Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна : другие произведения.

Космос, справедливость и милосердие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Космос, справедливость и милосердие
  
   Рецензия на рассказ Павла Виноградова "Новое небо"
  
   Соединить в одном литературном произведении элементы разных жанров - задача, как правило, нелегкая. Немногим писателям удается гармонично переплести в рассказе, повести или романе научную фантастику и фэнтези, космооперу и хоррор, антиутопию и мистику... Близкие жанры смешивать проще, но чем дальше они друг от друга, чем больше между ними различий, тем тяжелее получить удачный результат. А уж если речь идет о не просто неблизких, а почти прямо противоположных, противоречащих друг другу жанрах, таких, как космическая твердая научная фантастика и религиозная мистика, то, кажется, что органично соединить их в художественном тексте и вовсе невозможно. Но если за дело берется по-настоящему талантливый автор, обладающий даром слова и глубоко разбирающийся и в научных, и в религиозных вопросах, для него нет ничего невозможного.
   Рассказ Павла Виноградова "Новое небо" - это как раз тот редкий случай, когда твердая НФ встретилась с духовной мистикой, и они не просто не стали конфликтовать друг с другом, а наоборот, "подружились", дополняя друг друга, и образовали гармоничный, лишенный даже мелких противоречий союз. Начинается он, как вполне строгая научная фантастика о не слишком далеком будущем, в котором человечество сильно пострадало в глобальной войне, но все-таки выжило и даже смогло возобновить освоение космоса. Но после того, как космический корабль с тремя исследователями на борту устремляется с Земли к Титану, с его экипажем начинают происходить странные вещи, не укладывающиеся в материалистическую картину мира. Корабль внезапно переносится за пределы Солнечной системы и оказывается на орбите блуждающей планеты, приземлившись на которую, трое главных героев видят невероятные, ни на что не похожие формы жизни - и быстро понимают, что это не просто неземная жизнь, а нечто потустороннее, имеющее отношение к загробному миру...
   Точнее, это понимают двое из них, православный капитан из России по имени Тимофей и француженка-католичка Мадлен. Третий член экипажа, протестант и американец Сэмюэл, видя, что его товарищи стремятся понять, что они видят, и не спешат возвращаться на корабль, улетает на нем в одиночестве, рассчитывая вернуться к Земле и сообщить там, что они погибли. Брошенные им Мадлен и Тимофей, осознав, что остались одни и что у них нет пути назад, ведут себя по-разному - и в итоге каждый из них, как, впрочем, и Сэмюэл, получает именно то, что заслужил. По мнению автора и с точки зрения представлений православных христиан о посмертном существовании.
   И космическая, и потусторонняя составляющие этого рассказа прописаны очень точно - автор, без сомнения, прекрасно разбирается и в космологии, и в религиозных вопросах. Описание полета к Титану и объяснение, почему целью космонавтов был выбран именно этот спутник, а также описание планеты-изгоя и условий на ее поверхности выполнены с хорошим знанием дела: Павел Виноградов явно изучил вопрос, прежде чем изображать все это в рассказе, причем изучил не только самую известную информацию, но и тонкости, в которых разбираются одни лишь узкие специалисты. В этом плане ни к одной детали произведения не придерется даже самый дотошный "заклепочник".
   Что же касается описания потустороннего мира и законам, по которым он существует, то здесь рассказ не на сто процентов каноничен, однако для религиозного художественного текста небольшие отступления от канона вполне допустимы - достаточно, чтобы он не противоречил Святому Писанию напрямую. Далеким от православия читателям может показаться, что автор в финале излишне сурово обходится с героями - как минимум, с Мадлен, попытавшейся договориться с загробной нечистью и дорого поплатившейся за свою наивность. Но с точки зрения верующего православного человека, каковым Павел Виноградов и является, с ними, наоборот, поступают по справедливости, а в случае Мадлен автор еще и проявляет милосердие, то самое, которое в христианстве стоит выше справедливости.
   При этом все три главных героя, несмотря на то, что они олицетворяют собой три крупные христианские конфессии, вовсе не выглядят плоскими и картонными. Виноградов сумел несколькими фразами показать их сложные характеры, индивидуальные черты, разную манеру речи, сделав их не функциями, помогающими показать главную идею произведения, а живыми людьми. Даже внешность у всех троих не стереотипная, не такая, как чаще всего встречается у представителей их национальностей.
   Можно - и нужно - еще отметить изысканный, но при этом не вычурный стиль рассказа, его безупречно грамотный язык и завораживающе красивые описания космоса и потустороннего мира, а также более чем символичное название. Но самое главное, за что особенно хочется похвалить эту вещь - это за надежду, которую она дает своим читателям. Надежду для каждого человека на вечную жизнь после смерти и надежду для всего человечества на то, что даже если оно не сможет освоить другие планеты и их спутники и выйти в дальний космос за время своей истории, у него есть шанс все-таки сделать это после того, как эта история подойдет к концу.
   После того, как у человечества начнется новая жизнь - на Новой Земле под Новым Небом.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"