Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Довыбирались

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Господи, прости их, не ведающих, что творящих.


Господи, прости их, не ведающих, что творящих.
  

ДОВЫБИРАЛИСЬ

Анатолий МЕЛЬНИК

   1959-й год. Кубанская станица Дмитриевская, жителей в ней тысячи четыре, а до революции проживало более 11 тысяч. Японская, Германская, Гражданская войны, коллективизация 30-го года сократили население до 9 тысяч, а в трагично памятном 1933 году, во время голодомора, сопровождавшегося случаями людоедства, осталось жителей меньше половины от прежних времен. Продолжало таять население и все последующие военные и послевоенные годы.
   А до этого, в конце 19-го, начале 20-го века, когда станица была на подъеме, могла она по приказу станичного атамана за 3 часа собрать и выставить тысячу сабель. Для этого требовалось только гонцам, проскакать из одного конца пяти километровой станицы в другой, расположенной в балке по берегам малюсенького притока Кубани, крича сбор. И казаки, оседлав коней, прихватив шинель, шашку, забросив карабин за спину, собирались вскоре на майдане.
   Вот тогда, где-то в конце 19-го века, станичники, собравшись на сходку, и порешили, на собранные деньги построить церковь. Строили ее всем миром из привозного красного кирпича; оказалась она большой просторной с высокими куполами и басистыми колоколами.
   После войны службу в ней правил священник, который, как потом оказалось, прошел фронты и 1-й, 2-й Мировой войны, имел и советские боевые награды, но о них он никогда не рассказывал и не показывал.
   Прихожанами в основном были женщины пожилые и не очень, казачки, оставшиеся вдовами и, просто, без женихов после минувших военных лихолетий. Молодежи среди них практически не было, советская власть очень умело и энергично воспитывала молодое поколение в духе атеизма.
   Священник пользовался авторитетом у прихожан и даже у не верующих. Лет ему было под шестьдесят, был он одинок, выглядел намного старше своего возраста, сказывалось пережитое, ранения, болезни; и где-то в начале 1960 года его не стало. Церковь осталась без духовного посредника между мирянами и Всевышним. Тогда церковный староста и обратился в местную епархию с просьбой прислать нового настоятеля. Церковные власти довольно быстро откликнулись на просьбу церковной общины и прислали нового настоятеля Храма.
   Тот приехал, оказался он дряхлым стариком, еле держащимся на ногах, службу правил с большим трудом. В общем, прихожанкам он не понравился, и его быстро спровадили назад, попросив кого-нибудь помоложе.
   Спустя некоторое время приехал "на смотрины" другой батюшка. Этот оказался моложе, покрепче, но как-то тоже не пришелся мирянкам по душе, уж больно был какой-то квелый, невзрачный, и как говорили, не хватало у него душевности и искренности. Отправили и этого восвояси, попросив в третий раз, чтобы подобрали им молодого, красивого, красноречивого батюшку.
   "Заказ" ушел, стали ждать-поджидать. Проходит месяц, другой, полгода, а священника все нет и нет. Дело-то было после войны, когда атеизм поднял голову, молодежь не сильно шибко рвалась в духовные семинарии и академии, и у служителей культа невольно возник острый дефицит кадров. В школах тогда по программе, изучая А.С.Пушкина, обязательно упоминали сказку о жадном попе с толоконным лбом и его работнике Балде, послание декабристам: "Во голубине сибирских руд храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум великое стремленье...". На что декабристы отвечали: "К мечу рванулись наши руки, но лишь оковы обрели...". И далее: "И у позорного столба, кишкой последнего попа, последнего царя удавим...".
   А за окном начинался 1961 год. Год, когда неугомонный и непредсказуемый Никита Сергеевич Хрущев начал стращать клятый капиталистический мир "Кузькиной матерью" (супербомбой в 100 мегатонн), и, приехав в США с визитом, во всеуслышание заявил, что всех их закопает и похоронит. А внутри страны поставил задачу за пятилетку догнать Америку по производству масла, мяса, молока на душу населения, пообещав, что нынешнее поколение через двадцатилетку (в 1980 году) будет жить при коммунизме (народ приступил к строительству коммунизма на пшенице, закупаемой в США, Канаде и Австралии). Одновременно Н.С.Хрущев развернул оголтелую кампанию преследования и травли Церкви, как одного из главных тормозов в затянувшемся перевоспитании советского человека в духе коммунистического мировоззрения, пообещав заодно, что в течение 20 лет в стране будет покончено с поповщиной.
   Реализация этих планов на практике по указанию КПСС обернулась закрытием Храмов, монастырей, а по большей части, просто разрушением церквей. Было дано предписание, не действующие храмы закрывать, используя их под склады, переоборудуя в спортзалы, зимние катки, а если здания не подходили для иного применения - разрушать.
   И началось, Церкви повсеместно закрывались, церковную утварь выбрасывали, как ненужный хлам, включая иконы, которые свозили в котельные и там использовали для растопки печей. Странно, но в то же время жестоко преследовали тех, кто пытался вывезти иконы за рубеж.
   Вот такая команда вскоре пришла из райкома партии станичным властям. Собрались председатели трех станичных колхозов, секретари партийных организаций, голова сельсовета и стали решать, как быстрее и лучше выполнить Указание сверху. Сразу порешили, что здание церкви, стоя'щее на пригорке, как бы во главе станицы, ни для каких-либо утилитарных целей использовать нет смысла, надо его снести, и дело с концом. Быстро взялись за дело, вынеся их Храма и растащив по дороге церковную утварь, обдирая со стен, крыши все, что можно было где-то приспособить в личных хозяйствах. Спустя несколько дней церковь стояла ободранная и поруганная, а с райкома продолжали наседать и торопить с окончательным решением церковного вопроса. Станичные власти на следующий день подогнали трактора, тросами опутали поодиночке малые купола и низвергли их на землю. Затем уже тремя тракторами зацепили главный купол и, поднатужившись, свалили и его на землю. Теперь принялись за стены. Но стены из кирпичной кладки метровой толщины, прочные как камень, как не бились, стояли, даже не дрогнув, ни одна трещина не пробежала по выбеленным стенам.
   С ущемленным самолюбием станичные партийные вожаки вынуждены были обратиться в райком с "жалобой": "Стоят клятые стены, не хотят падать!". Те живо пообещали прислать подмогу, и на следующий день в станицу, грохоча и дымя соляркой, своим ходом пришли два танка в сопровождении саперного взвода (подмога из близ расположенной войсковой части). Вояки, прибыв на место, быстро и деловито провели рекогносцировку местности, а затем, толстенными танковыми стальными канатами зацепив одну из стен церкви, попытались ее завалить. Но, как танки не ревели, гусеницами подгребая под себя землю, как не дымили, как не надрывались, стены продолжали стоять. В общем, убедившись, что церковь так просто, не разрушишь, старший команды связался с командованием части, и, спустя время, получил разрешение на подрыв здания.
   Подрыв церкви со второго захода, превратив ее в руины, осуществили под вечер следующего дня. Спустя время обломки кирпичной кладки вывезли, бульдозерами выровняли холм, на котором целое столетие до этого возвышалась церковь, уничтожив заодно даже следы небольшого погоста при ней.
   Верующие, молча, стоя поодаль, наблюдали от начала до конца действа воинствующих атеистов, неистово крестясь, когда низвергались купола, падали колокола и рушились стены. Спохватившись, когда все уже было позади, они теперь запоздало раскаивались, что так долго позволили себе выбирать нового настоятеля Храма, подобно жениха, засидевшейся в девках невесты, в гоголевской пьесе "Женитьба". Теперь им предстояло ходить в церковь в соседнюю станицу за 8 километров, где прихожане сумели отстоять и сохранить свою церковь, пусть маленькую и невзрачную, но действующую.
  
   P.S. Последний раз мне удалось побывать в станице, на родине матери и деда, в 1973 году. Обезглавленная станица продолжала "усыхать", подобно озерку, лишенному источника. Населения в ней к тому времени оставалось тысячи две. По вечерам царила необычная тишина, молодежь уже не собиралась на посиделки и спевки, не слышно было на всю округу голосистых хоров, перекликавшихся между собой. Молодежь уходила из станицы, бросая землю своих отцов и дедов. Старики вымирали, опустевшие хаты, что оказывались в центре станицы, покупали жители, до этого жившие на окраинах, бросая свои хаты. Их некому было продать и заселить, и потому, колхоз такие хаты сносил бульдозером вместе со всеми дворовыми постройками, садом и огородом, запахивал, приобщая эту землю к своим пахотным угодьям.
  
 []
Фото: Время пожинать плоды
   26 марта 2010г. Киев,    Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
     P.S.  Если Вы прочитали рассказ, и он Вам понравился, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
   А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте ее друзьям.
       * Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления автора и размещением авторской строки:
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
          E-mail:  a_melnik2005@mail.ru       http://samlib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich        http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список