Модерау Михаил Юрьевич : другие произведения.

Этапы и варианты становления общества будущего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все зависит только от нас, только мы сами можем спасти себя и своих потомков от ужасов цивилизационного отката.


Этапы и варианты становления общества будущего.

   В обществе накапливаются знания, как следствие, совершенствуются технологии, запросы которых на вид работника тоже изменяются. Более совершенные виды работников требуют новых условий производительности, которые отражаются в новых производственных отношениях. Все эти процессы развития общества идут постоянно, и лишь изменение общественных отношений дискретно.
   Изменение общественных отношений, это изменение общества и замена элиты, как неотъемлемой части общества. Устаревшая элита сопротивляется собственному низложению. Но именно элита формирует общественные отношения. Первый этап становления общества будущего, это этап отторжения устаревшей элиты от власти.
   Противоречие между требованиями условий производительности и общественными отношениями нарастают, уничтожая экономику. Стагнация экономики и соответствующие ей процессы деградации общества (в том числе снижения уровня легитимности и легальности власти). Усиливающиеся тенденции уменьшения выгоды и роста рисков от пребывания во власти нивелируют стремления властвовать.
   Независимый от желаний граждан, этап отторжения устаревшей элиты от власти закончится, когда сравняются потенциальные риски и выгоды претендента во власть. Мировое сообщество находится в завершающей фазе этапа отторжения, а в некоторых регионах он уже пройден.
   Далее начинается второй, завершающий становление общества будущего, этап формирования новой элиты. Рассмотрим два крайних (оптимистический и пессимистический) варианта внедрения.
   Оптимистический (ближайший аналог реформы 1861-1874) это вариант наличия теоретически грамотной команды представителей новой элиты.
   Такая команда (на момент когда устаревшая элита перестала бороться за власть, но системы жизнеобеспечения еще функционируют) сможет реформировать (автоматизировать) систему общественных отношений.
   Для подтверждения этого утверждения приведу вариант (не идеален, но работоспособен) комплексной реформы. Собственно это две реформы, реформа автоматизации власти и социальная реформа.
   Реформу автоматизации власти можно условно разбить на три этапа:
   - переход на единый полноценный электронный документооборот;
   - организация единого информационно-расчетного центра;
   - автоматизация законодательной, судебной и исполнительной власти.
   Каждый из этапов автоматизации власти:
   - увеличивает эффективность общества;
   - урезает возможности влияния устаревшей элиты;
   - становится инструментом (базой) для следующего этапа реформ;
   - не противоречит сложившемуся общественному мировосприятию, но корректируя его.
   Социальная реформа пока видится из двух этапов:
   - переход на плановую экономику;
   - переход на эффективные социально-экономические нормы.
   Рассмотрим поэтапно.
   Реформа автоматизации власти.
   Этап первый - переход на единый полноценный электронный документооборот.
   На первый взгляд ничего революционного. Необходимость унификации многочисленных электронных документооборотов декларируют все правительства. Единый электронный документооборот это предел унификации. Вместо бесконечной и затратной унификации достаточно политического решения и пару месяцев на внедрение. Технические возможности есть давно (более десяти лет), нет желания.
   Единый электронный документооборот это автоматически единые правила (в том числе и доступа). Доступно все, что не запрещено законом. При внедрении единого электронного документооборота любой гражданин получит реальную возможность (а не декларируемую законодательством) проводить в реальном времени мониторинг прохождения любого (кроме секретного согласно общим правилам) документа и оценивать (например по пятибалльной шкале) труд каждого чиновника.
   Наиболее совершенная обратная связь это лишь одно из преимуществ единого полноценного электронного оборота, но одновременно и его недостаток. Личная выгода чиновников вступила в противоречие с "выгодно" обществу. Это в первую очередь и обусловливает саботаж чиновников, не допускающих внедрения полноценного электронного оборота.
   Само современное использование термина "документооборот" это подмена понятий. Термин документооборот из делопроизводства, где четко описаны требования, при выполнении которых переписка приобретает статус документооборота. Существующие электронные докуметообороты неполноценны это, по сути, электронная переписка. Выполнения требований делопроизводства технически возможно, но также противоречит стремлениям чиновников.
   Единый документооборот это единая база данных (единый архив копий документов с реестром регистрации входящих и исходящих) - автоматизированный инструмент контроля деятельности государственных служащих. Он гарантирует физическую невозможность искажения информации ответственными лицами (не зависимо от их регионального расположения и должности) с целью ухода от ответственности, не ставя в известность проверяемых позволяет:
   - отследить в любой момент стадию рассмотрения или историю согласования любого документа, с фиксированным до секунды моментами получения и отправки и изменениями каждым подписантом;
   - иметь точную, детальную и фиксированную на любую дату картину, для выводов о деятельности или бездеятельности в любом конкретном вопросе каждого отдельного исполнителя, задокументированную в решениях, приказах, распоряжениях, письмах и т.д.;
   - получить данные по объему, направлениям и оценки деятельности (рейтинг) любого отдельного государственного служащего.
   Единая база также позволяет автоматизировать систему контроля бизнеса, на программном уровне отслеживать движение товаров и финансов, что значительно усложнит (или уничтожит) оптимизацию налоговых выплат и возможность сбыта контрабандной и контрафактной продукции. Это соответственно не добавляет популярности идеи внедрения единого электронного документооборота у коррумпированных граждан.
   Автоматизация государственного контроля позволит уменьшить влияние человеческого фактора на принимаемые решения и значительно сократить штатную численность органов контроля. Пресловутая борьба с коррупцией на инструментальном уровне.
   Единый электронный документооборот это наличие цифровой подписи у каждого гражданина и юридического лица, что позволяет полностью автоматизировать работу, выполняемую в настоящее время как специализированными государственными структурами (нотариат, статистика, избирком) так и отдельными подразделениями (информационные, архивы, канцелярии, курьеры).
   Отдельно необходимо уточнить, что затраты на содержание единого полноценного документооборота сопоставимы с затратами выделяемыми государством на каждый (так называемый) современный электронный документооборот, а их сотни.
   Также необходимо уточнить, что функционирование полноценного электронного документооборота осуществляется через почтовый сервер, по типу системы банк-клиент. При соединении и авторизации происходит автоматический обмен специально подготовленной информации. Возможен также режим чтения архива почтового ящика. Интернет-протокол не используется, что на физическом уровне защищает от любого внешнего воздействия (хакерского взлома). Внешнее воздействие исключительно с места оператора (специализированный комплекс управления).
   Подведя итог - внедрение единого полноценного электронного документооборота:
   - не противоречит существующему законодательству и целям, декларируемым правительствам;
   - позволяет значительно сократить расходы бюджета на содержание аппарата управления;
   - улучшить работу государственных структур;
   - создать инструмент совершенной обратной связи;
   - позволит сделать действия органов власти для граждан прозрачными и понятными.
   - создаст базу для следующего этапа автоматизации власти.
   Прогнозируемый период проведения первого этапа реформы автоматизации от двух до шести месяцев.
   Этап второй. Организация единого расчетного центра.
   Каждый гражданин, юридическое и должностное лицо при внедрении электронного документа получает электронный носитель с цифровой подписью, под которую на почтовом сервере закрепляется индивидуальный почтовый ящик.
   На первом этапе реформы автоматизации власти на индивидуальном почтовом ящике находился архив документооборота с государственными органами. На втором этапе индивидуальный почтовый ящик дополнится другими всевозможными архивами, а возможности использования цифровой подписи расширится.
   Общество использует многочисленные специализированные базы. Базы связанные с бюджетом (больница, школа, институт, музей, мэрия, ЖЕК и т.п.) переводятся в приказном порядке (экономия бюджетных средств, гарантия хранения и т.п.). Коммерческие базы в добровольно-принудительном порядке. Попытка скрыть правонарушения это единственная видимая причина нежелания перехода на единый информационный центр (идем с проверкой).
   Обслуживание бюджетных потоков начать осуществлять исключительно через единый информационный центр, используя личные цифровые подписи для управления личными финансами. Использование наличных денег запретить. Получаем единый информационно-расчетный центр.
   Любой современный банк, потеряв право обслуживать бюджет и финансовые спекуляции, лишенный возможности прикрывать контрабанду и "оптимизировать" налогообложение - банкрот. Через определенный срок единственной структурой обслуживающий финансовое обращение останется единый информационно-расчетный центр. Остальные финансовые и сопутствующие структуры (страховщики, аудиторы, коллекторы, консалтинг и т.п.) при прозрачности их деятельности также исчезнут.
   Общество использует различные специализированные виды удостоверяющих документов (удостоверения, пропуска, билеты и т.п.), которые в условиях единой базы не актуальны. Цифровые технологии предоставляют возможности непосредственной авторизации гражданина (визуально, по голосу, сетчатка глаз, капиллярные линии, ДНК и т.п.). В течение второго этапа реформы автоматизации власти общество должно полностью перейти на цифровую автоматическую, постоянную авторизацию (например, с помощью мобильного телефона).
   Подведя итоги - внедрения единого информационно-расчетного центра:
   - требует незначительного (но декларируемого современной властью) изменения законодательства;
   - позволяет значительно сократить расходы бюджета;
   - перестроит работу финансовых структур (для общества, а не для хозяев);
   - внедрит и закрепит (сделает привычным) фиксацию (с сохранением) всех взаимоотношений внутри общества;
   - позволит сделать действия любых структур (кроме закрытых законодательством) для граждан прозрачными и понятными;
   - создаст базу для следующего этапа автоматизации власти.
   Прогнозируемый период проведения второго этапа реформы автоматизации от года.
   Этап третий. Автоматизация законодательной, судебной и исполнительной власти.
   Все законодательные акты, как и судебные решения, должны утверждаться методом электронного опроса с использованием личных цифровых подписей. Никакого делегирования прав. Отсутствие самих органов законодательной и судебной власти, исключительно общественная деятельность. Участие в опросе платное. Асоциальные и недееспособные в опросах не участвуют.
   Исполнительной власти больше нет. Остаются лишь отдельные службы общегосударственная, для внешних отношений и региональные (правопорядок, коммунальные и т.п.) руководители которых определяются электронным опросом и электронным же опросом ежемесячно оцениваются результаты их деятельности. В случае чрезвычайной ситуации может быть выбран на определенный срок диктатор, в течение этого срока опросы прекращаются.
   Реформа автоматизации власти позволит противодействовать естественной стагнации экономики, сохранить (желательно развить) системы жизнеобеспечения и подготовить общество к социальной реформе.
   Социальная реформа.
   Первый этап. Переход на плановую экономику.
   Технологии избыточного производства освобождают граждан от производства материальных ценностей (безработные). Рыночная экономика, в отличие от плановой, не предполагает возможности использовать их деятельность (лишние люди). Переход на плановую экономику это эволюционная необходимость. Для плановой экономики необходимо национализация подавляющей части средств производства.
   Этап социализма, но уже с технологиями избыточного производства, с плановом хозяйством, базирующимся на цифровых технологиях. Завершение этого этапа гарантирует экономическую и социальную устойчивость общества.
   Второй этап. Переход на эффективные социально-экономические нормы.
   Поступательное внедрение социально-экономических норм должно осуществляться, по мере изменения стремлений общества и зависеть от экономических возможностей. Так, например отказ от права наследования не возможен без гарантированных равных начальных условий.
   Но начинать необходимо, используя преимущества, предоставляемые информационными технологиями:
   - стимулирование учебы не стипендиями, а поощрением каждого (с младых лет) за каждый сданный экзамен (зачет и т.п.);
   - уровень поощрения за деятельность гражданина должен зависеть от оценки ее качества (обратная связь);
   - переход на систему оплаты аналогичную бригадному подряду.
   Второй этап социальной реформы это конец переходного периода и фактически уже новое общество, так как социально-экономические нормы будут совершенствоваться постоянно (опять постепенное развитие).
   Пессимистический (ближайший аналог распад Римской империи и становления феодализма) это вариант формирования новой элиты методом естественного отбора и социальных экспериментов.
   Во власть приходят радикальные авантюристы (в том числе идейные), пытающиеся построить общество исходя из личной системы ценностей. Вариантов много - социализм, капитализм, фашизм, феодализм (монархия), рабство, анархия или коммуна, с индивидуальными отличиями по национальному, вероисповедальному (вплоть до секты), территориальному (вплоть до села) или корпоративному (силовики, бандиты) принципу.
   Конечно со временем сформируется новая элита, но до этого радикализация ускорит дробление общества и вызовет вооруженные конфликты, что в свою очередь разрушит системы жизнеобеспечения. (учитывая агрессивность радикалов можно с уверенностью прогнозировать разрушение нефте и газо-транспортных систем, железнодорожных путей ЛЭП). Цивилизационный откат вызванный разрушением систем жизнеобеспечения это гибель большинства населения. Система ценностей, у выживших в условиях цивилизационного отката, будет отличаться от современной (понятия справедливо, хорошо и т.п. изменятся).
   К сожалению, приходится констатировать, что пока шансы на оптимистический вариант мизерны. Ведь будущая элита сможет сформироваться только из граждан интересующихся проблемой развития общества, их система ценностей может измениться только за счет знания теории, осознания реалий общества будущего. Но подавляющее большинство интересующихся не исследуют общество, а шаманят (фантазируют будущее исходя из субъективной системы ценностей).
   Времени на раскачку практически не осталось, уже началось локальное разрушение систем жизнеобеспечения. Это выбор каждого применить научный подход и стать одним из родоначальников новой элиты или шаманить и обречь себя на существование (скорее гибель) в условиях цивилизационного отката.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"