Мышлявцев Борис Александрович: другие произведения.

Путник и Дорога: концепт судьбы в тувинской культуре

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Научная статья посвящена особенностям восприятия судьбы и предназначения человека в тувинской культуре, а так же тому, как эти представления влияют на повседневную жизнь человека.

  ПУТНИК И ДОРОГА: КОНЦЕПТ СУДЬБЫ В ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
  
  В данной работе речь пойдет о комплексе понятий, переводимых обычно на русский язык словом "судьба". Система этих понятий напрямую связана с мировоззренческой позицией личности, с так называемыми "экзистенциальными" проблемами, встающими перед любым человеком. К ним, в частности, можно отнести вопросы о свободе воли и степени контроля человеком своих поступков.
  
  Последний вопрос чрезвычайно важен в практическом плане, т.к. относится к сфере реального поведения и социального взаимодействия. Представления современных тувинцев о судьбе не были еще предметом специальных исследований антропологов.
  
  В данной работе делается попытка
  
  1. путем анализа соответствующих тувинских терминов выявить их значение и семантические связи между ними
  2. проследить влияние, оказываемое представлениями о судьбе на социальную реальность
  3. рассмотреть на основании полученных данных, как тувинская культура решает проблему свободы и необходимости, а также самоконтроля человека.
  
  Работа основывается, главным образом, на полевых материалах автора, собранных в ходе экспедиций 1997 - 2002 гг. В ходе исследований проводились наблюдения и беседы с информаторами. На завершающем этапе работы (2002 г.) непосредственно по теме исследования было опрошено 16 информаторов (главным образом - молодых жителей Эрзинского и Монгун-Тайгинского кожуунов Республики Тыва). Всем им задавался вопрос "Объясните значение слов таварылга, хуу-салым, салым-чол и салым-чаяан". Опросы проводились на русском и тувинском языках в устной и письменной форме.
  
  В современном тувинском языке существует несколько терминов, связанных семантически в единый комплекс, который можно для простоты назвать русским словом "судьба". В этот комплекс входят такие слова, как салым, чол, чаяан, хуу-салым, салым-чол, салым-чаяан, таварылга. В данной работе подробно рассматриваются термины таварылга, хуу-салым, салым-чол, салым-чаяан. В "Русско-тувинском словаре" все эти термины переводятся как "судьба". Однако в реальной речевой практике эти слова далеко не всегда фигурируют как синонимы. Лишь некоторые информаторы считают их полностью синонимичными. Приведенные ниже данные базируются на высказываниях информаторов, проводивших смысловое разграничение между этими терминами.
  
  Таварылга - понятие по отношению к концепту судьбы частное, наиболее точным будет перевод этого термина словами "случай", "ситуация". Вот как говорят о смысле этого понятия информаторы: "Таварылга - это случай. Например, кто-то опаздывает на рейс, садится второпях в другую машину и попадает в аварию". "Например, случайно встретила друга, которого много лет не видела. Это ни от чего не зависит, само происходит". "... это то, что случилось". " ... Это ситуация. Что-то приключается, например, человек в яму падает. Это не случайно". Понятие таварылга, таким образом, относится к единичным событиям в жизни человека, является элементарной единицей, из которых выстраивается судьба человека в целом. С этим словом однокоренным является таваржыр - "встретить кого-либо (натолкнуться на ч-л.)". Применяется это слово главным образом для описания ситуаций, находящихся как бы вне контроля действующего лица. При этом слову таваржыр противопоставляется глагол ужуражыр, относящийся ко встречам запланированным, ожидаемым. Например, выражения "эжимге ужурашкан мен" и "эжимге таварышкан мен" ("я встретил друга") будут различаться как раз незапланированностью, случайностью встречи во втором случае, пассивностью говорящего в отношении происходящих событий. В выражении "багай чувеге таварышкан" ("случилась беда", букв. - "встретили плохое") подчеркивается неожиданность случившегося несчастья и т.п. Интересно употребление слова таваржыр в выражении частырыггатаваржыр, "совершить ошибку, ошибиться", букв. - "встретить [случайно] ошибку". Таким образом, слово таварылга и однокоренные ему слова относятся к ситуациям случайным, неконтролируемым. Эти "случайные" ситуации могут быть как "внешними" для индивида, так и "внутренними", в которых контроль за событиями, с точки зрения носителей другой культуры, например - русских, вполне возможен (см. пример со словом "ошибка"). Итак, таварылга - это то, что встречается человеку на его жизненном пути вне зависимости от его воли и происходит на протяжении субъективно небольшого отрезка времени.
  
  Салым-чаяан - составное слово. По данным словарей его значение - судьба, талант, будущность. В отдельности словам салым и чаяан приписываются те же значения. Также и в бурятском языке имеется явно родственное слово заяан ("судьба"). Однако большинство информаторов-тувинцев с полной уверенностью приписывали слову салым-чаяан значение "талант", "способности" и четко отделяли его значение от понятия "судьба вообще": "Салым-чаяан - талант человека в какой-то определенной области. Развить это можно, но все зависит от наследственности". "...Это то, что дано, дар, если человек хорошо поет, танцует, сочиняет стихи". "...бывает у шаманов и артистов, про них говорят - "салым-чаяанныг" ["имеющий салым-чаяан"]". В то же время, салым-чаяан можно рассматривать не только как синоним слова талант. Этим термином описывается весь комплекс способностей, предрасположенностей человека к какой-либо деятельности, свойственный ему от рождения. Это то "имущество", которым человек располагает в начале своего жизненного пути. Таланты - лишь наиболее яркие проявления этих данностей. К ним относится и характер человека: "Салым-чаяан - людей сотворил бог, сотворил, каким будет характер человека от рождения до взрослости. Если люди будут делать богу плохо, бог самому человеку сотворит плохой салым-чаяан. Глупость и хулиганство людей не случайно, сам бог сотворил людей глупыми или хулиганами. Салым-чаяан - это творение бога, я думаю".
  Рассмотрение однокоренных слов также свидетельствует о семантической близости термина скорее к понятию "нечто данное изначально", чем к более узкому понятию "талант", в котором данные от рождения способности лишь наиболее ярко для стороннего наблюдателя проявляются. Глагол чаяар означает "творить", чаяаттынган - "данный от природы, естественный, прирожденный" (чаяаттынган рефлекс - "безусловный рефлекс"). Наличие "хорошего" салым-чаяан еще не означает хорошей судьбы в целом. От человека зависит, как он распорядится данными ему способностями. Можно привести такую метафору. Всем людям в начале жизненного пути выдается определенный набор предметов, которые могут пригодиться в дороге - спички, ножи, одежда и т.д. Человек может с умом использовать данное ему, может использовать не по назначению, может просто выбросить, не понимая ценности того, чем он обладает. Таким образом, салым-чаяан - это то, что человек получает в начале жизненного пути.
  
  Салым-чол. Также является составным термином. Первый компонент уже рассматривался. Чол, также как и чаяан, находит соответствие в монгольских языках: зол в бурятском означает "удача", "счастье". В тувинском слово чол имеет значения "судьба", "доля", "счастье". Прилагательное чолдуг (буквально - "имеющий чол") означает "счастливый". Часть информаторов считает выражения салым-чол и хуу-салым синонимами со значением "судьба вообще", противопоставляя их слову салым-чаяан. Сначала будут рассмотрены комментарии тех, кто четко разделяет эти выражения. Из всех таких комментариев явствует, что салым-чол представляет собой понятие более широкое по отношению к обстоятельствам жизни человека, чем хуу-салым (личная судьба). Обстоятельства, зависящие от салым-чол - глобальные и в целом независящие от воли человека. Однако от человека зависит, как именно он поведет себя в этих обстоятельствах. В самых общих чертах - салым-чол - это совокупность случаев, ситуаций (таварылга) и условий жизни человека. Продолжая метафору с дорогой, можно сказать, что салым-чол - это "рельеф местности", по которой проходит жизненный путь человека. Одним из важнейших обстоятельств, связываемых с салым-чол человека, является его место рождения и место жительства, принадлежность к определенному народу или социальной группе: "Например, я приехал в этот район ненадолго, да так и остался. Это у нас салым-чол". "То, что я родился в Туве - это мой салым-чол". Такие жизненные обстоятельства и условия могут быть достоянием больших масс людей, быть для них общими: "Салым-чол - общая судьба. Например, из 2-х человек у каждого своя судьба (хуу-салым). А салым-чол - у всех людей". Обстоятельства, диктуемые салым-чол, как и особенности реального рельефа местности, могут быть использованы человеком по-разному. Один человек просто устанет, взобравшись на высокую гору и будет считать это пустой тратой времени. Другой использует достигнутую высоту для того, чтобы осмотреться вокруг...
  Использование человеком возможностей, заданных его салым-чаяан и салым-чол (с точки зрения буддизма все это - аналог кармы) зависит от такого компонента судьбы, как хуу-салым, или личная судьба.
  Салым-хуу. Описанные выше категории представляют собой как бы некий каркас жизни человека, общую структуру, задаваемую божествами или кармой. Это данности, которые уже "существуют" в момент рождения человека в некоем "вневременном пространстве". Эта совокупность категорий может быть так же уподоблена правилам компьютерной игры, набору возможных ходов. Салым-хуу, личная судьба, представляет собой в таком случае процесс, в ходе которого правила тем или иным образом реализуются. Путник в дороге может идти быстро или медленно, встревать в драки или избегать их и т.д. Личная судьба зависит от самого человека: "Хуу-салым - если жизнь хорошая или бедная. Некоторые пьянствуют, заблуждаются. Жизнь каждого человека различна. Например: там люди жили очень хорошо. Там какие-нибудь люди бедные, страдающие, голодают, одежды-вещей нет. В доме одной семьи - 8 детей. А в другой - 3 ребенка. Жизнь - это быт каждого человека. Если люди ленятся - и жизнь плохая будет. Когда будут трудолюбивые, прилежные, огород выращивают - и житье тоже будет хорошим. Также сами себе деньги зарабатывают. Среди наших молодых тувинцев многие не имеют работы. Работают только единицы". "Салым-хуу - личная судьба. Например, парень влюбился в девушку, они дружили с детства, потом поженились, и тут он узнает, что жена - стерва. Он от этого начинает пить. Это его салым-хуу".
  
  Наличие описанных выше категорий позволяет человеку решать непростую "экзистенциальную" дилемму между жестким детерминизмом и свободой воли. Если "правила игры", "рельеф местности" и "маршрут" предопределены кармой или божеством, то ход самой игры ("поведение в дороге") и ее результат являются итогом свободного выбора "игрока" ("путника"). Например, на протяжении пути человек встречается с бесчисленным множеством ситуаций-таварылга. Однако при этом он может некоторым из них уделять внимание, а некоторые игнорировать. Кто-то проигнорирует найденную на обочине бутылку водки, кто-то - книгу. На пути может быть яма. Если идти вперед с закрытыми глазами, в конце концов рано или поздно в нее упадешь. Если глаза открыть - яму можно обойти. Всегда существует определенная вероятность того или иного выбора. Набор вероятностей практически бесконечен, однако предыдущие шаги делают то или иное событие, выбор, более вероятными, чем другие.
  
  Шаман представляет собой в этой системе "управления вероятностями" очень важную фигуру. Вся деятельность шамана основана на представлении о возможности изменить судьбу человека, уменьшить вероятность одного события и увеличить вероятность другого. Отметим, что шаманы большое значение придают всевозможным знакам (т.е., являющихся, фактически, тем же таварылга). Человек может увидеть и не увидеть знак, может интерпретировать его правильно или нет. Собственная жизнь шамана состоит в постоянной интерпретации таких знаков. Предсказывая судьбу человека, в том числе с помощью традиционного гадания на камнях хуваанак, шаман определяет наиболее вероятный путь развития событий. При этом по желанию клиента (а иногда - в собственных целях) шаман может с помощью духов-помощников или конкретных рекомендаций (не надевай красного, не посещай в этом месяце такой-то район и т.п.) вероятность эту уменьшить или увеличить, направить человека по другому пути.
  
  То же самое можно сказать и о деятельности лам. Предсказывая будущее, они выделяют один из наиболее возможных (при определенных условиях) вариантов событий. Для иллюстрации этой мысли приведу рассказ-легенду о таком предсказании. Речь в рассказе идет о периоде религиозных гонений в Туве (1930-е гг.). Когда ламы одного из крупных тувинских монастырей поняли, что их хурээ скоро будет разрушено, они собрались, что бы обсудить создавшееся положение.
  
  "Главный лама бросил жребий и выпало на одного молодого послушника. Лама сказал ему: "Мы все погибнем, и только ты увидишь и разрушение, и возрождение желтой веры. Для этого ты должен сейчас же покинуть монастырь и сесть в тюрьму за какое-нибудь уголовное преступление. Тогда тебя не тронут". Этот парень так и сделал. Он ушел из храма и решил сделать так. Ночью пришел к поселковому магазину. А возле магазина уже давно стояла бочка со спиртом. Тогда тувинцы были равнодушны к спиртному, и никто на нее не обращал внимание. Ее иногда использовали, что бы встав на нее выступать перед людьми. Никто не охранял эту бочку. И вот он взял и укатил ее в лес и столкнул в какую-то яму. А утром пришел в милицию и говорит - я украл спирт. А те не верят, они ведь знали, что он послушник. Он несколько раз повторил, тогда они пошли с ним проверить. Оказалось - и правда, бочки нет. А в магазине никто и не заметил. Потом он показал, куда спрятал. И его посадили на несколько лет. Он сидел как уголовник, поэтому его уже не трогали как ламу. И потом он дожил до старости, и когда начал возрождаться буддизм, он был одним из немногих, кто знал нужные обряды, и он их проводил. Вот так предсказание ламы сбылось".
  
  Как видно из рассказа, лама указывает не просто на жестко предопределенную цепь событий, которая должна привести к такому-то результату. Он указывает на вероятность. Событие (дожить до возрождения буддизма) может состояться, лишь если послушник предпримет определенные действия. Лама задает лишь общую направленность необходимых действий - сесть в тюрьму. Послушник же сам разрабатывает и реализует определенную схему действий. Его действия являются, таким образом, проявлением свободы воли.
  
  В чем же социально-психологическая функция предсказаний шаманов и лам, их деятельности по управлению судьбой? Обычный человек, от которого скрыты тайные причины многих событий, например - деятельность духов, "рельеф местности", по которой проходит его "дорога", испытывает в критических ситуациях (смерть близких, развод с супругом, болезнь, материальные трудности и т.п.) психологический дискомфорт, связанный с невозможностью контролировать события. Недостаток информации, ощущаемый человеком, мешает принятию решений. Шаман и лама помогают человеку принять решение в определенной ситуации, определить точнее жизненные цели и пути их реализации. Кроме того, человек перераспределяет ответственность, часть ее перекладывается на шамана: "Я сделал все как он говорил, а получилось вот так плохо. Это плохой шаман". Шаманы, как я заметил, выступают против такой позиции своих клиентов: "Если человек живет плохо, душа у него черная, сам портит свою жизнь, почему он ожидает от меня, что я ему сделаю что-то хорошее? Не бывает черных и белых шаманов, которые делают только хорошее человеку или только плохое. Что в нем уже есть, то он и получит". Тем не менее, можно утверждать, что для людей, не уверенных в своих силах, ссылка на шамана или судьбу является механизмом, компенсирующим сознание собственной несостоятельности. Для людей же более успешных предсказание шамана может служить подтверждением правильности выбранной стратегии. Такое подтверждение добавляет человеку уверенности в своих силах.
  В современной Туве, в ситуации, когда социальная мобильность населения высока, при наличии резкого имущественного расслоения и общей неопределенности социально-политических условий для значительного количества людей, не считающих себя "успешными", актуализуются представления о жесткой предопределенности судьбы. Это позволяет человеку максимально снижать контроль за своими поступками, не нести "внутренней ответственности" за свои действия. Этот процесс способствует закреплению стереотипов поведения "неудачника". Даже совершая активно асоциальные действия (убийство, грабеж), человек снимает с себя внутреннюю ответственность ("мне встретилась ошибка, судьба моя такая"). Соответствующим образом ориентированная деятельность шаманских обществ, буддистских общин и тувинских СМИ могла бы сгладить негативные тенденции. Имеется ввиду пропаганда более активного отношения человека к своей судьбе.
  
  В заключение хотелось бы привести высказывание молодого шамана, Сылдыса Баировича Шыдыра, 1981 г.р., жителя г. Шагонар:
  
  "Таварылга - случайность. Но в жизни все не случайно. Хуу-салым у каждого разный. Для себя я думаю так - не нужно обвинять бога за все. Мы сами создаем хуу-салым. По ламаизму, человек сам выбирает хуу-салым, а не бог. Салым-чол - это еще совесть. Мой салым-чол плохой - думают некоторые люди. Они не думают о том, что сами создали это. У меня, например, хуу-салым - это способность к математике, салым-чол - шахматы, салым-чаяан - волшебство. Салым-чаяан - способности от Бога, а не от себя. Про судьбу. Например, я в 14 веке был купцом. Так сказал один великий шаман. Я был добрым, очень богатым, продавал что-то, не знаю что, может быть землю. Я поклонялся Вишну и делал много пожертвований. Я этого не помню, но есть доказательства. Мне постоянно хочется что-нибудь продать. А у меня ничего нет, поэтому я все из дома ворую и продаю, мама меня ругает. Из-за этого недостатка я и не стал великим шаманом. Вот так вот строим свою судьбу".
  
  ИСТОЧНИКИ
  1.Бурятско-русский словарь. Сост. К.М. Черемисов. М., - 1973. - 803 с.
  2.Русско-тувинский словарь. Ред. А.А. Пальмбах. - М., - 1953. - 708 с.
  3.Тувинско-русский словарь. Ред. Э.Р. Тенишев. - М., - 1968. - 646 с.
  
  Последний раз опубликовано: http://asiarussia.ru/articles/15767/
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"