Рецензия на рассказ Павла Виноградова "Время Исканий"
В этом фантастическом произведении его автор сразу, с первых же строчек бросает читателя в эпицентр действия. Никакого вступления, никаких долгих разглагольствований о том, как выглядит описываемый мир и какие события в нем происходят. Читателю некогда скучать и раздумывать, стоит ли знакомиться с рассказом дальше - он уже находится рядом с одним из главных героев на незнакомой планете, уже следит за семьей ее жителей, уже сопереживает всем персонажам. Хотя пока и не знает ничего ни о цели слежки, ни о причинах, по которым местные жители заслуживают сочувствия. Павел Виноградов мгновенно завладел читательским вниманием и теперь уже не отпустит его до самого финала. Даже после того, как расскажет все о героях и мире, в котором происходит действие.
Во "Времени Исканий" несколько фантастических допущений, и все они весьма своеобразны. Рисуя далекое будущее, где люди расселились по другим планетам и создали огромную галактическую империю, автор, на первый взгляд, опирается на классиков космической оперы. Но отличий от произведений этого жанра у рассказа Виноградов намного больше, чем общих с ними черт. Начать хотя бы с того, что разные разумные расы в этом мире не воюют друг с другом, живут в мире, а на некоторых планетах даже специально стараются как можно больше сблизиться, стать, насколько это возможно, родными, практикуя усыновление сирот одной расы в семьи другой. Это уже оригинальная авторская идея, у других фантастов вы о подобной семейной традиции не прочитаете. Причем смешанные семьи в рассказе можно встретить даже на таких планетах, где живут очень непохожие друг на друга по внешнему виду расы, развитие которых идет с разной скоростью. Изначально такие разные жители Галактики, по всей логике, должны были относиться друг к другу если не враждебно, то, как минимум, с неприязнью. Но если нечто подобное в мире Павла Виноградова и было, то люди и другие разумные существа смогли преодолеть такие проблемы и научиться дружбе и взаимоуважению, несмотря ни на какие различия.
Еще более необычным выглядит общее устройство созданной автором империи. Истории о правителях, которые живут вечно, меняя только физические тела, в фантастической литературе известны, но Павел Виноградов обыграл эту идею по-новому, изобразив не "банальное" для фантастов переселение душ, а переход от умершего человека к новорожденному ребенку только отдельных качеств личности, необходимых властителю. Возможно, читатель не сразу поймет, как именно, по замыслу автора, должны происходить такие "пересадки" черт характера - представить такое довольно сложно. Но зато у него будет повод "потренировать" свое воображение...
На этой передаче особенностей личности и закручена основная интрига рассказа. Старый правитель умер, и главному его приближенному необходимо в очередной раз найти ребенка, к которому перешли "царственные" особенности. Но сделать это непросто. И даже не потому, что новый император может родиться где угодно, на любой планете и в любой семье - каждый император знает, по каким приметам можно будет узнать его преемника, и сообщает их своему соратнику. Главная проблема заключается в том, что за будущим правителем каждый раз охотятся и противники легальной власти, желающие воспитать его по-своему. Если им удается забрать ребенка раньше, чем приближенным его предшественника, на смену стройному порядку в империи приходит время резких перемен и хаоса.
Хотя следует отметить, что при таких порядках империя живет и развивается вполне гармонично. Даже те периоды, когда правитель оказывается в руках сторонников хаоса, идут на пользу его подданным - они не дают империи прийти к полному застою и становятся временем бурного прогресса, плодами которого жители империи пользуются и позже, в эпоху мира и порядка. Тоже, к слову сказать, оригинальная идея - в фантастических произведениях редко можно встретить мир, в котором даже различные "встряски" идут всем на пользу. Хотя если вдуматься, то это не так уж и странно: ведь в описанном мире у населяющих его людей есть четкое понятие о Боге и о том, что такое душа.
Еще один большой плюс рассказа "Время Исканий" заключается в том, что вся "техническая" сведения об устройстве и истории мира подаются в нем не в форме скучной лекции, отвлекающей читателя от сюжета, а в виде отдельных небольших фрагментов. При такой подаче информации произведение остается увлекательным от начала до конца, читательский интерес не спадает на протяжении всего рассказа.
Ну а сюжет "Времени" должен понравиться самым разным читателям с разнообразными вкусами и литературными пристрастиями. Он не оставит равнодушными любителей экшена, так как в нем хватает опасных ситуаций и борьбы. Его оценят по достоинству те, кто больше любит читать о внутренних переживаниях героев: их там, несмотря на небольшой объем рассказа, очень много. А также те, кто ценит в литературе философские и этические вопросы - после прочтения "Времени Исканий" у них появится достаточно новой пищи для размышлений. Одним словом, каждый читатель сможет найти в этом рассказе что-то свое - то, что "зацепит" лично его.
Кроме того, читать эту вещь просто-напросто интересно. Исход очередного противостояния Друга императора и "оппозиционеров", останется неизвестным до финала рассказа. И даже для самого догадливого читателя развязка будет крайне неожиданной. Настолько, что многие, возможно, захотят еще раз перечитать рассказ Виноградова, чтобы проверить, нет ли в начале каких-либо намеков на концовку.
Персонажей во "Времени Исканий" немного, и каждый из них описан всего лишь несколькими фразами, но этого оказалось достаточно, чтобы показать их характеры. Все герои рассказа живые, не "картонные", и особенно стоит подчеркнуть, что маленькие дети в нем выглядят именно детьми, которые ведут себя так, как положено пятилетним мальчикам. Это тоже нечасто можно встретить в современной литературе, где обычные дети рассуждают и действуют слишком по-врослому для своего возраста. Не менее любопытны и взрослые персонажи. Впечатляет взаимное уважение, которое проявляют по отношению друг к другу ищущие ребенка-императора политические противники, несмотря на то, что они являются смертельными врагами. В памяти сразу же вплывает классическая литература, написанная в жанре исторического романа, и эта неожиданная при чтении фантастики ассоциация тоже выделяет "Время Исканий" на фоне остальной современной фантастики.
Наконец, следует отдельно отметить очень удачное название должности первой приближенной к императору персоны - Друг. Одним этим словом автор смог сказать читателю очень много об обязанностях занимающего ее человека и показать их отношения с правителем. Да и названия упоминаемых в рассказе рас, планет и изобретений звучат очень красиво и экзотично. Все они, за исключением названия планеты Аолайго, взятого из легенд о боге обезьян Ханумане, придуманы автором, и его фантазия проявилась в этом по полной программе. В этом плане "Время Исканий" находится на том же высоком уровне, что и другие произведения Павла Виноградова. Поклонники творчества этого автора, уже знакомые с другими его произведениями, с радостью узнают его "фирменный" стиль, отличающий все выходящие из-под его пера вещи.
А еще Павел Виноградов сумел очень ясно показать в своем рассказе привязанность между соратниками и любовь к детям. Не только к тому ребенку, которому выпало стать императором, но и к самым обычным малышам...