Мясникова Галина Петровна : другие произведения.

Концепция воспитательной системы класса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

   Ценностное основание воспитательной системы
   Воспитательная система класса строится на основе концепции воспитательной деятельности школы по 7 направлениям:
   - "Здоровье" (соответствует физическому воспитанию учащихся);
   - "Семья" (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями);
   - "Наша Родина" (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию);
   - "Культура" (соответствует эстетическому воспитанию);
   - "Природа" (соответствует экологическому воспитанию);
   - "Труд" (соответствует трудовому воспитанию);
   - "Человек" (соответствует нравственному воспитанию обучаемых).
   Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, рефлексии и самооценивания.
   Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого.
   Таким образом, главный целевой ориентир -  содействие становлению и проявлению индивидуальности младшего школьника как разносторонней и творческой личности, выявлению и развитию добрых наклонностей в процессе живой практической деятельности, воспитанию личностных качеств.

Для достижения цели, возможно, будут решены следующие задачи:

   - создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
   - формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
   - сплочение классного коллектива;
   - развитие познавательной активности учащихся;
   - содействие формированию нравственной позиции школьников;
   - формирование осознания собственного "Я";
   - формирование представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
   - формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
   - воспитание толерантного отношения к людям;
   - воспитание уважительного и ответственного отношения учащихся к труду;
   - создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения, учителей и родителей, с младшими;
   - развитие художественно-эстетических способностей;
   - способствование созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
   - воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе;
   - формирование основ здорового образа жизни.

Путь к достижению цели осуществляется посредством принятия таких ценностей:

   - образованность;    
   - свобода;
   - воспитанность;
   - человеколюбие;
   - оптимизм;
   - требовательность;  
   - любознательность;
   - сотворчество.

Важную роль играют и правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:

   - Ученье - свет, а неученье - тьма.
   - Жизнь дана на добрые дела.
   - Один за всех и все за одного.
   - Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
   - В дружбе взрослых и детей - сила класса и семей.
   - Веселье делу не помеха.
   - Каков мастер, такова и работа.
   - В здоровом теле - здоровый дух.

Основополагающие идеи-принципы:

   - Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры).
   - Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни).
   - Принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.)
  

Основополагающие виды деятельности:

   - познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);
   - преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);
   - ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);
   - общение ( ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность другого).
   В центре внимания должна быть совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.
   Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное для классного руководителя - использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса:
   - информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
   - координация деятельности учителей- предметников и родителей;
   - прогнозирование и мониторинг успеваемости;
   - содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
   - планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.
   95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
   В основе воспитательной системы лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.
  
   Педагогические технологии и методики
   Образовательная среда
   Воспитательная среда
   Развивающее обучение
   Все предметы учебного плана.
   Олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы, марафоны, экскурсии, познавательные мероприятия,...
   Модульная методика
   Все предметы учебного плана.
   Конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера,...
   Исследовательские методы
   Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, английский язык.
   Информационные часы, НПК,...
   Проектные технологии
   Окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
   Создание портфолио учащегося, буклетов, творческих, экологических проектов,...
   Игровые технологии
   Все предметы учебного плана.
   Ролевые, интеллектуальные игры, часы рефлексии,...
   Групповые технологии
   Все предметы учебного плана.
   Участие в акциях "Сотвори добро", "Милосердие", "Внимание! Ветеран". Участие в выставках, конкурсах, классные часы,...
   Информационно-коммуникационные
   Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология
   Создание презентаций, портфолио,...
   Здоровьесберегающие технологии
   Все предметы учебного плана
   Физкультминутки, подвижные игры во время перемен, Дни Здоровья, спартакиады,...
  
   Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется
   целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:
   - изучение семей через анкетирование, посещение;
   - родительские лектории, собрания, заседания родительского комитета;
   - привлечение к классным и общешкольным мероприятиям;
   - совместные поездки в театры, кинотеатры, музеи, экспериментарий и планетарий, на
   Байкал,...
   - индивидуальные встречи;
   - телефонограммы;
   - письма;
   - консультации по предметам;
   - организация классных праздников с приглашением родителей.
   В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.
   Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации - разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.
    Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
   (в основном в таблице представлены диагностические методики  психолога и педагога Н. И. Дереклеевой)
 
    Критерии
 
   Примерные сроки изучения
 
    Диагностические методики
 

Развитость познавательного потенциала ребенка

Октябрь, апрель

    Анализ успеваемости
 "Настроение", "Ранжирование"
 Тесты  

Развитие личностных качеств учащихся

Сентябрь -- апрель

    "Мой портрет в интерьере", 
"10 моих Я", "Звезда", "Самореклама", "Сказки",
"Что у меня на сердце"
 Анкетирование
  Педагогическое наблюдение 

Креативность личности

Январь

    Тестирование
 Педагогическое наблюдение 

Защищенность и комфортность ребёнка в классе

Ноябрь

    "Лесная школа"
 "Проективная методика"
  Анкетирование
  Педагогическое наблюдение

Сформированность классного коллектива

Март

     "Мультфильм о нашем классе"
   "Аукцион"

Воспитанность учащихся

Февраль, май

   "Проективная методика"
 Методика С. М. Петровой "Пословицы"
 Анкетирование (сводный лист уровня воспитанности)
 Педагогическое наблюдение

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

Декабрь, апрель

    Сочинения
 Методика А. А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"
Анкетирование для родителей
  
   Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е.Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год.
   Вариативными критериями эффективности функционирования системы считаются следующие критерии и показатели:
   - уровень воспитанности учащихся;
   - сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
   - сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
   - стремление к успешности.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"