Митюгина Ольга: другие произведения.

Для себя или для читателя - или несколько слов о графомании

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Натолкнулась на одну форумную беседу - и не отпустило, пока не написала вот эту статью. Не претендую на серьезное освещение проблемы - просто накипело.


Для себя или для читателя - или несколько слов о графомании

   На одном из литературных форумов увидела беседу... не то чтобы интересную, скорее, характерную. Одна писательница возмущалась, что гнусные пираты стащили ее замечательный роман (жанр юмористического фэнтези), разместили в своей сетевой библиотеке, и она ни копейки с этого не имеет. Ну, оставим подобные пассажи на совести автора. Интересно другое. В ходе дискуссии выяснилось, что барышня свято уверена, что все гении писали только и исключительно "для читателя". И вот под этим "для читателя" барышня понимала "для рынка". Гении зарабатывали деньги.
   "А что, Пушкин разве для себя писал? Для себя пишут только графоманы!"
   Все смешалось в доме Облонских...
   О, конечно, видно, как божий день, что писательница не знакома с творчеством Пушкина. "Веленью Божию, о Муза, будь послушна, награды не прося, не требуя венца..." Необразованность печальна, но этот недостаток при желании легко исправить. Мне о другом поговорить хочется.
   Господи, что ж за пугало-то такое, это словечко "графоман"... Вроде бы мы все согласны, что каждая селедка - это рыба, но не каждая рыба - селедка! Так что ж нам так трудно принять простую истину: каждый писатель - это графоман, но не каждый графоман - это писатель! Принять и не шарахаться, словно от страшного ярлыка. Ведь графоман - тот, кто любит писать. Да, писатели любят писать. Писатели - графоманы. Другое дело, что от остальных любителей марать бумагу их отличает высокая требовательность к себе, к своему творчеству. Писатель умеет уважать своего читателя. Не теряя уважения к себе. Иными словами, не потакая моде и вкусам. Писатель всегда пишет для себя. Старается донести до читателя свой взгляд на мир, свои мысли и чувства. И вот именно поэтому - он работает над текстом.
   Так откуда же у юной писательницы такое прочное убеждение: для себя пишут лишь плохие авторы?
   Рискну выдвинуть предположение, что девушка ознакомилась с книгой Юрия Никитина "Как стать писателем". Ну, у творческих людей такие книги вызывают лишь улыбку, но, видимо, молодые амбициозные борзописцы могут взять их на вооружение. Эхх, не хочется быть грубой, но в голову так и лезет: "Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так"...
   Юрий Никитин приводит пример, как общается с молодыми авторами, которые жаждут показать ему текст: "Я тут для себя пишу, не посмотрите?" - спрашивает у него застенчивое юное дарование. Он ужасается: "Для себя?! Читать такое?! Как можно, это же очень личное! Это как подсматривать в замочную скважину!" "Нет, для читателей". "Ах, для читателей? Тогда вот тут и тут ляп, а здесь вообще галиматья!".
   Наглядная демонстрация приведенной выше поговорки: "Понято, но не так".
   Да, писатель пишет для себя - но не о себе, это надо понимать. Сюжет, мысль, идея - становясь книгой, они перерастают дневниковую запись (кстати, черновики показывать как раз не принято). Писатель в своем тексте перевоплощается сотни раз, проживает сотни жизней. Герой - это не альтер эго автора, это - другой человек. Писатель остается собой в книге, потому что писатель - это ее мир. Ищите писателя между строками, а не в героях. Творя для себя, писатель думает о людях, для которых пишет - хотя может перерасти свое время, остаться непонятым современниками, и все равно продолжать писать. Хоть для одного-единственного читателя! Не важно... Писатель умеет уважать своего читателя. Он никогда не предложит ему недоработанный текст, сто один раз проверит и перепроверит факты, которыми оперирует, стиль... Что же тут непонятного? Цитируя Макса Далина: "Книга жива лишь во взаимодействии с читателем", но, цитируя его же: "История пишется ради самой истории". Это так просто, как вдох и выдох. Любой творческий человек это ощущает самой душой своей. Ну как, как этого можно не понимать - и называть себя писателем?..
   Вот такое размышление на тему...
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) А.Гончаров "Поклониться свету. Стих в прозе"(Антиутопия) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) А.Емельянов "Мир Карика 11. Тайна Кота"(ЛитРПГ) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"