Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна: другие произведения.

Зашифрованный травник или подделка?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Секретные материалы", N 22, 2016 г.


   Зашифрованный травник или подделка?
  
   В этой старинной книге можно только рассматривать картинки - и этим уже больше ста лет занимаются взрослые серьезные люди всего мира. Потому что читать ее невозможно - по крайней мере, пока. Хотя сделать это серьезные ученые тоже пытаются, и каждые несколько лет в печати появляется сообщение об очередном специалисте, который частично понял, о чем рассказывает странная книга. Правда, привести точные доказательства своих предположений пока еще тоже никому не удалось. Но ученые не сдаются - и продолжают перелистывать ее страницы, разглядывая картинки...
  
   Рукописная пергаментная книга, известная, как "Манускрипт Войнича" или "Рукопись Войнича", официально считается самой загадочной книгой в мире. И считается заслуженно: это единственный в своем роде документ, о происхождении и содержании которого неизвестно практически ничего. Кем он был создан, когда и с какой целью, что в нем написано и являются ли непонятные символы на его страницах текстом, а не бессмысленным набором знаков - все эти вопросы до сих пор остаются без ответа. Предположений о том, какие тайны в ней скрыты, существует великое множество, однако ни одно из них не может объяснить все странности манускрипта. Каждая теория имеет свои слабые места, и ни одну из них нельзя назвать более достоверной и логичной, чем другие. Так что исследователи, как правило, либо выбирают те предположения, которые кажутся более правильные лично им, либо выдвигают свои собственные гипотезы - к сожалению, тоже не способные ответить на все вопросы, касающиеся этой рукописи.
   Загадочная книга носит имя польского антиквара Вильфреда Войнича, мужа известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, так как благодаря ему этот документ стал известен. Согласно официальной версии, в 1912 году Вильфред приобрел его для своего антикварного магазина в Лондоне вместе с еще тридцатью старинными рукописями библиотеки Папского Григорианского университета. Перебирая древние манускрипты, Войнич сразу обратил внимание на тот, который впоследствии назовут его именем: толстую пачку переплетенных пергаментных страниц, покрытых необычными символами, лишь отдаленно напоминающими буквы разных языков, и странными цветными рисунками, изображавшими то разные растения, то звезды и планеты, то купающихся в зеленой воде обнаженных женщин, то какие-то замысловатые узоры... Вильфред многое знал о древних рукописях, но такие значки и рисунки видел впервые, и скорее всего, ему уже тогда стало ясно, что попавшая ему в руки книга станет настоящей сенсацией. Хотя вряд ли он мог представить себе, насколько громкой будет эта сенсация.
   Вернувшись в Лондон, антиквар снял с необычной покупки несколько копий и разослал их известным специалистам-шифровальщикам, надеясь, что они смогут понять, о чем говорится в книге. Но и эти специалисты, и все остальные, кто впоследствии решал попробовать свои силы в расшифровке "Манускрипта Войнича", потерпели неудачу. Все известные в то время системы шифровки текстов оказались бесполезными. Следующие пятьдесят лет книга оставалась у супругов Войничей, и ученые продолжали работать с ее копиями - по-прежнему безуспешно. В 1915 году Войничи переехали в Нью-Йорк и открыли антикварный магазин там, 1930 году умер Вильфред Войнич, а в 1960-м не стало его жены Этель, и таинственная рукопись перешла к их наследнице Энн Нилл. Та продала манускрипт американскому книготорговцу Хансу Краусу, который сперва пытался перепродать его кому-нибудь, однако коллекционеры не заинтересовались книгой, которую невозможно было прочесть, и, в конце концов, Краус подарил ее Библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета, где она хранится и в настоящее время. После того, как загадочный манускрипт оказался в этой библиотеке, интерес ученых к нему снова возрос, и его опять начали исследовать.
   "Рукопись Войнича" продолжала хранить свои тайны, однако специалистам все же удалось выяснить кое-что о ее истории. Вильфред Войнич приобрел вместе с ней письмо, подписанное Иоганном Маркусом Марци, который жил в XVII веке и был ректором Пражского университета с 1662 по 1667 годы. Это письмо было адресовано немецкому ученому Афанасиусу Кирхеру, принадлежавшему к ордену Иезуитов и работавшему в Папском Григорианском университете, в то время называвшемся Папской коллегией. Кирхер был очень разносторонне образованным человеком, математиком, философом и знатоком многих европейских и восточных языков, и Марци в своем письме описывал ему загадочную зашифрованную книгу, предлагая попробовать разгадать ее шифр. К письму прилагалась копия нескольких страниц этой рукописи, а кроме того, в нем рассказывалось, что сама она раньше принадлежала императору Священной Римской империи Рудольфу II и хранилась у его придворного врача, специалиста по лекарственным растениям и смотрителя его сада Якоба Хорчицки. После смерти императора и его врача таинственный манускрипт перешел к алхимику Георгу Барешу, который дружил с Маркусом Марци - и тогда, в 1666 году, они решили попробовать расшифровать ее, подключив к этому делу Афанасиуса Кирхера. Более ранняя история рукописи была им неизвестна: Марци писал Кирхеру, что Рудольф заплатил за нее 600 золотых дукатов, но кто был продавцом манускрипта, в письме не говорится.
   Ответ Кирхера не сохранился, но, скорее всего, предложение этих двух ученых заинтересовало его, и он пожелал увидеть сам манускрипт, потому что впоследствии рукопись оказалась в его библиотеке в Папской коллегии. Но его попытки понять, о чем она, не увенчались успехом, потому что после этого о странной книге долгое время нигде не упоминалось. По всей видимости, манускрипт хранился среди остальных книг, меняя владельцев, которые, возможно, даже не заглядывали в него, до того момента, когда в 1870 году Папская область не была завоевана объединенным Итальянским королевством и новые власти не попытались конфисковать библиотеку университета. Его сотрудники разобрали большую часть книг по домам, в свои личные библиотеки, и зашифрованная рукопись вместе с другими древними манускриптами оказалась на вилле ректора Папского университета Петера Яна Бекса. Там она снова долго лежала, всеми забытая, до 1912 года, когда университет решил продать часть своей библиотеки, чтобы поправить свои финансовые дела, и на бывшую виллу Бекса приехал Вильфред Войнич.
   На этом период безвестности для манускрипта закончился навсегда: с тех пор он все время был в центре пристального внимания ученых, пытавшихся прочитать его, узнать, кто был его автором, и понять, для чего он был создан.
   Все эти вопросы пока остаются без ответа. Текст "Рукописи Войнича", объемом около 170 тысяч символов, написанный на 240 страницах (судя по нумерации, сделанной, по всей видимости, кем-то из его владельцев, всего страниц было 262, но часть из них была утрачена), даже отдаленно не похож ни на один из существующих на Земле языков и, одновременно, имеет некоторые общие черты со многими языками, на которых разговаривают люди в разных частях земного шара. Символы, которыми исписаны его страницы, кое в чем ведут себя, как буквы европейских языков: всего в книге используется от 20 до 30 "букв", которые собраны в достаточно короткие группы - "слова". Довольно много слов в книге отличаются друг от друга только одним символов, как бывает в тех языках, где существуют падежи и одно и то же слово может употребляться в разных формах. Однако есть и существенные отличия от европейских языков. Так, в манускрипте имеется также несколько десятков "букв", которые используются всего 1-2 раза. А кроме того, некоторые "слова" в нем написаны два и даже три раза подряд.
   Определенное сходство у этого текста есть с арабским письмом: как и в нем, в "Манускрипте Войнича" есть символы, которые встречаются только в начале "слова", только в конце или только в середине. А некоторые ученые считают, что все эти символы являются не буквами, обозначающими отдельные звуки, а иероглифами, каждый из которых соответствует целому слову. Есть также версия, что книга написана искусственным языком, специально созданным для тайных записей - это объясняет, почему ее текст не похож на другие языки, но делает ее расшифровку практически невозможной. Впрочем, те дешифровщики, кто считал, что в основе языка "Рукописи Войнича" лежит какой-либо реальный язык, тоже не смогли прочесть ее, и на сегодняшний день большинство специалистов сходятся на том, что если это шифр, то для его создания применялись две разные системы шифровки. Если это так, то каждый символ рукописи может обозначать и один звук, и сочетание нескольких звуков, и целое слово, причем одинаковые символы, стоящие в разных местах, могут иметь разное значение. Прочесть зашифрованный таким образом документ может только его создатель или тот, кто знает, как именно текст был зашифрован - то есть, в настоящее время, этого не под силу никому...
   Впрочем, сравнивая текст с иллюстрациями, которыми он сопровождается, можно хотя бы приблизительно предположить, о чем в нем идет речь. Логично, что на страницах с изображением растений описываются эти самые растения - и действительно, в "ботаническом" разделе манускрипта на каждой странице с рисунком встречаются "слова", которых нет на других страницах. Скорее всего, это названия нарисованных растений, однако определить по рисункам, что именно за цветы и травы там изображены, тоже довольно сложно. Некоторые изображения имеют сходство с чертополохом, анютиными глазками, папоротниками, лилиями и другими цветами, другие лишь отдаленно напоминают ромашку или подсолнечник, а третьи словно составлены из частей разных растений: листья - от одних, цветки - от других, корни - от третьих...
   Другие разделы книги выглядят еще более загадочно. "Астрономический" раздел содержит круглые диаграммы со звездами, известными в Средние века планетами, солнцем и луной, а также знаками Зодиака. "Биологический" - изображение сложной системы бассейнов с зеленой водой, соединенных трубами, в которых купаются обнаженные женщины, часть из которых беременные, причем некоторые трубы и водоемы имеют форму человеческих органов. В "космологическом" разделе снова появляются круговые диаграммы и узоры, но об их содержании и вовсе невозможно догадаться (некоторые из них похожи на изображения галактик, о существовании которых в Средние века никто даже не подозревал), в "фармацевтическом" нарисованы отдельные части растений, в том числе тех, что изображены целиком в "биологическом", а в последнем, "рецептурном" разделе нет картинок и имеется только текст, разделенный на отдельные короткие "заметки" - то, что это могут быть рецепты лекарств, приготовленных из описанных ранее растений, тоже является только предположением, потому что обычно рецептами заканчивались средневековые травники, где также были изображения и описания лекарственных растений. Астрологические диаграммы не противоречат предположению о том, что рукопись является травником, так как медицина в то время плотно соприкасалась с астрологией и астрономией: считалось, что разные растения нужно собирать, сушить и готовить из них лекарство только в определенное время, под определенными знаками Зодиака или в определенные дни лунного цикла. Но вот бассейны с купальщицами в эту теорию вписываются плохо. Хотя некоторые специалисты предполагают, что на этих рисунках символически изображен процесс очищения организма, а обнаженные женщины символизируют лекарства, помогающие разным органам прийти в норму. Сам факт того, что травник был так тщательно зашифрован, тоже вполне понятен: алхимики и врачи той эпохи всегда скрывали свои знания и от конкурентов, и от невежественных людей, которые могли неправильно использовать их рецепты и навредить людям, а самих их подвести под обвинение в колдовстве.
   Кто же мог быть автором этого травника? На этот счет тоже существует множество теорий, в каждой из которых есть свои сильные и слабые места. Маркус Марци в другом письме упоминал, что автором мог быть философ и ученый Роджер Бэкон, и Вильфред Войнич тоже придерживался этого мнения. Также Войнич допускал, что создателем манускрипта мог быть знакомый Бэкона, математик и астролог Джон Ди, который пытался стать придворным астрологом Рудольфа II, но потерпел неудачу. Он мог продать манускрипт императору, специально пустив слух, что его автор - Бэкон, который был тогда очень известен: это помогло бы Ди получить за книгу больше денег. Кроме того, автором мог быть еще один алхимик, друг Джона Ди Эдвард Келли.
   Существуют теории о том, что создателем рукописи были Якоб Хорчицки, Маркус Марци и друг Марци Рафаэль Мнишовски - все они, по мнению исследователей, могли сфабриковать похожую на травник книгу, исписав ее бессмысленными символами, чтобы заинтересовать ею Афанасиуса Кирхера и продать ее ему.
   По мнению английского криптографа Леонелла Стронга, автором "Манускрипта Войнича" следует считать жившего в XVI веке специалиста по лекарственным растениями англичанина Энтони Эскема, который в 1550 году создал немного похожий на эту книгу, но не зашифрованный "Малый травник". А американский криптоаналитик Прескотт Кариер выдвинул теорию, что в создании рукописи участвовали двое или несколько авторов, так как текст на разных ее страницах написан разными почерками. Однако большинство графологов опровергают эту гипотезу, заявляя, что весь манускрипт написан одной и той же рукой.
   Есть еще немало других версий о том, что "Рукопись Войнича" является подделкой. К ним относятся и предположения, что ее авторами были Ди, Келли, Марци или Хорчицки, а также, что ее написал сам Вильфред Войнич, захотевший прославиться, или кто-то из его современников, подсунувший ему подделку, за которую антиквар должен был щедро заплатить. Кроме того, рукопись может быть древней подделкой неизвестного врача или алхимика - так называемым фальшивым травником, которые средневековые медики делали, чтобы выглядеть еще солиднее и загадочнее в глазах простых людей. В таких поддельных травниках не было зашифровано никакой информации - их страницы исписывали ничего не значащими символами, лишь внешне похожими на зашифрованный текст.
   В пользу того, что этот манускрипт является подделкой, говорит то, что его "слова" выглядят слишком странно для всех известных языков, и то, что подобные сочетания символов никогда не встречались в других зашифрованных документах - ведь если бы в прошлые века кто-то создал новый шифр или искусственный язык, он, скорее всего, делал бы на нем и другие записи и поделился бы его секретом с доверенными людьми. Правда, создатель шифра мог умереть вскоре после завершения работы над книгой и просто не успеть никому открыть свой секрет.
   Однако есть существенный аргумент против того, чтобы считать "Манускрипт Войнича" фальшивкой: это исследование американского физика Уильяма Ральфа Беннета, который провел частотный анализ его текста и обнаружил, что частота упоминания в нем разных слов соответствует реально существующим языкам. Если составить график употребления каждого слова в каком-либо осмысленном тексте, получится определенная кривая - и график слов "Рукописи Войнича" тоже дает такую кривую. А значит, когда бы она ни была создана, это не бессмысленный набор символов. На ее страницах все-таки дана какая-то информация.
   Известно ли об этом манускрипте хоть что-нибудь достоверно? Кое-что - да. Американский химик Грег Ходжинс провел радио-углеродный анализ пергамента, из которого сделаны страницы книги, и обнаружил, что они были созданы в период между 1404 и 1438 годами. Это почти полностью снимает подозрения в авторстве рукописи с Войнича и его современников: раздобыть в начале ХХ века 240 страниц настолько старого пергамента было вряд ли возможно. Кроме того, химический состав чернил, которыми написан загадочный текст, тоже соответствует тем чернилам, которые использовались в Средние века. Хотя их теоретически можно приготовить и в наше время, так что с абсолютной уверенностью утверждать, что это средневековая рукопись, все же нельзя.
   Несмотря на все неудачи своих предшественников ученые всего мира не сдаются и продолжают изучать манускрипт, надеясь, что им все-таки улыбнется удача. Последнее громкое событие в научном мире, касающееся "Рукописи Войнича", случилось в 2013 году, когда ботаник Артур О. Такер и специалист по IT-технологиям Рексфорд Талберт из США объявили, что опознали 37 из 303 изображенных в книге растений, причем все эти 37 видов растут на североамериканском континенте. Среди них - один из видов кактусов, вьюнок, дикая капуста, одно из растений, являющееся близким родственником картофеля, и другие. Такер обнаружил рисунки, похожие на изображения этих растений в "Манускрипте Войнича" и выполненные в том же стиле, что и они, в так называемом "Гербарии ацтеков", древней ацтекской рукописи, созданной в 1552 году и содержащей описания лекарственных трав.
   Исходя из этого, Такер предположил, что в основе текста самой загадочной книги на Земле лежит ацтекский язык - нахуатль. Для чего ацтекским травникам понадобилось зашифровать ее и каким образом манускрипт попал в Европу, опять же, можно только догадываться. И даже если это так, совершенно не факт, что его удастся расшифровать: язык ацтеков давно забыт и известен лишь немногим ученым, и к нему, как и к любому другому языку, тоже могла быть применена двойная система шифровки, которую невозможно разгадать без ключа к шифру. Кроме того, в манускрипте есть изображение замка с зубчатой стеной, зубцы которой имеют определенную форму - "ласточкин хвост". Такие стены строили в Европе в XV веке, но не в Америке, до которой европейцы тогда еще не добрались. Откуда же ацтекам могли быть известны такие крепостные стены, не говоря уже о зодиакальных символах, тоже придуманных в Европе? Впрочем, возможно, ацтеки нарисовали не все картинки в книге, а только растения и купальщиц, а остальные изображения были добавлены в книгу позже, когда она уже попала в Европу. Или "Рукопись Войнича" была все-таки создана в Европе, но ее создатель скопировал в нее изображения растений из какого-то другого, утраченного ацтекского травника. Все эти предположения имеют право на существование, но выглядят не очень убедительными...
   И все же терять надежду на то, что самый загадочный документ когда-нибудь перестанет являться таковым, не стоит. Всегда остается вероятность, что где-нибудь, в каких-нибудь неизвестных пока хранилищах, ждет своего часа записанный ключ к шифру или рукопись, написанная на этом же языке с переводом на какой-нибудь известный язык. Если что-то подобное когда-нибудь будет найдено, у ученых появится реальный шанс узнать, какие же тайны почти шесть столетий скрывает от людей "Манускрипт Войнича".
  
   Татьяна Алексеева

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) С.Елена "Заклятая избранница"(Любовное фэнтези) иван "Мир после: Начало"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-3. Сила"(ЛитРПГ) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) В.Чернованова "Невеста Стального принца - 2"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"