Аннотация: Часто путешествую. В процессе чиркаю что-то ручкой в блокноте, по возвращению оформляю в законченный текст.
Я всегда любила путешествовать, а теперь я люблю облекать впечатления от увиденного в словесную форму. Чтобы получить наиболее полное впечатление от города, нужно окунуться во все его ипостаси: связанные со временами года - зимнюю, весеннюю, летнюю и осеннюю; связанные с разными погодными условиями - дождливые и солнечные; связанные с разными временами суток - на расссвете, днем, на закате и ночью. Исходя из данного тезиса, мое впечатление о Кракове будет на три четверти однобоким - потому что была я там хоть и дважды, но оба раза в жаркую солнечную погоду.
Моей целью не является написание статей для путеводителя по каждой достопримечательности города, поэтому я затрону только основные туристические маршруты или те объекты, которые вызвали наибольший отклик лично у меня.
Краков - это город на юге Польши, расположенный на реке Висле. Как типичный турист, я побывала только в его историческом центре, даже не попытавшись заехать в современные кварталы. Поэтому именно о средневековом наследии пойдет речь ниже.
Итак, Старый город или Stare Miasto w Krakowie (польск.) - это центральная историческая часть города, которая, как и большинство подобных древних исторических частей в других городах Европы, занимает весьма небольшую площадь, но концентрация волшебства на этой площади заставляет удивляться. На высоком берегу Вислы, на Вавельском холме (Wawel - польск.) расположены две главные достопримечательности Старого города - Королевский замок и кафедральный собор. От Вавельского холма по Королевской улице, бывшему парадному маршруту, проходящему по Флорианской улице, можно проследовать до огромной рыночной площади. Об этой улице и о других, чуть поуже, но ведущих все туда же, хочется сказать отдельно. Они обрамлены прекрасными зданиями различных стилей, на нех выходят фасадами множество костелов - начиная с романских и заканчивая барочными, - но даже не это самое главное. Больше всего здесь поражает количество невероятно гармоничной эклектики - вот ты идешь по отполированной миллионами ступней брусчатке, а зайдя в крошечный переулок оказываешься перед дверьми Музея кривых зеркал (Lustrzany Labirynt по улице Grodzka 14). Когда впервые оказываешься неподалеку от этого музея, то в первые минуты сложно понять, что происходит - по улице ходят аниматоры в костюмах из битого стекла. Наверное, в дождливую погоду эти осколки могут производить впечатление печальное, но в лучах веселого майского солнца и настроение становится веселым. Другой пример гармоничного эклектизма - это внутренний двор дорогого торгового центра недалеко от Плошади (там дизайн помещения в стиле хай-тек очень удачно объединен с романскими руинами какого-то несохранившегося костела). Да и сама рыночная площадь - это совмещение несовместимого: готический Мариацкий костел, здание Суконных рядов (Sukiennice; само по себе ведущее свою историю с XIIIв. и являющее собой удачный синтез разных архитектурных стилей), Башня ратуши. И межд всем этим - очень современные памятники, самый яркий из которых - это скульптура Связанный Эрос авторства Игоря Миторая, которую горожане называют не иначе как "Отрубленной головой". И действительно, на невысоком постаменте лежит полая внутри бронзовая голова. Внутри нее обычно резвятся и играют с эхом дети лет 4-8, за которыми внимательно следят из задумчивые родители: опять гротеск, опять сочетание несоответствий - в голове с повязкой на глазах, как символе одержимости в страсти и любви, слепой настолько, что граничит со смертью, визжат зачатки новой жизни. Я всегда смеюсь возле этого памятника.
Еще на площади, вернее, под ней, расположен удивительный интерактивный музей Подземелья Рынка (Podziemia Rynku). Видеофильмы, информационные экраны, на которых можно выбрать, о чем почитать, другие мультимедийные изыски гармонично (как и во всем городе) соседствуют здесь с более грубыми археологическими экспонатами - фундаментами домов, моделями повозок, предметами быта и т.п. В музее здорово проводить время с детьми, залезая в крохотные домики с соломенными крышами или ползая по остекленной сверху 3D-модели города.
Есть на площади и скульптурный ансамбль, вокруг которого прыгают дети постарше - студенты. Это памятник польскому поэту Адаму Мецкевичу. Здесь тоже сходятся в одной точке абсолютно разные течения. Так уж вышло, что памятник стал местом чуть ли не языческих плясок студентов: перед каждым экзаменом во время сессии студент должен обогнуть скульптуру, прыгая на одной ноге, ровно столько раз, сколько баллов он хочет в итоге получить. А надо понимать, что ансамбль занимает большую площадь. Хорошо хоть, система оценки знаний в Польше пятибалльная, как и в России. Но вернусь к вопросу сочетания несочетаемого: буквально в пятидесяти метрах от точки языческих плясок расположен великолепный христианский собор, Мариацкий костел или церковь Успения Пресвятой Девы Марии (Kościół Mariacki). Полюбовавшись на хитросплетения опор готической архитектуры, прогревшись в теплых цветах собора и растаяв слухом и зрением в показе Алтаря Вита Ствоша (показ проводится раз в 2 часа и сопровождается органной музыкой), можно вскочить в белую карету, запряженную породистыми скакунами бело-черной масти (таких карет на Рыночной площади и близлежащих улицах с различными по времени прогулками можно найти очень много) и отправиться на Вавельский холм, к Королевскому замку и кафедральному собору святых Станислава и Вацлава.
Если прибегнуть к помощи сестры таланта - краткости - то общее впечатление от Вавельского холма будет звучать как одно слово, произнесенное негромко, с улыбкой и маленьким смешком после восклицательного знака: "Волшебно!". Волшебно не как в Диснейленде с его многомиллионной визуализацией детской мечты, но все-таки тоже про нее, про детскую мечту. Которую мечтает взрослый дяденька в костюме, которая очень похожа на ностальгию, но без тоски. Сидит этот дяденька в своей дорогой иномарке, едет на фешенебельную дачу, а сам вспоминает, как много десятков лет назад (если говорить про десятки лет - то "много" начинается с цифры 3) ездил в старом ПАЗике в деревню к бабуле с дедулей, как пил теплое молоко прямо из-под коровы, стрелял из рогатки по гусям, купался в мелкой речке с вязким илистым дном, гонял на велике с приятелями. И все это под ласковыми взглядами поживших свое родственников и с благословения их теплых улыбок. Нет, читатель, не подумай, что я не знаю про огромное количество историй о несчастном детстве. Но именно в рамках рассказа о Кракове (о майском Кракове) мне хочется говорить только о чем-то хорошем и теплом. Потому что этот город ассоциируется у меня с мягким сливочным маслом, растопленным нежными лучами вечернего летнего солнца. Или с тем, как это масло тает на поджаренном ломтике хлеба. Ты его кусаешь, а губы потом, испачканные этим лучшим в мире маслом, блестят от него гораздо нежнее и привлекательнее, чем от дорогих помад. Чтобы попасть к дворцу и собору, нужно пройти вверх по крутой дорожке, вымощенной брусчаткой. А в дождь с нее должно быть очень смешно съезжать вниз! Минуя ворота Вазов оказываешься перед зданием собора. Глядя на него, с усмешкой осознаешь всю важность этого костела для города: каждый правитель, видисо, хотел засвидетельствовать свое почтение и свою значимость, как историческая фигура, потому фасады имеют в себе элементы абсолютно всех стилей. Мол де, смотрите, какой я важный монарх, вот эти десять квардатных метров фасада - моя роспись в документе о собственной важности! А внутри собор совсем не такой. Помните мои слова о хлебе и подтаявшем сливочном масле? Они описывают как раз впечатление от внутреннего убранства собора. Несмотря на то, что выдержано оно в контрастных черно-молочных цветах, находясь там, нет ощущения какой-то враждебности двух тонов. Все просто и понятно: есть белое, есть темное, есть мягкое, есть жесткое. Но эти стены не пытаются проповедовать о том, какая сторона праведная, а какая - нет. Они просто есть, они тихи и спокойны.
На меня наибольшее впечатление произвел именно собор, поэтому писать о дворце с толпами туристов или о устрашающе-высоких стенах замка как-то уже не хочется. Такое можно найти в любом древнем европейском городе.
Вавельский холм тоже сочетает несочетаемое: вокруг холма идет дорога из ультра-современного асфальта (что, впрочем, не мешает плавиться ему под лучами солнца и стекать вниз, к реке), над дорогой- средневековый замок: Возле древней скалы, за современным подстриженным газончиком стоит современная же статуя Дракона, запечатлевшая легенду о Живоглоте - монстре, глотающим коров и людей "не жуя", который был повержен двумя братьями (Лехом и Краком) с помощью туши коровы, набитой серой. Потом имел место случай братоубийства, где Лех был коварным злодеем, но город был назван в честь невинно убиенного Крака.На самом деле, есть множество вариантов этой легенды, общее у них у всех одно - туша коровы, набитая серой. Современная статуя дракона раз в десять минут исторгает сноп пламени из пасти - не то дьявольская злоба кипит, не то просто корова догорает.
И, конечно, нельзя побывать в Кракове и не прокатиться на речном трамвае. Или лодке-такси. Кому что больше нравится - есть длинные прогулки на больших судах с длинными остановками, а есть короткие и быстрые пробежки туда-обратно на шатких, нещадно продуваемых лодчонках. Тут уже на вкус и цвет, дорогой читатель, кому что больше нравится: долгие раздумья над неспешно текущими через сетчатку глаз впечатлениями или быстрый перескок по острым и хлестким картинкам. И последнее предложение, конечно, относится не только к водной прогулке по реке Висла.