Морозова Я. С., Доброва Т. : другие произведения.

Роль Бориса Браславского в развитии бардовского движения в городе Магнитогорске

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта работа так же продолжает знакомить с историей АП в Магнитогорске и посвящена личности основателя бардовского движения Бориса Браславского

  XXXVI городская научно-практическая конференция
  Магнитогорского научного общества учащихся
  "Искатели, мыслители ХХI века"
  
  
  
  
  
  
  Направление: Культурология
  
  "Роль Бориса Браславского в развитии бардовского движения
   в городе Магнитогорске"
  
  
  
  
  Учреждение:
   Правобережный центр дополнительного образования детей г. Магнитогорска
  Автор работы:
   Доброва Татьяна
  Научный руководитель: Морозова Я.С., педагог доп.обр. высш.кат
  
  
  
  
  
  
  Магнитогорск
  2016 г.
  
  Содержание
  
  ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3
  ГЛАВА 1. БАРДОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ............................5
  1.1. Становление жанра авторской песни в России..............................
  1.2. Становление бардовского движения в Магнитогорске....................7
  ГЛАВА 2. БОРИС БРАСЛАВСКИЙ - АВТОР, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК..................................................................................2
  2.1. Биография Бориса Браславского..................................................5
  2.2. Средства массовой информации (СМИ) о Борисе Браславском. Публикации.................................................................................8
  2.3. Воспоминания и отзывы о Борисе Браславском...........................12
  ГЛАВА 3 . ТВОРЧЕСТВО БОРИСА БРАСЛАВСКОГО. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ..........................................................21
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................29
  Библиографический список ..........................................................30
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ВВЕДЕНИЕ
   О, душ родство у жаркого огня
   И отблеск пламени на дорогих мне лицах!
   Когда я буду в бесконечных заграницах,
   Здесь помолчат и вспомнят про меня...
   Авторская песня (АП) прочно вошла в мою жизнь, когда я пришла заниматься в Клуб авторской песни "Феникс" Пб ЦДОД. Хотя о самодеятельной песне под гитару я слышала давно от своего дедушки, который учился в 25 школе у замечательного педагога и одного из первых авторов-исполнителей бардовской песни в Магнитогорске, Бориса Яковлевича Браславского (1936 - 2012гг.). Мой дедушка, Самусенко Владимир Александрович, рассказывал, как они с ребятами ходили в туристические походы, и у костра слушали и пели песни своего учителя. Волею случая я тоже учусь в этой школе и совсем недавно меня заинтересовала личность этого человека, песни которого я уже слышала не раз, а одну из них "Стелется дым" мы даже разучили и поем с ребятами в нашем клубе. Тем более, я узнала, что совсем недавно, 3 года назад, Борис Яковлевич ушел из жизни, а информации о нем осталось очень мало. Мне захотелось, чтобы о нем и его таланте узнали мои ровесники, любители авторской песни и все земляки, ведь это - наше культурное достояние, песенное наследие, историческое прошлое нашего уральского края, запечатленное в уникальных авторских песнях. Волновали многие вопросы. Каким человеком и педагогом был Борис Яковлевич (Б.Я.)? Сколько и каких песен он написал? Какую работу проводил он как организатор и основатель Городского клуба авторской песни? Какую роль сыграл в развивающемся движении авторской песни в Магнитогорске в 70-80-ые? Как провел последние годы своей жизни в Санкт-Петербурге? Так я пришла к теме нашей поисково-исследовательской работы. Руководствуясь основной Целью: выявить деятельность Бориса Браславского в развитии бардовского движения в Магнитогорске, мы надеемся познакомить широкую общественность нашего города с личностью этого выдающегося магнитогорца, восстановить картину исторического и культурного прошлого города, а так же, пропагандировать жанр авторской песни среди детей и молодежи в Магнитогорске, что составляет актуальность и новизну нашей исследовательской работы и делает ее востребованной.
  Для исследования нам необходимо было решить следующие задачи:
  1.Изучить литературу о бардовском движении в стране и в Магнитогорске;
  2.Найти и собрать информацию о жизни и творчестве Браславского из различных источников (литература, публикации в СМИ, интернет, диски песен, сборник песен, воспоминания людей, знавших Б.Браславского);
  3.Прослушать и проанализировать песенное творчество Б.Браславского;
  4.Разучить и исполнить песню Б.Браславского "Я рисую детство".
  Объект исследования - жизнь и творчество Бориса Браславского.
  Предмет - его роль в развитии бардовского движения в Магнитогорске. Гипотеза заключается в предположении, что если бы не деятельность Б. Браславского в бардовском движении в Магнитогорске в 70-80-ые годы, то жанр авторской песни не имел бы такого яркого развития.
  Для реализации поставленных задач нами был использован комплекс методов: методы изучения литературы, т. к. составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование; методы опроса, бесед, интервью; классификации в таблице, обобщение и сравнение, анализ, исторический и биографический методы. Для разбора авторского песенного творчества был применен метод музыкального анализа вокальных форм.
  Данная работа базируется на материале предыдущих поисково-исследовательских работ нашего клуба "История АП в Магнитогорске" ч.1.[11] и ч.2[12] и является их логическим продолжением.
  1. БАРДОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
  1.1. Становление жанра авторской песни в России
   Во второй половине 50-ых - начале 60-ых годов в русской культуре начало развиваться новое направление - авторская песня или бардовская музыка. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.[9] Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от "официальных" (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Эти песни исполнялись вживую, в узком кругу людей. Годами позже АП слушали по радио и распевали уже тысячи жителей по всей стране, стали появляться клубы самодеятельной песни (КСП). Песни приобрели уже немного другую направленность, массу слушателей, появились новые авторы. Расцвет АП в СССР связан с именами Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и Юрия Визбора. АП стала одной из форм самовыражения "шестидесятников". Вокруг авторской песни постепенно сложилась целая культура, стержнем которой были так называемые клубы самодеятельной песни (КСП). Участники "каэспэшного" (бардовского) движения периодически собирались на неформальные концерты, называвшиеся слетами или фестивалями.
  У Цзя-цин в своей диссертации дает такое определение: "Бардовское движение - своеобразное явление второй половины ХХ в. в советской культуре. Это движение представляло собой не просто песни авторов-исполнителей, но и неотъемлемую часть жизни народа. Возникновение этого движения не случайно. Оно было связано с влиянием, оказанным войной, новой политикой, зарубежной культурой, а также пробуждением самосознания личности. Хотя большинство исследователей обращают внимание на бардовскую песню с точки зрения филологии, эта песня не просто имеет литературную ценность, но важна также и в культурологическом аспекте, равно как и бардовское движение в целом, как один из культурных "текстов" в развитии русской культуры ХХ в."[13]
   Авторская песня в Челябинске распространилась позднее чем в Москве, в конце 60-х годов. В марте 1971 г. любители АП организовали КСП при турклубе, так как сами организаторы были заядлыми туристами: водниками, горниками, пешими... Главной формой клуба были вечера-посиделки, где туристы обменивались впечатлениями, смотрели слайды, фильмы, шутили и много пели. На занятиях клуба слушали, разучивали песни, гитарные аккорды, читали стихи, делились информацией о фестивалях, бардах, готовились к концертам. В 1975г. Челябинскому КСП была поручена координация КСП-шного движения в стране. Все клубы области были дружны. Раз в два года проводились творческие отчеты клубов в Челябинске, устраивались обменные концерты, семинары и курсы, организовывались летние и зимние фестивали в городах. Ильменский фестиваль начали проводить с 1973 г. тоже сообща. Среди интересных авторов-исполнителей, вышедших из Челябинского КСП , Анатолий Хмель, Геннадий Васильев, Татьяна Карева, Татьяна Фоменко, Юрий Гарин, Юрий Зыков (Златоуст), Олег Митяев, Борис Браславский (Магнитогорск)[8,с. 6-9]
  1.2. Становление бардовского движения в Магнитогорске
   Бардовское движение в Магнитогорске зарождается в начале 70-ых. Знакомство с авторской песней начиналось в лесу. Там у костра в кругу друзей пели песни Городницкого, Визбора, позже - Высоцкого. Лес дал школу самодеятельной песни, было очень много хороших исполнителей: Белов Валерий, Безруков, Новокрещенов, Сотников Геннадий. В 1972г. С. Мыльников знакомится с Браславским Борисом Яковлевичем. Он работал учителем в 25 школе, писал и пел свои песни, руководил клубом. Браславский занимался самодеятельной песней, коллекционировал записи АП, дружил с Челябинским КСП. По его приглашению Станислав Мыльников бывал у них несколько раз . [12, с.5, 6]
   Первым клубом авторской песни в Магнитогорске можно считать клуб единомышленников, которых собрал в 25 школе Борис Браславский. Он руководил им около 2-3 лет. Позже, приходили Е. Бакурова, К. Вахромей. Были случайные люди, которые недолгое время возглавляли клуб. Через некоторое время, примерно с 1981г.руководителем стал С. Мыльников. [12, с.8] Первый официальный фестиваль авторской песни в Магнитогорске состоялся в мае, в 1977г. На берегу реки Белой, чуть выше Белорецка. Созвонившись, секретари горкомов Комсомола, Ржевский В. и Чершинцев А., решили провести туристический слет и попутно, фестиваль авторской песни. Организовали проезд на поездах, автобусы. Аппаратура тогда была слабая. Последние годы присутствовал Борис Браславский. Приезжали гости из Челябинска Юрий Трахтенберг, Соколов Юрий, более опытные товарищи, которые провели уже 4, 5-ый фестивали.[12, c.6] По мнению очевидцев движения самодеятельной песни в Магнитогорске, самым ярким и плодотворным является период 1978-1985 гг. В это время в городе наибольшее количество концертов, активно работают клубы авторской песни, крепнет фестивальное движение.
  Вывод: Для того, чтобы иметь представление о социокультурной ситуации, в которой жил и работал Б. Браславский, мы изучили литературу о становлении жанра АП и развитии бардовского движения в стране в целом, на Урале, и в городе Магнитогорске в частности. В итоге можем сказать, что у нас на Урале АП появилась немного позднее, первый КСП в Челябинске -1971г., в Магнитогорске - 1972г. В отличие от столичных КСП, действующих при высших учебных заведениях, наши клубы возникали и образовывались вокруг сподвижников жанра, лидеров, способных организовать и поддерживать работу общественного творческого объединения. [12, с.15]
  ГЛАВА 2. БОРИС БРАСЛАВСКИЙ - АВТОР, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК 2.1. Биография Бориса Браславского.
  Бори́с Я́ковлевич Брасла́вский (23 октября 1936, Днепродзержинск - 28 октября 2012, Санкт-Петербург) - российский бард, поэт, композитор, педагог. С 1941 по 1996 гг. жил в Магнитогорске, затем, с мая 1996г. в Санкт-Петербурге. Дипломант Грушинского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен" (1977), трижды лауреат Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен" (1976, 1978, 1980). Основатель и первый президент Магнитогорского КСП. Отмечен почетным знаком "Отличник народного образования"(1991г.). Имеет две правительственные награды. Одна печатная работа по биологии. Написал около 100 стихов и песен. Увлечения: туризм, искусство, авторская песня. (Википедия)
  23 октября 1936 года - родился в г. Днепродзержинск (Украина, Днепропетровская область). Родители - Прасковья Абрамовна (фельдшер) и Яков Соломонович (парикмахер). В начале Великой Отечественной войны вместе с семьей эвакуирован в Магнитогорск, где окончил школу. Затем учится в Саратовском сельскохозяйственном институте (ныне - аграрный университет) по специальности "агроном". Со студенчества интересуется искусством, любит классическую музыку, много читает, собирает альбомы по искусству. После окончания института вернулся в Магнитогорск. В 70-е гг. работал главным агрономом Магнитогорского плодопитомнического совхоза в течение 5 лет. С 1965г. работает в школе 25 учителем биологии, на протяжении 31 года (1965 - 1996). Играет на баяне, сочиняет стихи. 4 июля 1968 года Борис Яковлевич с учениками отправились в первый поход. Магнитогорск-Белорецк-Челябинск-Чебаркуль-Миасс-Златоуст-Тургояк-Кыштым-Касли-р. Чусовая-Свердловск. На маршруте встретили команду минчан и просидели с ними вечер, пели песни, узнали много новых, первый раз услышали "Желтый цыплёнок", "Маленький трубач". Примерно тогда же он начинает писать свои песни и петь их с ребятами. Для этого осваивает игру на7-струнной гитаре. 1968 - сочинил первую песню: "Была у нас команда...". Все песни пишет на свои стихи за исключением одной, песни на стихи Машковцева "Уральские зори". На следующее лето (июль 1969 г.) была поездка в Среднюю Азию (без учеников), куда давно собирались. Караганда - Алма-Ата - горы - Фрунзе - Иссык-Куль -Ташкент - Душанбе - Оренбург. Осталось море впечатлений. С 1970 года начал водить школьников в Башкирский заповедник в биологические экспедиции. Помогали биологам-исследователям региона в научной работе. В семидесятые годы завязались тесные контакты с Челябинской станцией юных туристов, директором которой был Туник Ефим Яковлевич. Эта дружба была на всю оставшуюся жизнь. Бориса Яковлевича приглашали на областные слёты юных туристов, ориентировщиков. Там он был членом жюри песенных конкурсов и сам давал концерты. На одном из зимних детских туристических слётов на оз. Тургояк родилась "Синенькая песенка". На Грушинском фестивале в 1977 эта песня была отмечена "за лучшее музыкальное решение" - её пел ансамбль "Алёнушка" Юрия Соколова из Челябинска. В экспедициях познакомился со спелеологами, геологами. Вся эта тематика потом отразилась в новых песнях. Со временем возникла идея создания песенного клуба в Магнитогорске. Начались приглашения бардов - Визбора, Клячкина, Дольского, Кукина, Егорова, Ланцберга, Сергеева, Тальковского. Приезжал дуэт Боков-Муравьев, трио "Меридиан", другие исполнители. Один из первых концертов Олега Митяева был в 62-ой школе. В 70-е гг. организовал и возглавил Магнитогорский Клуб самодеятельной песни. Был президентом 5-6 лет.
  1976 - стал лауреатом IV Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен". 1977 - стал дипломантом X Грушинского фестиваля авторской песни. 1978 - стал лауреатом VI Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен". 1980 - стал лауреатом VIII Ильменского фестиваля авторской песни в номинации "Автор песен". 80-е-90-е гг. - являлся членом жюри фестивалей авторской песни в Оренбурге, Кургане, Магнитогорске, Челябинске. Большая дружба была с куйбышевским песенным клубом, принимал участие в зимних Грушинских концертах. С первых лет возникновения лагеря (с 1982 по 1987 год) был участником бардовского лагеря "Барзовка" в Крыму под Керчью (организатор Юрий Черноморченко). В Магнитогорске Борис Яковлевич дружил с семьей Маташ, Радиком и Леной Ивановыми, Аркадием и Риммой Гильман. В Челябинске - большие друзья Туник Ефим Яковлевич, Левит Александр Иосифович, Юрий Трахтенберг, Лариса Коробицина, Лариса Гордеенко, Юрий Соколов. В 1994 - в магнитогорском издательстве "АРС-Экспресс" вышла книга песен и стихов "Ласковый костёр". 1996 - переезжает в Санкт-Петербург. Является членом Клуба песни "Восток". Пишет стихи, эпиграммы. Последние две песни - "Весна" и "Сердце". Сотрудничает с радио и телевидением. Снимался в эпизодических ролях в фильмах: "Трудно быть богом" Ю.Германа, "Не думай о белой обезьяне" Ю.Мамина, в сериале "Военная разведка", в сериале "Тульский-Токарев", документальном фильме о Блоке "Дар" С. Карандашова, сериале "Мушкетёры для Екатерины" и др.
  Последний фильм "Жажда" в 2012 году - сыграл уличного музыканта с баяном...
  28 октября 2012 года - умер в г. Санкт-Петербурге.
  (Википедия, дополнено из Воспоминаний жены Браславской И. Т. и дочери Браславской Т.Б.)
  Вывод: Из биографии мы видим, насколько разносторонним и талантливым человек был Б.Я. и как много он сделал в деле воспитания молодежи и развития движения авторской песни в Магнитогорске
  2.2. СМИ о Браславском Публикации.
  Кряквин В."Растут настоящие хозяева" 17.04.1973. , заведующий детской экскурсионно-туристической станции Дворца пионеров[4]:
   "Жизненный путь преподавателя биологии школы ?25 Бориса Яковлевича Браславского как будто ничем не примечателен. После окончания сельскохозяйственного института работал главным агрономом в плодопитомнике. Но, видимо, у каждого человека своя внутренняя потребность, свое понимание жизни.Она то и заставила молодого специалиста выбрать нелегкую, но наиболее точно отвечающую его интересам профессию - профессию учителя. За восемь лет работы в школе Борис Яковлевич ни разу не пожалел о своем выборе. Этого человека с рюкзаком в окружении детей можно часто встретить на лесных тропах нашего края.
  - Он просто влюблен в природу, - говорят о нем коллеги. А я узнал, что он к тому же, опытный турист, очень любит музыку, отлично поет и вообще хороший, добрый человек.
  Пятый год подряд Б.Я. организует биологический экспедиции школьников Башкирский государственный заповедник. Они выходят в самую настоящую экспедицию, чтобы на месте заниматься научной работой по сохранности природных ресурсов края. Вся практическая работа ребят служит доброму делу - охране наших лесов. И не случайно на республиканском слете в городе Уфе юные биологи 25 школы получили грамоту за лучший краеведческий материал по природе Южного Урала. Когда беседуешь с учениками Браславского В.Неизвестным, Ю.Пестуновичем и другими, кто побывал в экспедиции или готовится к ней, чувствуешь, что с помощью своего учителя они страница за страницей листают большую книгу природы, набирают знаний и несут их другим ребятам, своим сверстникам. Борис Яковлевич Браславский воспитал в них ответственность за окружающую нас природу. А походов было и будет еще много, потому что они дают возможность общаться с природой, любить которую - значит быть настоящим хозяином своей Родины. Именно так и воспитывает мальчишек и девчонок учитель биологии, влюбленный в свое дело Борис Яковлевич Браславский. "
  Иванов К. "Поэзия с дымком костра", 1995[3]:
  "Борис Браславский - непременный участник и лауреат различных фестивалей авторской песни. Он "расходился" по стране в магнитных записях и рукописных тетрадках. Стоило только запеть у костра: "Стелется дым, дым, дым, Куда теперь денешься, Станещь седым, как дым, Но не изменишься", - как сразу же подхватывали песню множество голосов. Песни заядлого туриста, написанные про таких, как он и для таких, как он, стали известны по всей стране. Но следуя его же логике ("Куда теперь денешься!") пора было найти возможность донести эти песни до тех, кому они необходимы. И вот наконец в Магнитогорске вышел сборник стихов и песен "Ласковый костер". В него вошли не только знаменитые "Дым", "Дорога", "Ребята, поболдеем?", но и немало нового. Наблюдая за автором в "естественной среде обитания", то есть на концертах и фестивалях, можно уверенно утверждать, что сборник этот не есть повод для авторского ликования и самообольщения. Очередной этап в жизни, очередная взятая вершина. А сколько еще впереди...
  С ностальгически удовольствием находя знакомые строки, с интересом задерживаю взгляд на незнакомых. Вскоре и вовсе перестаю разделять на те и эти, а просто читаю стихи: "Как много я прожил, Как мало нажил: Ни желтых кружочков, Ни личной машины. Всю жизнь по неровным дорогам кружил. На память себе оставляя морщины. "
  Поэзия Браславского - неспешная, несколько элегическая, лишенная суеты и напора не только в содержании, но и в самой манере подачи стиха. Она напоминает нам, осевших в пыльных городах, о походах, палатках, ночевках на берегах кристально чистых горных речек, о долгих песнях у костра Она говорит о человеческих чувствах, которые тоже должны быть кристально чисты. Но поскольку поэт, как бы он ни вел себя в жизни, в стихах своих предельно честен, то и видно в них, как противоречивы и непостижимы могут быть чувства человека: "Самолет, как большие качели, То - к тебе, то опять - от тебя, Сколько раз мы друг к другу летели, Торопясь, сомневаясь, любя. " Кроме лирических и туристских циклов, в сборник вошли стихи и песни, объединенные заголовком "Не для взрослых" , в которых много светлого, смешного и неожиданного. Книжечка "Ласковый костер" невелика, но достойна внимательного чтения."
  Леус Т, Мозговой В. "Этот слет мы долго будем помнить." 26.06.1978, Миасс-Магнитогорск[6]:
   "Когда мы приехали на Ильменскую турбазу, слет давно уже бурлил. На земляной поляне шли спортивные состязания взрослых и ребятишек. Вдоль озера вытянулась цепочка костров - приближался обед. Половина участников принимали "водные процедуры".А ближе к турбазе, на импровизированной "сцене" меж пяти сосен шло прослушивание участников конкурса. Этот областной слет самодеятельно песни был уже шестым по счету. Сюда, в Миасс, на турбазу, приехали делегации из Москвы, Новосибирска, Куйбышева, Свердловска, Чебоксар, Оренбурга, Магадана(!), многих городов Челябинской области...
  Перед деревянным помостом выстроились 100 факелоносцев. Десять гитаристов ударили по струнам, две с половиной тысяч зрителей рассевшись амфитеатром на холме, встали в едином порыве и запели: "Я не знаю, где встретиться нам придется с тобой, глобус крутится-вертится, словно шар голубой..."Да, только ради таких мгновений стоит бывать на слетах...А концерт..открыли его магнитогорцы Витя Романов и Толя Толкис песней преподавателя 25 магнитогорской школы Бориса Браславского "Уральские зори"(на стихи В.Машковцева)
  А главный приз слета - лучшему автору - достался преподавателю биологии школы ?25 Магнитогорска, основателю нашего клуба самодеятельной песни Борису Браславскому. На слете звучали одни из лучших его песен: "Дым", "Слеты", которые ранее уже были лауреатами, - и новые. Мы уже писали о песнях Б. Браславского и повторяться не будем. Первое место на таком представительном слете - знак признания.
  Владимиров В."Звучат над озером песни"22 .06.78. (Челябинск)[2]:
   "В шестой раз встретились любители самодеятельной песни нашей области и других городов страны на своем традиционном слете. Два дня надо Ильменским озером звучали песни. Семьдесят исполнителей из Челябинска, Златоуста, Миасса, Магнитогорска, гости из Москвы, Новосибирска, Свердловска, Уфы пели песни почти всю ночь. Надо сказать, что состав участников подобрался ровный, уровень слета был, как выразился председатель жюри из Куйбышева Борис Кейльман,- "всесозный". Лучшим автором стал преподаватель из Магнитогорска Борис Браславский. На слете исполнялись его песни "Дым", "Слет", "Уральский зори". "Каждый слет - это новые встречи", - поется в одной из песен Б. Браславского . В этом, пожалуй, главная заслуга слета - в радости общения.
  2.3. Воспоминания и отзывы о Борисе Браславском.
  Лариса Коробицына (г.Челябинск), один из основателей Ильменского фестиваля авторской песни. Из книги "Нам есть что сказать".(Эта книга продолжает знакомить любителей авторской песни с творчеством бардов города на Неве. В ней представлены лучшие произведения авторов -
  исполнителей, созданные ими в конце XX века.) Во вступлении Лариса Коробицына пишет о Браславском: "Живем, работаем, дружим, суетимся, встречаемся, разъезжаемся и вдруг не стало человека, который был для тебя образцом, подобием человеческого идеала. Б. Я. Браславский воплотил в себе лучшие качества человека ушедшего столетия: интеллигентный, умный, щедрый, воспитанный и очень простой. Казалось, интересам его не было границ. И всех он заражал своими увлечениями, прежде всего детей, а педагог он был от бога, чувствовал ребят душой. В чем бы он ни принимал участие - в организации Ильменского фестиваля, городских и областных слетов юных туристов и юных геологов - всегда делал все ответственно, с душой, выдумкой, юмором, хорошим вкусом. Надо было видеть, как вечерами у костра он буквально завораживал своих ребят рассказами о природе, истории, о родном крае, людях науки и искусства. Б.Я. Браславский был безусловным лидером и вдохновителем Клуба авторской песни, который был основан в Магнитогорске в 1976 году. Мы и Ильменский фестиваль делали сообща, все вместе и всегда первый звонок поступал по весне от Б.Я.: "Что нам поручите?" За все брался с удовольствием и даже с благодарностью. Организатор детского конкурсов, работа в жюри. Первые участники лагеря "Барзовка" помнят его радужным, солнечным, творческим, веселым человеком, который бросался всем на помощь. И еще он умел по-настоящему дружить, всегда был готов прийти на помощь, если друзья в этом нуждались, и песни, которые он писал, шли из самого сердца - такие простые, тихие, немногословные и многословные, мелодичные, написанные не для конкурсов и сценических площадок, а вот так, чтоб запели у костра, когда глаза в глаза, и все понимают друг друга. И слов-то вроде немного, а на душе все переворачивается. Это настоящий реликт эпохи. Будем помнить, пока живы."
  Константин Просеков(г.Челябинск), Президент авторской песни Урала, руководитель КСП "Моримоша":
  "Это был интеллигентнейший человек, умница, очень тактичный, с детьми всегда замечательно занимался, в походы, на фестивали вывозил. Был своего рода пропагандист АП, так же как и в Самаре Исай Львович Фишгойт - был эталон и все его ученики стали известными исполнителями, бардами. Плюс ко всему он сам писал, пусть песни были незатейливые, нехитрые, но были такие душевные и трогательные, пелись у костра, да он и писал то их для того, чтобы они пелись у костра, а не со сцены. Безусловно, если бы не Браславский, то в Магнитогорске бы мало что состоялось. Он из той плеяды личностей, которые поднимали АП на Урале! В Челябинске был Юра Трахтенберг, а в Магнитогорске - Ьорис Браславский!"
  Сергей Талызов(г.Челябинск) , коллега, педагог, директор Института туризма, преподаватель ЮУрГИИ: "Я был знаком с Б.Я., когда был руководителем кружка, а он учителем в школе, когда я был методистом, когда я был директором Станции туристов, и в последнее время, когда был директором Института туризма, а он уже переезжал в Ленинград.
  Браславский - выдающийся человек г. Магнитогорска и не только, очень хороший в первую очередь, учитель, его очень любили дети, ходил с ними в походы, в пешеходные, в водных сплавлялся, выполняя при этом краеведческие задания с очень интересными отчетами, часто мы его видели на школьных туристских слетах с командой. Его команду всегда отличала организованность, высокая духовность, я бы сказал! Потому что такие высоко-духовные люди и вокруг себя собирают таких же ребят и воспитывают их. Понятно, что его стихи и песни на его стихи они не просто рассказывают о ком-то или о чем-то, а наполнены любовью к людям, любовью к природе и еще, с глубоким смыслом, нужно сказать. В личном общении с ним было очень интересно, можно было поговорить практически на любую тему, то есть человек высокообразованный и в то же время любящий и тянущийся к новым знаниям. Поэтому можно было с ним не просто беседовать, а получать эту искорку тяги к знаниям. Очень интересный и талантливый человек. А говорят, если человек талантливый, то он талантлив во всем. Так и БЯ был талантлив в педагогике, в литературе, в духовности и т.д."
  Наталья Воронина, директор школы ?25: "Борис Яковлевич по профессии был агрономом, но, работая учителем биологии в школе, был педагогом от бога. Дети его очень любили. Для учителей школы, по большей части женщин, любил делать чудесные музыкальные подарки. Он пел под гитару, читал стихи, все слушали, у всех поднималось настроение, тут же было чаепитие. И вообще был мастер увлечь, познакомить с творчеством. Проводил в школе свои творческие вечера и для детей, и для учителей, и для родителей. Очень интересный человек. Много путешествовал, много было встреч с бардами. Был активным членом движения самодеятельной песни. Я тогда сама этим всем увлекалась и помню, что на площадке бывшего Индустриального техникума проходили вечера и в Горном институте. На такие концерты ходили у нас дети, так как к этому их приобщил Б.Я., они очень любили его творчество и творчество других бардов. В классе, где училась его дочь Татьяна, я была классным руководителем и помню, что у них были очень интересные выступления, они все увлекались этой песней, понятно, что вел их Б.Я. Все дети с увлечением готовили вечера, инсценировали песни и из всего этого наверное, каждый много вынес. Ведь те поэтические строчки, которые встречаются в АП, как-то по-особому проникновенны, не избиты, индивидуальны, неповторимы и характерны для каждого автора. В школе вокруг Б.Я. сложился круг детей увлеченных тур.походами и самодеятельной песней. Они-то и участвовали и вливались в Городской КСП со всеми его мероприятиями, концертами, походами и песнями у костра. Когда Б.Я. начал терять зрение, возникли сложности, ведь это работа с детьми, и он ввел такую систему: кто-то из учеников класса был доверенным лицом, ему доверялся классный журнал, где нужно было отметить отсутствующих на уроке, и когда кто-то отвечал у доски, и Б.Я оценивал его, нужно было поставить эту оценку в журнал. И ни разу не было, чтобы кто-то из детей схитрил и поставил бы не ту оценку, ведь это было сделать легко - учитель все равно не видит. У него всегда были такие особые взаимоотношения с детьми, что они ему доверяли, уважали и любили. И он к ним относился с большим доверием, пониманием, знал, как психолог, все их индивидуальные особенности. Кроме того, умел увлечь поэзией, был большой эрудит и мог много рассказать интересного, поэтического, и то, что в семье не додавалось ребенку, здесь, на уроках Браславского, все было. Интересная была система опроса, при которой в журнале были одни пятерки и четверки. И оказывалось на самом деле, что дети все знают, отвечают и знают этот материал даже по прошествии полгода, умел так интересно донести и просто, что это отлично запоминалось! Ездил на фестивали, сам собирал записи бардов еще в катушках, записывал и предлагал их другим, исполнял песни авторов-исполнителей, писал свои песни. Много читал журналов, всегда был впереди, был в курсе самых последних новинок. С ним можно было обсудить последние произведения литературы. Около Бориса Яковлевича дети становились как-то чище, да и у него самого не было никаких вредных привычек, был светлый человек, поэтому его помнят до сих пор. Часто приходят выпускники, даже приезжают из других городов и сразу вспоминают Бориса Яковлевича. Многих детей он приобщил к романтике походов, костров, авторской песни, раскрыл их талант, научил петь песни под гитару. Много сделал доброго, многих детей спас, отведя от какой-то опасной черты. Как человек был очень увлеченный, работал с полной самоотдачей. Мы очень счастливы, что он работал в нашей школе, и что у нас была такая встреча в жизни, которая обогатила каждого: и учителя, и детей, каждого, кто общался с Борисом Яковлевичем.
  Галина Каширина, ученица школы ? 25, участник туристического клуба, соц.педагог школы ? 25: "Я, будучи в 7 классе, участвовала в традиционной Встрече Клуба туристов, когда в школу приглашались все участники экспедиций по годам. В кабинете биологии буквой "П" ставились столы , делали сами подсвечники, кружки из бересты березы, в походных ведрах кипятили чай и весь вечер - свечи, гитара и песни! Такие встречи участников тур.походов разных лет, совсем взрослых и еще таких юных, как я, учеников сохраняли преемственность в Клубе. А еще у Б.Я. Было отличное чувство юмора, он был очень остроумным, легко мог в какой-то не очень приятной ситуации все сгладить, пошутить вовремя. Был случай, когда я заболела и не ходила в школу, находилась дома. А он знал о моем увлечении породами собак и о том, что я собирала всякие вырезки, картинки об этом. И вот я лежу, болею, и ко мне приходит одноклассница, и: "Ааа...вот это тебе Борис Яковлевич передал." Картинки про каких-то собак, рассказы с фотографиями. Для меня тогда это было такое богатство! И вот когда я выздоровела и вышла в школу, на одном из уроков Б.Я. попросил меня сделать Доклад о собаках, то есть не зря были подарены мне эти картинки..."
  Юрий Пестунович, ученик школы ?25, участник клуба туристов:
  "В школе было всего два педагога-мужчины. Учитель физкультуры и Борис Яковлевич. Не только вел урок биологии, но и занимался внешкольной работой. Организовывал и проводил походы и экспедиции. Ехали на автобусе до Аскарово, а дальше пешком в лес. Походы состояли из горной части, водной части. Сплавлялись по реке сначала доезжали до Серменево, там жили в школе помещение из 2 комнат сплавлялись по реке Белой до Каповой пещеры, в пещере доходили до озера. Много фотографировали потом уже дома у БЯ. проявляли, печатали фото. Ценными были результаты экспедиций, их использовали для своих научных исследований орнитологи, биологи из других городов.
  По характеру Борис Яковлевич был мягким. Однако никому спуску не давал. То, что ученики хлебали с ними из одного котелка не давало им права не выучить урок. Поэтому за невыученный материал бывали и двойки и колы. Сначала Браславский играл на баяне, начал писать стихи, позже, когда в моду начала входить гитара, научился нескольким аккордам на гитаре, это давало возможность выразить все, о чем хотелось рассказать. Вспоминается песня "Прощание со словами "До свидания лес, до свиданья утес."
  Выезжали не только летом, но и зимой. Бывали в Миассе, в других городах Челябинской области. Тогда такие поездки поддерживал Горком Комсомола.
  Поэзию Браславского можно сравнить с поэзией Ю.Кукина. Может вначале это и были навивные стихи, но все же они были искренними, что особенно ценилось в то время в неофициальной поэзии, в них ненавязчиво выражались чистые отношения людей в походе, и все это было созвучно нашим мыслям и чувствам. Характерными для Браславского были песни живые, шуточные, написанные с юмором. А такие лирические как "Стелется дым" и "Прощание с Утесом" были скорее исключением. БЯ. было свойственно отличное чувство юмора, мог посмеяться не только над другими, но и над собой. В школе параллельно с туризмом шла и самодеятельная песня. Дети переписывали тетради с песнями, собирали записи концертов. Не смотря на то, что в то время Самиздат не приветствовал такое самодеятельное творчество, все же было изданы 2-3 Сборника стихов на папирусной бумаге. Но вскоре это прекратилось. Была традиция, в клубе на чаепитие собирались все участники и им Борис Яковлевич дарил свои Сборники песен. Не сразу в городе появился клуб авторской песни. Сначала узнали о КСП в Челябинске, где были две активные девушки Татьяна и Лариса, которые хорошо пели и выступали. Затем и в Магнитогорске стали развиваться две ветки авторской песни, в 25 школе Борис Браславский с туристической молодежью и позже Станислав Мыльников со взрослыми фанатами авторской песни в городском КСП."
  Ирина Переродина, ученица школы ?2: " Истинный интеллигент-это Борис Яковлевич. Он был у меня учителем биологии в Магнитогорске. Будучи детьми, мы полностью не осознавали, что наш педагог, наш классный руководитель еще и великий поэт. Когда мы всей школой выезжали за город играть в "Зарницу, вечером у костра Борис Яковлевич пел нам свои песни. Он никогда не говорил, что это он написал эти песни.
  У нас был очень интересный кабинет биологии. БЯ сам его оборудовал. Он был как райский уголок на самом деле. Зайдешь туда, очень много растений было, при чем, такие высоченные, какие-то фикусы высокие, диковинные растения, и там было еще много животных у нас, клетка с бурундуками, черепашки аквариум с рыбками. За всей живностью он ухаживал сам. Один раз мальчишки даже хотели испытать, будут плавать черепахи в аквариуме или нет? Но БЯ успел это предотвратить!
  Он был строгий педагог, и конечно справедливый но говорил всегда очень тихим голосом, никогда его не повышал на учеников. И мальчишки его не боялись, но тем не менее он пользовался огромным уважением. Он был у нас просто учителем. Сначала играл только на баяне. Первые аккорды на гитаре показал ему его ученик Пестунович Юра и после этого он начал играть на гитаре. Он был очень скромным и никогда не афишировал, что он пишет песни. После походов в Башкирский заповедник, а уже осенью делали СтенГазету на ватмане. Вывозил ребят в походы выходного дня, где рассказывал деревьях, учил разжигать костер, устанавливать палатку.У нас в те годы практиковали Зарницу. Последнюю субботу месяца мы выезжали на Зарницу в Абзаково. Там мы разжигали костер, ставили палатку, было ориентирование на местности. А днем там у костра он пел песни под гитару, даже стесняясь, потому что он еще только-только начал учиться. Прекрасно помню, как он пел "Синицу"-"Синенькую песенку"и помню "Стелется дым". Уже после школы, учась в институте, я ездила на Слеты в эти годы с 1976 по 1982 постоянно ездила, как раз время такое было, что первые слеты начинались и в Ильменском заповеднике и здесь у нас в Урал-Тау, и легальные и нелегальные. И он там всегда участвовал, заявлялся и пел там. На этих слетах его представляли как основателя бардовской песни, как директора Клуба. На этих фестиваля всегда были Митяев со Старцевым, Виктор Мельников. БЯ занимался с детьми, приобщил их к авторской песне, ведь раньше негде было достать, на радиостанциях ничего не было, это е был дефицит, а у него всегда были все записи, и Первого Грушинского фестиваля и все концерты. Ребята у него все списывали и учили и пели в лесу эти песни. В город приезжали Суханов, Дольский по 2 раза в год. Концерты были в старом Магните на Лев.берегу. Был даже Никитин один раз.
  Очень интеллигентный человек и очень скромный, никогда не привлекал внимание, и мы почти ничего не знали. Даже не имел педагогического образования, а только техническое, но по сути своей был истинный, настоящий педагог. Никогда ученика не унизит, даже если пошутит, то по-доброму, тихо говорит. Но чтобы его услышать, надо замолчать.
  Владимир Самусенко, ученик школы ?25: "Первый раз я встретил его в 1968 году, когда пошел в 5 класс. Борис Яковлевич вел у нас ботанику, он был учителем хоть и строгим, но прощал все наши шалости. В то время он начал уже организовывать походы, водить в них старшеклассников. Походы были в основном недолгими - 2-3 дня, да и бродили недалеко - по Башкирии в основном. Два крупных похода были у нас в 8 и 9 классе - мы шагали целых две недели, причем ходили не просто так, а с работой, целью. Много фотографировали на фотоаппараты, мыли раскопанные черепа...
  Борис Яковлевич был хорошим учителем. Позже он вел у нас зоологию и биологию. Он любил детей, был увлечен своей работой. Когда издал книгу, собрал нас, походников, у себя и подарил нам по экземпляру. Там были стихи. Вообще, все его творчество началось с баяна, только в конце 60-х он начал осваивать гитару, сочинять музыку для своих стихов. Обучился он игре на гитаре сам, безо всяких помощников.Бывало, мы становились первыми слушателями какой-нибудь новой, еще никому не известной, песни."
  Сергей Круглов, учащийся школы ? 25, работник ММК автор-исполнитель: "После закрытия 59 школы я перешел в 10 класс школы ?25, где учителем биологии был Борис Яковлевич Браславский, и к сожалению, я на тот момент не знал, какой он замечательный бард и какой он замечательный человек, какой биолог. Просто при нем я стал по-другому к биологии относиться, он настолько все делал с душой... для меня до этого это был скучный предмет, казалось бы, ну что там , клетки эти всякие изучать, а вот при БЯ как-то и биология лучше пошла, да он мне еще и пятерку годовую поставил, хоть я и не заслужил, но он мне все-таки поставил.
  Был один случай, когда БЯ принес нам рукописный текст песни Серега Санин. До этого я тоже ее не слышал, сказать честно, бардовскую песню еще совсем не знал в то время, кроме немного Высоцкого, Визбора, Кукина...а по большому счету не знал. Он нам принес эту песню и говорит ребята помогите общему делу, я вам каждому раздам по листочку, а вы перепишите это все под копирку, то есть надо было размножить это все, орг.техники в то время не было и мы ее размножили. И когда я все это прочитал, мне понравилась песня. На наш вопрос БЯ ответил что Юрий Визбор написал такую песню замечательную. И я тогда подумал, что надо же что БЯ еще и таким делом занимается...ведь я тогда не знал, что он - автор, а об этом обо всем я узнал позже, когда мы стали сами ездить в походы и пели песню "Стелется дым"и что автор ее Борис Браславский., и я тогда подумал: Эх, годы бы вернуть назад! Можно было бы обо всем с ним поговорить, но вот к сожалению вот так получилось...Очень он мной уважаемый человек и как учитель-преподаватель, как автор вообще вне всяких слов. И еще у меня мама тоже учитель математики и работала там же, и БЯ ей подарил свой Сборник песен "Ласковый костер", и я его выпросил и сейчас он хранится у меня, и так он мне нравится, что я его переодически перечитываю, и мне лично очень нравится насколько глубоко он вникает в образ и как он пишет. Это человек, который был вроде бы рядом, и в то же время на столько ступенек выше находится."
  Надежда Палий, педагог, директор Пб ЦДОД: "Я встречалась с Браславским только один раз. Он работал учителем биологии в 25-ой школе, а я только закончила институт и работала старшей вожатой школе ?33, и мы поехали с командой от школы в Арский камень на Турслет учителей, молодая, неопытная, зеленая, скромная такая...Как всегда были соревнования, а запомнила его таким: компанейский, очень доброжелательный, добрейший человек. И когда в один из дней сидели и пели у костра песни и я тогда влюбилась в него, по-хорошему конечно... И тогда я попросила у него слова песен, в том числе "Стелется дым" и еще какие-то песни. Он дл слова, и потом, мне эти песни очень пригодились, потому что работая руководителем пионерского штаба, и в регламенте обязательно у нас был муз.час и мы все эти песни разучивали. Жена БЯ была энтузиастка своего дела, я с ней тоже была знакомы, у нее был класс и она очень любила воспитательную работу, что не все руководители любят...А песни его талантливы однозначно, в те застойные годы все разучивали самодеятельные песни и конечно песни Браславского.
  Наталья Троицкая, руководитель клуба авторской песни "Диалог", заведующая музея Б. Ручьева:
  "Он был руководителем Клуба авторской песни как раз в то время, когда я была руководителем детского Клуба авторской песни. Могу сказать, что у нас он был больше известен не как автор-исполнитель , а больше как личность. Для меня лично он был очень интересен тем, что не смотря на слабое зрении, он был инвалид по зрению, не унывал, продолжал активную деятельность, ездил на слеты, был знаком с Дольским, Визбором, Никитиным, Сухановым. С ними всеми он был знаком и у него были целые истории о встречах с этими выдающимися людьми. И когда он рассказывал, можно было его слушать часами. Во-первых, он был интеллигент до мозга костей. Во-вторых, это была такая харизматичная личность, поэтому он и с людьми такого же порядка и такого уровня. Из его творчества многим известна его песня "Стелется дым", многие ее поют и даже не подозревают, что ее написал Браславский. А мне у него нравилась песня "Синица пела синенькую песенку", у него было много шуточных песен. Пусть как гитарист он был в общем-то никакой, честно говоря, но он так вкусно подавал свои песни, они были незатейливые, типа окуджавских, но в то же время, в чем нельзя отказать, так это в том, что в них смысл то какой, глубина какая! Слышала его выступления на сборных концертах, иногда когда приходила в городской Клуб, а вообще он был просто хорошим организатором, умел собирать и сплачивать людей вокруг себя, поддерживать молодежь, никогда не был брюзгой, был очень интересный человек. Кроме того, он в молодежи замечал искорку и давал толчек к развитию. Так он поддержал двух мальчиков, Виктора Романова и Толю Толкис, учеников Ирины Трофимовны, у которых она заметила талант и показала ему, а он отправил уже их ко мне в клуб.
  Позже мы встречались с Б.Я. в Санкт-Петербурге. Я возила детей в туристическую поездку , и подумала, что, как так, быть там и не встретиться? созвонилась с ним, он очень обрадовался услышав мой голос. Все-таки весточка из Магнитогорска, конечно ностальгия по городу у него была, ведь вся жизнь практически была прожита здесь.
  Евгений Биринцев (г.Самара) студент МГМИ(МГТУ), исполнитель авторской песни, педагог муз.школы: Борис Яковлевич действительно сыграл в моей судьбе значительную роль, хотя сам он об этом и не подозревал.
  Дело было так. В 1981 году я поступил в МГМИ на горный факультет. В институте меня удержала агитбригада, песня и научная работа, иначе бы бросил - не моё это. Словом, на первом курсе мысли были о Гнесинке и пр., хотел бежать. Но в марте 1982 года Таня Браславская (дочь) пригласила, через мою однокашницу, к себе домой. Тогда впервые и встретился с Б.Я. (Борисом Яковлевичем). Амбиций у меня было как грязи. Стыдно вспоминать. Б.Я. предложил мне поучаствовать в фестивале авторской песни "Урал-Тау". И стал мне ставить песни для репертуара. Тут-то крышулька моя и съехала, амбиции поубавились. Что ж я раньше пел?
  А коллекция у него огромная. Так я стал приходить к нему в гости слушать песни. Такая коротенькая история.... Но с тех пор я живу в мире авторской песни. Тем и счастлив!"
  Марина Путенихина(г. Белгород), педагог, руководитель КСП при МГПИ:
  "Когда мы пришли в Городской клуб авторской песни, еще ничего не знали, и Станислав Мыльников всегда ругался и говорил " голая эстрада" со своим характерным французским прононсом. Ну и пришлось нам искать что-нибудь. Так и побывали однажды у Браславских дома, там у них было множество пленок с записями, целая стена - шкаф, подбирали нам с девчонками репертуар. Предлагала, в основном, Татьяна, его дочь, ну и сам Борис Яковлевич, конечно, советовал тоже."
  Татьяна Клочихина(г. Миасс), руководитель клуба авторской песни, исполнитель авторской песни.
   Конечно, я его знала. Он обычно в зимние каникулы всегда приезжал в город Миасс выступать перед ребятами в зимний лагерь. Как-то и я с ним вместе выступала. Потом они уехали в Питер. И когда я с Оленичевыми ездила на Петаккорд, мы встречались с его дочерью, она приходила на концерт Конечно же когда-то пела его "Синенькую песенку" и что-то еще Конечно, встречи были редкими, но осталось ощущение какого-то тепла.
  советовал тоже.
  Сергей Черепанов, блогер, активный пропагандист авторской песни. "ЧЕЛОВЕК,ЛЕГЕНДА-АВТОРСКОЙ ПЕСНИ!!!!!! ДОБРОТА И ДУША-АВТОРСКОЙ ПЕСНИ!!!! ПЕСНИ БОРИСА БРАСЛАВСКОГО НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ В МОЁМ СЕРДЦЕ!!!!!!"
  Вывод: Для сбора информации о разных сторонах личности Бориса Яковлевича Браславского, как автора, как педагога, и как человека, мы нашли и изучили 4 публикации городских и областных газет, характеристику Л.Коробицыной из книги о ленинградских бардах, опросили 27 человек, из них побеседовали с 19-ю, знавшими Бориса Браславского, жителями Магнитогорске и др. городов (Челябинск, Самара, Белгород, Ноябрьск, Миасс). В результате нам открылись неизвестные факты жизни, новые грани его разносторонней творческой личности, неожиданные черты характера. В первую очередь Б.Я. характеризуется как неординарный педагог, "учитель от бога", эрудированный, интеллигентный, умеющий увлечь не только детей, но и взрослых, зажечь в людях искру творчества и познания. Но, работа в школе не ограничивалась одной биологией, здесь Б.Я. широко занимался внешкольной воспитательной работой, это были и туристические походы и биологические экспедиции с исследованиями и, конечно, авторская песня, которую он коллекционировал и пел сам, и которой всегда делился с окружающими его учениками и взрослыми, ведь ее тогда еще мало кто знал, жанр только зарождался. Все, кто слышал тогда Браславского, с восторгом отзываются о его исполнении. Да и высокие звания Лауреата Грушинского и трижды Ильменского фестивалей говорят сами за себя. Его песни разучивали и пели на фестивалях, а песня "Стелется дым" стала поистине народной. Характеризуя Б.Я. как человека, многие отмечают его харизматичность, доброту, уважение к собеседнику, готовность прийти на помощь, удивительную скромность и отменное чувство юмора.
  ГЛАВА 3 . ТВОРЧЕСТВО БОРИСА БРАСЛАВСКОГО. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  Из рассказа дочери Бориса Браславского мы знаем, что он сочинил около 100 стихов и песен, но мы можем прослушать только 63 из них, содержащихся на одноименном двойном Диске "Ласковый костер", изданным посмертно в 2012г. в Санкт-Петербурге.[15] В Предисловии к Диску те же слова: "Ночью костер ласково светится..."- эти строки поются уже не одним поколением туристов. Далеко не все из них знают, кто написал песню, главное - поют. Не только "Дым", но и другие, которые становились лауреатами фестивалей авторской песни в Куйбышеве, Челябинске и иных "песенных городках". И вот впервые песни и стихи магнитогорца Бориса Браславского собрались под одной обложкой в книге "Ласковый костер". Каждый, кто хоть раз пел у костра под гитару, найдет здесь что-то свое. А особенно интересен будет сборник тем, кто любит дорогу и без нее и песен о ней не мыслит своей жизни. Независимо от возраста."
  Прослушав и проанализировав песни, мы дали краткую характеристику каждой песне в отдельности, а так же классифицировали их по тематике (о чем написана песня, на какую тему). Для этого мы выделили 6 самых актуальных и распространенных в АП тем и каждую песню отнесли в ту или иную тематическую группу: Туристические (9); Военные (1); Природа(8); Философия (13); Любовь, взаимоотношения (15); Шуточные, юмор (15). Результаты отражает "Тематическая классификация песен Б.Браславского." (Таблица 1)
  Дым. Эта песня стала визитной карточкой Б.Браславского. лирическая, очень естественная и ...мелодия, как будто бы знакомая и сразу запоминающаяся, напоминает русскую народную песню, поэтому, и исполняется в обработке русской народной песни. Смысл философский, о событиях жизни человека, любви, переживаниях. Автор использует сравнение седины волос человека с серым цветом дыма костра. Главная идея песни в том, что с годами человек не меняется.
  В синие-синие ночи. О любви, чувствах, лирическая, тихая, о радости любви к одной женщине от юности до седин.
  Утренняя песенка о пробуждении любимой и природы, здесь они слиты воедино. Бодрая, юная, маршевая мелодия.
  Красивые женщины . О красоте женщин, которая представляется автору как чистый снег. Сквозит юмор, шутливое отношение мужчин к красивым женщинам, как к снегурочкам. Протяжная, задумчивая. Заканчивается вопросом.
  На тебя смотрю. Шутливая, в форме народной частушечной песни, обращается к природе за помощью.
  Страна звезд. Очень серьезная, немного с пафосом, напоминающая советские песни из кинофильмов. О суровой жизни походных людей, туристов, которые ценят звезды, а не рубли.
  Эвакуация. Песня рассказывает о времени ВОВ, когда семья эвакуировалась на Урал. Музыка передает движение и стук поезда, страх ребенка перед опасностью врага.
  Обелиски. Посвящена погибшим альпинистам. Передает активное движение поднимающихся в горы людей, красоту природы, и чувство памяти о погибших и желание жить за них.
  Что-то взгрустнулось. Песня -воспоминание о бывшем чувстве, которое, как угли остыло. Постоянно сравнение душевного состояния человека с природой. Вальсовый ритм передает легкость грусти. "Радость прошедшая через печаль". Все в жизни перемешано.
  Зяблик. Бережное отношение к природе, птицам, всему живому. Очень красивое описание утреннего леса. "Прозрачное утро", "нежное кружево берез", "перламутр росы". Кажется, что образ зяблика отражает самого Бориса Браславского.
  Девченка. Песня написана в форме городских куплетов, в быстром темпе, с подвижной мелодией, изображая женский характер. Сравнение чувства с грозой, от которой лучше спокойно уйти.
  Затянувшийся роман. В романсовом стиле, в медленном темпе, затягивая, передавая скуку и усталость в исполнении. То замедляя, то возвращаясь к первоначальному темпу. Действительно как карусель.
  Воздушные качели О романтике воздушных перелетов и о личных отношениях.
  Я пошутил. Легко поется о серьезных отношениях. О различии простой влюбленности и серьезной любви. Автор использует сравнения с морской тематикой - кораблик, волна, тону. Вальсовый ритм.
  Ты стояла у причала. Шуточная танцевальная, веселая песенка. О прелестях путешествий, открытии Америк.
  Новогодняя ночь. Теплая, сказочная песня. О романтике Нового года, чудесах. О разнообразии жизни, кто-то уснет, а кто-то что-то найдет.
  Я люблю. Красивое признание в любви. Чувствуется открытость, полет, вдохновение. Первая любовь как весенний ветер. Припев поется медленнее, нежнее.
  Голубенький шарик. Песня написана по известной всем "Крутится вертится шар голубой". О житейской мудрости. Но автор не хочет быть как все, умнеть, а хочет оставаться чистым и наивным.
  Ребята побалдеем. Очень веселая песня бардов. Упоминаются Высоцкий, Кукин. Поется от лица всех поющих. "Гитару любим больше чем жену." Форма куплетной городской песни, похожа на песни Высоцкого.
  Проводница. Теплое отношение в дороге к проводнице, как к хорошему человеку.
  В поезде. Песня-репортаж о поездке в поезде. На мелодию песни "Очи черные". С юмором о голодных, поющих туристах.
   Во рту уже два зуба не хватает. С сарказмом и самоиронией автор пишет о старости, но не верит сам тому, что говорит. Быстро, весело.
  Мы до старости мальчики. Песня о нестареюшей душе, желании любить в любом возрасте.
  Узелок. Трепетная, взволнованная песня о любви. О невозможности разрыва отношений. Узелок олицетворяет крепко связанные чувства.
  Синенька песенка. Песня как будто бы навеянная пением синицы, а может быть просто игра слов "Синица" и "синенькая". Песня и о красоте природы и о человеческом восприятии ее, о любовании этой красотой и гармонии человека и природы.
  Осень. Очень поэтичный образ осени. Красивые обороты, эпитеты об осени. Аналогия осени с периодом жизни человека, со зрелостью.
  Весна. Песня о наступлении весны. Весны поздней и долгожданной, как поздняя любовь в жизни человека. Музыка кокетливая, танцевальная.
  Сердце. Песня о безвозвратной юности. Поется с легкой грустью, сожалением. Вначале несколько раз поется о молодой голове, а в конце, о сердце, которое сжимается от воспоминаний молодости.
  Чудаки. Очень светлая, радостная песня о том, что все в человеческой жизни проходящее: и любовь и разочарование. Песня учит принимать жизнь со всеми ее радостями и печалями. Звучит как вальс жизни.
  Новые пути. Мудрые советы о развитии творческого человека, подобно "Пожеланию друзьям" Окуджавы. Звучат слова под энергичный ритм и бурление жизни.
  Диск 2
  Дорога(Ты пойми). Песня дорог. О любви к путешествиям, дороге, природе родного края. Идет под размеренный человеческий шаг. И только в конце песни автор говорит о человеке, который тоже необходим рядом.
  Каждый слет. Фестивальная песня, написана в духе советских агитационных песен. Контрастом звучит Припев о тишине после окончания слета. Классический и традиционный для АП шести-дольный вальс.
  Здравствуй, Волга! Песня о реке Волге. Обращение к реке, восхищение, любовь к этим местам. Звучит как протяжная песня.
  Что со мной случилось. Шуточная, залихватская песня. О рутине быта и желании героя окунуться в романтику туристического похода.
  Большая перемена. Шуточная песня о желании учителя бросить всю рутину работы в школе и вырваться на свободу, на Север, в снега. Но эта перемена в настроении учителя оказалась большой переменой в школе.
  Ориентировщик. Шуточная песня. Сон, в котором герой участвует в соревнованиях и ищет КП. В духе песен Высоцкого, со множеством куплетов, в форме частушек, в быстром темпе, предающем гонку.
  Она судья республиканской категории. Шуточная песня о накале и спортивного состязании и накале чувств на туристском слете. Используется мелодия известной песни Высоцкого и написана в его стиле.
  Маркированная трасса. Шуточная песня в стиле Высоцкого про специфику спортивных туристских соревнований.
  Эстафета с ориентированием. Типичная шуточная песня про туристские соревнования и оплошность героя.
  Дождик. Песня о дожде на слете. Обращение к дождику. Легкая, веселая песенка не смотря на нерадостный сюжет.
  Я на подъемах отставал. Шуточная песенка про туристический поход и влюбленность "с дуру".
  Нас качали вагоны. Песня о походах учителя с ребятами.. Романтичная, теплая, дружеская. С обращением к ребятам "Вы -мои, а я -ваш".
  Спелеолог. Очень смешная песня о спелеологе, который насквозь прошел земной шар. Интересная мелодия, взятая из знакомой песни. Смешные обороты в речи.
  Переправа по канату. Шуточная песня о том, как участник соревнования повис на карабине.
  Переправа по бревну. Шуточная песня о нелюбви неудачливого туриста к бревну.
  Глазам не верю. Легкая, веселая песенка о дружбе. О друзьях в походах и в жизни.
  Во сне ты хмуришь брови. В энергичном темпе, призывая идти в поход песня, описание пробуждающейся утром природы и непростой жизни туристов в суровых походных условиях.
  Вечерняя заря. Медленная, протяжная, тихая романсовая песня о закате. Описывает красоту угасающего дня, умиротворение в природе и в душе.
  Взлетают искры к небу. Песня -посвящение другу горному. В песне говорится о походах, дорогах, о костре, о песне Ассоль.
  Много влево, много вправо. Раздумья о жизни. О ее многообразии и выборе человека. Вывод автора, главное чтобы "были руки, да варила голова". Настроение песни позитивное, жизнеутверждающее, веселое.
  Пора и нам уже подумать о ночлеге. Философская песня. Критичное отношение к себе, оценка и подведение итогов своей жизни, усталость от дел, и желание отдохнуть.
  Одиночество. Рассуждения о жизненной ситуации одиночества.. Но не грустное, а веселое и с верой в будущее.
  Я тебя не люблю. Написана в стиле любовного романса. Последний куплет логично повторяет первый, в итоге очень цельная по форме песня.
  Зимушка-зима. Восторг от красоты зимней природы и от женской красоты. Все как в сказке, переплетаются и описание природы и чувства. Музыка передает быстрый темп катания на лыжах, накал чувств.
  Березы. Постоянные спутницы автора. О них он рассказывает с любовью, нежностью, очень лирично, одушевляя их. Своеобразная мелодия, протяжность, красивость в исполнении.
  Вот-вот зеленых почек фейерверк. Песня о возвращении весны в природе и в чувствах человека. О том, что любовь не кончается. Музыка передает свежесть природы весной. Звучит светло, с тихой радостью.
  Кузнечик. Детская песенка. Бодрая, мудрая, с любовью к природе, бережному отношению к ней. Интересная, самобытная мелодия рисует образ кузнечика, который все время дребезжит.
  Ромашковый июль. Очень поэтичная, красивое описания летнего леса с ромашками. Любование природой и женщиной. Уменьшительные слова и музыка передают ласковость, нежность и юный возраст героев.
  Я рисую детство. Песня написана от лица девочки, которая прощается с детством и рисует его. Оригинальная мелодия и аккомпанемент размеренного характера, образ школы.
  В день рожденья. От лица женщины, с ощущением беззаботного детства, светлого дня, дня рождения с ожиданием подарков.
  Колечко. Песня девушки с просьбой о суженом. И слова и мелодия соответствуют стилю лирической русской народной песни.
  По результатам нашего анализа мы можем судить о тематическом разнообразии песен Браславского, среди которого тема любви и шуточные песни занимают большую часть и являются наиболее характерными для творчества Браславского. Отзывы знакомых Б.Я. подтверждают, что в его репертуаре были чаще веселые, шуточные, веселые песни, а лирические и медленные были скорее исключением из правила.
  Вторую по количеству группу составляют песни философские, рассуждения о жизни, почти всегда жизнеутверждающие, с позитивным настроем. Большое и важное место в творчестве Б.Я. отведено песням о туристических дорогах и о природе, которые порой очень трудно отделить, так как они тесно взаимосвязаны.
  К тому же, в песнях Браславского состояние природы часто соотносится с состоянием человека, на фоне красоты природы часто присутствует красота человеческих отношений.
  Возможно, что именно это слияние человека и природы делает творчество Браславского таким гармоничным и притягательным? Любовь к природе, восхищение ею, любование ее березками, закатами, птицами, и даже кузнечиком, окрашивает все его творчество.
  Говоря о поэтическом стиле Браславского, приведем слова журналиста Иванова: " Поэзия Браславского - неспешная, несколько элегическая, лишенная суеты и напора не только в содержании, но и в самой манере подачи стиха. Она напоминает нам, осевших в пыльных городах, о походах, палатках, ночевках на берегах кристально чистых горных речек, о долгих песнях у костра Она говорит о человеческих чувствах, которые тоже должны быть кристально чисты. Но поскольку поэт, как бы он ни вел себя в жизни, в стихах своих предельно честен, то и видно в них, как противоречивы и непостижимы могут быть чувства человека:
  "Самолет, как большие качели,
  То - к тебе, то опять - от тебя,
  Сколько раз мы друг к другу летели,
  Торопясь, сомневаясь, любя."
  Кроме лирических и туристских циклов, в сборник вошли стихи и песни, объединенные заголовком "Не для взрослых", в которых много светлого, смешного и неожиданного. Книжечка "Ласковый костер" невелика, но достойна внимательного чтения.[3]
  Анализируя музыкальную составляющую песен Браславского можем сказать, что в основном это традиционная классическая АП, при чем, некоторые песни интонационно напоминают стиль Визбора, Высоцкого, Окуджавы, советские массовые песни, часто используется форма русской народной песни, а так же, частушки, романс, вальс, танцевальные ритмы и мелодии. Браславский иногда намеренно применяет стилизацию, использует известные и узнаваемый мелодии песен, таких как "Очи черные" или "Крутится, вертится шар голубой" и др.
  Несмотря на далеко не совершенное владение гитарой, и простой, незатейливый аккомпанемент, Б.Я. был ярким и талантливым исполнителем. Его коллеги и слушатели очень высоко оценивают его исполнительское мастерство. Думаем, что в этом ему помогала искренность, теплый и мягкий тембр голоса и харизма.
  Песни Браславского исполнялись в разное время самыми разными исполнителями а в разных стилях и с самыми неожиданными аранжировками. На сайте Бардлагеря Барзовка представлены только некоторые из них[15].
  Самой любимой и исполняемой песней без сомнения стала "Стелется дым". Другие популярнейшие песни: "А утром в белой пене простыней...", "Девчонка", "Дым", "Затянувшийся роман", "Ищите новые пути", "Красивые женщины", "Мы до старости мальчики...", "На тебя смотрю, а мне кажется...", "Обрастаю стихами я...", "Рождение стиха", "Синенькая песенка", "Страна звёзд", "Узелок", "Утро", "Чудаки".
  Все свои песни Борис Браславский написал на собственные тексты (за исключением одной, "Уральские зори", написанной на стихи поэта Владилена Машковцева). В 2005 году ансамбль "Белый день" выпустил диск "Лейся песня", где исполняет песню "Дым" Бориса Браславского как народную, без указания автора.
  Вывод: Изучив и обобщив литературу, публикации, и отзывы собеседников о творчестве Браславского, учитывая наш собственный литературно-музыкальный анализ стихов и песен, считаем, что большинство песен Браславского позитивного, веселого и даже шуточного характера. Песни лирические, протяжные и медленные скорее исключение в творчестве автора. Песни написаны в классической традиции, некоторые по стилю напоминают песни В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима. В них бесхитростные слова и простые, естественные мелодии, и в то же время глубокий смысл и особая душевностью. Не смотря на минимум гитарного аккомпанемента, Браславский умел преподнести свои песни очень ярко и интересно. Благодаря обаянию, глубине и харизме его личности вырисовывались яркие, самобытные музыкальные образы. Автор безусловно обладает талантом и не смотря на кажущуюся простоту, его песни отличаются целостностью, то есть синкретичностью, так характерной для жанра авторской песни. Большинство лирических песен наполнены теплотой и бережным отношением к природе, любованием ее красотой.
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Подводя итог нашей поисково-исследовательской работы можем сказать, что достаточно широко и подробно освятили личность Бориса Браславского и определили его роль в бардовском движении в городе Магнитогорске в 70-ые годы. Благодаря найденным публикациям того времени и множеству воспоминаний и отзывов, которые мы собрали и представили в краткой форме, мы убедились, что имеем дело с выдающимся человеком, много сделавшим для развития бардовского движения в городе и за его пределами, а значит и для развития культуры города в целом.
  Мы узнали, что за свою жизнь Б.Я работал агрономом, учителем биологии, был руководителем турклуба в школе, основателем, руководителем, а позже Президентом Городскго КСП, занимался исследовательской, организационной работой в школе, много читал, увлекался искусством, играл на баяне, на гитаре, коллекционировал записи АП, был талантливым автором-исполнителем(около 100 песен), участником и победителем Грушинского и Ильменского фестивалейа, в последние годы жизни в Санкт-Петербурге даже снимался в кино, писал эпиграммы.
  Изучив социокультурную ситуацию зарождения жанра АП в стране, в области и в Магнитогорске мы выявили большую пропагандистскую работу Б.Я. Так как он был знаком с известными московскими бардами, дружил с КСП-шниками из других городов, бывал на всероссийских фестивалях, где представлял Магнитогорск, а затем в свою очередь делился услышанным с единомышленниками в родном городе. Многие ученики Б.Я. стали любителями, авторами- исполнителями и преданными продолжателями и поклонниками фестивального и бардовского движения.
  Кроме того, Браславский был первым, кто основал и возглавил Городской КСП и бардовское движение в Магнитогорске. Его "товарищи по цеху" Наталья Троицкая, Константин Просеков, Лариса Коробицына отмечают его организаторскую роль, считая его идейным вдохновителем и лидером магнитогорского бардовского движения.
  Все это подтверждает нашу гипотезу, что если бы не деятельность Бориса Браславского, АП в Магнитогорске не имела бы такого яркого развития.
  Борис Браславский является ярким примером личности многогранной. Помимо его заслуг в авторской песне, педагогике и туризме, он обладал прекрасными человеческими качествами, был интересным, эрудированным, интеллигентным собеседником, харизматичной личность.
  Я считаю, что выбранная мною тема важна и актуальна, т. к., в связи с возникновением новых, современных направлений в музыке, люди стали забывать заслуги самобытных авторов-исполнителей прошлых лет, чье творчество достойно внимания. Как говорится, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Поэтому считаем, что заслуги Бориса Браславского не получили должную оценку в родном городе. В библиотеках города нет ни одного Сборника песен Браславского, его имя мало знакомо в культурных и литературных кругах города, а из песен известна, по большей части, одна "Стелется дым". Не имел продолжения и молодежный фестиваль авторской песни памяти Браславского, состоявшийся по задумке С. Мыльникова в 2013г.
  Считаем необходимым и своевременным выпуск песенного сборника и диска Б.Браславского в Магнитогорске, продолжение традиции молодежного фестиваля памяти Браславского, а возможно, и установку именной мемориальной доски.
  Мы можем гордиться, что у нас в городе жил и работал такой одаренный, яркий автор-исполнитель, человек неординарный, харизматичный, выдающийся педагог, основатель и пропагандист бардовского движения.
  Библиография
  1. Браславский Б.Я. Ласковый ветер. Стихи и песни). - Магнитогорск, "АРС-Экспресс", 184 с.
  2. Владимиров В. Звучат над озером песни... В.Владмиров //Челябинский рабочий. - 1978.-22 июн.-С.4
  3. Иванов К. Поэзия с дымком костра/ К. Иванов//Челяб. рабочий. - 1995. - 29 апр.
  4. Кряквин В. Растут настоящие хозяева/В.Кряквин//Магнитогор. Рабочий.-1973.- 17апр.
  5. Левит А.И. Браславский Борис Яковлевич/А.И. Левит//Челябинская область: энцикл.: В 7-ми т. Т.1.- Челябинск. - Каменный пояс, 2004.-С.487.
  6. Леус Т. Этот слет мы долго будем помнить...:Заметки с шестого областного слета самодеятельной песни /Леус Т.; Мозговой В. //Магнитогор.рабочий.-1978.-26 июня.-С.3
  7. Нам есть что сказать. Песни ленинградских - петербургских авторов,
  1980-е - 2000-е годы. / Обл. Л. Вихоревой, А. Бахтина. Илл. В. Вихорева. -
  СПб.: Всерусскiй Соборъ, 2014. - 800 с.
  8. Серебряный Ильмень: Страницы биографии фестиваля авторской песни/Сост. Л. П. Коробицына Л.-Челябинск : Южно-Урал. кн. изд-во, 2001.-240с.
  9. Авторская песня, сайт Википедия [Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F
  10. Браславский Б.Я., Биография, сайт Википедия [Электронный ресурс].URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  11. Морозова Я.С. "История авторской песни в городе Магнитогорске", ч.1, 2010г., сайт Журнал "Самиздат" [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/m/morozwa_j_s/avtorskayapesnyavmagnitogorske.shtml
  12. Морозова Я.С. История авторской песни в городе Магнитогорске, ч.2, 2011г., сайт Журнал "Самиздат" [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/m/morozowa_jana_stanislawowna/antologijaawtorskojpesniwgorodemagnitogorske.shtml
  13. У Цзя-цин "Бардовское движение в контексте культуры повседневности в период "оттепели" Диссертация (автор:У Цзя-цин, РГГУ, М.2010)
  [ Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/bardovskoe-dvizhenie-v-kontekste-kultury-povsednevnosti-v-period-ottepeli
  14. Браславский Б.Я., Сайт Бардз.ру, страничка на сайте[ Электронный ресурс].URL: http://www.bards.ru/person.php?id=1952
  15.Браславский Б.Я. Диск песен "Ласковый костер", сайт Барзовка [Электронный ресурс].URL: http://barzovka.shop-mink.com/songs.html
  16. Видео-запись "Выступление Бориса Браславского в клубе Восток", сайт сайт Барзовка[ Электронный ресурс].URL: http://www.bards.ru/person.php?id=1952
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"