Момотюк Виталий Андреевич: другие произведения.

К проблеме прогрессорства в попаданстве.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Решил поделиться некоторыми мыслями о "попаданстве". Может кому-то поможет - буду рад. P.S.: всё "озвученное" - только ИМХО, и. соответственно, на истину не претендует.

   Попаданцы бывают разные как по своему "уровню", так и по устремлениям. Ведь у каждого за плечами уже прожитый в нашем мире отрезок жизни и накопленный багаж знаний-умений. И всё это, вне всякого сомнения, должно определить жизненный путь после момента, который описывается словами: "Вот так попал, ...!" С вариациями и, безусловно, влиянием особенностями "новой Родины", но иначе никак. Всё начинаетсяименно ПОСЛЕ.
   Оставим в стороне вопросы "периода адаптации к новой среде обитания", в частности возможности выживания в оной в принципе. Раньше или позже, согласно закону жанра, вышеупомянутый период в жизни главного героя заканчивается, и перед ним ставится главный вопрос: "Что делать?" И вот тут начинается ... скажем так, в большей части случаев "шабаш" прогрессорства.
   Братья Стругацкие подарили фантастической литературе профессию прогрессора, но мало кто из многочисленных авторов сегодняшнего дня утруждают себя хотя бы поверхностно ознакомиться с понимаем прогрессорства в произведениях этих классиков советской фантастики. Уверен, что они немало бы удивились, прочитав внимательно "Обитаемый остров", "Трудно быть богом", "Парень из преисподней" и, особенно, "Жук в муравейнике". В текстах достаточно чётко отслеживается два краеугольных момента: А) прогрессорством нельзя (т.е. запрещено) заниматься в одиночку, Б) как правило, конечный итог реализации проектов очень далек от планов. В итоге прогрессорскую деятельность в книгах Стругацких потихоньку сворачивают. При этом, заметьте, что данной проблематикой занимались специальные учреждения с поистине гигантскими ресурсами. Безусловно, ваш покорный слуга в чём-то преувеличивает, а кое-какие моменты упускает, но факт остается фактом: Институт Экспериментальной Истории "терпит поражение" в средневековом Арканаре, тогда как в иных произведениях герой одиночка уверенно ведёт туземцев в "светлое будущее". Странно, согласитесь.
   Впрочем, раз уж без прогрессорства вообще нельзя, а во многих случаях это действительно почти вопрос выживания, то давайте попробуем определить, скажем так, "рамки позволенного".
   Начнем с основополагающего. Итак, "среда обитания" ГГ. Я пока не рассматриваю особенности природы, климата и т.д., хотя эти факторы тоже имеют огромное значение. Речь о другом: уровень местного общества должен быть достаточно развит для того, что бы "попаданец" смог хоть как-то реализовать свой "багаж знаний". В теории, конечно, можно заниматься прогрессорством и в первобытном племени охотников-собирателей, но на практике... ИМХО: ГГ очень быстро завершил бы свой жизненный путь в новом мире. И хорошо, если бы он успел к тому времени оставить в местном генофонде свои ДНК. Ценности такого общества не дали бы возможности попаданцу добиться каких-то видимых успехов: зачем дикарю математика или химия, когда цениться умение добыть зверя примитивным оружием или проломить врагу голову дубиной? А наш то ГГ на такое способен? Отсюда вывод: для реализации своего "потенциала" попаданцу необходимо наличие достаточно структурированного общества, уже способного оценить и принять те или иные знания. Тойнби называет такие общества цивилизациями, и я в дальнейшем буду использовать этот термин именно в таком ракурсе. Вот цивилизация шумеров, например, уже вполне может подойти ГГ.
   Дальше, по моему мнению, попаданец должен уяснить ещё один момент: чем ниже уровень развития местной цивилизации, тем меньше действительно важных инноваций ему удастся предложить туземцам. Увы, но иначе никак - одно знание должно опираться на другое, а то и не на одно. Какой прок земледельцу древности от манускрипта с описанием принципа создания ядерной бомбы или радиосвязи. Иное дело такие вполне доступные для понимания вещи как паровое зерновое земледелие и удобрение земли навозом. Для ремесленников - бронза или кричное железо вместо меди и камня. Для жречества и местной знати - алфавит и десятичная система счисления вместо клинописи и узелков кипу. Можно добавить в список, к примеру, косой парус или парус вообще и постройку нормальных судов с набором шпангоутов и килем, вместо примитивных выдолбленных стволов или тростниковых лодок. Востребованные и дающие толчок дальнейшему развитию цивилизации знания.
   Предвижу огромный ворох вопросов примерно следующего содержания: "А ведь можно доменную печь забабахать или перегонный куб для нефти?" Можно, отчего же нельзя. Вопрос только в том, насколько востребована подобная технология в данной цивилизации и реализуема ли она в окружающих ГГ условиях? Что, например, те же шумеры будут делать с чугуном, который ещё и в средневековье длительное время считался отходами производства? Или на кой ляд им взрывоопасный бензин, когда крытые тростником хибары не то что от нефти, от углей отлично горят? Это если упустить моменты с отсутствием в том же Междуречьи металлических руд и практически полное отсутствие леса - рощицы акаций и финиковых пальм и не более того. Следовательно, данные вопросы в данный момент времени и в конкретном месте не актуальны.
   В более развитых цивилизациях попаданец, безусловно, может предложить туземцам уже гораздо более длинный список инноваций и рацпредложений. Однако значимость их для дальнейшего прогресса общества уже далеко не так очевидна. Возьмём, к примеру, дымный порох и огнестрельное оружие. Способствовало ли их появление развитию общества в целом? Далеко не очевидно. Дворяне сменили арбалеты на пистолеты, значительно облегчили броню, в связи со снижением защитных свойств последней, а после и вовсе отказались от неё, но так и остались ещё на очень длительный период времени правящим классом. Иное дело возникновение мануфактур и раздельного труда. Это предопределило увеличение веса в обществе буржуазии и возникновение "рабочего класса". Так что в том же средневековье, куда так часто попадают по воле авторов наши современники, список востребованного из багажа знаний в десятки раз больше, но вот "прогрессорского" уже гораздо меньше. При этом далеко не всегда понятно, как то или иное знание повлияет на развитие общества. Ну а в эпоху, которую привычная нам история называет "Новое время" (о "Новейшем времени" просто умолчу), заниматься прогрессорством вообще проблематично. Нет, множество технических решений и изобретений привнести можно, вот только вряд ли в это время одному человеку, даже если он будет априори "семи пядей во лбу", по силам существенно продвинуть развитие именно общества. Тут уже локомотив истории столь стремительно набирает ход, что ГГ, скорее всего, лучше удовольствоваться ролью великого промышленника, а за одно и политика - взаимосвязанные вещи. Короче говоря, предпочтительней сосредоточиться на личном обогащении со всеми вытекающими последствиями. Остальное само приложиться.
   Всё вышеупомянутое, по моему личному мнению, справедливо к попаданцам-прогрессорам в "альтернативное прошлое" привычной нам Земли либо её вариациям у других звёзд. А вот с магическими мирами картина может кардинально измениться.
   Начнем, пожалуй, с определения понятия магия. В частности попытаемся понять, что такое магия в мирах фентези. И тут следует усвоить раз и навсегда, что магия - это краеугольный камень фентезийного мира. В крайнем случае - один из краеугольных камней. Принять этот факт, как аксиому. Ибо без магии любой вымышленный мир превращается просто в вариацию Земли, изменённую настолько, насколько хватит фантазии автора. Ещё Станислав Лем писал о том, что человечество ищет в космосе самого себя, напрочь отказываясь понимать, что разум может быть и вовсе не человеческий. В фентези, в общем, то же самое: все эти эльфы, орки, гоблины и даже драконы - это переосмысленные люди, и не более того.
   Что такое магия? Согласно Википедии, магия - понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём. Описывает ли выше сказанное магию в фентези? На мой взгляд, только в какой-то мере. И подвох тут в слове "сверхъестественным". О каком таком сверхъестественном может идти речь, если магия - это краеугольный камень мироздания? Это нам с вами надо доказать, что она существует. А в фентезийном мире она существует априори: ничего сверхъестественного - просто магия. Иными словами то, что мы называем чудом, в большей части случаев - процентов так 99 - обывателям фентезийного мира чудом не кажется вообще. Привычно потому что. Следовательно, граница понятия чуда значительно сдвигается. Каким таким чудом в фентезийном мире может быть огненный шар или вызов духа? Ответ - никаким. Это чудо только в нашем понимании этого слова. Что там в Википедии? Чудо - событие, не согласующееся с известными законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, а обусловленное влиянием чего-либо сверхъестественного (в том числе особых сил людей или каких-либо мифических существ). Всё верно.
  На основании выше упомянутого попытаемся сделать определение магии в фентезийном мире. Для этого нужно только сделать одно уточнение. Литературные миры создаются по подобию Земли. Следовательно, известный нам мир Земли можно рассматривать как базовый, а известные нам законы природы тоже как базовые. Примерно так картина и выглядит. И вот теперь можно дать определение магии в фентезийном мире. Магия - это система знаний и способностей, позволяющая творить события, не согласующееся с базовыми законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, на регулярной основе.
   Итак, с магией разобрались. Теперь посмотрим на картину мира, а точнее - на влияние магии на общество. И тут сразу перед попаданцем-прогрессором из нашего мира возникает неизвестность с большой буквы. В привычный нам ход развития общества привнесен новый фактор. Маги. Мое личное мнение - эти представители разумных (в книгах не обязательно рода человеческого) как минимум попытаются возглавить общество. А скорее всего это просто предопределено. Почему так? Всё просто - наличие личной силы (магии) и, увы, предназначение властвовать. Необязательно? Разве что маг-альтруист в местные Гималаи сбежит, иначе сородичи заставят и на трон посадят. А что, зверя приманить и убить надо - кто как не маг? Дождь для посевов вызвать - опять маг. С вражиной сразиться - опять он. Болезни лечить и т.д. А ведь есть ещё маги из чужих племен, народов и т.д. В общем, как ни крути, а места если не вождя, то его правой руки не миновать. Ну а дальше - традиция, и там как история пропишет. А пропишет она, скорее всего, что именно маги и станут двигателем для локомотива общества.
   Мое личное мнение, что потолок развития такого общества - некий идеальный вариант сплава рабовладельчество-феодализм с элементами буржуазии. Отмечу - именно общества. Относительно технического развития цивилизации можно много спорить, но вряд ли оно будет сильно продвинутым - локомотив развития не тот, что в окружающем нас мире Земли. Что можно заменить - замениться магией, а остальное будет развиваться ровно столько времени и в той мере, насколько магии потребуется поддержка. От добра добра не ищут. Можно сказать, что закон, и его отменять природа человечества не будет.
   И вот в такой мир попадает ГГ. Опять таки упустим "время адаптации" и многие другие вопросы. Это проблемы конкретных авторов. Здесь важно другое: багаж знаний попаданца оценить просто невозможно - общество оперирует иными критериями. И вот тут вариантов как раз множество: от полного провала миссии прогрессора до просто таки тектонического сдвига в направлении развития. А уж сплав магия-технологии и вообще открывают безбрежные океаны для фантазии: в любом варианте базового мира ГГ придётся решать огромное количество сопутствующих проблем, которые в ином фентезийном и не проблемы вообще. Так что если прогрессорство в повествовании о попаданце важно - добро пожаловать в фентезийные миры. Вот только одно останется неизменным - на вершине "пирамиды" всё равно будут маги.
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"