Мурыгин Александр Сергеевич : другие произведения.

Зоопсихология человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Предмет зоопсихологии отличается от этологии и физиологии.
  Психика есть совокупность проявлений внешней активности, направленной на установление связей организма со средой.
  Этология изучает биологические, то есть генетически обусловленные модели поведения как результат эволюции вида.
  Зоопсихология изучает факторы приспособления к окружающей среде в ходе индивидуального возрастного развития.
  *Я: Зоопсихология скорее часть антропологии в её социологическом аспекте. Когда в поведении человека вычленяется самосознание и взаимодействие с целью сохранения человека как вида.
  Физиологическая составляющая зоопсихологии - экспериментальное установление зон ответственности за социальное поведение в лобных долях мозга и области главной борозды (для управления поведением вызывая эмоциональные состояния страха, любви и лояльности прямым воздействием или косвенным (электромагнитным)). То есть наряду с зрительными, слуховыми и моторными отделами мозга есть отвечающие за социальное (моральное) поведение.
  Возможны также "мягкие" способы суггестивного убеждения и бессознательного воздействия группы и "толпы" на поведение вплоть до состояния экстаза или аморальности, за которое отвечает система общей психической регуляции (психического гомеостаза).
  Мы стоим на пороге "психотронной революции" и важно знать как она может нас изменить помимо нашей воли. Управление психикой общества не только через идеологию и культуру, но и техническими средствами (=психотронными) - новое и, как оно считает, законное оружие элит и их госаппарата.
  Психотроника стремительно заменяет традиционные способы контроля над обществом. Она берётся за "окончательное решение" (Endloesung) таких проклятых вопросов как "совесть" и "свобода".
  Интеллектуальное (социально-экономическое) поведение должно уступить место "зоопсихологическому", а психоонтогенез (=социально-психологическое саморазвитие вида) - психофилогенезу (развитию индивидуальной, а потому легко управляемой(!) особи).
  Психофизиология на основе понимания процессов мозговой деятельности уже предоставляет возможность лечения алко- и наркозависимостей, гендерных и социальных девиаций, повышения боеспособности до уровня боевого робота, установления "вечного социального мира", о котором грезил Кант.
  Зоопсихология дополняет психотроника системой "ключевых раздражителей" для критических периодов, в течении которых формируется поведение, используя которые можно реализовать процесс "управляемого научения".
   Общая характеристика психической деятельности:
  1. Проблема наследственности.
  Установлено, что геномы разделяют любую популяцию на 10-12 больших психологических групп и 30-40 менее выраженных подгрупп поведения и анатомического строения. Филогенез каждой из них имеет особенности.
  2. Инстинктивное поведение.
  Инстинктом называют особенности приспособления к условиям окружающей среды на протяжении 1-10 поколений (для человека - социальной).
  В основе поведения - инстинктивные реакции под воздействием выделяемых гормонов.
  Внутренние факторы поведения - самовозбуждение психических процессов автономно от внешней среды:
  например, "Внутренние часы" - синхронизация индивидуума с космическим временем.
  Внутренние факторы обеспечить готовые реакции на изменение внутренней среды.
  Внешние факторы поведения - врождённые пусковые механизмы, обеспечивающие связь поведения с условиями внешней среды, так называемыми "спусковыми ситуациями", снимающим "блокировку" инстинктивного поведения. *Аналогично запускается психологический процесс "уверования" (церемонии и ритуалы "крещения", "посвящения" и "присяги"), в основе которого снижение рассудочного контроля над инстинктивными реакциями при сильном эмоциональном воздействии.
  *Ритуалы - элементы (знаки) поведения, имеющие сигнальное значение, стереотипные для данного вида, так как имеют генетическую обусловленность. У человека свои для каждой социальной общности вследствие разных особенностей воспитания. Цель ритуала - установление иерархической системы для устранения социальной борьбы.
  Система ключевых раздражителей: 1) физические и химические признаки (факты) 2) их соотношение (относительная интенсивность) 3) векторы изменения.
  Структура инстинктивного поведения (пусковая и завершающая фазы):
  Пусковая фаза - сложная по структуре. Может включать реакции на фото, хемо, термо и другие раздражители.
  Завершающая фаза - инстинктивные движения и таксисы. *Таксисы: Врождённые реакции, но не на условные раздражители, а на раздражители в процессе инстинктивной реакции в целях изменения её вектора от опасных условий в сторону благоприятных.
  3. Научение:
  Научение - включение приобретённого опыта в инструктивное поведение.
  Способность к научению генетически фиксирована.
  Дрессировка - самый эффективный способ научения, заключающийся в стимулировании требующихся двигательных реакций и наказании за нежелательные.
  Подражание - другой способ научения, в основе которого инстинкт имитации действий окружающих.
  4. Развитие психической деятельности в онтогенезе.
  Проблема развития состоит в противоречиях врождённого и приобретённого поведения (инстинкта и привычки).
  Периоды онтогенеза:
  1) Пренатальный (эмбриональный) период психического развития: Эмбриогенез - тренировка психического поведения.
  2) Постнатальный период: "Видовая память"("Врождённое узнавание") - избирательное отношение к предметам окружающей среды, преадаптивное отношение к предметам окружающей среды без предварительного обучения: выделение объектов "мать", "свой", "враг".
  *Видовая память человека - мораль, предпосылка существования в социальной среде. При втором (социальном) "рождении" видовая человеческая память проявляется как стыд, совесть и вера...
  Запечатление (Imprinting):
  Происходит в послеродовой период онтогенеза.
  Есть форма невербальной фиксации признаков объекта без внешнего подкрепления. Результат запечатления необратим!
  *Запечатление происходит и позднее, вплоть до формирования объектов "Родина" и "Справедливость"...
  Объекты постнатального импринтинга: 1) родители как носители типичных признаков вида 2) братья и сёстры 3) будущие половые партнёры 4) постоянные враги 5) пищевые события 6) признаки места рождения.
  Реакция следования: феномен движения за родителем (или за впервые увиденным предметом). Реимпринтинг также невозможен.
  Половое запечатление:
  Определяет будущее половое поведение, хотя и с большой отсрочкой. У мужских особей формируется на основе зрелищных признаков матери в период 10+100 дней после рождения (в сенсибельный период).
  Раннее (факультативное) научение: Происходит путём стимулирования генетически врождённых форм поведения.
  3) Ювенильный (игровой) период научения:
  Игра это накопление опыта, процесс становления взрослого поведения.
  Функцию партнёра в игре может выполнять другой биологический вид.
  *Сегодня - виртуальная реальность! Разработка компьютерных ролевых игр - неотложная задача современной педагогики. Нужны не только стрелялки и бродилки, но скорее - виртуальный дом, виртуальная семья с ребёнком, малая группа, имеющая цель (деловую, политическую, деструктивную). У каждого ребёнка должны быть роботы-френды обоего пола, наделённые или связанные с искусственным интеллектом как модератором игрового процесса!
   Структура психики.
  1) Сенсорная психика: когда деятельность - ответ на отдельный действующий фактор;
  2) Перцептивная психика: отражение действительности, данной в форме вещей, среды обитания;
  3) Нервная система: отвечает за формирование программ поведения.
  4) Интеллект: отвечает за манипулирование предметами, а у человека ещё и знаками общения.
  Формы проявления интеллекта: 1) двигательная (мышление в действии): устанавливает связи предметов и явлений непосредственно в ходе деятельности животного или человека. Отвечает за ритуализацию поведения: позы превосходства, угрозы перед нападением и позы покорности *позы - врождённый механизм сохранения рода. У человека позы дополняются или заменяются вербальными знаками, сигнализирующие и о статусе и принятой системе морального поведения 2) образное: устанавливает связи между раздражителями и их зрительными следами (знаками) 3) креативное: образует понятия (выделяет общее) и вырабатывает стратегии поведения исходя из причинно-следственных связей.
  *Особенность: Шаблонность мышления животных, детей (и толпы!) - следствие преобладания врождённых реакций над приобретёнными.
   Антропогенез.
  1. Человекообразная обезьяна: наличие "руки" - следствие противопоставления большого пальца (*первоначально для лазания по деревьям), позволившее манипулировать предметами как орудиями труда.
  2. Пралюди: говорящие приматы, расширившие врождённую звуковую систему коммуникации приматов до членораздельной речи.
  3. Люди: манипулирование предметами как орудиями труда и членораздельная речь развили мозг до способности абстрактного мышления - отличительного признака человека как вида.
   Библиография.
  1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.
  2. Бертон Р. Чувства животных.
  3. Хайм Р. Поведение животных. 4. Хаксли Д. Язык животных.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"