Золотницкая Елена Юрьевна: другие произведения.

Пигмалион

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Пигмалион
  
  
   В древнем греческом городе N жил известный скульптор. Звали его Пигмалион. Это был уже не юноша, но и не старец. Пигмалиону было около сорока лет. Природа щедро одарила нашего скульптора - он был красив, статен, умен, а бессмертные боги наделили его талантом. Я уверен, что был на греческом Олимпе бог толпы - чье имя, к сожалению, не дошло до нас. И этот бог сделал так, чтобы людям нравились произведения Пигмалиона. Только тот дом в древнем городе N считался обставленным со вкусом - comme il faut - в котором стояла скульптура Пигмалиона. Удача сопутствовала ему везде. И в отличие от бедных своих собратьев по искусству, Пигмалион владел многими рабами и имел прекрасный дом. Жизнь была безоблачной, и, если преподносила сюрпризы, то только приятные.
   Но в один не особо удачный день скульптор встал раньше обычного. Он прошел мимо колоннады с фонтанами, с гримасой отвращения глядя на розовые кусты. Пигмалиону вдруг показалось, что он уже тысячу лет в этом богатом доме и он ему безмерно наскучил. Тогда он решил пойти в белую галерею, где были выставлены его самые лучшие произведения, служившие ему прекрасным лекарством от любой болезни. Скульптор торопливо вошел под изящные своды галереи и замер на пороге, осматривая свои сокровища.
   И вдруг он понял, что все его статуи - на одно лицо, что их позы неестественны и статичны. А Афродита - Афродита, выходящая из пены морской! Он гордился ею больше всего. В ее лице не было ни женственности, ни любви - просто маска. А пена, изваянная из голубого мрамора грубо и хищно, как капканом охватила ноги богини. Пигмалион стремительно выбежал из галереи и, позвав рабов, приказал им сбросить все статуи со скалы в море.
   Рабы бросились выполнять приказание, а их хозяин без сил опустился на скамью, охватив голову руками. Вдруг невдалеке, за лавровыми деревьями, он услышал слабый плач. "Кто еще смеет горевать в этом доме? - гневно воскликнул Пигмалион, - Чье горе сравнится с моим, потерявшим самое дорогое в жизни!". С этими словами он кинулся на поиски и вскоре увидел молоденькую девушку в бедном рваном хитоне на худеньких плечах. Она горько плакала, уткнувшись носом в землю.
   "Кто ты такая и как тебя зовут?" - сурово спросил скульптор.
   Девушка испуганно подняла голову.
   "Меня зовут Галла, и я рабыня в этом доме".
   "Почему ты плачешь, Галла?"
   "Потому, что надсмотрщик бьет меня."
   "А почему он тебя бьет?"
   "Потому, что я говорю всем рабам, что мне постыл этот дом и хочу бежать отсюда".
   Пигмалион горько рассмеялся: "Мне понятно твое горе, Галла. Я тоже хочу бежать отсюда. Но разве убежишь от себя?"
   "Мне не ясны эти слова, - сокрушенно вздохнула девушка, - вам, богатым и свободным людям можно иметь разные причуды. Но я думаю только об одном - как бы убежать из этого дома."
   "А что бы ты делала, если бы была свободной?" - спросил удивленный скульптор.
   "О, я бы пошла к бродячим актерам и танцорам, я бы танцевала так, чтобы люди забыли о своих бедах. Чтобы, глядя на меня, все учились жить легко и беззаботно", - с этими словами девушка вскочила и стала танцевать. Она танцевала так стремительно, так легко, что ее простой белый хитон развевался, подобно знаменам. Это совсем не походило на размеренные греческие танцы, было волшебно и неповторимо.
   И вдруг Пигмалион понял, что это и есть самое прекрасное в мире и скульптор, который сумеет воплотить танец в камне, обретет бессмертие.
   "О, замри, остановись, хоть на мгновение, прошу тебя!" - воскликнул он. Девушка послушно остановилась.
   "А теперь, - взволнованно проговорил Пигмалион, - прими какую-либо позу из своего танца!".
   Девушка поворачивалась, кружалась и замирала, она старалась изо всех сил угодить ему, но ощущение нереальности, чуда исчезло.
   Пигмалион вздохнул. Как мог он принять эту худенькую, чумазую девочку в грязном хитоне за богиню! Но он был благодарен ей за прекрасную идею, возникшую у него во время танца.
   "Я очень доволен тобой, Галла", - сказал Пигмалион, - и решил освободить тебя. Да, теперь ты свободна и можешь делать, что хочешь".
   С этими словами Пигмалион повернулся и пошел по направлению к студии. Да, теперь он знает, как поступить. Он пригласит самых известных и искусных танцовщиц и, наблюдая за их движениями, создаст этот шедевр, это чудо. Пигмалион уже видел, как переливаются бело-розовые мраморные складки на одеянии танцовщицы, прекрасные белые руки воздеты к солнцу, а стан прихотливо изогнут.
   Девушка упала на колени, Радостные слезы застилали ее глаза, и она с трудом видела удаляющуюся фигуру своего хозяина и освободителя.
   Прошел год. Пигмалион выполнил свое намерение, но статуя еще не украшала белую галерею скульптора. Она не была и начата. Несчастный скульптор был вне себя.
   "О, эти кошки! - восклицал он, - Эти ленивые критские и греческие кошки!"
   "Они движутся так, как будто к каждой сандалии у них привязана мраморная глыба. Единственное, что способно оживить их, это звон золотых монет, и то не надолго."
   Печальные размышления вновь привели Пигмалиона к мраморной скамье, сидя на которой год назад он услышал плач рабыни. И тут он вспомнил о маленькой Галле. Через час весь дом скульптора был на ногах. Все рабы, когда-либо видевшие Галлу, были отправлены на поиски. Отправился и сам Пигмалион. Он увидел Галлу на площади у храма Афродиты, где девушка собирала деньги в перевернутый бубен, обходя толпу. На ней был короткий дорический хитон, в волосы были вплетены цветы. Увидев Пигмалиона, Галла побледнела. Она подумала, что хозяин решил взять ее обратно домой и испугалась. Но скульптор, подойдя к ней, рассказал о своих бедах и в заключение попросил ее временно пожить в бывшем своем доме, вплоть до момента создания статуи.
   "Ну что же, ты согласна? - взволнованно спросил Пигмалион, - Ты теперь свободная девушка и, если скажешь: "Нет", то останется только уйти."
   Разумеется, девушка согласилась. Во-первых, ей было любопытно, а, во-вторых какое-то неясное пока чувство зародилось в ее душе, когда она смотрела в умные синие глаза скульптора и слушала его горячие речи. Каждое его слово дышало страстью к неведомому божеству - искусству.
   *****
   Галла спала в студии, укрывшись старым гиматионом своего хозяина. Она танцевала день и почти всю ночь, но только под утро Пигмалион отпустил ее.
   На пороге появился скульптор. Он сиял. Опустившись на колени рядом с Галлой, он коснулся ее плеча.
   "Проснись, Галла!, - прошептал он, - кажется, мне удалось создать чудо".
   Скульптор и девушка вошли в студию, залитую солнечным светом. Пигмалион сделал несколько шагов и застыл у подножия статуи. Она была прекрасна. В ней было все: полузакрытые томные глаза, легкая улыбка на устах, точеные руки с гирляндой цветов, разлетающиеся складки хитона, а, главное, то самое ощущение мгновения, застывшего в камне.
   Галла подошла к статуе и дотронулась рукой до холодного мрамора. Затем обернулась к скульптору, не сводившему глаз со своего творения.
   "Но это же не я, - тихо произнесла девушка, - она совсем другая!"
   "Да, - мечтательно произнес Пигмалион, - она гораздо красивее тебя."
   Галла повернулась и медленно пошла к выходу.
   "Куда же ты? - окликнул ее скульптор, не отводя, однако взгляда от статуи.
   "Я возвращаюсь к своим. Буду танцевать. А, может быть, выйду замуж. Хотя бы за сапожника Ахилла. Он давно в меня влюблен."
   "Ну что же, может быть ты и должна так поступить, - почти равнодушно отозвался Пигмалион.
   Галла обвела прощальным взглядом студию, в которой провела, без малого, год.
   "Я думала, - воскликнула она, - что пребывание здесь обогатит мою душу. Но вышло иначе. Ты взял мое сердце, Пигмалион, и принес его в жертву бесчувственному мрамору!"
   Дальше все шло по каноническому пути. Пигмалион проводил дни и ночи у подножия статуи, наряжая ее в дорогие ткани и украшая ее драгоценными камнями. И неизвестно, чем бы кончилось тихое помешательство скульптора, если бы в дело не вмешалась сама судьба в лице Леона - главного управляющего в доме нашего героя.
   Оборотистый Леон сообщил по секрету чуть ли не всему городу о прекрасной статуе, и, вскоре, тихий сад скульптора наполнили незваные гости. За небольшую плату Леон проводил любопытных в галерею, где стояла статуя и все могли любоваться ею.
   Пигмалион страдал. Всякий раз, когда он был у ног своей богини или приникал устами к ее рукам, обязательно в галерее появлялся какой-нибудь толстый грек, отдуваясь после жары и вытирая полой плаща лысую голову. Рядом с ним стояла жена и выводок детей.
   "А, Пигмалион, дружище, - говорил толстяк, - так ты действительно влюблен в эту каменную танцульку?"
   После этого происходил критический диалог между греком его женой, в ходе которого выяснялось, что любая живая женщина, пусть даже такая, как жена вышеупомянутого грека, куда лучше мраморной. Разговор кончался всегда одинаково.
   "Ну, прощай, дружище. Надеюсь, боги с Олимпа оживят твою каменную юбку, - заливаясь смехом, толстяк уходил, а у Пигмалиона возникало дикое желание, чтобы Тартар поглотил всех лысых, толстых дураков.
   Слава о Пигмалионе и его статуе вызвала мощный приток путешественников со всей Греции. Несчастный скульптор не знал покоя ни днем, ни ночью. Волна сочувствия к скульптору и его неразделенной любви обрушилась на беднягу, а это было гораздо хуже наивного подтрунивания толстого грека.
   Теперь, стоило Пигмалиону выйти за пределы своего дома, как его окружали толпы сочувствующих. Торговцы на площадях трясли пергаментами с кратким описанием истории создания статуи и безумной любви его, Пигмалиона. Он с ужасом читал такие строки: "И вот, вдохновленный Афродитой, скульптор взял топор и вырубил прекрасную статую из цельного слоновьего клыка!"
   "Это неправда! - кричал Пигмалион, - Какой клык? Моя статуя мраморная! И вдохновила меня не Афродита, а Галла!"
   Но его не слушали. Греки любили экзотику. Во всех храмах, на всех улицах, и даже в трактирах распевали популярный гимн "Как грек мраморную красотку полюбил". Жизнь Пигмалиона напоминала кошмарный сон. Теперь он целыми днями не имел возможности подойти к своей возлюбленной, и, вместе с тем, ему казалось, что он не отходил от нее ни на мгновение - ведь вокруг только и говорили о статуе.
   Все разрешилось самым неожиданным образом. Как-то ранним утром, Леон, главный управляющий, войдя в галерею не обнаружил в ней ни статуи, ни своего господина. По его словам, на пустом пьедестале валялся лишь клочок пергамента, на котором торопливо были выведены следующие слова: "Статуя ожила. Хвала Афродите! По велению богини мы отправляемся на Крит! Не ждите скоро. С наилучшими пожеланиями, Пигмалион."
   Маленький клочок пергамента вызвал множество догадок и предположений. Кто-то видел, как Пигмалион ранним утром стоял на высокой скале, с тоской глядя в морскую пучину. Еще видели, как Леон, воровато озираясь по сторонам, подгонял рабов, несущих большой ящик по направлению к пристани. Потом видели того же Леона, несущего увесистый мешочек с деньгами. Но правда это или досужие вымыслы - не понятно до сих пор.
   Доподлинно известно следующее. На рассвете к деревянному навесу, под которым спали актеры, занятые в постановке спектакля "Ожившая статуя", приблизился мужчина, скрывавший свое лицо полой плаща. Он тихо прошел мимо спящих актеров, вглядываясь в лица. Наконец, он остановился около спящей девушки. Незнакомец осторожно разбудил ее и, после недолгого разговора, так же осторожно вышел с ней из-под навеса. Больше их никто не видел.
   На зеленом холме, расположенном за несколько лье от города N, стояли мужчина и молоденькая девушка. Был полдень. Припекало солнце и наша пара решила спуститься к ручью, чтобы утолить жажду и освежиться.
   "Поверишь ли, Галла, - радостно рассмеялся мужчина, - только сейчас я чувствую себя счастливым!"
   "Но что будет дальше? - тревожно глядя на него, спросила девушка, - Ты будешь опять делать статуи?"
   "О, боги Олимпа, - торжественно воскликнул ее спутник, - я клянусь больше никогда не притрагиваться к резцу или мрамору и клятва моя на века. Можно заняться чем-нибудь другим, например, быть сапожником!"
   Девушка рассмеялась.
   "Вперед, Галла, поспешим! - сказал ее спутник, обнимая девушку за плечи, - мне нужно многое успеть. Жизнь так прекрасна, когда ты простой неизвестный сапожник и толпа не навязывает тебе своих идеалов! Вперед!"
   С этими словами он взял девушку за руку и они вдвоем стали подниматься по узкой тропинке, бежавшей вдоль деревьев.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) С.Нарватова "Последние выборы сенатора"(Научная фантастика) С.Елена "Избранница Хозяина холмов"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"