Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Размышления о "Морском старте" * (Sea Launch)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экология, озоновый слой Планеты. Желаем, как лучше, получится, как всегда.


  

РАЗМЫШЛЕНИЯ О "МОРСКОМ СТАРТЕ" *

(SEA LAUNCH)

Анатолий МЕЛЬНИК
   Вот и исполнилось уже 6 лет с момента первого успешного запуска в 1999 году с морской платформы космической ракеты "Зенит-3" российско-украинского производства. Ракета вывела тогда на орбиту искусственный спутник земли американского производства. Запуск был осуществлен в рамках международного проекта "Морской старт".
  
 []
   В лаконичных строках газетных сообщений тех лет только и говорилось, что о затратах на запуск 90 млн. долларов. Что же произошло за шесть лет с того памятного пуска? Оправдались ли возлагавшиеся на эту программу надежды сохранения и развития Украины как ракетной державы, получили ли мы прибыль, которую планировали? Или этот проект постигла судьба многих других проектов?
   В те времена произошедшее событие поначалу невольно вызывало чувство некой гордости за космонавтику, как во времена СССР. А с другой стороны, уже тогда возникало какое-то смутное ощущение, что и здесь нас рано или поздно, но оставят при своих интересах, что этот проект по инициативе и под эгидой США преследует еще и какие-то другие цели, помимо коммерческих, что нам от этих запусков в конечном результате ничего хорошего ждать не следует.
   Чтобы разобраться в этом сложном, запутанном, покрытом мраком тайны, недомолвок и умолчаний вопросе, стоит, прежде всего, исходить из того, что общие экономические выгоды в связи с размещением стартовой плавучей платформы "Си Лонч" (SEA LAUNCH) в экваториальной зоне весьма сомнительны. Место старта, перенесенное с полуострова Флорида на экватор, дает, конечно, увеличение абсолютного веса полезного груза выводимого на околоземную орбиту при том же количестве затраченного топлива. Но прирост этот составляет не более 10%. Следует учесть общую стоимость транспортировки ракет от места постоянного базирования стартовой платформы "Одиссей" (порт Лонг-Бич на юго-западе США, шт. Калифорния) до точки запуска в Тихом океане на широте экватора в районе острова Рождества Республики Кирибати, 154 градуса западной долготы, что находится от побережья США почти в 5.000 километрах. Стартовой платформе для каждого пуска, таким образом, необходимо совершать переход по океану в оба конца длиной более 10.000 километров, что уже само по себе что-то значит и по стоимости, и по времени. Совсем не упоминается и погодный фактор такого могучего и вовсе не "тихого" Тихого океана. Если учесть общую стоимость транспортировки ракет, строительство корпуса платформы и самого стартового комплекса, обслуживание, то сами запуски ракет вряд ли могут окупить дополнительные расходы, связанные с "Морским стартом". Потому, вероятно, нигде, никогда, никто и не публиковал экономических выкладок преимуществ таких запусков ракет по сравнению с наземными.
   С экономической точки зрения выгоднее было бы разместить стартовый комплекс на суше, в той же Южной Америке в территориальных пределах, например, Суринама, Гвианы, Эквадора, Колумбии или бразильской Амазонии. Можно было бы найти место и в районе безлюдных пустынных экваториальных зон на африканском или австралийском континентах. В конце концов, вероятно, могли бы даже арендовать или купить какой-нибудь островок в Тихом океане в районе экватора и это не представляло бы особого труда, если бы международный консорциум под эгидой ООН решился бы действительно подыскать такое место на Земном шаре для космических запусков. И во всех этих случаях осуществить строительство, эксплуатацию и запуски ракет представлялось бы намного проще, дешевле, надежнее. О выгоде разработки проекта морского старта могла бы еще говорить Россия, у которой космодром Байконур находится на уровне 47 градуса северной широты, в 6.000 километрах от экватора, когда разница в весе выводимых грузах при всех прочих равных условиях достигает 30%, тем более что она фактически лишилась своего космодрома, находящегося на казахской территории.
   Что касается основного американского космодрома, то он расположен на полуострове Флорида, между 25 и 30 градусами северной широты. Почему же американцы, имея самый современный космодром на национальной территории во Флориде в 3.000 километрах от экватора, на берегу Атлантического океана, когда разница в выводимых полезных грузах на орбиту составляет около 10% и, исходя из этого экономические преимущества запуска ракет для них с экватора теряют смысл, тем ни менее, взялись за реализацию проекта с плавучей платформой, оставив за собой контрольный пакет акций в 40%?
   Американцы абсолютно не бескорыстны в привлечении Украины к этому проекту. Подтверждением тому могут служить выводы, если внимательно присмотреться к этому проекту. Первое - участие в нем Украины, строящей для этого плавучего космодрома ракеты "Зенит".
   Надо полагать, что американцы были абсолютно не бескорыстны, привлекая Украину к этому проекту. Подтверждением тому, если внимательно присмотреться, могут служить следующие факты. Первое - участие в проекте Украины, строящей для этого плавучего космодрома ракеты "Зенит".
   Втянув украинскую сторону в этот проект, и финансируя производство ракет на "Южмаше" - бывшем флагмане ракетной промышленности СССР, американцы, во-первых, уже получили абсолютный доступ ко всем технологиям, имевшимся на этом предприятии. И, не затратив особых средств, могут ими пользоваться. Теперь они имеют абсолютно точное представление обо всей ракетной промышленности и ее потенциальных возможностях на будущее. Никакая разведслужба не могла бы предоставить им такой полной, всеобъемлющей информации и обеспечивать впредь постоянный мониторинг за этой отраслью промышленности. И сделано все это легально. О попытке китайских спецслужб несколько лет назад получить информацию с этого же завода сообщалось в печати. Тогда китайских "спецов" поймали за руку на горячем. Правда, спустя несколько дней их по непонятной причине отпустили, и еще принесли извинения, а один из высших руководителей СБУ, курировавших китайскую разработку, в итоге лишился должности. Может быть, частично это объясняет высказывание в то же примерно время президента Украины, заявившего во всеуслышанье: Все секреты, что были в Украине, уже украдены. Тогда, конечно, это другое дело, извините... Но речь сейчас не об этом. Во-вторых, американцы могут осуществлять жесточайший контроль за всей экономической, научной, производственной сферой сотрудничества Украины в области ракетостроения с третьими странами, отнесенных ими к потенциальным странам-террористам, как, например, Иран, Северная Корея и при малейшем подозрении, жестко пресекать всякие попытки таких контактов. Примером таких действий в недавнем прошлом может служить случай с поставкой Украиной паровых турбин на строящуюся Россией в Иране атомную электростанцию. Американцы воспрепятствовали подписанию Украиной этого контракта, пообещав взамен в случае отказа долларовые горы на модернизацию ее АЭС. Но когда украинская сторона от поставок турбин отказалась, под разными предлогами, оговорками и целым рядом вновь выдвигаемых условий ничего взамен не получила. В итоге поставить турбины иранцам взялись Франция и... США. А мы потеряли на контракте сотни миллионов долларов в "живых" деньгах, потеряли рабочие места, при нашей-то безработице! И ко всему прочему, тем самым, обрекли на окончательную деградацию свои предприятия. По этому, уже не раз с успехом апробованному сценарию, Украину и втянули в "Морской старт". Кстати, по этой программе 22 августа 2006 года был произведен со стартовой плавучей платформы "Одиссей" всего 22-й пуск ракеты-носителя "Зенит-ЗSL", это вместо планировавшихся 50.
  
 []
   Когда мы окончательно увязнем в этом проекте и растеряем всех потенциальных независимых заказчиков и сотрудничающие стороны, еще раз подтвердим репутацию ненадежных партнеров, когда без американских грошовых вливаний завод не сможет уже и шагу самостоятельно сделать, придет очередь и его прикрыть, и тем самым ликвидировать еще одни очаг мирового высоко технологичного производства, способного создать в какой-то мере угрозу США.
  
 []
   Экономические выгоды такого сотрудничества для Украины весьма сомнительны. Ситуация такова, что мы сами оплачиваем все расходы американцев по осуществляемой ими программе ликвидации нашей ракетной отрасли. Это предположение укладывается в главную стратегическую линию, проводимой ими ныне политики в отношении стран бывшего СССР - уничтожение на корню всех производств военного и двойного назначения, на которых могли бы создаваться современные виды оружия, способные конкурировать с американским. Фактически руководство США, избавившись от бремени расходов на гонку вооружений, часть высвободившихся средств направляет на продолжение добивания поверженного противника, дабы больше никогда он не мог возродиться, и обеспечивая тем самым себе в обозримом будущем неограниченное единоличное господство.
   Конечно, жаль гибнущей отечественной ракетной отрасли промышленности, но скажите, что для Украины является более важным: завод, выпускающий ракеты или шинный? Думаю, что нормальный ответ будет - шинный. Так вот в Украине уже уничтожены 3 шинных завода, мирная продукция которых имела важное значение для народно-хозяйственного комплекса. Да что там автомобильные шины, киевский мясокомбинат, что-что, но своей продукцией никому в мире военной угрозы не представлял, его продукцию население покупало и каждодневно в ней нуждалось, но, увы, мясокомбинат постигла также участь. Много писали о танковом производстве Украины, харьковском танковом заводе им. Малышева, который сумел сохраниться и даже начал оживать благодаря контрактам на поставку 300 танков в Пакистан. Но за организованной газетной эйфорией невозможно было скрыть и того, что с выполнением поставок танков по контракту завод опять стал умирать. Так что ориентация на зарубежных покупателей, партнеров весьма специфической военной продукции таких заводов в перспективе весьма опасна и в конечном итоге рано или поздно приведет к печальному финалу предприятий выпускавших мирную, нужную продукцию на внутреннем рынке с последующей заменой ее на импорт из тех же самых США, как это и было совсем недавно с "бешенной" говядиной, диоксиновыми куриными яйцами и окорочками Буша. Если кто-то спросит, а что же делать? отвечу - если бы я знал...
   Но перечисленный здесь список доводов останется неполным, если не вспомнить и об экологической стороне этого проекта. Если, как говорилось, экономическая выгода "Морского старта" практически отсутствует и даже может быть убыточна, то заинтересованность американской стороны этим проектом можно объяснить соображениями экологической безопасности своей территории.
   Каждый старт ракет, выводящих спутники на околоземные и геостационарные орбиты, сопряжен с огромным выбросом в окружающую среду далеко не безвредных продуктов сгорания самых различных видов ракетного топлива, где присутствует и не безызвестный нам пресловутый гептил, и сбросом на поверхность земли огромного количества отработанных блоков ракет. Дно океана у побережья Флориды буквально завалено таким металлоломом, настолько, что после взрыва "Челленджера" в 1986 году американцам пришлось немало потрудиться, чтобы разыскать среди них обломки потерпевшего катастрофу космического корабля. За истекшие 19 лет после той памятной катастрофы дно океана "металлоломом" устлано еще плотнее. Вспомнив, что вместе с отработанными ступенями в прибрежные воды попадает, вероятно, и немало остатков компонентов топлива, можно предположить, что концентрация этих токсичных веществ в прибрежных водах возрастает. А дальше (не берусь этого утверждать, повторю лишь, что это только догадки, которые пока никто не подтвердил и не опроверг) их несет Гольфстримом на север, вдоль густо населенного восточного побережья США. Во всяком случае, пресс этих загрязнений на флоридское побережье, судя по всему, достиг предельных значений и продолжение запусков ракет, и, тем более, увеличение их числа в США уже считается недопустимым.
   О том, насколько влияет запуск космических ракет на климат всей планеты, можно только догадываться. Ведь только за период 1999-2000 гг. было произведено 155 запусков РН, созданных основными космическими государствами (в т.ч. США - 58 запусков, Россия - 56 запусков, Arianespace - 22, Украина - 10, Китай - 9, Индия - 1). В это число вошли не только успешные, но и частично успешные запуски, при которых космические аппараты вArianespace ыходили на околоземную орбиту, но орбита существенно отличалась от расчетной и не позволяла использовать спутник по назначению. В Японии и Бразилии запуски были аварийными. Запуски более сотни одних только спутников в год становится для "Здоровья Планеты" непосильным бременем. В пору задуматься над тем, позволительно ли увеличивать число запусков, да еще и таких, как частные коммерческие, с целью вывоза туристов в космос, которые вот-вот состоятся?! Ведь уже всем стало очевидным, что климат Земли меняется с катастрофической быстротой прямо у нас на глазах. Не поэтому ли вернувшийся с МКС на Землю российский космонавт, из состава международного экипажа, проработавший в космосе более полугода, на пресс-конференции, делясь впечатлениями о полете, сказал журналистам буквально следующее: "Надо бы свозить всех политиков в космос, чтобы они воочию увидели, насколько хрупка и уязвима наша Земля".
   Но вернемся к проекту "Морской старт", ведь его экологические аспекты не ограничиваются только этим. Достаточно вспомнить, что "3eнит-3SL", имеющий стартовый вес более 450 тонн и полезный космический груз в пределах 5 тонн, в течение какого-то десятка минут сжигает на разгонном участке траектории около 400 тонн жидкого кислорода и керосина.
  
 []
   Здесь мы подошли к вопросу о так называемых "озоновых дырах", о которых долго умалчивали и только спустя десятилетия после запуска первых космических ракет заговорили всерьез. В двух словах напомню, что самый верхний слой земной атмосферы содержит большое количество озона, молекул, состоящих из трех атомов кислорода. Озон мы хорошо ощущаем после сильной грозы или если находимся недалеко от мощных источников электрических разрядов, электромоторов, например. Одно из важнейших свойств озонового слоя заключается в том, что он не пропускает к поверхности Земли большую часть губительного для всего растительного и животного мира жесткого ультрафиолетового солнечного излучения. Когда говорят об "озоновых дырах", то большинству из нас они представляются как округлой формы деозонированные участки атмосферы, прожженные ракетными двигателями при старте. Ну, подумаешь, дыра в небе диаметром в 100-200 или даже пусть в 1.000 метров! Затянется быстро, так как ветер несет облака, и все быстро перемешивается. Так-то оно так, вот только во время запуска космических ракет на разгонном участке траектории они проходят верхний озоновый слой атмосферы не перпендикулярно, а под острым углом к горизонту. Из этого следует, что ракетные двигатели прожигают в озоновом слое не просто "дыры" километрового диаметра, а в виде косого росчерка такой ширины и длиной в 2,5-3 тысячи километром, где озон полностью разрушается.
  
 []
   Через такие "порезы-шрамы" атмосферы к Земле и устремляется поток жесткого ультрафиолетового излучения, а это уже не шутки.
  
 []
   К сожалению, эти "шрамы" озонового слоя весьма стабильны, затягиваются очень медленно и с большим трудом, но хуже всего то, что у них еще обнаружена способность к увеличению. Эти линейные повреждения озонового слоя, исчисляющиеся километрами в ширину и до 2,5 тысяч и более километров в длину, стабильны и при очень малой скорости дрейфа, за счет некоторого отставания земной атмосферы от вращения Земли, дрейфуют на Запад. Если запуск осуществляется в США с мыса Флорида, под углом 60 градусов к оси Земли (вдоль восточного побережья, в северном направлении, а именно так и стартуют все пилотируемые корабли и большинство космических ракет со спутниками), то оказывается, что фактически через такие гигантские щелевидные "окна" и происходит дополнительная ультрафиолетовая засветка почти всей территории США (в дневное время, особенно в полуденное). А это уже само по себе может таить серьезную опасность. Не потому ли вдруг с некоторых пор стали настоятельно рекомендовать не загорать в дневные часы, и за последние десятилетия резко возросло количество случаев онкозаболеваний кожной локализации и, прежде всего, в самих США?!
  
 []
   Какое-то представление о происходящем явлении вам может дать пролетевший высоко в небе самолет, инверсионный след которого иногда может оставаться неподвижным, не тающим в течение нескольких часов.
  
 []
   Так это на высоте 10-15 километров, а здесь - сто и более. Необходимо уточнить, что при классических запусках ракет под углом 60 градусов к земной оси, например "Шаттлов", следы от ракет покрывают значительную площадь американской территории, и практически на нет сводятся при экваториальной направленности траектории, когда все аномальные явления в атмосфере Земли располагаются вдоль экватора. С некоторой иронией можно констатировать, что эта картина напоминает ситуацию начала 60-х годов с их ядерными взрывами в атмосфере Земли и последующим блужданием радиоактивных облаков в верхних слоях атмосферы до года и более, когда они успевали обогнуть земной шар, оставляя по дороге смертоносные осадки по всей планете.
   Те взрывы тоже прожигали озоновые дыры в атмосфере Земли, как и радиоактивные облака, за счет ионизирующего излучения, но они были не такими масштабными, как при запусках ракет. Правда, тогда же, в 1960-х, когда США произвели запуск с помощью ракеты в космос мегатонной водородной бомбы с последующим подрывом над Тихим океаном, в районе Гавайских островов, Земля и земляне получили всего сполна. Поэтому не надо сбрасывать со счетов то, что американцам вовсе не хочется, чтобы над их территорией продолжал истончаться озоновый слой и висели озоновые "дыры", которые и без того увеличиваются (по одной из версий - от фреонов). Поэтому поводу следует заметить, что фреоны, по настоянию США, еще несколько лет назад из-за этого были изъяты из производства бытовых аэрозолей (баллончиков), холодильников! Но вот по последним данным ученых в 2006 году озоновые дыры продолжают с возрастающей скоростью увеличиваться над полярными областями планеты, неумолимо спускаясь к экватору
   Все вышеперечисленное, весьма вероятно, и побудило США поддержать "Морской старт", перенеся часть запусков ракет с Восточного побережья страны в Тихий океан, за 5.000 тысяч километров от своего Западного побережья. Теперь траектория разгонного участка стартующих ракет находится вне территории США и "озоновые шрамы" дрейфуют уже в сторону Азии: Китая, Японии, России.
  
   Подводя итог сказанному, остается только добавить: следует быть очень осторожны и осмотрительным в вопросах сотрудничества с США, ибо они всегда ставят во главу угла, прежде всего свои собственные национальные интересы. И о чьих-либо интересах никогда заботиться не станут, пока страна-партнер сама не заявит о приоритете своих национальных интересов и не побудит тем или иным способом американскую сторону учитывать и соблюдать интересы партнера. Это сделала в свое время Канада, когда промышленные кислотные дожди со стороны США на сотни километров вглубь страны уничтожали лесные массивы. Зная об этом, давно и очень хорошо научились отстаивать свои интересы западные партнеры США. Теперь наступает наш черед.
   10.10.1999г. - 2005г. МЕЛЬНИК Анатолий Антонович,
   Последнее редактирование 06.11.2006г.
   E-mail: a_melnik2005@mail.ru
   Опубликовано в ж. "Твое время" (Укр.) N1-2, июнь-июль 2005г., www.ytime.com.ua
   http://zhurnal.lib.ru/editors/m/melxnik_anatolij_antonowich/
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета
   P.S. Тиражирование с уведомления автора
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"