Могилёва Екатерина Игоревна: другие произведения.

Протоиерей Павел Константинович Кирик

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

   Павел Константинович Кирик родился 23 мая 1912 года в деревне Охоново, ныне Дятловского района Гродненской области. Отец его был священником. В 1905 году отец Константин Кирик служил в церкви деревни Хоробровичи, которая находится в том же районе, что и Охоново.
  
   По условиям Рижского мирного договора c 1921 года земли нынешней Гродненской области года вошли в состав Польши. Павел Кирик, как и многие его соотечественники, оказался за рубежом. В 1933 году он окончил Виленскую духовную семинарию, в 1937 году - Богословский факультет Варшавского университета, получив степень магистра богословия. Во время учёбы, в 1935-1937 годах он познакомился и общался с будущим епископом Витебским и Полоцким, отцом Афанасием Мартосом - в то время воспитателем студенческого интерната.
  
   В 1937 году, в день Успения Пресвятой Богородицы Гродненским епископом Саввой Павел Кирик был рукоположен в диакона, а на следующий день - уже в священника. С этого времени отец Павел служил на приходах в Западной Белоруссии - вначале в деревне Ожуны Поставского района, также будучи помощником Поставского благочинного. Он был женат на дочери священника Сергия Кубаевского.
  
   С мая по октябрь 1939 года отец Павел - священник в городе Дисна и одновременно учитель Закона Божия. В 1939 году, уже после начала Второй Мировой войны, Западная Белоруссия была вновь присоединена к Белорусской ССР. Отец Павел невольно оказался за её границами - в октябре, когда Западная Белоруссия ещё не была советской, он выехал в Вильно для лечения жены. Литовские власти депортировали его вместе с женой в Польшу. Там отец Павел получил назначение в церковь села Гировое Кросненского уезда Краковского воеводства.
  
   В октябре 1941 года, с большими трудностями перейдя границу, отец Павел и его жена вернулись в Белоруссию. Первое время они жили у тестя отца Павла, священника Сергия Кубаевского, в селе Любча Новогрудского района и у шурина отца Иоанна Кушнера, в деревне Ятвеск Щучинского района. Чтобы получить назначение на приход, отец Павел должен был приехать в Минское епархиальное управление по оккупированным землям: фашисты заняли Минск ещё 28 августа 1941 года. По пути в Минск его задержали немецкие власти, и более двух недель он оставался под арестом. После выяснения личности отца Павла Кирика освободили, но не позволили продолжить путь в Минск. Он вынужден был вернуться. Так как служить отец Павел Кирик не мог, некоторое время он снова жил у своего тестя.
  
   Лишь в феврале 1942 года оккупационные власти выдали отцу Павлу разрешение на поездку в Минск. Его шурин, к тому времени ставший членом консистории Минской епархии, дал ему рекомендацию. Отец Павел был назначен секретарём консистории Новогрудской епархии и представлен архимандриту Афанасию (Мартосу), c которым был знаком ещё по учёбе. Архимандрит Афанасий 8 марта был хиротонисан во епископа Витебского и Полоцкого (Русской Православной Церкви заграницей) с поручением временно управлять Новогрудской епархией.
  
   В 1942-1944 годах отец Павел служил членом консистории Новогрудского епархиального управления и секретарём епископа Афанасия и был вторым священником Борисоглебской церкви Новогрудка. Одновременно в 1942 году он также являлся экономом архиерейского дома, с марта 1943 по октябрь 1944 года - Кореличским благочинным, с осени 1943 года - директором богословско-пастырских курсов в Новогрудке, где преподавал и сам.
  
   Исполняя все эти обязанности, отец Павел тайно помогал белорусским партизанам. Его брат, Борис Константинович Кирик, был священником деревни Ятра Барановичской области, а также имел образование фельдшера. Во время оккупации он устроил госпиталь для партизан на десять коек, выкопав для этого огромный подвал под полом своего церковного дома. По рецептам, выписанным братом, отец Павел получал лекарства для этого тайного госпиталя в городской новогрудской аптеке, у знакомого фармацевта Сосиновской. Каждую неделю он передавал лекарства отцу Борису. Один из тех, кто лечился в госпитале отца Бориса, после перешёл в полицию и донёс на него немцам. Отец Борис был арестован и расстрелян, не выдав тех, кто ему помогал. Протоиерей Павел Кирик лишился брата, но избежал грозившей и ему гибели.
  
   Вскоре после освобождения Белоруссии он перешёл в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1944-1947 годах его поочерёдно назначали Новогрудским, Клецким, Воложинским благочинным. С 3 октября 1949 года он служил настоятелем Свято-Николаевской церкви города Поставы. Тогда же он стал Поставским благочинным.
  
   В апреле 1951 года отца Павла арестовали в Поставах. Официально ему предъявили обвинение в принадлежности к антисоветской националистической организации и антисоветской агитации, но фактически подозревали в сотрудничестве с оккупантами - поскольку он активно занимался возрождением Православия в Белоруссии и занимал ответственные посты.
  
   Около четырёх месяцев он находился в Минской тюрьме под следствием. Почти каждую ночь отца Павла допрашивали, но виновным он себя не признал. 5 сентября 1951 года его приговорили к десяти годам лагерей. Отправили его в Буреполомский лагерь МВД, в район станции Шерстки Горьковской железной дороги. 29 августа 1956 года протоиерей Павел Кирик был освобождён со снятием судимости (полностью реабилитировали его лишь в 1992 году, спустя годы после смерти).
  
   Двадцатого ноября 1956 года он был назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви в городе Петриков, однако послужить там священнику почти не удалось. Спустя месяц ещё перевели в Бобруйский Свято-Николаевский собор, спустя три месяца - настоятелем Свято-Благовещенской церкви местечка Ляды, наконец, спустя ещё семь месяцев - настоятелем Михайловской церкви посёлка Жодино. На этом череда переводов завершилась, однако существование самого храма вскоре оказалось под угрозой.
  
   По начавшемуся создаваться в 1958 году плану застройки Жодино храм намеревались снести, чтобы построить в районе, где он находился, построить административные, культурно-просветительные здания, городские кварталы. Отец Павел, в то время также благочинный Борисовского округа, призвал верующих встать на защиту Михайловской церкви. Несмотря на множество заявлений и прошений, на то, что в Москву отправилась более чем тысячная делегация верующих, в декабре 1960 года мешавший строительству храм снесли, и на освободившемся месте построили павильон "Пиво-Воды".
  
   Протоиерея Павла Кирика перевели в город Шклов, настоятелем Преображенской церкви. С того же времени он исполнял обязанности благочинного Шкловского округа. В эти годы ему удалось найти икону и житие св. Мартина Туровского. В память об этом событии отца Павла наградили Патриаршей грамотой.
  
   С 1967 года он стал благочинным Барановичского округа. В следующем году отец Павел был назначен в клир Свято-Духовского кафедрального собора в Минске. Отец Павел решил вновь получить духовное образование, поступив в Московскую духовную академию. Его диплом об окончании богословского факультета Варшавского университета считался недействительным, так как в 1937 году Польша ещё была капиталистической. Академию он закончил в 1970 году, получив степень кандидата богословия за труд "Восстановление православной епархии в Польше в 1620 году".
  
   В 1975 году Святейший Патриарх Пимен пожаловал протоиерею Павлу митру. В последние годы он работал над магистерской диссертацией "История Полоцкой епархии". Завершить её отец Павел не успел.
  
   Скончался он 20 февраля 1979 года, после продолжительной болезни, и был похоронен в селе Любча, где он некогда жил у своего тестя. На его родине запомнили несокрушимую веру и горячие молитвы протоиерея Павла Кирика.
  
  Источники
  
  (1) Горидовец В.В. Известные люди Гродненщины: Жизнеописание митрофорного протоиерея Павла Кирика // Хрысцiянства ѓ гiстарычным лёсе беларускага народа, Гродно, ГрДУ, 2009, ч. 2, с. 68-72.
  (2) Дятловский районный исполнительный комитет. Официальный сайт: Район: История.
  (3) Дятловский районный исполнительный комитет. Официальный сайт: РОВД: Приём граждан: Участковые инспекторы милиции и участковые инспекторы ИДН Дятловского РОВД .
  (4) Вечная память почившим.//Журнал Московской Патриархии, 1980, Љ 2, с. 30.
  (5) Епархиальные распоряжения и извещения//Гродненские епархиальные ведомости, 4-11 декабря 1905 года, Љ 47-48, с. 4.
  (6) Мирный договор между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей - с другой. //Документы внешней политики СССР, Москва, Государственное издательство политической литературы, 1959, с. 618-658.
  (7) Архиеп. Афанасий Мартос. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Издание третье, исправленное и дополненное, 2003 год. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
  (8) Силова С. Православная Церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Гродно, ГрГУ, 2003, с. 63.
  (9) Анискевич Г. Как открывали жодинскую Михайловскую церковь // Жодзiнскiя Навiны, 18.07.2011.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) А.Тополян "Механист"(Боевик) К.Кострова "Кафедра артефактов 2. Помолвленные магией"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"