ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ИЗРАИЛЕ
Одним из факторов быстрого развития экономики является малый бизнес. Согласно определению, к сектору малого и среднего бизнеса относятся бизнесы, насчитывающие от одного до ста работников. Объем продаж малого бизнеса в Израиле составляет до 5 миллионов долларов, а среднего - до 20 миллионов долларов.
По данным Управления по делам малого и среднего бизнеса в настоящее время в Израиле действуют 400 тысяч малых и средних предприятий, это - 96% от общего числа израильских бизнесов.
В малом и среднем бизнесе в Израиле заняты 55% всех наёмных работников. Их доля в валовом продукте страны достигает 40%. Что составляет 3.8 миллиарда долларов промышленного экспорта. В развитых странах на 1000 человек приходится от 40 до 72 малых и средних бизнесов, в Израиле - 60, и рост данного сектора превышает рост населения страны.
Малый бизнес в Израиле по отраслям
В Израиле существует около 2.000 малых и средних предприятий (18% от всех промышленных предприятий). На них работают 90.000 работников (26% от общего числа работников, занятых в промышленном секторе). Объем выручки от реализации продукции в 2007 г. составил 64 млрд. шекелей (19% от всего объема выручки промышленной продукции). Экспорт в 2007 г. составил 3.75 млрд. $ (11% от всего промышленного экспорта) [1, 9-11].
Системы поддержки малого и среднего бизнеса во всем мире рассматриваются сегодня как фактор, стимулирующий рост занятости и развитие экономики. Именно это стало причиной расширения деятельности международных организаций, функционирующих в области малого и среднего бизнеса, и укрепления контактов между ними.
Данная тенденция в равной степени характерна и для Израиля, и в связи с этим Управление по делам малого и среднего бизнеса разработало программу международной деятельности, включающую: установление дружеских отношений и подписание совместных договоров в целях поддержки малого и среднего бизнеса; обмен делегациями; продвижение совместных проектов, разрабатываемых специалистами Израиля и соседних стран; участие в международных конгрессах и конференциях по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса, деятельность в рамках региональных систем (OECD-FEED, MEDAPME), цель которых - обмен информацией об инструментах поддержки малого и среднего бизнеса как наиболее динамичного и быстро развивающегося сектора экономики.
Управление было создано в начале 1994 г. как учреждение, призванное выработать политику поддержки малого бизнеса и проводить ее в жизнь. Часть этой политики - координация работы всех звеньев, задействованных в области малого бизнеса, и всесторонняя поддержка начинающих предпринимателей. Управление образовано по инициативе Министерства промышленности и торговли и в соответствии с рекомендациями. Общественной комиссии по проблемам малого бизнеса, сформулированным на базе анализа работы, проведенной в 1993 г. В качестве учредителей Управления выступили правительственные учреждения (канцелярия главы правительства и ряд министерств: промышленности и торговли, финансов, абсорбции, туризма и др.), различные экономические организации, в том числе Ассоциация промышленников, Федерация Торговых палат Израиля, Союз промышленников и ремесленников, Ассоциация частных предпринимателей ("Лахав") и т. д.. различные добровольческие организации, занимающиеся поддержкой предпринимательства и малого бизнеса, а также бизнесмены и общественные деятели.
Управление является самостоятельной некоммерческой организацией ("амута"). В состав его правления входят представители министерств, экономических и общественных организаций, которые не только разрабатывают и принимают программы поддержки малого и среднего бизнеса, но и пристально следят за их выполнением и не дают Управлению превратиться в очередной бюрократический орган. Деятельность Управления финансируется Министерством промышленности, торговли и трудоустройства.
Управление по делам малого и среднего бизнеса - всеизраильская структура с рядом филиалов на местах и в конкретных отраслях. Свои программы Управление реализует через Центры поддержки деловой инициативы, расположенные по всей стране и оказывающие бизнесменам всестороннюю помощь - в создании и ведении бизнеса, его расширении и развитии, а в критических ситуациях - в предотвращении закрытия.
Функции Управления. Выработка государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса и ее реализация. Разработка и практическое внедрение методов поддержки малого и среднего бизнеса. Координация деятельности всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами малого и среднего бизнеса. Создание местных и окружных Центров поддержки деловой инициативы, оказание им соответствующей помощи. Разработка законодательных предложений в области малого и среднего бизнеса, инструктаж и разъяснительная работа по вопросам создания предприятий малого и среднего бизнеса и управления ими. Организация курсов и семинаров по темам, связанным с созданием и ведением бизнеса. Обеспечение предпринимателей информацией на основе различных баз данных. Содействие в создании фондов поддержки малого и среднего бизнеса [2, 146-147].
Фонд поддержки и развития малого бизнеса. Фонд создан двумя министерствами: финансов и промышленности и торговли с целью оказания помощи в создании или расширении малого бизнеса во всех отраслях хозяйства, а также для стимулирования создания новых рабочих мест. Ссуды Фонда предоставляются на основании бизнес-плана.
Руководит Фондом от Управления по делам малого и среднего бизнеса специальная координационная комиссия, в которой представлены: отдел финансирования Министерства промышленности и торговли, Бюджетное управление Министерства финансов, а также непосредственно Управление по делам малого и среднего бизнеса. Максимальная сумма кредита, предоставляемого Фондом, - 500 тыс. шекелей. Срок кредита - 5 лет.
Условия получения кредита. Число работников - не более 70, годовой оборот - до $5 млн. Полученный кредит должен использоваться только для создания нового или расширения уже существующего бизнеса. Вклад владельца бизнеса в создание или расширение дела должен составлять не менее 25% от суммы кредита, предоставленного ему из средств Фонда.
Условия Фонда периодически уточняются, поэтому заинтересованным в получении ссуды следует ознакомиться с ними до подачи заявления.
Кроме того, в Израиле функционирует целый ряд целевых фондов - общегосударственных и региональных - предназначенных для поддержки предпринимательской деятельности [3].
Услуги министерства промышленности, торговли и трудоустройства
Помимо услуг, оказываемых предпринимателям Управлением по делам малого и среднего бизнеса и Центрами поддержки деловой инициативы, есть ряд услуг, которые предоставляются сектору малого и среднего бизнеса непосредственно Министерством промышленности, торговли и трудоустройства.
Технологические теплицы под руководством Главного ученого Министерства промышленности, торговли и трудоустройства
Теплицы, созданные в Израиле в течение двух последних десятилетий, представляют собой структуры, позволяющие начинающим предпринимателям, как старожилам, так и новым репатриантам, реализовать перспективные технологические идеи, что нередко приводит к созданию новых бизнесов и появлению на рынке новых товаров.
Бизнес-тренинг. Проект бизнес-тренинга включает теоретические (на уровне консультаций) и практические (консалтинг) занятия на конкретных фирмах, где начинающие предприниматели овладевают навыками руководства и профессионального управления бизнесом.
Предприятию, по условиям проекта, предоставляется до 150 часов консультаций, которые проводят квалифицированные консультанты, известные в израильских деловых кругах.. Тематика консультаций: общее и финансовое руководство, финансовый контроль, управление производством и маркетинг, информационные и компьютерные системы, кадры. Заявки на обучение следует подавать в Центры поддержки деловой инициативы или районным координаторам. Министерство промышленности, торговли и трудоустройства финансирует деятельность консультантов в размере 75%.
Бизнес-тренинг для предприятий, насчитывающих до 4 работников. В рамках всех Центров поддержки деловой инициативы действует также программа обучения владельцев бизнесов, на которых работают от 1 до 4 человек. Программа рассчитана на 20 часов [4].
Система информационного обслуживания малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятия функционируют на рынке, для которого характерна жесткая конкуренция, и их способность выстоять и преуспеть во многом зависит от наличия информации, необходимой для принятия решений.
"Добыть" эту информацию бывает очень непросто, доступ к ней затруднен и нередко требует значительных затрат времени и средств.
В связи с этим Управление по делам малого и среднего бизнеса приняло решение создать Центр информации - с целью сбора и систематизации информационного материала, способного заинтересовать предпринимателей и владельцев небольших предприятий и предоставляемого им на льготных условиях.
Информационные услуги предоставляются предпринимателям посредством Центров развития малого бизнеса и поддержки деловой инициативы.
Тематика предлагаемой информации: Маркетинговые исследования на местном рынке; Тендеры в Израиле; Источники финансирования; Банки данных учреждений и организаций; Индексы и капиталовложения; Этапы создания бизнеса; Информация о потенциальных партнерах, клиентах и пр.; Деловая информация.
Частично информация по указанным темам поступает в Управление по делам малого и среднего бизнеса из таких организаций как BDI, "Ифат", D & В, "Хашав".
Методический центр. Помощь методического центра предприятиям, действующим в сфере малого и среднего бизнеса, заключается в предоставлении им (в масштабах всей страны) конкретных инструкций по руководству бизнесом. Специалисты Центра предварительно анализируют ситуацию на предприятиях и в соответствии со своими выводами разрабатывают специальные программы инструктажа. Задача Управления в этой области - координировать работу, предлагать Центрам новые инструкции, разрабатывать программы инструктажа и бизнес-тренинга, обучения и вспомогательных наглядных пособий, предоставляя все это в распоряжение консультантов, инструкторов и преподавателей курсов.
Особое внимание методические центры уделяют созданию учебных программ для предпринимателей, занявшихся бизнесом случайно или по необходимости; для открывших собственное дело демобилизованных военнослужащих; для еще не знакомых с условиями и законами местного рынка новых репатриантов; для владеющих или управляющих бизнесами женщин; для неопытных предпринимателей, которым нужно помочь избежать провала; для тех, кто стремится повысить свой профессиональный уровень и т.д.
Методические центры используют сегодня новые эффективные инструменты помощи частным предпринимателям и владельцам предприятий, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса. В их числе - компьютерная программа "Мой бизнес" (на иврите и русском), обучающая профессиональному управлению всеми аспектами бизнеса; брошюры (также на иврите и на арабском), охватывающие практически все главные разделы бизнес-тематики, курс по подготовке малого бизнеса к участию в тендерах.
Распространение информации. Одна из задач Управления по делам малого и среднего бизнеса - пропаганда оказываемых им и Министерством промышленности, торговли и трудоустройства услуг, распространение информации об этих услугах среди широких слоев населения. Чем больше людей узнает об усилиях, предпринимаемых указанными ведомствами в целях усиления сектора малого и среднего бизнеса, тем больше вероятность, что эта деятельность приведет к желаемым результатам, и что малый и средний бизнес, развиваясь, будет способствовать расцвету израильской экономики. Не менее важно, с точки зрения специалистов Управления, добиться поддержки в решении данных проблем прессы, влиятельных в государстве кругов и общественного мнения.
Особая помощь малому и среднему бизнесу в регионах. Известно, что в периферийных районах малый бизнес сталкивается с большими, чем в центре страны, трудностями. Учитывая это, Управление по делам малого и среднего бизнеса всячески помогает частным предпринимателям и предприятиям, действующим в отдаленных от центра регионах.
Регионам также предоставляется первоочередная поддержка в создании Центров поддержки деловой инициативы; помощь в рамках специальных программ Министерства промышленности и торговли; в предоставлении кредитов из различных фондов, в том числе частных; в поиске инвестиций; в финансировании строительства торгово-промышленных зон и т.д.
Международные контакты. Системы поддержки малого и среднего бизнеса во всем мире рассматриваются сегодня как фактор, стимулирующий рост занятости и развитие экономики. Именно это стало причиной расширения деятельности международных организаций, функционирующих в области малого и среднего бизнеса, и укрепления контактов между ними. Данная тенденция в равной степени характерна и для Израиля, и в связи с этим Управление по делам малого и среднего бизнеса разработало программу международной деятельности, включающую: установление дружеских отношений и подписание совместных договоров в целях поддержки малого и среднего бизнеса; обмен делегациями; продвижение совместных проектов, разрабатываемых специалистами Израиля и соседних стран; участие в международных конгрессах и конференциях по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса, деятельность в рамках региональных систем (OECD-FEED, MEDAPME), цель которых - обмен информацией об инструментах поддержки малого и среднего бизнеса как наиболее динамичного и быстро развивающегося сектора экономики.
Дополнительные аспекты деятельности по поддержке сектора малого и среднего бизнеса
Проект "НИЦОЦ" - инновации и творческое ведение бизнеса. Современное хозяйство очень динамично, оно требует постоянного совершенствования бизнеса и привлечения новых инструментов для роста и развития. Вследствие этого компаниям и предприятиям приходится предпринимать различные шаги с целью всесторонней модернизации производства.
Реализацией проекта "НИЦОЦ" занимаются Управление по делам малого и среднего бизнеса, Министерство промышленности, торговли и трудоустройства, институт "Иерушалаим". Его основная задача - помочь предприятиям добиться успехов с помощью квалифицированных консультаций. Частично этот проект финансируется Европейским союзом.
Проект "НИЦОЦ" предназначен для фирм и предприятий, владельцы и руководители которых обладают деловыми и техническими способностями и стремятся к росту и повышению конкурентоспособности своих производств. Консультации субсидируются в размере 75%.
Участие в тендерах. Исследования специалистов Управления по делам малого и среднего бизнеса показали, что одно из основных препятствий, стоящих перед предприятиями и компаниями, пытающимися выйти на новые рынки, - отсутствие информации о тендерах. Именно этим обоснована инициатива Управления обеспечить всем Центрам развития малого бизнеса доступ к базам данных фирмы "Ифат". Однако полностью это проблему не решило - многие предприниматели и владельцы малых предприятий по-прежнему были ограничены в своих возможностях участвовать в тендерах. В связи с этим был открыт специальный курс для частных предпринимателей и владельцев малых и средних предприятий по подготовке к участию в тендерах. Цель курса - дать слушателям необходимые знания о тендерах, показать им, насколько существенно значение тендеров в развитии бизнеса, помочь им проанализировать собственные возможности для выхода на тендер
Исследования. Управление всячески содействует проведению исследований по вопросам, связанным с малым и средним бизнесом, особое внимание обращая на специфические исследовательские проекты и принимая участие в работах, проводимых научными учреждениями.
Поддержка женской деловой инициативы. Как показывают статистические данные, в Израиле женщин, владеющих малыми и средними бизнесами, меньше, чем в других развитых странах. В связи с этим Управление создало комиссию, разработавшую специальную программу поддержки женской деловой и коммерческой инициативы.
Экспорт. Управление сотрудничает с Институтом экспорта, специализирующимся на поддержке экспортеров, на базе программ, разработанных Министерством промышленности и торговли.
ISO-9000. Борьба за качество продукции превратилась сегодня в международную проблему. Осознавая ее важность, специалисты Управления изыскивают пути внедрения в малый и средний бизнес стандарта ISO-9000. С этой целью разработана специальная учебная программа, в рамках которой предприниматели учатся таким образом перестраивать производство, чтобы получение стандарта ISO-9000 стало реальным. Курсы проводятся при Центрах поддержки деловой инициативы [5. 75-77].
Министерство Абсорбции
Программа поддержки частного предпринимательства разработана в Министерстве абсорбции с целью создания базы помощи и благоприятной деловой среды для предпринимателей-репатриантов.
Задачи программы:
1. Знакомство репатриантов с деловым миром страны; предоставление им инструментов и ресурсов, необходимых для реализации их предпринимательских способностей.
2. Развитие в масштабах страны системы делового консалтинга, повышения квалификации и бизнес-сопровождения; помощь в разработке и реализации идей; поддержка действующих бизнесов.
3. Помощь в обеспечении начального капитала для открытия новых бизнесов; развитие деловых возможностей.
4. Развитие программ бизнес-тренинга и отраслевых проектов, являющихся базой для продвижения частного предпринимательства репатриантов.
Поддержка деловой инициативы репатриантов Министерством абсорбции осуществляется через региональные центры поддержки деловой инициативы (МАТИ) и Ассоциацию Предпринимателей Израиля (АПИ).
С июня 2007 максимальная ссуда на создание или развитие бизнеса составляет 70 000 шекелей. (До 30.04.2008 действуют особые правила для тех, кто получил в прошлом ссуды в меньшем объеме). О правах на получение дополнительной ссуды вас проинформируют в Центрах поддержки деловой инициативы и АПИ. Грант (часть ссуды, которая не подлежит возврату) составляет до 5 000 шекелей. Ссуда, прикрепленная к индексу цен или к доллару, выдается под субсидированный процент, на срок до 5 лет. Получение ссуды обусловливается предоставлением гарантов (до 3-х) или альтернативных гарантий. Ссуды выдаются посредством Фонда помощи предпринимателям-репатриантам, который создан и управляется Министерс-ibom абсорбции, решения о выдаче кредита из Фонда принимаются специальной комиссией министерства. Условием для получения ссуды из Фонда помощи предпринимателям-репатриантам является утверждение бизнес-плана комиссией Фонда. Ссуда предназначена для приобретения оборудования или покрытия других расходов, перечисленных в бизнес-плане, и не может быть использована ни в каких иных целях [6].
Израиль на протяжении многих лет отличался централизованной и протекционистской экономической политикой, защищавшей интересы местной промышленности, препятствовавшей развитию экспорта и конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, поддерживавшей и поощрявшей-посредством прямых кредитов, субсидий и налоговых льгот-крупные предприятия, в основном находящиеся под полным или частичным государственным управлением. Система стимулирования обусловила высокий уровень зависимости предприятий от правительственных чиновников, которых практически не интересовали мелкие предприниматели. Банковская система страны, естественно предпочитавшая объемные кредиты, имела дело в основном с крупными предприятиями, пользовавшимися поддержкой со стороны правительства. Все это в сочетании с небольшими масштабами израильской экономики, а также дефицитом информационных, консалтинговых, управленческих, технологических (в области исследований и развития) и маркетинговых услуг осложняло работу малых предприятий и ослабляло их возможности конкурировать с крупными фирмами.
Однако в начале 1980-х гг. наметился долгожданный перелом в отношении правительства к сфере малого бизнеса и осознанию ее вклада в экономическое развитие и трудоустройство населения. Смена власти в Израиле и изменения в экономическом климате всего мира, а также возросшая роль международной торговли стали основными причинами экономического перелома. Акцент в экономической политике сместился с обеспечения полной занятости населения на достижение экономической рентабельности и приватизацию государственных предприятий-даже с учетом возможности их закрытия, сопровождающегося массовыми увольнениями и ростом безработицы. Процесс приватизации происходит медленно (зачастую слишком медленно), но с экономической точки зрения в Израиле наметились позитивные тенденции, которые обеспечат обострение конкуренции и приход на рынок стратегических инвесторов из-за рубежа. Эти изменения в политике, как и резкий скачок инфляции в середине 1980-х гг., подорвали устои централизованной и малоэффективной экономики; многие крупные компании поразил глубокий кризис. Гигантские компании-такие, как авиапромышленные предприятия и концерн "Кур", пережили серьезные трудности, результатом которых стали массовые увольнения. Большая волна иммиграции из республик бывшего СССР в начале 1990-х гг. еще более усугубила ситуацию на рынке труда. В1993 году без работы оказалось 11% всего трудоспособного населения Израиля, 30% из них составляли новые репатрианты. Высокий уровень безработицы по стране в целом и среди репатриантов в частности вызвал усиление эксплуатации и неравенства, что со своей стороны оказало влияние на общественно-экономические отношения. Такие средства борьбы с безработицей, как создание новых рабочих мест за счет расширения государственного сектора экономики или и без того крупных государственных корпораций, перестали быть приемлемыми после решений о приватизации, принятых правительством в середине 1980-хгг.
Подобная ситуация стимулировала кардинальные изменения в отношении государства, муниципальных властей и финансовых институтов к сфере малого бизнеса. В развитых индустриальных странах малые предприятия рассматриваются как динамичные, склонные к инновациям, оперативно реагирующие звенья экономической системы, способные мгновенно приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынков, и, что еще важнее, как основной источник создания новых рабочих мест при относительно небольших финансовых затратах и в относительно короткие сроки. Очевидно также значение координирующей деятельности правительства и местных органов управления в процессе реализации политики поддержки малого и среднего бизнеса.
Кроме того, политика "прямой абсорбции", разработанная правительством Израиля и Еврейским агентством, постепенно изменяла отношение к центральной власти как к единственному органу, ответственному за интеграцию (в том числе и на рынке труда) новых репатриантов в израильское общество. Большинство руководителей местных и региональных органов управления осознали, что именно им следует взять на себя инициативу по решению проблемы трудоустройства репатриантов и что ориентация на малый бизнес позволит решить эту проблему с наименьшими затратами.
Малый бизнес имеет также особое общественно-экономическое значение для городов и районов развития: благодаря ему они избавляются от экономического риска, вызванного "прикреплением к одному предприятию",-явлению, которое приводит к кабальной зависимости многих людей, если не всего района, от какого-либо одного крупного завода или фабрики.
Основной вклад малого бизнеса в экономику страны заключается в поддержании высокого уровня конкуренции на рынке товаров и услуг. Малые предприятия расширяют рынок труда, делают его более разнообразным и, таким образом, способствуют деловому развитию. Они играют центральную роль в формировании экономического потенциала страны и изменении общественного и экономического статуса городов развития. Едва ли не все экономически сильные государства имеют развитую инфраструктуру малого и среднего бизнеса. Более того, уровень развития данной инфраструктуры может рассматриваться как экономический индикатор демократического развития. Малый бизнес позволяет широким слоям населения попробовать свои силы на поприще предпринимательства, "возвращая" свой долг демократии созданием новых рабочих мест.
Осознание роли малого бизнеса в оперативном и относительно недорогом решении проблемы занятости, в том числе занятости репатриантов, обусловило возникновение в начале 1990-х гг. целого ряда структур, оказывающих поддержку малому бизнесу на местном уровне за счет общественных, государственных, частных, порой и благотворительных источников. Эти организации, занимаясь продвижением предпринимателей и владельцев малого бизнеса, стали своего рода посредниками между ними и органами власти. Такие структуры анализируют соответствие деловой идеи запросам рынка, предоставляют различную информацию, в том числе об источниках финансирования, проводят курсы по бизнес-тематика.
Эта система поддержки малого и среднего бизнеса в 1996-1999 годах внесла существенный вклад в борьбу с безработицей, способствовав созданию более чем пятидесяти тысяч рабочих мест. Несомненны огромные перспективы, открытые сегодня перед малым и средним бизнесом. Однако не менее очевидны и проблемы, которые им придется преодолевать, поэтому важен поиск новых творческих решений, способных обеспечить такому бизнесу достойное место в экономической системе страны [7, 206-209].
Высокая степень концентрации производства и капитала сочетается в Израиле с сохранением огромной массы мелких и средних компаний, на которые приходится свыше половины рабочей силы, занятой в промышленности и нефинансовых услугах. Эта группа весьма неоднородна: сюда входят и мелкие ремесленные мастерские кустарного типа, и хорошо оснащенные, узкоспециализированные мелкие и средние компании, выполняющие субподрядные работы для крупных фирм. Циркулирующие здесь разрозненные индивидуальные капиталы часто меняют владельцев. Но этот полюс экономической системы Израиля более устойчив и многочислен по составу, чем в большинстве других индустриально развитых стран. Малые компании крепко связаны с крупными корпорациями субподрядными, финансовыми, с бытовыми и прочими узами [8, 485-486].
Значение мелкого частного предпринимательства не сводится" лишь к его количественным параметрам. За счет своей массовости, конкурентной среды и особой внутренней организации оно усиливало динамизм экономики, повышало ее устойчивость к перепадам внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры. Мелкий бизнес помог трудоустроить значительную часть иммигрантов и тем самым внес свой вклад в поддержание высоких темпов роста на начальном этапе ускоренного экономического разлитии, обеспечение полной занятости. Кроме того, благодаря обычно хорошей управляемости, маневренности, ограниченному числу административного персонала небольшие компании обеспечивали высокую приспособляемость структуры, объема и качественных характеристик производства и потребления к конъюнктуре рынка. Как и в других странах, массовый мелкий бизнес наделяет товарную сделку субъективностью человеческого контакта, персонифицирует ее и тем самым ставит товарно-денежный оборот под контроль общественности./Значительно более высокий уровень конкуренции в мелком и Iсреднем бизнесе стимулирует предпринимателей к повышению эффективности производства, в том числе путем внедрения достижений научно-технического прогресса. Прорыв в развитии израильского научно-технического комплекса был обеспечен в основном небольшими частными фирмами, занимавшимися разработкой и освоением технологий и наукоемкой продукции.
Литература
1. Бизнес в Израиле. Бизнес с Израилем. "Асоц. Предприн. Израиля" Телль-Авив, 2008.
2. Путеводитель предпринимателя. Справочное пособие для деловых людей в Израиле. "Асоц. Предприн. Израиля" Телль-Авив, 1999.
7. А.Д. Эпштейн, А.В. Федорченко. Общество и политика современного Израиля. "Гешарим" Иерусалим 5762, "Мосты культуры", М., 2002.
8. И.Д. Звягельская, Т.А. Карасова, А.В. Федорченко. Государство Израиль. М., "ИВ РАН" 2005.
ИЗРАИЛЬ: ПРОГРАММА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИНКУБАТОРОВ.
Программа технологических инкубаторов была инициирована в начале 1991 г. министерством промышленности и торговли в рамках Бюро Главного Ученого, и первые инкубаторы начали свою деятельность в середине того же года. Главной задачей программы было облегчить абсорбцию массовой алии из СССР/СНГ. Только в 1990 г. из СССР прибыло 184,3 тыс. чел, к 1999 г. репатрианты из СССР/СНГ составляли 11,9% населения Израиля'. Многие из новых репатриантов имели технологическое образование и большой опыт, который они могли бы применить в Израиле. Правительство поставило задачи, чтобы новые репатрианты составляли не менее 50% работников инкубаторов, предоставить им возможность доступа к израильскому деловому миру.
В 1991-1993 гг. было основано 28 инкубаторов, из которых в 2007 г. действуют 24: 4 - в центре страны, 6 - на юге, 3 - в Иерусалиме, 2 - на автономных территориях и 9 в районе Хайфы и севера. В рамках программы разрабатываются около 200 промышленных научно-исследовательских проектов в год. Теплицы помогают малым компаниям на начальной стадии развития преодолеть трудности и приобрести способности независимо выйти на рынок.
Общая концепция программы технологических инкубаторов соответствует закону о поощрении научно-исследовательской деятельности в промышленности 1994 г. Основные положения закона - способствовать развитию наукоемкой промышленности, улучшению платежного баланса Израиля и создание новых рабочих мест. Ответственность за осуществление программы возлагалась на министра промышленности и торговли.
Программа технологических и бизнес-инкубаторов не является уникальной, присущей только Израилю. Например, в то время, когда израильский проект теплиц только разрабатывался, в США уже действовали около 300 инкубаторов. Первые инкубаторы в Соединенных Штатах были основаны в конце 1950-х гг. В 1985 г. в США числилось 70 инкубаторов, а 1987 г. их число выросло до 200, в 2003 г. действовало около 8003.
Технологические инкубаторы существуют также и в Европе, в мире их около 3 тыс., половина из них была основана в 1990-х гг. Это говорит о большой важности, которую придают правительства разных стран инкубаторам, считая их основой для решения проблем занятости и развития экономики. Например, в Германии во второй половине 1990-х гг. было создано около 180 инкубаторов и технологических центров, где было занято около 30 тыс. чел. Однако тенденция сегодня - не увеличивать число инкубаторов, а сделать их деятельность эффективнее
Центральное бюро статистики Израиля. bttp://wwwl.cbs.gov.il
Encouragement for industrial research and technology ,ittp://www.moital.gov.il/NR/exeres/E085F885-2924-475A-849C-24DFBF2FD605.htm Joel Wiggins and David V. Gibson. Overview of US incubators and the case of the Austin Technology Incubator
При анализе успешности программы технологических инкубаторов основным критерием оценки является процент неудавшихся проектов и тех, которые продолжили самостоятельную жизнь как бизнес-компании. Как в развитых, так и в развивающихся странах существует много программ поддержки, похожих на израильскую. Тем не менее, до сих пор относительно немного известно об их влиянии на объем появляющихся инициатив и, еще важнее, на количество бизнесов, уцелевших и процветающих. В Израиле речь идет об относительно молодом явлении, и попыток определить результативность данной программы было сделано немного. На тему технологических инкубаторов написан ряд работ следующих авторов: Х.Бен-Шахар (1993 г.), А.Годдберг и О.Лави-Стайнер (1996 г.), В.Модена (1997 г.), Д.Шефер и А.Френкель (2002 г.), А.Лейбовиц (2005 г.).
В.Модена (1997 г.), эксперт-консультант при израильском министерстве науки, культуры и спорта и министерстве промышленности, торговли и труда, исследовал программу технологических инкубаторов как часть нового явления в сфере хайтека в 1990-е гг. в Израиле. Исследование содержит следующие тезисы:
1. технологические инкубаторы служат эффективными инструментами для фильтрации новых научных идей;
2. основная функция инкубатора - предоставление начального финансирования проектам, находящимся на первоначальной "зародышевой" стадии (seed). Рисковые фонды не могут в этом случае заменить деятельность инкубаторов;
3. инкубатор является важным средством привлечения капитала для изобретателя технологии. С помощью инкубаторов начинающие проекты находят источники финансирования для продолжения деятельности или для организации сбыта разработанного продукта;
4. технологические инкубаторы вносят большой вклад в развитие инноваций в стране, а также в возникновение высокотехнологических компаний;
5. технологический инкубатор - это эффективное средство развития промышленности и инструмент для стимулирования экономического роста, особенно в периферийных районах.
Впервые цели и процедуры этой программы были опубликованы в начале 1994 г. В программе содержались правила функционирования инкубаторов и принятия проектов в инкубатор. Эти правила были обновлены в 1999 г. В распоряжении министра промышленности и торговли Љ4.7 от 9 октября 1994 г главная цель программы технологических инкубаторов была обозначена так: "создать систему поддержки, которая позволила бы носителям идей в области технологий выполнить требуемую на начальной стадии научно-исследовательскую деятельность, чтобы воплотить эти идеи в промышленный продукт". Осуществление программы должно было привести к следующим результатам:
1. поощрение исследований в промышленности;
2. поддержка начинающих предпринимателей на начальной стадии;
3. обеспечение занятости для новых репатриантов с образованием в области высоких технологий;
4. увеличение притока частных инвестиций в израильские компании;
5. приобретение новых технологий из-за рубежа;
6. перевод технологий из вузов и НИИ в промышленность;
7. уменьшение "утечки мозгов";
8. усиление регионального развития.
Программа технологических инкубаторов включает несколько инструментов поддержки: финансовые, консультативные и инфраструктурные. Инкубаторы предоставляют предпринимателям помещение, ресурсы и деньги, административные, профессиональные, деловые и маркетинговые услуги, позволяющие предпринимателям во время нахождения в теплице превратить изобретение в инновацию, убедить рынок в необходимости этого товара.
Бюджет программы технологических инкубаторов делится на 2 части: бюджет, предназначенный для функционирования самих инкубаторов и бюджет (финансирование), предназначенный для инновационных предпринимателей. Бюджет инкубаторов должен обеспечивать текущую работу инкубатора и его способность оказывать различные услуги предпринимателям в осуществлении их проектов. Функция финансирования инновационных предпринимателей двойная: обеспечение работы над проектом в течение нахождения его в инкубаторе и стимулирование привлечения дополнительного финансирования (инвестиций) после выхода проекта из инкубатора.
Общий базовый бюджет неприватизированного инкубатора достигает до 185 тыс. долларов ежегодно. При этом невозможно перевести неизрасходованные средства на следующий год, в редких случаях это разрешает делать Комиссия по управлению.
Источники финансирования делятся на общественные, частные и прочие. К общественным относятся министерство промышленности и торговли (бюджет Бюро Главного Ученого), органы местной власти и организации (Сохнут и некоторые др.). К частным источникам финансирования можно отнести стратегических и деловых партнеров.
Поиск источников капитала - это одна из самых сложных задач, с которой сталкивается начинающий предприниматель. Инкубатор выполняет в этом случае двойную функцию: 1 -он предоставляет большую часть средств для начала научных исследований и 2 - он может предоставить дополнительные средства и продолжить поддерживать в финансовом плане после выхода проекта из рамок инкубатора.
В начале 1990-х гг. рисковые фонды не были склонны финансировать начальные этапы новых проектов, более того, в то время подобные виды инвестиций не были распространены в Израиле, эти проекты считались слишком рискованными.
Поскольку невозможно точно определить, получится ли, в конце концов, из интересной идеи рыночный продукт, конкурентоспособный и хорошо продаваемый, частные инвесторы хотят вкладывать далеко не во все проекты. Поэтому государство берет на себя риск инвестировать в развитие проектов на самых начальных стадиях, особенно в те перспективные проекты, которые вряд ли бы нашли частных инвесторов
Главный источник финансирования программы - министерство промышленности и торговли через Бюро Главного Ученого. Другие основные источники - авторские гонорары, акции и дивиденды, а также стратегические и деловые партнеры (инвесторы).
Проекты, одобренные комиссией по управлению, получают статус независимого юридического лица и регистрируются как общества с ограниченной ответственностью не позднее года после вхождения проекта в инкубатор.
Права собственности с момента вхождения проекта в инкубатор разделены между следующими участниками:
1 .предприниматель (носитель идеи) - не менее 50%;
Государство посредством Бюро Главного Ученого поддерживает проекты в инкубаторах, предоставляя финансовые денежные средства для покрытия до 85% расходов на научные исследования, но не более 300 тыс. долларов (150 тыс. долларов в год в течение двух лет). Предприниматель должен привлечь оставшиеся 15% (около 60 тыс. долларов) из других источников (неправительственных).
Дополнительный бюджет возможен в следующих случаях:
1. Периферийные инкубаторы - проекты в периферийных инкубаторах имеют право на увеличение размера денежных средств до 100% утвержденного бюджета (дополнительные 30 тыс. долларов) для 3 проектов в год. В случае, если инкубатор решит воспользоваться этой возможностью, он не может получить более первоначальных 20% акций в поддерживаемом проекте.
2. Маркетинговая деятельность - каждый проект имеет право на денежные средства до 15 тыс. долларов в год (всего до 30 тыс. долларов за 2 года) на развитие системы сбыта и торговли. Чтобы получить дополнительные средства на сбыт, инкубатор подает детально разработанную схему сбыта в управление инкубаторов. Представленный план должен содержать смету и сроки выполнения, а затем утвержден советом руководителей инкубатора или его комиссией по проектам.
3. Поступления от проекта - если в проект будут поступать средства во время его нахождения в инкубаторе, они могут идти на покрытие издержек как во время разработки в инкубаторе, так и после выхода из него.
Проект находится в инкубаторе в течение двух лет. Даже по истечении этого срока необязательно будет создан продукт. Государство предоставляет предпринимателям определенное количество возможностей, чтобы они воспользовались ими максимально. Программа инкубаторов рассматривает правительственную поддержку в период нахождения проектов в инкубаторе только как первоначальную перед тем этапом, когда проект сможет сам привлекать частные инвестиции. Несмотря на это, программа позволяет проектам, которые не использовали все средства из их бюджета, продлить время нахождения в инкубаторе в меру необходимости, и наоборот, если проекты успешно привлекли значительный частный капитал, они вправе использовать средства из своего бюджета в срок короче 2-х лет.
Заработная плата работников проектов не очень высокая по сравнению с частным рынком и поэтому затрудняет привлечение хороших специалистов. Но меньшей мере, 50% работников в инкубаторе являлись новыми репатриантами (на момент начала проекта не прожившие в Израиле 8 лет).
Перед предпринимателями, работающими над проектами на заключительной стадии, ставятся дополнительные условия:
1.исследование должно быть осуществлено в Израиле;
2.производить товар, модернизированный в результате проведения научно-исследовательской работы или использования новейших технологий, необходимо только в Израиле;
3. полученные знания разглашать другим лицам напрямую или косвенно не иначе как по соглашению с Комиссией по управлению, предоставляющей условия для этого.
4. если компания инкубатора заинтересована в передаче средств управления, развития, прав собственности на информацию или производство гражданину другого государства или иностранной компании, она должна получить подтверждение для этого от Комиссии по управлению.
Основной показатель успешности проекта - его способность в течение периода развития в инкубаторе привлечь инвестиции, которые позволят ему продолжить развиваться как самостоятельной компании. Период развития в инкубаторе увеличивает шансы предпринимателя привлечь инвесторов, найти стратегического партнера и выйти из инкубатора независимым бизнесменом.
В 2000 г. в инкубаторах осуществлялось около 200 проектов (в среднем 9 проектов в каждом инкубаторе). Каждый год проверялись около 2400 проектов, из которых только около 100 проходили отбор для участия в программе (в среднем 4 проекта на инкубатор). Около половины инициатив в инкубаторах в 2005 г. основаны на идеях новых репатриантов. В инкубаторах в 2000 г. было занято около 900 профессионалов, и около 50% были новые репатрианты с высшим образованием (большая часть из них - обладатели второй и третьей степени). Важно отметить, что с течением времени это соотношение изменилось, и теперь большинство предпринимателей в инкубаторах - старожилы в Израиле ("ватиким").
К середине 2000 г. из инкубаторов вышли 619 проектов. 317 из них продолжили функционировать как самостоятельные компании, а 302 проекта - оказались несостоятельными.
Уровень успешности законченных проектов (2000 г.).
Источник: сайт Центра технологических инкубаторов, http://incubators.org.il
Среди 24 руководителей инкубаторов - 21 мужчина и 3 женщины. Среди предпринимателей теплиц в 2005 г. было 156 мужчин (89%) и 20 женщин (11%). Данные не отличаются существенно в инкубаторах, расположенных в городах или на периферии.
Arik Leibovitz. The Technological Incubators as a Tool in Regional Development. Haifa, 2005. (на иврите)
Средний возраст предпринимателей на 2005 г. составлял 49 лет. Среди предпринимателей-мужчин средний возраст - 50 лет, среди женщин-предпринимателей - 43 года. Предприниматели в теплицах старше относительно предпринимателей в других программах.
Процент предпринимателей всех теплиц - новых репатриантов - составлял в 2005 г. 33% (в основном, это репатрианты большой алии 1990-х гг. из СССР/СНГ и стран Восточной Европы). Число сотрудников в проектах - новых репатриантов - 43%.
В начале 1990-х гг. с основанием программы свыше 70% предпринимателей составляли новые репатрианты, а в начале 2000-х гг. (спустя 10 лет существования программы) большинство предпринимателей - "ватиким". Программа технологических инкубаторов не является больше инструментом абсорбции новых репатриантов.
Инновационные предприниматели во всех теплицах приходят из двух основных сфер занятости: около 37% - из академических кругов и исследовательских центров, около 35% -из научно-исследовательских отделов промышленных предприятий. Остальные категории -из медицины, производственных отделов промышленных предприятий, отделов продаж промышленных предприятий и других областей.
96% предпринимателей в инкубаторах центральных районов имеют академические степени. 11% из них - бакалавры, 21% - магистры и 62% - доктора наук. Вместе с тем, в периферийных теплицах уровень образованности предпринимателей ниже, хотя число лиц с высшим образованием по-прежнему внушительно - 89%, из них 6% - бакалавры, 29% -магистры, 54% - доктора наук.
Предприниматели, участвующие в программе технологических инкубаторов, получали образование, в основном, в двух областях: около 40% имеют инженерное образование, и 38% - в области естественно-биологических наук. Остальные сферы образования предпринимателей - точные науки (15%) и общественные науки (7%). Только у 11% предпринимателей есть дополнительное образование в области общественных наук и управления. Образование инновационных предпринимателей в технологических инкубаторах.
Только в половине технологических инкубаторов существуют административные должности, посвященные продвижению проектов (менеджер по развитию бизнеса, менеджер по маркетингу).
В структуре управления нет существенной разницы между инкубаторами, расположенными в разных районах страны.
Предприниматель, желающий войти в программу инкубаторов, должен пройти процесс фильтрации. На первом этапе разработчик проекта обращается к руководителю инкубатора и представляет в своем обращении общие сведения об идее (иногда в устной форме). На втором этапе руководитель инкубатора может попросить предпринимателя подать "разработанное в деталях" предложение. Предложение должно состоять из таких компонентов, как убедительное описание идеи, технологические и торговые преимущества, а также соответствовать критериям проектов инкубатора. На третьем этапе руководитель инкубатора и соответствующие должностные лица анализируют предложение и принимают решение, можно ли представить данный проект в комиссию по проектам. На четвертом этапе досье на проект подается в комиссию по проектам, которая проверяет предложение, в основном, с экономической и технологической точки зрения.
На пятом этапе по результатам рассмотрения комиссии проект может быть направлен в Комиссию по управления инкубаторами. Она направляет досье и другой относящийся к проекту материал в центр профессиональной проверки для получения профессионального заключения экспертов. После этого материал возвращается в Комиссию для получения окончательного решения о принятии в программу за подписью председателя Комиссии. Решение может содержать: согласие или отказ, размер бюджета, размер бонусов, сроки
исполнения, предварительные условия и т.д.
На шестом этапе в течение шести месяцев с момента принятия решения должен состояться запуск проекта, иначе по истечении этого срока решение о принятии проекта в программу становится недействительным.
Рисунок. Процесс фильтрации проектов в инкубаторах.
Только около 5% проектов, принимающих участие в процессе фильтрации, остаются в программе. Это свидетельствует о большом количестве проектов и о сложности и тщательности самого процесса проверки технологической и экономической приемлемости их идей. В 2002 г. только 4% всех поданных заявок прошли процесс фильтрации.
В городских инкубаторах около 4% проектов принимаются в инкубатор, в полугородских - 5%, а в периферийных - около 8%. Таким образом, в периферийных районах вдвое больше проектов проходят процесс фильтрации, чем в городских инкубаторах. По всей вероятности, это связано с меньшим числом проектов и с заниженными требованиями к ним на периферии, т.е. с более мягким отбором.
При каждом технологическом инкубаторе существует комитет по фильтрации проектов, проверяющий качество предложений, поступающих в инкубатор. Комитет состоит обычно из 9-12 чел. из руководства инкубатора, промышленников, специалистов в области технологий, бизнесменов и представителей вузов (иногда также присутствуют представители таких органов и организаций, как Сохнут, местные власти и т.д.). Комитет обращает внимание на следующие моменты:
1. определение товара - детальное описание товара, всех аспектов его использования, идет ли речь о его модернизации или доработке, или же можно наладить продажу существующего товара;
2. целевой рынок сбыта (кто потребители?) - предназначен ли товар целиком для экспорта, куда экспортировать, кто конкуренты;
3. технология - степень новшества разработки, нужны ли дополнительные исследования в рамках технологического инкубатора, можно ли гарантировать получение патента и то, что изобретатель будет единственным обладателем прав на свое изобретение;
4. финансирование - проверка источников полного финансирования, будут ли они гарантированы проекту на время его нахождения в инкубаторе;
5. собственность - проверка, кто является собственником компании, осуществляющей проект;
6. условия, поставленные проекту.
Большое значение придается проектам с уникальными технологиями и рыночными возможностями (согласно проверке рыночного потенциала). Кроме того, принимаются во внимание следующие аспекты:
a.Значимость темы для деловой активности в Израиле.
b.Четкая программа развития компании.
c.Подбор профессионального персонала.
d.Личные качества предпринимателя - "есть ли у него/нее предпринимательский дух?","есть ли у него/нее лидерские способности?" и т.п.
e.Масштаб проекта - инкубатор может принять и работать над проектом только врамках определенного бюджета. Слишком масштабные проекты могут быть отвергнуты.
f.Способность защищать духовные ценности.
В 2006 г. распределение проектов по сферам разработок было следующим:
Источник: сайт Центра технологических инкубаторов http://incubators.org.il, 2006 г.
В исследовании А. Лейбовица приведен пример следующего распределения проектов: за 2001 гг. в 21 инкубаторе было выполнено 208 проектов. Большинство из них - из области медицинского оборудования (21,2%), меньше всего проектов было посвящено разработке программного обеспечения (6,3%).
Распределение проектов по сферам деятельности было различно в разных районах страны. В городских инкубаторах большинство проектов были в области фармацевтики (52,6%) и медицинского оборудования (36,4%). В полугородских инкубаторах основные сферы разработок - оборудование ЭВМ, средства связи и электронные компоненты (47,1%), а также биотехнологии (46,2%) и программное обеспечение. В периферийных районах основное внимание уделяется разработкам в сфере энергии и экологии (57,1%) и оптики и точных приборов (44,4%).
Разделение инкубаторов по секторам было сделано на основе их специализации. Для этого был определен порог: чтобы инкубатор был назван "специализированным", необходимо, чтобы как минимум 75% предпринимателей работали не более, чем в 3 областях. Иначе инкубатор будет относиться к "разностороннем)'" без четкой направленности.
Периферийным технологическим инкубаторам обычно труднее привлекать проекты, а специализация таких инкубаторов еще более уменьшает эту способность. Инкубаторы с внешними инвесторами в большей степени стремятся к специализации, чем инкубаторы без внешних инвесторов. Частные инвесторы стремятся к вложению в специализированные области, где сроки выполнения короче, риски меньше, а прибыль выше.
Доводы в пользу специализации инкубаторов:
1.специализация позволяет сфокусироваться на какой-то деятельности и лучше понять рынок;
2. специализированные инкубаторы могут лучше подготовить молодые компании к независимой деятельности после выхода из программы;
3. специализация позволяет собрать профессиональную команду под квалифицированным руководством инкубатора;
4. специализация позволяет предоставить проектам услуги на более профессиональном уровне;
5. в финансовом отношении специализация позволяет с большей легкостью заинтересовать инвесторов из особых сфер и собрать инвестиционный форум;
6. специализация создает потенциал для синергии похожих проектов в инкубаторе и уже покинувших его компаний;
7. на этапе фильтрации предпринимателей специализация позволяет квалифицированнее отбирать идеи;
8.в специализированном инкубаторе эффективнее проходит работа и управление.
Существуют и относительные преимущества "разнопланового инкубатора":
1. Нет необходимости диктовать специализацию - во многих инкубаторах это происходит само собой, когда существуют 2-4 основные направления проектов.
2. Программа инкубаторов основана на необходимости предоставить возможности разнообразным проектам с экономическим н технологическим потенциалом. Существуют проекты, которые без программы технологических инкубаторов не развивались бы. Решение о специализации означает сдвиг программы к проектам, где шансы на успех велики.
3. Технологический инкубатор должен стремиться быть бизнес-центром и "машиной" для создания компаний старт-ап с экономической ценностью. Управление инкубатором касается только административных вопросов, а ученые-советники могут дать консультации во всех областях, поэтому нет нужды в специализации.
4. Инкубатор служит технологическому развитию в окружающем его регионе, а специализация может сделать невозможным существование многих технологических теплиц. В особенности это относится к периферийным инкубаторам, стремящимся предоставить максимум возможностей для местных предпринимателей, поэтому они менее всего подходят к роли специализированных инкубаторов.
5. Сотрудники склонны жить неподалеку от места работы. Специализация не позволила бы многим квалифицированным специалистам добираться до рабочего места.
Около половины (48%) идей рождаются в академической среде или в НИИ, около четверти (23%) - в традиционной промышленности, остальные - в наукоемкой промышленности (15%), медицине (11%) и сельском хозяйстве (3%). Безусловно, есть связь между предыдущим местом работы предпринимателя и темой проекта.
Технологические инкубаторы на современном этапе.
Несколько лет назад в Израиле возник вопрос об изменении структуры технологических инкубаторов (например, уклон в сторону специализированных инкубаторов, частных инкубаторов и т.д.). К началу 21 века программа инкубаторов достигла зрелости, и правительство Израиля вступило на путь приватизации их для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в старую программу. Начиная, как некоммерческие организации, инкубаторы вступили в процесс трансформации с целью стать сильным инвестиционным инструментом, поддерживаемым профессиональными состоятельными инвесторами, желающими вложить средства в предприятия на начальной стадии. Перемены в программе инкубаторов, инициированные отчасти директором программы Риной Придор, стали отчетливо видны: даже опытные предприниматели ищут источник финансирования, в первую очередь, в инкубаторах.
Основные положения проекта приватизации:
1. уменьшение правительственного вмешательства в дела инкубатора;
2. стимулирование участия инкубатора в деловом секторе;
3. выделение больших средств на каждый проект;
4. привнесение элемента соперничества между инкубаторами для получения более привлекательных проектов.
Элемент соперничества между инкубаторами, а также между предпринимателями должен улучшить качество проектов, услуг, предоставляемых инкубаторами и, в конце концов, шансы проекта привлечь капитал по окончании периода развития в инкубаторе.
Приватизация началась с нескольких инкубаторов, и центральным элементом стало превращение теплиц в коммерческие организации с целью извлечения прибыли. Нововведением стало также то, что акции теперь распределяются соответственно размеру инвестиций, вложенных в инкубатор. Раньше государство вкладывало 300 тыс. долларов и имело 20% акций, как и те, кто вкладывал 30 тыс. долларов. Некоторые исследователи указывают, что бюджет программы технологических инкубаторов мало изменился с 1991 г. по 2000 г. (всего 3,33% рост).
С 2002 г. Бюро Главного Ученого стремилось набрать более опытных менеджеров в управление инкубаторами и увеличить вовлечение в деятельность теплицы частных инвесторов. Согласно новой программе с 2002 г. правительство стало предоставлять ссуды вместо грантов и увеличило научно-исследовательский бюджет каждого проекта: компания, находящаяся в инкубаторе, получает от правительства ссуду, которая может покрывать до 85% утвержденных расходов (400-500 тыс. долларов на 2 года). Оставшиеся 15% обычно покрываются за счет венчурных фондов. Предприниматель получает возможность в течение 6 лет выплатить ссуду, но только в том случае, если компания добивается успеха.
Неприватизированные инкубаторы по-прежнему получают правительственный грант - не ссуду. Грант покрывает до 85% утвержденных расходов (300 тыс. долларов на 2 года), а остальные 15% оплачиваются или предпринимателем, или частными инвесторами. Грант выплачивается с учетом авторского гонорара, составляющим 3-5% от стоимости компании в случае успеха.
Другими изменениями стало четкое предпочтение периферии. На периферии предприниматель может получить денежные средства в размере 500 тыс. долларов по сравнению с 400 тыс. в центральном районе и 300 тыс. по программе в первоначальном виде. Это значительное преимущество, учитывая тот факт, что на периферии цены ниже, чем в центре, имеет целью стимулировать развитие инициатив в проблемных районах и городах развития.
Одним из достижений программы стал ее успех в привлечении частного капитала на начальные стадии разработок, раньше частный капитал не стремился в эту сферу. На сегодняшний день нет рисковых фондов, не заинтересованных в проектах инкубаторов. В рамках процесса приватизации появляется все больше и больше частных организаций, стремящихся стать стратегическими партнерами и покупать акции инкубаторов.
Все израильские инкубаторы сталкиваются с проблемой альтернативного привлекательного финансового предложения новым предпринимателям. С расцветом венчурного финансирования инкубаторы встречаются с конкуренцией со стороны венчурных компаний, которые инвестируют на ранних этапах в старт-ап компании. Более того, угроза конкуренции исходит также от частных лиц, инвестирующих в технологии ("бизнес-ангелов"), которые стали значительно активнее в последнее время .
После начала программы приватизации инкубаторы пережили значительные перемены. Часто это связано с увеличением числа зрелых проектов и опытных предпринимателей, а также с решениями, принимаемыми при утверждении проекта и управления им.
Основные перемены заключаются в том, что инвесторы, менеджеры и предприниматели инкубаторов получили новый стимул: теперь они рассматривают инкубатор по тем же критериям, как и венчурные фонды. Частные инкубаторы стремятся создать настоящие компании, обладающие большим потенциалом после выхода из программы инкубаторов.
У инкубатора при Технионе есть пять основных акционеров (Vertex Venture Capital, Battery Ventures и др.). Тот факт, что подобные крупные фонды инвестируют в компании, созданные в инкубаторе, напрямую из своих фондов, дает большое преимущество старт-апам. Они, вступая в инкубатор, налаживают отношения со состоятельными, опытными, с большими связями инвесторами, способными поддержать компанию после выхода из теплицы.
The new face of Israel's incubators. Israeli Venture Capital Journal. - p. 2-3.
Можно говорить о том, что Израиль перешел от количества к качеству. В прошлом компенсация, выделявшаяся инкубаторам, была основана на отношении количества компаний на один инкубатор и имела социальные цели, такие, как абсорбция репатриантов. Сегодня от инкубаторов ожидается, прежде всего, материальный успех.
Таким образом, от инкубаторов требуется улучшить селекцию проектов и определять предпринимателей и технологии, способные принести внушительную прибыль.
Чем больше инвесторов знакомятся с портфолио инкубаторов, тем больше партнеров желают инвестировать в их проекты. К тому же у инкубаторов есть собственные ресурсы, таким образом, в последнее время добыть деньги становится не столь проблематично, как раньше.
Может показаться, что инкубаторы становятся похожи на небольшие венчурные фонды, однако это не так, потому что они играют другую роль в процессе развития инновационных компаний. Они не должны конкурировать с венчурными фондами, скорее, должны дополнять друг друга. Инкубаторы берут на себя больше технологического риска и концентрируются на создании фундамента для начального этапа развития технологий.
Хотя партнерство между начинающими предпринимателями и венчурными фондами с помощью программы частных инкубаторов может привести к успешным результатам, существуют некоторые проблемы, которые венчурные фонды должны преодолеть в процессе инвестирования в инициативы на начальной стадии развития.
Когда венчурный фонд решает инвестировать в компанию через частный инкубатор, он инвестирует, прежде всего, в предпринимателя. Однако, в отличие от инвестирования в зрелые компании, управлению венчурного фонда приходится уделять намного больше внимания и ресурсов построению компании. Чтобы максимизировать потенциал компании инкубатора, он должен удостовериться, что ее организация правильно структурирована для преодоления трудностей.
Первым приватизированным инкубатором в Израиле был Incentive, принадлежащий инвестиционной группе Peregrine Ventures. Проекты этого инкубатора получают правительственные ссуды в размере более 500 тыс. долларов на два года на каждый проект, административную поддержку как команды самого инкубатора, так и Peregrine Ventures, a также доступ к их деловым и инвестиционным связям. Peregrine вместе с инкубатором тесно сотрудничает с многими стратегическими партнерами для того, чтобы определить те новые технологии, в которые стратегический партнер мог бы инвестировать в течение 2-3-х лет. На основе этой информации инкубатор активно ищет идеи и предпринимателей, подходящих под эти требования.
До принятия компаний в программу инкубатора технологическая концепция представляется потенциальным стратегическим партнерам. Если на предложение есть спрос, Incentive и Бюро Главного Ученого утверждают инвестиции и принимают компанию в инкубатор. Такой подход, хотя и требующий много времени и поэтому, возможно, не очень популярный среди других инкубаторов, увеличивает шансы компаний найти стратегических партнеров на более ранних стадиях развития и возвратить вложения предпринимателей, венчурных фондов и частных инвесторов как можно быстрее.
Разделяя риски, возникающие при проведении научных исследований, государство создает условия для преуспевания израильских старт-ал компаний. Эффективность программы очевидна. Растет интерес, как в Израиле, так и за рубежом к компаниям на начальных стадиях и продолжающих развитие в инкубаторе, входящих в мировой рынок. Успешные примеры компаний из инкубаторов - Compugen, Mango-DSP, D-Pharm, Eurikify, Cellvine и другие.
Программа технологических инкубаторов, несомненно, вносит большой вклад в интеграцию Израиля в верхний ряд промышленно развитых наций и помогает создать одну из технологически успешных экономик мира. Программа задумывалась, как помощь в абсорбции новых репатриантов из большой алии 1990-х гг., среди которых было много ученых и инженеров, способных внести важный вклад в развитие экономики Израиля. К началу 21 века программа выполнила свою задачу и начала процесс трансформации в программу поощрения развития высокотехнологических компаний старт-ап. Она уже не нацелена на участие в ней преимущественно новых репатриантов, ее двери открыты для всех обладателей новых интересных и перспективных идей. Правительство, выполнив свою задачу, стремится к достижению новых результатов, считая, что технологические инкубаторы не выработали свой ресурс и еще способны внести свой вклад в превращение Израиля не просто в успешную страну, но и в бесспорные мировые лидеры в области высоких технологий.
Использованные источники и литература:
Министерство науки, культуры и спорта http://www.most.gov.il
Министерство промышленности, торговли и труда http://www.moit.gov.il
Центральное бюро статистики Израиля. http://wwwl.cbs.gov.il
Центр технологических инкубаторов http://incubators.org.il
Israel Science and Technology Homepage www.science.co.il
Arik Leibovitz. The Technological Incubators as a Tool in Regional Development. Haifa, 2005. (на иврите).
Vittorio Modem, Daniel Shefer. Technological Incubators as Creators of New High Technology Firms in Israel. European Regional Science Association, 38* European Congress, Vienna, Austria ht^^/ifise.mupv.itflPubUcations/Incubators-Israel-m.doc
Incubators choose public path. Israeli Venture Capital Journal, http://ivc-online.co.il
It's all about people (and money). Israeli Venture Capital Journal, http://ivc-online.co.il
Planning for the Creation of Seed and Statt-Up Capital Sources for Hightech Firms in Italy following the Israeli Success Stones of the Yozma and the Technological Incubators Programs. Final Report. http:/rifise.umpv.it/Downloads/ifisennal-partl .pdf
The new face of Israel's incubators. Israeli Venture Capital Journal, http://ivc-online.co.il
Daniel Shefer, Arrmon Frenkel. An Evaluation of the Israeli Technological Incubator Program and Its Projects. http:/^se.mnpv.it/Downloadsr!fiseshefer-frerikel.pdf
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В ИЗРАИЛЕ
Экономика Израиля всегда представляла собой открытую систему, что не удивительно в условиях ограниченного внутќреннего рынка и обширных международных связей. Объем экспорта в 2006 г. составил около $62.6 млрд., свыше 44% от НВП. Объем импорта достиг $61.7 млрд. Уникальное положение Израиля в системе международной коммерции объясняется еще и тем, что это - единственное в мире государство, имеющее соглашения о свободной торговле одновременно с США и Европейским сообществом, а также с Канадой, Турцией, Чехией, Словакией, Польшей, государствами-членами АФТА, Иорданией и другими странами. Это обстоятельство позволяет Израилю играть роль своеобразного коммерческого моста, соединяющего предпринимателей из разных стран и регионов.
Традиционно основными торговыми партнерами израильтян являлись западноевропейские и американские фирмы. Они и поныне продолжают играть ведущую роль в израильском экспорте. Однако с начала 90-х годов четко прослеживается тенденция к расширению торговых операций на совершенно новых и нетрадиционных для нашей страны рынках. К ним, в первую очередь, следует отнести Юго-Восточную Азию, Восточную Европу и Южную Америку. Возможность выхода на новые рынки была предоставлена израильтянам, с одной стороны, в результате политических инициатив, приведших к значительному ослаблению арабского экономического бойкота, а с другой - вследствие распада СССР и падения "железного занавеса".