Мошкович Ицхак : другие произведения.

Брачные паутины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О любви в словах не говорят


   Брачные паутины
  
   "...О любви в словах не говорят.
   О любви лишь думают украдкой,
   Да глаза, как яхонты горят" - С.А.Есенин
  
   Научно доказано, что, когда глаза горят, как яхонты, всякое вмешательство извне под предлогом различий в цвете кожи, форме носов, этнической, классовой или конфессиональной принадлежности - абсолютно неэффективно, и самое разумное: отступиться, оставить попытки что-то изменить и вовсе не поднимать этого вопроса. Тем более, что при выборе между браком по любви и браком по расчету расчетливые люди отдают предпочтение браку по любви, так как жениться без любви нерасчетливо.
   Мы вступили в XXI век, имея такие развитые средства информации, связи и транспорта, с такими открытыми границами между государствами и группами людей и при всем этом в обстановке такого обвала духовности, что никаких инструментов влияния на решения такого рода, как выбор подруги или друга жизни, давно уже не существует. В крайнем случае можно посетовать, поворчать по-стариковски на тему о том, как было прежде и что об этом сказал прадед моего деда, а также слегка позлорадствовать на тему о том, что, дескать, ну, вот, видите, к чему приводят эти ваши мезальянсы?
   Впрочем, об этом поговорить все-таки стоит.
   ***
   В Зале имен я как в кругосветном путешествии. Только наоборот: мир вертится вокруг меня. В том смысле, что приходят люди со всех континентов и стран.
   Однажды к моему дэску подошел парень в черном костюме, кипе и с бородкой, из тех, которых по какому-то недоразумению называют "ортодоксами", хотя сами они называют себя иначе. Вообще, среди людей довольно широко распространена манера давать людям такие имена и клички, чтобы их это коробило. Эту категорию людей чаще всего называют "пейсатыми", "датишниками" и даже "пингвинами", что по идее должно указывать на их неполноценность по отношению к тем, кто без пейс, без "дат" (религии) и без белой рубашки под черным пиджаком.
   Этот был англоязычным и родом из Австралии. Разговорились.
  -- Родители моего отца мусульмане, из Турции, а родители мамы - польские евреи, бежавшие перед войной в Великобританию. Папа и мама никогда не были религиозными, а познакомились, когда учились в университете.
   Можно себе представить эту польско еврейскую семью, которой только турка в их мишпухе и нехватало, и имигрантов-турок, перепуганных перспективой видеть за своим столом эту идыше мейделех. Словом, с двух сторон началась форменая травля обоих влюбленных. А кончилось тем, что оба сбежали на Крит, и оттуда - подальше от Турции, Польши и Британии - аж в Австралию, где они с Божьей помощи поженились, устроились и абсорбтровались. И стали благополучными австралийцами. Словом, все было так хорошо, что аж противно рассказывать. И только в день получения сыном университетского диплома, они поняли, что все не так-то просто. Наш "затурканный еврей" пришел к родителям и сказал:
  -- Извините, дорогие, но теперь я должен узнать, где мои корни, и каковы они. Поэтому, если мама не возражает, то я отправляюсь в Сирию изучать ислам.
   Мама не возражала и он года полтора учился в Сирии.
  -- Ну, и как?
  -- Интересно. Но там я случайно узнал, что, если я еврей по матери, то по еврейским законам это означает, что я и есть еврей. Наверняка, моя мама сама этого не знала, так как это ее никогда не интересовало. Словом, вернувшись домой, я опять посадил перед собой родителей и сказал им, что теперь хочу понять, что значит быть евреем. А для этого я хочу поехать в Израиль и послушать еврейских учителей. Родители не возражали.
  -- И?..
  -- И вот уже год, как я учусь в ешиве.
  -- Что-нибудь понял и решил?
  -- Это не так просто. Нужно время.
  -- Однако, зачем это все тебе? Ты австралиец. Этого недостаточно?
  -- Нет. Я люблю своих родителей, но они создали ситуацию, при которой я должен выбирать. Не между ними - Боже сохрани! - а между тем, что они прячут, каждый за своей спиной. У меня бы вовсе не было вопроса: кто я? Вопроса о моей идентификации, если бы оба не принадлежали к разным...
  -- Разве все мы - не одно человечество? Разве просто быть человеком и частью человечества не достаточно?
  -- По профессии я антрополог и этнолог. Мои интересы связаны с разными группами людей. Моей дипломной работой была культура Бали. Я просто в восторге от балийцев, но сам я балийцем быть не могу. История людей состоит из множества разных историй. Я бы хотел быть частью одной из них, и мне приходится выбирать. Я хочу быть частью МОЕЙ истории, - повторил он.
  -- Ты уже близок к решению этой проблемы?
  -- Пока еще нет. Но я пытаюсь.
   ***
  
   Один автор по поводу смешанных браков пишет, что "современное общество отношениям Монтекки и Капулетти противопоставляет отношения Ромео и Джульетты". Чаще пишут об упадке национальной культуры и традиции - богатствах, которые народ накапливал тысячелетиями, чтобы, достигнув высот прогресса, рассыпать, разбросать, разменять на обрывки чуждых ему традиций и культур, вплоть до того, что культура собственных же притеснителей объявляется своей.
   Современная культура межполовых взаимоотношений претерпевает перемены, которые сто лет назад еще были немыслимы. Дети рождаются вне брака или растут вне традиционной семьи, вырастают, не зная одного из родителей, а то и обоих. В этой ситуации вопрос о смешанных браках постепенно становится неактуальным, так как сам институт брака рассыпается, как песчанный замок на пляже.
   В Америке смешанные браки называют "бархатной экстерминацией еврейства". Во истину, то, что не удалось завершить огнем, газами и пулями, произойдет само собой по методу Ромео и Джульеты.
  
  
  
   Другой мой знакомый, тоже молодой парень, появился в форме солдата Армии Обороны Израиля, но доброволец, приехавший рамках какой-то сохнутовской программы из Мексики. Его дедушка и бабушка со стороны матери накануне войны, во время захвата советскими войсками Прикарпатья, от Черновцов добежали до Центральной Америки, и там, в Мексике, родилась его мать.
  -- Мама получила образование и работала учительницей испанского языка, а отец в той же школе преподавал математику. Тот факт, что он христианин, ни для кого не имел значения, брак был гражданским, а то, что он индеец и потомок майя - этого мама даже не знала. Или не думала об этом. А может быть ей это даже нравилось. Экзотика! О еврействе мне много рассказывал дед, а остальное я узнал из книг. Начал ходить в общинный центр, где мне надавали брошюр об Израиле. Я понял, что это - мое и записался добровольцем. Поэтому я тут.
  -- Ну, и...
  -- Я решил, что останусь в Израиле насовсем.
  -- Тебя ожидают не только радости. Трудностей тоже будет...
  -- Вы знаете, в чем моя главная трудность? Моя сестра решила, что она майя.
  -- Что ж тут плохого? Ваш отец майа. Я знаю пару, в которой соединились не два, а четыре этноса. Дочь, когда выросла, решила, что она армянка, а сын - типично русский человек. Когда этой армянке было 17 лет, я напомнил ей, что ее бабушка со стороны матери еврейка, и выходит, что она еврейка тоже. Она подумала над моим предложением, но вышла замуж за армянина.
  -- Плохо то, что моя сестра форменная антисемитка, - сказал майский еврей. Она ненавидит евреев и сказала, что, если я заделаюсь израильтянином, то она не будет мне сестрой.
  -- Как же она может ненавидеть евреев, если ее мать...
  -- Она говорит, что евреи виновны в гибели великой культуры майя. Не удивляйтесь. Она где-то прочла, что Колумб был генуэзским евреем.
  -- Нам только этого не хватало! - согласился я. - Но я тоже читал об этом. Кажется, наука опровергает эту версию. Кроме того, Колумб никогда не был в Центральной Америке.
  -- Да, там орудовали другие белые грабители, но ее не интересует наука. Ей важно знать, что вина за гибель ЕЕ майской культуры лежит на "худиос".
   Похоже на то, что парень еще не получил полного перечня "вин", лежащих на евреях. Может рассказать ему об этом тоже? Чтобы он вместе с сестрой предпочел примкнуть к более безопасному племени майя.
   ***
  
   Авторы социально демографического исследования современного еврейства Борис Бенсимон и Серджо де ла Пергола рассматривают эту проблему с экзистенциалисткой по отношению к самоидентификации и иудаизму позиции. Независимо от "ромеоджульетизма" вступающих в смешанный брак, ясно, что он происходит не как непосредственный результат отхода от религии предков, а как следствие того, что наш Ромео на своих смотрит со стороны и издалека, а на "них", как на своих, близких.
   Авторы спрашивают: является ли брак нееврейки с евреем актом филосемитизма, и отвечают отрицательно. Преодолевая рубеж, девушка чаще всего исходит из того, что "вообще-то евреи плохие, но этот - исключение". Со стороны еврея женитьба на нееврейке не означает непременно разрыв с еврейством, но безусловно определенную степень отдаления. Ему приходится подыскать себе формулу самоидентификации, отличную от той, которая бывает в традиционной семье, и эту формулу он передаст детям.
   ***
   Я знал семью, где папа еврей, а мама русская, но дети сделали выбор в сторону еврейства вопреки возражениям папиной (еврейской) стороны и с полного благословения русской матери. Оба, сын и дочь, прошли гиур и живут в Израиле. Так что стандартными эти ситуации не назовешь. Более того: они совершенно не предсказуемы.
   Единственно от чего я бы осмелился предостеречь, это от легкомысленного отношения к этому вопросу.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"