Костя давно уже понимал, что теряет время на уроках, как бы парадоксально это ни звучало. Не успела закончиться первая четверть, как он понял, что надо исправлять ситуацию, раз уж есть все возможности.
Он и раньше пробовал читать на уроках посторонние книги, решать задачи по физике, писать игры. Во-первых, шум вокруг изрядно его отвлекал. Во-вторых, надо было все же слушать учителей. В-третьих, одноклассники неприлично заинтересовывались, иногда со злорадством докладывая учителям, чем занимается их любимчик. Учителя - русский, литература, география - только отмахивались. Те, кто мог дать дополнительное задание, давно привыкли планировать двойную-тройную порцию номеров для Кости. Те, кто не мог, закрывали глаза.
"Забивать" на уроки Костя не собирался. Просто надо было занять себя чем-нибудь, что приносило бы пользу. И однажды вечером Костя сел за стол и начал строить планы.
Чего ему хочется? Работы. Не заработка по Интернету - это уже было. Нет, работы, включающей общение с реальными людьми - хотя бы с сослуживцами - и какой-никакой распорядок. И какую-никакую пользу.
Что он может? Программировать, переводить тексты в рамках двух иностранных языков (на очереди - еще пара), решать задачи (можно попытаться объяснять людям, как они решаются, но вряд ли хватит терпения).
Что ему мешает? Возраст и отсутствие высшего образования. И отсутствие паспорта. И тело тринадцатилетнего ребенка.
Значит, надо создать новую личность с постоянной внешностью, документами, парой высших образований и легендой. Дело за малым - создать ее. С нуля.
Перво-наперво нужно новое тело с физическим возрастом и "параметрами". Костя сделался невидимым (сохранив в голове фотографии себя настоящего, чтобы не иметь проблем при обратном перевоплощении) и принялся творить образ. Возраст? Двадцать, как раз паспорт менять надо. Рост - метр восемьдесят пять. Телосложение жилистое, с быстрым обменом веществ. Мышцы всегда можно накачать (Костя вспомнил, сколько раз подтягивается Степа, и вздохнул). Ах, да, еще надо, чтобы тело было привыкшим к хорошей осанке: достала собственная привычка сутулиться. Цвет волос, глаз и так далее - прежний. Чуть-чуть подлиннее волосы, чуть-чуть поярче глаза, чтобы никто не узнавал. Другая форма носа, рта, вообще лица. Готово.
Имя - прежнее. Фамилия... Что-то на "-ский". По первости сойдет Паустовский, но если кто что заподозрит, можно сменить. Хотя сейчас как только не меняют.
Паспорт можно содрать у Жени или Степы, только подхимичить с данными и поставить незанятый номер. А потом навестить паспортиста и сменить.
Сказано-сделано. Дело за малым - вернуться в прошлое, закончить школу, желательно еще и в армии отслужить. Ну а потом поступать куда-нибудь. Костя положил себе как-нибудь этим заняться, а пока что просто поставил галочки в программе: "Учился там-то, меня там помнят, документы лежат там-то" и так далее.
Молодой красавец с голливудской улыбкой - подкачаться бы еще - глядел на Костю из зеркала.
-Завтра пойдем поступать, - сказал оригинал отражению. - Улыбочку в кадр! Вот, спасибо. До скорого.
Глава 2.
С формальностями Костя разделался в один клик, и началась учеба. Сначала семиклассник собирался честно проучиться на факультете фундаментальных наук от начала и до конца, пусть и убив на это год-другой реального времени. Потом пошла вечная волынка, которая включалась каждый раз, когда он пытался освоить хоть что-то самостоятельно. В двух словах проблема выражается так: "Это легко, это понятно, пролистну-ка я дальше. Ой, что это за ересь?". Вдобавок, жутко лень было учить половину дисциплин, которые можно было сдать и забыть, а то и не сдавать вовсе. Так что Костя прилежно сходил на все зачеты и экзамены по математике, физике и информатике, а потом разжился красным дипломом Бауманки и пошел трудоустраиваться.
Чтобы найти работу, достаточно было вернуться на пару месяцев назад, недели три поучиться и поучаствовать в студенческих олимпиадах за все годы обучения. После этого предложения работать в фирмах той или иной степени солидности повалили градом. Костя выбрал место себе по вкусу, убедился, что среди будущих коллег немало таких же, как он, исследователей с горящими глазами и начал вливаться в коллектив, готовя крупномасштабную акцию по активации мозгов.
Чтобы не выпадать из реальности (какой из двух - этот вопрос пока не стоял), Костя строго раз в сутки возвращался "к себе" и проживал обычный школьный день, общался с друзьями, делился теориями с Галиной Александровной. Сначала он был уверен, что будет сложно перестраиваться, как бывает сложно почувствовать себя в своей тарелке после путешествия, но "молодой здоровый организм" на пару с молодым и гибким разумом справлялись выше всяких похвал. Костя даже получал удовольствие от ненавистной географии, потому что навострился одной частью мозга слушать учителя, конспектировать и шпарить ответы (не гнушаясь иногда и из Интернета взять сведений), а другой - продумывать программу, решать интересную задачу или просто читать книгу. К тому же, в его голове постоянно играла музыка, по большей части даже незнакомая: традицию кидать друг другу ежедневную подборку песен и задач ввел, кажется, Степа, и теперь все трое, четверо и периодически шестеро ей следовали. Костин мозг трудился на полную катушку и излучал хозяину порции счастья в самые неожиданные моменты.
-Константин, я что-то смешное сказала? - удивлялась учительница ОБЖ.
-Простите, погода хорошая, - невинно улыбался поименованный, радуясь, что к нему обращались не по фамилии. Он еще ни разу не путался, но мало ли...
Первым о его двойной жизни узнал Женя, у которого был скопирован паспорт-однодневка. Второй - Галина Александровна, помогавшая с аттестатом и долго убеждавшая Костю не переставать быть ребенком раньше времени ("Если я иногда буду взрослым, - невинно улыбнулся Костя, - кто сказал, что мне надо взрослеть?"). Третьей - Нина Петровна, помогавшая Косте усвоить наконец, что же такое интеграл (как единственный "в округе" учитель математики). Потом знали уже все шестеро (Степа немедленно возжелал сам учинить что-то подобное; и учинил бы, если бы не был уже без пяти минут выпускником), а родители Кости пребывали в блаженном неведении, хотя совсем недавно были ему ближе всех. "Все течет, все меняется", - думал Костя, когда вспоминал об этой несправедливости.
Глава 3.
На работе Костя прижился быстро и даже получил прозвище Живая Энциклопедия - понятно, за что. Ему ничего не стоило подсказать нужный термин, свойство или оператор из языка программирования, поддержать разговор практически о любой книге или музыкальной группе, и этим его общение с коллегами по большей части и заканчивалось. Не со всеми хотелось общаться, не все подходили по интеллектуальному уровню, мировоззрению и манере общения. Что поделаешь, Костя никогда не мог похвастаться, что легко сходится с людьми.
Сдружился он только с одним человеком. Алексей по прозвищу Мозг (прозвища раздавал один особо ершистый коллега, менял их чуть ли не каждый месяц и сам же забывал использовать) сначала взял новичка под свою опеку, а потом в один прекрасный день обнаружил, что ему сложновато обходиться без бесед о применении законов физики к психологии, о математических основах языков и обо всем остальном, до чего они легко могли договориться с Костей, носящим фамилию глубоко уважаемого Лешей писателя. Только иногда что-то настораживало: то ли Костина непосредственность, не то эта его способность все знать и все успевать. Впрочем, Леша был склонен списывать все странности на собственное незнание людей.
Костя меж тем втирался в доверие и выбирал трюк, которым привлечет внимание Леши. Он очень хотел научить друга использовать все возможности его невозможной мощности мозга, но нельзя же было просто так предложить тому пойти полетать вместе: примет за ненормального. В конце концов Костя решил воспользоваться передачей мыслей на расстоянии.
В час ночи - время трудоголиков и тусовщиков - Леша, сидевший за куском кода и искавший там ошибку, которой быть не могло, услышал Костин голос, подсказывавший решение. "Доработался", - подумал он. - "Уже до раздвоения личности дожил". Исправив ошибку и накатав еще строчек десять разных дополнительных свойств, Алексей столкнулся с проблемой, знакомой многим меломанам: в голове настойчиво играла какая-то песня, которая мешала работать и требовала себя опознать. Проблема была в том, что ничего похожего он раньше не слышал. Пришлось искать в Гугле по тексту.
"Что за ерунда происходит в моей голове?" - обратился Алексей к тому, что принимал за свой внутренний голос.
"Сейчас появлюсь и объясню", - ответили ему Костиным голосом.
"В смысле?"
"Без смысла!"
Форточка открылась, впуская молодого человека в одной футболке.
-Утро доброе, Костя! - проговорил Леша, сказав себе больше не пить чай в случайных буфетах. - Ноябрь на дворе, простудишься к энной степени! И что здесь вообще происходит, разделить тебя на ноль?
-Не простужусь, - успокоил его Костя. - А на ноль делить я еще, кстати, не пробовал, - задумался он. - Только, наверно, придется самому доходить, что тогда получится.
-Что ты несешь? - не выдержал Леша. - Почему мой мозг говорит твоим голосом, а ты сам летаешь через форточки? Десятый этаж, между прочим.
-Если все пойдет так, как задумано, ты у меня и до Луны долетишь, - пообещал Костя. - И я совершенно серьезно.
-Я только в воображении летать и умею. - Леша решил поддерживать разговор в том же ключе, потому что с сумасшедшими спорить опасно. - Только последнее время меню всякие приходится вызывать. Совсем сознание замылил, - вздохнул он.
Костя поперхнулся:
-Значит, ты уже нащупал главный путь. Так, на самом-то деле, все можно. Только я уже давненько ничего в воображении не делал. Привык как-то, что все можно. Я, наверно, бред несу?
-Влетят к тебе в форточку - в любой бред поверишь, - хмыкнул Леша. - Научишь - в реальности-то?
-Постараюсь, - кивнул Костя и задумался. - Я слишком давно забыл про меню, но попробую. Хотя - чему здесь учить? Прописываешь себе какие угодно функции да выполняешь их все. Можно еще тестирование на мощность мозга провести, чтобы не рухнуть на землю в неподходящий момент, но тебе это, думаю, не грозит.
Леша дослушал реплику Кости, сделал руками движение, как будто собирался подтянуться, и с усилием оторвался от пола.
-Круто! - резюмировал он, разлегшись на потолке. - Только тренировки нужно много.
-И фантазии, - поддакнул Костя.
-Это-то не проблема!
Глава 4.
-Костя, - спросил Леша, - а насколько ты мне вообще доверяешь?
Костя пожал плечами:
-Жизнь, наверно, доверил бы. А грязные тайны выбалтывать не пробовал. А ты к чему спрашиваешь?
-Прикидываю вот, что ты со мной сделаешь, если я злоупотреблю твоим доверием.
-Скажи сразу: ты мысли мои читал, что ли?
-Угадал. Решил попытаться узнать, сколько тебе на самом деле лет. Ну не тянешь ты на взрослого, при всем желании.
-И в чем проблема?
-Ответ какой-то расплывчатый, двойной или тройной. Что ты за человек, Костя?
Костя задумался: а сколько же ему лет? Этому телу по паспорту двадцать два года, из них прожито около восьми месяцев. "Основному" Косте около тринадцати. Плюс еще годы и годы, прожитые в разных временах во время экспериментов с собственными силами. По логике, это все надо сложить - такой ответ дал бы компьютер. Но как же лень потом объяснять соль шутки... Костя собрался с мыслями и переслал все эти данные прямо Леше в мозг.
-Ну и ну! - выдохнул Леша. - Так, выходит, тоже можно?
Костя быстро просмотрел, что именно он отправил. Зарубка на память: научиться фильтровать лишнюю информацию, потому что Леша получил и воспоминания о том, как Костя впервые научился менять внешность, и тот первый вечер на Валдае, когда все начиналось и когда Костя хапнул сразу двадцать лет. Кажется, часть теории, собранной вместе с учителями, тоже туда попала. На всякий случай Костя закинул остальное.
-Шабаш? - Считав эту информацию, Леша расхохотался.
-А что не так? - не понял Костя. - Мы же вроде ведьм.
-Ведьмы, - объяснил любящий фэнтези Леша, - нервно курят в сторонке. Любые маги и сумасшедшие изобретатели - тоже. Я бы назвал вас демиургами, но этого мира вы не создавали.
-Скажи проще - боги! - предложил Костя.
-От науки.
Так и закрепилось. Особенно это название понравилось Галине Александровне, предложившей окрестить злополучный холм, где проходил шабаш, научным Олимпом и время от времени прилетать туда всем вместе на пару дней.
-И друга своего приводи, - попросила она Костю. - Мы должны держаться вместе.
Костя согласился, решая дурацкую моральную дилемму наподобие извечного "Что надеть?": если Лешу свести со Степой и компанией, какое из двух тел таскать ему самому? Не заморачиваться же с созданием иллюзий, чтобы каждый видел свое.
Глава 5.
Нина Петровна, разобравшись как следует со всеми своими нематематическими способностями, решила донести-таки свои знания до других, как и положено прирожденному учителю.
Вопрос, до кого именно доносить знания, чтоб был толк, был закрыт еще несколько лет назад. Вот как это случилось.
С самых первых лет работы Нину Петровну очень раздражало, что в каждом классе всегда найдутся два-три человека, которые могут на каждом уроке усваивать в два-три раза больше информации, чем остальной класс, но лишены такой возможности. Она терпела, боролась с собой, а потом проснулась с четко сложившимся планом действий.
Однажды после уроков во всех классах, где она вела математику, осела бумажка с надписью:
"Объявляется набор мозгов на усиленное развитие. Если серьезно, все, кому откровенно легко дается базовая математика и хочется чего-то посложнее, - оставьте здесь свои фамилии, и добро пожаловать на дополнительные занятия по особой программе. От базовых заданий вы, скорее всего, освобождаетесь. Любителям халявы не беспокоить!".
С тех пор математика в каждом классе делилась на два потока. Один, самый большой, ходил примерно на половину уроков, прописанных в программе, без усилий тянул предмет на тройки-четверки и "не парился". Второй ходил на вторую половину уроков плюс собирался сверхурочно, зато математику здесь знали как минимум на олимпиадном уровне, любили красивые задачки и не гнушались засидеться в родимой школе часов так до шести. На них-то и рассчитывала Нина Петровна.
И вот, настало очередное внеплановое занятие. Прорешав порцию задачек, Нина Петровна обратилась к группе с предложением:
-Кто не верит в чудеса, можете быть свободны. Сейчас будет много ненаучного.
Никто не ушел. В чудеса в буквальном смысле мало кто верил, но все хорошо знали Нину Петровну и хотели узнать, что она придумала на этот раз.
"Вот и отлично, - раздалось у всех в голове. - Чудеса случаются. Летать перед вами я стесняюсь, а вот мысленно поболтать могу. Как говорят в лагерях, кто меня слышит - хлопните раз".
Неуверенные хлопки.
"Проверка связи прошла успешно. Как вы уже поняли, я говорю с вами мысленно. Это просто, на самом деле просто. Летать - тоже просто. Нужно просто верить. Попробуйте сами".
"А что еще можно делать? - спросила самая перспективная ученица. - И скажите, получилось ли у меня?"
-У тебя получилось, - сказала Нина Петровна вслух. - А делать можно абсолютно все. Вселяться в чужие тела - как самое легкое. - Нервный шепоток. - Да, это легче, потому что сознание переносит само себя. Останавливать время сложнее. Или летать. Или клонировать себя. Или мысленно разговаривать.
"А как это делать?" - спросил еще один ученик.
-Подключи воображение - и все. Я тоже мало себе верю, когда объясняю, но это все правда.
Примерно такая же процедура повторилась и в остальных классах. Нина Петровна даже почти привыкла "нести бред", сохраняя невозмутимость. Ей верили - обстоятельства заставляли. Скоро "посвященных", считая первооткрывателей, набралось больше двадцати. Дальше, исходя из логических соображений, должна была пойти цепная реакция. Сделаем скидку на то, что "ботаники" - существа стеснительные и не сильно с кем-то общаются, и отложим "дивный новый мир" еще ненадолго.
Глава 6.
Под Новый год в жизни Кости Паустовского произошло важное событие - он женился. На свадьбе присутствовали персонажи из обеих жизней: и Степа с Женей, и Леша, и даже учителя.
-Обогнал меня все-таки? - смеялся Степа.
-Обогнал, - кивал Костя. - Я еще и в первом воплощении женюсь раньше тебя.
-Ну-ну.
Свадьба случилась очень неожиданно для всех. Костя, на правах работника "маленькой, но перспективной" компании, был немножко на все руки и все время мотался по командировкам, конференциям, с дружескими визитами в другие фирмы. Лена - жена - была примерно на таком же положении. И именно она, мельком увидев Костю примерно в пятый раз, предложила перестать мозолить друг другу глаза и наконец познакомиться.
Не прошло и трех дней, как Костя уже завербовал ее в армию "богов от науки". Обучение шло гладко, совместные мечты об обществе, где процветал бы интеллект, приятно грели. Как-то так получилось, что совместные полеты показались Лене очень романтичными, и она сделала для себя какие-то продиктованные женской логикой выводы. Кто из них пользовался чтением мыслей - неизвестно, но вскоре они приняли решение узаконить едва зарождавшиеся отношения.
Если Костя что-то в своей жизни ненавидел, это было ожидание. Поэтому, вспомнив об обязательной отсрочке для регистрации брака, молодожены просто отмотали время на несколько месяцев назад и Новый год вторично встречали уже в новом качестве.
Когда пришла пора рождаться детям, ждать не захотела Лена:
-Поставим дату брака на год раньше, и точка. Девять месяцев ждать - тоже придумал.
-Может, сразу года на три? - развил мысль Костя. - Чтобы посвятить пару лет потомству, а потом не маяться с работой.
Так и сделали. И вскоре дальние знакомые Паустовских ахали и охали:
-Оказывается, вы вон уже сколько женаты, а мы ни слухом, ни духом? Позор вам, господа.
Детей было двое: Степа и Женя - Евгения ("-Жень, ты ведь не обидишься, что я в честь тебя дочку назвал? -После Степиных выкрутасов я уже вообще не обижаюсь. -Учту и буду злоупотреблять!"). Росли они не по дням, не по часам, а по системе отсчета, ведомой только родителям. Когда пришло время им говорить слова типа "мама" и "папа", Костя понял: он хотел стать мамой.
-Удачи! - пожелала бесцеремонная Лена, не в состоянии оторваться от чтения его мыслей.
-Спасибо, - поблагодарил он.
Глава 7.
Таня Мамаева, бойкая, но почему-то не очень общительная девочка, поступила на факультет иностранных языков. Вроде как поступила она только в этом году, но никто и никогда не видел ее фамилии в списках зачисленных, а ее следы появлялись на лекциях и зачетах всех курсов - всегда с конспектами, зачеткой и без единого прогула.
Таня, как уже упоминалось, ни с кем особо не разговаривала, старалась незаметно исчезать - а может, просто спешила в другое место и время. Но она зорко следила за мужской частью студентов, явно кого-то высматривая.
Искала она мужа - или, по крайней мере, отца своих будущих детей. За месяц она наметила с полдюжины кандидатур и теперь беззастенчиво копалась в их мозгах и переписке, выбирая достойного. Наследственность, ум, легкость в общении - лишь некоторые критерии.
Наконец осталось всего два кандидата, выбор между которыми стоил Тане некоторого количества головной боли. Один имел лучшие физические данные и был, возможно, доступнее, другой... Другой отличался острым умом, не был особенно общителен, но по непонятной причине вызывал сбои в Таниной нервной системе. Она предпочла его и начала втираться в доверие.
Дальше все завертелось: дополнительные занятия совсем не китайским языком, слухи о странностях в поведении парочки, все более и более несоответствующем не столько приличиям, сколько законам мироздания, долгие разговоры непонятно о чем. Кто к кому применял приворот, и на каких клетках мозга он был сделан - судачил весь институт. Свадьба, дети, фокусы со временем.
"И что мне теперь делать? - думал Костя (а именно он был Таней), очутившись с двумя семьями на руках. - На Лену, что ли, все скинуть?".
Глава 8.
-Галина Александровна! - Костя, вернувшийся с зимних каникул, снова мялся перед учительским столом. - Вы были правы, я переиграл. Не поможете советом?
-Я ничего такого не говорила, - удивилась Галина Александровна. - Наоборот: не бойся играть, экспериментировать и так далее. Что случилось-то?
-Не потяну я этого своего... триединства. - Костя хмыкнул. - Растить одних, растить других, работать там, работать сям, еще здесь учиться, еще о друзьях не забывать. То есть, конечно, потяну, но как-то слишком много ответственности. Нельзя так просто выбросить надоевшую игрушку, здесь уже завязаны жизни людей. - И он рассказал все, что пережил.
На зимних каникулах Костя с семьей ездил во Францию. У него было четко все расписано: месяц пожить с Леной, месяц побыть Таней, день побродить с родителями. Вроде бы, все хорошо получалось: и дети растут на глазах (тем более, что месяца обычно не хватало и приходилось еще задерживаться), и родители видят довольного жизнью ребенка и не волнуются. Только накапливалась психологическая усталость, ответственность за необдуманно произведенные на свет жизни, за свои игры. Конечно, можно было жить без документов любое количество времени, брать средства из воздуха или из других жизней, работать, где угодно, но разве это было главным? Иногда Косте хотелось отмотать время назад в ноябрь и жить хотя бы на два фронта, дружить с Лешей, работать и радоваться. Но уже было нельзя.
-Видать, все-таки повзрослел ты раньше срока, - вздохнула учительница. - Что ж, на худой конец можно отдать всех детей на воспитание Лене, ее выдать за Алексея, внушить всем, что так и было и тихо сгинуть, иногда объявляясь в качестве ангела-хранителя, но ты сам понимаешь...
Таня Мамаева со времен своего замужества в институте не появлялась вовсе. Где-то трудилась, воспитывала детей. Ее муж учился, работал. У них было сколько угодно времени на общение друг с другом - оба знали, что в сутках давным-давно не двадцать четыре часа, - но эти возможности они очень скоро перестали использовать. Сначала привыкли друг к другу, потом надоели.
Когда детям - тоже двойня - пошел пятый год, Таня решилась:
-Знаешь, муженек, - сказала она. - Лучше нам с тобой по отдельности. Найдешь себе еще кого, заодно число "посвященных" расширишь. За детей не волнуйся.
Муж - в скором времени Костя и имя его выкинул из головы - не был тем, кто ставит своей целью кормить семью. Он поломался для порядка, вернулся на пять лет назад, уничтожил штамп в паспорте и пошел работать по специальности. За детей он перестал волноваться через пару месяцев новой жизни, быстро обзаведясь новой семьей.
Таня, успевшая в результате одного Костиного прокола подружиться с Леной, заявилась к ней и попросила приютить детей "на пару дней". "Глупый ты, Костя, в любых ипостасях", - чуть не сказала Лена, но сдержалась. В конце концов, это уже Костино дело, куда девать своих двойников.
Костя планировал убрать лишнюю сущность самым простым способом: подняться на крышу, спрыгнуть и перелезть в другое тело. Получится ли, нет ли, он не знал, но был слишком юн и любопытен.
Подходящий дом Таня - еще - нашла быстро. Шаг, еще шаг... Вдруг она резко повернулась и зашагала в обратную сторону, вниз по лестнице, вон из того дома. В голове у нее звучало:
"Отказано в доступе. Зачем излишняя драма? Если за персонажа не жить, он так и останется в той точке, где его оставишь. Не хотите всяких эффектов бабочки - не трогайте двойника".
"Почему? Я же никому не причиняю вреда!", - возмутился Костя.
"Не надо тебе раньше времени узнавать, что и как бывает после смерти".
"Вы, что ли, Бог? Тогда скажите хотя бы, правильно ли я живу? В правильную ли сторону заводят эксперименты?".
"Костя, Костя, ну кто ж несовершеннолетних-то судит? Помрешь, там разберемся. Три четверти века тебе еще землю топтать, если не больше. Живи пока!".
Костя не стал искушать судьбу и того, кто говорил с ним, и вышел в тело Кости Паустовского. Получил нагоняй от Лены, посидел пару месяцев с детьми. У него было устойчивое ощущение, что это его тело тоже долго не протянет. Семью и Лешу можно навещать в любом возрасте. Работа вот только... Вот получит он хотя бы паспорт, тогда пойдет речь о ликвидации. А пока остается только жить дальше и подавать Степе идеи для книг.
"Того, чего ты наворотил, ни один писатель не выдумает!" - немедленно отозвался Степа, тестирующий программку "Икота", позволяющую слышать все, что о вас думают.
"То ли еще будет!" - жизнерадостно отозвался тринадцатилетний мальчик Костя, решивший взять месяц-другой отдыха от своего большого семейства.