Мосиенко Юрий Викторович : другие произведения.

Когда не было телевизора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
   Когда не было телевизора...
  
  
   Когда не было телевизора... люди жили без телевизора. Тавтология?
   А может, и нет. Я ещё успел застать это время. Время, когда люди ходили в гости просто "поболтать". На этих посиделках взрослые женщины обменивались актуальной информацией и слухами, "перемывали косточки" соседям. Такое явление жизни весело называли "сарафанным радио". Детей в эти разговоры
   не допускали. Такие посиделки "разжигали" девичье любопытство подслушать тайны взрослых женщин, "пацаны" же это желание "по-стариковать" осуждали и публично высмеивали в мужской компании при младших по возрасту пацанах. В такие моменты они "наматывали на ус" премудрости мужской, взрослой жизни. Матери, бдительно охраняя тайну жизни взрослых женщин, стимулировали желание девочек выйти замуж, иметь семью, детей. Я думаю, они намеренно вслух обсуждали при девочках жизнь одиноких женщин в таких пренебрежительных тонах, что мало кому из девочек хотелось попасть под такое осуждение в своей будущей жизни.
   Моя мама до сих пор "бегает" по намеченному ей маршруту и собирает новости
   в "подол". До сих пор, доверяя только своим чувствам, она отказывается пользоваться информационными блоками таких технических средств, как телевизор и Интернет, вызывая восхищение у меня своей приверженностью вековым традициям человеческого общения:
   - Мама, ты куда? - видя собирающуюся на улицу маму, спрашиваю я, и сейчас.
   - Пойду, пробегусь по магазинам, сынок.
   Её великовозрастный "сынок"понимает, что в разговоре с соседями и знакомыми
   она похвастается приездом сына, обменяется "последними страшилками на злобу дня" и сплетнями района, в городе, в стране. Вернется домой с целым ворохом новостей в "подоле" и тайной общения. Как психолог, изучающий ресурсы продления человеческой жизни, вижу, что такое неформальное общение "не засоряет" голову избыточной, а иногда и вредной для жизни человека информацией, повышает жизнестойкость человека. Недавно побывал на "тусовке" украинской диаспоры Латвии и был приятно удивлен, что застолье сопровождалось, непрекращающимся в течение трех часов, песнопением народных песен. Передачу глубины украинского языка через совместное песнопение прочувствовал на себе.
   А теперь и "подол" не нужен. Ничего в нем не принесешь и под "подол" не спрячешь...
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 2 -
  
  
   Вот вспоминаю, уже подростком, в период полового созревания...
   Надо же, был и такой период, и такое понятие?! Значит, ничего незамеченным не проходило мимо.
   Спрашиваю, как-то раз Деда:
   - А как ты определял: кривоногая "девка" или нет, когда были длинные до пят платья?
   - По пяткам - игриво ответил Дед.
   - Да, ладно. Не томи. Я серьёзно. Тогда даже трусов не было.
   - Не было - мечтательно подтвердил Дед. - По глазам.
   - Да, ну тебя. Весь интерес отобъешь. Я понимаю, что по появившейся женской груди можно сделать кое-какие первичные выводы - по-взрослому показал я свою осведомленность.
   - Первичные выводы?! - и по-дружески дал мне подзатыльник, спросил Дед. - Это... какие?
   - Невеста растёт. А тут из-за платья коленок не видно, только пятки?
   - Пятки, говоришь? - засмеялся Дед. - По походке.
   - Круто! По походке?! - и вздох восхищерния вырвался у меня.
   - И по фигуре - добавил Дед.
   - По фигуре и я могу - утвердительно ответил я.
   - Иж ты! Он по фигуре может?
   - Да и по походке тоже могу - цеплял я Деда.
   - И по походке уже можешь? - смеялся весело Дед. - А характер по походке определить можешь?
   - Характер? - задумался я над ответом на вопрос, почёсывая затылок.
   - Напролом полезешь под юбку? - смеялся над моим затруднением Дед.
   - Не хотелось бы. Хотя... иногда прямой путь бывает самым коротким к цели. А ты-то сам можешь? - и посмотрел прямо в смеющиеся глаза Деда.
   - Нет - в глазах Деда от смеха появились слезы.
   - Как не можешь?!
   - Не могу и всё - вытирая слёзы рукой, отмахнулся от меня Дед. - Вали любую, которой понравился. У молодости другие законы.
   - Так и любую?
   - Любую! - не отступал Дед. - Ты же пока не собираешься жениться?
   - Ты чего Дед? Мне только пятнадцать!
   - Тогда вали любую.
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 3 -
  
  
   Вспоминая этот разговор, я уверен, что о такой науке, как сексология, Дед не только не знал, но и даже не догадывался. Но как преподавал! Диву даюсь, смотря на современных преподавателей науки о "нормальной" половой жизни человека. В зеркало бы на себя посмотрели? Даже боюсь предлагать... На разочарованные лица, освобожденных сексуальной революцией, современных молодых женщин? Дед преподавал мудрость жизни, а не виртуальные шизофре-
   нические конструкции на тему: "Как должно быть?".
   Вот пример.
   Может ли современный школьный психолог такими простыми словами дать совет молодой маме, пришедшей к ней за консультацией?
  
   - Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
   - Если ребёнок живет во вражде, он учится агрессивности.
   - Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
   - Если ребёнок растёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
   - Если ребёнок растёт в терпимости, он учится верить в себя.
   - Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
   - Если ребёнка растят в честности, он учится быть справедливым.
   - Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
  
   Я лично сомневаюсь. Жили же люди до этого без психологов?- Жили. А виноват ли школьный психолог в такой своей неосведомленности? - Нет. Откуда у неё жизненный опыт, если общение с взрослыми женщинами прекращено из-за девичьего высокомерия и "надутого воздухом" максимализма. Скажите: "Бизнес! Ничего личного". Поживём - увидим. После тридцати все девушки задают вопрос о... свой личной жизни.
   Помню, как в мой латентный период развития, меня с моей двоюродной сестрой помыв в деревеской бане под Бологое, тетка с "дядькой" с какой- то небывалой настойчивостью выпроводили на тропинку, ведущую от бани к краю деревни. Отправили играть в "Лото" к бабке домой. Сестра, не сопротивляясь, сразу согласилась идти и тянула меня за руку, а я всё оглядывался с немым вопросом:
   - "А чего это тетка так суетилась и мгновенно скрылась в бане, когда мы отошли от бани метров на пятьдесят?"
   - Пойдём, посмотрим, чем они там занимаются? - предложил я сестре.
  
  
  
  
  
  
  
   - 4 -
  
  
   - Да ты что?! Нельзя! - бурно отреагировала сестра, хотя по ней было видно, что её тоже разбирает любопытство.
   Мы вяло дошли до избы бабки и с большой неохотой играли с ней в "Лото", когда на пороге дома появились разрумяненные и довольные собой тетка с дядькой.
   - Мы с Любой, мороженое хотим - сказал я им.- Ленинградского эскимо.
   Дядька весело рассмеялся, тетка замерла в "коме" на пороге избы. Сестра с одобрением посмотрела на меня, а затем на мать.
   - Так магазин уже закрыт?.. - выходя из "комы", попробовала оправдаться тетка.
   - Ленинградского эскимо и шоколадных конфет! - сестра была неумолима.
   - Хорошо. Куплю завтра - пообещала тетка.
   Мы с сестрой победоносно переглянулись.
   На следующее утро мы довольные собой лакомились шоколадными конфетами, сидя на лавочке у дома. В те времена мороженое в сельских магазинах не продавалось.
   Деревенские дети к сексуальным отношениям относились с пониманием. Осуждения не было. Мы же, городские дети, явно "не догоняли", но чувствовали какую-то, нам неизвестную, Тайну отношений между мужчиной и женщиной. Я думаю, это правильно, что Тайна личных отношений должна оставаться за рамками всеобщего обозрения и жить независимой жизнью. Порнография грубо открывает тайну соития и может потянуть к поиску партнера по соитию, но может привести и к подавлению сексуального желания, и как следствие, к импотенции у мужчин и переверсиям у женщин. Это во мне сейчас говорит не назидание познавшим "прелести" примитивного секса, а знание проблем уже нынешней, "продвинутой" молодежи. Но одно точно понимаю: "Старики - это те родители, которые перестали ходить каждую неделю вместе в баню".
   Давайте зададим вопрос: "Что знает современная молодежь о жизни своих родителей? Той жизни, до её появления на свет? Что? Их назидания и наставления на путь Истины своего подрастающего поколения опустим. Что натворили, то натворили. Что получилось, тоже их проблема.
   Молодые люди, с которыми я общаюсь, отзывчивые и замечательные собеседники, "взахлёб", делящиеся своими знаниями и достижениями в изучаемой ими области современных знаний, оказываются инфатильными недорослями в интимных отношениях. И это достоверный факт. Но заметил, что большинство девушек значительно лучше разбираются в нюансах этих отношений и быстрее находят подход к понравившемуся парню.
  
  
  
  
  
  
  
   - 5 -
  
  
   - Вали любую, которой ты понравился! - говорил Дед.
   А этот аксельрат... или стоит, как фонарный столб, или... убегает, прячась за спины друзей. И понятно, что в этом случае ни телевизор, ни компьютер с его выходом в виртуальное пространство Всемирной Паутины не помогут. Опыт превыше всего.
   В те времена, когда не было телевизора... мама читала мне книжки и рассказывала, захватывающие, мою неумытую стереотипами безудержную фантазию, случаи из своей жизни маленькой девочки. Как бы не хотелось, но приходилось принимать, что моя мама не всегда была моей мамой, была ребёнком, маленькой девочкой. В эти минуты её рассказов я общался не со строгой мамой, а с девочкой и её детскими страхами и радостями, такими же близкими мне, как ребенку. Я чувствовал мамину незащищенность и поднимающееся изнутри желание защитить её от этих страхов. Таким, вот маленьким героем! Знаю, хорошим мамам нравятся эти маленькие "герои" и они умиляются их непримиримостью к её страхам и детскую поддержку в её горестях и печалях.
   Ну, а девушки... во все времена, искали и будут искать парней с признаки хороших отцов своим детям, а не убегающих от них "зайчиков" и интелектуально -развитых через Интернетресурсы недорослей до взрослой семейной жизни.
   Когда не было телевизора... мы больше времени проводили на улице, во дворе, на свежем воздухе. В дошкольном возрасте и начальных классах мы играли вместе с девочками в подвижные игры: "Прятки", "Палочка-выручалочка", "Казаки-разбойники", "Выбивало", "12 -ть палочек" и т.д. "Домоседам" было "невмоготу" слышать через открытые окна квартиры весёлый гомон играющих во дворе детей. Также не находил у девочек видимого интереса к ним. А глядя через призму прожитых лет, не нахожу среди Великих Людей Человечества тех, кого родители заставляли учиться в ущерб общению со сверстниками вне дома. Так себе, посредственности. Своими достижениями они и сами недовольны. Зависть гложет: " Ложные солнце, ложные цели!". Не могу не добавить, добавлю ещё одна "заноза в попу" ниспровергателям утверждения: " Человек - существо социальное и без общения с себе подобными ему не выжить".
   Время школьных каникул полностью отдавалось "улице". В короткие осенние и весенние каникулы особенно не разгуляешься из-за неустойчивости
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 6 -
  
  
   погоды. Играли в настольные игры у кого-нибудь дома. В зимние каникулы: коньки, хоккей и катание с горок на попе по льду, на санках или лыжах, по мере взросления. Строились и захватывались снежные крепости. Девчонки, весело обсуждали "побоища" у крепости, оставаясь только зрителями.
   А летом?.. Ах, Лето! Кроме футбола, волейбола, баскетбола наше время отдавалось морю и солнцу. Благо Балтийское море было в 200-х метрах от дома. Лес тоже был рядом, но тянул не так сильно, как лазурное с пенистыми волнами море, горячий морской песок и обжигающее тело солнце. Женщины и девушки стеснялись раздевающих взглядов мужчин и повзрослевших юношей, распологались поодаль от наших "лежбищ" и мальчишеских забав возле развалившейся морской крепости, да и мы не очень жаловали "нарушительниц нашего морского досуга". Там мы играли в "Карты" - игру, которая считались азартной игрой, а "юные разведчицы" могли сообщить своим мамам о наших занятиях на море, а те, в свою очередь, нашим. Наши мамы не очень жаловали "наушниц", но нас проверяли: " Играем ли мы на деньги?". И мягко просили нас быть внимательными к любопытным девочкам и предупреждали, что они не хотят услышать от наших классных руководительниц, что их сыновья играют в карты. Зная, что наши мамы нам зла не желают, мы были "начеку". Особо "зловредных наушниц" мы наказывали. Слух о наказании "наушницы" закрывал словоохотливые рты других девчонок. И не надо быть очень умной девочкой, чтобы не понять, что матери сыновей не хотят быть хуже матерей девочек, и без сожаления "сдадут" нам этих "наушниц". Репутация - дело тонкое. Надо беречь смолоду.
   Но моя мама всё равно просила:
   - Ты меня, сынок, не позорь перед людьми.
   - Да, ты что мама? Я и не думал - удивленно смотрел я на мать.
   - Я знаю. Но не будь таким наивным. Люди бывают разные. И плохие, и хорошие - отвечала она на моё возмущение.
   Я не мог пренебречь материнским доверием и воспринимал её просьбу, не как нравоучение, а как жизненный урок. Такие уроки на поступках других людей лучше усваиваются детьми и подростками, чем любые нравоучения. Просто и проникновенно.
   Танцы... Вечера танцев в школе проводились не часто. Два-три раза за учебный год в актовом зале школы и только для старшеклассников.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 7 -
  
  
   Новогодний вечер был самым вечерним! Остальные, при отсутствии оконных жалюзей и занавесей, были ближе к "детским утренникам" при дневном свете. Отсутсвие темноты - друга молодежи, создавало видимые трудности для танцующих пар. Ответственные за вечер учительницы зорко отслеживали допустимое расстояние для танцующих пар. Допустимым считалось так называемое "пионерское расстояние" - танец на прямых вытянутых руках между телами. На Новогоднем вечере, празнично-украшенная елка под потолок в центре зала с включенными разноцветными гирляндами, естественное временное потемнение, создавали нужный полумрак и благоприятную атмосферу для более "тесного" общения с противоположным полом во время танца. Такое "тесное" общение при сокращении дистанции до соприкосновения телами, в большинстве своем спровоцированное девушками (Можете со мною не согласиться!?), прерывалось включением общего освещения зала "блюстительницами морали". Конечно, я отчетливо осознаю, что после такого "тесного" общения, успеваемость по обязательным учебным предметам резко падала, и нашим педагогам было нелегко собрать внимание учащихся на своих уроках, но и запретить изучать ЭТОТ предмет невозможно. Особенно, после "белого танца", когда ... "дамы приглашают кавалеров". Эта влюбленность, взаимное притяжение "умные" учительницы замечали по плохо скрываемым и продолжительным взглядам учеников. После школьных вечеров танцев на переменах можно была увидеть девичьи шушуканья и "переглядки", услышать восторженные рассказы и весёлый смех. Большинство сиеминутных "влюбленностей" исчезали после появления новых симпатий и последующего, естественного взросления. Некоторые оставались с пожизненными фрустрациями. Бывших "пионеров - твёрдых ленинцев" я встречаю летом на Рижском взморье, танцующих "медляки" в прибрежных открытых ресторанах, но теперь "пионерское расстояние" уже удерживается появившимися животиками у обоих партнеров. Многое меняется в этом мире, но не меняется Человеческая Природа. Как тогда, когда не было телевизора..., так и сейчас Тайна интимных отношений вне конкуренции.
   В военном городке, Военного Морского Флота, кроме школы, которую я закончил, и школьных вечеров танцев, в матросском парке отдыха с вековыми деревьями, закрывающими своими верхушками небо над головой, была ещё одна площадка для неформального общения "по-взрослому" - открытая летняя площадка для танцев. Через прозрачное ограждение там можно было увидеть
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 8 -
  
   более "серьёзные отношения" матросов с совершеннолетними девушками. Танцевали вальсы и танго. Некоторые пары очень красиво. Не помню, с какой периодичностью звучала музыка на этой танцевальной площадке рядом с домом, в котором я жил, но точно звучала в день празднования Дня Военно-Морского Флота. На канале, со специальным разводным мостом, для захода в морскую гавань надводных и подводных кораблей Военного Морского Флота праздновался профессиональный праздник, на который собирался народ со всего города. В этом день массовых гуляний на канале разводился мост и проводился парад и посещение военных кораблей, с учебными стрельбами и катанием на них с выходом в открытое море, праздничные гулянья и танцы.
   Оживление чувств?.. происходило, не только с приближающимися весенними настроениями, но и тогда, когда в школе появлялась студентка - практикантка или молодая учительница после окончания высшего учебного заведения.
   ... " Студентка-практикантка входила в класс несмело,
   Урок вела, краснея, как будто в первый раз.
   И почерком красивым отметки выводила...
   - такую минорную песенку пели все "пацаны", которые учились в то время игре на гитаре. Время "Битлз" и шестиструных гитар, причёсок "А-ля хиппи", "брюк клёш" затронули и молодежь нашего военного городка города под липами, так называют Лиепаю, из-за множества лип на её улицах. "Брюки клёш" не очень задевали наших взрослых учительниц и жен военных моряков, так как военно-морская форма и так предписывала ношение именно таких брюк, а вот длинные волосы "А-ля хиппи" подверглись порицанию со стороны взрослых женщин и отцов-офицеров Военно-Морского Флота. Трезвомыслящие же отцы говорили своим женам: "Насилием ничего не добьёшься. Он хочет понравиться девочкам, чутко, реагирующим на моду. Проверяет своё влияние на них, а не на нас". И действительно, замечания по поводу длины волос только усиливало сопротивление не только юношей, но и находило поддержку у девушек. Самые смелые расплетали косы и носили "брюки клёш" женского покроя. Конечно, не на уроки в школу, а на танцы и в свободное от учёбы время.
   Особый интерес, для набирающих мужскую силу, старшеклассников проявлялся к молодым учительницам по профильному предмету. Для молодых учительниц начальных классов контакт с этими "жеребцами" был ограничен, и они довольствовались только провожающими их взглядами. Все молодые учительницы, в большинстве своем, были жёнами молодых морских офицеров, получивших назначение для службы в одну из войсковых частей Военной Морской базы Балтийского Флота, располагающейся в Лиепае. Появление, в
  
  
  
  
  
  
  
   - 9 -
  
  
   школе, молодой женщины-учительницы резко повышал градус соперничества не только в педагогическом коллективе, но и у девушек-школьниц школы.
   Конкурентная борьба в среде педагогов, "пацанов" мало интересовала, ещё не доросли до понимания, а вот неравнодушное щебетание и демонстративное позиционирование одноклассниц их веселило. Повышенное внимание к нашим, "раздевающим с головы до ног молодую женщину", взглядам провоцировало ревностное противостояние. Наши одноклассницы "зажигались" азартом конкурентной борьбы. Они обрезали косы и делали "взрослые" прически, укорачивали юбки школьной формы до "мини, мама не завидуй", одевали тонкие и прозрачные капроновые чулки. Их, наливающаяся жизненной силой, грудь пока не могла быть весомым аргументом в этой борьбе, поэтому они требовали от своих матерей новых пальто, плащей, серёжек для ушей, женских наручных часиков, иногда колечек на руки. По-моему, молодых учительниц эта борьба тоже забавляла. Ведь ещё пять-семь лет назад, они были такими же школьницами-пигалицами, и это возвращение в их школьную пору их радовало. Мы же - неоперившиеся юнцы, были "природным материалом" в этой бескомпромиссной борьбе, но некоторые преференции нам доставались как от смущаюшихся учительниц, так и от своих одноклассниц. Этот эмоциональный подъём борьбы увеличивал количество требований "белых танцев" на школьных вечерах, заинтересованных подходов к нам на переменах и желаний сидеть за одной партой с парнем на уроках этой учительницы. Было оживленно и весело. И всё это происходило без заранее прогнозируемых "весенних обострений".
   В массовом порядке телевизоры появились, когда я учился в первом классе, но телевизионных фильмов и интересных передач было мало. Телевизионная индустрия только набирала ход. Черно-белые экраны и скудность развлекательных программм не надолго удерживали нас возле них. Может и хорошо, что телевидение сейчас стало индустрией рекламного толка, живое общение было и остается более увлекательным занятием, чем гиподинамические "посиделки" с последующими гемороями и простатитами.
   И школа, и двор, и улица всегда учила работать мозгами, коммуникации, занятием спортом, навыкам коллективного труда и отдыха, призывали к здоровому образу жизни. Эти поколения "Когда не было телевизора..." и сегодня не особенно удержишь в домашних помещениях, тянет на воздух и природу, к активному отдыху и досугу, работе в саду, на приусадебных участках и огородах. Это живое общение с природой поддерживает жизненый тонус и продлевает жизнь трудолюбивым. И не ёрничайте. Лучше найдите рациональное зерно для своей нынешней жизни и здоровья. Нигилизм в данном случае неуместен.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"