Язмир Михаил Моисеевич : другие произведения.

К Проблеме Бога И Атеизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
   Михаил Язмир.
  
   К ПРОБЛЕМЕ БОГА И АТЕИЗМА.
  
   Эти заметки навеяны статьей Песаха Эмнуэля "Две аксиомы" ("Вести от 28 сентября 2004 года), в которой автор ставит вопрос так: "... есть единственная пара аксиоматических систем познания, где, несмотря на очевидную бессмысленность, споры о правомерности и доказуемости аксиом продолжаются по сей день и, более того, от года к году приобретают все большее ожесточение... Речь идет о существовании бога."
   Статья, увы, независимо от намерения автора, мне больше показалась гимном научному поиску, а вовсе не разбором "двух аксиом", тем более, что из двух аксиом приведена лишь одна, да и то неопределенная- аксиома бога. Другая, как я понимаю, представляет собой отрицание первой. Но ведь аксиома, по определению, есть некоторое утверждение, а не отрицание. Да и что можно предложить вместо бога- природу? А чем понятие "природа" лучше понятия "бога", если учесть, что в трудах многих философов (Спиноза) эти понятия совпадают?
   Существует, правда, иной вариант двух аксиом, если выразить их иначе, а именно: "Бог есть конструкция человеческого разума" и "Бог существует сам по себе и является создателем природы, человека, разума и морали". Первое утверждение из них, является атеистическим, а второе- религиозным. Эти наброски, в основном, посвящены обоснованию именно первого утверждения, и оно нуждается в доказательстве пусть даже гипотетическом. Второе из них как бы должно приниматься только на веру и не нуждается в обосновании. Однако религии с древнейших времен и поныне не оставляют попыток проиллюстрировать присутствие бога и есть смысл проанализировать значение этих попыток.
   * * *
   Если человек создал бога, то проблема бога может быть понята как проблема социально- экологического и духовного развития человека, позволяющая применение генетических и исторических методов. Подобным образом должно также решаться происхождение этических проблем (морали, совести, справедливости, добра и зла и т.д.), да и самой религии, которая сегодня, по мнению верующих, всецело является прерогативой бога.
   Если же архитектором и создателем всего вокруг считать бога, то его присутствие, по вере, проявляется в чудесах.
   В одной из своих фантастических новелл, Герберт Уэлс определяет чудо как явление, происходящее вопреки законам природы. Иными словами, бог, временами, по своей прихоти, и согласно вере, нарушает созданные им законы лишь только для того, чтобы убедить смертных в своем присутствии. Заметим, что чудесами полны Танах и Новый Завет...
   * * *
   Зачатки нравственного чувства мы находим уже у животных, прежде всего в том, что называется материнским инстинктом. Это очень древнее и совершенно не изученное чувство. Оно, по мере увеличения степени "стадности" животного, проявляется все более сильно и во все более разнообразных формах. Направленное у более примитивных форм, главным образом, на сохранение жизни молоди, оно у более продвинутых со сложной психической организацией видов, прибавляет то, что называется обучением. Посмотрите, например, на кошку, "забавляющуюся" с мышью в присутствии котят...
   Другой нравственный источник мы видим в системах вожак- стадо. Вожак- это тоже своеобразный учитель на условно- рефлекторном уровне. Однако, в стадных системах животных (в стадах, стаях, прайдах) по наследству передается не ЗНАНИЕ, а СПОСОБНОСТЬ к ограниченному обучению, тем более сложному, чем на более высокой стадии психического развития находится вид. Наибольшей способностью к обучению и сложным поведением отличаются человекообразные обезьяны.
   * * *
   Проблема генезиса и становления Человека разумного далеко не решена. Тем не менее, базируясь на известных палеонтологических, археологических, антропологических и исторических материалах можно составить себе сравнительно обоснованное представление о стадиях нравственного и интеллектуального развития человека.
   Ископаемые остатки далеких обезьяноподобных предков человека известны в слоях, отложившихся миллионы лет назад (дриопитеки- 12-40 млн., кениапитеки и рамапитеки- 8-14 млн. Отделение ветви собственно человеческих предков от предков обезьян произошло 6-10 млн. лет назад. Вероятные непосредственные предшественники рода Человек, Австралопитеки, 1.5-5.5 млн лет назад населяли Африку и использовали кости, камни и палки в качестве орудий труда. Формирование биологического рода Человек связывают с видом Человек умелый(хабилис), остатки которых обнаружены в Африке и датируются от 2.6 до 3.5 млн. лет назад. Хабилисы ходили прямо, изготовляли каменные орудия, использовали огонь. Около миллиона лет назад возник вид Человек прямоходящий (эректус), расселившийся в Африке (Атлантропы и Питекантропы), в Азии (Питекантропы и Синантропы), в Европе (Гейдельбергский человек). Его представители изготовляли каменные ручные рубила. У них уже, возможно, существовало понятийное мышление.
   Вслед за ними около 250 тыс. лет назад возникли неандертальцы, а несколько десятков тысяч лет назад- ранние представители Человека разумного. Думаю, время существования Человека сильно занижено, так как глобальное расселение людей скорее всего произошло в результате геологических причин: соединения или разъединения континентов, крупных катастроф (вулканических извержений, мощных землетрясений, погружения суши под море и т.д.). Такие явления обычно вызываются чередой геологически длительных процессов.
  
   * * *
   Крамольная мысль- вероятная полигенная природа людей. Она отвергается как возможное обоснование расизма. С другой стороны, человекообразные обезьяны появились на разных материках при только отдаленной связи друг с другом: считается, что общим предком гориллы, шимпанзе и человека в Африке были миоценовые дриопитеки. Их эволюционные ветви разошлись в среднем миоцене, то есть порядка 20ти миллионов лет назад. Остается недостаточно ясной природа орангутанов островов Суматра и Калимантан. Непосредственных обезьяноподобных предков человека (кениапитеков и рамапитеков) находят во всем Старом Свете.
  
   * * *
   Сегодняшние психофизиологические особенности и возможности человека являются результатом длительного, в миллионы лет, действия естественного отбора в направлении не столько физического, сколько интеллектуального его развития. Сегодняшний человек сам, того не подозревая, унаследовал способность к обучению всему набору навыков жизни в обществе и усвоению всего того, что миллионы лет осваивали его предки.
   * * *
   Археология накопила немало фактов- следов жизнедеятельности первобытного человека: орудия охоты и труда, кострища, где костры непрерывно горели сотни лет, рисунки на скалах и в пещерах. Из накопленного материала можно сделать вывод, что с древнейших времен человек унаследовал стадный образ жизни своих обезьяноподобных предков.
   Поэтому соревнование за жизнь могло идти только по двум сценариям: либо к приобретению специфически необходимой для членов стада ловкости и силы (обезьяны), либо к совершенствованию организации стада и развитию способностей (при совершенствовании мышления) к использованию для себя сил окружающей природы. Сегодня мы видим результаты этих двух линий борьбы за существование- человека, осваивающего всю Землю, - и обезьян, привязанных, в силу своих особенностей, к тропическим поясам планеты. Промежуточные звенья этого сложного процесса, что, несомненно, является законом биологической эволюции, быстро отмирали и исчезали с арены жизни.
   * * *
   Принято считать, что мозг человека отличается от мозга других животных величиной и складчатой структурой. Однако, на многочисленных случаях было показано, что без обучения ребенка в человеческой среде, он остается в животном состоянии. Это значит, что мозг человека должен быть в определенном детском возрасте как бы "запущен" как инструмент сознания.
   Существует ли такая же необходимость в "запуске" мозга у человекообразных обезьян? - не известно. Однако то, что для жизни в стае, оранг- утаны, гориллы и шимпанзе до четырех-пяти лет своей жизни проводят в играх, позволяет предположить, что лишенные игровой практики и они не смогли бы жить в стае...
   Было бы интересно выявить молекулярно- биологическую причину такого "запуска" способностей мозга у разных групп животных. Не исключено, что тогда можно было бы открыть ключ к пониманию и изменению их поведения...
   Возможно, что первичный запуск вызывался мутациями, но, с другой стороны, подобное явление стало наследуемым и обычным для человека. Характерной особенностью мозга как специфической нервно- молекулярной системы стала его способность к отражению и предвосхищению логической стороны природных процессов и законов природы. Мозг отражает не просто факты окружающей действительности (они формализуются), а различные их отношения. Любопытство- это ожидание открытия такого соотношения.
   Нечто подобное происходит с человеком, когда он открывает для себя новое явление, до сих пор ему неизвестное. Это удивительное, чисто чувственное, удовлетворение от открытия! Можно представить, себе- как радовались наши предки от впервые произнесенного крика, имитирующего голос оленя, от скопированного звука воя волка, от рисунка упрямого бизона, от впервые выполненного лезвия кремневого ножа! Это от них мы унаследовали радость открытия, радость победы! Это совсем не то,
   что чувствует олень, победивший другого оленя и получивший право спаривания. Или, почти то же самое?
  
   * * *
   Язык, в виде жестов, меток и звуковых сигналов, употреблялся и обезьяноподобными предками человека. Однако, в связи с изготовлением и употреблением орудий, потребовался дополнительный набор информационных звуков, прежде всего обозначения цели, что очевидно и произошло путем усложнения уже существовавшего чередования гласных и согласных.
   Зрительное и звуковое воображение существует у всех млекопитающих. Об этом, например, свидетельствуют признаки сновидений у собак и способность у этих животных распознавать людей на расстоянии из-за закрытого окна или против ветра. Несомненно, образное мышление было древнейшим способом духовного самовыражения гоминид. И звуки: ветра, воды, трепета листвы, шагов зверей, пения птиц... Первичный язык, очевидно состоял из ограниченного набора обозначений, скорее всего чувств и явлений и включал подражание окружающим звукам. Предметы и субъекты, еще осознанно не вычленялись, кроме жизненно необходимых: членов стаи, самцов и самок, съедобных растений, объектов охоты...
   В течение тысяч лет добыча пищи и сама пища были неотделимы от возможности выжить, и, поэтому представляли собой первую духовную систему бытия, своего рода ритуал поддержания жизни племени за счет отъема жизни у жертвы. Древний человек, подобно диким животным остро ощущал жизнь в мире страхов и удовлетворения желаний. Он не чувствовал одиночества, сознавая себя частью связанных явлений окружающей среды. Древним людям казалось, что звери, птицы, растения, скалы, воды говорят друг с другом. Вот откуда идет способность к художественным сравнениям и метафорам! Вот откуда пошло пение. И, может быть, пение стало исходным элементом языка...
   * * *
   Степень совершенства языка как информационной основы согласованных действий племени и передачи знаний и опыта потомкам, вероятно, стала одной из главных движущих сил естественного отбора видов рода Гомо! Может быть, именно по этой причине, Гомо сапиенс выиграл борьбу за существование у Гомо неандерталенсис?..
   * * *
   Охота развивала наблюдательность. Охотники изучали повадки зверей, подражали им и, когда в процессе естественного отбора и труда, стали умелыми руки, они стали рисовать животных, отдающих им жизнь. Опыт, также, показывал, что для лечения и в пищу нужно употреблять только те растения, которые рекомендует мать, вожак, бывалые члены племени и используют животные.
   * * *
   По мере развития и накопления человеческих знаний появилась необходимость передачи их последующим поколениям, ибо только такие племена могли выжить в борьбе за существование. Потребовались особые члены общества, сначала вожаки, а потом- шаманы, которые суммировали накопленные знания, в виде системы запретов и ритуалов. Теперь, когда появился язык, это стало возможным! Ритуалы и запреты должны были на что-то опираться. Первобытные люди, бессильные перед грозными явлениями природы, наполняли ее духами, способными ощущать, как и человек, страх, гнев, спокойствие, желание, утомление, возбуждение, но неизмеримо более могущественными чем люди. Возникли первые анимистические верования и представления о душе. Однако прошли многие тысячи лет, прежде чем близкородственные люди сформировали рода и появилась следующая форма религии- тотемизм, представление о едином предке, обычно животном, могучем покровителе рода, тотеме, как у североамериканских индейцев. Вера в духов и тотемизм явились древнейшим способом объяснения и систематизации окружающих явлений природы и стали базой для их предвидения, осознания периодичности времен года, понимания связи между дождем и наводнением и т.д. От тотемизма сравнительно просто было перейти к конструированию богов, подобных вавилонским и египетским.
   * * *
   Мораль как условие жизни индивидуума в обществе, как их способность жить в нем, как определенный порядок отношений индивидуумов в человеческих группах стадах, племенах и родах приобреталась, наследовалась и совершенствовалась в течение миллионов лет, начиная со стадного состояния обезьяноподобных предков, а потом в человеческих племенах и родах и далее до сегодняшнего дня. Мораль, а точнее моральное чувство представляла собою наследуемую способность обучаться добру и усвоению системы разрешений и запретов, истолкованных шаманами как установления духов.
   * * *
   Естественное понятие - добра- это отношение матери к ребенку. Так было миллионы лет назад, таковым оно существует и поныне. Однако осознание чувства добра как стремления к безвозмездному оказанию помощи человеком человеку прошло многие исторические стадии и в виде понятия справедливости стало в последние века движущей силой социалистических и коммунистических учений.
   Способность к усвоению нравственности является унаследованным от наших далеких предков. Также, как и понимание добра, оно воспитывалось матерью и членами племени, рода. В течение миллионов и тысяч лет понятие нравственности в своей основе оставалось таким же, каким оно сформировалось в человеческих стадах, родах, племенах, ибо не менялся сам способ осознания этого понятия, а именно- через материнские молоко, уход и слово. А далее- через любовь, через шамана, вождя, взрослых членов племени нравственность уже представлялась подарком духов- добрых и злых, сберегающих племя или враждебных ему.
   * * *
   Таким образом, нравственность исходно(!) не является ни классовой, ни социалистической, ни коммунистической и не может зависеть от базиcных производственных отношений и производительных сил общества.
   Нравственность первоначально лежала, также, в основе коллективных действий племени на охоте, в отражении атаки враждебных племен и системах дележа пищи. В последующем нравственное начало присутствовало во всех коллективных действиях людей.
   * * *
   Абсолютной нравственности не существует. Нарушение принятых норм всегда избирательно и личностно обосновано. Оно проистекает из еще одной особенности человека- несхожести психических качеств индивидуумов, что не столь заметно у животных. Поэтому так остра внутренняя борьба, которую испытывает человек- между общим и личным, между установленным нравственным и желаемым нравственным, то есть выходящим за пределы принятых норм.
   Увы, мы получаем от природы неравные порции возможностей: работоспособности, ума и независимости суждений, творческого дара, смелости, физической силы, внутренней твердости, воли, степени личной независимости... К этому стоит добавить неравенство от рождения и тогда возникает "букет" индивидуальных особенностей человека и коллизий, сопровождающих его. Эти коллизии не разрушают общество только потому, что общество исторически создало бастион нравственности в виде племенной близости, понятий долга, чести, правды, справедливости, экономической и оборонной взаимозависимости, увязывающих упомянутый "букет" в единое целое.
   * * *
   Впрочем, в качестве самосохранения, в человеческом коллективе, с самых ранних стадий его образования, всегда существовала внутренняя конкуренция, приводящая к власти наиболее сильную во всех отношениях и дальновидную личность. Однако, по мере становления государств и отдаления власти от членов общества эта конкуренция уже не может захватывать всех людей, а только тех, кто распологается вблизи от "трона". Это обстоятельство порождает возможность самовластных решений, в том числе- глубоко безнравственных.
   * * *
   Вера в духов не могла возникнуть раньше, чем произошел важнейший поворот в отражении человеком окружающей действительности от ее восприятия к осознанию и осмыслению. Вера в духов это и есть первое осмысление человеком окружающей действительности и своего места в ней. Но, вначале, человек должен был получить космической важности унаследуемый дар- способность к изолированному от эмоционального восприятия холодному выделению объектов и явлений, анализу и синтезу связей между ними. Именно с этого момента человек приобрел способность к использованию, а затем к постепенному открытию и пониманию законов природы! Но, по-прежнему, остается тайной взаимодействие эмоций и осмысления и конструирования действительности.
   * * *
   История человечества, зафиксированная в археологических материалах и письменных свидетельствах, охватывает период не дольше десяти тысяч лет, то есть не более одной тысячной от продолжительности существования рода Гомо. В течение последних десяти тысяч лет люди, включая их расовые варианты физически и психически не изменились. Все они, включая формы, все еще остающиеся по своему культурному и экономическому уровню на первобытной стадии, представляют собой один вид. При любых разнополых сочетаниях они способны давать полноценное потомство, а при соответствующем обучении, любой из них может освоить современный стиль поведения и специальность.
   Вместе с тем, в течение этих очень важных десяти тысяч лет, можно увидеть характерные особенности духовного развития человечества. Вначале родовые и племенные системы табу и ритуалов связывались с фантастическим миром духов, которым объясняли происхождение первобытной морали. Шаманы обслуживали этот мир духов и объясняли им любые изменения в жизни рода и племени. С течением времени вера в духов усложнялась, изобретались боги, вырастала уверенность в божественном происхождении властителей и систем соподчинения разных групп населения в древнейших государствах. В них для обслуживания и обоснования древнейших религий вместо шаманов сформировалась каста жрецов- профессиональных творцов виртуальных фантазий. Жрецы получили необходимое для творчества время за счет эксплуатации рабов и других сословий древнейших государств. Творчество всегда было уделом избранных.
   * * *
   Десять тысяч лет все ускоряющегося прогресса человечества немыслимо представить без более чем на порядок длительного предварительного развития человеческой способности к отвлеченному мышлению. Косвенным доводом к подобному утверждению могут служить примеры племен, которые с их шаманами и жрецами еще и по сей день живут в условиях каменного века. Ведь если бы не любознательные путешественники, преодолевшие их "герметичность", эти племена могли бы не изменяясь просуществовать еще столько же или больше лет...Сколько же десятков тысяч лет подобные племена уже просуществовали до исторического времени, если первобытный образ жизни и вера в духов сохранились у них до настоящего времени?
   Существуют проблемы расселения человека по океаническим островам. Строятся гипотезы геологических "мостов", в частности осушения Берингова пролива, и случайного выноса рыбаков в океан. Так или иначе, это очень древние поселения, приведшие к формированию новых языков и культур, насчитывающих не одно тысячелетие. Существовали, видимо, и еще более древние культуры, наподобие той, что оставила только каменные изваяния на острове Пасхи. Все эти данные, коррелируемые с геологической историей антропогена, позволяют сделать вывод о значительно большей длительности культурной истории человечества, чем та, что отражена в учебниках...
   * * *
   Уже в четвертом тысячелетии до нашей эры, то есть шесть тысяч лет назад, древние египтяне знали письменность, имели литературу, архитектуру, создали арифметику, заложили основы геометрии, астрономии, медицины, имели разветвленную религиозную систему. Богов они представляли себе в виде людей, но с головами животных. Они обожествляли фараонов и верили в загробную жизнь. Жрецы управляли духовным наследием египтян, передавая знания последующим поколениям... Древнеегипетские боги стали фантастическим отражением повторяющихся природных явлений : восхода и захода солнца ( бог солнца Ра), разливов Нила ( бог Нила), испепеляющих ветров ( злой бог Сет), ежегодных возрождений растительности в связи с разливами Нила ( бог Осирис).
   Древние греки тоже поклонялись силам природы ( Зевсу, Посейдону, Аиду, Гелиосу...), но у них также появляются боги умения- покровители отраслей хозяйства: виноделия (Дионис), кузнечного дела (Гефест), торговли (Гермес), искусства (Аполлон), плодородия (Деметра)...
   * * *
   Уже в первом тысячелетии до нашей эры в древней Греции появились философы- атеисты (Демокрит) и возникли особые науки (Аристотель). Человеческий мозг уже сумел преодолеть необходимость привлечения духов для объяснения явлений природы и даже приступил к изучению возможностей самого себя (открытие Аристотелем законов логических умозаключений) ...
   * * *
   Сначала нравственность была замкнута на жизнь племени, потом на существование рода. Она продолжала существовать под гнетом рабовладельческих и феодальных систем стран и империй, а позднее- систем демократических буржуазных государств и стран и держав социалистического эксперимента...
   В этом историческом движении к укрупнению и изменению человеческого социума, исходное естественное нравственное чувство под давлением системы обучения и властной системы подвергалось деформации в соответствии с классовыми и религиозными рамками социальных групп...
   * * *
  
   В последние 300 лет в ускоренном темпе возникло то, что можно назвать величием и трагедией человечества- развитие литературы и искусства, науки, школьного и университетского образования, техники, производительных сил, интенсификация сельского хозяйства и увеличение производства продуктов питания, создание устройств моментальной информации и способов быстрого перемещения в пространстве в водной, воздушной и космической среде..., возникновение чудовищных средств разрушения, доведение военной силы до глобальной возможности уничтожения разумной жизни как таковой... Все более тяжелые войны сотрясают человечество: в 18м веке- война за испанское наследство, американская война за независимость, войны за колонии, Великая французская революция...; в 19м веке- наполеоновские войны, революции в Европе, гражданская война в Соединенных штатах, "опиумная" и Англо- Бурская войны, колонизация Африки, Франко- Германская война...; В 20м веке- Первая мировая война, приведшая к гибели миллионы человек, Вторая мировая война с десятками миллионов загубленных человеческих жизней, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки...
   К двадцать первому веку возникли буквально тектонические разрывы между развитием разных народов: хроническое отставание России, еще большая отсталость мусульманских стран Северной Африки, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, вспышка исламского терроризма, пробуждение буддистских государств с ускоренным ростом народонаселения, вымирающая от безводья, голода и болезней и раздираемая кланово- племенной бандитской междуусобицей Африка...
   * * *
   Налицо трагическое увеличение диспропорции между психофизиологическими и техническими возможностями человека, когда сохраняются и даже ужесточаются его давно сложившиеся особенности, ярко описанные еще в Танахе и в литературе более позднего времени ( Шекспир ), когда большая часть стран озабочена своими, как правило, противоречивыми интересами, но когда достижения науки и техники достигли глобального значения и когда перед человечеством возникли глобальные же проблемы выживания.
   Что же дальше? На что или на кого следует надеяться, вглядываясь в туманное будущее человечества? Как эти вопросы могли бы осветить существующие религии и вообще религиозное мышление, а что могут сказать по этой проблеме атеисты?
   Увы, религии не дают ответа на естественное нравственное стремление человека к потерянной стадной справедливости. Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам) признают греховность человека в качестве исходного пункта своей философии и отвечают на стремление людей к справедливости обещанием "за хорошее поведение" удовлетворить его в будущем, в загробном мире. Буддизм пошел по другому пути, подменив стремление к справедливости стремлением к избавлению от страданий путем отказа от желаний (стремление к нирване).
   Пожалуй, только марксизм выстроил довольно стройную научную теорию исторического развития общества (исторический материализм), положив в ее основу изменение технико-экономического базиса общества, борьбу классов и революционное разрешение их антагонистических противоречий. Из этой теории следовало, что в общественном развитии человечества после капиталистического строя должна наступить финальная коммунистическая стадия развития общества, на которой, собственно, и реализуются мечты людей о справедливом строе жизни.
   Однако, как показала практика, разрушение экономики страны во время Октябрьской социалистической революции, море крови и "революционной" бесчеловечности не способствовали появлению нового сознательного человека, готового на безвозмездную высокопродуктивную трудовую самоотдачу. Вместо этого создалась система всевластия партии и ее репрессивного аппарата для тотального принуждения граждан к труду.
   В стране победившего социализма поселились расстрелы, Гулаг, страх, показуха, стукачество, уравнительная система оплаты труда, "покорение природы" и поддержания бедности. Иными словами, новые производственные отношения и новые технические возможности, как оказалось, не привели к интенсификации и улучшению качества труда, по сравнению с капиталистическим производством, что ожидалось по теории... Социалистический труженик, этот новый крепостной, оказался незаинтересованным в постоянном улучшении результатов своего труда. В богатейшей по природным ресурсам стране мира большинство населения были бедными...
   Вместе с тем, социалистический уклад жизни, особенно на начальном этапе развития СССР, оказался благотворным для творческого роста одаренных романтически настроенных молодых людей из малоимущих или ранее ограничиваемых(евреи) слоев населения. В это время выросли знаменитые полководцы (Жуков и др....); командиры производства (Лихачев, Шахурин и др.); выдающиеся инженеры и конструкторы (создатели: танка Т-34, Котин; самолета-штурмовика Ил-2, Ильюшин; самолета-истребителя Ла-5, Лавочкин; стрелкового оружия, Калашников и многие другие); талантливые ученые (Ландау, Харитон, Сахаров и др.); деятели искусства и литературы (Дунаевский, Ильф и Петров и др.) В СССР была также созданы успешные и бесплатные системы образования, физической культуры и спорта, здравоохранения.
   Теория марксизма, увы, только теория, хотя и великая. Мораль в ней исключена из числа базовых) Ей отведена роль всего лишь надстройки, в то время как именно мораль лежит в основе общественного труда. Я уж не говорю о системе распределения продуктов...
   * * *
   Историческое развитие нравственности, таким образом, складывалось из четырех базовых элементов: консервативного материнского влияния, изменчивых систем обучения, расширения зоны ответственности человека и меняющейся социальной обстановки. О консервативном материнском влиянии я уже что-то сказал.
   Изменчивость систем обучения- это непреложный факт. Влияние этих систем на нравственный облик молодого человека очевиден. Сегодняшние гей-парады и шествия "голубых" еще шокируют молодежь, а завтра по улицам городов она, может быть, продефилирует сама в полном неглиже! Меняющаяся социальная обстановка- вот учебная аудитория, конкурирующая со школой и значительно более сильная в своем влиянии на молодые сердца и умы. С трудом ее пагубное влияние нейтрализует семья, если нейтрализует...
   * * *
   И все же, как понять то, что называют богом? То, что находится за пределами сознания и понимания, но влияет на наши чувства и поступки? Создатель и хранитель всего сущего? Некая сверхличность, обладающая чувствами мести, любви, снисходительности, доброты и так далее? Некий контролирующий разум, наблюдающий за поведением каждого из семи миллиардов человек, прилепившихся к этой планете?.. Можно было бы продолжать подобные вопросы и далее.
   Но каждый из возможных ответов будет и далее диссонировать с уже освоенной нами реальностью и исключаться из нее. В то же время, у всех перечисленных и им подобных вопросов, как представляется, есть нечто общее- они возникают из нашего поиска того, что не является продуктом нашей деятельности, и не присутствует в области, где мы не нуждаемся в необходимости некоего сверхчеловеческого творца!
   БОГ- это не система познания, как пишет Песах Эмануэль. Если система, то скорее религия и ее служители. Бог, на мой взгляд, есть неустранимое дополнительное чувство- воображение, которое связывает нас с окружающим абсолютным миром? А, может быть, человеку, в силу особенностей его исторического развития, необходима некая психологическая полнота?
   К его психическим переживаниям в борьбе за жизнь, за ее продление, за ее сбережение, он нуждается в опоре на внешний все расширяющийся мир, который чувственно, а потом и мысленно воспринимается как создание каких-то могучих, в основном, враждебных сил. Вот именно с таким воображаемым миром связано важнейшее психологическое человеческое понятие- надежда! Часто говорят- бог- это любовь! Скорее, я думаю, бог- это надежда!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"