Мирский Христо: другие произведения.

@202 О рынке и о болгарине

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь объясняются популярно несколько важных особенностей свободного рынка, которые, как оказывается, не достаточно ясны болгарину (хотя бы на заре рыночного хозяйства, да и теперь, пожалуй). (1994 /1998 г.)
    Keywords: публицистика, свободный рынок, популярно, нетрадиционно, свои идеи.



О РЫНКЕ И О БОЛГАРИНЕ*

(Раз имеем свободный рынок остаётся только научиться и как делать покупки)

Наблюдая наш рынок за последние годы человек не может не прийти к выводу, что он не такой каким нам бы хотелось, или, выражаясь иначе, такой как в других западных странах. Кроме экономических причин и рычагов, которыми государство должно регулировать производство и рынок, которые оставим узким специалистам, т.е. экономистам, дискутировать (потому что наличие рынка не означает, что он должен функционировать совершенно неуправляемым), существенное влияние оказывает и психика болгарского покупателя, которая всё ещё основывается на модели централизованного снабжения с тоталитарных времён. Точнее говоря, такова психика людей в возрасте выше 50 лет, но ведь и они основные покупатели у нас, потому что заангажированные постоянным рабочим временем делают покупки хотя бы раза в два меньше неработающих и пенсионеров. Мы остановимся на пять важных моментов рыночного хозяйства, которые не достаточно ясны массам, или по крайней мере, не хорошо осознанные, а воспринимаются как некоторое исключение. Они следующие:

1. Любая фирма работает для себя,

с исключением государственно финансированных и так названных некоммерческих организаций, которые работают чтобы израсходовать отпущенные им средства (или по хорошо известному с прошлого правилу: "цель в том оправдать средства"). Нет фирмы или компании, которая бы работала для клиента, в свой ущерб, кроме в случаях когда интересы клиента совпадают с теми фирмы, или в коротких периодах -- при создании имиджа! Но кроме работы ради выигрыша и без такового просто нету третьего способа для функционирования на более длительное время. Таков рынок, таков капитализм, но такова и жизнь.

2. Любая цена устанавливается клиентом,

а не производителем, или посредником торговцем, которые могут делать любые прогнозы и анализы, но пока "его величество" клиент не скажет своё тяжёлое слово, это лишь "подсчёты без кабатчика". Это совсем элементарно, но неосознанно большинством из болгар, в особенности пенсионерами, которые всё ещё думают, что должен быть некоторый комитет по ценам, как и было в прошлом. Чтобы убедиться в правильности нашего утверждения, давайте представим себе, что для продажи предлагается такой товар, который никто не может позволить себе люкса купить (скажем, космические челноки), и тогда что-бы и не делали фирмы, как бы научно и не определяли они его цену, он не сможет найдёт себе покупателя. Производитель или торговец имеют первое слово, но оно не определяющее пока клиент не примет товар негласно (подобно семьи, где муж голова, но жена шея, и без неё голова ничего не может сделать). Влияние, так или иначе, взаимное, но важно понимать что определяющее. Незнание этого положения, кроме того что причиняет много эмоций пожилым людям (оно, в какой-то мере, и не плохо для них, потому что они нуждаются в эмоциях, даже и в отрицательных), но и затормаживает рынок, так как, создавая возможности для моментных прибылей для некоторых торговцев, в сущности, портит их имидж в целом (а и не выгодно ни для кого, раз не выгодно для рынка).

3. Любая реклама оплачивается клиентом

и, разумеется, не фирмой, потому что она работает только для выигрыша! Это утверждение заложено этимологически в слове "реклама", которое означает обратное востребование вложенных средств (по английски, который теперь современная латынь, reclaim = re+claim, хотя для них это не значит реклама). Английское слово в случае advertisement, что значит добавление (add) к цене (только что на этот раз корень Vert немецкий, но это, всё равно, ведёт нас к латинскому). Это вполне естественно, но обидно (для тех, которые задумываются по этому вопросу) то, что тот, который покупает некоторый широко рекламированный товар, в сущности, оплачивает рекламу и для тех, которые его не покупают. Всё таки, нет худа без добра, что в случае сводится к тому, что реклама очерчивает круг товаров, которые не являются особо необходимыми для широкой публики, и, следовательно, один разумный покупатель должен воздерживаться покупать (ища какие-то их альтернативы). Никто не рекламирует хлеб, или сыр, или картошку, или подсолнечное масло, или сахар, и т.д. (кроме если они чем-то специальные и в таком случае и в несколько раз дороже), потому что их каждый и без того покупает, но рекламируют: кока-колу, алкоголь, сигареты, спортивные товары, проститутки (ах пардон, "компаньонки") и прочее. Бесспорно реклама это душа торговли и без неё нельзя, но полезно чтобы широкая публика знала, что расходы на неё начинаются с 10% и достигают до одной трети цены товара.**

4. У рынка нет глобальных закономерностей,

а лишь некоторые локальные тенденции (тренды), но и для них нет никакой гарантии как долго будут продолжаться, а это самое главное, что нужно было бы знать. Точнее говоря: единственная глобальная закономерность рынка та, что у него нет глобальных закономерностей, которые были бы доступными для непосвящённых граждан, так как они сами участники в нём, и когда какая-та закономерность станет очевидной и люди начнут регулировать своё поведение сообразно с ней, то она уже меняется, чаще всего обращаясь в свою противоположность! Даже и для посвящённых специалистов по экономике и маркетингу, рынок, всё таки, остаётся одним феноменом, который может быть анализирован (чаще всего постфактум), но не и предсказан удовлетворительно. Модель насыщения рынка некоторым товаром коррелирует с вопросом о предсказании засух, или наводнений, или разливов Нила, где большое (практически неограниченное) число неизвестных делает точное решение невозможным. Кроме всего остального, реклама и всякие моментные настроения масс могут расстроить все расчёты (в то время как при разливов Нила, к примеру, нет никакого значения, каково мнение ... крокодилов по вопросу).
По этой причине успех сопутствует чаще всего крупным фирмам, потому что они применяют (если её применяют, разумеется) единственно правильную стратегию для умеренных прибылей, известную под именем "поделяй и властвуй" (divide ed impera, или divide and conquer), инвестируя в различные области, чтобы можно было, потеряв в одной, выиграть в другой. Мелкий производитель или покупатель не имеет практически никаких шансов выиграть рисковыми операциями как правило, лишь в качестве исключения, и для него остаётся единственная возможность работать усердно, и то не для того чтобы выигрывать, а чтобы не терять, и тогда он сможет перебиваться хорошо с некоторой минимальной прибылей при одном насыщенном рынке. Плохое то, что у нас, как производители, так и покупатели, всё ещё мечтают разбогатеть сразу, "сграбастав" уйму денег, и ... как правило теряют. Но что делать -- это характерно для этапа "зелёного" капитализма, или для периода первоначального накопления (или ограбления) капиталов, и эта погоня за "золотым телёнком" продолжалась в Америке, наверное, больше века, так что почему бы ей и не продлиться у нас хотя бы полвека?

5. Рынок выгоден только для тех, которые могут на него влиять,

а это в основном крупные производители и торговцы, в то время как мелкие производители и массовые покупатели обязаны приспосабливаться к нему, что в ряде случаев не в ихнем интересе. Если наше снабжение при централизованном планировании, пищевыми товарами, например, не было особенно хорошим, то это объясняется, или некоторыми особенностями нашего рынка, или нежеланием чтобы оно было сделано лучше (из за, в общем случае, низкого жизненного стандарта, хотя и в моменте он значительно ниже), так как в Чехии в колбасных магазинах раньше было хотя бы с десяток сортов колбасы, а даже и в бывшем ("нерушимом") Советском Союзе почти всегда имелось хотя бы пять сортов сыра и с десяток ассортиментов сырков, в то время как у нас в лучшем случае были два вида брынзы и два вида сыра. Кроме того изобилие товаров на рынке не означает обязательное изобилие товаров и по домам, как мы теперь, на своём горьком опыте, убедились. Конкуренция, разумеется, хорошая вещь для стимулирования производства, но она может быть имитирована и хорошим планированием.
Рынок хорош для покупателя когда он насыщенный и люди делают покупки равномерно и планируемо. Когда это происходить "на полосы", или штурмом, было бы потому что кто-то сказал, что данный товар подорожает (и в результате завышенного спроса он в самом деле дорожает), было бы потому что люди хотят побыстрее потратить свои деньги, чтобы они не обесценились быстро, а потом по полгода стоят и "пережёвывают пищу" как питона проглотившего целого ягнёнка, или наоборот -- не покупают потому что ждут чтобы товар подешевел, и пока ждут он возьмёт да подорожает -- всё это только затормаживает нормальные рыночные отношения, от чего покупатель определённо теряет. Теряют как правило и продавцы (и производители, которые стоят за ними), потому что неритмичность запутывает все прогнозы. Как говорят опытные мужчины: всё плохое в мире идёт (да простят меня дамочки) от нерегулярных сношений, но рынок он и есть своего рода сношение между продавцами и покупателями, и если хотим чтобы обе стороны получали удовольствие от этой игры (ибо он, рынок, одна интересная игра и поле для изъявления для многих) то нужно делать это проявляя больше разума, или (что, кажется, одно и то же) уважения к партнёру.

Если теперь попытаемся очертить

основные отличия нашего рынка от западного,

то придётся констатировать следующие две вещи: болгарин чаще всего покупает дорого; и производство происходит, обычно, пачками, а не равномерно! В своём желании купить что-то подешевле, массовый покупатель продолжает создавать традиционные очереди, а в такой обстановке торговцы предлагают ему или ненормально завышенные цены (они, ведь, не сошли с ума чтобы терять), или более некачественные товары (опять по той же причине). Этим своим поведением болгарин как бы "мутит себе воду" и никто ему не виноват, что он сам себе вредит! Преимущества рыночного хозяйства проявляются когда производитель начнёт искать покупателя для своих товаров и поэтому он старается сделать их лучше, а не наоборот. Другой запутывающий момент идёт от непонимания разницы между текущими покупками понемногу и некоторым видом запасания, где большинство людей покупают оптом не из за уступки в цене (которой и нет способа предложить им, раз они сами набрасываются покупать оптом), а потому что им так взбрело в голову, или они так привыкли. Когда наш человек решит, что пришёл сезон солений, то он, всё равно, покупает оптом, и потому тогда цены подпрыгивают вверх, хотя помидоры можно стерилизовать и в июне и июле, к примеру, если тогда они подешевле. Давно пора научиться покупать то, что нам предлагают (подешевле) в данный момент, а не то, что хотим купить, потому что такой подход выгоден не только для покупателя, а и для торговца, который вынес свой товар и в его интересе продать его. Это не вопрос бедности, потому что западный человек, который хотя бы раз в 10 богаче нас, реагирует лучше на сезонные или моментные цены, поддерживая их таким образом стабильными, в то время как у нас они "взбешиваются". И, разумеется, нужно свыкнуться с фактом, что на рынке товары никогда не кончаются, потому что их наличие обеспечивается с помощью ценового механизма!
Желание для быстрого обогащения, со своей стороны, заставляет производителей впускаться "заливать" рынок тем, что пользуется наибольшим спросом, забывая, что они не одни и что и остальные производители делают то же самое. Потому один год картошки становятся очень дешёвыми, в другой год это перец, потом помидоры, потом лук, потом сахар, и т.д., потому что каждый рассчитывает на базе прибылей с прошлого года, которые расчёты выходят "без кабатчика". Рынок и без того подвержен цикличности (как и любой естественный процесс в мире) и нет никакой надобности её усиливать, подтягивая вниз нижние положения в ценах, и вверх -- верхние. Если не знаем куда потянуть, то лучше вообще не тянуть, ища вместо максимального выигрыша постоянный и умеренный такой.
Разумеется, никто учёным не родился, и с рынком придётся долгое время свыкаться, но важное понять, что он общий для всего нашего народа, и мы все участники в нём. Желание для личной выгоды естественное, но и стремление к взаимному удовольствию тоже должно стать естественным для болгарина. Во всяком случае другого способа просто нет!

1994, 10.1998







 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"