Аннотация: Человека встречают по одежке, а рассказ - по первым строчкам.
Встречаю по одежке(обзор на конкурс СК-9,5)
Человека встречают по одежке, а рассказ - по первым строчкам. Они - визитная карточка произведения, которая как бы представляет весь текст читателю. Например:
- Здравствуй, читатель, я расскажу тебе о великой битве с не менее великим злом.
Ну или:
- Дык... ёлы-палы. Чё сказать? Опаньки.
Вот эту визитную карточку в рамках своего обзора я и буду оценивать по единственному критерию: хочу ли я читать рассказ дальше (буду или нет - это уже другой параметр, который, увы, зависит от времени и обстоятельств).
Понятное дело, такой подход - чистой воды вкусовщина. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Бывает, что автор к концу "расписывается", а бывает, что ударная концовка искупает серость начала. В конечном итоге рассказ и его читатель непременно найдут друг друга, поэтому те, кого я "не нашел" - я просто не ваш читатель.
Оценивать начало текста я буду по следующей шкале:
интересно. Начало рассказа меня зацепило, я хочу узнать, что там дальше. Не факт, что действительно прочитаю, но должны сложиться обстоятельства "против" (времени мало, срочная работа, еще что-то), чтобы я не прочёл. Они (обстоятельства), кстати, могут, прямо сейчас я координирую другой конкурс и пишу повесть на еще один, поэтому я буду краток.
любопытно. Не то, чтобы текст с первых строк зацепил меня, но и отторжения не вызвал. Могу прочитать дальше. Если всё те же обстоятельства сложатся "за".
неинтересно. После прочтения первых двух-трех абзацев мне лично не интересно читать дальше. Вполне возможно, что, если продраться через начало, то дальше рассказ просто шедеврален. Но я продираться не буду, откровенно идя на поводу у обстоятельств.
Каждая оценка может дополнительно иметь плюс или минус, соответственно, означая, что (исключительно в моих глазах) данный текст выше или ниже среднего по этой оценке на этом же конкурсе.
В рамках угадайки я предполагаю, что в суперфинал войдут рассказы с оценкой интересно плюс. Это (в алфавитном порядке) рассказы:
Адашев. Венатор
Вереснев. Где мы не будем никогда
Ветнемилк. Меня зовут Док
Комарова. Сбор урожая
Панарин. Граммавирус
Хаимович. Если в стенах видишь руки
Всё, нижеизложенное (да и выше тоже) - исключительно моё частное мнение.
Берендей Запах здоровья
любопытно Начало интригует, у героя необычный дар. Интересно узнать, как он им распорядился. Однако и не захватывает.
Кстати сказать, прочитал весь текст - он короткий - и дальше тоже не захватывает, да и вообще к финалу выглядит как одна затянутая предыстория.
Катана Место, где мы
неинтересно. Автору все понятно, и он знай чешет дальше, а я-читатель разбирайся: гоблины - это фэнтезийные персонажи или всё-таки люди, или экзоты, о которых автор пишет дальше? Начато-то вроде интересно: происки Лабы, ложные слухи, но если читать текст внимательно, вникая в написанное, то читать это неинтересно. Я как читатель хочу разбирать, что придумал автор, а не что он написал.
Доброволец. Кровь одного
интересно. Написано гладко, текст с самого начала погружает читателя в суть дела: в природе некий вирус, все сидят на карантине.
Поскольку рассказ короткий, прочитал до конца. Весь текст получил бы оценку: любопытно. В сравнении с ярким, образным началом, дальнейший текст, увы, заметно проигрывает.
Комарова. Сбор урожая
интересно плюс. Автор в первых же строках и картину мира рисует, и интригу закручивает. Мир фэнтезийный (эльфы, хоббиты), сельская местность, где появляется некий дружелюбный господин, но я-читатель уже знаю, что от него со всех ног драпает местный крестьянин.
Прочитал с интересом до самого конца. Кто-то может сказать, что тот получился банальный, а я скажу - логичный.
Лаевская. Дело о треснувшей голове
любопытно плюс. Первое предложение я бы назвал излишне тяжеловесным. Далее текст становится легче (что усиливает ощущение тяжеловесности первого предложения) и интереснее. Читателю предлагается история о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. История начинается неспешно, в лучших традициях самого Конан-Дойля (за это автору отдельный от оценочного жирный плюс), но в своем начале эта история ничем, кроме знаменитого имени, не цепляет. В ней нет того, что братья Стругацкие именовали якорем, какой-то мелочи, которая бы зацепила внимание.
Сами же по себе истории про Холмса пишут многие авторы, т.е. здесь имя не играет. Играет имя автора, который плохо не напишет, но если бы я был человеком с улицы, впервые открывшим для себя СИ, я бы сказал, что начало рассказа не увлекает меня настолько, чтобы всенепременно в него погрузиться. Поэтому только "любопытно".
Зырянова. Спасение
интересно. мой любимый Вархаммер. Очередное творение дедушки Нургла выкашивает мир. Болезнь начинается с башен, где живут аристократы. Народу похрен. В далеком темном будущем нет места состраданию, хотя паника, на мой взгляд, развивается как-то сильно медленно, особенно с учетом того, что чума косит вообще-то элиту. Но, понятное дело, что миру хана, и интересно, чем для героини это обернется.
Дочитал с удовольствием до конца. Что могу сказать: мне всё-таки не хватило какого-то выбора Селии, она тут просто плывет по течению. Отсутствие красочных описаний оправдано, я бы вообще сделал описание в оттенках серого, где единственное цветное/яркое пятно - броня космодесантника, но вот сама история явно просит большего. Ведь Селия пережила многих и постепенно превратилась в каннибала. Нургл бы оценил. Здесь буквально напрашивается "предложение, от которого нельзя отказаться".
Для Малала или Кхорна Селия всё-таки недостаточно боевита, она лишь выживала, и тем не менее какой-то сюжетный поворот, какой-то выбор героини пошел бы истории точно в плюс. Учитывая концовку, я бы предположил, что это был бы какой-то знак хаоса, который обещает Селии спасение, но она отказывается и отправляется на поиски гвардейцев. Сделав свой выбор, Селия встречает космодесантника и получает настоящее спасение - болт в голову.
Аскорбинка Побочный эффект
любопытно минус. Начало не цепляет, сразу пробивая на сомнение. Такой жесткий контроль, охранник ловит героя на повышенной температуре и никуда не доложит. Узнаю тебя, Россия. "Строгость законов с лихвой компенсируется необязательностью исполнения". Далее охранник рекомендует аптеку, где продают некое средство для иммунитета. Хм-м... Тут сразу напрашивается идея, что охранник не просто так проникся, а подрабатывает "зазывалой". Но тогда ему бы пожестче надавить на героя, мол, придется тебя сдать, но вообще есть вариант...
Тояма Побочный эффект (2)
неинтересно. Герой собирается на праздник к подруге, где будет ее подруга, которой там не место, а он болен, но метка об этом не работает, потому что он - исключение, однако есть побочный эффект. Вот и я о том же.
Бромм Побочный эффект (3)
любопытно. Аналогично первому эффекту, пробивает на сомнение. Медсестра, склонная к сексуальным контактам, ухаживает за мужиком, который под капельницей и искусственной вентиляцией легких. Слаанеш одобряет, а вот я усомнился. Однако написано достаточно гладко, чтобы не вызвать отторжения.
Акуленко. Эпидемия
интересно. Завязка интригует. Группа космических археологов дает сигнал бедствия, но к прибытию спасателей благополучно исчезает. При этом никаких бактерий, вирусов и прочего в атмосфере не обнаружено. Спасатели показаны специалистами в таких вопросах, то есть проморгать не должны. Затем спасатели обнаруживают первую группу выживших, которые выглядят совершенно безумными. Хотя кого они обнаружили на самом деле, еще вопрос, по крайней мере, для тех, кто читал "Марсианские хроники" Брэдбери.
дочитал до конца. Автор не стал устраивать подобие "Марсианских хроник", но, возможно, и зря. Хотя, это зря проистекает только из того, что мне чего-то не хватило. Это как картошка без соли. Есть можно, но чего-то не хватает.
Концовка удачная, а вот финальные мысли - портят картину. Герой уже не в том состоянии, чтобы размышлять так, скорее, он бы уже верил, что "президент всех переиграет и спасет". Плюс совершенно не сыграл полицейский корвет, который, по идее, должен при старте пустого модуля разбомбить территорию к чертовой бабушке.
Широкова Эпидемия. Дневник.
интересно. Новости об эпидемии и грядущем апокалипсисе доносятся чуть ли не из каждого утюга. Люди начинают светиться, потом исчезают. Институт героини закрыт на карантин. Она решает вести дневник, на случай, если всё человечество исчезнет, и тут же идет на дискотеку, где есть шанс заразиться, потому что больные круто светятся. Короче, градус безумия зашкаливает. Это интригует.
Сама история интересна, но концовка, на мой взгляд, сильно подкачала. Те. идея концовки сама по себе тоже хороша, но реализация - настолько в лоб, что будто по лбу.
Камаева. Последняя эпидемия
любопытно. Короткая зарисовка о вирусе безумия. Первые строки совершенно не цепляют. Эйфория Семы становится прологом для сцены с женой, но сама по себе не достаточно, на мой взгляд, яркая. Ее бы дополнить градусом безумия, не восторга окружающих, а именно полной эйфорией - так было бы, на мой взгляд, интереснее.
Смородинская. Эпидемия
неинтересно плюс. Нора умирает. Влюбленный в нее Уильям просит ее стать его женой и ради этого даже готов исполнить любое ее желание - девушка просит достать ей обезьянку. Ну, счастья этим двоим. За грамотное и ясное изложение - плюс автору. Однако начало абсолютно ничем не зацепило меня как читателя.
Николаев Янки гоу хоум
интересно. История начинается с красочного описания: мощный авианосец продирается сквозь не менее мощный шторм, демонстрируя свою мощь и несокрушимость. Он крут, как сваренные яйца, но беда подкралась, откуда не ждали. На борту корабля начинается эпидемия. Капитан сигнализирует о проблеме в штаб, но начальство сидит тихо, как мышь в подполе, и надеется, что оно само рассосется. Отличная завязка для хоррора. Читателю всё ясно, красиво и интересно.
Хмурый самурай. Дебют ферзевой пешки
неинтересно. Слишком много предыстории и слишком мало истории. А ведь работа на 80К, есть где развернуться, не обрушивая на читателя сразу ворох не-пойми-чего. Какой-то вирус, который превратит человека в некоего болванчика или перевертыша (что считается хуже), но есть сыворотка, но ее хватит максимум на 12 часов, хотя уже есть вакцина, и можно ходить без костюмов химзащиты. Еще можно грабить имплантов, хотя можно и не грабить, но тогда придется их трахать, а это недостойно тру-сталкеров.
Медведь Виталий. Не до бала
интересно. Сказка про Золушку, которой все планы спутал карантин. Короткая, забавная, местами нуждающаяся в вычитке.
Кот на крыше. Четвертый закон робототехники
неинтересно. Как показывает практика, диалог в самом начале может зацепить если только разговор сам по себе очень интересен, чем-то цепляет. Собственно, это к любому варианту относится, но с диалогом это особенно критично. Здесь - не зацепило.
Что до самого рассказа, то это два диалога, в каждом из которых "один космонавт рассказывает другому устройство корабля, на котором они вместе летят уже двадцать лет". Хотя сама по себе идея двух сцен, в первой из которых картина мира, а во второй - реальная картина мира - это, на мой взгляд, очень удачная находка автора. Подвела реализация.
Кот на крыше. Зарази меня!
любопытно. Кружка, кружка, кружка, а в конце - подружка. Это если суммировать начало и конец, но я разбираю только начало. В нем герой собирается купить какую-то нелегальную хрень в мире, зараженном вирусом. Это само по себе любопытно, но написано слишком отстраненно, чтобы всерьез зацепить.
Кузнецов. Грамотный Гонсалес
любопытно. Гонсалеса с Трентоном высадили на неделю на болоте, потому что там карантин, а Трентон ранен, а Гонсалес задает слишком много вопросов. Хотя он корабельный врач. Должен понимать, когда помалкивать! Теперь придется охотиться на дичь и смотреть, чтобы не поохотились на него. Ну и лечить Трентона между делом. Или убить его с размаху об карантинную станцию, потому что его всё равно куда-то увезут, где то ли бросят уже одного, то ли просто пристрелят. Написано сумбурно и бодро.
Кузнецов. Философия глистных инвазий
интересно. История начинается с лекции профессора некрофилологии о выдающемся образце мертвой прозы "Висельники болтаются".
Будет время, прочитаю целиком, хотя название рассказа заранее настраивает на сомнение.
Кустовский. Исход Ултара
любопытно. На мой взгляд, предыстория слишком затянута. Вникать в сложности строительства зиккуратов (да я их тысячи в Warcraft-е построил) оказалось совершенно не интересно, но написано стильно, поэтому всё-таки любопытно.
Кустовский. Они никогда не видели солнца
любопытно. Люди после эпидемии живут под землей, в самом надежном убежище из тех, что построены на скорую руку. У Даниэля за стеной течет труба, поэтому по ночам он играет на гитаре. Войти в бункер можно через шахту баллистической ракеты, которую давно забросили. Забросили ракету или шахту - я не понял, но это и не важно, всё равно туда никто не ходит, потому что там нет ответов свыше тех, которые дает правительство.
Карлик. Мужской мир
неинтересно. Парень, похоже - реконструктор, примеряет кольчугу для вечернего выхода. Мать хочет с ним серьезно поговорить. Она - глава колонии, с ней не поспоришь. Увы, но их семейные дела не заинтересовали меня от слова "совсем".
Карлик. Из эпицентра
любопытно. В отличие от предыдущей работы того же автора - написано более ярко. Судьба добровольного отшельника Григория интереса не вызвала, но более образная картинка побудила повысить оценку, причем не просто до постановки плюса, а до "любопытно".
Тихомиров. Карантин
интересно. Кого-то собираются казнить. Наверное, за дело, но в любом случае драматизм с первых строк. Вообще, я бы вырезал или перенес дальше первое предложение, но в целом хорошо: суть дела, картина мира, персонажи - читателю понятно, что происходит, и интересно, что будет дальше.
Адашов. Венатор
интересно плюс. Ван Хельсинг местного разлива ведет свою борьбу с чумоносцами. Начало интересное и гладкое. Минусом идет выбранная манера повествования - то вперед (что по тексту выделено курсивом), то обратно. Вообще прием известный: вначале яркий кусок жизни, а потом как герой дошел до жизни такой, но это лучше в кино срабатывает, там сразу картинка видна, а здесь герой вооружился до зубов, крадучись двинулся по улице, а потом оказалось, что крадется он верхом.
Прочитал до конца, дальше все интересно и заслуживает более высокой отметки, и даже прыжки во времени не так напрягают. Саму концовку я просчитал заранее, но и морф, и герой сумели удивить.
Затейник. Мир сошел с ума.
любопытно плюс. Некая волшебница, юная и амбициозная, готовится возвести свой первый архитектурный проект на месте каких-то заброшенных трущоб. Она обосновывается на новом месте, занимая старую харчевню, со словами "аскеза мне не в новинку", после чего: "Стандартный стул превратился в роскошное кресло, из пола пророс мягкий ковёр, стены перекрасились в любимый палевый с причудливым руническим узором... Мягким светом приветствуют меня почти незаметные настенные светильники. Каркас кровати покрылся эротической резьбой в стиле кхаджурахских храмов. ... В дальнем углу, напротив энергокристалла, на месте мойки появился небольшой фонтан." Нефиговая такая аскеза.
История не цепляет, но гладкость изложения и проработанный в целом персонаж заслуживают уверенного плюса.
Арилин. Звезда мертвых
неинтересно. Никита и Дурак идут сквозь снег к некоему Комментатору. Впрочем, Никита тоже дурак и к походу не готов, полагаясь на своего дурного провожатого. Тот, кстати, не подводит, и спасает Никиту от воздействия звезды мертвых. Поначалу приходится вникать, кто тут и что тут. В целом же, эти двое не настолько заинтересовали меня как читателя, чтобы узнать, что будет с ними дальше.
Жуков. Глаза зверя
интересно. Вера пытается выбраться из зараженного города. По городу бегают зараженные, предпочитая темное время суток, а днем не дает расслабиться некий зверь. Написано ясно, образно, картина мира сразу встает перед глазами читателя и оному читателю интересно, как будут развиваться приключения Веры.
на чтение всего рассказа пока времени нет, но рискну предположить, что зверь окажется простой собакой и они с Верой подружатся.
Холм. Этажи
неинтересно. Двое подростков сидят на крыше и наблюдают то ли за зомби, то ли за местными сумасшедшими. Написано шероховато, надо разбираться, о ком идет речь, да и сама речь никак не вдохновляет на дальнейшее знакомство с текстом. Времена скачут, изложение плавает - автор то показывает, то рассказывает, а речь героев напоминает реплики статистов, зачитывающих читателю совершенно неинтересный им лично текст.
Беляев. Двенадцатая партия
неинтересно. Написано гладко, картинка рисуется понятная, наверняка и сам рассказ хорош, но вот не вызвал абсолютно никакого интереса. Ну, играет он по сети, причем не сразу понятно, что в шахматы.
Эверстов. Лес, закрытый на карантин
любопытно плюс. Двое непойми кого тащат через зараженный лес сундук. В лесу их, понятное дело, ждут разные ужасы. Особенно не зацепило, но в конец пролистал, чтобы узнать, чем дело кончилось. Поэтому оценка с плюсом.
Путятин. И тогда зацветут одуванчики
неинтересно плюс. Слишком длинная вводная о картине мира до того, как автор сумел заинтересовать меня-читателя собственно миром.
Брэг. Земля отдергивает руку
неинтересно. Герой - советник президента по экстремальным ситуациям, попадает в экстремальную ситуацию и ведет себя так, что я бы на месте президента первым делом уволил бы такого советника. Наверное, это какой-то авантюрист или блатной, взятый с расчетом, что никакой экстремальной ситуации не возникнет, но ни в нем, ни в ситуации нет какой-то изюминки, ради которой я-читатель стал бы читать весь текст дальше. Аэропорт закрыт, связи нет, и никакого напряжения в воздухе. Только герой гневно потрясает корочками, как пьяный чиновник перед сотрудником ДПС.
Панарин. Граммавирус
интересно плюс. Гладкий текст, и необычный - заявленный уже в названии - вирус. Учитель русского языка и литературы (и определенно тайный граммар-наци) с самого утра слышит, как вокруг него искажается русский язык, а автор это красиво живописует: "Смирнов улыбнулся через силу, хотя это "извиняюсь" острой иглой кольнуло его в самую грамотность".
Ковалевская. Двери Буслии
любопытно. Большим минусом идет стремление автора впихнуть максимум описания в минимум повествования, которое совершенно не вдохновляет на дальнейшее знакомство с текстом, хотя сама по себе история закручивается интересная.
Ковалевская. В раю кто-то чихнул
интересно. Гладкий и красивый текст, значительно превосходящий другой конкурсный рассказ того же автора. Всё понятно, всё на месте и даже интригу котики раскрутили, как клубок ниток.
Филиппов Алексей. Щеры
неинтересно. Некие щеры обитают в адских врат и не позволяют адским силам вырваться наружу, для чего им надо просочиться сквозь особую завесу. Завязка интригует, но текст настолько не вычитан, что это, как езда по кочкам, убивает всё впечатление от рассказа.
Ковалев. По четвертому сценарию
неинтересно плюс. Вирус пришел, электричество ушло, семья голодает. Некоторую интригу составляет разве что название, подразумевающее некий особенный сценарий на фоне традиционных "сколько-то заболеет, сколько-то вообще помрет".
Князев. Вирус мертвого ледника
любопытно плюс. Написано хорошо, есть и понимание происходящего, и своя интрига - герой просто супермен какой-то. Но не хватает чего-то, что побудило бы меня погрузиться в историю этого супермена.
Пролистал до появления инопланетянина, и решил, что очередной пересказ "средства Макропулоса" должен быть значительно ярче. Тема-то богатая, ее еще разрабатывать и разрабатывать.
Мизерный. История Джерри Джонса
интересно минус. История заключенного, которого хотят казнить за какие-то грехи. Он готовится записать свою историю. Написано более-менее складно, но здесь некоторые нескладности речи идут в плюс, работая на образ.
Прочитал дальше. История закольцована - всё началось в Москве, куда отправляется зараженный Джонс в конце рассказа. Но не достаточно ясно закольцована, чтобы не вызывать вопросов про местонахождение орбитальной тюрьмы. Поэтому минус. Ну и плюс мелкие ошибки вроде "мегало".
Мякин. Стимулирующий фактор
неинтересно. Ирония музы: прямо в заголовке указано то, чего не хватает в самом начале текста, чтобы побудить читателя узнать, что там случится дальше. Т.е. драматизм вроде есть, есть некий вирус и вся планета заражена, но в целом это как читать новости о Сирийской войне: "под натиском иранских прокси турецкие прокси сдали поселок Дыра-посреди-Пустыни".
Олейник. Любой каприз
интересно. Тут вся история как одна завязка. Человечество достигло высот в модификации человеческого тела, давая любому желающему сверхспособности. И тут некий индивидуум мечтает, чтобы ему привила чувство прекрасного. Учитывая, что по последним исследованиям, для оного чувства требуется развитый мозг, неудивительно, что такая просьба вызывает серьезную озабоченность. Мало ли что они надумают.
Андреева. Им просто повезло
неинтересно. История начинается с семейной перебранки по поводу установки в квартире неких "умных ведер". Что за ведра, не уточняется, но видимо, для раздельной сортировки мусора. Или переработки. Или еще для чего-то. Главное, что мне-читателю это, увы, всё равно.
Брянцев. Перст указующий
любопытно. История закручивается интересно - некий Праник движется через зараженную территорию, в чем ему помогает уникальный артефакт - вот только очень уж она многословно закручивается. История с осколком - еще туда-сюда, а целый абзац, посвященный уникальным функциям прибора, которыми теперь никак не воспользуешься - зачем мне это? Я еще не успел заинтересоваться историей Праника, а мне тут такой кусок совершенно ненужной информации.
Эпидемиолог. Бабье лето
неинтересно. Начало текста, на мой взгляд, перегружено описанием природы. Уже на втором абзаце возникло желание пролистать дальше, чтобы понять, о чем речь.
Речь оказалась о том, что все умирают. По сути, это просто рассказ-зарисовка, картина мира, я люблю такие "текстовые картинки", но вот конкретно эта - совершенно не зацепила.
Хаимович. Если в стенах видишь руки
интересно плюс. "В потолке открылся люк. Ты не бойся - это глюк". Вот и здесь - вирус принес глюки. Люди видят лишь то, что им важно: руки, рот, прочие части тела. Забавно.
Дочитал до конца. Оптимистичная на фоне темы вещь, и придумано интересно.
Ломастер. Взрыв трансформатора
интересно. По тексту и стилю - полный треш, в деталях непонятно ничего, зато в целом вырисовывается вполне ясная картинка.
Прудков. В термоядерный век
любопытно. Зарисовка из жизни, без особых интересностей, но написано так, что если есть время, прочитать можно. У меня, правда, времени нет.