Мякин Сергей Владимирович: другие произведения.

Ст-2016: В поисках плодотворной яростной идеи

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Итак, начнем (с поданных заявок, а потом, надеюсь, перейду к остальным...)
   Предмет моего обзора - плодотворная яростная идея. Что такое, товарищи, ярость и что такое, товарищи, идея? Ярость, товарищи, - это квази уна... как ее... мементо мори... ну, в общем, это всем очевидно... А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, - это человеческая мысль, облечённая в логическую форму литературного произведения.
  
   Стало быть, чтобы раскрыть тему "Ярость идеи", ИМХО, в идеале надо найти интересную идею, порожденную яростью, связанную с ней или же ее порождающую, и в связном захватывающем сюжете показать, откуда эта ярость взялась и что с ней делать. Соответственно и критерии оценки:
   - Идея - какова она, насколько плодотворна и соответствует ли теме конкурса,
   - Логическая целостность, связность и завершенность в реализации этой самой идеи,
   - Эмоциональное воздействие,
   - Антураж,
   - Оригинальные мысли,
   - Стилистическая и орфографическая грамотность.
  
   Халяпин Максим Александрович Свет потухших ламп
   Первое впечатление:
   Смешались в кучу гномы, люди
   (а также тролли, эльфы, маги, домовые, куры с петухами...)
   ...и с ними батька Мухомор.
   Иными словами, рассказ просто рекордный по видовому разнообразию действующих лиц в пересчете на количество знаков. Вроде полная мешанина, но она создает определенный колорит и эффект погружения в этот странный мир, живущий по причудливым законам фэнтезийного средневековья. Не скажу, что являюсь поклонником данного жанра, но с любопытством представил и прочувствовал эту гротескную зарисовку. В целом антураж автору удался. А вот сюжет... да, заставил улыбнуться, а потом и посмеяться, вспомнив, что Мухомор - прозвище милицейского начальника в одном известном криминальном сериале, и поняв, что полное название этого рассказа должно быть, по-видимому, "Свет потухших ламп, или По ту сторону улицы разбитых фонарей". Однако, если бы действительно в полной мере прослеживалась "потусторонняя" пародия на героев этого сериала или был бы настоящий детектив с запутанным расследованием, то получилось бы оригинально, но, увы, уж слишком всё незатейливо и напоминает анекдот типа "...убийца (похититель магических артефактов талисманов) - дворецкий (то бишь домовой), хоть и с "яростно-бытовой" (борьба за порядок в своем доме) идеей.
  
   Ким Сергей Интуиция Мой внутренний зверь
   Короткая зарисовка на тему аналогии между скоростным спуском (слаломом) на лыжах и жизнью в смысле, который заключается во фразах "Ветер, снег, солнце - это внешние причины или обстоятельства, не зависящие от нас. И в жизни так бывает: непогода, лунные фазы, законы и устои, бюрократия и человеческая глупость. Но я готов к ним морально и физически, как надо экипирован, поэтому, они мне не помеха... Плавные и резкие повороты, взлеты и падения, ложбины и кочки - точь в точь, жизненный путь многих. Может быть, вне спорта, скорость не та, но расплата за ошибки бывает тяжелее. Как мы поведём себя при очередном повороте или взлёте?". Хорошо сказано, написано ярко и динамично, но, ИМХО, изложено чересчур стремительно - и в отношении миниатюрности рассказа, и в смысле самой этой аналогии. Все-таки человеческая жизнь (опять же ИМХО) - это скорее не стремительный спуск по наклонной плоскости, а смесь марафона (временами с кроссом по пересеченной местности), альпинизма (упорного восхождения), шахмат и, возможно, балансирования на льду на коньках. И восторг от успеха - это скорее верный пес, в порыве радости от долгожданной встречи прыгающий на хозяина и готовый его облизать, а не то, что "...диким зверем, чёрной пантерой, наводящей ужас на каменные джунгли, несётся и обволакивает, полонит...".
   В целом, наверное, то, что хорошо для "внутреннего зверя", скоростного спуска, вспышки "яростного" восторга и миниатюры-зарисовки, несколько недостаточно для человека, жизни, идеи и рассказа.
   "Блохи":
   "Решая жизненные задачи, я, как будто хладнокровно преодолеваю или обхожу препятствия, не взирая..." запятая после "я" не нужна, "невзирая" лучше слитно.
   "Одеваю очки" - их ни во что не одевают, а надевают.
   чуть, было, не спился", "Я, как будто стал злее" - запятые не нужны.
  
   Калугина Лена Грех
   "Благими" намерениями (стремлением всем помогать, ставя в зависимость от себя, и опекать, ограждая от мира и превращая в послушную игрушку в "золотой клетке") вымощена дорога в ад. Наверное, герой рассказа Лев по кличке Бон(ифаций) в раннем детстве был "закормлен" этим со стороны родителей - маловероятно (хотя в принципе и возможно), что он встал на такой путь без их влияния и воспитанных в нем комплексов (наверное, не только этого, но и какого-то еще, который мешал ему наладить личную жизнь - Фрейд бы разобрался). Как бы там ни было, он направил эти комплексы на свою сестру, поставив в зависимость от себя и ограждая от поклонников. А такая блокировка либидо - верный способ получить вместо нормальной половой жизни "секс протухший" (как называл это явление Оруэлл), который в свою очередь порождает агрессию и всякие извращения - в данном случае от половой связи брата с сестрой до прихода в тоталитарную секту, маскирующуюся под тренинг личностного роста. Идея и сюжет понятны, производят впечатление, соответствуют теме конкурса, и в целом рассказ запоминается. Главный недостаток - излишняя краткость описания этого "тренинга". Вроде образ его руководительницы показан довольно колоритно, но "повисает в воздухе" - в конце ГГ просто приходит к ней, с ним что-то делают, и он теряет свою личность, превращаясь непонятно в кого. ИМХО, здесь нужны хоть какие-то детали (из области психологии, парапсихологии, фантастики, мистики, хоррора - на усмотрение автора), чтобы в дополнение к драме действительно получился полноценный элемент мистической фантастики либо психологического детектива или триллера.
  
   Голиков Александр Викторович Рах
   Чудовищное порождение секретных разработок кайзеровской Германии времен Первой мировой - дистанционное "слияние" воспаленного разума сумасшедшего подопытного пациента, одержимого ненавистью к англичанам, и мозга пса-убийцы. Фанатик-профессор, раздираемый на части мыслями о самоубийстве из-за серии неудач, тягой к противоположному полу и одержимостью идеей, которую "насытить нельзя, за ней можно только следовать, как слепому за поводырем, ибо дорога у той лишь одна - вперёд и ещё дальше, в бесконечность..." (в отличие от ненависти, которую "можно утолить, затопить в крови и захлебнуться"), и вылазки монстра, перегрызающего врагам глотки на фоне сырой и тоскливой окопной безнадеги. Написано ярко и создает атмосферу эпохи, хотя и выглядит несколько сумбурно - фрагменты прошлого профессора, его встречи с любовницей, ощущений чудовища и его нападения на англичан сменяют друг друга довольно беспорядочно. Для завершенности чего-то не хватает - возможно, сцен общения профессора с "зомби" и какой-то трагической развязки. В целом создается впечатление эффектного отрывка из более крупного рассказа или повести, а идея несколько сомнительна - неужели можно всерьез рассчитывать на то, что злобные и обученные убийству псы, управляемые сумасшедшими, смогут нанеси существенный ущерб противнику, вооруженному винтовками и пулеметами? Ну получится пара успешных рейдов, а потом противник будет начеку, и вряд ли можно рассчитывать, что все эти исследования окупятся. Впрочем, из рассказа следует, что профессор пришел к такому варианту своей идеи с горя (несмотря на весь восторг от локального успеха), убедившись, что превращать солдат в подобных зомби в массовом порядке не получится, а можно работать только с отдельными психически неуравновешенными личностями. Тем не менее, это вполне в духе методов, применявшихся в то время Германией, любой ценой стремившейся к победе или по крайней мере к отсрочке поражения, - от газовых атак до "экспорта" или "транзита" в Россию политических "монстров", разрушивших страну.
  
   Зюлёв Леонтий. Телефон Бога
  Идея очень интересна, хотя и не слишком "яростна". Изучение причин торможения научно-технического прогресса приводит к поиску Бога как источника информации, определяющей развитие цивилизации на Земле. Усовершенствование технических средств для такого поиска в конечном итоге приводит к успеху, цена которого - жизни ученых, не выдержавших информационной перегрузки от подключения к этому каналу. Затем следует контакт выжившего и наиболее приблизившегося к истине исследователя с посланником высшего разума в виде фантома сотрудницы с символичным именем Анхель, симпатизирующим ученому и дающим ему желанные объяснения:
  информационно-техническое "Информационное поле - слой воды в атмосфере, вы называете его облаками. Это слой высотных облаков. Он постоянен пока существует планета. Излучение с Луны его структурирует. Для вас это её обычный свет. Вода - очень интересная жидкость, о которой вы знаете крайне мало. Этот слой - та самая 'флэшка', которую вы разыскивали. Я управляю её наполнением и чисткой от ненужной информации. Вы нечаянно установили связь с ней, но я её заблокировала, потому, что выполняю приказ своего начальства. Вы убедились, насколько для вас опасно излишнее знание?"
  и духовно-историческое "Ни один родитель не желает ребёнку зла и не даст ему в руки игрушку, которая его уничтожит. У вас, по глупости одного из нас, появились такие игрушки и не одна. Самая же большая проблема в том, что эти игрушки разрушили вашу духовность. Вы в любой непонятной ситуации хватаетесь за оружие, вместо того, чтоб думать. Дух должен опережать руки, а не наоборот. Вы придёте к этому, переболев прогрессом и поняв, что блага - не самое главное на планете, и её ресурсы не бесконечны для обеспечения этих благ."
  Сами по себе эти откровения не новы - и по поводу базы наблюдателей на Луне (от некоторых сообщений высаживавшихся на ней американцев до теории о том, что она полая внутри и имеет искусственное происхождение), и относительно "внешнего" происхождения стремительного научно-технического прогресса, а также его взаимосвязи с духовностью и сомнениями насчет готовности к нему в целом агрессивного человечества. А почему бы не представить себе "послание" высших сил примерно таким образом: "Ну добрались вы до Луны - базы небольшой строительной бригады, которая следит за техническим состоянием вашего земного дома, и чего хотите? Узнать, как ваш дом построен? А оно вам надо? Вот надо обычному жильцу знать, как копер сваи забивает? Или про строителей узнать хотите? Так они далеко, новые объекты строят, а нам только за исправностью дома следить поручено и не болтать лишнее. А вообще вы молодцы и возьмите с полки пирожок - завалим мы вас техникой развлекательной - телевизорами, мобильниками, айфонами и т.д., и играйте вы в ваши игры на здоровье, только друг друга не перебейте и не лезьте куда не надо. А на нас посмотрели и хватит, больше не прилетайте". Насчет оружия и духовности возникает парадокс - как раз ядерное оружие является главной сдерживающей силой в отношении Третьей мировой войны, в то время как неправильно и извращенно понимаемая духовность становится чудовищным разрушительным фактором - ведь многие террористы руководствуются именно идейными соображениями. Впрочем, это "лирическое" отступление...
  А в целом рассказ написан немного суховато - возможно, нарочито упрощенными и слегка "рублеными" фразами, что создает определенный эффект краткого отчета. Может быть, это отчасти оправдано задумкой показать всю сухость секретных научных организаций, пытающихся прикоснуться к запредельному. Но вместе с тем есть и чисто грамматические и стилистические "блохи", возможно связанные со спешкой, в частности:
  Люди многому научилось Где же храниться...
  Понимая, их опасность и подумывая уже о сворачивании программы (запятая не нужна).
  Генератор давал широкую полосу частот на какой возник канал связи, никто не знал,
  При доводке прибор включали с произвольным положением рукояток, и записей, о частоте не вели (зачем здесь запятые, особенно после "записей"?).
  Вы многое определили верно, Иван и нашли доступ к этому полю (здесь запятая после "Иван" как раз нужна)
  и т.д.
  А вот концовка порадовала - и рассуждениями о подобии наблюдателей людям, их сочувствии людям и понимании подлинных интересов человека, торжеством человечности в лице Анхель, берущей верх над безумным любопытством ученых, и тем, насколько эти яркие строки контрастируют с сухостью предыдущего текста. Наверное, в этом и есть "ярость" идеи рассказа. Несмотря на то, что подобная концовка тоже в принципе не нова, в целом он производит впечатление.
  
   Ромм Ф.А. Именем Марии
  Идея - мистическая взаимосвязь между писателем, его произведениями и реальностью. Сюжет выглядит совершенно невероятным - экипаж военного корабля вылавливает в море бутылку, в которой находится записка с просьбой о помощи с захваченной пиратами шхуны, и вовремя поспевает на помощь, освобождая жертв нападения. Однако потом выясняется, что эту записку никто из экипажа шхуны не писал, а ее автором является начинающий писатель, решивший таким образом прочувствовать события своего первого рассказа, в котором в точности описал случившееся с этими кораблями вплоть до их названий, разве что имена персонажей отличались от реальных. Казалось бы, даже для фантастики слишком нереально, но... подобные случаи были на самом деле, и наиболее известный из них - подробное описание катастрофы "Титаника" писателем Морганом Робертсоном за 14 лет до трагедии в книге "Тщетность, или Гибель "Титана"", где он назвал терпящий бедствие корабль "Титаном" и даже почти точно указал размеры и водоизмещение судна. Как это понимать? Конечно, можно представить себе и конспирологическую версию, что кто-то организовал катастрофу "Титаника" "по мотивам" романа, чтобы "списать" заговор на мистику, но в такое тоже верится с трудом. А ведь известны и другие случаи подобных совпадений... Стало быть, возможно считывание информации из будущего? Или даже воздействие на него? А почему вообще происходят невероятные совпадения? Говорят, "как в кино", "такое бывает только в кино". А почему? Потому что если так решил режиссер (или писатель), то так оно и будет, сколь бы невероятным это ни казалось? А этот рассказ невероятен вдвойне, потому что, помимо спасительной записки писателя, здесь есть еще и встреча потомков тех героев, включая писателя, и их спор о том, может ли писатель спасти больше людей, чем представители героических профессий. Написан он живым языком детского диалога, но целом производит впечатление причудливого "эха" невероятного события. Любопытно, запоминается, но возникает мысль "А зачем же эхо? Хотелось бы лучше о самом этом событии увлекательный рассказ прочитать".
  
   Муратов С.В., Ромм Ф.А. Благими намерениями
   Машина времени - из России, занимающей лидирующее положение в мире, где американцы "дальше Кубы не лезут", и пытающейся манипулировать конфликтами на Ближнем Востоке, в апрель 1917-го, чтобы предотвратить убийство Ленина во время выступления на броневике. Зачем? Зачем, черт побери? Чтобы проверить машину и теорию о принципе неизбежности исторического процесса, а также потому что "идиотизм этих начальников и бюрократов надоел до чёртиков". Идея поистине яростная, ничего не скажешь! Результат эксперимента? Хотели как лучше, а получилось... то, что мы видим вокруг. И принцип неизбежности исторического процесса почти что выполняется - тот же президент России, те же бюрократы, те же конфликты на Ближнем Востоке, только ведущая держава сменилась. С точки зрения вечности и всемирной истории - какая, по сути, разница? Важно лишь, что опасной машины больше нет, а есть только ее бутафория в кино, и технический прогресс в целом замедлился (в частности, в 21 веке еще нет голографических телевизоров). А с точки зрения России? ИМХО, куда-нибудь пораньше лучше было отправиться со спасительной миссией - в Санкт-Петербург 1 марта 1881-го или по крайней мере в Киев 1 сентября 1911-го. Хотя... КОМУ лучше? Ведь более вероятная теория относительно изменения исторического процесса состоит в том, что подобные воздействия не изменяют той линии событий, из которой прибыл хронопутешественник, а лишь порождают другую, параллельную и альтернативную линию. А с точки зрения самого изобретателя? Что лучше - быть автором чудовищного изобретения, способного пустить мир под откос, или простым технарем-пьяницей? В целом интересно (выделяется на фоне многочисленных набивших оскомину триллеров про "попаданцев"), заставляет задуматься, читается легко, только вот простота речи и пьянство уж слишком нарочито подчеркиваются. Это, конечно, "Особенности русской национальной...", но все же...

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 5: Янтарный единорог"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Вичурин "Байт I. Ловушка для творца"(Киберпанк) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Последняя петля 4"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"