведения. Во-вторых, кроме собственно критики автор часто отвлекается на другие темы, не имеющие к ней никакого отношения - например, встречи главного героя с девушкой-распространительницей косметики или его общение с Васей-второгодником. Этим эпизодам уделено довольно много внимания, и они выбиваются из основной темы рассказа. Наконец, в-третьих, в записях главного героя вообще слишком мало критики, как таковой, и это самый слабый момент в произведении. На такую тему можно было бы написать гораздо интереснее, придумав, как именно главный герой мог бы раскритиковать Толстого и Аристотеля, детские сказки и учебники по математике и еще какие-нибудь книги. Но автор в тему, к сожалению, не углубился.
   Сильно портит рассказ и туалетный юмор: без него там вполне можно было бы обойтись. Зато очень удачным ходом являются сцены на рынке и в магазине - там герой тоже неумело и глупо критикует, только не литературу, а товары и ценники, и это прекрасно вписывается в его характер.
   Есть проблемы с запятыми - их, например, нет, вокруг вводных слов и в других случаях, когда они должны быть. Кроме того, очень многие названия написаны с маленькой буквы или без кавычек, а после подзаголовков стоят точки. В принципе, автор здесь может отговориться тем, что это дневник и что главный герой вполне может писать неграмотно, но эти ошибки не воспринимаются как сделанные специально, так что лучше их все-таки исправить.
  
  12. Яна Листай 'Блондинка в автошколе'
  
   Смешной рассказ на вечную тему женщин за рулем. Главная героиня, как и положено анекдотической блондинке, весьма наивна, но все-таки не выглядит совсем непроходимо глупой, а это для дамских юмористических произведений очень большой плюс. Типажи преподавателей, инструкторов и учениц автошколы автору удались - они достаточно гротескны и в то же время очень узнаваемы. Юмор добрый и приятный, за исключением отрывка о занятии по оказанию первой помощи: шутки про рвотные массы довольно грубые, хотя и соответствуют царящей в автошколах атмосфере.
   Жаль, что в рассказе описано так мало эпизодов с вождением - тема эта очень емкая, и про учебу и экзамены главной героини можно было бы написать гораздо больше. Кроме того, странно, что она сдает экзамен в ГИБДД с инструктором, а не с ГАИ-шником - по правилам, вообще-то, такого быть не должно.
   Ошибки: не везде правильно оформлены диалоги, обращение 'вы' во многих местах написано с большой буквы, а вводные слова не везде выделены запятыми. А еще совершенно не понятно, что означает загадочная фраза инструктора 'Подпишите руки!' - это он от стресса заговариваться начал?
  
  13. Виктор Чунчуков 'Пожар'
  
   Ироничный рассказ, в котором автор едко, хотя и не зло, прошелся и по современной литературе, и по процессу выпуска газет, и по людям, которые всем этим занимаются. В чем-то рассказ, как уже писали автору читатели, напоминает давно забытые фельетоны доперестроечных времен. Вот только поэт, чье стихотворение подменили инструкцией, как-то слишком уж легко забывает обиду и присоединяется к распитию коньяка - обычно авторы все-таки больше дорожат своими творениями.
   Есть ошибки с оформлением прямой речи - восклицательный знак почему-то стоит после кавычек, а не перед ними. Плюс запятые не везде стоят на своих местах.
  
  14. Татьяна Каз 'Филе ангела'
  
   Довольно злая ирония над 'богемными тусовками'. Персонажи получились очень яркими и колоритными. Особенно, на мой взгляд, удалась лысая девушка с ее 'избирательным' восприятием на слух отдельных фраз. Да и остальные герои хороши - удивительно живые и узнаваемые образы. Вот только крайне наивная главная героиня вызывает не смех, а скорее, жалость: смеяться над такими как-то совсем нехорошо. Тем более, что она, в отличие от ее гостей, похоже, по-настоящему талантлива - делает оригинальные и, судя по описанию, красивые картины. Чем вызывает еще больше сочувствия у читателя.
   Очень странным в рассказе выглядит обращение 'офисный планктон' по отношению к спонсору, который, что тоже весьма странно, ничуть на это не обижается. Хотя за такие слова можно не только от спонсора, но и от простого приятеля по морде получить, а уж со спонсорами богема себя ведет и вовсе заискивающе, даже если все их 'спонсорство' заключается в том, что они угощают своих творческих друзей в ресторанах. В общем, отношения между Сашей и его 'гениальными' друзьями в рассказе показаны довольно нетипичные. Хотя, возможно, иногда в жизни бывает и такое...
   С оформлением диалогов в рассказе совсем плохо: не всегда вообще можно понять, где прямая речь героев, а где - авторская. Есть проблемы с многоточиями: иногда в них почему-то только две точки, иногда после них стоят запятые, а перед ними - вместе вопросительные и восклицательные знаки. Ну и просто опечатки попадаются, в частности в фамилии ТыQueen.
  
  15. Галина Викторова 'Отцовская доля'
  
   Незамысловатая, но веселая история про горе-папашу, сумевшего выкрутиться и выполнить свои отцовские обязанности не в ущерб отдыху с друзьями и пифффком. Приятный, негрубый и не приземленный юмор, узнаваемые типажи - родитель, не знающий, в какой школе учатся его дети, бабки-уборщицы в школах, любители задавать вопросы, от которых невозможно отвязаться... Динамичный стиль и слегка разговорный язык рассказа отлично выдержаны от начала до конца.
   Ошибок почти нет, только числительные надо писать буквами, обращение 'вы' - со строчной буквы, а любые названия - в том числе агит-листков 'Нет наркотикам' - с заглавной. И еще - для выражения очень сильных эмоций в художественном тексте можно использовать три восклицательных знака подряд или вопросительный знак вместе с восклицательным. Только так и никак иначе. Сочетание ???!!! - это излишество, и даже на авторский знак оно никак не тянет.
  
  16. Михаил Фомин 'Двое: черные и неразлучные'
  
   Симпатичная сказка, но финал у нее довольно предсказуемый. Подозревать, кто такие главные герои, начинаешь уже после того, как они начинают называть друг друга левым и правым. Такой рассказ был бы интересен маленьким детям, если бы не зверская расправа терьера над знакомыми черных. Впрочем, у взрослых эта история наверняка вызовет улыбку и воспоминания о своих детских фантазиях, когда и ботинки, и другие вещи представлялись живыми существами.
   Есть в рассказе одна странность, если не сказать ляп: черные говорят о синих так, словно бы видят их впервые, а ведь они явно уже какое-то время живут в одной квартире!
   Запятые в тексте как будто специально убегали от автора и вставали в самые неожиданные места. Плюс в нескольких местах реплики персонажей начинаются не с нового абзаца, а сразу после авторской речи.
  
  17. Леданика 'Мишка Шляпер или жизнь на букву 'Д'
  
   Довольно необычная сказка. Пожалуй, правильнее всего будет определить ее, как пародию на современную фэнтези об обычных людях, которые неожиданно узнают, что являются могущественными колдунами. Причем пародию весьма и весьма едкую: главный герой, которому, по сюжету, полагается быть великим волшебником, оказывается совершеннейшим дурачком, способным наколдовать только огромную кучу... не будем, вслед за его прабабкой, уточнять, чего именно, и, главное, не понимающий и не желающий понять, зачем ('На фига?') ему все это волшебство нужно. Да и владение волшебством предполагает вовсе не красивые подвиги и интересные приключения, а банальнейшие бандитские махинации, которыми можно заниматься и без сверхъестественных способностей. В общем, вместо сказочной романтики - жестокая, но логичная проза жизни.
   Финал у сказки вполне закономерный и, в определенном смысле, жизнеутверждающий. Колдуны, способные думать только о том, что 'Жизнь - д...' и строить планы, как заработать на разбое, девочках и наркотиках, просто-напросто уничтожат друг друга, причем даже не из-за борьбы за власть или нежелания делиться деньгами, а из-за сиюминутной обиды и неумения сдержаться. Опять-таки, жестоко, но логично.
   С грамотностью в целом - порядок, но сделана серьезная ошибка в названии рассказа: после слова 'или' в данном случае должна стоять запятая, а вторую часть заголовка нужно начать с большой буквы. Кроме того, в тексте есть фактическая ошибка: старик, который по приказу главного героя душит себя, назван 'бывшим старикашкой', и воспринимается это так, словно бы он умер, однако потом выясняется, что 'самоудушение' состоялось не до конца, и старичок остался жив.
  
  18. Герасимова Ирина 'Пересдача'
  
   Забавный рассказ про сообразительного преподавателя, справившегося с вечной преподавательской проблемой: как сделать так, чтобы студенты учились? Задумка очень любопытная, но исполнение слабовато. Про мнимого 'чернокнижника' и его методы запугивания студентов можно было бы придумать намного больше интересных и смешных ситуаций. Включая, например, такую, когда к нему на пересдачу пришел бы убежденный материалист, не верящий ни в какое колдовство и вообще ни во что потустороннее, или, наоборот, излишне 'задвинутый' на сверхъестественном и пугливый студент. И даже то событие, которое описано в рассказе - экзамен главного героя - можно было бы расписать гораздо красочнее. Из текста не ощущается, что герою было неуютно, а потом и страшно: автор сообщает об этом, но ему не удалось передать все эти чувства читателю.
   Фраза: 'Поговаривали, впрочем, шутя, что дома он варит философский камень, отчего стены в его жилище покрыты копотью и украшены сушеными летучими мышами и черепами' звучит нелогично - получается, что летучие мыши и черепа на стенах появляются именно в следствие варки философского камня. Встречаются и просто корявые предложения, а в паре мест не хватает запятых.
  
  19. Вячеслав Симченко 'Один день из жизни Синего Троллейбуса'
  
   Хорошая задумка, и написано с юмором, но название рассказа не соответствует содержанию: если уж это один день из жизни троллейбуса, причем повествование ведется от его лица, то в нем не может быть описаний того, что происходит на рынке, на заводе и в больнице. Троллейбус-то не может всего этого видеть и слышать, он знает только то, что происходит у него в салоне или на остановках! Значит, и действие должно происходить только в пределах его 'досягаемости'. Либо рассказу надо поменять название.
   С точки зрения юмора в рассказе все на высоте: шутки смешные, в меру ироничные, но не злые. И, насколько я могу судить, воссоздать одесский колорит автору тоже вполне удалось.
  Позабавила фраза: '...проснутся все те, кто этими рабочими управляет и торгует'. Не знала, что в Одессе до сих пор процветает рабовладельческий строй! Остальные ошибки - много лишних запятых, кое-где запятые отсутствуют там, где они должны быть, не хватает дефисов в словах 'по-вашему', 'какой-то' и тому подобных и не везде правильно оформлена прямая речь.
  
  20. Demon Hazard 'Бурбон и текила'
  
   Рассказ, мягко говоря, странный. Если в нем и есть юмор, то излишне черный и циничный, а большинство моментов, над которыми, по замыслу автора, вроде как надо смеяться, вовсе не смешны. Абсурдность, аллюзии с Гамлетом, 'высокий штиль', которым разговаривают герои - все смешано в одну кучу, непонятно зачем. Возможно, все это и имеет какой-то глубокий смысл, но я его разгадать не смогла.
   Местами встречаются лишние запятые.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"