Молина Мария : другие произведения.

Поэма А.С.Пушкина "Цыганы". Проблематика и поэтика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.81*20  Ваша оценка:

Поэма А.С.Пушкина "Цыганы". Проблематика и поэтика
Экзамен по истории русской литературы 19 века. Новосибирск, 1998.

Аналогии с Байроном. Цыганская вольница. Вообще связь с южными поэмами.

Обычный для романтизма конфликт героя с окружающим миром отнесен в предысторию. Алеко "презрел свет" и "бежал" к цыганам. Мотив бегства от окружающего мира также обычен для романтической поэтики. Цыганская вольница. Романтическому герою видится в экзотике цыганской жизни освобождение от условностей света, от презираемого им общества.
В некоторых других южных поэмах Пушкина ("Кавказский пленник", "Братья-разбойники") возникает "вторичная ситуация" (термн Ю.В.Манна): герой, бежав, не находит искомой свободы в "дикой" среде. В "Цыганах" "вторичной ситуации" нет, два года Алеко живет с цыганами, найдя в их жизни необходимый душевный покой, свободу.
Таким образом, если бы н этом история Алеко была кончена, мы бы увидели обыкновенное разрешение романтического конфликта. Но не зря первичный конфликт отнесен в предысторию, - он лишь основание для развития конфликта вторичного; поэтому же и мотивировка первичного отчуждения словно отступает на второй план - просто вводится тема стандартного романтического презрения к свету и желание найти свободу.
Развивается вторичный конфликт - между цыганами и Алеко, и новое отчуждение усиливает трагичность романтического одиночества героя. Заключительные строки поэмы: Алеко остается один среди степи - бескрайность степи подчеркивает безысходность ситуации.

Своеобразие конфликта:
В "Кавказском пленнике" Пушкин покзывает двузначноть так называемой "черкасской вольности". Свобода несет с собой жестокость, кровь. Эта тема волновала Пушкина вообще (его восприятие французской революции как "Ужаса!") Жестокость, кровавость искомой передовыми людьми свободы, зло, заключенное в этом добре, его просто мучило. Отсюда возникновение "вторичной ситуации" в "Кавказском пленнике": свобода "диких" людей оборачивается потоками крови казаков. То же самое в "Братьях-разбойниках" - высокий мотив свободы (еще и принижается мотивировка романтического отчуждения) и путь ее обретения - "булатный нож", "кровь старика".
В "Цыганах" же жестокость, зло воплощаются в самом романтическом герое. Если в "Кавказском пленнике" - это амплуа черкесов, не конкретных людей, а характеристика среды; если в "Братьях-разбойниках" окружение, враждебный романтическому герою окружающий мир толкает братьев на большую дорогу, - то в "Цыганах" среда - цыганы - воплощение добра, терпимости, и окружающий мир не требует от Алеко убивать, проливать кровь, мстить. Жестокость - в самом Алеко. Тем самым к романтическому герою обращено обвинение, он - носитель зла. (Но! не воплощенное зло, не демон).
Любовный треугольник, характерный для романтических поэм (Алеко - Земфира - молодой цыган) осложняется привнесением оценочности со стороны старого цыгана. В его словах мелькает другой любовный треугольник - с Мариулой, но третья вершина этого треугольника скрыта во мраке неизвестности. Такое построение сюжета уничтожает конфликтность прошлой ситуации и переводит ее в исключительно оценочный план.
Оценка: 3.81*20  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"