Фарбер Максим: другие произведения.

Осояну. Первая печать

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мир, где вещи (как в «Синей птице» у Метерлинка) имеют свою душу — даже бабочку на оконном стекле просто так не начертишь пальцем, того и гляди, взлетит… Деревья с голубой ледяной кровью», сами мгновенно вырастающие среди улиц; танцующие между них «снежные фаэ»; мысль (м.б., и не новая, но хорошая), что книги — это живые существа; могущество дьюсов и сдерживающих их печатей. Наталье Осояну удалось то, что не получается (пока) у доброй половины, если не больше, отечественных фэнтезистов: совместить под одной обложкой «классическую» фэнтези (в духе канонов 50-х — 80-х) — и фэнтези «нестандартную» (из нашей, отечественной традиции выросшую).

  «Зимняя стужа»
  
  Мы, конечно, с детства помним Андерсена: девочка, потерявшая брата, у которого «вымерзло сердце», бредёт одна сквозь стужу и зовёт, зовёт. Здесь будет нечто подобное (не точь-в-точь, но…) А ещё — будет мир, где вещи (как в «Синей птице» у Метерлинка) имеют свою душу — даже бабочку на оконном стекле просто так не начертишь пальцем, того и гляди, взлетит… Будут — «махолёты», словно сошедшие с рисунков Да Винчи. Летучие острова (реверанс в сторону «Гулливера»?) …и читателю придётся крепко подумать: что это, 17-й век, 19-й, или чуть пораньше… или всё-таки это — «про нас»?
  Общее впечатление от всего этого — Н. Осояну удалось то, что не получается (пока) у доброй половины, если не больше, отечественных фэнтезистов: совместить под одной обложкой «классическую» фэнтези (в духе канонов жанра, заданных англо-американскими авторами в 50-х — 80-х) — и фэнтези «нестандартную» (из нашей, отечественной традиции — Олди, Дяченко, Раткевич — выросшую). От первого здесь — красивая образность, подробно прописанный мир, занимательный сюжет. От второго — то, что во главу угла поставлен сочный и «вкусный», живой язык => великолепный стиль.
  Можно сказать, что в этой повести (как, в общем-то, и в её продолжении, «Спящие») автор уже «на полную» достигла творческой зрелости: если к «Невесте» у меня ещё были какие-то придирки (при общем, конечно же, положительном впечатлении) — то тут ничего такого нет: всё цельно и гармонично.
  Ну и, кроме того, это просто очень красивая история. «Деревья с голубой ледяной кровью», сами мгновенно вырастающие среди улиц; танцующие между них «снежные фаэ»; мысль (м.б., и не новая, но хорошая), что книги — это живые существа; могущество дьюсов и сдерживающих их печатей, создавших, например, зрячие (!) глаза… из металла. Неожиданные здесь, но потому и прелестные, «готические» нотки в истории Теймара о брошенном острове. Отсылки к знакомым нам реалиям — южный город у подножия «Медведь-горы» (шаловливая шутка автора, привносящая тёплую нотку: это про нас же!).. Такое богатство образов если и попадалось в «Детях Великого шторма», то — всё-таки было «нечаянной радостью»: тот цикл берёт другим. А тут — это уже основа книги. Поздравим автора с этой несомненной удачей — не знаю, как вам, а мне показалось: она наконец-то нашла себя.
  10 из 10.
  
  
  «Спящие»
  
  Знаете, в чем беда всех сикве… (впрочем, нет, слово «сиквел» тут не подходит. Всех вторых частей, всех продолжений какой-либо хорошей истории)? Уверен, что знаете. Интересные и оригинальные придумки, так хорошо «сыгравшие» в первой части, вдруг оказываются уже привычными, а потому — несколько исчерпавшими себя. Так что, если в истории злосчастного города Эйлама вы ожидали увидеть тех же, так понравившихся еще с «Зимней стужи», дьюсов и фаэ… нет, они здесь, конечно, будут. Но не им отведена главная роль; да и Теймар несколько изменился…
  Впрочем, это и хорошо. Хорошо, что книга — уже не про «красивый мир, интересный сам по себе», а больше про _людей_. (В идеале — неплохо бы, чтобы и про то, и про то сразу… но так, как вышло в итоге, тоже замечательно). ГГероиня отнюдь не такая «милая нежная девочка» из сказки, какими были Дженна и Ивер (и Эсме!) — она в любой момент может «посмотреть букой», вообще — ершиста, ехидна и иронична чересчур, но именно это позволяет разглядеть в ней не фэнтези-героя, а реального человека. Живого, не всегда приятного в обхождении, но в глубине души доброго.
  
  Никто из героев вообще не является «ангелом во плоти» (и Кьяран, и Сола — в принципе, совсем неплохие люди, но им тяжело пришлось, в т.ч. и по вине самой Фиоре — так что не надо удивляться, что они в итоге ее не пожалели.
  
  Грубоватая и колкая Имарис, напротив, в итоге оказывается способна помочь — не потому, что «вот такая она добренькая», а просто потому, что житейские обстоятельства, «ну шо ж было делать», и т. п. Собственно, это и называется реализм (пополам с гуманизмом) — люди изображены как _люди_, не как идеальные образы Д. и З.; даже Чёрная хозяйка — не исключение. Может быть, таким людям не получится сочувствовать — но их можно _понять_. И это главное).
  Были, были моменты в повести, которые мне не понравились — напр., может насторожить вот это чередование «яви» и «нави», по-своему безумное; но, видимо, автор так задумывала — это и должен быть кошмар, иначе мы не прочувствуем, что на душе у Фиоре. Конец повести с лихвой искупает всё предыдущее.
  Ну, и вот этот образ, «жизнь в нави = карнавал» — он, по-моему, до конца не раскрыт. Так, промелькнул в паре сцен; а надо было (imho), раз уж придуман, «тащить» его до конца, м.б., и до самого момента, когда грешник теряет свои... ну, вы помните. (Потом — понятно, уже «не до того». Но доразвить-то стоило…)
  Что же касается идеи…
  Есть у Марлены Рахлиной такое стихотворение —
   «Не просила, чтоб рожали. Не кричала: дайте жизнь!»
  
  Финальные главы «Печати» напомнили мне о нем… «но бойтесь желаний ваших, ибо…» Резюме. Читать стоит — в т.ч. и тем, кто незнаком с предыдущими вещами Осояну. Эта — более сильная (и более цельная!), поэтому «пойдёт легко». 9 из 10 книга заслуживает (тогда как «Шторму» я, честно говоря, до сих пор колеблюсь, какую оценку дать).
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) О.Герр "Невеста на подмену"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) А.Вичурин "Байт I. Ловушка для творца"(Киберпанк) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя 2. Карманная катастрофа"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"