Морозова Я.С., Морозова Е. : другие произведения.

История авторской песни в городе Магнитогорске, часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение исследования развития авторской песни в Магнитогорске с более подробным описанием зарождения и периода расцвета жанра в 70-80-ых гг. XX века.

  
  'История авторской песни в городе Магнитогорске, часть 2'
  
   Содержание
  
  Введение
  1. Авторская песня в России.
  1.1. Зарождение и формирование жанра авторской песни в России.
  1.2. Студенчество, клубы, фестивали.
  1.3.Современное состояние авторской песни в России.
  2. Авторская песня в Магнитогорске в 70-90-х гг.
  2.1. Становление бардовского движения в Магнитогорске.
  2.2. Первые фестивали самодеятельной песни в Магнитогорске.
  2.3. Городской КСП.
  2.4. Студенческие КСП.
  2.5. Детские клубы самодеятельной песни.
  3. Авторская песня В Магнитогорске с 90-х годов до современности.
  3.1. Клубы.
  3.2. Фестивали.
  3.3. Персоналии.
  Заключение.
  Список литературы.
  
  Введение
  Наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи - признак духовности... Чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное, тогда и вспомнили об 'авторской песне'.
   Булат Окуджава
   Современная авторская песня - огромный пласт российской культуры. В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому, бардовская песня (самодеятельная, авторская) - искренний разговор по душам со слушателем, как бы, наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа - то есть о жизни во всех её проявлениях.
   Социологи и культурологи давно увидели в авторской песне не разновидность песенного самодеятельного творчества, а целостное, самостоятельное искусство, с полным правом поставив его в ряд с классической музыкой, кино, балетом, театром. Это удивительно тонкий, художественно полноценный инструмент общения. Авторская песня всегда была своего рода нишей, сберегающей духовное и интеллектуальное начало в человеке.
   В своей работе 'История авторской песни в городе Магнитогорске, часть 2' мы изучили историю развития жанра авторской песни в городе Магнитогорске от 70-х годов до современности.
   Предпосылками написания данной поисково-исследовательской работы послужили: недостаток внимания к жанру авторской песни как к искусству, отсутствие источников информации по теме, недостаточная изученность темы в связи с неофициальным характером движения самодеятельной песни в 70-90-ые годы, необходимость сбора и объединения разрозненных воспоминаний и рассказов очевидцев и участников в одном источнике, восстановление исторически-объективной картины развития жанра авторской песни в г. Магнитогорске, необходимость сохранения культурного наследия для будущих поколений.
   В данной работе мы руководствовались целью изучить особенности развития авторской песни в городе Магнитогорске в 70-90-е годы и выявить закономерности развития жанра на всем историческом отрезке от 70-х г. до современности в сравнении с антологией жанра в России в целом. Для этого нами были решены следующие задачи: 1. сбор информации из различных источников; 2. беседы с участниками движения авторской песни 70-90-х годов в городе; 3. прочтение печатной и публицистической литературы по теме; 4. сравнительный анализ развития жанра в городе Магнитогорске с 70-х гг. до современности с антологией жанра в СССР и России; 6. прослушивание аудио-записей и просмотр видео - материалов; 7. знакомство с авторами исполнителями города; 8. разучивание и исполнение песен местных авторов-исполнителей; 9. сбор фото-материалов, аудио- и видео-записей; 10. подготовка медиа-презентации.
   Исследование имеет следующую структуру: введение; три части, состоящих из 10 глав; заключение, список литературы; приложение, медиа-презентация.
  1. Авторская песня в России
  1.1. Зарождение и формирование жанра авторской песни в России
   Авторская песня - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала "Бригантина", а также ранние песни М. Анчарова).
  Во второй половине 50-х - начале 60-х годов у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создали 'поющие поэты' - авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся одновременно их исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу. Начались споры о том, как обозначить, как назвать новое общественно-художественное явление. Появилось выражение 'самодеятельная песня', возникли КСП (клубы самодеятельной песни), стали проводиться многочисленные слеты и фестивали. В основе своей это было естественно возникшее молодежное движение со свободно-демократическими принципами и законами, однако власти пытались регламентировать работу клубов, навязать слетам и фестивалям комсомольские вывески и лозунги. Это позже вызвало неприятие термина 'самодеятельная песня' со стороны независимо настроенных участников движения, и, прежде всего со стороны тех авторов, которые не без оснований считали себя не 'самодеятельными' сочинителями, не любителями, а профессионалами в искусстве(Википедия).
  Сами они (Высоцкий) назвали себя авторами. Отсюда более точным следует признать и термин "авторская песня".
   Авторская песня возникла как альтернатива "советской массовой песне" и сформировалась в годы так называемой "оттепели". Зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в театре. Существование вне официальной культуры приводило к определенной оппозиционности авторской песни. Оппозиционность выражалась уже в самих темах, к которым обращались поэты-исполнители (получившие название "барды", подобно поэтам-певцам у кельтов). Барды продолжали традиции русского городского романса, уголовной и дворовой песни, студенческого и туристского фольклора.
  1.2.Студенчество, клубы, фестивали
   В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона.
   В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева ("Иваси") . К авторской песне примыкает также творчество А.Дольского и Т. Шаова.
   Вокруг авторской песни постепенно сложилась целая культура, стержнем которой были так называемые клубы самодеятельной песни (КСП). Участники "каэспэшного" движения периодически собирались на неформальные концерты, называвшиеся слетами или фестивалями (чаще всего они проходили летом). Наиболее известный из фестивалей - "Грушинский". Первый раз он был проведен в 1968 г под Куйбышевом (ныне Самара). Фестиваль назван в честь автора-исполнителя Валерия Грушина, который в 1967 г на славянской реке Уде трагически погиб, спасая тонущих детей.
  Клуб самоде́ятельной пе́сни (КСП) - неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни(Википедия). КСП - это клубы, объединяющие людей, любящих песню под гитару и стихи. Настоящий кспэшник может не писать стихов и текстов песен, не играть на гитаре, но он обязательно присутствует на вечерах, как правило, постоянных для каждого клуба. Таким образом, получается, что кспэшник имеет постоянный круг общения с 'братьями по крови', это неотъемлемая часть его жизни.
  На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967), вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты 'гитарная песня', 'любительская песня', 'туристская песня' и ряд других. По итогам совещания было выбрано название 'самодеятельная песня', а за сочетанием КСП закрепилось значение 'Клуб самодеятельной песни'. Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый общемосковский слёт КСП.(Википедия).
   Ильменский фестиваль авторской песни, проводится ежегодно с 1973 г. на берегу Ильменского озера возле г. Миасс Челябинской области. C 1983 по 1986 фестиваль был запрещён, в 1989 и 1990 фестиваль проходил на берегу оз. Морскалы возле пос. Ленинск. В настоящее время фестиваль собирает от 10 до 20 тысяч (до 40 тысяч) участников из России, ближнего и дальнего зарубежья. Участниками, членами жюри и гостями фестиваля были такие известные барды как Виктор Берковский, Борис Вахнюк, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дулов, Алексей Иващенко, Владимир Ланцберг, Леонид Сергеев. Ныне известные авторы и исполнители Олег Митяев, Анатолий Киреев, Татьяна Фоменко, Анатолий Хмель, Юрий Зыков, Пётр Старцев, Елена Щибрикова, Юрий Гарин, трио "Мультики" (Лариса Брохман, Юрий Харченко, Андрей Волков), Евгений Лихачёв, Андрей Крамаренко, Яна Симон, Николай Якимов, Александр Деревягин, Алексей Гущин и Сергей Андрейченко, Виталий Казарцев и Олег Степанов, Анна и Джесси Мара, Мария и Рафаэль Валитовы и многие другие обязаны своим творческим рождением "Ильменке".
   1.3.Современное состояние авторской песни в России
   В конце 90-х годы начинается мощное развитие фестивалей авторской песни, организовываются все новые центры. Это дает возможность каждому автору попробовать себя. Авторская песня стала носить массовый характер.
   Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х гг. XX века, появление гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во многом изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть утрачено, поглощено массовой культурой.
   Стихийно развивающиеся клубы самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в сугубо коммерческие шоу, ограничения законодательства в области применения авторских прав - все это может привести к утрате огромного пласта отечественной культуры, весьма самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма.
   Современная социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем.
   Авторская песня меняется, размножаясь в компакт-дисках и видеофильмах, по Интернету, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях. Стираются многие границы между бардовской песней, рок-поэзией, эстрадой.
   Сегодня мы уже можем говорить об авторской песне как особом направлении поэтического и музыкального искусства. В отличие от романса авторская песня не замыкается на интимных переживаниях своего героя. Она охватывает довольно широкий круг тем. Тут и обращение к самым заурядным бытовым ситуациям, и любовная лирика, и философские раздумья о смысле жизни, и темы мира и войны, предназначение человека, его мечты. В настоящее время существует множество клубов самодеятельной песни, в городах нашей страны проводится большое количество фестивалей и конкурсов, посвященных этому виду творчества.
   2. Авторская песня в Магнитогорске.
   Так как авторская песня в Магнитогорске, по всей видимости, начала свое развитие позднее чем в столице и крупных городах, будем начинать отсчет с 70-х годов. Согласно общепринятому делению истории жанра авторской песни, разделим весь период развития авторской песни в городе Магнитогорске на два: первый 1970-1990гг., второй 1990-до современности.
   Среди явлений жанра авторской песни рассмотрим, непосредственно, авторов-исполнителей, КСП(клубы авторской песни) и фестивали АП города Магнитогорска. Как известно понятие 'самодеятельный автор-исполнитель' включает несколько ситуаций:
  1. автор слов (самодеятельный поэт);
  2. автор музыки (самодеятельный композитор);
  3. автор слов и музыки;
  4. автор, который пишет и исполняет песни, как на свои слова, так и на слова других поэтов.
  В связи с этим в свое работе мы будем рассматривать тех авторов-исполнителей, творчество которых выделяется прежде всего собственной поэзией.
  2.1. Становление бардовского движения в Магнитогорске в 70-90-х.
   (Из беседы со Станиславом Сергеевичем Мыльниковым)
   С 1966 Станислав Мыльников занимался в театральной студии Ровесник, под руководством Валерия Панаева, где уже тогда звучала самодеятельная песня. Там звучали песни Анчарова, Высоцкого и др.
  Позже в 70-х знакомство с авторской песней начиналось в лесу. Там у костра в кругу друзей пели песни Городницкого, Визбора, позже - Высоцкого, хотя тогдашние молодые люди мало, что понимали в этом. Лес дал школу самодеятельной песни, было очень много хороших исполнителей Белов Валерий, Безруков, Новокрещенов, Сотников Геннадий.
  В 1972г. Станислав Мыльников знакомится с Браславским Борисом Яковлевичем. Он работал учителем в 25 школе, писал и пел свои песни, руководил клубом. Браславский занимался самодеятельной песней, коллекционировал записи АП, дружил с Челябинским КСП. По его приглашению, Станислав Мыльников бывал у них несколько раз. Затем в 1974 он ушел в армию. Попал в стройбат, в Подмосковье. В Москве жил его друг, студент института Геодезии, картосъемки и картографии. В ВУЗе были хорошие традиции, авторы-исполнители, часто проводились концерты АП, студенты очень активно участвовали в московской жизни. И именно там, в Москве, Станислав Мыльников увидел первые концерты, первые фестивали авторской песни. Получив представление о настоящей авторской песне, напитавшись ее духом, подготовившись в организационном плане, Станислав Сергеевич стал продвигать это движение в Магнитогорске. Отслужив в армии и вернувшись на родину, он летом 1976 года организовал коллектив для поездки на 9-й Грушинский фестиваль в количестве шести человек. Среди них были Юрий Залетов, супруги Мешковы, братья Станислав и Олег Мыльниковы. Приехав с фестиваля уже готовым клубным ядром, молодые люди обратились сразу в Горком Комсомола с идеей создания клуба. Там, Анатолий Кириллов направил ко второму секретарю Александру Степановичу Никитину и к первому-Александру Чершинцеву. Они поддержали идею молодежи и был создан клуб. Тут же в сентябре 1976г. поехали на Ильменский фестиваль (в этот год он в связи с пожароопасностью был перенесен на сентябрь) еще большей командой. Приехав оттуда, полные идей, решили провести свой первый концерт (многие считают его первым фестивалем) в районе скальной лаборатории, станция Урал-Тау, где проходил туристический слет и соревнования. Концерт организовали прямо на скалах, в гроте. Какие-то умельцы притащили аппаратуру на каких-то батареях, на свет не тратились, светили на артистов фонариками, а звукового аппарата хватило только на 2-3 песни.
  Затем Станиславу Мыльникову было поручено заниматься организацией концертов приезжих авторов-исполнителей, так как он хорошо знал московскую АП, чем он и занимается по сегодняшнее время.
  2.2. Фестивали самодеятельной песни в Магнитогорске в 70-90гг.
  Первый официальный фестиваль авторской песни в Магнитогорске состоялся в мае, в 1977г. На берегу реки Белой, чуть выше Белорецка. Созвонившись, секретари горкомов Комсомола, Ржевский В. и Чершинцев А., решили провести туристический слет и попутно, фестиваль авторской песни. Организовали проезд на поездах, автобусы. Аппаратура тогда была слабая.
  В 1978 Аркадий Гильман, старый, главный турист, предложил провести фестиваль в Урал-Тау, около водокачки. Благодаря работе в театре Буратино, Станислав Мыльников смог обеспечить фестиваль аппаратурой - пару прожекторов, не очень мудреный 'кинаповский' аппаратик, который хотя бы усиливал звук. Последние годы присутствовал Борис Браславский. Приезжали гости из Челябинска Юрий Трахтенберг, Соколов Юрий, более опытные товарищи, которые провели уже 4, 5-ый фестивали.
  Позже нашли место в районе Урал-Тау, у ручья на склоне. Здесь проходило несколько фестивалей. В организации помогал всегда горком Комсомола. Давал транспорт, и все необходимое.
  В 1980 г. Пятый фестиваль был перенесен в город. Проходил в Педагогическом Институте (МаГУ). Приезжали гости из Челябинска: Михаил Вейцкин, Юрий Трахтенберг.
  В связи с политическими изменениями 1980 года, в СССР запретили проводить Грушинский фестиваль, закрыли Ильменский фестиваль, выходили разного рода запрещающие законы. Например, рекомендовали проводить фестивали не чаще 1 раза в 2 года, или не разрешалось приезжать гостям на фестиваль из других регионов, только из своей области. Тем не менее, гости приезжали, за что организаторам фестиваля приходилось держать ответ перед властями. Так в 1983-84 гг. собрались гости из Свердловска, прекрасные авторы и исполнители: Брусницина Юлия, Боханцев, Судьбин Андрей. И даже, были гости из Днепропетровска.
  В 1983г был один из лучших фестивалей, когда звучала по 7 раз 'Аксинья' в исполнении Сергея Боханцева и др.
  В 1984 фестиваль снова поменял место проведения, перешли на место настоящего проведения фестиваля 'Голоса', организованным 'Тропой'. Но в отличие от 'Голосов', фестиваль тогда проводился ближе к реке. Валили несколько осин, забивали железные сваи, делали шикарную концертную площадку со сценой прямо на болоте. Все это было возможно благодаря поддержке Горкома Комсомола под руководством Владимира Шмакова, Евгения и Галины Хомяковых, позже, Владимира Досаева, зав.отделом оборонно-массовой работы. За порядком следили оперативные отряды комсомольцев, работа кипела.
  После 90-х годов фестивали стали коммерческими, со спонсорами. В 1991 году был проведен последний фестиваль на Урал-Тау, после чего, Станислав Мыльников перенес фестиваль в район ст. Укшук и в течение 2 лет проводили там с помощью товарищей из Белорецка. (А на старом месте стал проводиться фестиваль 'Голоса' творческим объединением 'Тропа'.)
  После этого 11 лет фестиваль проводился на Арском камне, помогала Куренева Елена, руководитель клуба из Белорецка. Первый пробный фестиваль начинался там еще в 1985 году. Из последних фестивалей, проведенных Мыльниковым С.С., лучший фестиваль 2005г. в Доме отдыха 'Метизник', ст. Старо-Абзаково. Со слов Станислава Мыльникова Магнитогорский фестиваль качующий, поменял 7 мест.
  2.3. Городской КСП
  Первым клубом авторской песни в Магнитогорске можно считать клуб единомышленников, которых собрал в 25 школе Борис Браславский. Он руководил им около 2-3 года. Позже, приходили Елена Бакурова, Константин Вахромей. Были случайные люди, которые недолгое время возглавляли клуб. Через некоторое время, примерно с 1981 руководителем стал Станислав Мыльников. По воспоминаниям Риммы Дышаленковой, тогда, в городе не было каких-то ярких авторов, а себя они таковыми не считали. В те времена равнялись на известных авторов-исполнителей из центра, из Москвы, пели песни Булата Окуджавы.
  Дышале́нкова Ри́мма Андрия́новна (в девичестве Черепа́нова, р. 1942) - российская поэтесса, журналистка, писательница, публицист. Член Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат Премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. Живёт в г. Магнитогорске.
   По воспоминаниям Риммы Дышаленковой, у нее дома собирались на творческие встречи, в том числе любители самодеятельной песни, и Станислав Мыльников. Ему она благодарна за такие встречи, за общение на языке искусства, за воспитание ее сына. Позже, с открытием театра Буратино, в их ряды влились актеры. Активное участие в работе клуба принимал Алексеев, актер театра Буратино.
  По рассказам участников, сначала, не было постоянного места обитания клуба. Любители песни под гитару собирались в разных местах. В разные годы клуб действовал в разных местах: сначала в школе ? 25, в Клубе туристов на проспекте К.Маркса у Аркадия Гильмана, Натальи Шарец, позже, в здании Правобережного ДКМ(театр Оперы и балета), а затем в Доме музыки при музыкальном училище. Первый концерт, организованный клубом произошел в декабре 1976г., был приглашен Анатолий Зазнобкин (г.Москва) Проходил он в клубе 'Магнит' Горного института. По мнению С. Мыльникова, Горный институт стал колыбелью авторской песни в Магнитогорске и сейчас вновь остается ее местом обитания. В городской клуб собирались талантливые, поющие и пишущие свои песни, люди. Самые яркие из них Александр Ерофеев, Виталий Лизин, Валентин Ярюхин.
  Ерофеев Александр Вячеславович (р. 1960) - российский поэт, прозаик, художник, член Союза российских писателей, член Творческого союза художников России, автор трёх книг стихотворений и новелл. Живёт в г. Магнитогорске.
  Виталий Лизин - автор-исполнитель, приехал по распределению из Кемерова. Хороший, российского масштаба автор. (Впоследствии трагически погиб).
   Ярюхин Валентин - солидный автор-исполнитель, актер театра Буратино, Некоторое время на базе Педагогического института вел КСП. Затем уехал из города. Сейчас работает в Москве, в театре Васильева.
  В какой-то момент в клубе произошло разделение, что бывает неизбежно. Отделились наиболее творческие его участники - Алексей Макаров, Александр Ерофеев, Виталий Лизин.
  В 1982 г был создан новый клуб. До этого он был всякий: 'посиделочный', 'с концертами'. Теперь же, у клуба появилась возможность заниматься в Доме музыки, было отвоевано помещение для занятий. Здесь собрался мощный состав с литературным консультантом и старшим, Ириной Кручининой. Журналист, поэт, литератор, театральный критик, в прошлом актриса. В клуб пришел актер театра Буратино, Александр Михайлович Алексеев, который занимался вокалом и речью, сценическим мастерством. Ему принадлежит методическая работа по сценической речи для исполнителей самодеятельной песни. Позже, он уехал из города, с актерами Лазаревой, Барановской создали свой театр.
  Тогда же клуб стал посещать талантливый автор Виктор Мельников.
  Мельников Виктор Николаевич (р. 1957) - бард, композитор, поэт, лауреат многочисленных фестивалей авторской песни. Живёт в г. Магнитогорске. Самодеятельный музыкант, виртуозно владеющий гитарой, он передавал опыт исполнения песни под гитару, обучая молодежь. Активно помогал клубу актер театра Буратино, Евгений Терлецкий, талантливый автор-исполнитель.
  Среди лучших исполнителей в 1984-1985гг- Дуэт Орехова-Морозова; Загребин-Гинсбург ; трио Лютов-Гулин-Биринцев; Марина Новикова (сейчас в Челябинске).
  В те годы клуб вплоть до 1986г отличался очень высоким уровнем исполнения авторской песни, забирал все призовые места на фестивалях. Из 10 человек, приехавших на фестиваль, все 10 становились лауреатами. В Уфе отказывались пускать Магнитогорский клуб на фестивали, устраивали препоны. И на удивление слушателей, выступающих было очень хорошо слышно даже с последнего ряда. Это свидетельствует о высочайшем художественном уровне коллектива, полученного в результате хорошей организации и слаженной работы талантливых педагогов. В то же время в клубе родилась идея проведения семинаров с участием профессионалов. Среди них Виктор Шрайман, Евгений Терлецкий, Александр Алексеев, Анатолий Ивкин, а также москвичи: Вероника Долина, Борис Вахнюк, Дмитрий Дихтор и Галина Крылова. На площадке города проводили установочный концерт, затем участники семинаров выезжали за город, на озеро Банное, и там проходил семинар с мастер-классами, разбором концерта, с другими выступлениями. Организация проходила при поддержке Будановой С.Г., представляющей Партком металлургического комбината. Всего было проведено 6 семинаров. Это были очень плодотворные семинары.
  В то время клуб представлял собой театр-студию. При подготовке программы на фестиваль участники шли в театр Буратино, где с ними работали актеры. Работали очень серьезно, творчески, на равных. Этот плодотворный период был недолгим, после 1985 года студенты стали разъезжаться, и клуб стал затухать и прекратил свою деятельность.
  Наряду с организацией концертов известных авторов-исполнителей, коллектив клуба много выступал по приглашениям, от общества 'Знание' курс лекций и концертов. Часто выезжали на фестивали за счет поддержки комбината, или на деньги, заработанные от гастролей, участвовали в конкурсах. На Грушинский фестиваль стали выезжать только после открытия в 1986 года. По воспоминаниям очевидцев, в клубе были свои традиции. Каждый месяц проходило слушание. Участники готовили песни, исполняли их со сцены. А слушателям говорилось: 'если ты согласен с выступающим - значит клади рубль, а если нет-то ругай, делай свои критические замечания.'
  В 90-х годах началась перестройка, стали меняться руководители Горкома Комсомола. Клуб остался без поддержки и проработал примерно до1993 года.
  Если говорить о составе побывавших в Магнитогорске на гастролях авторов-исполнителей, то, по словам Мыльникова, из великих бардов, здесь не было только Высоцкого, Окуджавы и Никитина.
  Большой вклад в развитие культуры города и жанра авторской песни сделал журналист Владимир Мозговой. В 80-90-х гг. он работал в жанре художественной публицистики. Журналист освящал в прессе и обобщил в книгах события культурной жизни рабочего города, в том числе концерты и встречи с лучшими музыкантами, авторами-исполнителями, такими как Александр Розенбаум, Жанна Бичевская, Александр Городницкий, Вероника Долина, Елена Камбурова и др.
  2.4.Студенческие клубы
  Индустриальный техникум.
  (Из беседы с Кабардиновыми В. и С.)
  Кабардинов Владимир Александрович - руководитель клуба. Начинал заниматься и руководить клубом в Индустриальном техникуме с1977 г. в КСП 'Дорога'. Приобщила его к авторской песне Абаева Ирина Владимировна - секретарь комсомольской организации, выпускница Горного института, сама исполнитель АП, пела в дуэтах с Мыльниковыми Олегом, Людмилой. Услышав, что ребята-студенты исполняют песни под гитару, в то время они пели Есенина, популярные песни, и интересуются АП, пригласила в Горком Комсомола на вечер с Олегом Мыльниковым. Тогда ребята поняли, что значит, самодеятельная песня и послушали, какие это песни. Стали заниматься в клубе техникума у Станислава Мыльникова. Среди лучших воспитанников - лауреат конкурса Сергей Смирнов (впоследствии работающий начальником УВД).
  Кабардиновы бывали в клубе Горного института у Дмитрия Залетова. Среди его лучших воспитанников были Сергей Григорьев, Гулин Дмитрий, Татьяна Грачева, Борис Быков. Так же они знакомы с городским КСП, где лидерами были Браславский Б., Дышаленкова Р., Голицын. Научившись, Владимир и Сергей, сами стали руководить клубом, сначала, в техникуме, затем во Дворце им. Орджоникидзе. Когда Владимир Кабардинов ушел в Армию в1878г., клубом руководил брат, Сергей Кабардинов, который учился на курсе на 2 года младше.
  Дворец ММК им. Орджоникидзе.
  До 80-х годов во Дворце работал КСП 'Творчество' под руководством Макарова Алексея. Среди участников были талантливые авторы Александр Ерофеев, Виталий Лизин, исполнители высокого класса Светлана Паклерова, Токарева Татьяна (Макарова), сегодняшние преподаватели МГТУ, Николай Хворостин. Коллектив отличался высоким уровнем, был участником городских и областных слетов и конкурсов. Ездили с концертами в колхозы, Дом Отдыха на оз.Банном. В концертах клуба, как исполнитель на гитаре, участвовал Иван Кузнецов, в последствии мастер гитар, погибший трагически и именем которого назван международный фестиваль гитарной музыки в г. Магнитогорске. В какой-то момент клуб остался без руководителя. С 1989 г. руководство взял на себя Кабардинов Владимир Александрович. По воспоминаниям очевидцев, набор в коллектив проходил по объявлению в газете. Здесь занимались молодые люди разного возраста, старшеклассники, учащиеся училищ, институтов, работающие. В клубе оставался поэт Александр Ерофеев. Участники объединения ездили на слеты, фестивали в другие регионы: Ижевск, Свердловск, Челябинск.
  Позже, руководителями были Сергей Кабардинов, Михаил Кузнецов(сейчас инструктор в ГЛЦ Абзаково ), Валерий Зябловский. В последние годы, до 1992г., клуб стал более замкнут, стало мало концертов, поездок на конкурсы. Позже во Дворце работал автор-исполнитель Михайлов.
  Горный институт(МГТУ)
  В 1980-х годах около трех лет в ВУЗе действовал КСП. Руководителем был Дмитрий Залетов.
  Педагогический Институт(МГПИ, МаГУ)
  С 1977-78гг при институте был создан клуб 'Странник', рук. Акиньшин А., который позже уехал из города по распределению (трагически погиб).Среди воспитанников клуба Варфоломеева, Хворостин Николай. Затем в 1977-1978 гг. студенческий КСП возглавил Ерофеев Александр. Тогда же произошла встреча с Виктором Мельниковым.
  2.5. Детские клубы
  Детский клуб при Станции туризма (СДЮТЭ)
  (Из беседы с Троицкой Н.Г.)
  Идея проведения детских конкурсов авторской песни в рамках туристических слетов принадлежала директору детской станции туристов В.Я. Кряквину. Организацией и проведением городских слетов туристской песни занималась методист Шедогубова Римма Константинов. С 1979г в районах Абзаково, Муракаево, Урал-Тау проходило около 10 слетов самодеятельной туристской песни. Непосредственно с детьми работала Троицкая Наталья Григорьевна (сегодня-заведующая.музеем Б.Ручьева). В 1978г. она создала клуб самодеятельной туристской песни 'Диалог'. Позже им руководила Кононенко Людмила, а так же - Дегтярев, Гулин Дмитрий. Занимались сначала на Доменщиков, 9/4, затем Дружбе, 29. Клуб работал интересно. Красиво был оформлен кабинет, своими руками была сделана сцена, на стенах обивка звукоизолирующая, был свой флаг с символикой розы ветров, гитарой, доска объявлений. Кроме учебных занятий, ходили на концерты. Со слов Троицкой, посчастливилось общаться с Вероникой Долиной. Слушали записи бардов Суханова, Визбора еще на катушечном магнитофоне, на пластинках были песни Булата Окуджавы. Были талантливые исполнители: дуэт Толя Толкес - Витя Романов; Марина Кузнецова- Курганова Наташа. В клубе проводились творческие встречи, по выходным приглашали местных бардов. В гостях у клуба были Мыльников, Лизин, Мельников, Ерофеев. Интересна публикация Троицкой в газете Магнитогорский рабочий за 1983 году о 4-ом слете самодеятельной песне с именами участников и победителей конкурса. К 90-м годам клуб перестал работать.
  Детский клуб в Ленинском центре творчества - клуб 'Вариант' один из первых детских клубов авторской песни в Магнитогорске. Начал свою деятельность с 1984 года. Создатель и бессменный руководитель коллектива Белевцева Светлана Евгеньевна. С 1987 года провела 3 районных слета авторской песни.
  Детский клуб в Ленинском Доме пионеров. Первым руководителем детского клуба в учреждении был Яков Гинзбург. С 1990-х годов руководитель КСП 'Свечи' Журавлева Светлана Васильевна.
  Детский клуб в Правобережном Доме пионеров
  До 90-х г. не было специализированных кружков, но самодеятельная песня звучала в туристических объединениях. Кроме того, в Доме пионеров проводились районные слеты самодеятельной песни.
  Одним из первых был педагог Кузьмин Борис Михайлович. Преподавал классическую гитару, а так же занимался самодеятельной песней. Проработал в учреждении более 20 лет. Его имя занесено в книгу Почета. Совместно с Инкиной В. Д., методистом по краеведению, готовили детей и выезжали на слеты авторской песни в Абзаково, Муракаево. Яркой и результативной участницей слета была Елена Прошкина. Позже Гулин Дмитрий Викторович работал по совмещению, занимался туризмом и попутно самодеятельной песней.
  В 80-ых годах официально руководила кружком самодеятельной песни Рыкалина Лариса. Руководитель туристской секции Аракчеев Борис Петрович так же приобщал детей к самодеятельной песне в туристическом кружке, где детей объединяла авторская песня.
  Директор Пб ЦДОД, Палий Н.Д. вспоминает о поездке на слет самодеятельной песни в начале 80-х годов, от которого остались очень хорошие впечатления, где были Борис Браславский с женой, Кряквин В.Я..
  3. Авторская песня в Магнитогрске в 1990-2010 гг.
  3.1. Клубы авторской песни в Магнитогорске
  Творческое объединение "Тропа"
   Полтора десятка лет назад, в ноябре 1993 года собрались несколько человек, очень любящих авторскую песню. Собрались и решили, что было бы неплохо, если бы их компания была чуть больше. Раз в несколько. Пошли простым путем - дали объявление. В театре-студии "Диалог" открылся клуб самодеятельной песни, все желающие приглашаются. Народ на объявление откликнулся, пришли люди, образовавшие затем ядро "Тропы": Денис Коновальчик, Миша Атлас, Юля Малыхина, Катя Чуракова, Алексей Грачев и другие. Клуб в ту пору был безымянным, и Алексей предложил название "Тропа".
   Получилось так, что в клуб пришли люди поющие, играющие и пишущие, так что вопрос обучения не стоял. Стали заниматься концертной деятельностью. Первый концерт прошел в конце февраля 1994 года в "Диалоге". Приблизительно тогда же зародилась идея провести свой фестиваль авторской песни. Местом проведения была выбрана поляна неподалеку от ж/д станции Урал-Тау, которая уже когда-то использовалась для подобных мероприятий. Этот фестиваль в несколько измененном виде существует и поныне, "троповцы" не раз становились его лауреатами
   Первый фестиваль "Тропы" прошел под Урал-Тау в мае 1994 года. Попытка была удачной, перед фестивалем выпустили поэтический сборник. С тех пор ни один год не обходился без "Голосов" (такое название получил фестиваль). Приезжали туда люди не только из Магнитки, география участников была довольно широкой: Белорецк, Кыштым, Челябинск, Екатеринбург+ Песни многих из них вошли в фестивальные сборники, которые первые несколько лет регулярно выпускала "Тропа". Работа кипела: фестивали, сборники, концерты, семинары по авторской песне, собственные публикации. Клуб рос. Приходили новички, не умеющие петь и играть, но и для них в клубе находилось немало интересного. Увлекательные праздники, помощь в проведении концертов и подготовке фестиваля, да и просто задушевные чаепития в гостиной под аккомпанемент гитарных струн. Но время шло. Люди взрослели, у них появлялись другие дела. Учебу сменяла работа, отнимавшая гораздо больше сил и времени, семейная жизнь, дети+ Клуб потихоньку стал распадаться. Пришлось искать новое помещение. Сначала собирались во дворце им. С. Орджоникидзе, затем во Дворце культуры профтехобразования, после этого в помещении Общественно-политического центра. После всех этих скитаний от многочисленной некогда "Тропы" осталось не более десятка человек. Казалось, на этом все и закончится. Встречи перестали быть регулярными, заменились посиделками у кого-нибудь в гостях. Единственным, что по-прежнему объединяло людей, оставался фестиваль. Ради него раз в год собирались те, кто уже изрядно подзабыл клуб. Но самому фестивалю такие перемены явно не пошли на пользу. Меняющиеся год от года организаторы, постоянные перенос сроков проведения - все это изрядно подорвало популярность "Голосов".Перемены начались в 2001 году, после очередного фестиваля. Шесть человек в конкурсном концерте - такого не было ни разу. Решено было сделать все, чтобы подобное не повторилось. Теперь собралась команда уже из пяти человек: Иван Ветелкин, Андрей Федоров, Алексей Павлычев, Женя и Юля Семеновские. Назвались Творческим объединением "Тропа", подошли к этому делу серьезно. И фестиваль 2002 года прошел уже гораздо удачнее. Последние несколько лет над этим делом работает одна команда. Быть может, именно поэтому фестивали год от года получаются лучше.
  Клуб авторской песни МаГУ
  Клуб авторской песни МаГУ образован в 2004 г, при дворце культуры студентов университета под руководством Вадима Неретина. Клуб активно принимает участие как внутри вузовских, так и областных фестивалях и концертах. Клуб является лауреатом городских и региональных фестивалей.
  В 2006 году коллектив принял участие в региональном фестивале "Арский камень", в 2006 и 2008 стал лауреатам конкурса в Урал-Тау, в 2007 и 2008 годах - победителем городского фестиваля "Весна студенческая" и призерами областной "Российской студенческой весны". Сам, руководитель клуба Вадим Неретин - автор-исполнитель своих песен, участник и победитель фестивалей АП, лидер группы "Дети ветра".
  Клуб "Лабиринт"
   Клуб Лабиринт был создан в 2000 г Гузыниной Натальей при городском Центре творчества, в настоящее время находится в клубе "Алые паруса" Орджоникидзевского центра детского творчества. Воспитанники клуба лауреаты и дипломанты городских и региональных фестивалей АП. Клуб "Лабиринт"- постоянный участник фестивалей авторской песни "Голоса"(Урал-Тау), "Арский камень"(Белорецк), "Лесной микрофон"(Межгорье). Коллектив не раз выпускал сборники детских авторских работ. Сотрудничает с магнитогорскими авторами-исполнителями, исполняет их песни. В 2011г.руководитель удостоена звания 'Лучший педагог-дошкольник' в областном конкурсе 'Педагог года' в Челябинске.
  Клуб "Вариант"
  Клуб авторской песни "Вариант"- самый долговечный детский коллектив авторской песни в городе. Действует больше 25 лет. Бессменный руководитель коллектива - Белевцева Светлана Евгеньевна. Репертуар клуба отличается туристической направленностью, клуб завсегдатай городских и региональных фестивалей АП. Часто коллектив отмечен высокими призовыми местами на региональных, городских конкурсах, в том числе, на Ильменском фестивале.
  Студия авторской песни "Свечи"
  Один из самых старых клубов авторской песни в городе, его истории около 20 лет, находится во Дворце творчества детей и молодежи. Руководитель студии Журавлева Светлана Васильевна. В разное время объединение существовало как клуб, театр, в последнее время представляет собой студию авторской песни с одноименным вокальным коллективом. С 19995 по 2005 годы театром-студией "Свечи" были осуществлены многие театральные постановки и проекты. Студией издано два сборника детских авторских работ. В 2007 году выпущен сборник песен и стихотворений учащихся студии "Свечи" "Я+ мир". Репертуар ансамбля младшей группы носит патриотическую направленность, а его воспитанники - постоянные участники патриотического фестиваля-конкурса солдатской песни. Руководитель Журавлева С.В. - постоянный член жюри этого городского конкурса.
  Клуб "Феникс"
  Клуб начал свою работу с 2003г. в клубе Вега при центре детского творчества Орджоникидзевского района., а с 2008г. находится в Правобережном центре дополнительного образования детей.
  Создатель и руководитель объединения - Морозова Яна Станиславовна. Воспитанники клуба с 2005года дипломанты и лауреаты городских, региональных и Всероссийских конкурсов и фестивалей, в том числе Ильменского фестиваля. Клуб "Феникс"- постоянный участник городских конкурсов ДИП, фестиваля молодых талантов "Дебют", региональных фестивалей АП, таких как 'Голоса', 'Лесной микрофон', 'Малиновый аккорд', 'Калкан', 'Ильменский'.В репертуаре коллектива песни социальной, антивоенной и патриотической направленности. Среди разнообразной воспитательной работы, традиционны в клубе вечера встреч с творческими людьми города, бард-гостиные. Воспитанники клуба исполняют песни местных авторов-исполнителей. Сотрудничают с творческими коллективами города.
  Клуб "Рондо"
  Создан и действует при Интернате 2 г Магнитогорска. Руководитель Бирюкова Галина Александровна. В последние годы ансамбль отличается высоким художественным исполнительским уровнем, массовостью и отмечен призовыми местами на конкурсах Армейской песни, на городском фестивале АП.
  Клуб 'Вектор'
  Совсем юный коллектив, существующий 2 года, но уже громко заявивший о себе. Руководитель коллектива - Санарова Елена, воспитанница Гузыниной Н.А. и бывшая участница клуба 'Лабиринт'. С 2010г. объединение действует как в Орджоникидзевском центре детского творчества, так и в школе-Интернате ? 4. Руководитель клуба Санарова Е.- сама, автор и исполнитель песен, не раз побеждала в конкурсах АП как сольно, так и в дуэте с Гузыниной Н. КАП 'Вектор'- участник и победитель городских и региональных фестивалей АП.
  Клуб "Сентябрь" - ДМ Магнит
  Клуб авторской песни "Сентябрь" был создан в сентябре 2003 года под крылом Дома Учащейся Молодежи "Магнит". Учитывая время появления, особых проблем с названием клуба не было, при этом все как-то выпустили из виду, что в Уфе давно есть свой "Сентябрь". Когда вспомнили, менять название было поздно - люди уже привыкли. Так и представлялись на фестивалях - КСП "Сентябрь", Магнитогорск, просьба с Уфой не путать. Коллектив просуществовал недолго, но кое-что на память осталось. Основатели клуба Семеновская Юлия, Ветелкин Иван. Официальный руководитель-солист театра оперы и балета Евгений Семеновский. Клуб просуществовал 3 года и распался.
  Школа-студия гитарной песни - ДМ Магнит
  Подхватил идею создания клуба для всех желающих на добровольных началах Володин Сергей Александрович. Сейчас при ДМ Магнит действует студия-клуб гитарной песни под его руководством. Сюда приходят любители песни под гитару самых разных возрастов и музыкальных пристрастий. Традиционно участие в работе клуба семейных дуэтов и ансамблей. Любят здесь и цыганскую песню.Клуб отличает жанровое разнообразие и традиционные красочные тематические песенные вечера. У объединения есть свой лесной фестиваль,называемый, Володинскими встречами.
  Клуб "Веселый городок"
  Действовал с 2003 года. Организатор и идейный вдохновитель клуба -Коновалова Венера, сама пишущая песни. Детские песни В.Коноваловой на слова Р.Дышаленковой, послужили основой для создания диска ДКГ 'Дети-детям Магнитки', изданном в 2009г. Коллектив клуба 'Веселый городок' состоял из состоявшихся авторов-исполнителей, в основном, работающих на ОАО ММК. Это- Юрий Блохин, Сотникова Юлия, дуэты Дмитрия и Маргариты Росляковых и Михамла и Татьяны Шуваевых и др. Цель клуба - объединить творческие силы города для развития самодеятельного творчества. Участники клуба давали концерты, выступали на городских праздниках, бывали в гостях в различных учреждениях и коллективах. Клуб просуществовал до 2008 года.
  3.2. Фестивали
   Фестиваль авторской песни ОАО ММК "Перекликаются гитары - перекликаются сердца"
  Проводится ежегодно в Магнитогорске с 2000 года. Восемь лет назад идею проведения фестивалей талантливых металлургов поддержал председатель профкома ОАО "ММК" Владимир Близнюк.
  Теперь фестиваль - традиция. Ежегодно профком и Дворцы культуры комбината проводят этот зрелищный праздник талантов.
  Международный фестиваль гитарной музыки имени Кузнецова
  В память об Иване Кузнецове, мастере музыкальных инструментов, который жил в городе Магнитогорске и трагически погиб в феврале 2002г, организован Международный фестиваль гитарной музыки имени Ивана Кузнецова.
  Кузнецов Иван Егорович - выдающийся русский гитарный мастер, который изготовлял инструменты ручной работы высочайшего класса. В сотрудничестве с музыкантами, такими как Виктор Козлов, Вячеслав Шувалов, Альфред Тальковский и другими, он совершенствовал свои гитары, доводя их до идеала. Гитары Ивана Кузнецова занимали и до сих пор занимают призовые места на конкурсах гитарных мастеров.
   Фестиваль проводится с 2003 года. С каждым годом расширяет свое жанровое содержание, включая авторскую песню и джаз. Авторская песня представлена как выступлениями заслуженных бардов, так и конкурсом АП, а иногда и мастер-классом.
  Региональный фестиваль авторской песни "Голоса"
  Поляна в нескольких километрах от станции Урал-Тау уже много лет используется для проведения фестивалей авторской песни. С в 1994 году там снова зазвучали гитарные аккорды. Ребята из клуба самодеятельной песни "Тропа" решили попробовать себя в организации нового фестиваля на старом месте. 1994 год считают годом рождения фестиваля авторской песни "Голоса" в Урал-Тау.
  Детский городской фестиваль авторской песни в рамках фестиваля детского творчества "Души исполненный полет".
  Проводится отдельно от других направлений детского творчества с 2006 года. Для школьников это настоящий праздник песни, где участвуют все детские клубы авторской песни города. Участники демонстрируют свои
  исполнительские и авторские таланты.
  3.3.Персоналии
  1.Браславский Борис Яковлевич (р. 1936) автор (полный), поэт, композитор, бард. Организатор фестивалей, концертов, руководитель клуба, творческого объединения. Дипломант Грушинского фестиваля авторской песни, трижды лауреат Ильменского фестиваля авторской песни. Основатель и первый президент Магнитогорского КСП. Живёт в г. Санкт-Петербурге.
  1936, 23 октября родился в г. Днепродзержинске (Украина, Днепропетровская область)
  в начале Великой Отечественной войны эвакуирован в Магнитогорск окончил Саратовский сельскохозяйственный институт (ныне аграрный университет) по специальности "агроном"
  1965 сочинил первую песню: "Была у нас команда..." Первые песни появились, когда начал работать в школе и ходить в туристские походы и биологические экспедиции, стал писать свои песни. Играет на семиструнной гитаре.
  работал главным агрономом Магнитогорского плодопитомнического совхоза 5 лет
  70-е гг. организовал и возглавил Магнитогорский Клуб самодеятельной песни. Был президентом 5-6 лет.
  на протяжении 30 лет работал учителем биологии в средней школе
  80-е 90-е гг. являлся членом жюри фестивалей авторской песни в Оренбурге, Кургане, Магнитогорске, Челябинске
  1996 в магнитогорском издательстве "АРС-Экспресс" вышла книга песен и стихов "Ласковый костёр". Переехал в Санкт-Петербург.
   1976 стал лауреатом IV Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен";
   1977 стал дипломантом X Грушинского фестиваля авторской песни;
   1978 стал лауреатом VI Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен";
   1980 стал лауреатом VIII Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен";
   Диплом Грушинского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен" (1977);
   I премия Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен" (1976, 1978, 1980);
   Почётный знак "Отличник народного образования".
  2.Мельников Виктор Николаевич (р. 1957) - российский бард, композитор, поэт, лауреат многочисленных фестивалей авторской песни. Пишет песни на тексты уральских авторов (в том числе на собственные стихи), а также классиков русской и зарубежной поэзии. Многократный лауреат фестивалей авторской песни. Живет в Магнитогорске.
  1957, 17 октября родился в г. Магнитогорске 4 года проучился в музыкальной школе по классу "баян".
  1971 начал играть на гитаре;
  1979 начал сочинять в жанре авторской песни;
  в середине 80-х годов посещал КСП при Магнитогорском Доме музыки
  1988 создал с Евгением Биринцевым дуэт "Кекс". В том же году дуэт выступил на Грушинском фестивале и получил звание "Участник концерта на |Гитаре"";
  Работал заведующим лабораторией студии учебного телевидения при Магнитогорской государственной консерватории. Выступал на выездных концертах в школах и клубах, нередко совместно с магнитогорскими литературами (в т. ч. В. Машковцевым) ;
  1996 на день рождения получил в подарок именную гитару от замечательного магнитогорского гитарного мастера Ивана Кузнецова;
  2002 дал в Челябинске несколько совместных концертов с Евгением Биринцевым с новой программой "Простые песни";
  2002 2004 жил в Челябинске;
  2003 участвовал в фестивале авторской песни "Челябинск-Ильмень-2003", посвящённом Дню рождения Челябинска;
  2004 являлся членом жюри магнитогорского фестиваля авторской песни в Урал-Тау "Голоса-2004" ;
  2005 на магнитогорской студии "Мегатон" выпустил песенный альбом "Имя бабочки", презентация которого в сентябре прошла на фестивале авторской песни "Арский камень". С тех пор фестиваль традиционно завершается песней Виктора Мельникова на стихи поэта Бориса Попова "Хоть бы снег скорее выпал..." в исполнении сводного хора гостей фестиваля.
   Лауреат фестиваля авторской песни "Глоса", Урал-Тау;
   Лауреат фестиваля авторской песни в Уфе;
   Лауреат фестиваля авторской песни в Казани;
   Участник заключительного концерта Грушинского фестиваля (1988).
  3. Грачев Алексей - президент КСП "Тропа" долгое время. Сочиняет песни на собственные стихи и стихи других авторов. Несколько лет назад уехал в Челябинск. Автор нескольких методичек по авторской песне.
  4. Коновальчик Денис Юрьевич (р. 1975) российский поэт, бард, журналист, член Союза журналистов России. Живёт в Магнитогорске, работает программистом в ООО "Компас Плюс" (г. Магнитогорск) и обозревателем в журнале "Компьютерра" (г. Москва)
  1975, 10 января родился в г. Магнитогорске;
  1982 1990 учился в школе 62 г. Магнитогорска;
  1990 1992 учился в Магнитогорском Лицее;
  1992 1997 учился в Магнитогорской горно-металлургической академии (ныне технический университет) по специальности "Программное обеспечение вычислительных систем";
  1992 1993 посещал литературный семинар А. Павлова при Магнитогорском лицее;
  1993 первая подборка стихов опубликована в газете "Магнитогорский металл";
  1993 1994 посещал литературный семинар О. Хандуся при Магнитогорском лицее;
  1994 2000 являлся членом Клуба самодеятельной песни "Тропа" (г. Магнитогорск) и одним из организаторов фестиваля авторской песни "Голоса" (Урал-Тау, Башкортостан);
  с 1995 регулярно публикует статьи в газетах "Магнитогорский рабочий" и "Магнитогорский металл";
  1996 1998 работал программистом в редакционно-издательском отделе Магнитогорской государственной консерватории;
  1997 опубликовал первую статью в журнале "Компьютерра". Стал победителем конкурса компьютерных лимериков и конкурса, компьютерных рубаи, проводимых журналом "Компьютерра";
  1997 2000 учился в аспирантуре Магнитогорской горно-металлургической академии (ныне технический университет) по специальности "Чёрная металлургия";
  1998 работал программистом в НП "Магинфоцентр" (г. Магнитогорск) ;
  с 1998 работает программистом в ООО "Компас Плюс" (Магнитогорск);
  2000 стал лауреатом Всероссийского конкурса "Неизвестные поэты России", проводимого Московским ПЕН-центром. Стал лауреатом Конкурса юмористических произведений "КЮ", проводимого сайтом humor.21.ru. ;
  2001 работал обозревателем новостного Интернет-портала "Компьюлента" (г. Москва). Женился на студентке Магнитогорской государственной консерватории Алёне Скрипниченко;
  2001 2003 работал обозревателем в газете "Компьютерра +" (г. Москва), где вёл рубрики "Российские новости" и "Курьёзы";
  с 2002 работает обозревателем новостей в журнале "Компьютерра" (г. Москва)
  2004, 17 августа родилась дочь Алиса;
  c 2006 является куратором некоммерческого библиотечно-энциклопедического проекта "Литераторы Магнитогорска в Интернете";
  2007 в магнитогорском издательстве "Алкион" вышла книга стихов "Песни от фонаря". Работал обозревателем в журнале "Западно-Восточный Альянс" (Магнитогорск), где вёл рубрику "Гримасы технологий";
  2008 принят в Союз журналистов России;
   Лауреат Всероссийского поэтического конкурса "Неизвестные поэты России" (2000), проводившегося Московским ПЕН-Центром;
   Лауреат Конкурса юмористических произведений "КЮ", проводимого сайтом humor.21.ru (2000);
   Победитель конкурса компьютерных лимериков, проводившегося журналом "Компьютерра" (г. Москва, 1997);
   Победитель конкурса компьютерных рубаи, проводившегося журналом "Компьютерра" (г. Москва, 1997)
   III место в номинации "Автор-исполнитель" на фестивале авторской песни "Голоса-95" (Урал-Тау, Башкортостан, 1995)
  5.Писаренко Елена - поэт, автор-исполнитель. Пишет песни с джазовом стиле. Наиболее известна песня "Он и она"
   Приз симпатий фестиваля "Голоса", приз-путевка в Крым,Урал-Тау,2004;
   Лауреат фестиваля гитарной музыки им. Кузнецова;
   Лауреат Фестиваля АП "Ильмены-2005";
   Дипломант фестиваля АП "Грушинский-2005".
  6.Гладкая Юлия- автор стихов и музыки, лидер ролевого движения, руководитель клуба "Зов". Образование средне-специальное, работает фельдшером скорой помощи.
  Родилась 28 июня 1981 училась в 12 школе. с 2,5 лет пишет стихи, с 16 лет песни. В 1999г благодаря учителю музыки Соколову С.Д.пришла в литературный кружок в П/б Дом творчества. Знакомство с Федоровой привело ее в Клуб "Тропа".
   Лауреат 3 место фестиваля АП "Голоса", Урал-Тау, 2007
  7.Петренко Дмитрий - Пишет песни на собственные стихи. Лауреат "Голосов", "Арского камня". В прошлом - член КСП "Тропа", ВИА "Рандеву". Раньше являлся постоянным звукооператором "Голосов". Работает в УВД. Живет в Магнитогорске. Как писали в газетах - "один из корифеев бардовской песни Южного Урала".
   9.Чинючина Алина -Пишет прозу, стихи, слушает, поет, декламирует и все это у нее хорошо получается. В прошлом - член КСП "Тропа", участник и лауреат "Голосов". Последние несколько лет известна, в основном, среди ролевиков. Живет в Магнитогорске.
   10.Лекарчук Владимир - поэт, автор песен, лауреат городских и региональных конкурсов авторской песни. Родился в Магнитогорске в 1945г. Работал художником оформителем на предприятиях города и ММК, несколько лет преподает технологию в средней школе, ведет творческую и краеведческую работу с детьми в школьных кружках. Известен в городе как поэт - песенник, человек разносторонних интересов и увлечений: резьба по дереву, коллекционирование, игра на музыкальных инструментах. В метод объединении учителей музыки считается одним из первых авторов по использованию регионального компонента на уроке музыки. В своих песнях он предан любви к Аркаиму и родной речушке Башик., в районе которой прошло его детство. В 2005г выпустил сборник песен "Каштанка", в который вошли семь песен для детей и взрослых.
   Гран-при Фестиваля "Голоса" в номинации "автор" Урал-Тау,2006;
   Лауреат XXIX регионального Фестиваля авторской песни "автор", Абзаково, 2005;
   Лауреат 1степени Фестиваля АП "Лесной микрофон", Межгорье, 2008.
   11.Блохин Юрий - автор-исполнитель, лауреат городских региональных, всероссийских конкурсов. Родился 6 февраля1961 г в Магнитогорске. Образование средне-специальное. Более 20 лет проработал фельдшером скорой помощи. В настоящее время газоспасатель ККЦ ОАО ММК. Его песни звучат на радио "Шансон" МГТРК, член жюри нескольких конкурсов. В 2005 выпустил авторский диск "Журавлиный век", готовится к выпуску очередной альбом "Пленник дорог".Увлекается живописью.
   Трижды победитель городских конкурсов авторской песни;
   Лауреат межрегионального и двух Всероссийских слетов авторов-исполнителей;
   Лауреат 1 Морского фестиваля, Петрозаводск, 2003;
   Лауреат Фестиваля АП, Железногорск;
   Лауреат фестивалей в Курске, Липецке,2005;
   Лауреат обладатель Гран-при шестого отраслевого Всероссийского фестиваля авторской песни "Высоцкий в Новокузнецке", проходившего под эгидой ГМПР, Новокузнецк, 2008.
  12. Шуваев Михаил - поэт, прозаик, автор-исполнитель.
  Родился 9 июня 1960 года, закончил ПУ 13, работает на ОАО ММК, ЛПЦ. Участник многочисленных фестивалей авторской песни, члена клуба авторской песни "Веселый городок". Имеет следующие достижения:
   Диплом Всероссийского отраслевого фестиваля авторской песни "Мелодия души", Железногорск-2007г;
   Лауреат 1 степени фестиваля "Движение" в номинации "автор-исполнитель эстрадных стилей", Магнитогорск-2008;
   Диплом 2 степени Центрального Совета ГМПР России, победитель конкурса стихов им. Селянина, Москва-2008;
   Диплом Фестиваля авторской песни "Арский камень" в номинации "Исполнитель", Белорецк-2007;
   Диплом XXX Регионального Фестиваля авторской песни в номинации "Дуэт", Магнитогорск-2006;
   Дипломы 1,2 и 3 степени Фестиваля авторской песни ОАО ММК "Перекликаются гитары - перекликаются сердца" , Магнитогорск-2003, 2005, 2006
   Диплом "Поющая семья" IV Фестиваля авторской песни ОАО ММК, Магнитогорск-2004;
   Диплом 3 место Фестиваля талантливых металлургов, Магнитогорск- 2006
   неоднократный член жюри детского конкурса АП "Души исполненный полет".
  13.Сотникова Юлия -поэт, бард, лауреат городских и региональных конкурсов. Родилась 16 августа 1972 года, образование высшее педагогическое. Работала воспитателем детского сада, в настоящее время трудится на ОАО ММК.
   Лауреат 1 место фестиваля АП "Голоса", 2003;
   Лауреат 1 место конкурса солдатской песни, Магнитогорск. 2004;
   Лауреат IV фестиваля АП ОАО ММК, 2004;
   Лауреат VI фестиваля АП ОАО ММК, 2006;
  14. Коновалова Венера- поэт, автор-исполнитель.
  Родилась 1 мая 1959г. Образование высшее педагогическое, Худ граф МГПИ.
  Работает учителем МХК. В 2008г совместно с ДКГ выпустила Диск "Дети -детям Магнитки", где является автором песен для детей как на свои стихи, так и на стихи Р.Дышаленковой. Идейный вдохновитель и организатор объединения авторов и исполнителей песни "Веселый городок".
  15. Баканов Юрий - российский поэт, бард. Живёт в г. Магнитогорске, работает в компании "Металлургмеханомонтаж" на ремонте доменных печей.
   Диплом первой степени на фестивале авторской песни, проводимом ММК, в номинации "Авторское перо"
   Дипломант и лауреат регионального фестиваля авторской песни "Голоса" (I приз туристическая поездка в Крым),2007
  Заключение.
   В результате исследования, мы выявили закономерность развития жанра авторской песни, как в центре России, так и в нашем городе. Сначала возникали взрослые объединения любителей самодеятельной песни (70-ые годы, городской КСП, рук.Браславский), затем авторская песня развивалась в студенческой среде (с 1978г - КСП 'Странник' при МаГУ, рук. Акиньшин А., КСП в Индустриальном техникуме, рук. Кабардиновы В. и С., КСП при МГТУ, рук. Залетов Д.), а еще позже стали появляться детские клубы авторской песни (с 1978 КСП 'Диалог',с 1984 КСП 'Вариант', с 1990 КСП 'Свечи'). В сравнении с историей развития жанра в Москве (см. ч.1), авторская песня в Магнитогорске проходила те же этапы, но позднее, с примерным интервалом в 10лет.
   Движущей силой развития жанра в городе Магнитогорске были концерты и фестивали АП, с участием авторов-исполнителей высокого уровня и общероссийского масштаба из центральных областных городов (Москвы, Челябинска, Екатеринбурга), организованные Станиславом Мыльниковым.
   В отличие от столичных КСП, действующих при высших учебных заведениях, наши клубы возникали и образовывались вокруг сподвижников жанра, лидеров, способных организовать и поддерживать работу общественного творческого объединения.
   По мнению очевидцев движения самодеятельной песни в Магнитогорске, самым ярким и плодотворным в 70-90-ые гг. является период 1978-1985 гг. В это время в городе наибольшее количество концертов, активно работают клубы авторской песни, крепнет фестивальное движение.
   На развитие авторской песни в г. Магнитогорске в 70-90-ые гг. оказали влияние следующие факторы:
  - наличие лидеров, способных организовать работу творческого коллектива;
  - концерты приезжих профессиональных авторов-исполнителей;
  - фестивальное движение, объединяющее любителей жанра;
  - появление театра Буратино и сотрудничество с ним городского КСП;
  - поддержка и финансовая помощь Горкома Комсомола, мет.комбината и др.
   Анализируя весь период развития жанра авторской песни в городе Магнитогорске с 1970г до 2008г, и учитывая результаты 1-ой части нашей поиково-исследовательской работы, можем сказать, что мы ошибались, считая период 70-90-х временем зарождения и появления единичных проявлений неофициального характера с небольшим количеством участников. Оказалось, что самым активным и плодотворным временем расцвета жанра авторской песни в городе Магнитогорске является период 1978-1985гг.
   Значительным событием для города стало появление фестиваля гитарной музыки им. Кузнецова, что несомненно благотворно отразится как на уровне инструментальной музыки, так и на жанре авторской песни.
   Социокультурная ситуация города Магнитогорска, как промышленного рабочего центра обуславливает формирование особого пласта самодеятельной песни среди работников металлургического комбината. Естественна патриотическая направленность творчества этих авторов, которые поют о своем городе, о труде металлургов, о нравственных ценностях рабочего человека. Это ответвление АП имеет свои профильные фестивали, как среди работников предприятий, так и всероссийские.
   Среди авторов-исполнителей мы выделили 15 имен, данные о которых поместили в разделе "Персоналии". К самым крупным можно отнести
  Бориса Браславского, Виктора Мельникова, Дениса Коновльчика, Дмитрия Петренко, Юрия Блохина, информация о которых размещена на самом крупном российском сайте авторской песни Bard.ru. Творчество
  каждого автора отличается самобытностью и оригинальностью, что требует отдельного рассмотрения. Остались еще и менее известные и изученные имена, творчество которых не знакомо массовому слушателю.
   К сожалению, в городе нет единого городского клуба авторской песни, что по-нашему мнению отрицательно сказывается на развитии АП в целом. Такой клуб мог стать информационным, консолидирующим центром АП.
   В заключении отметим, что на наш взгляд, современная авторская песня должна вобрать в себя все то лучшее, что было создано в советское время, и приспособиться к существованию в свободном обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня.
   В результате социологического опроса мы можем говорить о снижении популярности этого жанра у новых поколений и слабой информированности молодежи об авторской песне. На основании этого мы делаем заключение о недостаточном освящении этого жанра в СМИ и необходимости его популяризации среди молодежи.
  
   Список литературы:
  1.Мыльников С.Хорошая песня в плохую погоду// Маг раб.-2000-7окт
  2.Мозговой В.камертон и колокольчик//Маг.раб-2000-30 нояб.
  3.Мозговой В.Песни нового века// Маг.раб.-2000-25нояб
  4.Володин В. В воскресенье вечером+// Маг.раб.-2001-15сент.
  5.Павлов А.Третий традиционный// Маг.раб.-2003-7 июня
  6.Мыльников С.Вновь песни на "Арском" // Маг.раб.-2003-4 сент.
  7.Семеновская Ю. Тропа в "Сентябрь" // Маг.раб.-2003- 22 нояб.
  8.Шуваев М.Стимул - в песне// Маг.мет.-2004-24 янв
  9.Каньшина А.Барды едут в Урал-Тау// Маг.мет.-2004-18 мая
  10.Блохин Ю.Летящая на крыльях души// Маг.мет.-2004-5авг.
  11.Корда О.Перекликаются гитары-перекликаются сердца
   // Маг.мет.-2005 - 31 марта
  12.Ланцова С. "И волнуется сердце в груди, когда голос с аккордом на пару
   // Маг.раб.-2006-9 сент.
  13.Курбангалеева М.Спасатель и лауреат// Маг.мет.-2008-27 февр.
  14.Сборник туристских песен.Среди нехоженых дорог одна - мо
   //Москва, Профиздат,1989.
  15. Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б.Урал социокультурный.Наука.Образование. Исскуство. СМИ.
  16. Галлигузов И. Ф.Народы Южного Урала: история и культура.
  17. Мозговой Владимир, Меценаты души//Магнитогорск, 'МАГИ', 1992
  18. Мозговой Владимир, Действующие лица//Магнитогорск, 1993г.
  19. Мыльников С.Хорошая песня в плохую погоду// Маг раб.-2000-7окт
  20. Мозговой В.камертон и колокольчик//Маг.раб-2000-30 нояб.
  21. Мозговой В.Песни нового века// Маг.раб.-2000-25нояб
  
   Сайты:
  1.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/-
  2. www.totropa.ru/festival/polojenie
  3. http://magmetall.ru/
  4. bard.ru/tarasov/tarasov6
  5. www.mityaev.ru/interview.cfm?text=Ilmenka05
  6. ru.wikipedia.org/wiki/
  http://zhurnal.lib.ru/m/morozowa_j_s/avtorskayapesnyavmagnitogorske.shtml
  http://zhurnal.lib.ru/m/morozowa_
  
   Беседы :
  1. Мыльников Станислав Сергеевич
  2. Кабардинов Владимир
  3. Кабардинов Сергей
  4. Ерофеев Александр
  5. Гулин Дмитрий
  6. Золотой Вадим
  7. Золотая Елена
  8. Дышаленкова Римма Андрияновна
  9. Белевцева Светлана Евгеньевна
  10.Троицкая Наталья Григорьевна
  11.Кононенко Людмила
  12. Журавлева Светлана Васильевна
  13. Шедогубова Римма Константиновна
  14. Иванова Лариса Ивановна
  15. Лутфуллина Нелля
  16. Инкина Валентина Дмитриевна
  17. Палий надежда Дмитриевна
  18. Браславская Татьяна
  Мы благодарим всех, кто принял участие в написании данной работы. Особенно неоценимую помощь оказали Мыльников С.С., Кабардинов С., Иванова Л.И.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"