Момотюк Виталий Андреевич : другие произведения.

Корабли подгорного народа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.23*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наверное, этот текст по своему содержанию похож на эссе. Так тому и быть - эссе-фентези. И огромное спасибо Виталию Зыкову за его творчество.

  Корабли подгорного народа.
  
   Мир Торна, созданный Виталием Зыковым, по моему личному мнению, вполне может претендовать на звание "один из лучших". "На вкус и цвет...", как говориться, но придраться тут действительно, особо-то и нет к чему.
   Однако меня заинтересовал один момент. Замечу: именно заинтересовал, а не "отметился" как повод придраться. Созданные мастерами подгорного народа корабли, которые идут на дно в первой книге, и, простите за каламбур, снова всплывают в пятой. Момент со "взаимоотношениями гномов и океана", автор достаточно подробно описал, так что с этой стороны к нему никаких претензий. А вот хотя бы приблизительное описание этих боевых единиц, увы, в тесте отсутствует. А ведь интересно, во что воплотился синтез несовместимых, в принципе, вещей: гном и вода.
   Начнём с доступного, т.е. с первоисточника. Информация о творениях гномов в тексте крайне скудная, но всё же есть.
   Книга первая "Безымянный раб", глава седьмая. "...Он ещё раз посмотрел в подзорную трубу, туда, где воды Тёмного океана рассекали хищные носы вражеских кораблей. А как легко всё начиналось! Подумаешь - два обшитых железом корыта, вооружённые апофеозом человеческой глупости - пороховыми орудиями... ...А эти паровые, нещадно дымящие двигатели?!... ...Как он подметил, корабли противника разворачивались гораздо медленнее, чем его морской охотник, да к тому же они могли стрелять только строго по курсу. Возможностей для круговой стрельбы из единственного, но такого мощного орудия на каждом корабле предусмотрено не было..."
   Книга пятая "Власть силы", глава седьмая. "...Первые металлические корабли появились через десятилетие. Вышли они неказистыми, приземистыми и крайне неустойчивыми при качке, но они плавали! Гномы, которые с испокон веков находились в непростых отношениях с морем, смогли построить судно, которое не утонуло сразу после спуска на воду... ...Сухарт повернулся к окну. Ему даже не требовалось вставать, чтобы увидеть четыре чёрных корабля, полностью готовых к спуску. Красавцы, гордость его верфи. На каждом по две огромные, с безобразно толстыми стенками, похожие на алхимические колбы пушки, сверху донизу исписанные защитными рунами..."
   Я не собираюсь записывать себя в знатоки судостроительного дела, но кое-какие выводы всё же постараюсь сделать.
   Первое, что лично у меня не вызывает никаких сомнений - силовой установкой кораблей является паровая машина с котлами на угольном отоплении. Словосочетание "нещадно дымящие", скорее всего, описывает именно эту технологию. Очень сомнительно, что в качестве топлива гномы стали бы использовать дрова, а нефть в плане "дымности" на такой эффект не очень то и претендует. Доказывать не буду - сравните иллюстрации 1 и 2.
   Миноносец на угле :-) [Из паутины] Миноносец на нефти :-) [Из паутины]
   Второй момент. "Хищные носы". Тут можно спорить, и, пожалуй, только автор может ответить на поставленный вопрос. Лично я склоняюсь к тому, что у кораблей из первой книги имелось в наличии такое оружие, как шпирон, он же таран. Этот атрибут действительно придает облику судна некую "хищность", особенно, если он достаточно развит. Даже относительно небольшое судно выглядит очень солидно. (см. иллюстрацию 3) Кроме того, практичные гномы, ну никак не могли упустить возможность вооружить свое творение дополнительным оружием, пусть даже и таким архаичным. Противостоять удару железного тарана тот же охотник республики Нолд, построенный из дерева, пусть даже из "заговорённого", вряд ли смог бы. Другое дело, что таранный удар маловероятен, но вдруг случай всё же представиться. "Запас карман не тянет" - гномам эта поговорка как раз подходит.
  
   Третий момент - установка орудия. "...они могли стрелять только строго по курсу. Возможностей для круговой стрельбы из единственного, но такого мощного орудия на каждом корабле предусмотрено не было..." Скорее всего, орудие находилось в каземате, а потому и имело очень ограниченные углы обстрела. Прямо скажем, не самый рациональный способ установки вооружения, однако в истории флота не такой уж и редкий. Особенно часто он встречался "на заре броненосного флота". Известный многим пример - броненосец Конфедерации Южных Штатов "Вирджиния". Правда, он относится к типу казематных броненосцев, однако в направлении носа и кормы тоже были орудийные казематы. "Вирджиния" была не единственным броненосцем южан, некоторые из которых по размеру вполне подошли бы под описание "произведено подгорным народом". (см. иллюстрацию 4)
   Один из броненосцев Конфедерации Южных Штатов [Из паутины]
   Та же цитата позволяет сделать предположения о самом орудии. Дополним её ещё одной: "...вооружённые апофеозом человеческой глупости - пороховыми орудиями..." На мой взгляд, речь идёт о неком аналоге "колумбиад" - гигантских гладкоствольных дульнозарядных орудий систем Дальгрена и Родмана, которые были "визитной карточкой" американского флота 1860-х годов. Впрочем, вполне возможно, что орудие гномов Орлиной Гряды было казнозарядным: вывод о скорострельности сделать трудно, поскольку более-менее конкретной привязки к времени в описании морского сражения я не нашёл. В пользу аналога "колумбиад" говорит цитата из пятой книги: "...огромные, с безобразно толстыми стенками, похожие на алхимические колбы пушки, сверху донизу исписанные защитными рунами..." (иллюстрации 5, 6 и 7)
   ћколумбиадаЋ [Из паутины] Казнозарядное орудие [Из паутины] Орудия [Из паутины]
   От хоть какой-то конкретики теперь переходим к откровенным предположениям.
   Тип движителя: гребное колесо или гребной винт? И первый, и второй имеют право существование. Гребное колесо - то же самое водяное колесо, только видоизменённое. Проще в изготовлении и дает судну некоторое преимущество в маневренности. Гребной винт имеет более высокий КПД и не подвержен ударам волн, а мастерам, которые строят паровые машины, "архимедов червяк" должен быть известен априори. Винт или колесо - 50 на 50. Не стоит также забывать о возможности наличия парусного вооружения: на сей счёт первоисточники умалчивают, а вот сэкономить уголь во время переходов таким образом вполне возможно.
   Материал: железо или дерево плюс железо. С одной стороны, Айрунг чётко указывает на "два обшитых железом корыта". С другой гном Сухарт о дереве даже не упоминает. Лично я склонен верить гному, а не истинному магу. Во-первых, уважающий себя гном предпочитает работать только с металлом или камнем - закон жанра. А во-вторых, такие "композитные" корабли в силу своей конструкции обладали очень низкой мореходностью, так что весьма опытные в своем деле моряки Тлантоса вряд ли рискнули бы пуститься в океан на таком судне. В-третьих, наличие брони на рассматриваемых кораблях смысла не имеет, поскольку она должна противостоять достаточно тяжёлому материальному снаряду, а "скорпионы" устроены для стрельбы явно не ядрами. Следовательно, незачем обшивать железом деревянный корпус, ухудшая мореходные качества корабля. Железо само по себе плюс защитные руны - вполне надёжна преграда для огненных магических зарядов.
   Размер. Для размещения одного орудия, пусть и достаточно крупного калибра, не нужна огромная плавучая платформа. Да и сам калибр пушки должен находиться в разумных пределах, иначе вероятность попасть в противника будет стремиться к нулю. Гномы достаточно рациональны, чтобы просчитать зависимость скорострельности орудия от его калибра. Так что имеем, скорее всего, относительно небольшой корабль.
   Исходя из всего этого, я могу сделать предположение, что гномы Орлиной Гряды занимаются строительством кораблей, которые можно отнести к мореходным канонерским лодкам. И хотя настоящий их облик так и останется, скорее всего, для нас загадкой, иллюстрации 8 и 9 могут хоть немного пролить свет на эту тайну.
   Реальный корабль (Франция) [Из паутины] Творчество
   Лично я представляю эти загадочные корабли похожими на вот эти канонерские лодки (иллюстрации10, 11 и 12).
   Канонерская лодка Канонерская лодка Канонерская лодка И напоследок: у меня такое впечатление, что соплеменники Сухарта раньше или позже придут к идее больших кораблей с артиллерией в башенных установках (иллюстрация 13). Для этого нужно только найти надёжный способ противостоять атакам, подобным атаке варека Миноша. Гномы бросать огромные суммы денег прямо на дно океана точно не намерены.
   Полноценный броненосец [Из паутины]
Оценка: 8.23*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"