Мохов Игорь Витальевич: другие произведения.

Рецензия на "Рейд Бт"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на рассказ "Рейд БТ" от уважаемой Цинни. Написана на сайте "В Вихре Времен"


Рецензия на рассказ "Рейд БТ" от уважаемой Цинни

31.12.2012

   Уважаемый коллега!
С удовольствием прочитала Ваш рассказ.
И вот что получилось по результатам прочтения (дублирую из темы "О танках и танкистах" во "Внутреннем дворике").
  
   Автор: Игорь Мохов. Рассказ "Рейд БТ"
И снова "попаданчество". Но не совсем обычное. И, как следствие, получается не совсем обычное альтисториче
ское произведение.
Мы все привыкли к попаданцам-прогрессорам, знающим будущее и хоть примерно представляющим, что нужно делать. Ну и, конечно же, добивающимся выдающихся результатов. Именно такие попаданцы милы и дороги сердцу читателей (и, как следствие, пользуются популярностью у авторов; поправьте меня, если дело обстоит иначе). Вернется ли попаданец в свое время и если да, то произойдет ли это по его доброй воле или в результате действия внешних сил, - вторично.
Попаданец в будущее, сознательно выбравший возвращение, - не такой уж распространенный вариант. Да и прогрессорство его имеет четкие рамки.  Много ли он сделал? В масштабах войны - всего ничего. А вот по-человечески - очень много. Так что совсем не хочется называть его прогрессором... как-то оскорбительно это слово звучит по отношению к человеку, просто (непросто) сделавшему правильный выбор. Прогрессоры хороши для фантастики. А "Рейд БТ", исключая одно фантастическое допущение, - вещь сугубо реалистическая. И это сильная сторона произведения.
Насколько главный герой получился человеком своего времени - второй вопрос. Есть весьма удачные моменты, например, в начале, когда недавний выпускник танкового училища, уже успевший поучаствовать в боях, сравнивает действительность с ожиданиями, в том числе с теми, что нашли отражение в фильме "Танкисты". На мой взгляд, совершенно естественная рефлексия для человека той эпохи и той биографии, которой наделил его автор.
Но иногда строй речи героя ломается, появляется современный человек без определенного возраста. Иногда поведение героя становится слишком механистическим, я бы определила так: оптимально удобным для развития сюжета. Слишком очевидным. В такие моменты перестаешь видеть человека и видишь только литературного героя. Потом происходит какое-то событие - и снова появляется человек.
А вот начало и финал рассказа хороши безоговорочно. На первых страницах автор не говорит о безнадежности - он создает ощущение безнадежности. На это работают и пейзаж, который обретает тревожную динамичность, когда в лес входят танки, и своего рода перебивки: вот только что говорилось о танковой бригаде - и вдруг выясняется, что это сего лишь ее остатки, вышедшие из тяжелых боев; танки не лишены подвижности - и вдруг выясняется, что горючее на исходе... А в финале ничего не говорится прямо, нет ни рассказа о дальнейшей судьбе бригады, ни описания уцелевшей деревни, ни откровенного морализаторства. Есть только командир отряда, работающего в измененной реальности. Минус миллионн
ая доля трагедии Великой Отечественной войны - это уже очень много для изрядного количества людей.
В основных событиях успешно чередуются динамика и статика. Пожалуй, одно "но": качественно создавая ощущение поспешности (быстрая смена действий, краткость характеристик пейзажа и людей, создающая эффект мимолетных впечатлений), автор теряет темп всякий раз, когда дело доходит до описания технических подробностей. Поначалу это работает на произведение: читатель видит танк не только со стороны, но и глазами героя. Потом - против: все сильнее мечтается, чтобы автор выбирал те подробности, которые имеют значение для  произведения, и безжалостно отсеивал все прочие. Понимаю, что жестко звучит, но таков один из главных принципов художественности. В итоге: приоритет чувств перед знаниями. Для документалистики - наоборот.
О героях: если поначалу мимолетность впечатлений, о которых я сказала, помогает поддерживать динамику, то со временем возникает противоречие: я толком и не разглядела героя, как же я могу беспокоиться о его судьбе?
Сюжетный ход с якобы погибшим старшиной, который оказался носителем разума прогрессора, - действительно неожиданный и волнующий. Разве что суть действий подселенца так и осталась для меня загадкой. Как бы то ни было, антитеза получилась замечательная: попаданец-подселенец мелочнее и расчетливее главного героя. Он выглядит наблюдателем и даже игроком там, где решаются вопросы жизни и смерти. Символично. Усредненный человек нашего времени и усредненный человек сороковых-роковых... кто из них человечнее? В итоге герой распоряжается знаниями не так, как предполагал прогрессор, - это, на мой взгляд, и есть кульминация. И то, что главный герой, совершая свой выбор - вроде бы, очевидный, но такой непростой (ведь речь идет о возвращении из безопасного будущего на войну... и не факт еще, что удастся хоть что-то изменить!), - думает о товарищах, о родителях, о сестренке - очень верно и психологически точно: все мы в стрессовые моменты размышляем не об абстрактном добре, а о судьбе близких.
Традиционно в этой теме я обращаюсь к тому, как описано взаимодействие "человек - танк". И снова прослеживается общее: танк одушевлен, он товарищ, он и человек делят судьбу друг друга. БТ - полноправный герой произведения. И, что примечательно, он обладает собственной индивидуальностью, приобретенной... язык не поворачивается сказать "в процессе эксплуатации". В результате жизненных перипетий - так, я думаю, будет правильно.
Мне трудно смириться с финалами, не раскрывающими дальнейшую судьбу главного героя. Разумеется, мне хочется знать. Но я понимаю, что фабула построена верно. Если стилистическая правка нужна, то менять что-то в фабуле было бы ошибкой. Ну и добавлю личное: такой вариант "попаданчества" мне по душе очень и весьма.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"