Молина Мария : другие произведения.

Лекции по русской литературе 2 трети 19 века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.39*20  Ваша оценка:


   Лекции по русской литературе 2 трети 19 века.
   Макеев
  
   Тургенев, Гончаров, Герцен, Некрасов, Фет, Островский, Тютчев
  
   Тургенев.
  
   В центре романов - "тургеневская" девушка - красивая, развитая (не в смысле образования, но обладающая душевными качествами, которые ей позволяют влюбиться не в соседского помещика с усами и состоянием, а в идейного человека типа Инсарова), сильная духом.
   Эта девушка - невеста на выданье, вокруг нее несколько претендентов на ее руку, и один из них - герой. И она его безошибочно выбирает. Между ними возникает чувство.
   Но есть несколько препятствий. Постепенно, в ходе дела, препятствия устраняются, но в том момент, когда ониготовы соединитья, возникает препятствие уже неустранимое (слабость героя или его смерть), и они расстаются.
  
   Герой в романах Тургенева (в этом проявляется стремление Тургенева быть активным) строится по определенному принципу. В чертах характера проявляются 2 способа генерализации - общечеловеческий (качества объединены общечеловеческим кодом - то, что характеризует человека вообще) и исторический (качества, которые относятся к историческому коду - гегельянец, разночинец и т.п).
   Герой строится на пересечении, игре этих кодов. Он, с 1 стороны, человек вообще и, с 2 стороны, - определенный человеческий тип. Двойственная оценка. Она создает иллюзию объективности. Герой может оцениваться несколько раз. Два плана - специально исторический и общий.
   Совмещение любви как универсального качества и злободневной теории, выдвинутой героем. Автор, рассказчик у Тургенева никогда не включается в действование, никогда не является персонажем. Рассказчик потенциально всеведущий. Но Тургенев не использует эти возможности, не стремится до конца понять своего героя.
  
   "Рудин" (1855)
   Прототип главного героя - Бакунин. Тургенев показывает человека, обладающего ярким умом, проповедническим даром, он может проповедовать к.-л. идеи и привлекать к ним. Но сам - холодный, к своим идеям равнодушен и не верит в них.
   С 1 стороны, как проповедник идей он значим, но, с 2 стороны, как человек - слабый, безвольный. Противопоставление: для Достоевского - этим идеям доверять нельзя (идеи Ставрогина ведут в пустоту, потому что Ставрогин сам пустой человек). Для Тургенева - идеям надо доверять, невзирая на слабость носителя. Важно, что составляет суть идей. Человек, который за ними стоит, второстепенен.
  
   "Дворянское гнездо" (1858)
   Вызвало крайне положительные отклики со всех сторон. Очевидно, что в этом романе Тургенев пытается найти новый тип, противоположный Рудину (чтобы его слова не расходились с делом). В поисках источника такой целостности Тургенев обращается к пушкинской традиции (в последние годы жизни Пушкина занимали мысли о роде, наследии; для Пушкина род становится такой идеей, линией, в которой судьба, история семьи не разрывается с историей государства, сливается с ней. Для человека с историческим родом судьба егосемьи = судьбе государства).
   В "Д.г." образ Лаврецкого - образ тоже целостного человека, у которого слово с делом не расходится. Он способен не признавать себя героем, идея дома (то же самое - Лиза Калитина), способность к самоотверженности.
  
   "Накануне" (1860)
   Неудачный роман. Наиболее схематичный. Герои в значительной степени эмблематичны. Мужчина разводит к.-л. деятельность, девушка выбирает не просто мужчину, а того, кто сейчас нужен России. А нужен не художник, не чиновник, а революционер. То, что Инсаров - болгарин, выражает разочарованность тургенева, его уверенность: в России нет таких людей. Эпизод в Венеции (где умирает Инсаров по дороге в Болгарию) - проявление черт философии Шопенгауэра - в самом описании и интонации.
   Венеция в лучшее время года, и на этом фоне умирает лучший человек. Красота тесно связана со злом, со смертью, с болезнью.
  
   Шопенгауэр: жизнь = страдание, которое скрашивает красота. Но она же и выразитель зла. В мире есть иррациональное зло, растворенное повсюду. Красота одновременно приобщает нас к бессмертию и напоминает о смерти.
  
   "Отцы и дети" (1862)
   Тоже можно видеть шопенгауэровские мотивы. Отец Базарова, узнав о порезе сына, говорит: "Если бы ты умер, где была бы справедливость". Нет в мире справедливости. Базаров менее всего похож на другие типы Тургенева, он более проблематичен, психологичен. Базаров наименее рационалистично построен.
  
   "Дым" (1867)
   Действие происходит в Баден-Бадене, за границей. Впервые действие перенесено за границу.
   !Герой-любовник и проблемный герой не совпадают. Л.Пумпянский называет это распадом тургеневского романа, упадком, Юрий Манн считает иначе. Многие считают, что так легче взглянуть на человека как исторический тип, когда общечеловеческие вопросы (проблемы) не затмевают его.
   Потугин - выразитель собственного нигилизма Тургенева. В некотором смысле, его прототипом стал А.Фет. Проблемный герой вынесен в эпизодическую роль.
   потугин всячески ругает Россию, говоря, что если бы она вдруг исчезла, никто бы не заметил. т.к. она не сделала ничего нового. Русский способен только хвастаться: в русском человеке укоренилось рабство, ему нужен вождь. В этом проявляется специфическая заинтересованность в судьбах России.
   Любовная линия связана с Литвиновым. Он не герой, не идеолог. Идей не понимает и не желает их принять. Существующие веяния разошлись с реальной жизнью, само название "Дым" - символично. Все это дым, который рассеется, и, может быть, Россия тогда найдет свою дорогу.
   "Дым" не прибавил популярности Тургеневу.
  
   Сер. 60 гг. - время большого романа в русской литературе (1866 - "Преступление и наказание", 1868 - "Война и мир"). Тургенев предлагает свое видение построения романа.
  
   "Новь" (1876-77)
   В центре - народники. Новь - новое, невспаханное поле. Эпиграф из агрономического трактата. Основная мысль исчерпывается в названии и эпиграфе: Россия еще не готова к переменам, народники торопятся, впереди еще много работы.
   Главный герой как бы раздваивается - 2 главных героя, Нежданов и Соломин. Они друг друга дополняют и в любовной интриге, и в идеологическом плане. Это 2 тип людей, которые становятся народниками.
   1) наследники "лишних людей";
   2) люди нового типа, деятели, энергичные.
  
   То, что 1 из героев - самоубийца (Нежданов) - редкость для Тургенева. У Достоевского самоубийство - проявление силы, у Тургенева - слабости.
  
   Термин "лишний человек" в понимании Тургенева имеет определенную природу. В повести "Дневник лишнего человека" - композиционное построение любовного треугольника - девушка; негодяй, в которогоона влюблена; третий человек, благородный, которому она потом отдаст свою руку и сердце.
   ! А главный герой - четвертый, он как бы лишний для классического любовного треугольника.
   Как автор повестей Тургенев немного иной. Повесть - жанр, где Тургенев пытается говорить с обществом, что-то ему внушать. Повесть - более камерна. Разные типы рассказчика, разные темы. Экспериментальный жанр для Тургенева, здесь он менее себя сдерживает. Повести более раскрывают Тургенева как личность.
   Видно, что Тургенев не гармоничен, страдает различными фобиями, боится смерти.
   "Поездка в Полесье" - лес является образом хаоса. У Тургенева боязнь бесформенности, которая у него связана с небытием.
   "Таинственные повести" - постоянное присутствие силы, которая не приносит человеку пользы. Очень часто связано с любовью, а любовь - с гипнотизмом. Женщина начинает представлять угрозу.
   "Стихотворения в прозе" - ориентируется на определенную традицию. Перед этим Бодлер выпустил книгу "Малые стихотворения в прозе". Жанр очень спорный.
   У Тургенева эти стихотворения сжаты (у Бодлер они более развернуты, скорее, это малые рассказики). Отсутствует сюжет, лирическая направленность, очень нарциссичны. Некоторые из них стали хрестоматийными.
  
   Тургенев воспринимает критику "Отцов и детей" как неблагоприятную для себя. Он даже обещал навсегда уехать из России и решает отказаться от литературной деятельности. (Последнее обещание не сдержал, хотя в 60-70 гг. пишет меньше).
   1867 - "Дым". Скандальность романа была спровоцирована самим Тургеневым. Резкие карикатуры. В России он уходит на второй план, его оттесняет Толстой.
   В 70 гг. он пишет повести и становится совсем таинственным.
   1877 - "Новь". Один из самых удачных романов Тургенева.
   В 1878-79 на долю Тургенева выпадает неожиданный триумф, когда он решает официально вернуться в Россию и его встречают как великого русского писателя. Но доживает он за границей. Незаконченные произведения - "стих. в прозе". Умирает во Франции.
  
   Тургенев раздражает идейных людей своей переменчивостью, мягкотелостью, желанием нравиться, быть актуальным. Тургенев не ладил с Толстым, Достоевским, не любил Некрасова. У него было желание свести счеты.
   Тургенев был популярен во Франции. Он пропагандировал русскую литературу, способствовал переводу произведений Толстого, невзирая на плохие личные отношения. В 90 гг. Толстой разослал всем "прощенные письма", и Тургенев на это очень живо среагировал.
   Тургенев довольно-таки нетипичен для русской литературы в стиличтическом плане. Рациональность, лаконичность, подтянутость. Романы Тургенева - жесткая композиционная схема.
  
  
   Гончаров.
  
   1812-1891.
  
   Биография: купеческая состоятельная семья (культурные, образованные люди, не похожие на мещан Островского).
   1822-30 - коммерческое училище
   1831-34 - словесное отделение философского факультета МГУ.
   Событие: 1831 год. Пушкин полемизирует с Кочановским (доклад о фальшивости "Слова о полку Игореве"). Гончаров запомнил на всю жизнь.
   После университета - канцелярия симбирского губернатора. Потом - служба в Минфине в Москве.
   2 пол. 30 гг. - светская жизнь, салон Майковых. Сначала начинает писать стихи. Что-то публикует, но далеко не все. В "Обыкновенной истории" стихи Одуева - стихи самого Гончарова. Пока литературного Гончарова не существует.
   Его дебют - публикация в 1847 романа "Обыкновенная история". Белинский похвалил его в обзоре русской литературы за 47 год. (Сравнивает с Герценом в "Кто виноват?" Гончаров как художник лучше, но Герцен лучше как мыслитель).
   1849 - в "Литературном сборнике" оппубликован "Сон Абдулова".
   1852-55 - неожиданное путешествие на фрегате "Паллада" в качестве корреспондента. Неожиданно, потому что ему была несвойственна активная деятельность. Результат - "Фрегат Паллада".
   В 1855, после возвращения, Гончаров начинает служить в цензуре. До 1867. Сыграл роль в разрешении постановки "Грозы" Островского.
   1859 - завершает и публикует в журнале "Отечественные записки" роман "Обломов", который писал 10 лет.
   1869 - роман "Обрыв" опубликован. Заммысел - примерно 1855-го года.
   Отзывы на этот роман уже неприятны, часто уничижительны. Гончаров решает оставить литературное творчество. Он начинает писать критические статьи.
   Самая известная - "Мильон терзаний" (про "Горе от ума"). Пише мемуары, критический труд "Лучше поздно, чем никогда", где излагает принципы своего творчества.
   Макеев: "Лучше б он ее не писал". Гончаров излишне схематизирует свое творчество.
   80 гг. - тоже пишет статьи.
   1891 - умирает, уничтожив все незаконченное.
  
   Пик его популярности пришелся на "Обломова". "Обрыв" уже был принят с некоторым удивлением, что, мол, есть еще такой писатель. Макеев: "Это был сумасшедший человек, душевнобольной. Он страдл манией преследования". Впрочем, "для писателя нормально быть ненормальным".
   Гончаров объявил, что Тургенев украл у него замысел "Обрыва" и использовал его во всех романах, кроме "Рудина". Третейский суд решил, что обвинения беспочвенны, но Гончаров остался при своем мнении и изложил его в книге "Необыкновенная история". Дескать, Тургенев украл у Гончарова славу и пр.
   Но обратим внимание на другое. В этой работе Гончаров проводит сравнительное исследование своих и тургеневских текстов, и делает это очень убедительно. Видно "семантическое сходство образов". Ср. Одинцову и Белогрудову. Оба показывают оторванность "научного человека". Только у Тургенева это классическая филология, а у Гончарова - история средних веков.
   Но суть в том, что они очень близки по мироощущению, по эстетическим установкам. отсюда некоторое типологическое и даже более, чем типологическое, сходство. Два близких писателя сошлись на одном поле, речь идет о конкуренции. Победу одержал Тургенев, наверное, потому, что более активный. Гончарову можно посочувствовать.
   Макеев: "Важно понять, почему Тургенев Гончарова опередил".
   1) Он писал быстрее, поэтому был более актуален. А Гончаров - отстающий писатель, его произведения попадают в поздний, чуждый контекст. 10 лет раньше образ Штольца был бы очень актуален. "Обрыв"отстал лет на 15. Он прозвучал бы в свое время куда ярче. А в 1869 году проблематика "искусства для искусства" уже никого не интересует.
   2) Тургенев начинает свою эволюцию с малых форм, с рассказов, очерков. Роман возникает у него на довольно позднем этапе. (Ср. "Рудин" - 1842-55).
   А Гончаров начинает практически сразу с романа. Отсюда бОльшая экстенсивность формы. Он, в некотором смысле, графоман, который с трудом сжимает свой язык. Опять-таки, неактуально. Тургенев же предложил литературе ёмкие образы, четко впечатывающиеся в сознание.
  
   У Тургенева - жизненные типы. Типы Гончарова же никто жизненно не воспринимает. Герои Гончарова воспринимаются не так, как задуманы. Например, Штольц задуман как положительный герой, но критика воспринимает его как отрицательного. Гончарову не важно, что делает Штольц. Ему важно, что воспитывает Штольца = труд - это главное. Гончаров не пишет, чем конкретно занимается Штольц, и потому для критики он - торгаш, спекулянт.
   некоторые полагают, что в образе Обломова Гончаров показал не помещика, а рантье, буржуя. В выборе деталей Гончаров ошибся, он не придавал многим детялям должного значения.
  
   По сравнению с Тургеневым, у Гончарова слишком абстрактное мышление. Причина (по Макееву) - труд для Гончарова положен в качестве философии жизни. А вот к чему он свой труд прикладывает (фабрика или деревня) - практически ничего не значит.
   Гончаров - дилетант, что проявляется в невнимании к деталям. В сочетании с жедланием говорить с современниками, описывать актуальные типы - это несколько странно. Гончаров не отбирает эстетичное от неэстетичного. С его точки зрения, нужно увидеть эстутику во всем мире. Отсюда тоже его объемные описания.
  
   Но! Проиграв в глазах современииков, не выиграл ли он для вечности? Для тех, кто уже не отличает нигилиста от народника? Впрочем из-за историчности нашей литературы "победа Тургенева фатальна". "Обломовщина" остается, а вот женские образы - это Тургенев.
   Макеев: "С профессионалом говорить всегда приятнее, чем с дилетантом".
   У Гончарова абстракция на том месте, где должна быть картина; хотя сама по себе абстракция не плоха сама по себе, но не на месте у Г.
  
   "Психологизм" Гончарова в "Обломове".
   Вообще психологизм - то, что присуще литературе в целом, если понимать это как раскрытие внутреннего мира. Если говорить об этапе в литературном развитии, это другое.
   Психологизм начинается с парадокса. Если люди прощаются и плачут - это нормально. А если они при этом смеются - тут начало психологизма. Поведение противоречит общей схеме, имеющейся в нашем сознании. И их поведение, человек как проблема, становится тем, что должно решиться в романе.
   Искусство психологизма становится тут искусством мотивации поступков.
   Романы Гончарова этому пониманию не соответствуют. Его герои слишком нагружены идеей выражения авторской концепции. Слишком - для психологического романа. Читатель не верит, что герои поступают так спонтанно. Следовательно, такое качество, как психологизм, прозе Гончарова не присуще. А Тургенев иногда достигает психологических высот.
   Макеев: "Но Гончаров все равно является великим писателем".
  
   "Обыкновенная история"
   Хотя очень схематичный, но это лучший роман Гончарова. Это роман как хорошо проведенная шахматная партия, где фигуры и их функции четко обозначены и в нужный момент меняются местами.
   Схема:
   племянник (романтик, поэт) - дядюшка (практик, прагматик)
   движение к: племянник-прагматик - дядюшка-романтик.
   Во всяком случае, так роман воспринимался современниками.
  
   "Обрыв"
   Схема - как в тургеневском романе (обязательно присутствие нигилиста, но отрицательного).
   Обязательно девушка в центре, два претендента на ее руку - один нигилист (причем карикатурный, почти жулик), другой - помещик, работающий на земле, почвенник. Нигилист ее соблазняет, она готова идти с ним куда угодно. Но в определенный момент она понимает его истинное лицо и отворачивается от него. И отдает руку тому помещикку, почвеннику, который готов простить, понять и т.д.
   Важен национальный аспект, национальная проблематика. Гончаров пытался создать своеобразное собрание черт русской души.
   Диалоги: 2 типа русского диалога. 1) бабушек, старых соседей, вспоминающих старину. 2) интеллигентный разговор.
   Доминанта - абсолютная открытость, искренность. Если человек что-либо скрывает, то с ним не будут разговаривать. Искренность, которой домогаются.
   У Гончарова установка на искренность - ка рассказывание о себе гадостей. Если человек рассказывает о себе хорошее, значит, он не искренен.
   Образ семьи дается как нечто национальное. Очень важен образ бабушки. Русский человек отличен от западного тем, что его воспитывала бабушка.
  
  
   Герцен.
  
   Незаконный сын помещика Яковлева и Лении Гаак. Считал себя воспитанником Яковлева. Фамилия от Hertz. Был любимым сыном, жил в доме как сын, получил огромное наследство. Отличное домашнее образование, по-французски раньше читал, чем по-русски. На Воробьевых горах поклялся отомстить за декабристов.
   До 1832 - учится в МГУ. Диссертация связана с математикой.
   В университете складывается кружок Герцена и Огарева. Читают философов-утопистов, Канта, Фихте.
   1836 - кружок разгромлен по доносу.
   1837 - ссылка во Владимир
   1838 - Новгород
   1842 - возвращается в Москву.
  
   В "Телескопе" прочел философское письмо Чаадаева, оно произвело неизгладимое впечатление. Западничество стало откровением для Герцена, и оно же стало его основной позицией до конца жизни.
   1838 - во Владимире знакомится с Натальей Александровной Захарьиной, женится.
   Венчались тайно, связь была запретной, т.к. она была его двоюродной сестрой. Ее очень идеализирует, что плохо на ней сказалось.
   В 40 гг. Герцен знакомится с Белинским, Бакуниным. Становятся очень близки, вместе читают Гегеля. Герцен быстро вошел в этот интеллектуальный круг. "Феноменологию духа" прочел за ночь. Спорил со славянофилами, писал статьи.
   1840 - перелом. Во время новгородской ссылки он присутствовал при споре одного знкомого немца с некой светской дамой о Боге. Она утверждала, что в Него надо верить, не стремясь доказать его существование. Герцен: да, не надо доказывать, потому что Его не существует.
  
   Сер. 40 гг. - споры с Грановским.
  
   Атеизм и гегельянство сочетаются у Герцена. "Ф.д." Гегеля для Герцена - азбука революции. (Свое видение Гегеля).
   1846 - "Кто виноват" приносит ему популярность, хотя он печатался и раньше. Тогда же - "Сорока-воровка" и "Др. Крупов". На этом он практически остановился как писатель.
   Белинский в статье про Гончарова и Герцена некоторым образом заявляет, что Герцен хороший публицист, но как художник никто. И после 46-го года усилием воли герцен запретил себе писать художественные тексты. Контролировал ситуацию, "не поддавался стихии".
   1848 - уезжает за границу, думая, чтоненадолго, на деле - на всю жизнь.
   1850-52 - точка зрения, непонимание с Белинским, переход на позиции социалиста. "Письма из Франции и Италии", "С того берега". Становится известным западным публицистом.
   Российское правительство потребовалоот него вернуться, возмущение, секвестр, наложенный на его имущество ("Былое и думы", гл. "Император Ротшильд и банкир Романов") - Ротшильд помогает ему забрать деньги.
   1850 - принимает принципиальное решение об эмиграции.
   1851 - решает принять гражданство Швейцарской республики (кантон Фриборг). Там он никогда не жил.
   Оставался богатым человеком, несмотря на своб революционность. Считал, что не имеет права лишать детей наследства. Гражданство - символический жест, очень важный и очень редкий в то время. Может быть, Ставрогин в "Бесах" Дост. - аллюзия на Герцена.
   1851 - статья "Русский народ и социализм". Потом становится едва ли не программой по творчеству Герцена.
   1852 - критический год. Погибает его мать и любимый сын. "Семейная драма".
   Знакомство с поэтом Гедвигом. Чувство между ним и женой Герцена (Герцен к нему жен не отпускал). В "Б.иД." есть герценовский вариант этой истории. Закончилось смертью жены. Какая-то болезнь от нервов, вероятно, чахотка.
   У Герцена появляется мысль оставить Швейцарию, Европу. Переезжает в Лондон. 1852-65 гг.
   Видимо, это его любимый город. Развивает активную деятельность, создает "вольную русскую типографию", где печатает "подрывную литературу" на всех языках, кроме английского.
   1855 - начинает выпускать альманах "Полярная звезда" (под этим нзванием выпускал альманах декабрист Бестужев).
   1857 - начинает издавать газету "Колокол" (до 67-го) на 3-х языках - русском, немецком, французском, с 1865 - только на немецком и французском. Тайно возят в Россию и читают все - "от царя до гимназиста". Герцен становится предметом поклонения.
   В 60 гг. издание испытывает падение популярности. Причины: 1) Герцен выступает против Чернышевского и т.п. (несколько статей very dangerous, в которых плохо отзывается о Чернышевском). 2) Поддерживает польское восстание.
   Падает тираж "Колокола". В 1865 Герцен переводит свою типографию в Швейцарию, поскольку Англия очень далеко от России. "Колокол" издается только на нем. и фр., т.к. есть сложности с русскими наборщиками.
   С 1865 - закат творчества Герцена. Все это омрачается отношениями с Тучковой-Огаревой (она ушла от Огарева к Герцену, причем Огарев был не против). Она была сумасшедшей.
   1867 - прекращается издание "Колокола"
   1869 - переезд Герцена в Париж
   1870 - смерть. На похоронах собралось немного народу.
  
   Герцен - одна из самых спорных фигур в русской культуре. Несомненно, он был одним из самых умных людей 19 века. Он был светским человеком, нескучным собеседником, с мощным интеллектом. Едва ли не единственный русский европеец. Он сумел войти на равных в круг европейских мыслителей - Корнель, Прудон и т.п. Он был психологом и вообще человеком проницательным.
  
   Герцен как писатель.
   Три произведения - все являются шедеврами.
  
   "Кто виноват" - роман.
   Здесь впервые проявляется тип лишнего человека. Герцен экспериментирует с формой, поэтому нет единой картины. Он четко понимает свои задачи как писатель. Просветительские традиции. Идея воспитания, воспитание по Руссо (естественное право, гражданский долг). Ярко проблематичный роман.
  
   "Др Крупов" - малая проза.
   Продолжение тематики "Кто виноват". Рассказ строится на приеме: показать мир глазами медика. Фигура доктора восходит к западной литературе (домашний доктор). Явление, нетипичное для России - заимствование из Бальзака. Характерно: цинизм, излишняя трезвость, доктор слишком много о человеке знает. И с другой стороны - доктор лечит. Сочетание гуманности и цинизма.
  
   "Сорока-воровка" - новелла, образец композиционного искусства.
   Очень рационально, очень продуманно. Вопрос: почему в России нет актрис. Один из аргументов - русская женщина не может стать великой артисткой, она имеет узкий кругозор и не в состоянии подняться до уровня Дездемоны. Некий сатирический рассказ, история одной русской артистки, которая опровергает эти рассуждения.
   Стержень рассказа: Актриса так играет роль, что трагизм преобладает, счастливый финал становится несчастным. Актриса через пьесу видит подлинную правду жизни. Искусство - это средство постижения. Оно позволяет общаться, подключаться к чужим чувствам, страстям.
   Текст построен по принципу матрешки, что подразумевает конечность внутреннего содержимого.
  
   "Былое и думы" - мемуары.
   В жанре мемуаров Герцен дошел до вершины.
   Своеобразие мемуаров как жанра, -- в чем отличие от худла?
   Существуют 2 типа мемуаров:
   1) исторические - то, что человек видел. Автор видел что-то такое, что имеет сообщить людям. Личность автора малозначима. Его функция - передача.
   2) автобиографические - в центре личность автора, его становление. Исторические события вспоминаются только по отношению к автору.
   Первый тип более распространен. Второй тип представлен Руссо, бл. Августином. Разница в том, что иначе отображается действительность, в первом случае - заведомо объективно. Биографические мемуары более субъективны.
   Герцен - и становление личности, и историческая картина. Позволяет соединить эти две сущности в специфической исторической концепции Герцена.
   У Г. есть образец - Гёте "Поэзия и правда", - и очень похоже на Гёте. Былое - правда, а думы - поэзия. На фоне исторических событий. Соотносит литературный вымысел и мемуарную литературу. Литература говорит о том, чего не было, а мемуары говорят о том, что было. На самом деле, бывают лживые мемуары, и бывает автобиографическая литература. Дело в установке: мемуары предполагают установку на правду. Между тем, установка на правдивость и литература неправомерны.
   Более формальные различия: различаются способы построения образов, способы типизации образов. Автор в вымышленном произведении использует принцип дедуктивности, а автор мемуаров - некий индуктивный способ (от частного к общему). Но формальные различия не могут быть точными.
   Мемуаристы искажают историю:
   1) ошибка памяти - у Герцена мало;
   2) сознательное искажение - у Герцена много.
   Например, Герцен включает в мемуары письма жены, исправляя их. Еще: в ссылке Герцен встречается с женой тайно больше, чем пишет. Зачем? Забота о впечатлении, произведенном на читателя.
   Как писатель, Герцен выбирает характерное, заботясь о восприятии. Он хочет показать эволюцию себя и жены как целостный процесс. Он действует как художник.
   3) еще один случай искажения:
   а) автор искажает действительность, поскольку абсолютно уверен, что все так и было.
   Например, Герцен описывает революцию 1848 года в Париже. Он не мог быть во всех местах, а описывает события как целостное, то, что видел, и то, что не видел, как одинаково достоверное. У Герцена нет сомнений в том, чтоон пишет правду.
   Наше сознание так устроено, что в него входят элементы очень разные, доскутное покрытие. Лоскутное знание о мире, сочетающее достоверное и недостоверное, составляет сущность человеческого знания.
   б) человек неизбежно занимает позицию в мире, он всегда вовлечен, всегда ангажирован.
   С семейной драмой Герцена связана другая история, когда Герцен выступает в роли соблазнителя (с горничной). Измена Герцена описана как некий опыт, узнавание жизни. Измена жены - пошлость, низкие чувства, прикрытые риторикой. Человек находится в плену субъективности.
   Можно сопоставить несколько русских мемуаров и применить некоторые процедуры восстановления реальности, но эта реальность будет иметь неполное отношение к действительности. Т.о., образ, создаваемый мемуаристом, является образом, а не оригиналом. Мемуары - литература, собственный взгляд писателя на мир.
  
   Стиль Герцена.
   - соединение построения образа и интроспекции, т.е. не надо создавать вымышленную реальность. Освободившееся место пополняется думами. Размышления являются построением образа.
   Толстой и Герцен - близкие авторы. У Толстого мысль является способом построения образа, это не посторонняя часть текста. Без размышлений нет образа.
   - стиль реалистического романа. Отбор, и, с др. стороны, следование традициям 18 века, склонность к афоризмам, абстракциям.
   Язык Герцена содержит языковые неправильности, которые становятся поразительными. Например: "...он привыкал быть мертвым..." Сочетание остроумия и глубокомыслия.
  
  
   Некрасов.
  
   Вершиной природной линии в поэзии Некрасова является стихотворение "Зеленый шум". Максимальное приближение к стилю Кольцова, но намного более значительно. Тот случай, когда художник берет стиль, разработанный менее значительным художником, и на его основе создает значительное произведение. Кольцовская линия продолжается "Огородником".
   "В дороге" - опирается на натуральную школу.
   Другая тема, в которой проявляется новаторство Некрасова - любовная тема. Новаторство - для русской поэзии, не для мировой. Рабочее название литературоведов - "Панаевский цикл", примерно 12 стихотворений.
   Еще одна важная тема - сатирическая лирика, или городская поэзия.
   !Некрасов - не крестьянский поэт. Доминирующая тема у него городская - Санкт-Петербург. Образ двойственный, неоднозначный. Некрасов бывает непохож сам на себя.
   Например: "фонари как бабочки газовые".
   Любимый и одновременно очень ненавидимый город. Биографический, вернее, легендарно-биографический мир. В отличие от деревни, жизнь в городе лишена смысла. Ограничена - бесконечно. Стихи о тех, о ком никто и никогда не будет говорить. Это дидактика, которая одушевлена очень благородными, мессианскими чувствами.
  
   Жанр поэмы
   Важный для Некрасова жанр и очень органичный. Странно, почему поэмы появляются у него очень поздно - для Некрасова характерен повествовательный характер. Формально первая поэма - "Белинский" (1855). Но вообще его поиски в этом жанре начались с поэмы "Саша" (1855). Сюжет прямо заимствован из Тургенева, из Рудина. Прямо попросил, Тургенев разрешил, а потом был очень недоволен.
   Некрасов схематизировал его роман. Передал еще более сжатыми формами. Это поэзия на границе прозы, лирика, тяготеющая к прозе. Поэма, тяготеющая к роману.
   1856 - поэма "Тишина". Небольшая, лирического характера. Посвящена Крымской кампании, севастопольскому поражению. Некрасов многократно обыгрывает название "Тишина". И солдаты, и сам автор, которым требуется тишина.
   Около сер. 50 гг. - поэма "Несчастные", задумана как поэма о ссыльных. Осталась незаконченной. Напоминает физиологический очерк, отчасти напоминает Гоголя. Непонятно, о чем, самое слабое у Н.
  
   "Коробейники" (1860)
   Поэма посвящена крестьянам, с кот. он ходит на охоту. Боязнь ему не понравиться - необычна. Действующие лица поэмы - коробейники, торговцы с лотков, которые ходят по Руси. Особенности политической и общественной жизни - упоминания о Севастополе. Четкой проблематики нет - это, скорее всего, набросок.
  
   "Мороз - Красный Нос" (1863-64)
   Изображает жизнь с точки зрения человека, постороннего народу, и с т.зр. человека, близкого народу. Столкновение двух миров, которые оказались несопоставимы.
  
   "Современники" (1850-60 гг., публ. в 1870)
   Новаторское по своему строению. Описывает рестораны. Текст поделен на кабинеты, каждый юбилей происходит в своем кабинете. Праздники на фоне всеобщей разрухи, своеобразный пир во время чумы.
  
   "Дедушка" (нач. 70 гг.)
   Некрасов увлекся декабристской тематикой. Вдохновленный возвращением декабриста М.Волконского, он садится писать три поэмы. Пишет в итоге две - "Волконский", "Трубецкая". Стилизация под Пушкина - свойство ретроспективности творчества Некрасова. Желание вписать себя в мировую историю.
  
   "КНРЖХ"
   Неоконченная поэма, которая писалась 15 лет. Есть несколько вариантов печати поэмы:
   1) Последыш - Пир на весь мир - Крестьянка. Последовательность на сельскохозяйственной основе. Перестает так выпускать, так как плохо заканчивается.
   2) Крестьянка - Последыш - Пир на весь мир. История обретает финал, найден счастливый гр. Добросил. Хронологическая последовательность сюжета нарушается.
   3) Последыш - Кресьянка - Пир на весь мир. Еще более нелепо - Крестьянка вклинивается в два сюжета, связанных между собой. Этот порядок отражает последующее написание текстов.
  
  
   Фет.
  
   Антипод Некрасова в поэзии.
   Странного происхождения, из-за которого потерял русскую фамилию, наследство, дворянское звание, гражданство. 6 лет учился в МГУ, там начал писать стихи.
   После окончания университета поступил в кирасирский полк с целью дослужиться до дворянства, которое давали офицеру. Отказался от брака с Марией Лазич, т.к. она была бесприданницей. Женился на Боткиной, дочери богатого купца. Мария Лазич была красавицей. Спустя 2 года она погибла - опрокинула на себя свечу, будучи в кисейном платье, и сгорела.
   Но с дворянским званием Фету не повезло: стоило ему дослужиться в очередной раз до нужного звания, как планка, на которой давали дворянство, поднималась. В конце концов он бросил военную службу.
   Работал в "Современнике". Но интерес к поэту не позволял поставить его на какое-либо видное место в литературе. В 60 гг. Фет покупает имение с целью вернуть себе дворянское звание и становится помещиком. Имение быстро стало давать доход, в 70 гг. он купил себе бОльшее.
   В 60 гг. Фет не пишет стихов, а только публицистические работы (очень человеконенавистнические). Очерк про жизнь в деревне, в котором жаловался на леность крестьян и их неблагонадежность (воровство). Это вызывает усмешку. Контраст усиливается соотношением между его жизнью и поэзией.
   Наконец в 1873 ему возвращают дворянство. постепенно получает он и поэтическую славу - в 80 гг. (Сборник "Вечерние огни"). Становится камергером, делает придворную карьеру.
   Странная смерть: однажды он продиктовал секретарше, что не хочет более длить страдания свои и других людей, схватил стилет и пытался заколоться, секретарша бросилась вырывать оружие, тогда Фет бросился бежать и умер от разрыва сердца.
   В поэтическом языке и семантике Фет - антипод Некрасова. Если у Некрасова в стихах выделяется предметное значение, то у Фета - беспредметность. Слово отделяется от реалии, оно перестает указывать на последнюю. Разные способы выражать беспредметность, например, то, чему посвящается стихотворение, ни разу не называется прямо. Другой способ - использование метафор.
  
  
   Островский.
  
   Эволюция. Именно театр делает эту эволюцию. Театр инертен, и в нем есть три фактора, которые замедляют эволюцию в литературе.
   1) репертуар (ряд пьес. которые определяют лицо театра);
   2) актеры и принципы постановки (у актера есть свои навыки игры, у театров есть свои способы постановки пьес);
   3) публика (у публики есть свои ожидания).
   Театр 19 века не представлял собой чисто эстетическое зрелище, он был предметом быта, бытовое явление. Человек там оставался самим собой, вел себя, как в других публичных местах (в гостиной, например): там не гасили свет, можно было входить и выходить, высказывать громкие суждения. Современный театр, где с порога мы попадаем в иную обстановку, появляется со времен Станиславского, оттуда пошло "театр начинается с вешалки".
   Во времена Островского не было режиссера-интерпретатора (посредника между произведением и публикой). Тогда пьеса переносилась на сцену так, как она была написана, и целиком зависела от драматурга. Режиссер занимался постановкой массовых сцен, следил за правильным учением ролей, за тем, чтобы актеры вовремя выходили на сцену. Специальных декораций не было, пользовались стандартными. Вся ответственность за постановку пьес лежала на драматурге.
   Поэтому Островский пытался сделать так, чтобы различие не было сильным, чтобы старое и новое соседствовало, сочеталось. Он поставил целью написать репертуар из своих пьес - не одно и то же, но пьесы, объединенные чем-то.
   1) борьба за невесту;
   2) адюльтер.
  
   Островский кое-что, впрочем, изменяет. Прежде были определенные моменты - у девушки с одним претендентом было равенство, с другим - неравенство. Равенство могло устанавливаться по любым признакам. В комедии она будет соединена с равным, в драме - с противоположным. То же самое с адюльтером - либо равны, либо нет.
   Такая постановка убирает на второй план саму семейную проблематику, проблематику семейного счастья. Главное - идеи.
   Островский убирает это изнчальное равенство. Ни один из претендентов не равен героине. То же - адюльтере, супруги не равны и не противопоставлены. Следовательно, мы сосредоточены на том, за кого она выйдет, потому что сопрягаются разные люди. На 1 план выходит семейная жизнь, брак, частная жизнь.
  
   В театр уже ходили купцы, мещане, для которых такая проблематика была актуальной. Театр становился как бы продолжением их жизни. Театр приобретал новый вид.
   У Островского только три драмы: "Гроза", "Бесприданница", "Грех да беда". Смерть - плохо, т.к. это лишение человека возможности все изменить. Пока есть открытое будущее, есть возможность изменения.
   Морализирование Островского: универсального счастья нет, каждый достигает его своим путем. Морализаторский принцип: "стерпится - слюбится". Островский не идет на поводу у публики, он пытается возвести публику до уровня театра. В театре Островского - деперсонифицированность, в его пьесах - стиль, репертуар, а не конкретная авторская, своеобразная школа.
   До 60 гг. успех у публики и критиков совпадал. После статей Добролюбова успех у критики потерян. Критикам не нравится, что у Островского одна и та же фабула. Открытий нет. Разрыв между критиками и его стремлениями был фатален. Чтобы создать новые изменения в театре, нужно, чтобы изменился сам театр.
  
   "Москвитянин" ("Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Свои люди - сочтемся").
   Этот период - почвенническая идеология. "Б.неП." - нет равных партнеров. Меняются условия. Чем герой активней, тем он менее предназначен для счастья девушки, чем пассивней, тем более предназначен. !Активность связана с западничеством.
  
   После 1856 - разлад с "Москвитянином". Островский приходит в "Современник" и отчасти - "Отеч. записки". Жанр сатирических комедий.
  
   2 пол. 60 гг. - Островский ближе к жанру драмы. Но основным направлением остается комедия. Он стремится этот жанр (драму) совместить со своей фабулой. Делает это половинчатым путем, чтобы психологизм не разрушал его театр.
   Первый путь - "Бесприданница" - героиня в конце не делает так, как обычно у Островского. Т.е. она не делает выбор в пользу 1 из женихов и не кончает жизнь самоубийством. Поведение неожиданно, начинается переосмысление. Это заставляет переосмыслить все, отсюда новый взгляд на проблему человека.
   Второй путь - "Таланты и поклонники". Выбор между честной бедностью жизни просто женщины и богатством жизни актрисы. Героиня делает выбор в пользу актрисы, и мы ничего не знаем об этом выборе. Метод умолчания.
   Последняя пьеса - Островский отказывается от привычной фабулы. Мелодраматический сюжет. Эта пьеса о театре, об актерах.
   До начала 1900 года Островский почти сразу уходит из репертуаров. Потом возвращается в новом обличье - как классик (через 10 лет после смерти).
  
  
   Тютчев (семинар)
  
   Лирика Тютчева представляет собой систему оппозиций. Россия-Запад, реальность - нереальность, север-юг, бытие-небытие, я-не я.
   Литература: Ю.Лотман "О поэтах и поэзии".
   Попытка реконструировать философскую систему Тютчева - обычный подход к анализу Тютчева. Лотман считает, что это невозможно. Всякое такое исследование сталкивается с противоречиями, поскольку философской системы нет как таковой у Т.
   Лотман - структуралистский подход. Использует классические оппозиции. Основная оппозиция Соссюра, лежащая в основе структурализма - "язык-речь". Т.е. структура противопоставлена событиям в этой структуре. Поэтический мир Тютчева - структура. Стихотворения - события в этой структуре. Они могут даже противоречить друг другу, не противореча поэтическому миру.
   Через оппозиции описывается этот мир. Через нахождение базовых оппозиций. Причем может существовать только один член оппозиции...
   Каждое стихотворение Тютчева отсылает к этой системе. И не нужно искать философскую систему, потому что она - только одна сторона оппозиции.
   Например: "Север - хорошо, Юг - плохо" - это философская система. А "Север-Юг" - целый мир.
   Литература: М.Гаспаров "Избранные статьи".
   Композиция пейзажа у Тютчева. Опирается на работу Лотмана.
   Описание пейзажа у Тютчева, по мнению Гаспарова, как правило, идет сверху вниз. От небес к земле. Предпосылки: текст поспринимается последовательно.
   Вспомним классику. Лессинг. Искусство визуального и искусство слова. Искусство изображения имеет в основе пространство. Искусство слова имеет в основе время. Следовательно: Искусство слова, пытаясь изобразить пространство, вступает в противоречие с природой языка, словесного. Следовательно: Выход таков. Как Гомер изображает щит Ахилла - процесс его создания, а не сам щит. Это вносит в картину элемент времени и снимает противоречие.
   Гаспаров: поэт изображает не сам пейзаж, а движение взглядом. Нельзя охватить всю картину. Соответственно, Гаспаров анализирует движение взгляда.
   Макеев: поэтическое слово - невизуально. Оно, скорее, преодоление визуального. "Я сомневаюсь, что поэзия - это представление. Сам язык устроен так, что нет представления. Литература тем и хороша, что она преодолевает визуальный эффект". Поэт создает не красоту визуальную, а идею красоты, ощущение красоты. "Поэзия сродни видению, она описывает сразу все" - визуальное, аудиальное. Всегда происходит смешение...

Оценка: 4.39*20  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"