Модерау Михаил Юрьевич : другие произведения.

Общество потребления - идеология заката капитализма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Морально-этические ценности как фактор деградации общества.


   Мысли вслух. Общество потребления - идеология заката капитализма.
   В средствах массовой информации, научных работах, произведениях искусства (или от искусства), на форумах темы ухудшение демографической, экологической, политической, социальной ситуации, падения уровня культуры, образования и т.д. все, что подпадает под термин деградации общества, стали привычными, не вызывающими сомнения утверждениями. В каждом отдельном случае находятся свои уникальные причины и конкретные виновники (внешние или внутренние). Но регрессивные процессы нарастают независимо от материального состояния большинства, депрессивности региона, воздействия внешнего фактора, окружающей экологии. Первопричина едина - капитализм в фазе деградации.
   Капитализм, как и любой другой социальный "организм" постоянно эволюционирует:
   - вводятся новые экономические доктрины;
   - внедряются новые финансовые инструменты;
   - изменяются законодательства;
   Информационные технологии спровоцировали глобализацию с постоянно нарастающей тенденцией стирания контрастов. Вторичные морально-этические нормы уже слабо выполняют разделительные функции. Постоянная доступность непосредственного и неконтролируемого общения граждан разных государств значительно ограничила возможности идеологий "внешнего врага". Идеология капитализма, прячущая доминирующие ценности, также меняется. Лозунги периода роста, перестают работать в период деградации.
   В фазе роста капитализма использовался либерализм (философская, политическая и экономическая - идеология капитализма исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка). Звучит не так меркантильно как шкала ценностей (прикрыто правами и свободой отдельного человека). Но отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться своей собственностью (одни не имеют шансов достойно жить, другие "с жиру бесятся").
   Один из инструментов оценки экономической стратификации (деление общества на социальные слои) - "децильный коэффициент" (отношение доходов 10 % самых богатых граждан и 10 % самых бедных). Политиками и социологами принято считать предельным показатель коэффициента 7, после чего страна переходит грань катастрофы или революции. Концентрация капитала стала превышать критическую черту.
   Переворот 1970 года в Чили проведённый под неолиберальной идеологией обозначил вступление капитализма в неолиберальную фазу, в результате:
   - настал конец англо-саксонской системы, в которой сочетались процветание и социальные блага с относительно равным распределением доходов, непродолжительным рабочим днем, продолжительными отпусками, ранним выходом на пенсию и ее достойным размером;
   - произошёл отказ от кейнсианских идей государственного вмешательства в экономику;
   - влияние профсоюзов было минимизировано;
   - общество стало напоминать кастовое, ибо с каждым годом представителю одного социального класса все труднее изменить свое положение.
   При отсутствии реальных внешних идеологических противников, отпала необходимость поддержки мифа "равных возможностей" и других мифов о буржуазных "ценностях", обеспечивать высокий уровень жизни в отдельных странах, так как немалая часть высоких выплат являлась скрытой формой перераспределения прибыли, полученной за счет других регионов
   Исчезновение экономической, политической и финансовой конкуренции, замена их различными формами монополии, тяга к силовым методам решения проблем. Мир вошёл в постдемократическую эпоху. Все накладнее соблюдать демократические процедуры, все нелепее и кричаще расхождения между известной риторикой и действительностью, все больше металла в голосах, презентующих "либеральные ценности".
   В фазе деградации устаревший социальный регулятор плохо выполняет свою функцию: удерживания участников от антиобщественного поведения.
   Под давлением действительности реального мира, комплекс морально-этических норм "общество равных возможностей" был заменен на комплекс - "общество потребления". Так доминирующие морально-этические ценности из развивающего фактора превратились в фактор деградации общества.
   В фазе деградации властям приходится внедрять отвлекающую идеологию развлечений и потреблений: во времена Римской империи - "хлеба и зрелищ", теперь - "общество потребления".
   Общество потребления - совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, в которой экономическая система тесно переплетается с культурой потребления и уровнем общей культуры и образования, в котором:
   - индивидуальное потребление отражает социальный статус и особенности индивидуального образа жизни каждого члена общества;
   - образование, прежде всего высшее, физкультура и спорт становится платной рыночной услугой, а профессиональные спортивные клубы и секции становятся производителями услуг или зрелищ;
   - для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются, как и ответственность отдельного человека;
   - моральные ценности общества отрицают необходимость всестороннего умственного и нравственного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как, невежественных людей легче обманывать;
   - престижные профессии: индустрия развлечений, политики, чиновники, репортеры.
   С каждым следующим поколением общества потребителей:
   - падает уровень квалификации представителей малопрестижных профессий, уровень общей культуры и морали;
   - общечеловеческие нравственные принципы (чувства долга, законопослушности, чести, доблести, альтруизма, самоотверженности, самопожертвовании) маргинализируются;
   - уменьшается процент ресурсов направляемых на развитие человечества.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"