Молоков Кирилл Валерьевич : другие произведения.

Взаимодополняемость добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.15*73  Ваша оценка:


Кирилл Молоков

web-site: www.kmolokov.narod.ru e-mail: kmolokov@yandex.ru

Взаимодополняемость добра и зла в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

   Мастер и Маргарита - это сложное и многоплановое произведение замечательного писателя Булгакова.
   Основная философская линия романа - это борьба между добром и злом. Это не вызывает сомнений, так как уже в эпиграфе, взятом из Фауста Гете, они упоминаются.
   Композиционно роман состоит из двух частей. В первой части описываются события, происходящие в древнем городе Ершалаиме, во второй - московские.
   Причем проблема соотношения добра и зла актуальна и в древности, и в наше время, что указывает на ее исключительную важность.
   Одним из главных героев романа является мастер.
   Появляется он в тринадцатой главе и рассказывает Ивану Бездомному свою историю. Мастер - автор романа о Понтии Пилате, прокураторе, несправедливо осудившем Иешуа.
   Рассказчик любит Маргариту, которая отвечает взаимностью. Но уже в момент встречи героев можно понять, что на их долю выпадет много несчастий и испытаний, которые придется преодолевать во имя любви.
   Дело в том, что Маргарита несла желтые цветы, а мастер их ненавидел, цвет и указывает на разлуку и горе.
   За свой гениальный роман мастер страдает, его обвиняют литераторы в том, что он пишет об Иисусе Христе. И герой переживает душевный кризис, в ходе которого он сжигает свой роман, но его возлюбленная, видимо, почуяв сердцем что-то неладное, спасает одну пачку.
   Герои теряют друг друга, но Маргарита любит мастера, и при помощи Воланда влюбленные встречаются. Но они не смогут уже жить так, как раньше, все меняется; их судьба теперь в руках дьявола.
   Левий Матвей, бывший сборщик податей, произносит знаменитую фразу, подводящую нить земному существованию мастера: Он не заслужил света, он заслужил покой. Что вкладывал в эти понятия автор?
   Прямого ответа на вопрос, почему мастер и Маргарита заслужили покой, а не свет быть не может, а косвенный получается в результате сопоставления героев, заслуживших свет (Левий Матвей и Иешуа) с мастером.
   Образ Левия Матвея сложный и противоречивый, он необходим в романе для возмездия за зло, совершаемое в мире. Например, он пытался спасти Иешуа, невиновного человека, которого Понтий Пилат покарал.
   Итак, сопоставим образы мастера и Левия Матвея. Возраст героев одинаков, им обоим чуть меньше сорока лет. Мастер пишет роман, а Левий Матвей пишет на пергаменте. Но художественную ценность, без сомнения, представляет собой творение главного героя. Значит, рукописи не имеют решающего значения в выборе свет-покой.
   Но что же имеет? Попробуем в этом разобраться. Можно обратить внимание на сходство двух ситуаций. Левий Матвей отпустил Иешуа одного, а это было ошибкой. Возможно, из-за этого он и не избавил своего учителя от казни и истязаний.
   Левий впадает в отчаяние, проклинает Бога за то, что тот допустил смерть Иешуа. В таком же отчаянии находится и мастер, когда его ненадолго оставляет Маргарита. И герой в порыве уничтожает свой труд.
   Интересно то, что предав Иешуа Левий заслужил свет, а мастер, никого не предавший, не заслужил.
   Но на самом деле масштабы поступков героев несопоставимы. Левий хотел спасти человека от мучений даже ценой своей жизни, того, кто любил всех и считал, что злых людей нет вообще. Ученик Иешуа боролся за справедливость, не за себя, а за своего учителя. Мастер же хотел соответствовать той любви, которая была ему подарена Маргаритой и которая возвысила его. То есть, фактически, мастера беспокоят только их с Маргаритой отношения.
   Следовательно, поступок Левия Матвея оценен в романе выше, чем любовные переживания главных героев. И мне кажется, что именно поэтому Левий и заслужил свет, последовав за учителем.
   А мастер и Маргарита обретают покой, но он, вероятно, не награда для них. Герои получают его из рук дьявола; Воланд интерпретирует покой следующим образом: О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?..
   Но мастер - творец, вольная натура, и страшнее этого покоя для него сложно придумать, ведь существование героя будет бессмысленно. ... память мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать....
   Все это происходит благодаря Воланду, представителю силы зла в романе. Но для Булгакова идея о том, что Бог творит добро, а дьявол - зло, далеко не очевидна. Ведь, например, жертвами Воланда становятся нечестные люди, то есть сверхгерой, коим и является Воланд, по сути, обличает пороки общества.
   Добро и зло дополняют друг друга в романе, они представляют собой единое целое и не могут существовать друг без друга. Воланд об этом говорит буквально: Что бы делало твое добро (то есть, Левия Матвея - К. М.), если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
   Понятия добра и зла даже смешиваются в романе. Но что же получил мастер в итоге?
   С одной стороны, покой - это зло для героя, как уже говорилось выше. Но ведь Воланд освобождает мастера от земных мучений, страданий, которые испытали возлюбленные; он предлагает им новый гармоничный мир.
   Итак, Булгаков оставляет рассмотренный вопрос открытым, он не дает точных ответов, оставляя читателю право воспринимать текст произведения индивидуально.
Оценка: 4.15*73  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"