Могилёва Екатерина Игоревна: другие произведения.

Протоиерей Николай Романович Диковский

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

   Николай Романович Диковский родился 12 сентября 1886 года в Ковенской губернии в многодетной семье псаломщика. Закончил Виленское духовное училище, Литовскую семинарию, затем Петербургскую духовную академию. После этого он небольшое время работал надзирателем Виленского духовного училища. В ноябре 1891 года он был рукоположен в священники и направлен в Кобринскую соборную церковь Санкт-Петербурга. Также он стал законоучителем в Кобринском уездном училище.
  
   Николай Диковский был женат на Дарье Иулиановой. В 1894 году он переехал в Гродно, где стал служить в Софийском соборе. В Гродно родились и его четверо детей: старший, Григорий, в 1895 году, младший, Алексей - в 1901.
  
   Отец Николай являлся членом гродненского отделения Литовского епархиального училищного совета, а также учителем Закона Божия в Гродненской мужской гимназии. В 1899 году в гимназии праздновали столетний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. перед началом празднования отец Николай Диковский произнёс вступительное слово. Он кратко обрисовал личность Пушкина с нравственной и религиозной точек зрения и призвал о нём помолиться; после началась панихида. С того же года отец Николай Диковский преподавал Закон Божий ещё и в Гродненской женской гимназии и стал настоятелем гимназической церкви.
  
   В 1901 году протоиерей Николай Диковский, до того бывший ключарём Софийского собора, стал его настоятелем. Он входил в Софийское православное братство, а в 1904-1906 году был его председателем, и принимал активное участие в общественной жизни. Ранее, в 1902 году он возглавил делегацию православного духовенства, которая представилась П.А. Столыпину, назначенному новым гродненским губернатором.
  
   Отец Николай Диковский был выдающимся церковным историком, учеником профессора Петербургской духовной академии М.О. Кояловича, чьи исследования были посвящены истории западнорусских земель. Уже первая работа отца Николая Диковского - "Опыт библиографического указателя статей и заметок, касающихся истории церквей и монастырей Гродненской губернии", вышедшая в 1894 году, была историографическим событием губернского масштаба. До того библиографических трудов по истории Гродненской губернии просто не существовало. В 1904 году протоиерей Николай Диковский вместе с Владыкой Никанором (Каменским), в то время епископом Гродненским и Брестским, убедил власти в пользе основания Гродненского церковно-исторического комитета и стал его членом. О. Николай Диковский посвятил более тридцати статей археологическим исследованиям. Писал он также об истории православия в западных губерниях.
  
   Главные его труды - "Из летописи Гродненского Борисо-Глебского монастыря", "Борьба Жировицкого монастыря с еврейством", "Базилианский орден и его значение в западно-русской униатской церкви ХVII - начала ХVIII веков до Замойского униатского провинциального собора 1720 г." - были опубликованы в "Гродненских епархиальных ведомостях", главным редактором которых в течение шести лет был он сам. В 1907 году из-за недостатка финансирования вышло лишь шесть номеров "Епархиальных ведомостей", но отец Николай Диковский оставался редактором их неофициальной части вплоть до последнего номера.
  
   Во время своего настоятельства протоиерей Николай Диковский занимался благоукрашением собора. В 1905 году деревянные полы в Кирилло-Мефодиевском приделе были заменены изразцовыми, на надпрестольной арке главного храма была помещена новая икона "Тайной вечери", через год - расписан алтарь и устроена гробница с куполом для плащаницы. В 1906 году за усердную пастырскую деятельность протоиерея Николая Диковского наградили наперсным крестом. Его высоко ценили и как опытного педагога, и как исследователя церковной истории Гродненщины.
  
   В конце октября 1907 года он был назначен ректором Ардонской духовной семинарии. В декабре, перед его отъездом в Ардон, Софийское братство, духовенство и прихожане Софийского собора провожали протоиерея Николая Диковского молитвой и поднесли ему икону. Ардонская духовная семинария в то время была миссионерской, и все прежние её ректоры были монашествующими. Но 4 августа 1908 года она была преобразована в обычную духовную семинарию, что требовало изменения учебного процесса. Этими изменениями и должен был руководить новый ректор, однако в апреле 1909 года пост ректора ему пришлось оставить, так как его назначили настоятелем церкви слободы Константиногорской возле Пятигорска.
  
   Но и там он оставался лишь несколько месяцев и вскоре был переведён в Пермь. 1 сентября 1909 года протоиерей Николай Диковский был назначен законоучителем Пермской женской учительной семинарии. Позже он преподавал в гимназиях и Коммерческом училище города. В 1910-1912 годах он служил в церкви Пермского духовного училища. Вместе с тем он состоял Председателем Совета Пермского Епархиального училища, затем до апреля 1914 года - Председателем Пермского уездного отделения Епархиального училищного совета. 6 мая 1911 года отца Николая Диковского наградили Орденом Св. Анны 3-й степени.
  
   В 1912 году его назначили сверхштатным священником Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора. В Перми он вернулся и к редакторской работе: в 1913 году он редактировал неофициальную часть "Пермских епархиальных ведомостей".
  
   В 1916 году профессора Пермского университета обратились с ходатайством о создании "Научного общества, посвященного разработке исторических, философских, филологических и социально-юридических знаний". Из-за революции утверждение устава задержалось, и "Общество" было учреждено только 23 декабря 1917 года. Несмотря на начавшуюся Гражданскую войну, общество вело научную работу. Первый сборник его работ вышел в 1918 году. На июнь 1918 года наряду с профессорами и преподавателями Пермского университета действительным членом этого общества состоял и протоиерей Николай Диковский.
  
   Первого мая 1918 года Приходской совет Свято-Троицкой церкви Мотовилихи избрал отца Николая Диковского её четвёртым священником. В конце декабря того же года в Перми вспыхнуло антибольшевистское восстание. Восставшие, разгромив советские учреждения, соединились с частями Колчака. Город заняли войска 1-го Средне-Сибирского корпуса генерала Р. Гайды. В начале 1919 года в Мотовилихе были расквартированы полки армии Колчака и размещены лазареты. В Свято-Троицкой церкви почти ежедневно отпевали погибших и умерших от ран и болезней солдат. Многих из них отпевал отец Николай Диковский.
  
   В июне 1919 года белая армия вынуждена была отступить от Перми. С ней в Сибирь эвакуировалась и большая часть духовенства Мотовилихи. Дальнейшая судьба протоиерея Николая Диковского неизвестна.
  
  Источники
  
  (1) Ф. С. Киреев. Во главе Ардонской Александровской Духовной Семинарии, .
   (2) Ленкевич Д.В., У истоков историко-церковной библиографии на Гродненщине// Актуальныя праблемы гісторыі Беларусі: стан, здабыткі і супярэчнасці, перспектывы развіцця. Материалы республиканской научной конференции, 3-4 мая 2002 года, ч. 2, Гродно, 2003, с. 194-198.
   (3) Бояршинов В.Г. Летопись православных храмов Мотовилихи, Пермь, Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, с. 267-268.
   (4) Черепица В.Н. ...Не потерять связующую нить. История Гродненщины XIX-XX века в событиях и лицах (исследования, документы, комментарии). Гродно, ГрГУ, 2003, с. 7, 216-217, 228-230.
  (5) Рябкова Е.А. Церковное краеведение в Западной Беларуси во 2-й половине ХIХ - начале ХХ в. с. 17// Актуальныя праблемы гісторыі Беларусі: стан, здабыткі і супярэчнасці, перспектывы развіцця. Материалы республиканской научной конференции, 3-4 мая 2002 года, ч. 2, Гродно, 2003, с. 17.
   (6) Действия правительства // Гродненские епархиальные ведомости, 1906, ? 31-32, с. 835.
   (7) Пермские епархиальные ведомости, Пермь, 1916, ?? 16-25.
  (8) Г. Д. Селянинова. Общество исторических, философских и социальных наук при Пермском университете в 1917-1918 годы//Диалог со временем, 2008, вып. 25/2, с. 233-235.
  (9) Биографии и жития: Архиереи: Никанор (Каменский),
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) А.Черчень "Все хотят меня. В жены"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Е.Белильщикова "Иной. Время древнего Пророчества."(Боевая фантастика) Л.Малюдка "Монк"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) К.Иванова "Любовь на руинах"(Постапокалипсис) С.Лайм "Сын кровавой луны-2"(Любовное фэнтези) Е.Флат "Свадебный сезон 2"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"