Джен : другие произведения.

О сибирском герое

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Несмотря на довольно масштабные исследования в области сибирского исторического краеведения (ведутся, фактически, в каждом здешнем университете), в массовом сознании не сложилось отчетливых образов сибирских героев, героев сибирской истории, как это происходило в любом другом месте с историей, что называется, "богатой", т.е. проработанной вплоть до стереотипов. Во многом отсутствие распространенных представлений о ярких сибиряках из прошлого связано с включенностью Сибири в Россию, а у той, конечно, герои создавались свои и сведения об их исторической роли распространялись на всю страну. При этом Россия отбирала героев таким образом, который в Сибири, в силу ее географического, политического и демографического положения не действовал. А именно: традиционно российскими героями являлись и являются Воины (в т.ч. и Завовеватели), Злодеи (злодейства приписываются чуть ли ни каждому правителю) и Писатели (создатели, что называется, "великой русской литературы"). Это - наиболее заметные группы героических исторических персонажей России, очевидные именно на уровне стереотипов.
  
  В своем культурном развитии Сибирь была поставлена в такое положение, что вынуждена была копировать российские подходы, - и при этом, естественно, проигрывала во всем. Масштабных военных действий здесь не происходило, ресурсов для больших злодейств не было (злодейства даже в отношении природных ресурсов Сибири территориально инициируются в Москве), а сибирские писатели, хотя и являются довольно заметными фигурами, пока выглядят довольно однообразной группой на фоне бурно развивавшейся российской литературы 19-20 века. Соответственно, чтобы понять, каким образом возможны герои сибирской истории, надо отказаться от чисто российского метода выделения таковых, поскольку - повторю - Сибири он не подходит. Пока же естественным сибирским героем является ее Природа.
  
  Между тем, существуют и другие методы. Европейская история, например, по большей части, в плане героев представлена деятелями культуры (с единственным, впрочем, однозначным злодеем - Гитлером, и группой соответствующих подвижников вокруг него). История США - это, похоже, в первую очередь героический ряд президентов (речь опять же идет об уровне стереотипов, оказывающих влияние на массовое сознание). Получается, что разумно выделять героев из истории некой территории в соответствии с актуальными историческими действиями, которые были этой территории присущи.
  
  В Европе создавали культуру, в США строили сильное государство. Последнее присуще и России (где культура, в основном, стояла и стоит на службе крепкой государственности, - с переменным успехом), но в довольно болезненных для страны формах, что собственно и позволяет выводить из образа правителя - образ Злодея, а кроме того - создавать обязательный образ внешнего Врага, что, в свою очередь, требует Воинов. Для Сибири исторически наиболее важным являлось строительство городов и деятельность университетов. А значит естественные сибирские герои - это Строители (в широком смысле, т.е. включая и губернаторов) и Просветители.
  
  Остается изучить в этом свете сибирские краеведческие материалы и приступить к созданию соответствующих текстов, посвященных настоящим героям Сибири.
  [править]
  Примечания
  
  1. Возможно, как для России имеет значение образ Внешнего Врага, так и для Сибири еще актуален и образ Внешнего Героя, не сибирского, но, как правило, российского. Отношение Сибири к Внешним Героям - отдельная тема для размышлений.
  
  2. Создание образов сибирских героев из числа Строителей и Просветителей, конечно, имеет "воспитательное" значение. Но кроме того - значение обучения в техническом смысле: с тем, чтобы люди, узнав о соответствующих жизненных сценариях и соответствующей жизненной практике, учились не воевать и злодействовать, а строить и просвещать. Поскольку это "по-сибирски", в том числе. Причем не потому, что "так надо", а просто наработаны технологии, есть опыт и ресурсы.
   3. В Европе традиционно культура преодолевала закостенелые и опасные своей закостенелостью государственные формы. В России государство разрушалось не столько благодаря культурному, идейному,мировоззренческому возрождению, а сколько по причине политической и общественной активности. Возможно, Сибири стоит рассмотреть европейский - "умный" - путь. Не столько для борьбы с государством, сколько для преодоления опасных закостенелостей общественного устройства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"