За время работы в бизнесе и в процессе консультирования и обучения около четырех тысяч предпринимателей технологиям межличностных бизнес-коммуникаций выяснилось - многие из них соглашаются с тем, что одна из основных, но практически не обсуждаемых, сложностей вхождения России в мировой рынок связана с мотивационными особенностями российского населения, которые вызваны определенными объективными обстоятельствами.
В мировом сообществе есть постепенно увеличивающаяся группа стран, вынужденных непрерывно находиться в состоянии создания и продажи за рубеж технологических новинок (товаров, услуг, собственно технологий и их результатов) в обмен на недостающие этим странам - в расчете на душу населения со сложившимися потребностями - природные ресурсы. Понимание (или ощущение) необходимости участия в технологически-торговой гонке является в этих странах массовым. Такое понимание приводит к массовому же пониманию жизненной необходимости развития науки, здравоохранения, обеспечения высокой работоспособности граждан, динамичных и эффективных форм организации жизни общества. Говоря короче, в общественном сознании есть общая направленность на успешное решение технологических, организационных и, как следствие - многих других задач. Следует отметить, что непрерывная технологическая гонка неизбежно порождает и немало кризисов, которые, в свою очередь, требуют новых технологий для их разрешения.
В нынешней России потребность постоянно и в напряженном режиме создавать технологические обновки и напористо продвигать их на мировой рынок, в общем, отсутствует. Нам не нужны высокотехнологичные товары и услуги для обмена на недостающие природные ресурсы. Наша страна может их получать в обмен на свои избыточные природные ресурсы. В условиях отсутствия явной войны на выживание у России нет общего позитивного вектора деятельности, объединяющего рядовое и руководящее население. Напротив, наблюдается беспорядочное и разнонаправленное - пусть даже мощное и индивидуально очень выгодное в отдельных проявлениях - "броуновское" движение слабо связанных социальных частиц. Неудивительно, что в таких условиях регулярно проявляет себя осознанное или подспудное желание очень многих россиян почувствовать некоторое организующее воздействие. Отсутствующая национальная идея (если не считать неявной рекомендации "обогащаться") при этом заменяется фактически директивными и в целом произвольными установками (как когда-то раньше - "больше чугуна", совсем недавно - "больше приватизированных предприятий" и т.д.). В силу этого многие граждане нашей страны надеются на то, что некоторая управляющая сила - обладающая реальной властью - выберет верный путь развития. Верховной государственной власти и осознанно, и на интуитивно-эмоциональном уровне делегируются огромные полномочия, что делает ее, к сожалению, почти неподконтрольной населению страны и в итоге малоэффективной из-за того, что органичное стремление находить и последовательно реализовать наиболее продуктивные, стратегически обоснованные решения присутствует у представителей власти если и чаще, чем у большинства других наших граждан, то не на много.
Справиться с общеизвестными российскими проблемами можно, сосредоточивая общие усилия на разрешении не второстепенных, а базовых сложностей. К одной из них относится только что рассмотренная. В условиях открытости ресурсоизбыточной России мировому рынку и при использовании форм общественно-экономического развития, идентичных существующим в технологически высокоразвитых странах, невозможно надеяться на то, что она сможет оказаться конкурентоспособной в области достаточно высоких технологий по сравнению с этими странами, вынужденными для своего выживания делать инновации основным своим занятием. Как может конкурировать сообщество людей, не ощущающих потребность в высокотехнологичном и эффективно организованном развитии, с людьми, которые в массе своей осознают или "кожей ощущают" такую потребность как насущную необходимость?
Российский сырьевой и торговый бизнес более - менее устраивает почти любой вариант развития событий при объединении с мировым рынком. Технологически слаборазвитые предприятия и значительная часть их персонала в худшем случае будут поглощены более продвинутыми. Основные сложности, требующие государственных воздействий и приложения собственных неординарных усилий, ожидают производителей товаров и ряда услуг. Помимо внимательно регулируемой таможенной защиты им требуется серьезная информационная помощь, позволяющая достаточно просто находить перспективные направления, формы и ресурсы развития, новые деловые связи как с отечественными, так и с зарубежными производителями.
Автор, естественно, не претендует на описание набора практических мер по вживанию России в мировой рынок. Поиск и реализация таких мер задача для всех и каждого. В этой связи хотелось бы обратить внимание, пожалуй, на главное.
Мы все просто обязаны постоянно задавать своим реальным и потенциальным руководителям, а также политическим, экономическим, общественным специалистам и представителям два вопроса. Понимают ли они, что на пути технологически конкурентоспособного, интенсивного, эффективно организованного развития России есть мощное мотивационное препятствие, объективно обусловленное нежеланием большинства населения напряженно и согласованно двигаться по этому пути? А если понимают - какие конкретные решения в этой связи предлагают?
Эти же вопросы каждый обязан, очевидно, задавать и себе.