Язмир Михаил Моисеевич : другие произведения.

Антисемитизм или сказ о касте преследуемых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Михаил Язмир.
  
   Антисемитизм или сказ о касте преследуемых.
  
   Приступаю к этой теме только потому, что наступило время подводить всякие итоги, а антисемитизм в разных проявлениях сопровождал меня всю жизнь. Мне уже много лет и другого времени у меня не будет! Мое намерение питается пониманием того, что глобальный охват такого явления как антисемитизм возможен лишь на основе интеграции опыта и мнений каждого, кому оно причиняет неприятие...
   Говорят, что можно выделять государственный и бытовой виды антисемитизма. Можно обнаружить и другие виды этого явления: экономический, политический, религиозный, культурный. Откуда они берутся?
   Возможно, значение имеет факт соперничества религий, отпочковавшихся от иудаизма- ислама и христианства. И правда-антисемитизма нет у индуистов, буддистов, синтоистов и представителей других религий, не имеющих связи с иудаизмом. Вместе с тем антисемитизм пришел на восток, в Индонезию, где евреи не проживают, только с исламом (характерный пример антисемитизма без евреев). Антисемитизм сохраняется также и в почти стерильной от евреев Польше. В результате многовекового давления и среди самих евреев появилась особая разновидность антисемитизма- оппортунистическая.
   В течение времени первоначально иудофобный, религиозный характер явления превратился в расистский, антиеврейский, направленный как против религиозных, так и против светских евреев и атеистов. Оторванный от исторических корней антисемитизм приобрел черты какой-то мистической судьбы предназначенной еврейскому народу. Философия иррационализма и мистицизма вообще стала базой расистских теорий и фашизма.
   И все же, главная особенность антисемитизма, - это культивируемое в веках отнесение евреев к своеобразной касте, к своего рода париям без родины. Вот почему так называемые палестинцы (и не только они) не желают признать Израиль еврейским государством.
   Кастовое расслоение общества есть явление характерное не только для индийской истории. Оно в разных видах присутствует в истории всех народов. Евреи, лишившиеся своей страны в начале первого тысячелетия, стали удобным объектом в качестве низшей касты. Их беззащитность и зависимость позволяли властям и обывателям использовать евреев как своего рода "громоотвод" в самых разных случаях социальной жизни общества.
   Поэтому с самого начала своего странствования "сквозь строй народов" еврейский народ и каждый еврей стали воистину париями. Их истребляли, их обворовывали, их унижали, на них клеветали, скрывали правду об их жизни, присваивали их достижения и имущество. Евреям не разрешали стать интегральной частью народов, среди которых они жили- в этом случае они перестали бы быть низшей кастой! Либо откажитесь от своей национальной принадлежности, либо остаетесь низшей кастой!
   Для евреев были придуманы гетто, аутодафе, погромы, кантонисты, черта оседлости, процентная норма и так далее и тому подобное ... вплоть до предельного "окончательного решения еврейского вопроса" ... Безземельные, бесправные, преследуемые они не могли найти иного способа пропитания, как занятия ремесленничеством, а также презираемым христианами ростовщичеством и торговлей спиртным.
   Понятно, что этот род деятельности лишь увеличил потомственную юдофобию христианских народов. Образы евреев в литературе стали еще непривлекательнее и вызывали еще большее презрение у читателей. Все эти Шейлоки, корчмари, жиды и жидочки стали карикатурой на "богоизбранный" народ. Недаром христианские священики напоминали своей пастве- вот что сделал господь с великим в древности, а ныне презираемым и ничтожным народом!
   Демократическое развитие европейских народов привело к эмансипации евреев. Однако стоило государству столкнуться с трудностями, как оно моментально вспоминало о своем "громоотводе"- еврейской касте. Так было, в Германии с приходом фашизма
   Нередко говорят о государственном антисемитизме в Советском Союзе и об отсутствии в нем того, что называют бытовым антисемитизмом. С этим сгласиться нельзя, так как, несмотря на пропагандистские заявления по этому поводу, и утверждения об антагонизме социализма и антисемитизма, бытовой антисемитизм продолжал существовать и в советское время. И нередко он переплетался со своим государственным "собратом". Иначе и не могло быть, ибо государственную политику проводили конкретные люди...
   Я помню, по крайней мере, две санкционированные властями антисемитские кампании- против "безродных космополитов" и против "врачей- убийц". Как это водилось в лицемерной практике советского руководства, эти кампании вроде бы прямо не направлялись против евреев, однако на деле, словесный камуфляж не в состоянии был прикрыть антисемитские уши. Тяжелые бетонно-тупые обвинения сыпались на головы уважаемых людей с еврейскими фамилиями, которым не было представлено никакой возможности защиты. Их "судили", казнили, отправляли в тюрьмы и сибирские лагеря. Тех, кого судить не могли, просто убивали. Так поступили с гениальным артистом Самуилом Михоэлсом, народным поэтом Перецем Маркишем и их товарищами по Еврейскому антифашистскому комитету...
   Писатели, особенно писатели- евреи, боялись тяжелого обвинения в сионизме и, либо уходили от показа положительного образа еврея, либо давали его эзоповским языком. Вот рассказ Льва Кассиля "Барабасик", в котором дан образ героя- разведчика- Яши Барабасика. Еврейское происхождение Яши узнается по упомянутой им фаршированной рыбе и его признанию о том, что его мать и старшего брата расстреляли немцы. А вот характерная концовка рассказа: ..." Мне (писателю- М.Я.) захотелось узнать у моряков- разведчиков некоторые подробности о Барабасике.
   -Он наш, кавказский, - убежденно сказал мне Вано. - С Черного моря.
   - Кто это его тебе на прописку дал, - возразил Окишев, - когда он из наших краев... Сибири...
   - Там разберемся...- проговорил лейтенант Велихов.
   - Пишите, в общем: парень- герой, рождения тысяча девятьсот двадцатого года, родом из наших, комсомольского племени, североморского звания." Вот так, хитроумно автор ушел от как бы незначительного вопроса о национальности героя и подменил его вопросом о месте его проживания, хотя в начале рассказа он без обиняков сообщил, что Вано- грузин! Так это грузин, а еврея не должно показывать героем- это табу, признак сионизма!
   Только в последние годы стали появляться объективные данные о роли евреев в Великой Отечественной войне. Известно, что 157ми воинам евреям было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако. - Подвиг Александра Матросова повторили четыре еврея (Абрам Левин лег грудью на амбразуру за год до Матросова), и ни один из них не получил этого звания. Подвиг Николая Гастелло повторили 14 летчиков-евреев, но звание Героя присвоили только двоим. Четыре летчика-еврея совершили воздушный таран. Героя не дали никому, хотя Виктор Талалихин получил это звание на следующий день после тарана.
   Особенно характерным для советской действительности было замалчивание еврейского вопроса. Еще в 20х годах прошлого века Илья Ильф и Евгений Петров, отражая еврейскую мечту об общественной эмансипации писали: ..." евреи в стране есть, а вопроса нет". Но уже в сороковых годах власти старались делать так, чтобы не только еврейского вопроса, но и евреев "как бы" не было, что, увы, оказалось советской особенностью все того же еврейского вопроса. Конкретной же целью советской политики стало превращение евреев в некую презираемую группу, не дотягивающую до названия народа.
   Мне попадались наукообразные статьи и брошюры того времени, где доказывалось, что евреи -- это вовсе не народ, а народность. В одном из географических атласов Советского Союза я вычитал, что евреи это одна из кавказских народностей. В небольшой книжонке о хазарском каганате, ее автор утверждала, что Хазария погибла из-за пагубного и своекорыстного вмешательства евреев в ее внутренние и внешние дела. Ее мнение перекликалось с соображениями доморощенных и ряда зарубежных политиков о корыстных побуждениях евреев использовать свое влияние в галуте для упрочения своего положения в обществе и для продвижения вопроса о создании своего государства. Вот и сегодня и российские и американские евреи из кожи вон лезут, чтобы не подумали о них чего-нибудь "такого".
   Национальная гордость за достижения соплеменника была позволена всем народам Советского Союза от цыган до чукчей, но не евреям. В газетах с гордостью отмечали русское, но не еврейское происхождение зарубежных деятелей. А вот о своих проштрафившихся евреях: спекулянтах, организаторах подпольных предприятий, валютчиках, ворах, троцкистах пресса информировала граждан широко и подробно, прилагая нужные анкетные данные, чтобы публика могла смаковать подробности очередного преступления представителя презираемой касты.
   Одно время я был главой информационной службы своего предприятия и ко мне "сверху" приходили предписания об уничтожении запрещаемого на данный момент списка литературных произведений. В их число, как я помню, входили воспоминания о первом дважды герое Советского союза летчике еврее Якове Смушкевиче и рассказы для детей еврейки Квитко.
   Своеобразно излагались биографические данные о выдающихся общественных деятелях, деятелях искусства, литераторах, военных, ученых и инженерах евреях. В Большой Советской энциклопедии только в статье о Карле Марксе упоминалось, что по национальности он еврей. Ее автором был В.И. Ленин и никто из власть имущих не решался "подправить" корифея. В остальных статьях вместо и только для лиц еврейской национальности указывалось лишь подданство - советское, российское, американское, немецкое и другое. В то же время национальность выдающихся представителей других народов, указывалась независимо от их проживания.
   В бессмертном произведении Гашека "Похождения бравого солдата Швейка" есть место, где один из его персонажей некий поручик Лукаш при разговоре с приятелем чехом понижал голос, когда переходил с немецкого на чешский. При этом он говорил: "Между нами говоря, я тоже чех." Это создавало по мысли Гашека ощущение, что чешский народ вовсе не народ, а какая-то подпольная шпионская организация. С еще большим основанием замечание Гашека было применимо к евреям. Евреи боялись говорить на языке идиш, боялись признаться, что они евреи, хотя вины их в этом никакой не было. Некоторые евреи записывались в русских, белоруссов, украинцев, татар... Девушки старались выходить замуж за неевреев, юноши женились на нееврейках в попытке вывести детей из антисемитского пресса. Шло бескровное решение еврейского вопроса.
   Многие потеряли то, что называется национальным самоуважением. Примеров тому можно привести миллион. Вот один из них: Муж еврей изменил своей жене- еврейке с татаркой. Жена, будучи не в состоянии вынести измену, покончила жизнь самоубийством. Муж через некоторое время женится на своей любовнице. Дочь от первого брака изменяет памяти матери и записывается татаркой. Через некоторое время она выходит замуж за татарина. Но вот открылись ворота в Израиль, и она вспомнила, что имеет право на возвращение. Для этого она опять срочно меняет национальность и становится еврейкой...
   Как-то мне встретилась статья (уже не помню чья) в содержании которой проскальзывала мысль о том, что даже в передовом обществе развитого социализма многие евреи привержены мифам дофеодальных времен. Иными словами, многие из них не забывают о своей общности, о попранном достоинстве, о долготерпении, об Иерусалиме, в то время как им следовало бы быть русскими, немцами, англичанами..., то есть забыть свое происхождение, свою историю и числиться по месту своего проживания.
   Но, господин хороший, ни русские, ни немцы, ни, кто-либо другой, не хотят такой группировки- история хорошо показывает- к чему это приводит. Мы знаем печальную судьбу немецких, украинских, польских, русских и, даже принявших христианство испанских, евреев; помним дело Дрейфуса. Не сомневаюсь в том- что сделал бы Гитлер с христианиным Карлом Марксом.
   Работникам антисемитского пера до сих пор не хочется понимать, что истинный интернационализм не совместим с попранием элементарных прав народа на свою национальную гордость, ибо только равенством прав может быть достигнут межнациональный мир.
   А, собственно говоря, как можно было бы выжить еврейскому народу в условиях тысяч лет непрекращающихся гонений, когда поверхность планеты поделена между другими народами, которые терпят тебя до поры до времени и вырывают тебя с корнем, если, даже, ты "укоренился". Ты становишься "вечным жидом", когда твоя историческая земля захвачена и удерживается в пределах чужой государственности.
   Отвратительная реальность может быть терпимой только тогда, когда есть надежда. Поэтому и вера в чудо, в приход мессии! Поэтому каждый год молитва- на следующий год в Иерусалиме! Так народ, на радость раввинов, стал носителем чуда. Отсюда и мистика, которая все эти тысячелетия сопровождает евреев и внутри народа, и вокруг него...
   Тысячи лет не жить, выживать! Разве не могли они не сказаться на физическом и моральном облике евреев. Когда-то гордый народ должен был теперь опускать голову перед очередными владельцами территории, снисходительно открывающими ворота для пропуска на нее. Он не должен был поминать о своих заслугах и упоминать о своих способностях. Так открытие возбудителя и носителя таежного энцефалита долгие годы шло от имени академика Павловского, в то время, пока их открыватель академик Зильбер отбывал наказание в лагере для заключенных. Еврей должен быть сдержанным и скромным, помнить о своем месте, обходиться малым и уметь терпеть!.. Больше 2000 лет учебы! И какой! За это время и такими средствами и обезьян выучить можно, но их то не учили!.. Униженность, терпимость, расчетливость, а внутри гордость за свой народ- долгожитель, за его героев и ученых...
   Но вернемся к России и Советскому Союзу. Это пренебрежительно- покровительственно- снисходительное отношение русского человека к еврею в быту. Эти каламбуры типа: "хозяин-то русский, а чай- жидок". А мерзкие анекдоты...Вот один из них: Еврей в будке телефона-автомата названивает своим знакомым по случаю победы Израиля в шестидневной войне. Закончив поздравлять одного, кладет трубку, закладывает двухкопеечную монету и вновь набирает номер следующего знакомого... Очередь к будке растет. Наконец, один из ожидающих не выдерживает, стучит в дверь и требует: -"Товарищ, пора дать и другим позвонить. Ваши пять минут давно истекли!"- Еврей вне себя. Он парирует: -"Когда ви воевали ми вам не мешали. Так теперь не мешайте нам!"-
   Когда мне рассказали этот анекдот, я был взбешен его подлой несправедливостью. Полмиллиона еврейских солдат воевало на фронтах Отечественной войны. Из них 200 000 не вернулись домой. Это называется "не мешали воевать"?
   Даже здесь, в Израиле у многих "репатриантов" русского происхождения сохраняется этот душок надменности.
   - Где уж этим местным девчонкам против наших, длинноногих и образованных, - скептически заметила как- то знакомая свердловчанка, которая хвасталась тем, что ее дед был православным батюшкой...
   Счастье, что не все русские люди относились пренебрежительно к евреям. Без их уважения к нашему народу, тяжело было бы выжить в этой огромной стране. Так, если бы не заступничество академика Капицы, сгнил бы гениальный Ландау в застенках КГБ.
   Но вот парадокс- многие русские люди считали, что их еврейские друзья это нечто иное, чем остальные евреи! -"Ты не такой (не такая) как все,"- говорили они. И в этом отражалось их, воспитанное в поколениях, антисемитское предубеждение, которое опровергалось на опыте взаимоотношения с друзьями евреями. Увы, Советская власть продолжала обучать свое нееврейское население в том же антисемитском духе, что и царское правительство.
   Как-то мой хороший приятель, заместитель директора одного довольно крупного научно- исследовательского института, со смехом рассказал мне о претензиях заведующего лаборатории, Ильи Фокса, попасть в список работников института, рекомендованных на получение государственных наград.
   - Мы с моим шефом Редькиным составляли список претендентов
   на награды. Ты знаешь, как это делается. Нам было выделено семь наград: один орден Знак Почета, три медали за Трудовую Доблесть и три- за Трудовое Отличие. Все награды должны были получить только представители коренного населения. Но есть у некоторой части евреев (к тебе это не относится) какое-то желание примазаться к коренным жителям и получить хоть какую-нибуь цацку. Редькин так и сказал мне- "Смотри Гена на эту еврейскую особенность- как-то выделиться" ...
   - Гена, - перебил я приятеля, ты-то сам считаешься коренным?
   - Что за вопрос. Разумеется !
   - А ведь Фокс, если можно так сказать, на много кореннее тебя.
   - Это как же?
   - Как я помню, ты приехал в Восточную Сибирь семь лет назад, верно?
   - Верно.
   - А вот Фоксы- из баргузинских евреев, тех самых, кто был репрессирован за участие в польском восстании в 1848 году. То есть они живут в Прибайкалье уже более ста лет! Так кто же из вас кореннее? Скажи проще- раз еврей, то не положено!..
   В бесчисленных подобных случаях потрясает их обыденность, повседневная обыкновенность. Они- привычная рутина советской действительности сороковых- восьмидесятых годов. Этот обыкновенный антисемитизм и был тем духовным горючим, которое легко поджигалось умелыми "политтехнологами". Большинство нашего брата "привыкла" к этой реальности и игнорировала ее, словно нежелательные, но привычные особенности климата. Но именно такие "мелкие" и расхожие случаи свидетельствовали о широком и глубоком охвате антисемитскими традициями значительной части населения Советского Союза.
   Однако самое тяжелое впечатление производили на меня биологические антисемиты, правильнее- биологические юдофобы. Независимо от образования, пола, возраста, общественного положения у них было что-то общее, какое- то сверхсобачье чутье на еврейскую душу. Тяжелый пристальный взгляд, отражающий нездоровый интерес к собеседнику, какая-то внутренняя убежденность в том, что именно они по- настоящему охраняют свой народ от семитской заразы и холодная воля, сходная с решимостью эпидемиологов уничтожать скот, пораженный сибирской язвой. Любые очерняющие евреев бредни воспринимаются ими как истина в последней инстанции, а доказательные возражения против злобного вранья, как очередные еврейские штучки.
   Среди биологических антисемитов можно выделить несколько видов: вульгарных, интеллигентных и интеллектуальных.
   Вульгарные антисемиты это незамутненный никакими наносными соображениями чистый инстинктивно- биологический тип. С одним из таких я встретился как-то в одной из казанских столовых. Я поставил поднос со своим обедом на незанятое место на столе, за которым сидел и поглощал свою пищу только один человек, который сразу показался мне неприятным и неопрятным. Он медленно ковырял вилкой в своих котлетах с картофельным пюре и исподлобья посматривал на меня. Другого места не было, да и поднос я уже поставил. Я сел и в молчании покончил с первым и уже приступил ко второму блюду, когда сосед вдруг скрипучим прокуренным голосом произнес:
   - Татар я уважаю. Они не совсем как русские, но все же с ними поладить можно. Но кого я не люблю- так это евреев...- я молча дожевал свою котлету и принялся за чай, - не люблю я их, - продолжил он изливать свою душу, - нету народа хуже евреев. Не зря их немцы морили в душегубках, а они как тараканы...
   Возражать этому типу смысла не было. Я не стал дослушивать его откровения, встал из-за стола и набросил куртку на плечи. В этот момент я поймал его взгляд полный тупой бессмысленной неотвратимой ненависти...
   Вот из таких формируют погромщиков и убийц. Это из их рядов нашлись бандиты, пытавшиеся убить несколько лет назад раввинов Московской и Киевской синагог.
   Интеллигентные антисемиты попадались мне многократно. Эти всегда искали и находили какое-то обоснование своим юдофобским инстинктам.
   Мне привелось как-то в 1991м году подслушать откровения некоего доцента казанского химико-технологического института. Собравшись в ресторане за одним столом со своими студентами, он, не стесняясь, вел вольный пересказ черносотенской фальшивки- "протоколов сионских мудрецов" ...
   А вот один весьма интеллигентный литературный редактор, который "никак не мог понять" - как это столько евреев "дали" себя убить фашистам и их прихвостням. Подтекст его "недопонимания" был очевиден - это евреи такие, что их легко убивать. Он, конечно, не мог допустить мысли о том, что евреи были выданы немцам своими же русскими, украинскими, эстонскими, польскими, французскими, бельгийскими и другой национальности соседями...
   А сколько досужих рассуждений о том, что евреев не любят "везде" с очевидным намеком- есть за что. Даже по первому российскому каналу можно услышать "специфическую" информацию.
   Антисемиты- интеллектуалы- это антисемитская элита. Они находятся на гребне мутной волны ненависти к евреям. Это идеологи юдофобии. Работают они по- крупному. Их "специальностью" является доказывать антигосударственную (антирусскую, антиукраинскую, антисоветскую) и даже международную вредность еврейского народа. В основу их "построений" положена специфическая юдофобская мифология (академик Шафаревич) и софистика.
   Еврейский антисемитизм. Вот своеобразное стихийное течение еврейских обывателей, стремящихся раствориться среди нации, в которой они живут. В этом стремлении годятся самые разные "причины".
   Какие только небылицы не используются для очернения евреев. Например, сионизм рассматривается не как естественное стремление еврейского народа к возрождению нации, а как мировой еврейский заговор против...против России, Украины, Германии, Польши...? не получается, тогда, значит, против мира!!??
   Казалось бы- евреев в России стало меньше, значит жить стало легче? Увы... Нет, они не призывают сейчас решать еврейский вопрос, они только "доказывают", что евреи хороши только в подчинении исторически выжившим нациям. Их бесит сионизм, ибо они никак не могут себе представить, что евреи могут обойтись и обходятся без господствующей титульной нации, без ее "надежной" защиты в лихую годину, без ее "пятипроцентной" нормы приема в ВУЗы, без ее скинхедов... По их мнению, роль евреев в развитии государственности России отрицательная, разрушительная, зловещая. Участие евреев в политической истории страны демонизируется. Вклад евреев в литературу, искусство, науку, производство, оборону страны либо полностью замалчивается, либо представляется в форме подчиненного элемента в структуре господствующей системы...
   Маленькое еврейское государство- живой свидетель и опровергатель всех злонамеренных измышлений о еврейском народе. Вопреки двухтысячелетней лжи он предстает перед нами как народ- строитель, народ- воин, народ- искусник. Он не растерял присущей ему энергии и, несмотря на враждебное окружение и направленный против него исламский террор, идет вперед. Его существование- это верный признак того, что в конечном случае правда и справедливость побеждают злонамеренную ложь. Однако и теперь, кому это надо, находят черные пятна на этом государстве.
   Какой вой поднимают исламисты о нарушении прав арабов (на террор! - М.Я.), как негодуют западные поборники демократии за "непропорционально" сильный отпор террористам, забывая о том, что небольшому еврейскому государству противостоят силы на три порядка более мощные, чем те, которыми оно располагает. И только одно остается защитой- находиться на вершине научно- технического прогресса и использовать его для отражения постоянно возникающих угроз!
   "Шевченковщина"- новая модель антисемитизма. В ее основе вранье о евреях и крокодиловы слезы о судьбе палестинских арабов, "оккупированных" и унижаемых "захватчиками"- евреями... В задачу господина Шевченко не входит объяснить миру исторические права евреев на Землю Обетованную, а совсем наоборот... Хотя израильские арабы пользуются такими правами и возможностями для жизни, каких нет у их соплеменников в арабских странах!
   Израиль и евреи -- это лакмусовая бумага на человечность и истину. Террористы ставят себе цель уничтожить, то есть зарезать, застрелить, удавить, сжечь, отравить евреев и изгнать их с исторически принадлежащей им земли, превратить евреев опять в нацию "париев". С этой целью они на практике осуществляют гитлеровское понятие о евреях как недочеловеках.
   Их снайпер спокойно стрелял по двухгодовалым детям на коленях родителей, они преспокойно умерщвляют целые семьи, включая малых детей. Они готовят целые поколения своих детей к убийству евреев. Они целенаправленно стреляют по автобусам, легковым машинам, детским садам, синагогам, школам, чтобы побольше убить.
   Евреи не готовят будущих "шахидов" в своих школах и детских садах. Однако в "Палестинской Автономии" готовят целые поколения своих детей к убийству евреев.
   Арабам не нравится истинная историческая причина появления евреев в ими присвоенной и, так сказать "закрепленной" за собой "навечно" земле. Им не нравится упоминание о том, что в результате их хозяйствования эта земля до появления Израиля влачила жалкое существование. Как страусы, прячущие головы в песок, они "принципиально" не желают видеть преображения страны Израиля, ее стремительного роста во всех отношениях, не желают видеть того, что сами живут за счет эффективного израильского хозяйствования. Ведь теперь Израиль выступает как источник работы, как рынок сбыта арабской продукции, как источник всяческой для них материальной помощи... Если, не дай бог, покинут страну евреи, то снова на века придет сюда пустыня и побегут в эмиграцию за куском хлеба так называемые "палестинцы" ...
   Что же дальше? Неужели это странное психическое наваждение, именуемое антисемитизмом будет по-прежнему поражать каждое новое поколение? Наверное -еще долго! Так будет продолжаться до тех пор, пока евреи не перестанут восприниматься другими народами как своеобразная каста отверженных, каста, на которой можно сорвать зло за собственные упущения и недостатки.
   А пока так продолжается, нужно беречь Израиль- опору мужества и силы сопротивления, источник достоинства, гордости и надежды на лучшее будущее не только еврейского, но и других народов Ближнего Востока!
  
  
  
  
   .

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"