Монро Анастасия: другие произведения.

Великие люди на израильских дензнаках. Часть двенадцатая. Залман Шазар.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Великие люди на израильских дензнаках. Часть двенадцатая. Залман Шазар.

   Во время подготовки этой статьи , я обнаружила странный факт - информация об этом человеке крайне суха и её очень мало(относительно информации о других израильских общественных и политических деятелях)
Биография Шазара содержит немало интересных поворотов. Наиболее полно о нём и о людях его окружавших можно узнать из "Краткой еврейской энциклопедии" откуда, в основном, я и черпаю факты для этой статьи.
Третий президент Израиля Залман Шазар, уроженец белорусского местечка(1889), современным израильтянам более всего известен как лицо с двухсотшекелевой банкноты, а жителям Иерусалима -- как человек, в честь которого назван не худший в городе бульвар.

 []
(Банкнота достоинством 200 новых шекелей выпуска 1994 г.)

Свою древнееврейскую фамилию Шазар (потомок почтенной семьи хабадников и полный тезка автора "Тании") составил из собственных инициалов. В России его звали Шнеур Залман Рубашов.
Хоть он и перековался в достаточно юном возрасте из любавичского хасида в сиониста-социалиста, близкие отношения с духовным лидером ХАБАДа в Нью-Йорке Шазар сохранил до самой своей кончины. В разное время он успел поработать ученым-историком, главным редактором профсоюзной газеты "Давар" и издательства "Ам овэд", функционером международных сионистских организаций...
Родители Шазара были горячими сторонниками сионизма. В 1892 г. семья Шазара переехала в Столбцы, где Шазар учился в хедере.
Под влиянием произведений Б. Борохова Шазар примкнул к движению "Поалей Цион" и стал активным пропагандистом его идеологии. Во время революции 1905 г. участвовал в организации еврейской самообороны в Белоруссии и на Украине. На подпольном съезде "Поалей Цион" в Минске в 1906 г. познакомился с И. Бен-Цви, который привлек Шазара к участию в издательской деятельности движения.
В 1907 г. Шазар переехал в Вильну. В этот период Шазар переводил с русского на идиш статьи Борохова и Бен-Цви для журнала "Поалей Цион" "Дер пролетаришер геданк". Летом 1907 г. Шазар вместе с другими лидерами движения был арестован и приговорен к двум месяцам тюремного заключения. После освобождения Шазар поступил на организованные в Санкт-Петербурге бароном Д. Г. Гинцбургом Высшие курсы востоковедения, среди преподавателей которых были С. Дубнов и И. Л. Каценельсон. Шазар зарабатывал на жизнь статьями в российской и американской прессе на идиш.
Лето 1911 г. Шазар провел в Эрец-Исраэль, работая в недавно основанной Мерхавии, где подружился с Б. Кацнельсоном и поэтессой Рахель Блувштейн известной в Израиле по имени Рахель, в 20-х годах они станут любовниками...
(О поэтессе Рахели Блувштейн, возможно, я подготовлю отдельную статью. Она писала простые, сентиментальные стихи, наполненые символикой. Многие стихотворения Рахель были положены на музыку. Она умерла в 1931 году когда ей было только 40 лет...
В Израиле и по сей день очень любят песни на её стихи, а знают её только по имени - Рахель. Практически ни один абориген не назовёт вам её настоящую фамилию.).
В 1912 г. Шазар уехал учиться в Германию (во Фрайбургском и Страсбургском университетах; во время войны был интернирован в Берлин как российский подданный и продолжил учебу в Берлинском университете). В годы учебы Шазар специализировался по библеистике и истории восточноевропейского еврейства, в частности, по саббатианскому движению . Шазар принимал активное участие в сионистском движении в Германии, регулярно публиковал свои статьи в "Юдише рундшау". Он был среди основателей сионистского рабочего движения в 1916 г. и движения Хе-Халуц в 1917 г. На съезде "Поалей Цион" в Стокгольме в 1919 г. Шазар был избран в Комиссию по изучению экономического положения в Палестине и разработке плана развития хозяйства страны на кооперативной основе. В отчете Комиссии, опубликованном в 1920 г., Шазару принадлежали разделы о еврейской занятости в Палестине и о сельскохозяйственных коммунах (квуцот). В 1920 г. в Иерусалиме Шазар женился на Рахели Кацнельсон, с которой он познакомился еще на Высших курсах востоковедения (переселилась в Эрец-Исраэль в 1912 г.).
На съезде "Поалей Цион" в Вене в 1920 г., где произошел раскол по вопросу об отношении к коммунизму, Шазар стал одним из лидеров "правого крыла". В 1921 г. участвовал в съезде Всемирной организации Хе-Халуц (открывал съезд). С 1922 г. по 1924 г. в Вене читал лекции по еврейской истории в Еврейской учительской семинарии.
В 1924 г. Шазар переселился в Эрец-Исраэль. Был избран в секретариат Гистадрута.
В 1928 году Голда Меир полюбила Залмана... Этот "дикарь с энциклопедическим умом" стал и ее наставником и любовником. По иронии судьбы, именно он должен был стать в будущем тем президентом Израиля, который приведет Голду Меир к присяге премьер-министра. Это произошло в 1968 году, спустя 40 лет после начала их романа. В тридцатые годы, Залман и Голда много путешествовали по всему миру. Было время, когда Шазар даже обещал развестись и жениться на ней, но слова не сдержал. И все же этот динамичный лидер навсегда остался тем мужчиной, который оказал на Голду наибольшее влияние.

С 1930 г. по 1932 г. совместно с Х. Арлозоровом издавал ежемесячник "Ахдут ха-`Авода". Затем стал членом редакции печатного органа Хистадрута, газеты "Давар", а впоследствии -- главным редактором газеты и главой хистадрутовского издательства "Ам овед". В эти годы он неоднократно выезжал за границу по поручениям Хистадрута, Всемирной организации "Поалей Цион", партии Мапай и других. Немалую роль в успехе этих миссий играли его выдающиеся ораторские способности.

 []

В ноябре 1947 г. Шазар был членом делегации Еврейского агентства (Сохнута) на Генеральной Ассамблее ООН . Во время своего пребывания в Нью-Йорке установил контакт с Любавичским ребе И. И. Шнеерсоном , который согласился помочь созданию в Эрец-Исраэль поселка для приверженцев движения Хабад . С детства эмоционально связанный с Хабадом, Шазар проявлял постоянный интерес к развитию поселка Кфар-Хабад. (Во время визитов в США уже в качестве президента Израиля /1966 и 1971/ он посещал Любавичского ребе в Бруклине.)
Шазар был соавтором Декларации независимости государства Израиль.
В 1949 г. Шазар был избран в Кнесет 1-го созыва, а затем был членом Кнесета 2-го (1951) и 3-го (1955) созывов. С 1949 г. по 1951г. занимал пост министра образования и культуры; по его инициативе был принят закон об обязательном школьном образовании (1949).
Видимо по-этому на задней стороне банкноты изображена школьница.

 []


Анекдот середины 90-х:
"Вопрос. Что делает девочка изображённая на задней стороне купюры в 200 шекелей?
Ответ. Рисует купюру в 500 шекелей."

В 1952 г. Бен-Гурион пообещал ему пост посла в СССР, Шазар охотно подал в отставку из правительства, готовясь отправиться в Москву, но послом его так и не назначили - правительство СССР отказалось принять его в качестве посла Израиля. Экс-министру пришлось провести 10 лет на разных чиновнических должностях.
Шазар стал членом Исполнительного комитета всемирной Сионистской организации , возглавив отдел информации, а с 1954 г. -- отдел образования и культуры еврейской диаспоры. С 1956 г. по 1960 г. он был председателем Иерусалимского исполнительного комитета всемирной Сионистской организации.
После этого товарищи по партии вспомнили о нем и назначили президентом страны.
Шазар был президентом Государства Израиль (с 1963 г. по 1973 г. -- два срока).
Он не ограничивался лишь исполнением государственных обязанностей: в его резиденцию приходили израильские ученые, писатели, деятели искусства и еврейские интеллектуалы со всего мира. Здесь проходили регулярные встречи группы по изучению Библии , кружка по изучению еврейства диаспоры, действовавшего в сотрудничестве с Институтом современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме и т. п. Шазар основал фонд "Амос" для оказания содействия израильским ученым и деятелям искусства.


Шазар оставил богатое литературное наследие, включающее прозу (сборник автобиографических очерков "Кохвей бокер" -- "Предрассветные звезды", перевод на английский, французский, испанский и идиш язык; сборник мемуарных очерков о лидерах сионистского движения и деятелях еврейской культуры "Ор ишим" -- "Светочи", 1963), поэзию (в том числе его многочисленные переводы, в частности, стихи Рахели на идиш, 1932), публицистику и научные исследования (например, ряд работ о саббатианстве и франкизме , в которых содержится новый взгляд на сущность этих движений). Шазар был одним из пионеров библеистики на языке иврит (сб. "Толдот биккорет ха-Микра" -- "История библейской критики", 1925; был редактором и одним из авторов). Шазар внес заметный вклад также в изучение истории языка идиш.

Залман Шазар скончался в 1974 году в возрасте 85 лет.

В 1998 году старая купюра была заменена новой сделаной современными методами компьютерной графики, где портрет выполнен из букв начинающих его имя и фамилию.


 []      []
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Е.Флат "Присвоенная невеста"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) К.Кострова "Кафедра артефактов 2. Помолвленные магией"(Любовное фэнтези) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"