При смене исторических формаций часто все понятия переворачиваются с ног на голову, добро становится злом, а злое становится добрым. Это естественный процесс. Добро и зло всегда были категориями относительными. Люди чаще всего как-то оценивают свои и чужие поступки и делают соответствующие выводы, строят свою систему ценностей. Еще не до конца понятен сокровенный смысл этого процесса. Видимо люди руководствуются часто здравым рассуждением, создавая свою уникальную систему, где существует добро и зло. Если бы человек не имел такой системы внутри себя, то он бы может быть не смог изучать и познавать окружающий мир. Потому что добро и зло дает человеку движущую силу, направленную на преодоление зла во имя воцарение добра. Очевидно, что процесс этот в принципе никогда не будет реализован до конца. Вечная борьба добра со злом станет толкать прогресс и совершенствовать и самого человека, просто надо об этом знать и не пытаться нарушать баланс этих сил в обществе.
Удивляет, что человек порой меняет свою мировоззренческую позицию. О чем это может говорить? А говорит это о том, что меняется качественно общество как таковое, старые отжившие понятия и правила уже тормозят развитие, а значит, необходимо совершить качественный скачек в новую жизнь. Всегда очень болезненен процесс смены формаций и как следствие создание новой ценностной системы. Люди с устоявшейся позицией часто сопротивляются переменам в общественной жизни. Для них перелом, смена взглядов является катастрофическим. Но проходит время и таких людей становится все меньше и меньше. Общество стабилизируется, прекращается массовое недовольство новой политикой, все приходит в обычное русло, все успокаивается до новой смены взглядов и приоритетов.
Существует ли понятие добра и зла вообще вне человека, или только человек носитель этой оценки явлений и событий? Понятия добра и зла присущи только человеку, его жизни и деятельности как существа общественного, обладающего самосознанием, и самооценкой. Как уже было сказано выше, понятия добра и зла необходимы человеку для того, чтобы выбрать себе определенную систему координат для ориентирования в обществе. Без базовых, мировоззренческих представлений человек беззащитен, он не ощущает разницы между плохим и хорошим, он не может оценивать события и, как правило, не имеет четкой позиции по происходящему в жизни. Обычно о таких людях говорят, что они не имеют ярко выраженного характера, плывут по течению, не имеют своих взглядов. События проходит сквозь них, не задерживаясь и не изменяя в этих индивидуумах ничего. Они, эти люди, лишены энергии, ибо энергия, которая формируется благодаря четкой позиции по отношению к обществу, позволяет человеку полноценно реализовывать свои амбиции, творчески расти и развиваться.
Добро не может существовать без зла, и, борясь со злом надо всегда помнить, что зло в принципе неискоренимо, и глупо думать, что настанет момент в жизни, когда мы избавимся от зла и везде воцариться всеобщее добро и благоденствие. Церковники постулируют в своей религии счастливый момент, когда, может быть, это событие произойдет. Верующие люди ждут этого дня с нетерпением. Его еще называют вторым пришествием. Очевидно, что это чистой воды миф, но он необходим церкви для того, чтобы дать людям элемент веры, чтобы люди были сориентированы в жизни правильным образом. Это, конечно, благо для общества в целом, и особенно для государства. Потому что государство всегда заинтересовано в стабильном своем существовании, и ему очень не нравится, когда в обществе есть значительная группа людей, которая не согласна с политикой данной страны. Государство с надеждой смотрит на свою церковь, которая, давая недостижимые ориентиры для людей, уводит их от борьбы с государством.
Иногда в добрых поступках есть элемент злого умысла. Мы часто помогаем людям, но наша помощь способствует тому, что люди перестают сопротивляться жизни, и начинают рассчитывать только на помощь со стороны. В результате наша поддержка оборачивается еще большим ослаблением этого человека, что, конечно же, зло для него. Все это понимают, но помогать не перестают. Или вот злой поступок, жестокий вроде бы должен по идее приводить к возникновению еще большего зла, но добро и те люди, носители этой позиции по отношению к злу, объединяются в усилии против зла и побеждают. Добро торжествует и приумножается. Опять же, конкретному человеку, просящему о помощи надо помогать по-умному, не делать ему очевидное добро, а попытаться мобилизовать его внутренние резервы в борьбе за свое существование. Это может быть и злое действие, приводящее страдальца к осмыслению своей жизни, к тому, что надо своими силами решать свои проблемы.
Добро и зло всегда будет присуще человеку и его жизни на земле. Мы всегда будем стоять одной ногой в аду, а другой в райской куще и в этом есть свой глубокий смысл. В единстве и борьбе противоположностей реализуется развитие и прогресс и природы и человека, и его сферы жизни. Смысл нашего существование вечная борьба с миром, приводящая к осознанию этого мира, этого пространства, который можно с полной уверенностью назвать домом человека.