Аннотация: Заметки антрополога о евразийской жизни. Что связывает Токио, Бухару и Сибирь? Что делали иранцы в сибирских болотах? Как рождалась мистика шойгуизма?
У ЧИСТОЙ РЕКИ.
(Заметки антрополога о евразийской жизни)
О чем здесь? О неочевидных отношениях народов и государств Евразии. О геополитических планах великих империй и скромных торговых городов. Что связывает Токио, Бухару и городок Тара в Омской области? Причем здесь Ермак, Кучум, Сергей Шойгу и последний маньчжурский император Пу И? Почему новосибирскую певицу Оригу обожали в Японии, но не знал (и не будет знать) почти никто в России? Все это на фоне бытовых зарисовок из этнографических экспедиций, с политических проектов - да и просто из евразийской жизни.
Данная книга родилась помимо моей воли. Писал я совсем другую вещь (ретро-детектив 'Разрушение Белоцарска'). В процессе сбора материала по событиям начала двадцатого века на территории от Владивостока до Центральной Азии я выкладывал свои заметки в телеграме (если что - подписывайтесь, канал 'Борис Мышлявцев'). Писателю Максиму Солохину (Паламану) заметки эти показались интересными. Он начал склеивать их в блоки и выкладывать у себя в ЖЖ. То есть, фактически, он книгу уже собрал. Однако для уютного чтения текст нуждается в небольшой редактуре, вычитке и прочих технических вещах. Вот ими я сейчас и занимаюсь.
Написанное ниже - не научный трактат, а именно беглые заметки по ряду тем. Основная тема - Россия в системе азиатских государств и народов и борьба за маньчжурское наследство (которая вовсе не прекращалась после распада империи Цин и укрощения империи Японской). Особое внимание уделено Сибири. Это не удивительно, здесь прошла большая часть моей жизни, здесь мои корни. (Хотя родители мои и родились на Дальнем Востоке, да и сам я до семи лет жил на Сахалине). Но дело не только в особенностях биографии автора. Сибирь - это и есть главный кусок 'маньчжурского наследства'. Главный приз, борьба за который идет уже многие сотни лет.
1. У ЧИСТОЙ РЕКИ.
- Ну вот ты воруешь скот у монголов. А если поймают? - спросил я сидевшую на соседнем камне девушку. Цветочек поправила лыжную шапочку, улыбнулась голливудской белизной:
- Так нас ловили один раз. Очень сильно били - я еле живая осталась. Бросили в степи подыхать.
Мы говорили на тувинском. Я говорил ломаным языком аульного таджика в Москве, она - простыми фразами basic tuvan, который используется в Западной Монголии для межнационального общения. Все разговоры ниже такими и были, я отображу их "типа мы просто по-русски говорили".
Река текла перед нами - чистая, быстрая, ледяная. Небольшая горная река, которую в брод не перейдешь. За ней вздымалась стена горы Белоголовой, Звездной горы. Вниз по склону спускалась группа жещин - собирательницы дикого лука.
- Э! - Послышался негромкий мужской оклик.
Это был Старший брат Пионовой Девушки. Ну или Пионы, для простоты. Он поздоровался, присел с нами. Я увидел, что река уносит наши зыбкие отражения куда-то вниз. К последнему озеру.
"Данная местность не сообщается ни с какими океанами и все ее реки впадают в бессточные впадины".
- Пиона приглашает тебя к нам в юрту. Пойдем, - сказал Старший.
Я замолчал в некотором замешательстве. Цветочек засмеялась, тронула меня за плечо:
- Иди, раз зовут. Тебе интересно будет. На самых склонах Серебряных Гор, у Пяти Озер.
Старший брат Пионы был мрачноватым неразговорчивым парнем лет двадцати семи. Через пару минут пути я спросил:
- А далеко ли до юрты?
- Километров двадцать. Или тридцать.
Я задумался, посмотрел на свои драные кроссовки, на добротные кожаные сапоги Старшего.
- Может взять чего с собой надо на дорогу?
- Воду, конфеты и спирт, - лаконичино ответил Старший.
Мы взяли мешок карамели, набрали в реке воды, на кара-ооловском адресе взяли спирта - ровно на один доллар, т.е. на 4 пальца в маленькой пластиковой коле. И двинулись по холмистым изгибам горных хребтов. Подобные путешествия не были еще для меня вполне привычны - и я немного беспокоился. По пути Старший показывал мне норки сурков и их тайные выходы - на случай человеческого нападения.
- Сейчас сурки засыпают и они почти беззащитны. Можно взять лопату - и выкопать целую семью. Но делать так - не хорошо.
- А как же хорошо?
- Когда они не спят - просто честная охота, честные ловушки. Вот смотри - у норки камешки. Сурок помнит каждый камень. Ставишь капкан - надо все камни вернуть точно на место. Иначе он выглянет, увидит непорядок - и уйдет через запасные ходы.
Я подумал: а ведь наши отражения по реке доплыли уже наверное до соленого монгольского озера Урээ-Нур. А мы идем в совсем другом месте, рассуждаем о сурках.
- Интересно, в следующую весну - когда же сурки выйдут из норок? - задумчиво говорит мой собеседник, а мы шагаем под жарким палящим солнцем, обдуваемые ледяным ветром.
Мы шли, пили понемногу спирт и воду, грызли карамель. Километров через пять мы услышали громыхающий чычаан - грузовик, везущий чабанам баки с водой. Мы залезли в кузов и тут оказалось, что огромный водяной бак свободно по этому кузову ездит и может просто расплющить тебя на каком-нибудь повороте. Я был обеспокоен, но Старший объяснил мне: у бака есть ограничительные металлические балки - и если лечь лицом прямо к борту, то бак все равно остановится, ограниченный этими балками. И вот лежишь в кузове, над головой проносится небо, а к лицу твоему периодически несется двухтонный бак - но останавливается за 10 см до твоего лица. Бояться нечего.
После этого мне стали неинтересны новосибирские аттракционы в парках. С этого бака я получил аттракцион на всю оставшуюся жизнь.
Я понимаю, что русским не очень интересно повествование 'в стиле Ясунари Кавабаты'. Река течет, а рядом огромная гора. Но что я могу поделать? Вот так он все и обстояло.
....
- Давай отойдем чтоб женщины не видели.
Младший показывает мне папиросу с гашишем.
- А при чем здесь женщины?
- Не прилично при них курить гашиш, - улыбается Младший.
- Так у вас в юрте в углу килограмм десять валяется?
- И что? Просто не хорошо при бабах курить, чо тут не ясного?
- А бабам можно курить гашиш?
- Это их дело. Но при мужчинах - неприлично.
- А они курят?
Младший пожал плечами:
- Кто как. В основном нет. Ну иногда, тихонько, чтоб мужчины не видели.
- А ты зачем куришь?
- Чтоб песни петь.
- Так спой?
Младший смеётся и тянет ноту сразу на два голоса - низкий и высокий, в квинту. Спрашивает меня:
- Пиона говорила ты хорошие арестантские песни знаешь на тувинском и англи.
Я пою им в юрте тувинский тюремный пост-панк, типа Амырсанаа, потом Коэна, и Пиона подпевает:
- Сьюзан повергла тебя... Апельсины из Китая...Кем ты будешь, когда вернешься.
- Ты никогда не вернешься, - смеется Младший, а потом спрашивает: - А ты знаешь, что Пиона была в России 2 раза?
- Один раз, - говорит Пиона.
Старенькая Мама говорит:
- Дочка умная. Русский язык знает хорошо. Убежала из дома поступать в Медучилище в Абакан.
Все по-доброму смеются.
Пиона:
- Я биологию всю изучила, ты же знаешь. А первый экзамен - сочинение по русскому. Получила два. Зато посмотрела поезд.
Все снова смеются, Пиона спрашивает тихонько:
- А в Новый можно съездить?
(Новый - так многие тувинцы зовут Нск).
- Можно, с женой договорюсь.
Мама говорит:
- Город - очень страшное место. В Кызыле два раза была за жизнь - ооой! Ужас! Там все жутко, и все спешат, а машин столько, что дорогу и не перейдешь никогда!
Муж её, Синеглазый говорит светлея:
- Орус эжиивис, Семеновичи, сактып тур сен бе, кадай?
- Юрий Семенович - наш один русский. Главный шаман в поселке, любую корову найдет, - говорит Мама.
- Волки пришли, - говорит Младший и берет ружье. Выходит из юрты. Старший смотрит на огонь в печурке, слушает звуки.
- Бах! Бах!
Потом эти красные волки с юга все равно пришли и убили лучшую лошадь. Но сейчас они ушли в сторону Монголии - большая страшная стая.
.....
Я жил спокойно. Сходил поучился пасти баранов - и был в шоке и от поездки на лошади без седла, и от холода. После пастбища болел неделю и Старший сказал:
- Наверное не стоит тебе пасти баранов, а то еще умрешь. А нам скажут: единственного русского замучали.
Я не буду рассказывать про рамсы с яками и как я ловил арканом совсем не тех яков, которые были нужны. Читатель, вы попробуйте поймать арканом хотя бы ненужного яка, потом уж надо мной смейтесь. Яки - очень серьезные существа, и тусуются сами по себе. Только их дети - под защитой человека в кошаре. А им самим вообще никто не страшен. Вы послушайте, как рычит як - и вам все будет понятно.
Но дети в кошаре - значит и мама рядом. Её доят. Кто? В этой юрте они доверяли только Старшему или его отцу Синеглазому. Женщинам не позволяли.
У чистого гладкого озера Пиона показала мне спокойно сидящих зайчиков.
- Почему они не убегают? - удивился я.
- Так мы здесь не охотимся, это же дом. Чего им бояться у нас дома?
Я взял зайца в руки, он покорно висел в руке, словно новосибский домашний крол.
- Тут в озере много рыб. Мы их тоже не ловим. Хозяйка Тайги нам и так все даст, - засмеялась Пиона.
Я взглянул на покрытую снежными вихрями ледовую вершину Серебряной Тайги.
- Эй, Серебряной Горы Хозяйка! Я тебе не Данила-мастер! - крикнул я, по- русски и Пиона удивленно спросила:
- Зачем же ты пугаешь зайчиков и рыб?
.....
Равнодушный тувинский чиновник сейчас сплюнет дорогим виски, скривится:
- Ха- ха, политконсультант! Полжизни с юртошными бомжами общался. А я - каждую неделю в Москве.
Я вежливо соглашусь, но мимоходом отмечу: эти люди, живущие в юртах и ростящие яков - настоящие. А ты, залитая вискарем рожа - просто ноль. И реального чабана из юрты условный "Путин" примет с уважением, а тебя - с брезгливостью.
Но мы же про чистые реки... Похолодало, воду мы добывали с нависших ледовых уступов у ближайших скал. Баранов я пасти не мог, поэтому меланхолично долбил лед и нагребал в пластиковые мешки. Это занимало 1 час в день примерно.
Вечером все играли в непонятные мне игры с костями и в понятные, но не интересные карты. Играли в шахматы, дети меня легко обыгрывали - и я промолчу насчет своего умения строить многоходовки. Двух-трехходовки, наверное.
Потом Юрий Семенович привез картошки - и все кроме меня неделю болели.
- Что с вами? - удивлялся я.
- Из уважения к тебе Мама наварила картошки, все кушали. А им нельзя же. Им от хартышки плохо. Организм не привык. В хартышке яд соланин, русские уже привыкли, - пояснила Пиона.
Еще Юрий Семенович привез спирт, но Мама его припрятала. А потом все-таки достала. Все радостно пели очень красивые песни, только Старший сидел мрачно, пил и курил, выпуская дым в печку, что в центре юрты.
Вдруг Пиона шепнула мне:
- Нам надо быстро сматывать. Быстро!!!
В чужой стране лучше слушать советы неравнодушных. Мы типа пошли покурить. Она схватила из соседней юрты две шкуры и говорит мне:
- Бежим на верх той скалы!
Я смеюсь:
- 'Кыс Халыр' начиталась?
Тувинские рассказы, которые любила Пиона. Про специальную скалу, откуда бросаются девушки, если считают жизнь неудавшейся. Ну типа японской темы, долго объяснять. (В Кызыле подобная скала есть в районе Каа-Хема, но сейчас большинство кызылчанок предпочитает бросаться с моста).
Мороз 30, мы забрались на скалу, легли на шкуры и смотрели на звезды. Ох, сколько же их на самом деле! Нет черноты в небе, лишь звезды.
Мы лежали так довольно долго - и это была самая странная ночь в моей жизни. Потом снизу послышались страшные крики и звон бьющегося стекла.
.....
- Хаха, - смеется скотокрадка Цветочек. - У Старшего крышу перекрыло?
Уже весна, река растаяла и снова уносит наши отражения в бессточные области Евразии.
- Он разбил весь домик, зимовку. Искал нас с Пионой, чтоб убить.
- И долго вы на скале наслаждались на шкурах?
- Когда все утихло, Пиона говорит - пойдем в пустую юрту. Мы спустились со скалы, в юрте печку затопили - и тут Старший заходит. Весь в крови!
- О, ну вы словили, - смеется Цветочек и открывает новое пиво.
- Да. А он просто сказал: спокойной ночи - и ушел.
- Надо всегда быть осторожным, - резюмирует Цветочек. - А ты зачем Быстрого вчера головой об камни бил?
- Он реально накосячил, долго объяснять.
Цветочек смеется:
- А ты правда думаешь, что сможешь от нас уехать?
Наши отражения плывут вниз, а я спрашиваю:
- А как? Как мне уехать, подскажи? Канчап чоруур мен, а, йоованай?
У меня даже слезы выступили. Цветочек брызгает на меня ледяной водой из реки:
- Успокойся. Хозяйка Гор все сделает. Видишь, лежит пустая бутылка? И для муравьишек мы туда вставляем палочку, чтоб не погибли зря. И для нас такую же палочку Хозяйка всегда положит.
Чистая река говорит:
- Сейчас придут люди и помогут тебе уехать в Новосибирск.
Цветочек берет валявшуюся в траве свою гитару и поёт головым пением, женским каргыраа:
- Ууууууууууу.............
2. ЯПОНСКИЙ ПЛАН
Тувинец (чей предок организовывал сепарацию Тувы от Китая, то есть из тех родов, которые в 1914 году сделали ставку на Россию и ее протекторат) звонит мне и говорит:
- Вот ты первый, кто все это написал. Про Японию, Джунгарию и маньчжурское наследство. Жаль, что в РФ это никому не интересно и не нужно.
Согласен - жаль. Поэтому перспективы РФ сейчас не очень хороши. Президент много раз был в Туве, но почти ни с кем кроме министра обороны и подневольных лиц так и не пообщался. Вдумайтесь: человек много раз приезжал в очень проблемный регион - и не заинтересовался его проблемами. Очень равнодушный, эмоционально мертвый человек? Но это ладно. Он еще и интеллектуально 'не холоден и не горяч'. Развлекаться посреди кричащей нищеты вместо того, чтобы вникнуть: а что здесь происходит? Хоть как-то помочь региону, поддержать тех, кто до сих пор, не смотря на давление, настроен на работу с Россией...
Это диагноз, вполне объясняющий многие российские "виктории" года две тысячи двадцать второго от Рождества Христова.
Но перейдем к делу..
Когда речь заходит о деятельности японской агентуры в Туве, приходится сталкиваться с удивлением читателя: где Тува (центр Азии), а где Япония (самая восточная ее окраина). Неважно, идет ли речь о событиях начала XX века или о современности - рассуждения о роли Японии в тувинской политике и в отношениях России и Тувы вызывают улыбку.
В явном виде "японские уши" в русско-тувинских отношениях вылезали один-единственный раз, в 1908 году. После Русско-Японской войны престиж России в Азии серьезно пошатнулся. Предположительно, японские эмиссары убедили фактического правителя Тувы нойона Хайдыпа в возможности отторгнуть от Российской империи пограничные территории в Саянских горах, которые тувинское население считало несправедливо отторгнутыми (до сих пор считает, см. скандал 2020 года с участием тувинского губернатора Шолбана Кара-оола, предъявившего территориальные претензии к Красноярску и Иркутску).
Хайдып провел блестящую специальную военную операцию и отодвинул границу своих владений на 80 верст к северу. Российских войск на театре спецоперации не было - только считанные отряды казаков. Через некоторое время из России прибыло подкрепление, отряды Хайдыпа были разбиты. В Пекине с удивлением узнали о пограничном конфликте и приказали нойону Хайдыпу покончить с собой.
Инцедент был исчерпан, а в 1911 году малолетний император Пу И был лишен власти и заперт в Запретном городе. Цинская империя рухнула. В сражении при Кобдо тувинские и монгольские отряды разбили китайские войска, внешняя Монголия и Урянхайский край (Тува) де-факто перестали быть китайскими.
(Если быть точным, то китайскими они никогда и не были. Существует историческая аберрация, заставляющая нас думать, что "Китай поработил Монголию, Туву, Тибет". На самом же деле Маньчжурия в союзе с халха-монголами установила свою власть в Китае. Именно халха, т.к. западные монголы (джунгары) в союз с манчжурами вступать отказались - и последовали долгие годы войн, закончившиеся разгромом и геноцидом джунгар. В Туве существовал (и до сих пор весьма ощущается) раскол между симпотизантами халха (а значит и маньчжур) и сторонниками западных монголов (см. фигуру джунгарского правителя Амырсанаа как культовую для западной Тувы и Алтая).
Отношения Джунгарии с Россией были сложными, зачастую конфликтными. Граница Джунгарии, при Петре Великом проходившая у нынешнего Новосибирска (Бердский острог) смещалась все южнее. Однако это ужимание было связано скорее с общим упадком Джунгарии, проистекавшим от постоянного противостояния с маньчжурами, халха-монголами и казахами. Россия оказывала Джунгарии помощь вооружениями, однако помощь эта уже не могла помочь угасавшей кочевой державе.)
Для понимания японских действий в Центральной Азии важно понимать: после падения Цин новый республиканский Китай не имел ни малейших прав на территории Маньчжурии, Внутренней и Внешней Монголии, Тувы, Тибета и Синьцзяня. Все эти территории присягали манчжурскому императору, а не какому-то "Китаю". (В русском языке название "Китай" происходит от имени монгольского племени кидань и иронично указывает на истинную суть дела).
Отметим, что на японских пропагандистских плакатах времен Второй мировой территория Монголии и Тувы в Великую Сферу Совместного Процветания не включены. А что это такое большое на месте Китая? А это разросшаяся Манчжоу-Го под властью маньчжурского императора, младшего брата императора японского.
Всю японскую геополитическую мысль начиная с "революции Мэйдзи" можно кратко выразить так: "Борьба за манчжурское наследство". После опиумных войн стало ясно, что империя Цин - уже не торт. Однако некоторые западные державы и Россия не были заинтересованы в обрушении цинского "Китая". Россия на французские деньги начала успешно колонизировать Маньчжурию. НЕ КИТАЙ, а малонаселенные коронные земли манчжурской династии. Цины рассуждали: наша земля, кому хотим - тому и даем концессии. Если бы не отдали России - Япония просто забрала бы Манчжурию себе, а это пугало маньчжурскую аристократию намного больше, чем российское влияние.
Не все знают, но китайцам долгое время было запрещено селиться на коронных землях и землях соучредителей маньчжурской империи - монголов, тибетцев и других. Например, в Туве относительно значительное китайское население появляется только в начале ХХ века. Позже, чем, например, корейское. (Корейцы в рассматриваемый период, к 1914 году, были третьей по численности общиной Тувы, после тувинцев и русских).
Почему манчжуры запрещали китайцам селиться на привилегированных землях? Забота о народе, боялись экономического разорения населения китайскими банками.
Появившись в Монголии и Туве китайский бизнес за 10-15 лет буквально высосал всю местную ликвидность, т.е. многочисленные стада. Большинство богачей-кочевников попало в кредитное рабство, что уж говорить о середняках. Скот никуда не исчез, его пасли теже люди - но он стал китайским. (После 'революции' 1911 большинство китайцев в Туве было изгнано или убито, кроме женатых на русских женщинах).
В общем, японский взгляд на ситуацию можно реконструировать так: "Уважаем манчжурского императора, он владел Поднебесной. Но сейчас мандат Неба им утерян, к власти рвутся эти ничтожества, китайцы. Негоже, чтобы маньчжурское наследство досталось им".
И люди начали работать над проблемой. Япония не претендовала на захват собственно маньчжурских территорий. Корейцев они считали своими "заблудшими и одичавшими младшими братьями, которых надо долго и сурово перевоспитывать" и их ждала японизация. А Маньчжурия должна была сохранять "независимость". Русско-Японская война была в том числе из-за Манчжурии: "с чего это русские и французы залезли в наши азиатские дела?". Тибет должен был стать дружественным буфером, отделяющим Японскую сферу сопроцветания от английских владений. (Для него японцы даже своего Далай-ламу подготовят, но там как-то неловко все получится - так что не будем об этом). А Монголия и Тува должны были стать буфером, отделяющим от владений Белого Царя, т.е. русского императора.
Что в японских планах было суперпривлекательным для монгольских элит и что им не могла или не хотела дать Россия?
Речь шла об объединении Внешней Монголии (с тувинским анклавом) и "китайской" Монголии Внутренней, где до сих пор проживает бОльшая часть монголов. Монголия по населению сразу переходила бы в другую категорию. Маньчжоу-Го должна была входить в Сферу совместного процветания (вместе с теми китайскими территориями, которые снова признают власть маньчжурской династии). А Монголия - нет. Она была бы связана личной унией с императором, как и раньше, но была бы независима на уровне чуть большем, чем Монгольская народная республика от СССР. Это очень привлекательный для монголов образ будущего, которому вряд ли кто-то сможет что-либо противопоставить.
Связи современной Монголии с Японией весьма тесны. А старый японский план по возрождению большой Монголии с прихватыванием ныне принадлежащих РФ и КНР территорий является в Монголии национальной мечтой, о которой не принято рассказывать иностранцам и писать в СМИ.
Я говорю представителю движения Хамаг Монгол ('Все Монголы'): "С РФ понятно, она может развалиться. Но что вы собрались делать с огромным и сильным Китаем? Он мне: "А почему ты думаешь, что Китай не развалится в ближайшие 20 лет? Что в этом невероятного? На данный момент "маньчжурское наследство" в основном присвоено китайскими коммунистами. Советские коммунисты пали, падут и китайские."
При таком гипотетическом раскладе кто мог бы администрировать маньчжурское наследство? Геополитические мечты живучи: Япония. Если разрешат. Если конечно к тому времени будет у кого спрашивать разрешения.
Возвращаясь к тувинскому анклаву этого постманчжурского мира: стратегически это естественная крепость, защищенная высокими горами. С Россией связывает две автомобильных дороги, обе ведут в Абакан. В тоже время из этой крепости рукой подать до основных сибирских городов - Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Новокузнецк, Иркутск.
В первой части я писал, что Тува в свое время раскололась на прохалхасскую (а значит проманьчжурскую) и проджунгарскую. Исторически Япония была связана с Маньчжурской фракцией, а Россия - с Джунгарской. Это разделение легко прослеживается и сейчас. Жителей южных районов в Туве называют калга (халха), что указывает на их связь с халха-монголами. Прозвище это несколько негативное. Ну что-то вроде "укров". Многие из них говорят по-монгольски (раньше все говорили, но в период Тувинской Народной Республики, 1921-1944, была проведена тувинизация населения, монгольское образование было ликвидировано).
Жители Запада Тувы от нынешних монголов несколько дистанцируются. Монгольским даже в пограничьи почти никто не владеет. Нойоны (тувинские князья), попросившие у императора Николая российский протекторат в 1914 году - как раз западные, из долины реки Хемчик. Зачем был нужен этим нойонам протекторат? Как гарантия сохранения самобытности и относительной независимости Тувы. В Монголии она сразу растворилась бы.
Между условными югом и западом в Туве - Улуг-Хемская котловина, долина Енисея. Именно здесь в свое время было сосредоточено основное китайское население. По местным меркам злесь ощущается некая "мультикультурность".
(Есть еще "русская зона", т.е. зона русского влияния, это верховья Большого и Малого Енисея, предгорья Танну-Ола, Туран. Но эту территорию вынесем пока за скобки.)
Если посмотреть на политическую историю Тувы в постсоветский период, то можно с удивлением обнаружить: как и 100 лет назад соперничают антироссийская "промонгольская" (она же, парадоксально, и прокитайская) группировка из представителей юга и центра и "умеренно пророссийская" проджунгарская западная.
Идеолог "промонгольской" группировки, Кадыр-оол Бичелдей, в советское время закончил университет в Улан-Баторе, что не очень-то обычно для советского человека (некоторые подробности смотрите в разделе 'Точка на границах'). В бытность свою министром образования республики Бичелдей периодически ездил в Японию "для обмена опытом" (так в командировочном листе указано), ну и прочие очевидные признаки 'интересного человека'. В конце 1980х организовал антироссийский Народный фронт, в 1990-е и 2000-е был опорной фигурой для Сергея Шойгу в его борьбе с западными "кланами" Тувы. В середине 1990-х Бичелдей возглавлял тувинский парламент, а его официальным советником был... бывший вице-президент компании Мицубиси, неотьемлимой части японского военно-морского флота. Сейчас, на 2023 год Кадыр-оол Алексеевич - скромный директор Национального музея Тувы с крупнейшей в мире коллекцией скифского золота.
Вспомнилось не совсем по теме два момента.
В 1914 был основан Белоцарск (ныне Кызыл, т.е. Красный) как столица протектората Урянхайский край, т.е. Тува. В 1919 году отряды красных, пришедшие из Сибири, изгнали оттуда российских чиновников, гарнизон Белоцарска практически полностью был убит, город разорен и сожжен. (см. в интернете материалы по теме 'Белоцарский бой'). После разрушения Белоцарска красные ушли (выполнили дело), а территорию передали монголам, отряд которых неподалеку ожидал окончания процесса. Город на три года пришел в полное запустение...
Барон Унгерн, по его словам, планировал восстановить власть маньчжурской династии над Монголией и прочим наследством. (А дальше - над Россией и Европой, типа 'воссоздание империи Чингисхана'). Унгерн координировал свои действия с атаманом Семеновым, ставленником Японии.
А каковы права России на манчжурское наследство с японской точки зрения? Японский взгляд на Россию можно представить с помощью такой вот исторической метафоры.
Представим, что еще до Петра Великого Швеция развивалась бы несколько динамичней, чем это было в реальности. Шведы заняли бы не только Финляндию и Балтику, но и Украину с Белоруссией. На севере шведы колонизировали бы Сибирь, проникая туда через устья рек, Северный Урал и т.п. Петр начинает свою "революцию Мэйдзи' - а все окрестности заняты Швецией. Стране некуда расти, неоткуда брать ресурсы. После войн России удается, например, взять под контроль кусочек выстроенной шведами на Украине железной дороги. После второй мировой Россия теряет нефтеносный Ямал (как японцы Сахалин) и т.п. "Новгородские купцы закупали на Ямале пушнину еще в 10 веке, ямальские князцы присягнули русскому княжеству" - будет написано в учебниках. Ситуация будет восприниматься несправедливо: шведы влезли в нашу часть мира. При этом русские могли бы с удовольствием смотреть фильмы Бергмана и не желать полного уничтожения Швеции: пусть сидят в своих изначальных границах, да даже и Финляндию пусть в своей сфере оставят. Но 'Ямал - наш, и польское наследство наше".
То есть Сахалин и Курилы - это просто Япония, ее ресурсная переферия и это когда-нибудь должно вернуться в "родную гавань". Теплый Приморский край (для японцев холодноватый) должен был бы стать Японской Сибирью, ну и вверх по Амару его истоков. А все остальные территории до Енисея могли бы быть зависимым от Японии буфером. "Латинская Америка" с Якутией вместо Боливии, Красноярьем вместо Аргентины и т.п.
На этой территории могла бы булькать некая политическая жизнь, с юга территорию держала бы союзная Японии Великая Монголия. В РФ принято смеяться над нынешней монгольской армией. Но 10-миллионная страна была бы для малонаселенной Восточной Сибири ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ.
За границы бывшего монгольского мира интересы Японии не выходят. Не расширительной "империи Чингисхана", а реального монгольского мира XVIII века, с сибирской границей по линии Новосибирск - Новокузнецк - Красноярск - Иркутск.
Западная Сибирь принадлежит России "честно". До русских этот мир был не буддистским, а исламским, "пусть Турция разбирается если хочет". Исламский мир Японию категорически не интересует (почти), поэтому на юге Синьцзяня "пусть будет государство уйгуров". (Север Синьцзяня заселен буддистами и шаманистами - монголы, алтайцы, тувинцы).