Судя по всему это и не рассказ вовсе, а одна из глав романа или серии рассказов про "Службу перемещений".
Сложно критиковать этот "рассказ", просто не знаешь за что хвататься...
Пожалуй, единственный здесь положительный момент для меня то, что я познакомился с замечательной историей княжны Рогнеды и больше узнал о князе Владимире.
Из минусов о многом уже автору рассказали критики, я же обращу внимание только на один аспект, который, собственно, и должен быть на мой взгляд ключевым в задуманном Вадом романе.
Давайте посмотрим на "историзм" в рассказе, за который автора, в общем-то, хвалят: детали одежды подробные, постройки города описаны. Но также было отмечено, что всё, похоже, взято из интернета, из справочников. А вот чувства истории, понимания истории у автора-то и нет. А историю при написании таких рассказов нужно не знать, нет - нужно понимать!
Вот что бы я хотел увидеть в подобной серии рассказов? Конечно же, это интересные, таинственные, реальные, уникальные, удивительные истории. Но только я не хочу видеть странную, неправильную, непонятную мне интерпретацию истории. Если же автор предлагает свою версию события, он должен объяснить и обосновать ее так, чтобы я это принял.
В этом же рассказе у меня вызывает отторжение буквально все! Начиная со слов "белорусская княжна" (и не надо оправдывать это белорусским конкурсом - как сам Вад однажды говорил, исправить несколько слов дело пары минут), заканчивая необоснованностью "вторжения в историю" этой самой "службой перемещения".
Два главных вопроса в рассказе, которые автор ставит, и на которые отвечает - почему Владимир, завоевав Полоцк, женился на Рогнеде, и почему она через десять лет пыталась его убить. Автор считает, что во всем "виновата" любовь! И женился Владимир из-за любви (из-за любви видать и насиловал Рогнеду на глазах у родителей, которых затем убил, тоже по большой любви), из-за ревности к восемьста женам Рогнеда пыталась убить Владимира (видимо ждала круглую цифру - пока было пятьсот жен три года назад, было еще рано, а как стало восемьсот - пора!).
Почему же Владимир женился, Полоцк то он завоевал!
Есть такое понятие - легитимность власти. И насиловал он девочку при свидетелях - для легитимности своей власти - теперь-то она принадлежит ему и не может не выйти за него замуж, и убил ее родителей - для легитимности своей власти - Рогнеда становилась наследницей, и женился на ней - для легитимности своей власти - она для жителей законная наследница власти в Полоцке.
То есть чувствуете разницу между завоеванной властью и наследственной властью? Завоеванную можно отвоевать обратно, Рогнеда же этим бы и занялась, если бы осталась в живых, или другие ее родственники, если бы ее убили. Владимиру бы приходилось постоянно бояться...
А наследуют по праву рождения. Собственно для этого и убивают всех родственников, оставляя только одного - единственного законного, Богом данного...
Итак, женившись на Рогнеде, заведя с ней детей, Владимир стал законным и, главное, признанным народом правителем Полоцка. А этот город был одним из ключевых тогда - путь "из варяг в греки" - наряду с Новгородом и Киевом. Поэтому так важно было не просто завоевывать эти города, а становиться признанными правителями этих городов.
А Рогнеда зачем замуж за него вышла? Тут просто - жить хотела, выбора у нее не было!
Почему Рогнеда хотела убить Владимира? Тут тоже в принципе все просто - он убил ее родителей, взял ее силой, кровная месть тогда была законом... Восемьсот жен? в смысле наложниц? Ну вот смотрите, пример, чтобы вам было понятно. Совсем недавно каждый уважающий себя "новый русский" кроме законной жены имел официальную любовницу-фотомодель. Много ли "новых русских" было зарезано женами из-за фотомоделей?
Восемьсот наложниц нужны были князю совсем не для любовных утех! Представляете, два года два месяца и десять дней каждую ночь иметь в постели новую женщину! Любой мужик свихнется... Наложницы нужны были ему ну... ну как богатство кавказца оценивается в баранах - чем больше стадо, тем богаче человек... так и здесь - чем больше наложниц, тем богаче считается князь. Думаете к "овцам" Рогнеда испытывала ревность? Да не большую, чем любая европейская королева к фавориткам короля!
Да и замуж за Ярополка она собиралась, а у него к тому времени уже были жены. Так что язычницы, коей была Рогнеда, очень спокойно относились к многочисленным женам своих мужей!
Так почему же она ждала несколько лет?
Еще раз вспомним это замечательное словосочетание, которое почти всегда сопровождает историю, - легитимность власти.
Женщина тогда не могла быть правителем, во всяком случае, официальным правителем. Нужен был мужчина - "лицо" власти, а уж при нем могла быть сильная, или старшая, или умная... или любая другая, способная править. Вот подрос сын Рогнеды - муж, как легитимный правитель, стал не нужен. Удалось бы покушение - "правил" бы десятилетний мальчик княжеством, как многие другие до и после него...
А вот еще одна версия, которая, впрочем, не отменяет мою. Через пару лет после покушения Владимир отречется от всех своих жен и наложниц, и, взяв в жены византийскую принцессу Анну (опять же для легитимности - европейские государства признают в нем христианского правителя), примет христианство. То есть Рогнеда просто не хотела терять статус жены Великого князя. И заметьте! после того как она с сыном стала хозяйкой Полоцка, ее любовь к мужу, ревность к наложницам и мстительность за родителей куда-то улетучиваются - она спокойно живет в Полоцке, растит сына, впоследствии по бытовавшей тогда моде принимает христианство и умирает вполне себе благопристойной монашкой.
Вот собственно и все! Любовь накручивать совершенно нет необходимости! Все политика, только лишь голая и бесстыжая политика!
При написании подобных рассказов нужно очень внимательно подходить к выбору источников. Сейчас в основном все источники "базируются" в интернете.
Я бы сразу отмел сайты, где слишком эмоционально рассказывается о Рогнеде. Во-первых, это мнение других людей, а мне нужно составить свое. Во-вторых, эту историю мы знаем из летописей, а они и без того содержат эмоции - летописи писались уже после смерти и Владимира, и Рогнеды, началось составление летописей во времена Ярослава Мудрого - сына Рогнеды, да и эти-то летописи до нас не дошли, только их списки... То есть понимаете да? История эта изначально писалась по воспоминаниям Рогнеды и ее сына, которого воспитывала мать. К тому же Ярослав и Владимир поссорились, отец даже хотел идти войной на сына, и если бы не смерть Владимира, быть войне! Вот, собственно, поэтому Рогнеда в летописях предстает прекрасной настолько, что в нее все влюбляются, она показана страдалицей...
Поэтому эмоции в сторону, вычленяем только факты.
Полоцкая княжна Рогнеда была сосватана братьями Ярополком и Владимиром. Младшему она отказала. Владимир с войском взял Полоцк, на глазах у родственников и своего войска изнасиловал Рогнеду, взял ее в жены, она родила ему четырех сыновей и двух дочерей. Примерно через десять лет она попытается убить Владимира, однако попытка не увенчается успехом, ее и старшего сына Изяслава сошлют в Полоцк.
Вот вокруг этих фактов и можно накручивать свои версии, но никак не меняя факты и не искажая логику жизни того времени.
Если бы я писал рассказ об этой истории, если бы нужно было вторжение в историю, я бы выбрал совершенно другие моменты, подал бы их в совершенно другой плоскости.
Ну начнем с того, что признаем, история это череда жестокостей. Спасать всех погибших не только глупо и бессмысленно, но и жестоко по отношению к этим людям - вот представьте, человек имеет один уклад жизни, семью, друзей, определенный социальный статус, а тут он переходит в другое измерение, где собраны другие "погибшие", как с определенным мировоззрением не тронуться умом? Тут даже "Град обреченный" Стругацких ни в какое сравнение не идет...
Поэтому сразу говорю, я бы людей спасать не стал, а вот продумать как "направлять" историю вполне можно.
Ну, например, "тревога! Программа вероятностных действий - ПВД (ну или как ее там можно назвать?) просчитала, что Рогнеда после изнасилования, не снеся того, что вынуждена жить с сыном раба, покончила жизнь самоубийством!" Отряд спасателей мчится на помощь. Сирин с Эллады на крыльях спускается к ней и убеждает не делать глупостей.
"Тревога! - Опять тревога? - Да, ПВД увидела, что Рогнеда пытается убить Владимира, а он еще Русь не крестил!" Сирин с Эллады вновь спускается к Рогнеде и останавливает уже занесенный над Владимиром нож. В процессе беседы просыпается Владимир. Далее Сирину приходится беседовать с Владимиром (исправлять свою оплошность), они вместе придумывают, что Рогнеду спас ее малолетний сын, Сирин убеждает Владимира отпустить Рогнеду с сыном в Полоцк и принять христианство.
"Тревога! - Да млин! Достали уже, поспать не дают! Что там еще? - Ярослав отказался платить отцу и Киеву дань, восстал против Владимира! - Забодала меня уже эта семейка! - Сирин, у нас работа такая, у нас на учете сотни таких проблемных семей. Так, предпринимаем мозговой штурм. ПВД рассчитала, что из двоих останется только один. Владимир уже совершил все, что должен, а вот Ярослав еще Русской правды не написал. Давай, Сирин, придется расправиться с Владимиром". Сирин вновь встречается с Владимиром и дает ему выпить йаду. А может быть Сирин под видом перемещения в рай, перемещает Владимира куда-нибудь, в историю это тоже уложится. А может быть, Сирин встречается со Святополком и подбадривает его на убийство отца - аж даже три версии конца этой истории я придумал!
Ну что, пора закругляться. Осмелюсь посоветовать автору внимательнее и бережнее работать с историческим материалом. Интересных и загадочных происшествий в мировой истории огромное множество, нужно только правильно подать версию, так, чтобы эта версия отвечала на вопросы, а не запутывала еще больше.