Мучник Анатолий Моисеевич: другие произведения.

Противники сионизма: полтавчане - раввины...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Страх перед секуляризацией еврейского общества был главным фактором, вызвавшим как сопротивление антисионистски настроенных харедим, так и первые серьезные сомнения в кругах харедим-сионистов. Последние усомнились в намерениях движения и сочли, что сионизм может стать катализатором процесса секуляризации

  А.М. Мучник
  ПРОТИВНИКИ СИОНИЗМА:
  РАВВИНЫ ЭЛИЯУ АКИВА РАБИНОВИЧ
  И ИЕУДА ЛЕЙБ ЦИРЕЛЬСОН
  
  РАБИНОВИЧ Элиягу-Акива (1862, Шавли Ковенской губ. - 1917, Полтава), раввин, публицист. В 1880 сдал экзамен на звание раввина. В 1888-91 раввин в Пионтнице (Ломжинская губ.), в 1891-92 - в Книше (Гродненская губ.), с 1892 -в Полтаве. С кон. 1880-х публ. в ортодокс, одесском журн. "Кнесес Хохмей Исроэл". Одно время был сторонником сионизма, участвовал в работе первых сионист, конгр. Из-за несогласия с антирелигиозн. позицией лидеров сионизма вскоре стал противником этого движения и примкнул к религ. ортодоксам - антисионистам. Автор антисионист, брошюр. В 1902 принял участие в краковском съезде раввинов. Писал в осн. на иврите, с 1910 издавал еженед. "Га-Модиа" (до 1914 - на иврите, в 1914-15 - на идише).
  
  ЦИРЕЛЬСОН Лейб-Иегуда-Моше (Лейб Моисеевич) (1859, Козелец Черниговской губ. - 1941, Кишинев), раввин. Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1879 избран духовным раввином в Прилуках Полтавской губернии, с 1901 занимал там же должность казенного раввина. С 1909 раввин в Кишиневе, получил известность как оратор и публицист (печатался в газетах "Гамелиц", "Га-Цифира" и др., в 1902 выпустил сборник стихов на иврите). В 1910 - 17 передан Раввинской комиссии. Во время "дела Бейлиса" неоднократно выступал в русской газете против обвиненной евреев в ритуальных убийствах, автор текста письма-протеста 315 раввинов. В 1912 создал в Кишиневе отделение "Агудас Исроэль", которое объединило раввинов Бессарабии. В годы 1-й мировой войны организовал широкомасштабную помощь беженцам. С 1918 - главный раввин Бессарабии. В 1919 основал в Кишиневе еврейскую гимназию и семинарию "Маген Давид". В 1922 - 26 депутат румынского парламента, неоднократно выступал против распространения антисемитизма в стране. В 1926 избран сенатором, но вскоре подал в отставку в знак протеста против действий властей, потворствовавшим антисемитской пропаганде. В 1923 и 1929 председательствовал на конгрессе "Агудас Исраэль" в Вене. После присоединения Бессарабии к СССР (1940) Цирельсон подвергся травле в сов. газ. Погиб в июле 1941.
  
  Страх перед секуляризацией еврейского общества был главным фактором, вызвавшим как сопротивление антисионистски настроенных харедим, так и первые серьезные сомнения в кругах харедим-сионистов. Последние усомнились в намерениях движения и сочли, что сионизм может стать катализатором процесса секуляризации. Их опасения усилились после Второго сионистского конгресса (1898), на котором движение поставило своей задачей "завоевание общины" изнутри и положило начало культурной деятельности, предусматривавшей, среди прочего, создание "образцовых сионистских хедеров". В этих призывах можно было усмотреть угрозу идеологической и административной власти харедим.
  Первые признаки противодействия сионистов-харедим политике Герцля появились уже на первой сионистской конференции в России, проходившей в Варшаве в июле 1898 года, до Второго сионистского конгресса, и на самом конгрессе. Раввины Элияу Акива Рабинович, Йеуда Лейб Цирельсон и другие потребовали, что бы наряду с исполнительным комитетом сионисткой организации был создан "комитет раввинов". (Харедим (мн. от слова харед, ивр. трепещущий; слово "хареди" употребляется в значении "богобоязненный") - евреи, отличающиеся консервативным образом жизни, настаивающие на неукоснительном исполнении всех предписаний Галахи (Ис 66:5: "Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его"). До XIX в., когда подавляющее большинство евреев в той или иной степени исполняли заповеди еврейской религии, термин харедим практически не употреблялся. Это понятие получило распространение в период еврейского Просвещения (Гаскалы) в качестве антитезы маскилим. Оно относилось ко всем религиозным евреям, включая религиозных сионистов, стремившихся сохранить традиционный образ жизни и уберечь общину от "вредных" влияний модернизации. С 1930-х гг. к харедим относят группу ультраортодоксальных антисионистски (или несионистски) настроенных религиозных евреев).
  Главной задачей харедим было предотвратить распространение в сионистском движении культурных влияний, не совместимых с их взглядами. По мнению этих раввинов, действия, подобные основанию ивритской школы в Яффо, способствовали отходу от религии и привели бы к бунту против национальной идеологии. Одновременно они пытались усилить свое влияние в учреждениях сионистского движения и тем самым внедрить в него свою идеологию. На конференции в Варшаве раввин Элияу Акива Рабинович в речи перед руководителями сионистского движения заявил:
  ... Сердце нашего народа продолжает биться только благодаря Торе - Письменной и Устной, я могу привести тому множество свидетельств и доказательств. Достаточно окинуть взором великое прошлое нашего народа, чтобы понять - только религиозные заповеди и законы были естественной пищей, исцелявшей его и придававшей ему новые силы. Вера - это его опора, религия - кровь, струящаяся во всех его сосудах, дающая ему жизненную силу и смелость на протяжении тысячелетий!..
  Чем же новое движение может укрепить дух нашего народа? Абсолютно ничем. Культура, культура и еще раз культура! Погодите немножко, уважаемые господа, и вы увидите оборотную сторону сионизма, приводимого в движение не самой природой еврейского народа, а камфорой (Камфора - средство, стимулирующее сердечную деятельность. В Прошлом прописывали безнадежным больным.). Пусть он [сионизм] в бурном возбуждении гремит и шумит, может быть, даже громче обычного, однако в конце концов он безвременно скончается, скончается еще до того, как проникнет в сердце всего народа. Если в действительности вы хотите использовать еврейскую культуру во имя Сиона и только к ней вы стремитесь, привлеките раввинский совет для надзора над этой культурой, чтобы она никогда не вступала бы в противоречие с тем, что свято и незыблемо для нашей нации. И тогда, только тогда, партия харедим, уверенная в том, что ее духовным основам ничего не угрожает и они не подтачиваются ни сионизмом, ни "культурой", протянет руку нашему движению. Тогда объединятся сердца, и, да поможет нам Господь, избравший Сион, нас на этом пути будет ждать успех!.. (Э.А.Рабинович, "Суд над Сионом, или Раввинская точка зрения" (Варшава: типография Альтера, 1899), с. 30-31 [на иврите].)
  Свои представления о происходившем в сионистском движении раввин Цирельсон изложил в статье "Коц ше-ба-кец", опубликованной в газете "а-Мелиц" 15 мая 1898 года:
  Мы не хотим бросить тень на доктора Герцля и его сторонников. Ничто не может омрачить нашей радости по поводу того, что такие великаны духа, чьи имена прославят еврейский народ на века, вернулись в наши пределы. Даже те деяния, которые нам представляются нежелательными, они совершают согласно своим убеждениям, с верою и любовью к народу и стремлением к его благу. Из-за полного отсутствия религиозного воспитания эти люди видят в вере только остатки древних сухих и тягостных обычаев и не более того. Они далеки, как восток от запада, от понимания самой сущности понятия "кнесет Йисраэль" (общины Израиля) и ее материальных и духовных устремлений, ибо все их знание в этой области построено на слухах, неверных предположениях и неправильных примерах. Разумеется, эти люди не станут кривить душою и делать знаменем своего движения религиозно-национальную идею, потому что их второй натурой стала привычка презирать эту идею в самих ее основах и видеть в ней причину всех бед. Поэтому в неустанной заботе об исправлении "порабощенной дочери Израиля" руководителям столь важного движения, как сионизм, ничего не стоит с легким сердцем разрушить эту идею до основания. Если бы в наши дни сбылась мечта, описанная в "Еврейском государстве", [этим государством] руководили бы они, поскольку именно они приложили громадные усилия для ее осуществления и именно они, прошедшие дипломатическую и политическую подготовку, способны справиться с этой задачей. Совершенно очевидно, что их понимание чести и долга перед народом потребовали бы от них исправить религию в том либеральном духе, в котором они видят наиболее полное выражение потребности развития народа.
  Поэтому в шагах, предпринимаемых данным конгрессом и его Исполнительным комитетом, нет ни капли их вины. Все действия сионистских учреждений непосредственно и неминуемо вытекают из самой природы сионизма, а также обстоятельств и времени. ... Сионизм же в том виде, который придали ему руководители в настоящий момент, является не чем иным, как великим заблуждением.
  Однако по мере развития этого заблуждения будет расти и соблазн для настоящих знатоков сути еврейского вопроса, которые родились, воспитывались и живут среди своего народа. Ослепленные мощью и внешним блеском западного сионизма, они добровольно побредут в раскинутые им сети. Деяния таких людей способны ввергнуть душу народа в больший грех, чем она в силах вынести! Конечно, сионизм обладает для них притягательностью, но горькая правда обязана увести их твердою рукою от ошибки этой первой любви, ослепившей их и не позволяющей им видеть неприкрытое уродство этого движения!
  Пусть же сионизм изменит противоестественное направление своей деятельности или, иными словами, пусть Второй конгресс отменит все дипломатические лозунги и предложит другую программу, более соответствующую духу еврейского народа.
  Подготовить такую программу можно только при условии, что будет создана комиссия, состоящая из крупнейших раввинов. Тогда все разумные головы, честные и горячие сердца присоединятся к Сиону и Писанию и поведут за собою весь народ. Тогда все поймут, что по сравнению с могучим потоком вод, сливающимся из миллионов родников, усилия тех, кто трудится ныне во имя распространения сионистской идеи, - не более чем капля в море; тогда наши друзья-западники увидят свое безумие и воскликнут от всего сердца: "Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным".
  А вы, раввины Трок и Березины, можете сколько вашей душе угодно вдохновляться сионистской идеей, но только не пускайте пыль в глаза народу, раздавая обещания Избавления (кец), ибо в них скрыта колючка (коц; на иврите - непереводимая игра слов), и пусть не скажут насмешники [из нашего] поколения: "Они рубят сук, на котором сидят" (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 39 в.
  Йеуда Лейб Цирельсон, рав и наставник общины Прилук ("а-Мелиц",Љ97 (16.05.1898).
  Раввины Цирельсон и Элияу Акива Рабинович выступали против плюралистической концепции Герцля. Цирельсон хотел создать организацию харедим внутри сионистского движения. Хотя публично он и утверждал, что в его намерения входит создание влиятельного центра в Сионистской организации, но на деле он не верил в шансы харедим завоевать власть в движении изнутри, и поэтому он в конце концов предпочел вести борьбу вне рамок сионистского движения.
  На Варшавской конференции и на Втором сионистском конгрессе (1898) сторонники Ахад Гаама предложили принять программу культурной реформы их учителя и заняться в сионистском движении "работой в области национальной культуры", как они это называли. Часть их требований была удовлетворена. Требования же раввинов были отвергнуты большинством голосов. Раввины, разочарованные результатами конференции, попытались на Втором конгрессе убедить Герцдя в справедливости своих претензий. Сначала казалось, что это им удалось. Герцль согласился вынести на обсуждение конгресса предложение о создании комиссии из девяти раввинов, нечто вроде предлагавшегося харедим "комитета раввинов". Однако из политических и процедурных соображений это предложение вообще не было вынесено на обсуждение на пленуме конгресса. Напротив, было принято принципиальное решение, абсолютно противоречившее требованиям Элияу Акивы Рабиновича и его сторонников: "Сионизм стремится не только к государственному и экономическому возрождению еврейского народа, но и к его духовному возрождению, в этом вопросе он стоит на почве современной культуры и пользуется ее достижениями". На решение конгресса определенное влияние оказало распределение сил: позицию раввина Рабиновича разделяли немногие, тогда как концепция так называемого культурного возрождения пользовалась массовой поддержкой. Даже харедим в итоге поддержали позицию Герцля, удовлетворившись резолюцией конгресса, в которой провозглашалась верность сионистского движения еврейской религии.
  Раввины Цирельсон и Рабинович были чрезвычайно разочарованы решениями Второго сионистского конгресса и перешли к открытой борьбе. Особенно резкую линию проводил Рабинович. В своей книге "Цийон ба-мишпат" ("Суд над Сионом" - пер. с иврита), вышедшей в начале 1898 года и сразу же вызвавшей большой интерес, он подверг культурную программу Сионистской организации острой критике. Из его книги, однако, видно, что харедим тогда еще не определили окончательно своего отношения к сионистскому движению и были готовы продолжать борьбу за свои взгляды, оставаясь внутри него. Истинные намерения автора, впрочем, не были правильно поняты, и противники сионизма часто цитировали его книгу в подтверждение собственной правоты.
  Первый орган воинствующей ортодоксальной прессы в Восточной Европе был создан раввином Э.Рабиновичем. Примерно через год поќсле публикации книги "Ор ле-яшарим" рабби из Полтавы начал выпускать ежемесячник "Ха-пелес" (первый номер вышел в месяце тишрей 1900 года). Опытный полемист, острый на язык, саркастичный и образованный, Э.Рабинович стреќмился придать своему изданию современный облик. Наряду с публицистикой, в его газете печатались научные статьи, стихи и информация о событиях в мире ортодоксального еврейства. Ему удалось приќвлечь к сотрудничеству еврейских литераторов со всех концов не только Восточной, но и Западной Европы (газета печаталась в Берлине).
  "Ха-пелес" была призвана вернуть ортодоксии ощущение силы. Поскольку в еврейском обществе ортодоксии по-прежнему принадлежало большинќство, она продолжала верить, что и в дальнейшем окажется в силах противостоять новым веяниям. Хотя в первом номере издатель и подчеркивал, что его газета стремится к миру и будет воздержиќваться от нападок на "свободных", в течение пяти лет газета вела упорную борьбу с сионизмом, не останавливаясь перед публикацией дешевых клеќветнических пасквилей. Неудивительно, что рабби из Полтавы и Я.Липшиц стали объектами постоќянных нападок сионистов. На видных раввинов и, цаддиков, стоявших за ними, нападать было опасно.
  С самого начала своего существования ежемеќсячник "Ха-пелес" посвятил себя борьбе за умы молодежи. Так, в его втором номере был опубликован список рекомендаций под названием "Мах-шавот бе-эца" ("Размышления в совете"), в котоќром фигурировало предложение основать по всей России общества "Махзикей ха-дат", а при этих обществах - особые кружки для молодежи под названием "Тиферет бахурим" ("Слава юношей"). Два виднейших в Польше хасидских цаддика - из Гура и из Сукачево - благословили это начинание. Организация "Махзикей ха-дат" существовала в Галиции с 1879 года. В начале 1900-х годов она распространила свое влияние на большинство ортодоксальных общин, объединившихся во имя войны с реформаторами. Э.Рабинович в своей газете постоянно упрекал ортодоксов в том, что они "спят глубоким сном и продолжают придерживаться стаќрого правила "бездействие предпочтительно". Он призывал к созданию единой организации ортодокќсов - митнагдим и хасидов, по образцу сиониќстской организации - со сбором шекелей, своим банком, своей системой публикации книг и периќодических изданий и т.д. Рабби утверждал, что создание подобной организации будет угодно русскому правительству. И он знал, что говорил. Чем больше в среде еврейской молодежи усиливались радикальные настроения, тем больше царское правительство склонялось к поддержке консервативќных элементов в еврейской среде, противостоящих как сионизму, так и социализму. Ортодоксальное руководство быстро почувствовало эту перемену в отношении властей к традиционной еврейской общине и стремилось использовать ее.
  Религиозные сионисты, составлявшие первое время явное меньшинство в ортодоксальной среде, объединились в основанном в 1902 году Движении Мизрахи. Эта группировка пошла по другому пути: пусть непоследовательно, пусть с колебаниями, но она открыла себя веяниям времени, включилась в национальное движение еврейского народа.
  Приведем воспоминания Бен-Циона Динура об этих событиях.
  "Однако несмотря на то что я с головой был погружен в мир сионистско-социалистических идей, я к тому моменту еще не до конца ушел из мира раввинов. В те дни (16-19 ава 5663 (1903) года) в Кракове проходил первый международный съезд раввинов. Мне стало известно, что инициаторами и организаторами этого съезда были раввин из Прилук, р. Йехуда-Лейб Цирельсон, и раввин из Полтавы, р. Элияху-Акива Рабинович, редактор издания "Пелес", идеи которого шли вразрез с идеями сионизма (по слухам, р. Рабинович сотрудничал с русской тайной полицией). С ними обоими состоял в переписке Яаков Липшиц, и я тоже писал им письма во время моей "службы" в "Черном бюро". Все это казалось мне весьма подозрительным, в особенности деятельность полтавского раввина. И вот до меня дошел слух, что организаторы съезда раввинов готовят мероприятие, в рамках которого все участники съезда должны принести присягу в том, что обвинение евреев в "использовании крови христианских младенцев ради достижения каких-то ритуальных целей - это подлая и лживая басня". Кроме того, мне по секрету рассказали, что они собираются также обнародовать декларацию протеста или даже херем ("бойкот") по отношению к евреям, которые "пренебрегают законом и подают руку преступникам и бунтовщикам, вопреки законам и установлениям правительства, под крылом которого мы существуем". Эти идеи показались мне довольно опасными - я опасался, что они исходят от верхушки царской охранки, которая желала предстать после кишиневских погромов в лучшем свете и показать свою заботу о евреях; поэтому и изыскивались способы оказать давление на евреев, чтобы те наглядно продемонстрировали царю и его приближенным, что не все евреи бунтовщики и что нет повода для кровавого навета.
  Я нанес визит р. Цирельсону. Я представился, но мое имя уже было известно ему. Он даже спросил меня, тот ли я "знаменитый Бен-Цион", или я... его брат. Цирельсон был удивлен тем, что у меня имеются такие точные сведения о его планах. Я утверждал, что подготавливаемая им присяга неоправданна, поскольку никто не обязан, будучи оклеветанным, доказывать факты, подтверждающие его невиновность. Если человеку дали какую-то вещь на хранение, а он потерял ее и у него нет возможности доказать, что он не злоупотребил оказанным ему доверием, то он клянется, так как на нем лежит ответственность, а доверитель имеет право требовать с него доказательства его слов. Но что такое клятва, принесенная человеком, на которого напали разбойники и убийцы, чтобы ограбить и убить его, и возвели на него напраслину? Если тот, на кого напали, придет и поклянется публично, что убийцы его оклеветали, - не будет ли эта трусливая клятва служить интересам убийц, так как вместо того, чтобы требовать, чтоб их осудили и посадили в тюрьму, он ставит себя в положение обвиняемого и дает им право судить? У нас был бурный спор; точнее говоря, я возмущался, а ребе молчал и только прерывал меня время от времени, когда я использовал аргументы из речей поским - Рамбама и Тура и из этических сочинений. У ребе на это все было одно мнение: если так мы спасем душу хотя бы одного из Израиля - значит, это стоит делать. В ходе беседы я убедился в том, что мои подозрения были верны и что в этом деле чувствовалась "любовь к Израилю" в духе Плеве... Особенно после того, как ребе сказал, что он ничего не знает о планах "бойкота". Беседа с р. Цирельсоном длилась около двух часов. Я вышел из дома ребе в очень подавленном состоянии".
  
  Еврейская энциклопедия Т. 13, Брокгаузъ - Ефронъ, С.Пб. 1914 Репринт "ТЕРРА", 1991, С. 192 - 193.
  Йосеф Гольдштейн. История сионистского движения 1881 - 1914, ч. 5, Открытый университет Израиль, С. 46 - 67.
  Эхуд Луз. Пересекающиеся параллели. "Библиотека - АЛИЯ", Израиль, 1991, С. 244 - 263.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Дракон проклятой королевы"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Зимовец "Чернолесье"(ЛитРПГ) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"