Мучник Анатолий Моисеевич - 23.03.1947 г. рождения (г.Кривой Рог, Днепропетровской области, с 1974г. проживал в г. Полтава-Украина). Образование высшее по специальностям: экономика(M.Sc.),патентоведение, психология. Повышал квалификацию по международной экономике в Дипломатической академии и Московском государственном институте международных отношений МИД России, Академии внешней торговли России, Киевском государственном университете, в учебных заведениях Германии, Израиля, Польши,
1.ЧЕРНОСОТЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОДЕССЕ. 2.Борьба Советской власти с молодежным сионистским движением в Украине (Одесса). 3.ЕВРЕИ ОДЕССЫ И КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ 4. ЮЖНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КОЛОНИИ: 1916-1922 гг. 5.ЮДЕО-ХРИСТИЯНСЬКИЙ РУХ I ОДЕСА. НОВА IДЕОЛОГIЯ ЄВРЕЙСЬКОГО НАЦIОНАЛЬНОГО ЖИТТЯ. 6."АМ-ОЛАМ" И "НЬЮ-ОДЕССА"
5 вересня 1955 в Лондонi помер вiдомий єврейський полiтичний i громадський дiяч, економiст i соцiолог д-р Ной Iсаакович Бару (Noah Barou). За рiшенням Виконкому Всесвiтнього Єврейського Конгресу (ВЕК) в 1962 р. був виданий збiрник мемуарiв, присвячений пам'ятi д-ра Бару, "Essays in jewish sociology, labor and co-operation in memory of dr. Noah Barou (1889-1955)", редактор Henrik F. Infeld, вид. Thomas Yoseloff (Лондон, Нью-Йорк). Збiрник складається з 4-х частин. Перша присвячена особистостi д-ра Бару, друга - проблемам свiтового єврейства, а третя i четверта - робочому i кооперативному руху в Великобританiї, що становило предмет наукових дослiджень Бару.
Сегодня уже мало кто знает, что досоветский Кременчуг играл в жизни евреев Украины одну из главных ролей. Но именно его считали центром еврейской духовности и именно его уважительно называли Иерусалимом Украины.
Вражда к евреям, называемая "антисемитизмом", существовала во всех своих злодейских проявлениях и до Гитлера. Ее корни и источники - в несчастье еврейского рассеяния, в невежестве, предрассудках, суевериях и зависти окружающих. Темные люди всегда враждебно реагировали на чужое и непохожее. Но нацисты превратили антисемитизм в науку ненависти, начало которой - враждебность, а конец - убийство.
Стаття, яку ви тримаєте в руках, не захищає i не пропагує нiякої iдеї чи точки зору, крiм, мабуть, однiєї. Вона показує, що в усi часи в юдаїзмi iснували рiзнi течiї, i, вiдповiдно, вiруючi обирали для себе, до якого напрямку приєднатися. Але наше завдання скромнiше - коротко i не повчаючи переказати все, що вiдомо про колишнi i нинiшнi релiгiйнi течiї та варiацiї всерединi юдаїзму. Ми бачимо, що за багатством i рiзноманiтнiстю вiдтiнкiв юдаїзм не поступається християнству, iсламу та iншим свiтовим релiгiям.
1998 год ознаменовался тем, что Еврейский Совет Украины присвоил писателю Владимиру Галактионовичу Короленко почетное звание "Праведника Украины", за его особую роль в защите прав и достоинства еврейского населения Украины (и России). Своими выступлениями в печати и практическими действиями Владимир Галактионович настойчиво и последовательно боролся со всякими проявлениями антисемитизма как при царском режиме, так и в годы советской власти, о чем особенно хорошо знают его земляки, жители Полтавы. В Полтавском музее писателя теперь хранится этот документ и дополняет те материалы, которые отражают тему этой главы "Короленко и евреи".
еврейское молодежное движение на Полтавщине было представлено во всем существующем на тот момент многообразии, и поэтому говорить о поголовном участии еврейской молодежи в большевистском движении не имеет под собой почвы.
Выдержки,имеющие отношение к еврейской истории... Павловский И.Ф. Полтава. Исторический очерк ее, как губернского города в эпоху управления генерал-губернаторами (1802 - 1856) - Х.: Издательство САГА, 2009 - (Репринтное воспроизведение издания)
При царском режиме еврей, которому удалось определить сына в гимназию, был счастливцем, выигравшим в лотерею. Но в этом случае родители часто уже не были в состоянии давать еврейское воспитание сыну-гимназисту. В те годы в Полтаве, как и в других городах черты еврейской оседлости, было среди евреев немало людей, одушевленных идеей возрождения Сиона, немало противников ассимиляции. Но обычно как только дети поступали в русскую гимназию, - еврейское воспитание неминуемо отодвигалось на второй план. Так случилось и с Борей Бороховым.
Коли стався найбiльший приплив євреїв до козацької старшини? - За часiв гетьмана Iвана Мазепи - наприкiнцi ХVII - на початку?XVIII столiття. Антисемiтизм не був йому властивий. Активно спiвпрацював iз єврейськими багатiями. Тi позичали грошi Мазепi, а вiн залучав до служби їхнiх дiтей i онукiв. Так євреї потрапляли до козацького реєстру, доходили до високих посад.
Цель этой статьи - дать определенное представление о том, что мы называем еврейским религиозным наследием; о характерном для этого наследия диалектическом соотношении преемственности и новаторства, единства и многообразия.
По каким критериям литературу,созданную авторами-евреями на русском языке, считать еврейской и как влиял язык автора на принадлежность произведения к национальной литературе
Страх перед секуляризацией еврейского общества был главным фактором, вызвавшим как сопротивление антисионистски настроенных харедим, так и первые серьезные сомнения в кругах харедим-сионистов. Последние усомнились в намерениях движения и сочли, что сионизм может стать катализатором процесса секуляризации
Самиздат был не просто интеллектуальной, духовной, моральной основой сопртивления, но и главнейшей, наиболее структурированной формой его существования, Самиздат был местом и способом єбунта" шестидесятников против тоталитарного режима.
В семидесятых годах население этого центра Украины не превышало 25-30 тысяч человек. Имелась классическая гимназия, Мариинская женская гимназия, Петровский кадетский корпус, открытый при Николае I; в середине семидесятых годов открыто было и реальное училище; затем дворянский девичий институт и четырехклассное еврейское казенное училище типа, введенного в сороковых годах во время министерства графа Уварова; училище учреждено было по инициативе знаменитого Пирогова, попечителя Киевского округа. Евреев насчитывалось в Полтаве от 4 до 5 тысяч. Город - не промышленный.
Розглянемо детальнiше по Талмуду деякi моральнi та економiко-правовi питання, якi були основою формування мислення єврея як людини економiчної i являлися базовими в будь-яких дiлових стосунках.
Територiя Полтавщини з кiн. 18 - на поч. 20 ст. входила до "смуги осiлостi", тому кiлькiсть єврейського населення тут постiйно зростала. 1802 частка євреїв серед населення краю складала 0,4 % (2114 осiб чоловiчої статi). Найбiльша єврейська громада (18 купцiв та 522 мiщан) мешкала в Кременчуцi. Тенденцiя випереджаючого зростання єврейського населення Кременчука зберiгалася протягом усього 19 ст.