Аннотация: Все события вымышленные, действующие лица в реальности не существуют. Возможные совпадения являются случайными.
Моим одноклассникам с любовью и уважением
...Вымысел - не есть обман.
Замысел - еще не точка...
Булат Окуджава
Все события вымышленные, действующие лица в реальности
не существуют. Возможные совпадения являются случайными.
Гл.1 "Наше детство школьное словно с горки катится".
***
- Миша, приветствую! Не забыл, в этом году юбилей со дня окончания школы. Предлагаю собраться всему классу.
- А кто будет заниматься организацией? Я занят. У меня внук родился, - сразу открестился Филиппов.
- Поздравляю! Среди нас ты самый молодой дед. Могу заняться, только с компьютером-то я "на вы", помоги хотя бы с социальными сетями, вот если бы я...
- Ладно, Гена, со своим "если бы я", знаем, слышали, проходили, - прервал Филиппов. Поговорю с Витей Нелюбиным, он ас в новых технологиях, найдет всех, кого ты не сможешь оповестить. Предлагаю на начало осени. Давай пока. Держи в курсе.
У Гены Каретникова был свой интерес в этой встрече, и он сразу же приступил к звонкам одноклассникам.
Что такое встречи одноклассников! Вначале шквал эмоций! Что ты! Где ты! Как ты?... Потом в социальных сетях остаются только поздравления с праздниками и то не всегда, так и "висят мертвыми душами" в списке друзей твои одноклассники.
Одноклассники хорошо знают друг друга, но тех, какими были в школе. Сейчас, несмотря на общее прошлое, на школьное детство, на давние невзгоды и радости, объединяющие людей - это совершенно разные люди, которые когда-то вышли из одного дома, из одного подъезда, но разошлись настолько, что вряд ли вернутся, а уж прежними не будут никогда.
Встречи одноклассников - эхо прошлой жизни, которая, как ни странно всё же дорога. И нет никакой связи, только общая память. И в этой памяти бывшие одноклассники чище и лучше, чем были и есть на самом деле. Люди меняются. А хочется запомнить их теми ребятами, какими они были в школе. И хочется, чтобы воспоминания той части жизни, проведенной в школе, не менялись и не искажались: как бегали на танцы, играли во дворе, сбегали с уроков, отмечали дни рождения.... Но тот период давно закончился. И школьные годы... детские светлые остались позади.
***
Как быстротечна жизнь! Первый класс, и вот уже десятый... В десятом классе начали задумываться о дальнейшей жизни: кто-то поднакапливал знания для дальнейшего поступления в институт (техникум), кто-то просто, чтобы хотя бы сдать выпускные экзамены...
Отгремел последний звонок, закончены экзамены... наконец выпускной бал... у девчонок - разговоры только о предстоящем вечере... сколько будет медленных танцев... кто кого пригласит в числе первых... и, конечно же, какие наряды, прически готовят выпускницы!? Банкета как такового не было. Вручение аттестатов зрелости, прощальный школьный вальс... И упоительное, полное радужных надежд ожидание взрослой жизни...
Последний день детства... У одних этот день проходил с легкой грустью, другие радовались... уроки не надо делать... и, вообще, в школу не надо ходить (не у всех остались приятные воспоминания о времени, проведенном в школе), третьи - надеялись... Но не чувствовалось окончания детства. И когда еще будет то завтра... та взрослая жизнь. Как же тогда хотелось поскорее попасть во взрослый мир. Делать взрослые дела, носить взрослые вещи, не подчиняться никому и принимать взрослые решения... И не догадывались, это будет совсем не то, о чем мечталось... Взрослый мир - рутина, ответственность, обязанности. Но вернуться в мир детства уже невозможно, дверь захлопнулась.
В детство нет дороги: не вернуть рассвет, возвращение домой босиком и ощущение, что все самое интересное впереди... 'школьные годы чудесные', и чем больше проходит времени, тем больше ценность того, что зовётся "школьные годы чудесные."
После выпускного бала отправились в парк над рекой встречать рассвет, последний детский рассвет... вспоминали, как много хорошего было в школьных стенах. Все школьные неприятности в этот день, как бы стерлись из памяти.
10-й"А" класс не был особенно дружным, как и в любом коллективе все разделились по группкам, кто-то из девчонок пришел со своим парнем, но все вместе пели "наше детство школьное словно с горки катится...", танцевали под гитару на старой танцплощадке, затем стали расходиться по домам.
Первой повернула к своему дому Светлана Стасова. Неожиданно для всех за ней вприпрыжку побежал Пашка Малов. Заметили все... Малов встречается с Катей Неверовой, но тактично сделали вид, что ничего не произошло, и только Женя Миронов проорал: "если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло", и маленького росточка Женька, подхватив за талию самую высокую статную, видную девушку в классе, закружил ее в танце, а кто-то из парней подыграл на гитаре, а затем все начали орать "школьные годы". И вот уже только трое, молча, идут по предрассветному городу, и что-то настроение у оставшихся совсем не радостное.
Катя Неверова, Алексей Локтев и Витя Нелюбин. Алексей устал, хотелось спать. Виктору хотелось быстрее домой, как-то не впечатлили его ни выпускной бал, ни встреча рассвета у реки... неинтересно ему было. Да, и какой мог интерес у мальчика, который один год и учился-то с ребятами из 10 "А". Катя была расстроена: Павел ни разу не пригласил ее на танец.
С Маловым отношения у Кати начались перед последним звонком. Малов ей никогда не нравился. С задней парты вечно смешил чем-то. И как-то спросил:
- Катя, почему на танцы не ходишь?
Все подружки во всю строили глазки, крутили романы, делились секретами, а Катя... читала книги... да и первая любовь оказалась невзаимной, какие танцы... На танцы первый раз пошла после последнего звонка. Все танцы протанцевала с Пашей, и домой ее проводил, сказав: "хочешь я тебя провожу" - Катю покоробила эта фраза, но поскольку ее подружки все уже разбежались, молча кивнула. Потом пригласил в кино. Первое всегда помнится. "Бриллиантовая рука", и Паша в плаще "болонья", тогда самый писк эти плащи-болоньи: "хрустят плащи-болония - поставки загранплавания". И когда Паша попросил Неверову, чтобы та похлопотала у классной руководительницы за него, Катя естественно похлопотала, впрочем, как и за свою соседку по парте. До самого выпускного они "ходили" с Маловым. А сейчас Пашка пошел провожать Светлану...
Алексей свернул к своему дому, затем Катерина повернула к своему, Витя не предложил ее проводить, и Неверовой одной в предрассветный час пришлось идти еще метров пятьсот по своей улице... Катю задело пренебрежительное отношение к себе, ведь в школе уважительно к ней относились, и тот же Нелюбин прибегал к ней домой списывать домашние задания. Как мальчик Витя, не нравился Неверовой, флегма какая-то, - считала она, - не было в нем того мальчишеского флера, что в дальнейшем станут называть мужской харизмой. Но в тот рассветный час Катя не задумывалась, что в школе ее многие просто использовали, а сейчас Катины бонусы отличницы никому из ее одноклассников уже не нужны. На прощание произнесла: "никто не знает наперед, кого и с кем судьба сведет" - почему вдруг возникли эти слова, она не задумывалась, сказала и сказала.
***
- Хочешь я тебя провожу, - произнес свою коронную фразу Малов, догнав Светлану - и мы вдвоем встретим рассвет, - сказал он ласково.
- А как же Катя?
- А что Неверова! Она мне никогда не нравилась. Я с ней ради экзаменов встречался, а она влюбилась в меня, - самодовольно ответил Малов.
- Катя - моя подруга, и я не хочу, чтобы ты меня провожал, не удержалась и дополнила - у девушек обычно спрашивают: "можно тебя проводить".
Малов начал: я мог бы не сдать экзамены, а Катька...
- Замолчи и уходи.
- Давай я все-таки тебя провожу, расскажу про меня и Неверову.
- Я не сдвинусь с места, пока ты не уйдешь.
Малов потоптался-потоптался рядом и ушел.
Мне ведь Малов нравился, да и не только мне, - думала Света, - Паша - красивый мальчик, ростом, правда, не вышел. Обаятельная веселая улыбка заменяла и небольшой рост, и отсутствие интеллекта. Многим девочкам в классе Паша нравился. Но после его слов о Кате, сразу разонравился, даже неприятен стал. Света рассуждала, стоит ли рассказать Кате... Нет, не стоит. Предстоят вступительные экзамены, зачем Катьке лишние переживания. Но хотелось с кем-то поговорить на эту тему... и, встретив как-то свою соседку по парте, все-таки рассказала про Малова.
- И ты не пошла с ним? Он же тебе нравится. Я бы пошла.
- Катя - моя подруга, - Света уже пожалела, что пооткровенничала, - Аня, только не говори никому, а то дойдет до Кати.
Щас! Не говори! Анна тут же побежала к Наташе Никитиной. Наталья тоже возмутилась поведением Малова и повторила слова Стасовой: "Аня, ты только никому больше не говори. Неверова будет переживать".
Щас! Не говори...
***
- Катя, пришла с тобой попрощаться. Завтра ты уезжаешь, а я так и не определилась, куда поступать. А почему ты решила поступать в технический институт? Ты же с первого класса хотела быть учительницей. Сама Света хотела быть балериной, но... балет провинциальной девочке...
- Помнишь, в девятом классе у нас была экскурсия на фабрику, оттуда и пошло. Хотела в областном городе поступать, но мне понравился другой город, город у моря, - как-то вот так.
- Может, мне тоже поступать в технический вуз, - в раздумье произнесла Светлана, - и Катя закивала головой: конечно. Их поколение почему-то все "рвались в инженера", Шатрова поступила в кооперативный институт, так ее презрительно называли торгашкой, за глаза, конечно. А Валя оказалась дальновидной. А будущие инженеры... "не так оценивали жизнь".
Катя потом многажды винила себя за совет Стасовой, практически лишив Светку работы, на которую хотелось идти с радостью. Женщина-инженер - нонсенс.
На прощание Катя написала для Светланы трогательное, нежное послание, почти клятва в вечной дружбе... такое возможно только в юности...
Пожелать отличных успехов на вступительных экзаменах пришла к Кате домой и Лена Красюкова... это Катя так посчитала, что пожелать успехов.
- Девочки, идите в клубнике "попаситесь" - предложила Катина мама. Мама иногда Лене давала с собой баночку клубники.
Лена жила в коммунальной квартире, сада-огорода у них не было. Девчонки ели клубнику прямо с грядки, Лена и слова не сказала о завтрашнем Катином отъезде. Катя, испытав на себе предательство Красюковой, вообще, с тех пор разговаривала с Леной только на общие темы.
- Мне ребята из нашего двора говорят: "где бы найти, такую грядку с клубникой, чтобы можно есть клубнику на халяву", - и продолжила, - я пойду, - меня ждут ребята со двора.
Трудно понять: от глупости или по простоте душевной, но нельзя специально такое произнести, впрочем, как в свое время предать Катерину...
***
- Катя, давай в девятом классе сядем за одну парту, Лариса же в техникум поступила.
- Лена, а как же Валя Шатрова? Ты же с ней сидишь. Вообще-то, мне Женя Миронов предложил, но я как-то не знаю, принято же: мальчики с мальчиками, девочки с девочками, - в детстве Катя еще внимала "... ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна...".
- Вот именно. Ты хочешь, чтобы про тебя сплетничали?
Сидя на одной парте, естественно девочки задружились, и не просто задружились, стали задушевными подружками. Большинство людей и "дружат-то по географии" - банально, но, увы...
О чем говорят девочки-старшеклассницы, в первую очередь о мальчиках, уже возникают "первые любови". Как там в культовом стихотворении женского поэта Рубальской: "... и намекает мне фигура, что приближается любовь". Естественно Катя и Лена рассказывали друг дружке о мальчиках, в которых влюблены. Лена еще с седьмого класса влюблена в Ваську Лужина, а у Кати - первая любовь случилась в девятом классе.
И Асеев, и Лужин - "первые парни на деревне" - нравились многим девочкам в школе.
Осенний бал... Игра в ручеек... Катю "вытаскивает" мальчик-старшеклассник, наверное, по ошибке. Неверова считала себя некрасивой, она не любила свою внешность, свое имя, да и себя не любила... Глянула на него, совсем незнакомый, но сердце вдруг гулко забилось...
Новогодний бал - популярностью пользовалась школьная почта - в сумку девочки-почтальона бросали записки, Катя что-то написала Асееву... Она уже знала, и как звать мальчика, и в каком классе учится.
Очень хотелось говорить об объекте своей любви, а у Лены - дар - она умела слушать и "подпевать в такт", может, поэтому у нее в подружках ходили многие одноклассницы.
Потом оказалось, о Катиной "любви" знает почти все девочки класса...и не потому, что уж так интересно, просто Катька - отличница, а тоже влюбилась, как все девчонки.
Как же Неверовой было плохо. Откуда могли узнать, никому ведь кроме Лены не говорила, на Красюкову и подумать не могла, они ж подружки. Наверное, Люда Кратова - почтальон на новогоднем балу...
Катя, бросив записку в сумку почтальона, заметила, Люда прочитала имя адресата. Обычно бросают много записочек, и почтальону нет никакого дела до этих записочек кроме как разнести по адресатам.
Но все тайное в конце концов становится явным. Недаром Лена дружила со всеми одноклассницами, оказалось, что Асеев нравился еще одной их однокласснице, вот Лена и поделилась секретом, который вскоре стал секретом Полишинеля.
- Лена, зачем ты рассказала Крайновой об Асееве, - в ответ - молчание.
Катя долго ругала себя, что могла усомниться в девочке-почтальоне. Люда - молчаливая, спокойная девочка ни с кем особо в классе и не дружила, не принимала участия в девичьих шушуканиях. С Леной продолжали общение и уже теперь так называемую дружбу. Катерина решала за нее второй вариант контрольных заданий - сидели-то на одной парте, а задания раздавались по рядам... ходили вместе в кино, иногда под танцы... Катя хорошо запомнила урок, и когда ее распирало поделиться с кем-то сокровенным... вывернуться наизнанку, когда болит.... Но всегда говорила себе: стоп! Забыла Лену Красюкову.