Муратов Сергей Витальевич : другие произведения.

Некоторые вопросы распределения толщин в деке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Предисловие
Скрипка, вопросы истории происхождения
Скрипка как конструкция
Геометрия скрипки
Реконструкция страдивариевского метода построения скрипки
Символизм скрипки
Скрипка и череп
The Art Of The Violin Design
Улучшение звука скрипки
Реставрация деформированной деки
Установка пружины в скрипке

   Что касается толщин, то их распределение в деке и дне различно. В дне самое толстое место находится в районе верхних глазков эфов верхней деки, а ближе к краям оно тоньше. такое распределение толщин наблюдается у большинства инструментов, вышедших из мастерских как старинных мастеров, так и современных. правда, часто самое толстое место смещается в район душки, но это следует относить скорее к недостаткам, чем к достоинствам работы скрипичного мастера.
   Распределение толщин в деке носит самый разнообразный характер. Здесь и толстый центр с тонкими краями, и одинаковая толщина (относительно, конечно) по всей площади деки, и даже тонкий центр против толстых краев. распределение толщин в деке в большей степени зависит от характера свода, его высоты и используемой древесины. Так, плоский характер свода требует толстого центра с тонкими краями, а высокий и крутой свод, наоборот, уменьшения толщины в центре, что приведет или к выравниванию толщины по всей деке, или к уменьшению ее в центре по отношению к краям (за исключением места вокруг душки).
   В этом смысле интересно высказывание Е.Ф.Витачека: "При крутом, сравнительно высоком своде верхней деки (около 15,5 мм и выше) разница толщин между ее центром и краями должна быть больше, чем при плоском своде, подтверждение чему, в свою очередь, можно найти в верхних деках итальянских инструментов. Это совершенно понятно. Крутой свод увеличивает силу сопротивления верхней деки давлению струн, и толщины её смогут быть в этом случае тоньше, чем при плоском своде".
   Мы можем согласиться с мнением известного мастера, так как сами его пропагандируем. Смысл здесь заключаются в том, что при высоких сводах деки центр делается тоньше, чем края. Что касается примеров, то Витачек приводит в подтверждение сказанному инструменты Гварнери дель Джезу: "По поводу толщин Гварнери дель Джезу в литературе существует много предположений. Одно из них сводится к тому, что у этого мастера встречаются верхние деки, утончающиеся к середине - притом так, что самое тонкое место приходится под подставкой; распределение толщин здесь обратное общепринятому." То есть такое распределение толщин характерно для Гварнери дель Джезу, а не для других итальянцев.
   Подтверждая мысль, что центр должен быть достаточно тонок (но не менее 2 мм) можно привести анализ одной из скрипок А.Гальяно, сделанной тем же Витачеком: "В этом инструменте верхняя дека построена необычно. Толщина ее центра намного превосходит толщину краев... Скрипка эта, вероятно, благодаря таким своеобразным толщинам верхней деки, имела звук неудовлетворительный; он как-то ускользал от смычка, вызывая ощущение необходимости более сильного нажатия смычка."
   Это легко объяснить, если сравнить возбуждение колебаний деки с возбуждением струны смычком. Как известно, дека приводится в колебание от трех точек: верхнего и нижнего клецев (посредством передачи колебаний струны через шейку и нижний порожек) и через подставку. Рассмотрим третий вариант - возбуждение колебаний деки через подставку (см. рисунок).
 []
   Скрипачи знают, что при звукоизвлечении следует придерживаться определенных правил, которые определяют место ведения смычка по струне. Так, очень близкое и быстрое ведение смычка от подставки не будет возбуждать струну качественно. Далекое от подставки ведение смычка будет приглушать высокие гармоники. Высокие звуки извлекаются смычком ближе к подставке, а низкие - дальше. К этому следует добавить и такие важные факторы, как сила давления смычка на струну и скорость его ведения.
   Все эти правила применимы и в отношении связки подставка - дека - душка. В этом случае роль струны выполняет дека, которая возбуждается от подставки, как струна от смычка. Душка выполняет здесь своеобразную роль подставки, которая выполняет и функцию передачи колебаний на дно, и опоры для деки.
   Если при звукоизвлечении необходимо какое-то расстояние смычка от подставки для качественного звука, т о и душка должна находиться от подставки на некотором расстоянии, чтобы привести деку в колебание.
   К сожалению, это положение понимают не все. Так В.Стахов, подробно описывая функцию душки, передающую колебания подставки на дно, совершенно опускает из анализа ее вторую функцию - посредством опоры о деку придавать последней определенный характер вибрации. Он пишет: "Для того чтобы душка наиболее интенсивно передавала колебания дека на дно, она должна ловить их в участке наиболее энергичных принудительных колебаний... Однако мы не можем поставить душку прямо под ножку подставки, хотя тогда передача колебаний на дно была бы максимальной: такая жесткая связь с дном будет гасить колебания деки. Чтобы дека имела достаточную свободу колебаний при неизбежном их ограничении, душка и ставится в некотором отдалении от подставки. насколько она будет отдалена, зависит от толщины деки в этом участке. Чем тоньше дека, тем ближе к подставке потребуется ставить душку".
   Разберем эту цитату подробно.
   1) Душка не ловит колебания деки, а, в первую очередь, участвует в создании этих колебаний, а уже потом передает их на дно.
   2) Положение душки под подставкой не может максимально передавать колебания деки на дно, так как сами колебания деки в этом случае будут неполноценными.
   3) Не жесткая связь деки с дном через душку будет гасить колебания первой, а будет наблюдаться отсутствие определенного вида колебаний, вызываемых вышеприведенными функциями подставки и душки.
   4) Свобода и ограничение колебаний деки влияет на темброобразование аналогично тому, как смычок ограничивает или освобождает колебания струны. Местоположение душки относительно подставки не влияет на связь деки с дном. 5) Действительно, чем тоньше дека, тем ближе к подставке ставится душка; чем толще дека, тем дальше от подставки ставится душка. Здесь применима та же аналогия со струной: чем толще струна, тем дальше скрипач должен вести смычок от подставки, чем тоньше струна - ведение смычка осуществляется ближе к подставке. Поэтому, как скрипач на слух определяет место ведения смычка по струне, так и скрипичный мастер определяет положение душки на слух. При этом, конечно, следует руководствоваться правилом, что душка должна упираться в те годовые слои деки, на которых опирается центральная часть правой ножки подставки.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"