Мудрая Татьяна Алексеевна : другие произведения.

Некомпетентный обзор Дилетанта

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ ОБЗОР ДИЛЕТАНТА

для "Философии осени"

   Вот и я взялась за перо, выдранное из хвоста моего коняки. Крыльев у него, пожалуй что, и нет вовсе...
   Заранее предупреждаю: внимательно прочесть и тем более оценить сию прорву лирики, как это сделал наш лидер поэтического нонконформизма сэр Тимоти, нет моей моченьки. Посему да не обижаются на меня ни друзья, которых я хорошо знаю и соответственно ценю, ни те, кто нечаянно остался в тени, ни те, кто не схлопотал по мозгам за попытку саморекламы, хотя мне и хотелось от них крепко ругнуться.
   Также извините за отсутствие активных ссылок - может быть, потом. Пока делаю перечень.
1. Скаредов Алексей Сергеевич: Блюз
2. Крамар Людмила Петровна. История лета шуршит под ногами...
3. Бурель Любовь Леонидовна. Сентябрь
4. Белоцерковская Яна. Предзимье
5. Дубрава Е. Предзимье
6. Бойку Владислав. Предвосхищеньем листопада...
7. Улисс. Сгорают клёны медленным огнём...
8. Ежова Евгения Сергеевна. Зелёный лист и жёлтый лист...
9. Алан Эббот. Время О..
10. Пародивый Родион. "Нивоскосень. Гололесень..."
11. Карсы Бек. Дождь
12. Шуба Сергей Владимирович. Дождь
13. Левская Ольга Сергеевна. Утренне-созерцательное
14. Первая Светлана. Меганом
15. Вадити Ксения Сергеевна. Запах листьев
16. Метелица Дмитрий Александрович. Ночи города
17. Кирпичев. На Семёнов день
18. Воропай Владимир Николаевич. Бокал дождя
19. Тузбубён. Дождливый сонет
20. Козлов Игорь Владимирович. "Вечер. Заря в тисках облаков..."
21. Эзрас Эли. Credo
22. Ада-Рая. Молча
23. Виленкин Нахум. ...опять раскатистое
24. Брагин Никита Юрьевич. Болдино
25. Ровная Мария Зиновьевна. По грибы
26. Душин Олег Владимирович. La pluie
27. Рязанова Галина Александровна. Сопернице
28. Сорокин Кирилл Валерьевич.Откровений твоих золото

1. Скаредов Алексей Сергеевич: Блюз

Дождями бродит небо по задворкам

Былых переживаний и обид.

Любовники попрятались по норкам -

Их раздражает неприглядный вид

Деревьев голых да живые гнёзда,

Что обнажились срамом пустоты,

И даже зеленеющие сосны

Не радуют: иголки - не листы.

Уныло и темно. И нет возврата

В то лето, где любовь танцует свинг.

И мы порознь. И брат прирежет брата.

А снег - на кровь. Но слышишь? Би Би Кинг

Там, вдалеке, всё тешится с гитарой -

Она известна как его Люсилль.*

Не бойся в ноябре стать слишком старой -

Скажи:"Да, блюз не жизнь. Но жизни стиль".

  
  
   Рифмы точные и богатые, но это теперь не в моде. А вот образы отличные. И параллели: норок с гнездами, иголок с листами (не листьями). Кстати, я бы сказала "жилые" вместо "живые", но, может быть, это нарочитый сдвиг смысла? Тогда еще более отлично.
   ПорОзнь вместо пОрознь - явственно звучит "рознь".
   Не поняла "А снег - на кровь". Но непредвиденные, быть может, ассоциации - снег падает на кровь, снег - примета, что время будет кровавым? Это задевает струну.
   Гитары.
   Вот только беда: если струнная музыка лично у меня с блюзом ассоциируется мало, то свинг с нею - и вообще никак. Блюз - это протяжные духовые. Но это мои проблемы. Возможно, от незнания истории музыки.

2. Крамар Людмила Петровна

  
   История лета шуршит под ногами...
  
   И ВСЁ. Как-то посмотрела я классификацию стихов по числу строк - есть там такие. И не только у Брюсова с его бледными ногами. Но обычно так делают юмор.
   Так что вполне законный вид поэзии. Лаконичный и ёмкий. Афористичный.
  

3. Бурель Любовь Леонидовна

Сентябрь

  
     

Сентябрь оделся в ветра плащ,

дождем подбитый.

Поцеловались? Ну не плачь!

Платок, расшитый

нежарким солнечным лучом,

сентябрь получит.

А ветер ссорится с дождем,

уносит тучи.

  
   Тонкая, чистая зарисовка. Меткие образы. С первого взгляда кажется простеньким, как скромненький синий платочек. Но ненавязчивые параллели плаща и платка... ненастья и человеческой печали проведены изящно и с чувством меры. Стихотворение - попытка уловить переменчивость и мимолетность.
  

4. Белоцерковская Яна

Предзимье

Я не знаю, что здесь происходит.

Подходит зима.

Проходящий прохожий,

Похожий на всех проходящих

И держащие небо безликие глыбы-дома,

И ковер под ногами шершаво под шагом хрустящих...

Ничего не могу я поделать,

Болею, боюсь.

Укрываюсь под снегом и ложью,

Ознобом и дрожью.

Я в сетях ноября безнадежно, отчаянно бьюсь.

Я себя ощущаю в сегодняшнем дне, как в гостях.

Не пугайся, увидев во взгляде моем поезда,

Черной молнией в лунный летящие град.

Просто я -

из контекста неба вырванная звезда.

Просто мне

иногда так мучительно надо назад.

Зарифмовано небрежно, ритм сбоит, но судя по однокоренной игре "происходит-подходит-подходящий-прохожий", - это нарочно.

   Прилагательное "хрустящих", оторванное от существительного, - ба, да это же ходовой прием старинной арабской поэзии и Корана! Автор об этом знает?
   "Я себя ощущаю в сегодняшнем дне, как в гостях" - единственная незарифмованная строчка, причем главная. Не зря?
   Поезда, черной молнией в лунный летящие град, - читается и понимается с трудом. Хотя образ неплох. А "звезда, вырванная из контекста неба", - и вообще отлично. Вот только увязать бы то и другое...
  
  

5. Дубрава Е.

Предзимье

Смело кружится ветер, ненужность уборов срывает.

И, смеясь, укрывает меня золотым одеялом.

Тихо нежусь, укутавшись теплою памятью лета,

Улыбаюсь доверчиво трепетной нежности ветра.

Но чужую мечту об асфальтовом рае лелея,

Вы сгребали листву на обрезанных горьких аллеях.

И застывшей травинкой вдыхала я дымную долю,

Холод поздних рассветов встречала замерзшею болью.

Где ж вы, дети мои, золотые красавцы резные?

Я вас долгое лето, на счастье надеясь, растила.

Но навстречу зиме вдруг шагнула отчаянно-босой.

Только сизая изморозь жжет расплетенные косы.

   Стих в целом наивный (дано от лица земли). Но последние две строки цепляют. И оправдывают многое. Если не всё.

6. Бойку Владислав

Предвосхищеньем листопада...

***

Безмолвие - душа полна

Предвосхищеньем листопада,

Прозрачной негой и прохладой

Окружена...

Томительное - в плоть - до боли.

Щемящее - дождём навзрыд.

Стихами-листьями покрыт.

Любим тобою...

  
   Привлекает лапидарность вещи, рваность образов и самого повествования. И неожиданная - после слез - концовка. Но мне мешает слово "стихи". Даже если образ листопада - это образ поэтического и любовного вдохновения - что-то не то. Не контачит. Но - как интересно!

7. Улисс

Сгорают клёны медленным огнём...

  

***

Сгорают клёны медленным огнём,

Судьба листвы, увы, неотвратима:

Увять, опасть, истаять струйкой дыма...

Её всё меньше с каждым Божьим днём,

И по дворам, с рассвета до темна,

Горят костры обрядов погребальных...

И на скамье, без тостов поминальных,

Три мужика пьют горькую до дна...

   Вот умение из проклятой обыденности сотворить картину. И рифмы не новаторские, и разрывы сюжета имеются (какой огонь - цвета или реальный? Какие мужики пьют? Те, кто сжигал, или просто очевидцы?) Но не будем забывать, что самый главный смысл прячется именно в пустоте, между букв, слов и строк. Именно этими пустотами обеспечивается многозначность стихотворения.

8. Ежова Евгения Сергеевна

Зелёный лист и жёлтый лист...

Зелёный лист и жёлтый лист

На веточке одной.

И солнца пряный жёсткий свет

Над лужей ледяной.

Тепло. Но тени холодны,

Как солнце ни палит.

И зимние приходят сны,

И в них огонь горит.

И полумрак, и тишина,

И ветер за окном.

И ждёшь - вот-вот придёт весна,

Согреет хмурый дом.

  
   Набор банальностей? Но дихотомия в каждой строке и/или полустрофе. Эпитет "пряный" - значит уже жаркий, "жёсткий" - резкий, сильный. Кстати, в "голой" осени часто и в самом деле чувствуешь весну.
  

9. Алан Эббот

Время О..

          

...Уж листья жолтые опали;

скучали лысые луга...

Глядя в неведомые дали,

собрались утки на юга...

ОтжИла летняя отрада!

Сгущались тучки вдалеке...

...Коровы нервно жались к стаду

в воспоминаньях о быке...

Так и не став душистым хлебом,

гнилА пшеница во стогах;

...А на стога кончало небо,

дождями ливневыми, нах...

Напрягся воздух от Печали...

Сбежала в город детвора...

...И только местные БУХАЛИ,

забыв на поле трактора!

Как будто всё уснуло в мире;

завяли летние цветы...

...И в зябком дОсчатом сортире

уж не читала Канта Ты!

И я... Как пойманный арканом,

за наспех собранным столом,

сидел с наполненным стаканом,

грустил, и думал о БЫЛОМ...

...И будто чувствуя всё это,

пришли ко мне, проделав путь,

ещё ПЕЧАЛЬНЕЙ два Поэта,

что б тоже, малостью, взгрустнуть...

Как всё непросто в жизни, хИтро!

...Ведь ВРЕМЯ это принял я --

лишь только ВЫГРУСТИВ ДВА ЛИТРА:

КАК НЕИЗБЕЖНОСТЬ БЫТИЯ...

     
      Прелесть в духе Юза Алешковского. Хочется не анализировать, где там цитаты и откуда они взяты, какие здесь стилистические и лексические находки, а без затей преподнести это...фрейлине И. Кстати, не она ли скрывается под авторским посвящением?
     

10. Пародивый Родион

"Нивоскосень. Гололесень..."

Нивоскосень. Гололесень.

Утроросень. Изморосень.

Тусклосолнечнонапрасень.

Беспризорнолиствоносень.

Ночеминусень. Днеплюсень.

Ледоинеебелесень.

Лужеслякотенесносень.

Зябкотрясень. Хлюпоносень.

Вешнепесень-звонкогласень,

прошлозеленочудесень --

нынелысень, нынеплесень.

Летокрасень-куролесень,

прошлонебокупоросень --

нынесеротучекроссень.

Продовольствиезапасень:

гусень, поросень, овёсень...

Былоестьибудетсмесень --

крышесносень, чудоSOSень.

  
   Тут тоже ничего не скажешь. Шедевр потому что. Была такая известная шуточка британцев про ноябрь - November, где все слова начинались с этого No (типа - нет солнца, нет зелени, нет ничего - ноябрь). Вот это напомнило. Слово "крышеснос", правда, у меня ассоциируется с весной благодаря одному симпатичному рассказцу про холощеного кота, у которого именно тогда снесло крышу. Но более всего меня умилило, как изящно обойден главный запрет в финале!

11. Карсы Бек

Дождь

  

Дождь мудрый поливает одинаково

И правых, и неправых - всех подряд.

Его душа над целым миром плакала,

В прозрачный одевая свой наряд.

С сердец печаль смывая вековечную,

Заменит слезы чистою водой.

Кто старыми пороками отмечены,

Омоются небесной добротой.

Дождь-время - это шанс исправить прошлое.

Исполнить то, что раньше не сбылось.

Ведь мир с любовью, пылью припорошенНыЙ,

В нас все же есть. Не только страх и злость.

Проходит дождь. А с ним и годы быстрые.

Поймем ли, что любовь есть благодать?

Вернуть ее сумеем только чистую,

Когда дожди уйдем мы утешать.

  
   С одной стороны - банальность. С другой...
   Солнце светит над правыми и неправыми. Теперь еще и дождь ему на смену.
   "Кто старыми пороками отмечены" - плохо. Слово "припорошенный" было с опечатками, наверное? Финал нелогичен. Может быть - утишать дожди? Хотя... Как у автора - интереснее. Утешать Бога.
   Рифмы то ли неумелые, то ли нарочито неточные. Во всяком случае, уха не раздражают, так что "нарочные", думаю.
   Все это именно что философия. Вот только осени не почувствовала - наверное, в юности слишком много летних дождей на меня пролилось.

12. Шуба Сергей Владимирович

Дождь

Кап. Кап. Тихонько так.

С листа - на землю

(глухое ворчанье собак)

Здесь идет дождь. Тут

среди заборов, берез, штабелей

и складов нет людей.

Совсем нет людей

И если забраться на крышу, то

Увидишь дорогу и грязь (не проедет никто,

даже трактор) и молчание давит на плечи

Вся моя родина давит на плечи

Мокрая, влажно дышит в лицо

я помечен дыханием.

Уловивший его живет вечно

Средь берез, тополей и пожухлой травы

Средь асфальтовых пятен и многоэтажек

А сценарий один - его время покажет

Только я не боюсь.

Ни свинца. Ни пустой синевы.

   Вот это - рука мастера. Уже по тому видно, что он не боится ни аритмичности раешника, ни повтора в роли рифмы одного и того же слова. Составная рифма, неточные рифмы, новаторские рифмы... Только вот свинец снова оказался на небесах (хотя бы в качестве девяти граммов в сердце). И если родина давит и дышит - что ж в этом хорошего, отчего это причащает вечности?
   Нет, не понять мне, видно, социально-гражданской лирики...
  

13. Левская Ольга Сергеевна

Утренне-созерцательное

Туман тончится, прорывается местами.

В прорехах - плечи гор и гор макушки.

Я примеряю этот вид к старинной раме,

что представляется мне каждый раз ненужной,

но неизбежно возникает. Мне мечталось -

окно, и горы, и стекло без перекрестий.

Есть - горы и окно, осталась малость -

лепная рама. Я живу в красивом месте,

где мне по-разному слагают каждым утром

картину: маслом, тушью, темперой, сангиной...

То акварельные потеки с перламутром,

то скоровязанный платочек-паутина,

то нежный абрис гор с приветом из Китая,

парящей сбоку неопознанной моделью,

в которой я ворону не узнаю,

про чаек думая за чаем в понедельник.

Туман спадает, открывается стыдливо

курчавый берег с обнаженными домами,

чьи крыши плоские текут неторопливой

волнистой рябью параллельно мыслераме.

В центральной части, каждый раз почти внезапно -

стихия инь в сибирской щедрой ипостаси

как кошка, сонно простирающая лапы

на покрывале. Что есть мир? - Синоним счастья.

   Люблю этого автора ...одновременно за непонятки и прозрачность. Этот автор часто думает сквозь живописные картины, отсюда, я так думаю, и подсознательное желание сотворить тяжеловесную картину "старых мастеров" из реального мира, который не поддается сему в своей эфемерности и многоликости. Остановить мгновение.
   А почему это осень? Тут задавали этот вопрос.
   Да потому, что лето устроено из куда более плотного и плоского материала. Что пышная сибирская кошка только тогда рифмуется с миром и счастьем, когда душа просит тепла и покоя - но не душного печного жара при виде застывшей и заснеженной природы за окном.

14. Первая Светлана

Меганом

     

Увенчана серебряной полынью

И ветром зацелована до слез,

Я выбрела на солнечный утес -

Здесь море с небом слиты, точно инь с янь.

А за спиной сплелись глухие тропы

Среди колючек и сожженных трав.

Но в этот миг я знаю: Бог был прав.

И это - стоит бездорожья, и окопов,

И всех потерь, и морочных скитаний

Под солнцем сентября, в преддверье тьмы.

Здесь и сейчас нет смерти и зимы.

Есть - ярый свет и ветра вольный танец!

Надмирье дышит изначальной правдой -

Утес ее любому рад открыть:

Решая - миру быть или не быть,

Бог прав был.

  
   Неловкие, но царапающие душу рифмы (я бы сделала - Ян с Инью, примерно так) . Но скитаний - танец принимается легко, удачно. Слово "ярый" очень уместно. Именно что не яркий, а яростный!
   Альпинисты именно за тем и лезут в гору, чтобы поговорить с Богом напрямую и восхититься его творением...
   А что такое Меганом - все-таки сказать надо при самом стихотворении. Тут иной образ создается. Аннотация при копировании тоже остается за бортом.

15. Вадити Ксения Сергеевна

Запах листьев

  

Запах листьев, прибитых дождем, припорошенных пылью.

Запах будничной лжи, перемешанной с горькою былью:

Пыльный бурый ковер с пестрым ярким узором,

Как работа сестер, тех, с усталым и ласковым взором.

Воздух словно звенит, насыщаясь знакомой отравой -

Неотъемлемой частью мечты, самой чистой и правой.

Эта адская смесь - основной атмосферный состав.

Дышат все: те, кто прав, кто не прав.

Кто сознательно травит людские безбрежные думы,

Кто беспомощно-робко приемлет на веру все догмы,

Кто пытался оспорить, но вскоре увяз

В беспробудной хандре, осуждая весь мир без прикрас, а особо - прикрасы.

Кто, не видя трясины, с улыбкой шагает по ней,

Погружаясь все глубже в такие условные формы!

Кто, однажды заметив болото,

Не способен поверить: на свете есть что-то

Другое: лужайка, ручей, ананасы,

А не только пучок ядовито напыщенных змей.

На паласе привычной нам лжи

Расцветают кровавыми брызгами,

Свежеопавшими листьями

Пятна ненужной нам истины.

Чья здесь вина, скажи?

  
   Адская смесь интеллекта с банальным неумением. Парок с Пастернаком и Игорем Северянином. Отличная философия - а поэтическое неумение выражено не столько в конкретной форме, куда эта философия вылилась, сколько в растерянности перед выбором средств. Я имею в виду - надо четко определить, каким должно быть стихотворение: точным и мерным по всей протяженности, верлибром с повторами начала строк, аллитерациями и асоонансами... А то думы, видите ли, травим, как байки...

16. Метелица Дмитрий Александрович

Ночи города

Ночи города звучат:

шлёпот листьев, падших вниз,

краснозвёздочных внучат

Октября,

цокот капель в водосток,

рыжий лист, как рыжий лис,

электрический цветок

фонаря.

Помогая расцвести

серой сыпи земляной,

лепестково шелестит

листопад.

Ярких красок хоровод

мотыльковою игрой -

листья выпорхнут вперёд

и кружат...

Под оранжевым дождём

апельсиновый асфальт,

тёплым золотом рождён

новый цвет.

Ковш Медведицы погас,

ветер листья пролистал

и - аллюром, как Пегас,

по Москве.

   Мое любимое. Может статься, не шедевр, не Фет с его шепотом и робким дыханием, но форма похожая и редкая. Хотя нелогично: ночи звучат - а дальше идет визуальность листа-лиса, фонаря, "мотыльков" и прочей осенней мелкоты. Отличная рифма - цвет-Москве. И Пегас в виде ветра не зря аллюром по Краснозвездной мчал. (Но вообще-то аллюром двигаться - это все равно, что шагать шагом. Аллюры бывают разные. Галопом? Карьером? Хотя Пегас - он еще и крылатый... Аллюром Пегаса, наверное?)

17. Кирпичев

На Семёнов день

Не собьет росу колокольный звон*,

Не найти следа бывших деревень,

Ковылю репей бьет теперь поклон

На Семенов день, на Семенов день...

Незаметно так, целый год истёк,

Растворит рассвет теплой ночи тень,

Не зажгут в зарю новый огонёк

На Семенов день, на Семенов день...

На постриг - обряд не сведут коня,

Полусонных мух не погонят в сень,

Лишь нательный крест осенит меня

На Семёнов день, на Семёнов день...

Я печаль свою тихо унесу,

С колоса зерно - только лишь задень,

На Семенов день не ходи в росу,

На Семенов день, на Семёнов день...

   Сильное стихотворение. Реалии современному человеку мало известны - хорошо вспомнить. Рифмы простенькие - но это же создает тот самый колорит. Растворит рассвет, полусонных- сень - ненавязчивая звукопись. Ритм - знакомый, дочка лет семнадцать назад привезла похожую народную песню с Поволжья. Вообще "С" звучит на всем пространстве стиха. Мастер...
   И все-таки никакими силами не удержать этого ностальгически-идиллического - со стороны - мира. Оттого и печаль, а не гнев в душе.

18. Воропай Владимир Николаевич

Бокал дождя

Сделай мне больно

Или приятно,

Заставь меня что-нибудь чувствовать.

Я лишь подобие,

Как манекен,

Я не живу, я присутствую...

Это похмелье

После дождя

Из ноябрьского неба...

Я подставил бокал

К водосточной трубе

И глотнул его серость...

Так тяжек осадок

Свинцовых паров,

Не в силах подняться, чтоб чем-то заняться...

Почему голубое

Становится серым?

Мне нужно догнаться, чтоб разобраться...

Сперва ностальгия

За нею тоска...

Теряет свой цвет, теряет свой вкус

Дождевая вода...

Никак не воротишь

Утраченных чувств...

Я свернул папиросу

Из опавшей листвы...

Когда я пью, я курю особенно много...

Не в силах осмыслить

Бессмысленный цикл,

Я впадаю в апатию и не тревожусь...

Наполни собою

Мою пустоту,

Нежно ли, яростно...

И несколько фрикций

Помогут мне справиться

С приступом вялости...

   Крепкое стихотворение - и антитеза предыдущему. Нет, не ностальгия, но депрессия. Хорошие рифмы, в меру расплывчатые, - кроме неба и серость, много и тревожусь. Отличные образы - герой пьет осень, курит осень, вдыхает осеннюю отраву. Сам ими становится.
  
   И...это же о любви...

19. Тузбубён

Дождливый сонет

     

Антенны ткнутся тучам в животы,

И боль небес прорвется долгим плачем.

Промокшие, мы, верно, больше значим

Для Мойр, что сыплют нити на зонты...

Совьется пряжа в серые цветы

Тумана на висках. Водою трачен,

Заглохнет мир на высшей передаче,

В преддверие сезона пустоты.

Скатается в клубочек звукоряд

Под настроенье Половецкой с хором*,

И упадет под ноги дирижерам -

Ветрам, что с тихим шелестом творят,

Сминая кленов палевый наряд,

Cum deo на прощанье по соборам.

   Ура, настоящий сонет! Итальянский, Алекс Трудлер уточнил - французский. Тонкости, однако. Безупречный. И стильный.
   Ирония. Глубокие, логичные, четко развивающиеся образы (мойры-нити-пряжа, Хор, в котором веет ветер - ветер сам творит музыку)

Но - помарочка-с. Всё- таки в преддвериИ (предложный падеж.)

   И - я бы закольцевала общий образ. А то начинается с вульгарных антенн, а кончается возвышенными соборами. Так и просится какой-нибудь шпиль с крестом...

20. Козлов Игорь Владимирович

"Вечер. Заря в тисках облаков..."

Вечер. Заря - в тисках облаков.

Их синева питается светом

Электрических ламп и туманом веков,

И останками бабьего лета.

Украшая кровавыми играми воздух,

Безнадёжный закат маскирует деревню,

Растворяя в чернеющих медленных водах

Абсолютные танцы деревьев.

   Нравятся небрежные рифмы. Нравятся образы - такие немножко палаческие. И такой загадочный абсолютный танец, подобный абсолютной истине...

21. Эзрас Эли

Credo

Святая передышка. Тишина...

На настоящее не повышают цену.

И прошлого притихли времена,

И гладиаторам не надо на арену.

У Анны Франк свеча ещё горит,

Чеченцы спят в засаде у дороги,

На Арлингтонском кладбище гранит

Молчит о том, что нас забыли боги.

А ты - огарок грустной красоты,

На небе ищешь Слово виновато...

И путники из тёмной суеты

Тебя находят, как находят брата.

   Его Безупречность. Осень как метафизическое понятие, как "время безвременья", когда человечество, а, возможно, и малая вселенная отдыхают от насилия. Но божественная составляющая стиха - точно не мое.
   Потому что мой Бог (хотя тут - Боги?) ...нет, не жесток, но заведомо создаёт не рай, а место борения и претерпевания. Место подвига - но не область вины.
   Однако это не касается стихотворения.

22.   Ада-Рая

Молча

  

Стою у окна молча.

Школьники звуки собрали,

после каникул охапками

вместе с цветами несут.

Жаждут тепла батареи,

словно готовятся к бою.

Я и сама готовлюсь теперь

к бою с хандрой и ознобом,

к схватке с беспочвенной грустью.

Буду лечить себя красным

или вином или цветом

бука, рябины и клена.

Видимо, так мне и надо -

молча стоять у окна.

  
   Хороший белый стих. Но образы не использованы на всю катушку: лирическая героиня молчит, потому что дети забрали себе все звуки? (Легко поверю: к сожалению, эти чертовы отродья сии звуки никогда не держат при себе.Все - учителю. Вместе с бесчисленными цветочными трупами, но последнее - мое ИМХО.) Образ зимы как сражения с холодом - очень древний, я его знаю по немецкой народной балладе. Бой с душевной зимой - отличный переход. Но "красное" - повисает в воздухе. Больше связать его с огнем, теплом? Цвет часто воспринимается как цветок, а у вас лист и плод. Это неточность.
  

23. Виленкин Нахум

...опять раскатистое

  

...опять раскатистое "эр-р"

опять глаза на мокром месте

уже преодолен барьер

и через опытность манер

сверкнет наивностью невесты

утяжеленных бедер вид

вилянье тропки шаловливой

увлечь подальше норовит

где плющ кудряшками завит

под строгим окриком крапивы

и ветви грустно уронив

в изнеможеньи после бури

себе забыться разрешив

уснет под простенький мотив

из пожелтевшей партитуры...

   Изящная, тонкая, грустная философская шутка. Если распутывать все-все образы (реактивный самолет и звуковой барьер, шибко эротический плющ, небо и пухлые облака), то, чего доброго, попадёшь в большой просак. Вот только зачем?
   И почему осень? Вроде как осенью природных бурь нет. В любви - иное дело. Там и буря случается, и простенький мотив бывает - на два такта. Типа моего любимого Юза: династия Сунь сменяет династию Вынь... Буря и изнеможенье чередуются чаще, чем сезоны, однако.
   И не надо спорить из-за старомодности падежного окончания. Это помогает не плодить лишних омоформ в ущерб смыслу.
  

24. Брагин Никита Юрьевич

Болдино

В огне и золоте аллея,

В росе и холоде трава...

Прозрачною зарей алея,

Рождая строгие слова,

Приходит утро. Мир спокоен,

Как на щите лежащий воин

В лучах прощального костра.

Какая дивная пора!

Её ждала, о ней мечтала

Возвышенная боль души...

Что будет завтра? Не спеши,

Развей тревогу и усталость

Полётом вольного ума...

Дорога, иней, снег, зима...

   Пушкина явно больше, чем автора. Но слова о павшем воине и погребальном костре - самое сильное и осеннее в стихотворении.

25. Ровная Мария Зиновьевна

По грибы

  


Неспешным шёпотом опавшего листа
отходит тихий день. По-летнему горяч,
растущую печаль в улыбках бликов пряча,

То золотист, то ал, мерцает на кустах,
струится по ветвям, играет в кронах луч,
задумчивой звезды последний взгляд летучий.

Лесная тишина чарующе чиста.
Ручья вечернего доверчивая речь.
Слышнее шаг ежа, чем самолёт далече.

Безмолвным вздохом ввысь уходит высота,
небесный занавес отдёргивая прочь
и встречу с вечностью торжественно пророча.

Вот замерла земля, безвидна и пуста.
Из сумерек судеб - трагедий, фарсов, притч -
на пламенном плече возносит ночь Возничий.

   Сильная вещь с хорошей звукописью. Библейские и античные образы чуть иронично пересекаются с ежиком и самолетом. Если бы не было этой парочки - стих бы совсем замерз.

26. Душин Олег Владимирович

La pluie

  

В октябре задуло лёгкими ветрами,

Просвистевшим: Ладно. Оставайся с нами.

Коли есть морока - отойди от Дома,

Пусть нальёшь на скатерть и уронишь Сома.

Ну же, ведь и в луже есть для сома место -

Вдалеке от кухни, от стола и теста.

Прикорни опушкой желтизной обитой,

Вечер на багрянец будет щедровитый.

Мы покажем латы в царственном пурпуре.

Поднесём гордячке перстень да на блюде.

Кажется, огранки не хватает песне,

Что искал давно ты белые в Полесье?

Задержись на небе, - слышишь? - Загудело.

Покажи удаче поворот на "смело",

Сом на дне проёма, дёргаясь на нитке,

Оживит кругами до, ре, ми и Шнитке.

Разгуляйся с нами: Разве ты не витязь?

Как! Ещё успеешь. Дождь. Пока! Очнитесь.

   Забавное стихотворение. Не думаю, что автор просто хотел нас подурачить. Хотя если сыпануть горстку запятых в блюдо...простите, в песню - будет яснее. Тот случай, когда из невнятицы может под другим углом зрения проявиться истина. (Щедрый вечер - это поют на колядовании. Щедривки.)
   Автор, признавайтесь. Панцироносный и порфироносный Сом - это вы сами?
  
Рязанова Галина Александровна. Сопернице
Время твоё истекает дыханьем моим,
Гибкие медные косы становятся хрупкими
И опадают, шурша, позолотой седин.
Сетью дождей размывает клочки синевы,
Краски огня ледяной осыпаются крупкою,
Кутаясь в призрак тепла облетевшей листвы.
Место моё возмечтала занять... Не смеши.
Не продержаться тебе, девка наглая, яркая -
В белых чертогах моих вьюга-гибель кружит.
Дни всё короче. Не можешь согреться. Костры
Зря зажигаешь под хриплое ворона карканье,
Ведать не ведая: я - это старшая ты.
В смысле техники стихи не так уже безупречны: неточные рифмы (впрочем, это и плюс), зияние в первой строке (твое истекает)и далее (наглая, яркая, но очень сильная личностная составляющая. Впечатляющий характер лирической героини. Миледи Зима, что уж там говорить!
  
28. Сорокин Кирилл Валерьевич.
Откровений твоих золото
Откровений твоих золото
На серебряных нитях инея,
В лужах неба кусочек сколотый
И подписанный твоим именем.
Ни прочесть его, ни почувствовать,
Ни понять, как оно слышится,
Только листьям сырым сочувствовать,
Что на голых ветвях колышутся.
Расстегнувшись, сплестись с холодом,
С неуютом твоим ветреным,
С серым небом, зиме проданным,
С плачем листьев, весне преданных.
Откровений твоих золото
В паутинках седого инея,
Над кусочком неба отколотым
Дышит ветер твоим именем.
То, что лично я хотела здесь увидеть. Спонтанная виртуозность. (А какого мнения будут остальные - мне не так интересно.) Неточные, необычные рифмы, игра со штампами - стряхивание с них пыли (или, быть может, инея), вариации, углубляющие смысл.(Проданным - преданных: игра, может быть, избита, но интересно же?) Богатейшие, многослойные образы - как паутина, на которой осела замерзшая вода. Золото - осень, слово или торжественное осеннее молчание? Имя - печали, возлюбленной или Бога? Столько всего вплетено...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"