Балюк Людмила : другие произведения.

Стервоза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда первый раз уйти от мужа не получилось, Александра второй и окончательный разрыв стала готовить заранее. Ни близкая подруга Нинка, ни сын Алешка не верили, что это случится. Они об этом даже не догадывались. Что все ее действия направлены не на укрепление семейных уз, а на их полный разрыв знала только Александра.

  СТЕРВОЗА
  Трагикомедия в двух частях
  
  
  Действующие лица:
  
  Александра - 32 года;
  Андрей - муж Александры, 34 года;
  Нина - подруга Александры, 32 года;
  Лариса - коллега Андрея, 25 лет;
  Женька - сводная сестра Александры, 27 лет;
  Алешка - сын Александры и Андрея, 12 лет;
  Сосед, около 45 лет;
  Соседка, около 40 лет.
  
  Место действия - квартира Александры и Андрея.
  Время действия - наши дни.
  
  Акт первый Гостиная в квартире АЛЕКСАНДРЫ и АНДРЕЯ. В глубине сцены три двери: слева в спальню, справа в комнату АЛЕШКИ, по центру - кухня. Ванная предположительно справа сцены, вход в квартиру - слева. Обстановка современная. На вешалке у входа шуба, пальто и сумочка. Рядом зимняя обувь. На журнальном столике газеты 'Советский спорт' и журналы 'Футбол-Хоккей', среди них бутылка из-под вина, 2 бокала и тарелка. Между первой и второй картиной проходит полгода.
  
  
  
  Акт второй
  
  Картина первая
  Квартира Андрея и Александры. Обстановка та же, что и в первом акте. На диване лежит плед, на столике нет газет. Входят Александра и Лариса. На них шубы и сапоги. В руках сумочки. У Ларисы в руках коробка с тортом. Обе раздеваются. Лариса проходит, ставит торт на стол и садится в кресло, долго удобно устраиваясь. Александра открывает коробку с тортом, приносит чашки и блюдца. Все это в разговоре.
  
  Лариса: Ой, Александра! До чего же ты занудная. Удачный муж - это мужчина, состоявшийся не только как политик, ученый или бизнесмен, тут уже не важно в чем он себя проявил с наилучшей стороны. Удачный муж - это разведенный мужик средних лет, желательно малодетный, преданно любящий своих чад и сохранивший отличные отношения с первой женой. Ежевечерне выслушивать жалобы по поводу разваленного прошлого и разбитого отцовского сердца мне как-то не особо хочется. Равнодушие к бывшей семье тоже не вариант, замучаешься от брошенной жены упреки получать за уведенного из семьи отца и мужа. Так что, отношения должны быть дружеские. Он должен быть еще достаточно молод, чтобы с ним не стыдно было показаться на людях, и достаточно зрел, чтобы не впадать в романтический маразм и понимать, что новых детей от молодой жены ему не надо ни под каким соусом. Вывел в люди одних? - достаточно! И, конечно - связи! У него должно быть много полезных связей. И вообще, традиционная домостроевская семья в наше время - это пережиток прошлого. Отношения не должны быть скованы условностями и запретами. Свобода каждой отдельной личности в любом союзе! - вот мое кредо. В любой момент я хочу иметь возможность, не подстраиваясь ни под кого: детей, мужа... быть вольной поступать так, как считаю нужным, и быть там, где в данный момент мне быть интереснее всего. И, естественно, никаких упреков: где была и что делала, терпеть ни от кого не собираюсь. Или берешь и любишь меня такой, какая я есть, или, извини - нам не по пути.
  
  Александра: Ну, что-то же взамен все равно придется предложить?
  
  Лариса: А взамен он получит темпераментную тигрицу, ласковую кошечку и изворотливую лису в одном флаконе. Это умопомрачительная смесь! Поверь! (смеется) При этом: никаких истерик, никаких претензий, никаких условий! "Ты голодный, дорогой? У меня все на столе. Сперва в спальню? Ах, ты мой тигр!" Еще ни один по своей воле из моей жизни не уходил. Проверено!
  
  Александра: Но это больше похоже на правила какой-то игры, а не на семейные отношения.
  
  Лариса: Александра! Вся наша жизнь - игра. Мы только просыпаемся, только пропускаем под веки свет и уже начинаем играть. Кто-то талантливо, кто-то бездарно. В примерного семьянина, в заботливую жену, в послушных детей... Мы настолько вжились в эту игру, что перестаем быть настоящими и жить настоящей жизнью. Я просыпаюсь, иду на кухню выпить кофе, ну люблю я горячий кофе сразу как глаза открою, у него в такие моменты неповторимо восхитительный вкус. А там - предки... С недовольными лицами, что я на кухню прошла мимо ванной. И все! Начинается игра: либо трагедия и я получаю СВОЙ утренний кофе, либо фарс - я подчиняюсь, моменты удовольствия потеряны. Правила игры, в том или ином жанре, соблюдены - но это уже не моя, не настоящая жизнь, она чья-то, кем-то режиссированная. И это, заметь, только маааааленький эпизод. Маленький эпизод многоактового спектакля. И так во всем... и со всеми. Особого таланта, я бы даже сказала, гениальности, требует соблюдения правил игры с мужчинами. Здесь, выбирая жанр, нужно изучить предмет игры досконально: его характер, предпочтения, цели. Здесь все зависит от нужности персонажа. Нужен - ищи общие правила игры. Правила, которые устроят вас обоих. А не нужен - позволь себе роскошь быть собой.
  
  Александра: А любовь? Обычная человеческая любовь, которая существует сама по себе, не подчиняясь ни разуму, ни силе воли, ни правилам игры? Что самодостаточна в любом возрасте, в любой оболочке. Она - непредсказуемость, неизбежность. Сила, способная противостоять всем прочим силам. Любовь предусмотрена твоими правилами игры?
  
  Лариса: Александра, опомнись! Какая любовь в наше время? Любовь - это зависимость, рабство. Мысли должны быть направлены на завоевание всего мира, а не одного отдельного человечишка в нем. И для этого голова не должна быть забита всякими бредовыми мыслями: почему не звонит, где его носит, и не завел ли он себе другую кошечку?.. При таких отклонениях не до свершений. Зависеть от чувств? Да ни за что!
  
  Входит Андрей и удивленно смотрит на Ларису.
  
  Александра: А вот и Андрюша.
  
  Андрей: Лариса? А ты здесь как?
  
  Лариса: Обыкновенно: в гости зашла. Меня Александра пригласила.
  
  Александра: (держится свободно и непринужденно) Дорогой, что-то не так? Кстати, у меня все готово, можно чай пить.
  
  Лариса: Пожалуй, мне пора. Засиделась, а домой через полгорода добираться.
  
  Александра: Сиди! Это вообще не проблема. Андрей тебя отвезет. Да, Андрюш?
  
  Андрей: Конечно! Машина под окном, как знал - в гараж не ставил.
  
  Александра: Ну, вот и отлично! Все за стол!
  
  Садятся за стол. Александра разливает чай.
  
  Александра: Ты знаешь, дорогой, Лариса жалуется на своего инструктора по вождению, а я все думаю, что не знала бы она никаких проблем, если бы вместо бездарного инструктора, ее обучал ты. (Смеется)
  
  Лариса: Андрей, что я слышу. Ты работал инструктором?
  
  Александра: Нет, конечно. Но, задатки у него к этому есть. Когда мы еще только встречались, он часто сажал меня за руль и учил водить. Хотел произвести впечатление своими навыками. Как видишь, ему это настолько удалось, что я за него даже замуж вышла. Под его талантливым руководством сдала на права без всяких автошкол.
  
  Лариса: Как обидно! Тебе ведь это умение ни к чему, своей машины у тебя нет. А мне во что бы то ни стало нужно побыстрее получить права, иначе отец свою машину отдаст сестре. Себе он уже новую присмотрел. Я - дочь младшая и более любимая, но у Ритки есть права. Машинка может уплыть к ней.
  
  Андрей: Права всегда можно купить, были бы деньги.
  
  Лариса: Все давно уже куплено. Только с ними инспектора на дороге дурачить. С моим буквоедом-отцом этот номер не пройдет.
  
  Александра: Тогда тебе в качестве дополнительного инструктора мой муж - идеальная кандидатура. Не заметишь, как экзамен сдашь. (Смеется)
  
  Андрей: Вообще-то я хотел машину в сервис отогнать, мотор перебирать надо, барахлит там что-то.
  
  Александра: Наша машина здесь вообще роли не играет. Ларисе лучше учиться на своей. Ну, на отцовской.
  
  Лариса: Александра! Ты это серьезно? Это было бы здорово! Я учусь... машина в деле... отец все видит - сестра вне игры.
  
  Входит Соседка.
  
  Соседка: Добрый всем вечер! Шура, мукой не выручишь? Ягоды разморозила пироги испечь, а муки не оказалось. Боюсь, как бы ягоды не пропали.
  
  Александра: Выручу, конечно. Пойдем.
  
  Андрей: (Соседке) Пирогами придется поделиться.
  
  Соседка: Ну, это само собой.
  
  Александра и Соседка уходят. Лариса и Андрей одни.
  
  Лариса: Пироги любишь?
  
  Андрей: А ты видела мужика, который их не любит? На счет вождения ты серьезно?
  
  Лариса: А почему нет? И, заметь, не я это предложила, а твоя жена. Было бы глупо отказываться, когда мне так необходима практика, а инструктор попался тупой.
  
  Андрей: А мне казалось, ты не очень жаждешь оставаться со мной наедине.
  
  Лариса: Тебе правильно казалось. По поводу наших с тобой отношений мы все давно выяснили. Извини, если я повторюсь, но мы с тобой можем быть только добрыми друзьями, не более.
  
  Андрей: Но, ведь, если я соглашусь быть твоим личным инструктором, нам придется много времени проводить вдвоем. Не боишься, что между нами может произойти короткое замыкание?
  
  Лариса: Не боюсь. Я хорошо заизолирована.
  
  Андрей: Тогда ты просто вынуждаешь меня согласиться. Чтобы проверить прочность твоей изоляции.
  
  Возвращаются Александра и Соседка.
  
  Соседка: Ты бы не увлекался так тортом, сосед. А то для пирогов места не останется.
  
  Соседка отводит Александру в сторону.
  
  Соседка: Что-то я у вас этой девицы раньше не видела. Откуда она взялась?
  
  Александра: С Андреем вместе работает. Коллега.
  
  Соседка: Таких коллег стоит держать от мужей подальше.
  
  Александра: Ты думаешь? Я вроде ничего такого не замечала за ними...
  
  Соседка: Так они перед тобой и раскроются! Смотри в оба, Александра, а то не равен час без мужа останешься. Коллега уведет. (Кивает в сторону Ларисы)
  
  Александра: Да нет! Не думаю. Зачем он ей?
  
  Соседка: На хорошего мужика всегда спрос, а твой и видный, все при нем, и зарабатывает хорошо... Любая позарится. Гони ты ее отсюда. И Нинку свою гони. Нельзя при хорошем муже иметь незамужних подруг.
  
  Александра: Уверяю тебя: можно. Я в своих подругах уверена.
  
  Соседка: Ты и в сестре была уверена, а что вышло?
  
  Александра: В одну воронку снаряд дважды не падает. И надо же кому-то верить в этой жизни?!
  
  Соседка: Это ты подружку свою - Нинку - имеешь в виду. Я тут как-то видела, как она твоего Андрея охмуряла.
  
  Александра: (Уверенно) Этого не может быть! Тебе что-то не то показалось.
  
  Соседка: Что ж я, по-твоему, вру?
  
  Александра: Ты что-то не то увидела, только и всего.
  
  Соседка: Ну, не верь, раз такая глупая! Но мой тебе совет: бди, Александра... Чтобы не плакать потом.
  
  Соседка уходит.
  
  Андрей: Шур, мы тут обсудили твое предложение... Так что, если ты не против, я берусь из Ларисы сделать водителя экстра-класса.
  
  Александра: Почему я должна быть против, когда сама это предложила? Кому еще чаю?
  
  Лариса: Ой, нет. Спасибо. Теперь мне точно пора.
  
  Александра: Андрей тебя отвезет. Спасибо, что зашла. И спасибо за театр.
  
  Лариса: Это тебе спасибо за мужа!
  
  Андрей помогает Ларисе одеть шубу. Одевается сам. Лариса прощается, они с Андреем уходят. Александра убирает посуду со стола.
  
  Александра: Ну вот и славно... Только бы все получилось!
  
  
  Картина вторая
  Александра и Алешка. Александра садится на диван, в руках папка с документами. Алешка пристраивается за столиком с ноутбуком.
  
  Александра: Только не долго, пожалуйста. В твоей жизни и так слишком много интернета.
  
  Алешка: Интернета много не бывает. Бывает скорость низкая...
  
  Некоторое время оба молча занимаются каждый своим делом.
  
  Алешка: Мам, а почему к нам Женя перестала заходить?
  
  Александра: Занята, наверное. Почему ты спрашиваешь?
  
  Алешка: Да так... Давно ее не видел, а раньше она к нам через день заходила.
  
  Александра: То было раньше.
  
  Алешка: А вот эта Лариса... Она откуда взялась?
  
  Александра: (Делает вид, что очень расстроена вопросом сына) С папиной работы. Ты уже насиделся?
  
  Алешка: Нет, конечно!
  
  Александра: Тогда не отвлекайся на всякие глупости.
  
  Входит Нинка.
  
  Нинка: Привет грозе интернета! Как дела?
  
  Алешка: Все путём. А у тебя?
  
  Нинка: Если выражаться на доступном тебе языке, то тоже все путём. (Подходит к Александре и садится рядом) Саш, я за камерой. Завтра самой позарез нужна.
  
  Александра: Да, конечно. Сейчас.
  
  Александра выходит.
  
  Нинка: Почему вы вдвоем? Где папашка?
  
  Алешка: Где-то с Ларисой катается.
  
  Нинка: (Замирает в шоке) Прости. Повтори то, что ты сейчас сказал.
  
  Алешка: Где-то с Ларисой катается.
  
  Нинка: С какой Ларисой?
  
  Алешка: С его работы. Он ее вождению обучает.
  
  Входит Александра с фотоаппаратом. Протягивает его Нинке. Та отводит ее руку и, не глядя на Лешку:
  
  Нинка: Леш, поди-ка к себе. Нам с мамой посекретничать надо.
  
  Алешка: С превеликим удовольствием! (Уходит с ноутбуком)
  
  Александра и Нинка вдвоем.
  
  Нинка: Саш, а что у вас происходит? Где твой муж? И почему твой сын так непринужденно употребляет имя "Лариса"?
  
  Александра: (Кладет фотоаппарат на столик и садится в кресло) Если отвечать в порядке заданных вопросов, то у нас ничего необычного не происходит, все, как всегда. Муж обучает Ларису - коллегу по работе (делает ударение на словах "коллегу по работе") водительскому мастерству. По этой же причине сын знает, что Ларисой могут звать не только крысу Шапокляк.
  
  Нинка: Постой... У меня плохо с ушами и глазами, или ты действительно спокойно об этом обучении говоришь?
  
  Александра: Ну, извини, что не бьюсь головой об стену. В чем проблема, Нин? Кому плохо от того, что опытный водитель готовит свою коллегу к сдаче экзаменов?
  
  Нинка: Значит, опытный водитель, говоришь... И что он там дальше с коллегой делает..?
  
  Александра: Нин, давай без полемики. Поверь, тема того не стоит.
  
  Нинка: (Взрывается) Эти двое из тебя дуру делают, а ты говоришь: не тема!
  
  Александра: Никто из меня дуру не делает. Если бы между ними что-то было, я бы заметила. Приглядись хорошенько: по мне видно, что я обеспокоена?
  
  Нинка: Видно. Видно! А еще видно, что ты только делаешь вид, что спокойна, а на самом деле, на тебе вон лица нет.
  
  Александра: Тебе кажется.
  
  Нинка: Кажется? Не забывай, что я тебя с детского сада знаю. Тебя мать родная не знает так хорошо, как я! (При этих словах Александра заметно грустнеет) Опомнись, Саша! Сколько ты еще будешь терпеть его издевательства?! В общем так, если ты с ним не поговоришь, это сделаю я. (Александра делает попытку возразить, Нинка ее жестом останавливает). Имею право! Я почти твое второе "я".
  
  Александра: Хорошо, пусть имеешь... Ну, а если я попрошу тебя этого не делать, а я ПРОШУ этого не делать, ты обещаешь не вмешиваться?
  
  Нинка: Ну почему, Саш? (взрывается гневом) Почему я должна на все, что вокруг тебя происходить смотреть и бездействовать?
  
  Александра: (устало) Я уже объясняла. Теперь просто прошу: не вмешивайся, пусть все идет, как идет. Однажды все решится само собой.
  
  Нинка: Однажды... (То садится рядом и обнимает Александру за плечи, то встает и ходит по сцене) А как дожить до этого "однажды"? Закрыть глаза на бесполезность потраченного времени, этих прожитых впустую лет? Не признавать безысходность всех твоих поступков,... не замечать зависимость,... оправдывать упрямство?.. Ты думаешь, для моих мозгов и натуры это посильно? Это же, как огнем по живому! Единственная близкая, дурацкое слово - близкая, подруга, родной до боли человек не живет, а существует, а ты сделать ничего не можешь, ждешь это "само собой", потому что тебя просят стать бесчувственным одноклеточным. Спасибо, что при этом не просишь возлюбить твоего ненаглядного, как самую себя. Не для меня это, Саш - бездейственно ждать неопределенное "само собой". Не к тому я себя приучила и не так жизнь свою выстроила, чтобы как соломинка, плыть по течению. Пока живешь - действуй! И не одна я этому правилу следовала, ты была такая же. Что с тобой стало, Саша?
  
  Александра: Чаю хочешь.
  
  Нинка: Чаю? Какой к черту чай? При чем вообще чай, когда мир вокруг на атомы распадается?!
  
  Александра: Не преувеличивай. Стоял он и дальше стоять будет. И мы с тобой, как были, так и останемся... Кстати, недавно соседка мне говорила, что видела, как ты охмуряла Андрея.
  
  Нинка: (Вскакивает) Чего???
  
  Александра: Вот и я на это отреагировала так же. (Успокаивает Нинку) Ты излишне драматизируешь ситуацию, сама паникуешь и меня заставляешь паниковать. Я не вижу того, что видишь ты, живу спокойно, но чувствую себя виноватой за то, что ты считаешь мою жизнь разрушенной, пытаешься ее спасти, а я сопротивляюсь. Какой-то бестолковый бег по замкнутой кривой получается. А все из-за того, что человек-мужчина с человеком-женщиной проводят некоторое время вдвоем. Извини, дорогая, но это уже паранойя.
  
  Нинка: У меня??? Ну, спасибо, подруга! Значит, это у меня был психоз из-за этого... (указывает рукой в сторону спальни, но никого не называет), это меня полгода от депрессии спасали, меня по-новому улыбаться учили. И теперь, когда былое забываться стало, но появилось новое, что вполне способно вернуть тебя в те полгода, она заявляет - паранойя. Саш, ты не представляешь ЧЕМ для меня стали эти месяцы, когда ты как зомби передвигалась из комнаты в комнату, из дня в ночь, а из ночи в день. Не жила, а проживала. Машинально ходила, машинально разговаривала. Забывала есть, на работу уходила в тапочках и единственное, что тебе удавалось без видимого затруднения: лежать и молчать. Я же боялась, что схороню тебя! Что не пригляди за тобой, ты руки на себя наложишь! Я же в машине у вас под балконом ночевала, когда твой этот... недвусмысленно намекал, что пора бы мне и честь знать, а не ходить за тобой, как за дитем. Ты думаешь, для чего я квартиру поменяла на ваш район? Да чтобы в нужную минуту всегда быть рядом.
  
  Александра: (Хватает Нинкину руку и прижимает к своей щеке) Прости, родная. Ну, прости ты меня. Обещаю, ничего этого больше не будет. Обещаю. Все не так. Сейчас все не так. Все иначе и все хорошо. Поверь! Да и я уже другая, совсем другая, чем тогда. Я стала бетонной, каменной, деревянной, сейчас меня не сломить, как раньше. Поверь!
  
  Некоторое время обе молчат.
  
  Нинка: Верю я. Но ведь не только в этом дело, Саш. Бетонной... каменной, а живой? Тебе не хочется быть живой? Любить, смеяться, мечтать? Бетонной... Ты бетонной и я бетонной... Все перевернулось во мне тогда, в те месяцы. Я же едва не возненавидела всех живущих. Детей, за то, что из них вырастают вот такие сволочи. Стариков, за то, что каждый из них вполне мог причинить такую же боль своим близким, и наверняка причинял. Я смотрела на них и пыталась угадать, сколько поганого вранья прячется за их мудрыми морщинами, чужих разрушенных жизней, высмеянных надежд. Вовремя я тогда спохватилась и прогнала от себя весь этот бред, иначе... Я бы перестала любить детство и уважать старость. Бетонной... Нет, Саша. Живой надо быть, а не бетонной. (Некоторое время молчат) Надо жить, Саша. Радостно жить! И знаешь что... А давай-ка мы с тобой в выходные махнем по салонам. Сауна, массаж, горячие камни... (Целует Александру). Я не знаю, что с тобой происходит и что в этой связи мне лучше всего предпринять, поэтому действую по наитию. А ничто так не прогоняет дурные мысли, как ублажнённое тело. (Смеется). Я в субботу заеду, часиков в одиннадцать. Поедем пораньше, тогда к вечеру точно управимся.
  
  Входит Андрей. С порога собирается что-то сказать, но увидев Нинку, умолкает на полуслове.
  
  Нинка: (Не обращая на Андрея никакого внимания) Пора мне, Саш. Запомни, что я говорила. До субботы. (Целует Александру и, никак не реагируя на Андрея, проходит мимо него).
  
  Андрей: Случилось чего?
  
  Александра: Ровным счетом ничего! С чего ты взял?
  
  Андрей: Эта твоя... ко мне когда начнет относиться с уважением? Хоть в своем то доме я могу претендовать на элементарное уважение!?
  
  Александра: Не обращай внимания на ее поведение, только и всего.
  
  Андрей: Я в своем доме хочу чувствовать себя хозяином, а не убогим родственником, которого терпят их жалости! Или пусть она сюда не таскается, или...
  
  Александра: Или?... (Испытывающее смотрит на Андрея, тот молча направляется к двери в спальную. Александра отворачивается от него и добавляет холодным, но четким голосом): Если ты вынудишь меня выбирать между ею и тобой, я выберу ее.
  
  Андрей ненадолго останавливается, смотрит в спину Александре и уходит в спальню.
  
  Александра: (Одна, полуповернувшись вслед Нинке) Прости меня, родная. Но не могу я тебе ничего сказать. Успокоить тебя не могу. И никогда не смогу, потому что предаю я тебя сейчас. Надеюсь, ты никогда об этом не узнаешь и не догадаешься. (В зал) С этой виной перед тобой мне придется справляться самой. (Уходит)
  
  
  Картина третья
  Квартира Андрея и Александры. У стены новогодняя елка. Алешка вешает на нее шар, отходит, любуется. В это время из кухни, снимая передник, выходит Нинка.
  
  Алешка: Вот теперь готово. Тебе нравится?
  
  Нинка: Извини, друг, если я вопреки присущему мне сарказму выскажусь несколько высокопарно, но так будет честнее: она прекрасна! Разряженная новогодняя елка - мой любимый атрибут праздника. И даже если на ней не будет ничего, кроме иголок, мне будет нравиться.
  
  Алешка: Ты вот взрослая, а хуже первоклашек. Те тоже вчера на маскараде на школьную елку, как на привидение глядели, словно не видели никогда.
  
  Нинка: Какие планы на Новый год?
  
  Алешка: А то ты не знаешь?! Мне пока выбор никто не предоставляет, а только заранее ставят в известность, что на Новый год я к бабушке. Ну и ладно, мы с ребятами договорились ноуты с собой взять, и устроить под новогодние куранты свои бои. (Довольно потирает руки). А предки пусть тут сами веселятся, если им, конечно, будет весело.
  
  Нинка: Что так?
  
  Алешка: А... (Машет безнадежно рукой). Они между собой почти не разговаривают. Все хорошо и, как раньше, только когда мы с мамой одни дома, стоит папе появиться, все меняется. Мама перестает улыбаться и даже разговаривать. Только и слышишь от нее, потом сынок да потом. А когда потом? Когда папа за дверь? А он и рад стараться, чуть что, за пальто и гейм овер.
  
  Нинка: Ты в порядке?
  
  Алешка: Нормально. Привык уже. Сперва не замечал как-то, что они не общаются почти, дома в основном мама да я, да и компьютер у меня, и тренировки каждый день... Потом как-то обратил внимание, стал присматриваться - точно. Долго не знал, как к этому относиться, теперь привык. А тут еще эта Лариса, отец все с нею возился.
  
  Нинка: И что?
  
  Алешка: Да так... Обидно и не приятно. Она тут тортик приносила, все отца нахваливала, что без него она не сдала бы свои экзамены. Вот и забирала бы его себе с этим тортиком! Я его даже есть не стал.
  
  Нинка: Ну-ну, разогнался отцами разбрасываться.
  
  Алешка: (обижено, но не зло) Да какой он отец? Вот у Димы - отец, и у Славки. А у меня... Он ко мне ни разу на соревнования не пришел, а про тренировки и говорить нечего. Мама всегда только.
  
  Нинка: Вот что, парень... Ты пока не засоряй свои незрелые мозги анализом отношений между взрослыми. Поверь, это безнадежное занятие. Воспринимай все спокойно, время само их отношения расставит по своим местам. А ты люби маму, уважай отца, а эмоции растрачивай на спорт. Мы еще с матерью хотим поехать за тобой на Олимпиаду золотую медаль на зуб пробовать. (Азартно потирает руки) Всегда мечтала это сделать!
  
  Входит Александра с сумками в руках.
  
  Александра: Нин, ты уже здесь. Как хорошо! Андрей задерживается, а свекровь телефон оборвала, требуя Алешку привезти ей срочно. Только сдай его, пожалуйста, прямо в руки, иначе, если он войдет в квартиру один, ее нотации заглушат нам бой курантов. Лешик, ты собрался? Одевайся, милый, пока бабушку удар не хватил.
  
  Алешка выходит.
  
  Александра: (Нинке) Ты сегодня на связи?
  
  Нинка: Ежесекундно. Излишний романтизм покинул мое сознание, как только я познакомилась со своим прЫнцем поближе. Накануне Нового года не стала парню настроение портить, на корню ломая его бурные брачные планы, лишь слегка намекнула на новое развитие наших с ним отношений. Если по моему тону он и не догадался, что это за новизна, то подозрения должны были возникнуть - он у меня парень не глупый.
  
  Александра: Жаль. Я надеялась, что хоть этот привнесет в твою жизнь относительное подобие стабильности. Твоя затянувшаяся неустроенность меня, не шутя, тревожит.
  
  Нинка: (с усмешкой) У нас обеих стабильная тревога относительно друг друга, а ты говоришь нам стабильности не хватает.
  
  Входит Алешка. Одетый, с сумкой для ноутбука через плечо.
  
  Александра: Все готово, езжайте. Счастливого Нового года, сыночек. Постарайтесь там бабушке оставить праздник не испорченным (обнимает Алешку). Завтра заеду. Я тебя люблю, милый.
  
  Алешка: Я тебя тоже.
  
  Александра: (целует Нинку) Счастливого Нового года, родная!
  
  Нинка: И тебе, Сашуль.
  
  Нинка и Алешка уходят. Александра уносит сумки в сторону кухни.
  
  
  Картина четвертая
  
  Входит Андрей. На нем под пальто вечерний костюм. Снимает пальто, швыряет его на диван и проходит за дверь кухни. Возвращается с бутылкой вина в руке и бокалом, из которого маленькими глотками надпивает вино того же цвета, что и в бутылке. Устало садится в кресло. Из спальни выходит Александра. На ней вечернее платье, она вдевает в уши длинные блестящие сережки.
  
  Александра: Я не слышала, что ты пришел. Как ваша вечеринка?
  
  Андрей: (Не обращая на Александру никакого внимания, вольготно растягивается в кресле) Играющие в великих ученых престарелые маразматики норовили возбудить к себе интерес смазливых лаборанток... Полу обученные аспиранты безрезультатно пытались заглушить друг друга заумными тирадами... Непризнанные гении с завистью скрипели в сторону признанных... Пьяные профессорши и прочие, невостребованные половым интересом безстатусные дамы, бродили среди востребованных как неприкаянные тени... Вечер прошел в алкогольных парах, в тумане которых мелькали до тошноты знакомые лица. (Тяжело вздыхает и допивает вино) За уходящий год!
  
  Александра: (Вскрикивает, Андрей при этом вздрагивает) О, Господи! Я совсем забыла! Его срочно надо забрать!
  
  Андрей: Кого забрать?
  
  Александра: Торт! Я заказала в кафетерии торт - завтра налетит целый рой гостей. Дорогой, беги. До закрытия полчаса осталось.
  
  Андрей: Куда бежать? Шур, что еще за идеи? Я не успею вовремя до Нового года вернуться, а еще надо Старый проводить. (Попивает вино, усаживается поудобнее)
  
  Александра: До Нового года еще несколько часов, тут идти то... Или ты хочешь сделать так, чтобы я больше в этом кафетерии не смела появиться? Я заказала эксклюзивный торт для твоих, кстати, родных, а затем оставила им этот торт на память, не оплатив дорогущее изделие?
  
  Андрей: Если проблема только в этом, то проблемы вообще нет. Шур, да оплатим мы им этот торт! Только после праздников. (Наливает себе еще вина)
  
  Александра: Мне самой сходить?
  
  Видя, что Андрей никак не реагирует, начинает снимать туфли, но передумывает. Приносит из комнаты сапоги и начинает переобуваться.
  
  Андрей: Ладно, я схожу. (В сердцах) Черт! Умеешь ты настроение испортить.
  
  Андрей уходит, Александра остается одна. Швыряет сапоги в комнату и начинает нервно ходить по сцене из угла в угол, время от времени поглядывая на часы. Неожиданно хватает со столика журнал и начинает, не глядя, рвать его на куски и швырять себе под ноги. Вскоре весь пол в журнальных ошметках. Александра подходит к телефону, немного посомневавшись, отходит, снова подходит и только с третьей попытки, настроившись, решительно набирает номер. Слышны долгие гудки, затем голос Ларисы отвечает.
  
  Голос Ларисы: (Игриво) Вас внимательно слушают.
  
  Александра: (С надрывом) Так значит, хороший муж - это чужой муж? Примеряешь на себя всех подряд, и кто больше подходит к гардеробу, пополняет когорту уведенных из семьи?
  
  Голос Ларисы: (Испуганным шепотом) Что еще за бред? Кто это?
  
  Александра: Аааа... Так ты уже и голос мой узнавать перестала?! Надобность прошла, можно отработанный материал побоку?..
  
  Голос Ларисы: (Удивленно) Александра?
  
  Александра: (Нахально) Да, Александра. А что ты так удивленно? Не думала, что я так быстро узнаю о ваших шашнях с моим мужем? (Переходит на нормальный крик) Ну, так видишь - узнала. Доброжелатели быстро донесли.
  
  Голос Ларисы: (Шепотом) Какие шашни, ты о чем? Какие доброжелатели? У меня с твоим мужем и отдаленно ничего не было! С чего ты взяла?
  
  Александра: (Начинает очень натурально плакать) Я взяла? Я тоже считала, что между вами чисто приятельские отношения... Не ожидала от тебя такой подлости.
  
  Голос Ларисы: (Все так же шепотом) Александра! Клянусь! Между нами ничего не было! (Слышно, что говорит немного в сторону) Да, дорогой! Сейчас иду, здесь мама на проводе... (Снова в трубку) Клянусь тебе!
  
  Александра: (Распаляется) Ах ты мерзость! Ты еще и клянешься?! Мне вот только что звонили из вашей лаборатории сообщить подробности совокупления моего мужа и некой ассистентки Ларисы, с которой он два месяца на ее машине раскатывал по городу. Не о тебе речь, скажешь?
  
  Голос Ларисы: Клянусь...
  
  Александра: (Перебивает голос Ларисы) Хватит! (У Александры прорывается давно копившаяся нервозность, но не на Ларису, та стала просто катализатором) Ты, сука, втерлась в семью, чтобы натоптать в ней и нагадить, ну так я вымету всю твою вонь отсюда...
  
  Голос Ларисы: (Переходит на крик) Какую вонь? Ты с ума сошла? Говорю тебе: ничего у меня с твоим огрызком не было! Кому он нужен - недоученный выскочка. (Голос чуть приглушен) Извини, дорогой, тут одна дефективная мамашка с надуманными претензиями.
  
  Александра: Ах, дефективная? Ну, мразь, готовься. Сейчас я тебе устрою новогодний подарок.
  
  Швыряет трубку, нервно, но намеренно размазывает тушь на глазах. Уходит в комнату, оттуда слышен шум выдвигающихся полок, неясная ругань, что-то из "И духу твоего, чтобы здесь не было". Через некоторое время выходит с чемоданом в одной руке и с ворохом мужской одежды в другой. Швыряет все это на пол, снова уходит в комнату. Выходит со следующей партией одежды, швыряет туда же. Присматривается, вытаскивает из этой кучи спортивный костюм, одевает его на себя, остервенело сдирая с себя платье. Швыряет платье на кресло. Снова уходит в комнату. Входит Андрей с большой коробкой из-под торта. Смотрит на весь этот кавардак, проходит вперед, стараясь не наступить на одежду, ставит торт на стол, поднимает несколько вещей и ошарашено на них смотрит. Выходит Александра. На ней спортивный костюм, блестящие серьги и размазанный макияж.
  
  Андрей: Шур, что здесь происходит?
  
  Александра: Ааааа, сам герой-любовничек пожаловали. Можешь не раздеваться. Вот сейчас я тут немножко приберусь и отпущу тебя на свободу со всей твоей отягощенной совестью, если она у тебя еще осталась, конечно. (Начинает запихивать вещи в чемодан).
  
  Андрей: Что ты творишь? (Вырывает у нее из рук какую-то свою вещь, бережно ее отряхивает). Объясни, черт тебя побери, что все это значит!?
  
  Александра: И ты не понимаешь? Вы с подружкой сговорились заранее ничего не понимать, та тоже только что от всего открещивалась. (С попыткой заплакать) Я - дура - ее в дом приглашала, чаем поила, снова поверила в человеческую порядочность, и чем она мне ответила? - в штаны моего мужа залезла! Надеюсь, не в моей постели? (Хватает с пола наугад, что попадет в руки, (хорошо бы, чтобы это были брюки с ремнем), налетает с ними на Андрея, замахивается, больно ударяет его, не приглядываясь, пряжкой ремня. Тот отпрыгивает, держась за то место, куда пришелся удар). Вся лаборатория шепчется, ваш роман обсуждает, вот додумался кто-то добрый мне позвонить обо всем рассказать, а то и не знала бы, дальше эту суку у себя дома принимала.
  
  Андрей перехватывает очередной удар, со злостью притягивает Александру к себе.
  
  Андрей: (грозно) Ты, что же, звонила Ларисе?
  
  Александра в свою очередь зло хватает его обеими руками за отвороты пальто.
  
  Александра: (Приглушено) Звонила. Хватит закрывать глаза на очевидное, и дальше верить во всю вашу ложь про коллег и только. Позвонила. И все ей высказала, мрази такой.
  
  Андрей с силой отталкивает Александру от себя и бросается звонить. Через некоторое время раздаются гудки и голос Ларисы.
  
  Голос Ларисы: (Раздраженно) Слушаю!
  
  Андрей: Ээээ, Лариса, это Андрей... (Не успевает договорить)
  
  Голос Ларисы: (Кричит) Да чтобы ты провалился вместе со своей дебильной идиоткой! Вы мне не только новогодний вечер испоганили, вы мне все планы нарушили, все, что я успела выстроить - растоптали. Он ушел! Я полгода за него боролась, что только не перепробовала, и вот, наконец, когда только-только стало у меня получаться - все сорвалось. Из-за твоей истерички ненормальной! Психопатки! Стервозы! Ну, если я его не верну... (Швыряет трубку)
  
  Андрей лихорадочно начинает снова набирать номер, в трубке гудки, никто не отвечает. Он снова набирает, Александра в это время лихорадочно запихивает его вещи в чемодан. Снова гудки. В очередной раз Андрей нажимает на сброс и раздается телефонный звонок. Он спешно отвечает.
  
  Андрей: Лариса, Лариса, постой, не швыряй трубку, я все объясню.
  
  Голос Нинки: (Испугано) Господи, Саша! Где Сашка? Что там у вас происходит?
  
  Слышен звук удара телефонной трубки, словно ее уронили и грохот перевернутой мебели. Дальше приглушено мужской голос со словами: "Милая, ты куда?" Андрей сбрасывает звонок и снова набирает номер. Осторожно заглядывая, появляется Соседка.
  
  Соседка: Шурочка, что у вас за шум? Что у вас тут произошло?
  
  Александра: (Закрывая чемодан) О, ты как раз кстати. Помоги мне этот мусор выбросить, тяжелый слишком.
  
  Андрей швыряет трубку, вырывает у Александры чемодан, при этом отшвыривает Александру так, что она не удерживается на ногах и падает.
  
  Соседка: (Кричит) Да, что ж ты творишь!
  
  Соседка бросается поднимать Александру, Андрей тоже бросается к ней, но не поднимать, он хочет ее ударить. В это время врывается Сосед, Андрей застывает на месте с поднятой рукой.
  
  Сосед: Валь, ты чего кричала?
  
  Соседка: Нас тут убивают, где ты ходишь, сказала же, пойдем посмотрим, что тут у них за крики. Держи этого бешенного.
  
  Андрей: (Обреченно орет, удерживаемый Соседом) Идиотка! Ты что натворила? Ты зачем ей звонила? Завтра вся лаборатория будет надо мной потешаться. Моя карьера разрушена, ее любовник - куратор проекта, а не я. (Делает попытки вырваться из рук Соседа) Я год за годом создавал себе имидж серьезного ученого, а ты одним звонком мне все разрушила.
  
  Александра: Ты одним поступком мне всю жизнь разрушил!
  
  При этих ее словах врывается в вечернем платье и туфлях растрепанная и запыхавшаяся Нинка. Отшвыривает с дороги огромный чемодан, бросается к Александре и начинает ощупывать ее руки и плечи. Андрей вырывается из рук Соседа и усаживается в кресло.
  
  Нинка: Саш, что? Где? Где-то болит? (В сторону Андрея) Сволочь! Что ты ей сделал? (Обнимает Александру) Саша, что? Говори, не молчи, только не молчи. Что случилось?
  
  Александра: Потом, Нин. У меня сейчас сил нет.
  
  Соседка: Шурочка, а нам что делать?
  
  Александра: (Усталым голосом) Вась, выкинь его отсюда. Я не смогу, сил не хватит, а ты справишься.
  
  Сосед с сомнениями замирает, повернувшись в сторону Андрея, но вдруг Соседка с воплями: "Да все вы - кобели проклятые", бросается на Андрея. Тот вскакивает, хочет увернуться от Соседки, но ей на помощь приходит Сосед. Вдвоем они выволакивают Андрея за входную дверь. Нинка смотрит им вслед, переводит взгляд на чемодан, осторожно усаживает Александру в кресло и бросает чемодан вслед Соседке, Соседу и Андрею. Возвращается к Александре, садится на корточки у ее ног.
  
  Александра: Нин, выйди там... скажи Вале с Васей, чтобы не волновались, я им благодарна, пусть спокойно празднуют Новый год, и поблагодари там их там за меня, ладно?
  
  Нинка выходит. Александра одна.
  
  Александра: (Отстраненно, как в трансе) Сделала. Я э т о сделала. (Трет руками виски). Голова гудит. Как же она гудит. (Порывается встать) Надо позвонить Лешику, нет, не сейчас, завтра. Утром. (Сидит спокойно) Теперь он все воспримет иначе, теперь все будет иначе. Он меня поймет. Нет, не так. (Успокаивает себя) Он все воспримет так, как я рассчитала. Он все воспримет именно так.
  
  Входит Нинка, садится рядом с Александрой и обнимает ее за плечи.
  
  Нинка: (Очень тщательно подбирает слова) Сашуль, знаю, что трудно, но хоть в двух словах объясни, что произошло. Мне ведь надо знать, чтобы определиться как себя вести, что говорить...
  
  Александра: (Однотонно) Позвонила работница лаборатории, голос незнакомый, и сказала, что у моего мужа с ассистенткой шефа Ларисой довольно длительный пылкий роман. Вот, собственно, и все.
  
  Нинка: Ты как?
  
  Александра: (Пожимает одним плечом) Нормально. (Трется щекой о руку Нинки, слегка пробует улыбнуться) Не волнуйся, родная, я в порядке. Надеюсь, и Лешка переживет наш с его отцом разрыв безболезненно. На этот раз безболезненно.
  
  За окном начинают взрываться фейерверки, звучат радостные крики, начинается новогодняя шумиха.
  
  Нинка: (Улыбается) Саш... А ведь уже Новый год. Смотри-ка... (Прислушивается к шуму) А мы и не заметили.
  
  Александра: Говорят, как встретишь...
  
  Нинка: (Перебивает Александру) Глупости! (Вскакивает) Вот глупости же! Сто раз в этом общепринятом заблуждении на себе проверяла.
  
  Александра: (Улыбается и с нежностью смотрит на Нинку) Сто раз ты не могла проверять.
  
  Нинка: Ну, меньше... Подумаешь! Но, ни разу, заметь - ни разу - не убедилась в достоверности этой чьей-то глупой выдумки. Пойдем-ка праздновать, Сашуль. Я когда нервничаю, становлюсь жутко голодная. И ты знаешь... (Заговорщицки) Выпить очень хочется. К черту шампанское! У тебя есть водка? Только, это... давай тебя сперва в божеский вид приведем... (Морщится) Ты сейчас можешь работать моделью импрессиониста.
  
  Нинка уводит Александру в сторону кухни. Некоторое время на сцене слышен только продолжающийся шум новогоднего празднования с фейерверком и радостными криками.
  
  Картина пятая
  
  Праздничная шумиха понемногу стихает, а с ним уменьшается свет на сцене. В полусумерках и полной тишине на сцене появляется Александра, на ней длинная белая бесформенная хламида, волосы распущены, она босиком. Садится в кресло. Ее выхватывает луч света.
  
  Александра: (бесцветно и отстраненно) Александра все продумала. Началось с того, что она стала внимательно изучать программу телепередач, и на дни самых интересных и значимых футбольных матчей планировала семейные походы в кино и кафе. Конечно, в назначенное время Андрей с ними не шел. Сперва ей стоило большого труда в такие моменты словно невзначай, но чтобы Алешка слышал, отпускать в адрес бывшего мужа несколько реплик: "Ради своего любимого футбола даже в кино с сыном не может сходить", "Телевизор для него дороже семьи". Потом привыкла. (Встает) Ко всему можно привыкнуть. Мучила ли ее совесть? Нет! Что-то внутри ей подсказывало, что все правильно, все так и должно быть. Разрыв неизбежен, хочет она этого или нет. Но, к развалу семьи ребенка нужно подготовить. Однажды они прошли через это, последствий врагу не пожелаешь. (Садится обратно) В тот день когда ее озарила спасительная мысль постепенно и продуманно вычеркнуть из жизни сына пусть не самого худшего, но и не самого лучшего отца в мире - Александра ожила. (Встает и начинает нервно ходить по сцене) Алешке ведь совершенно не обязательно было жить с отцом в одном доме, чтобы не терять с ним связь и расти счастливым. Многие дети любят своих родителей только потому, что они - данность, которую не выбирают. И всегда один из родителей ближе и значимее другого. Александра решила, что если она заполнит собой всю потребность сына в родительской любви и внимании, то отца со временем он просто перестанет замечать. Так все и произошло.
  
  На сцену выходит Нинка. Она одета так же, как Александра и босая.
  
  Нинка: (Так же бесцветно, безэмоционально, отстраненно, констатируя факт) Задуманная Сашкой подлость, а ведь это именно подлость, как ее не оправдывай, требовала не только планомерного отлучения отца от сына. Нужен был повод для полного разрыва. А что может послужить таким поводом? Конечно другая женщина. Эту другую женщину должен был знать и ненавидеть сын. Так в доме появилась Лариса. Александра намеренно познакомилась с нею, определила круг ее интересов и, умело на них играя, свела знакомство до приятельских отношений с совместными походами в театр и фитнес-клуб. Она буквально толкала Андрея и Ларису в объятия друг друга, эта наука вождения пришлась как нельзя кстати. Но, пусть и желаемая, хотя скорее всего больше необходимая, супружеская измена больно бы ее ударила в любом случаи. Александра сразу поняла, что Андрей как сексуальный партнер Ларису не интересует, то птица иных запросов. (Вздыхает) Она многих перебрала в уме, прежде чем определиться с выбором предполагаемой разлучницы. Лучшей кандидатуры было не сыскать. Лариса стала разменной картой в ее игре.
  
  На последнем предложении от Нинки на сцену выходит Андрей. На нем белые широкие полотняные штаны и расстегнутая на несколько пуговиц белая рубашка из той же ткани. Он тоже босиком.
  
  Андрей: Лариса нравилась Андрею, но после истории с Женькой он дал себе слово не опускаться до мелочных измен. Только Александра и этот нюанс продумала. Так на холодильнике появился этот ненавистный Андрею календарь постных дней и неожиданная религиозность супруги. Отлученный от тела, Андрей оправдывал свои попытки завести интимные отношения с Ларисой подчинением разума молодого здорового мужика зову гормонов. Высокопарная Лариса игнорировала все его попытки. Андрей зверел.
  
  Нинка: Сцену разоблачения якобы свершившейся измены Андрея Александра запланировала на Новогоднюю ночь. Все к этому располагало, все сходилось в эту ночь, а главное, Алешки не было дома. Весь этот спланированный и отлично режиссированный спектакль он не должен был видеть.
  
  На сцену выходит Алешка. На нем одежда, как у Андрея. Он молча и безынтересно снимает игрушки с елки. Одна разбивается, он даже не замечает этого. Все поворачивают головы в его сторону, затем снова в зал.
  
  Александра: (Теперь ее монолог звучит более эмоционально, с соответствующим оттенком к каждой смысловой реплике) Никто не знал, что он является действующим персонажем до мелочей продуманного спектакля, где Александра - сценарист, режиссер-постановщик и главное действующее лицо. Они не знают этого до сих пор. Поделиться личноприсужденной "Золотой маской" во всех номинациях Александре не с кем. Она вынуждена тщательно хранить свой секрет в надежде, что он умрет вместе с нею. (Начинает сперва тихо, затем все громче раздаваться тиканье часов). Восторг избавления от ненавистного мужа захлестнул Александру. Как Андрей в последствии не пытался вернуться обратно, играя на ее чувстве вины за безотцовщину сына, он так и не смог ничего изменить. Все его попытки пресекались Александрой на корню. В прежней жизни избавиться от чувства вины ей бы было не просто. Укоренившийся стереотип, высаженный в раннем младенчестве, что мы в ответе за тех, кого приручили, ей пришлось не спиливать, а выкорчевывать с грунтом. Эта победа была ее личной гордостью и имела такие масштабы, что больше никто, как не старался, навязать ей малейшее моральное порабощение уже не смог. Оно выбросилась из сознания на всю последующую жизнь.
  Сердце сына, тщательно подготовленное на возможность полного разрыва с отцом, практически не пострадало, в его поведении даже проглядывалось некоторое облегчение, что этот гордиев узел наконец-то разрублен. Притом одним махом. Александра добилась своего, но с каждым днем смотреть в глаза сыну и по-настоящему преданной подруге Нинке, жалеющих ее, Александре все труднее и труднее. С этими двумя, искренне любящими её людьми, она не может поделиться своим триумфом. Они могут не понять. И не простить.
  
  Все громче тиканье часов в полном молчании действующих лиц.
  
  
  Занавес
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"