Монро Анастасия : другие произведения.

Великие люди на израильских дензнаках. Часть двенадцатая. Залман Шазар

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Великие люди на израильских дензнаках. Часть двенадцатая. Залман Шазар.

   Во время подготовки этой статьи , я обнаружила странный факт - информация об этом человеке крайне суха и её очень мало(относительно информации о других израильских общественных и политических деятелях)
Биография Шазара содержит немало интересных поворотов. Наиболее полно о нём и о людях его окружавших можно узнать из "Краткой еврейской энциклопедии" откуда, в основном, я и черпаю факты для этой статьи.
Третий президент Израиля Залман Шазар, уроженец белорусского местечка(1889), современным израильтянам более всего известен как лицо с двухсотшекелевой банкноты, а жителям Иерусалима -- как человек, в честь которого назван не худший в городе бульвар.

 []
(Банкнота достоинством 200 новых шекелей выпуска 1994 г.)

Свою древнееврейскую фамилию Шазар (потомок почтенной семьи хабадников и полный тезка автора "Тании") составил из собственных инициалов. В России его звали Шнеур Залман Рубашов.
Хоть он и перековался в достаточно юном возрасте из любавичского хасида в сиониста-социалиста, близкие отношения с духовным лидером ХАБАДа в Нью-Йорке Шазар сохранил до самой своей кончины. В разное время он успел поработать ученым-историком, главным редактором профсоюзной газеты "Давар" и издательства "Ам овэд", функционером международных сионистских организаций...
Родители Шазара были горячими сторонниками сионизма. В 1892 г. семья Шазара переехала в Столбцы, где Шазар учился в хедере.
Под влиянием произведений Б. Борохова Шазар примкнул к движению "Поалей Цион" и стал активным пропагандистом его идеологии. Во время революции 1905 г. участвовал в организации еврейской самообороны в Белоруссии и на Украине. На подпольном съезде "Поалей Цион" в Минске в 1906 г. познакомился с И. Бен-Цви, который привлек Шазара к участию в издательской деятельности движения.
В 1907 г. Шазар переехал в Вильну. В этот период Шазар переводил с русского на идиш статьи Борохова и Бен-Цви для журнала "Поалей Цион" "Дер пролетаришер геданк". Летом 1907 г. Шазар вместе с другими лидерами движения был арестован и приговорен к двум месяцам тюремного заключения. После освобождения Шазар поступил на организованные в Санкт-Петербурге бароном Д. Г. Гинцбургом Высшие курсы востоковедения, среди преподавателей которых были С. Дубнов и И. Л. Каценельсон. Шазар зарабатывал на жизнь статьями в российской и американской прессе на идиш.
Лето 1911 г. Шазар провел в Эрец-Исраэль, работая в недавно основанной Мерхавии, где подружился с Б. Кацнельсоном и поэтессой Рахель Блувштейн известной в Израиле по имени Рахель, в 20-х годах они станут любовниками...
(О поэтессе Рахели Блувштейн, возможно, я подготовлю отдельную статью. Она писала простые, сентиментальные стихи, наполненые символикой. Многие стихотворения Рахель были положены на музыку. Она умерла в 1931 году когда ей было только 40 лет...
В Израиле и по сей день очень любят песни на её стихи, а знают её только по имени - Рахель. Практически ни один абориген не назовёт вам её настоящую фамилию.).
В 1912 г. Шазар уехал учиться в Германию (во Фрайбургском и Страсбургском университетах; во время войны был интернирован в Берлин как российский подданный и продолжил учебу в Берлинском университете). В годы учебы Шазар специализировался по библеистике и истории восточноевропейского еврейства, в частности, по саббатианскому движению . Шазар принимал активное участие в сионистском движении в Германии, регулярно публиковал свои статьи в "Юдише рундшау". Он был среди основателей сионистского рабочего движения в 1916 г. и движения Хе-Халуц в 1917 г. На съезде "Поалей Цион" в Стокгольме в 1919 г. Шазар был избран в Комиссию по изучению экономического положения в Палестине и разработке плана развития хозяйства страны на кооперативной основе. В отчете Комиссии, опубликованном в 1920 г., Шазару принадлежали разделы о еврейской занятости в Палестине и о сельскохозяйственных коммунах (квуцот). В 1920 г. в Иерусалиме Шазар женился на Рахели Кацнельсон, с которой он познакомился еще на Высших курсах востоковедения (переселилась в Эрец-Исраэль в 1912 г.).
На съезде "Поалей Цион" в Вене в 1920 г., где произошел раскол по вопросу об отношении к коммунизму, Шазар стал одним из лидеров "правого крыла". В 1921 г. участвовал в съезде Всемирной организации Хе-Халуц (открывал съезд). С 1922 г. по 1924 г. в Вене читал лекции по еврейской истории в Еврейской учительской семинарии.
В 1924 г. Шазар переселился в Эрец-Исраэль. Был избран в секретариат Гистадрута.
В 1928 году Голда Меир полюбила Залмана... Этот "дикарь с энциклопедическим умом" стал и ее наставником и любовником. По иронии судьбы, именно он должен был стать в будущем тем президентом Израиля, который приведет Голду Меир к присяге премьер-министра. Это произошло в 1968 году, спустя 40 лет после начала их романа. В тридцатые годы, Залман и Голда много путешествовали по всему миру. Было время, когда Шазар даже обещал развестись и жениться на ней, но слова не сдержал. И все же этот динамичный лидер навсегда остался тем мужчиной, который оказал на Голду наибольшее влияние.

С 1930 г. по 1932 г. совместно с Х. Арлозоровом издавал ежемесячник "Ахдут ха-`Авода". Затем стал членом редакции печатного органа Хистадрута, газеты "Давар", а впоследствии -- главным редактором газеты и главой хистадрутовского издательства "Ам овед". В эти годы он неоднократно выезжал за границу по поручениям Хистадрута, Всемирной организации "Поалей Цион", партии Мапай и других. Немалую роль в успехе этих миссий играли его выдающиеся ораторские способности.

 []

В ноябре 1947 г. Шазар был членом делегации Еврейского агентства (Сохнута) на Генеральной Ассамблее ООН . Во время своего пребывания в Нью-Йорке установил контакт с Любавичским ребе И. И. Шнеерсоном , который согласился помочь созданию в Эрец-Исраэль поселка для приверженцев движения Хабад . С детства эмоционально связанный с Хабадом, Шазар проявлял постоянный интерес к развитию поселка Кфар-Хабад. (Во время визитов в США уже в качестве президента Израиля /1966 и 1971/ он посещал Любавичского ребе в Бруклине.)
Шазар был соавтором Декларации независимости государства Израиль.
В 1949 г. Шазар был избран в Кнесет 1-го созыва, а затем был членом Кнесета 2-го (1951) и 3-го (1955) созывов. С 1949 г. по 1951г. занимал пост министра образования и культуры; по его инициативе был принят закон об обязательном школьном образовании (1949).
Видимо по-этому на задней стороне банкноты изображена школьница.

 []


Анекдот середины 90-х:
"Вопрос. Что делает девочка изображённая на задней стороне купюры в 200 шекелей?
Ответ. Рисует купюру в 500 шекелей."

В 1952 г. Бен-Гурион пообещал ему пост посла в СССР, Шазар охотно подал в отставку из правительства, готовясь отправиться в Москву, но послом его так и не назначили - правительство СССР отказалось принять его в качестве посла Израиля. Экс-министру пришлось провести 10 лет на разных чиновнических должностях.
Шазар стал членом Исполнительного комитета всемирной Сионистской организации , возглавив отдел информации, а с 1954 г. -- отдел образования и культуры еврейской диаспоры. С 1956 г. по 1960 г. он был председателем Иерусалимского исполнительного комитета всемирной Сионистской организации.
После этого товарищи по партии вспомнили о нем и назначили президентом страны.
Шазар был президентом Государства Израиль (с 1963 г. по 1973 г. -- два срока).
Он не ограничивался лишь исполнением государственных обязанностей: в его резиденцию приходили израильские ученые, писатели, деятели искусства и еврейские интеллектуалы со всего мира. Здесь проходили регулярные встречи группы по изучению Библии , кружка по изучению еврейства диаспоры, действовавшего в сотрудничестве с Институтом современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме и т. п. Шазар основал фонд "Амос" для оказания содействия израильским ученым и деятелям искусства.


Шазар оставил богатое литературное наследие, включающее прозу (сборник автобиографических очерков "Кохвей бокер" -- "Предрассветные звезды", перевод на английский, французский, испанский и идиш язык; сборник мемуарных очерков о лидерах сионистского движения и деятелях еврейской культуры "Ор ишим" -- "Светочи", 1963), поэзию (в том числе его многочисленные переводы, в частности, стихи Рахели на идиш, 1932), публицистику и научные исследования (например, ряд работ о саббатианстве и франкизме , в которых содержится новый взгляд на сущность этих движений). Шазар был одним из пионеров библеистики на языке иврит (сб. "Толдот биккорет ха-Микра" -- "История библейской критики", 1925; был редактором и одним из авторов). Шазар внес заметный вклад также в изучение истории языка идиш.

Залман Шазар скончался в 1974 году в возрасте 85 лет.

В 1998 году старая купюра была заменена новой сделаной современными методами компьютерной графики, где портрет выполнен из букв начинающих его имя и фамилию.


 []      []
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"