Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Пушкин - мистификация самоубийства?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.54*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Пушкине всегда будет, что сказать.



      Современники редко правильно осмысливают
события,свидетелями которых им случается быть.
Обиды на великих людей достаются современниками,
все остальное - грядущим поколениям.

ПУШКИН  -  МИСТИФИКАЦИЯ  САМОУБИЙСТВА ?

(Загадка ухода Пушкина)
Анатолий МЕЛЬНИК
   На протяжении многих-многих лет общался с супружеской парой "Книжных червей", фанатично влюбленных и преданных творчеству А.С.Пушкина, не допускающих даже намека на кощунственные сомнения в господствующем, академически утвержденном, и общепризнанном ныне жизнеописании поэта. Слушал их, и, тем ни менее, возникли сомнения в правильности толкования событий самых трагических моментов ухода из жизни Великого человека.
   Вот и взялся сам перечитывать доступную литературу современников и друзей А.Пушкина и вот что из этого получилось.
  
I.   ДЕТСТВО  И  ЮНОСТЬ  ПОЭТА
   Чтобы разобраться в возникших сомнениях, пришлось погрузиться в эпоху начала XIX-го века. Будущему поэту только-только случилось пять лет, но он уже поражал окружающих своей сметливостью, сообразительностью, способностью все схватывать на лету.
   Бабушка по материнской линии писала о внуке: "Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины".
   Поэт родился в столбовой дворянской семье, имевшей древнюю родословную, но не отличавшейся особым богатством и поместьями, поэтому ему приходилось всю жизнь добиваться всего за счет своих природных дарований. Только в престижный, только что открывшийся Царскосельский лицей в 1811 году, задуманный для воспитания и обучения будущих наследников царского престола его приняли по рекомендации и хлопотам дяди - поэта Василия Львовича Пушкина.
   Экзамены сдал, и двенадцатилетним подростком Пушкин был принят в лицей, где среди тридцати принятых воспитанников были отпрыски родовитых и богатых семейств России, отличавшиеся своими способностям, разве что, за исключением двух или трех фонвизинских митрофанушек, которые, какими пришли в лицей, такими и вышли.
   Таким образом, лицеист Александр Пушкин попал в окружение способных сверстников да к тому же на полный государственный пенсион с умными, высокообразованными наставниками. Так протекали годы юношеского становления и взросления до 17-18 лет, о которых говорят, что человек 80% своего интеллектуального развития получает именно до 18 лет.
   А.Пушкин с раннего детства отличался холерическим типом нервной системы (сейчас его бы еще назвали гиперактивным ребенком); быстрый, шустрый малый, вспыльчивый, общительный, озорной, плохо управляемый, о чем упоминала еще его бабушка. Юноша даже получил у лицеистских товарищей прозвище "сверчок", в то же время у юного дарования уже тогда стали проявляться сезонные депрессивные состояния. Тогда же с юношеского возраста у него стал просыпаться кроме того и стойкий интерес к противоположному полу, повышенная влюбчивость, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, литературное, поэтическое творчество. Позднее, когда поэт изведает тайны плотской страсти, возвышенное отношение к женщинам сменится у него на полупрезрительное, и у него сформируется негативное представление об умственных способностях женщин.
   Страдая гиперсексуальностью, поэт был очень любвеобилен. С 14 лет "вынужден" был посещать публичный дом, сохранив привычку наведываться к "веселым дамам" и в семейном положении, обожал замужних женщин (он всегда был на подхвате, тут как тут, в подмоге мужьям-лентяям). Поэт необычайно хорошо чувствовал и понимал внутренний мир женщин, их настрой. У него была особая слабость к  женской  красоте,  сочетавшаяся с большим опытом любовных отношений с прекрасным полом.  Однажды где-то когда-то кому-то из близких друзей сам поэт доверительно признавался, что Наталья Николаевна, его будущая жена, это его 113-я женщина; были попытки продолжить "полный" донжуанский список Пушкина уже после женитьбы, но где-то на третьем десятке сбились со счета...
   Но вот прошло 6 лет, лицей остался позади, а вместе с ним закончилось и беззаботное детство, и юношество. Теперь надо было выбирать дорогу в жизни. Юный лицеист желал стать гвардейским офицером, но мечты остались не осуществленными. Все упиралось в деньги. По заведенному правилу офицерам гвардейских полков приходилось служить, рассчитывая только на поддержку семьи, жалование они, практически, не получали. А отец поэта сразу предупредил сына, что это не по средствам семейным возможностям. Поэтому будущий поэт, выпущенный из лицея в 1817 году в чине коллежского секретаря (10-го класса, из 14 по табели о рангах), определился в Коллегию иностранных дел (по-нынешнему, в Министерство иностранных дел) с невысоким жалованием. Кстати, А.Пушкин по окончании лицея был по рейтингу успеваемости на 26 месте из 29 выпускников, владел в совершенстве французским языком и в той или иной степени знал еще около десяти иностранных языков, но по литературе и изящной словесности занимал первое место. По окончании Лицея Пушкин, как рыба в воду, с головой окунулся в светскую жизнь
   Поэт был очень влюбчивым человеком, его неистребимо влекло к женщинам, но и не только это, там примешивался и меркантильный интерес. Выгодно женившись, можно было получить солидное приданое невесты, тем самым, поправив и укрепив свое материальное положение в обществе. Начался период активного сватовства. Достоверно известно о 4-х попытках неудачного сватовства. На женском фронте поэт был не завидным женихом. Внешностью, ростом не вышел, да и был не богат. На его восходящую звезду поэтического дарования в тот момент мало кто поначалу серьезно обращал внимание.
   Годы холостяцкой вольницы до женитьбы отличались своенравным бесшабашным неукротимым нравом, творческим поэтическим искрометным подъемом, категоричностью, злыми эпиграммами. Тогда в 1817 году появилось и трехстишие, приписываемое А.Пушкину:

И у позорного столба,
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим

(Автор неизвестен)
  
   Строки из оды А.С. Пушкина "Вольность"

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!..
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на земле.

   Александр Сергеевич был далеко не скромным человеком, жаждал славы и признания и, тем ни менее, почему-то "постеснялся", опубликовать в 1817 году оду "Вольность", хотя ему очень хотелось слышать похвалы из уст самого императора Александра I.
  
II.  НАЧАЛО  ТВОРЧЕСКОГО  ПУТИ
   Тогда же 1821 году, еще не остыв от лицеизма, из-под его пера анонимно появилась и богохульная поэма "Гавриилиада", из-за которой на неизвестного автора жутко осерчал весь благостный клерикальный мир. Автора гнусного пасквиля безуспешно разыскивали потом аж 10 лет.
   Надо сказать, что тогда же, в 1822 году была опубликованная поэма А.Пушкина "Кавказский пленник", которая сразу поставила его во главе всей современной русской литературы, принеся заслуженную славу первого поэта России.
   В 1827 году, когда власти, наконец, дознались, кто настоящий автор богохульщины, поэту серьезно грозило заточение в келью Соловецкого монастыря или ссылка в Сибирь. Только тогда поэт во время аудиенции у императора Николая I признался в авторстве, царь, пожурил и простил богохульника, распорядившись прекратить дальнейшее дознание.
   Это было позже, а в 1820 году за вольнодумские стихи поэт попал по рекомендации императора Александра I под тайный надзор жандармского управления с последовавшей высылкой "на работу, подальше с глаз долой": в Кишинев, а потом, в 1823 году, в Одессу. В Бессарабии время протекало в безмятежных винных гульбищах, картёжных играх, волокитстве за смазливыми, весьма уступчивыми молдаванками, гречанками, итальянками, еврейками и цыганками; кочеванье с цыганским табором, и даже с двумя дуэлями, и между ними - созданием целого ряда прекрасных литературных произведений.
   В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении "атеистическими учениями". Это послужило причиной отставки поэта с государственной службы "по протекции" графа М.С.Воронцова. Он был сослан в имение своей матери, и провёл там два года до 1826 включительно  - это самое продолжительное унылое пребывание А.Пушкина в Михайловском.
  
III.    1-я  ВСТРЕЧА  С  НИКОЛАЕМ  I
   Страдая в российской глуши, Пушкин не вытерпел, и 11 мая 1826 года решился написать новому императору просительное письмо:
   "Всемилостивейший Государь!
   В 1824 году, имев несчастие заслужить гнев покойного Императора, я был выключен из службы и сослан в деревню, где и нахожусь под надзором губернского начальства.
   Ныне с надеждой на великодушие Вашего Императорского Величества, с истинным раскаянием и с твёрдым намерением не противоречить моими мнениями общепринятому порядку (в чём и готов обязаться подпискою и честным словом) решился я прибегнуть к Вашему Императорскому Величеству со всеподданнейшею просьбою...
   Здоровье моё, расстроенное в первой молодости, и род аневризма давно уже требуют постоянного лечения, в чём и представляю свидетельство медиков. Осмеливаюсь всеподданнейше просить позволения ехать или в Москву, или в Петербург, или в чужие края".
   И затем, на отдельном листочке, сделал приписку:
   "Я, нижеподписавшийся, обязуюсь впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем не существовали, не принадлежать; свидетельствую при сём, что и ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал и не принадлежу, и никогда не знал о них".
  
   В начале сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный, и Пушкин в сопровождении фельдъегеря отправляется в Москву, где в то время находился Николай I, коронованный 22 августа.
   Дело сдвинулось, и 18 сентября 1826 года в московском Чудовом монастыре император удостоил Пушкина личной аудиенции.
   8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к императору для личной аудиенции. Беседа Николая с Пушкиным происходила с глазу на глаз. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.
   Сохранилось свидетельство, что после той встречи в Чудовом монастыре Николай I сказал Д.Н.Блудову, министру внутренних дел:
   - Знаешь, что нынче я говорил с умнейшим человеком России?
   - С кем же?
   - С Пушкиным.
   По повелению Николая I, по возвращении Пушкина из Михайловской ссылки был он "зачислен 14-го ноября 1831 года по ведомству государственной коллегии иностранных дел,  с жалованием по пяти тысяч рублей в год". (В 10 раз превышавшим жалование рядового госслужащего.).
  
   В последующие годы Пушкин не допускал дерзостей в отношении религии, разве что, ну написал детскую сказку "Сказку о попе и работнике его балде"... Однако А.Пушкин на протяжении всей своей творческой жизни продолжал доставлять немало хлопот высшему свету и правительству, но его поэтический талант заставлял все терпеть, почти все сходило с рук, по принципу позволительному великим людям - "Грешить и каяться".
   Было и послание в Сибирь - "Во глубине сибирских руд, храните гордое терпенье..." и ничего.
  
   Всем был известен необузданный строптивый задиристый характер восходящей звезды, гения русской поэзии. Николай I ценил и уважал, что бы ни говорили, Пушкина, стараясь придерживать его в рамках государственного приличия и интересов, позволяя ему общаться периодически с ним напрямую. Получалось даже так, что когда поэт попадал в какую-то сложную ситуацию, то обращался к императору за помощью и защитой.
   В декабре 1833 года Николаем I Пушкин был произведен в младший придворный чин камер-юнкера, позволявший ему быть причастным к высшему светскому императорскому двору ("быть больше на глазах" и под присмотром). Пушкин считал этот придворный чин для себя унизительным, хотя другой поэт, занимавший значительно более высокое положение в обществе В.А.Жуковский был тоже в свое время камер-юнкером и не страдал от этого, а ведь ему было доверено воспитание будущего императора России Александр II. По прошествии той эпохи оказалось, что В.А.Жуковский был самым надежным и авторитетным другом семьи А.Пушкина.
   Званием камер-юнкера дорожили тогда даже высокопоставленные чиновники, поскольку оно давало доступ к мероприятиям, проводимым императорским двором (официальным церемониям, балам и т.д.). Но эта честь обходилась очень дорого, требовавшая очень больших материальных расходов, чтобы поддерживать статус принадлежности к высшему сословию.
  
IV.   ЖЕНИТЬБА   ПОЭТА
   Зимой 1828 года Пушкин, созревший для семейной жизни, встретил на балу шестнадцатилетнюю Наталью Николаевну Гончарову, невесту на выданье, но без приданого, из семьи разорившихся провинциальных московских дворян.
  
 []
16-летняя Наталья Гончарова
  
   Красота 16-летней Натальи Гончаровой навсегда покорила пылкую душу поэта, он сватался, но получил отказ, возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к картежной игре. И только через год сватовство повторилось, но, увы, у Натальи не было приданого. И тогда поэт отсрочил сватовство на год, потратил это время на сбор денег. С этой целью в 1830 году Пушкин уехал в имение своего отца в Болдино, чтобы вступить во владение частью этого поместья, выделенного отцом. Заложив принадлежавшее ему имение Кистенёво, что-то занял, и таким образом собрал приданое невесте. В Болдино он вынужденно задержался из-за эпидемии холеры на 3 месяца.
   Уединение в Болдино оказалось одним из самых богатых и плодотворных в творчестве поэта, кстати, там он написал и одну из 7 своих прекрасных неувядаемых сказок "Сказку о попе и работнике его балде" - в дополнение к "Гавриилиада"?!
   В мае 1830 года поэт уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, а денег у него - ни копейки.
   И тут нельзя не вспомнить, что А.Пушкин был еще и страстным картежником! Страсть к картам была все поглощающей. В картотеке жандармского управления он числился как "известный в Москве банкомёт".
   Жандармский генерал А.А.Волков в донесении Бенкендорфу, 5 марта 1827г. писал:
   "Поэт Пушкин принят во всех домах хорошо и, как кажется, не столь теперь занимается стихами, как карточной игрой, и поменял Музу на Муху, которая теперь из всех игр в большой моде".
   Мало того, собираясь жениться, он успел задолжать профессиональному картежному игроку В.С.Огонь-Догановскому в Москве еще более 25 тысяч рублей.
   В дополнение к донесению можно прибавить, что из-под пера поэта в 1833 году вышла повесть "Пиковая дама". Такое произведение с такой гаммой внутренних переживаний игрока мог создать только человек, который сам все это испытал на себе.
   Бытовавшая молва гласила, женившийся на красивой женщине, берет на себя обязанность содержать и оплачивать эту красоту. Не потому ли близкие друзья отговаривали его тогда от женитьбы.
   В феврале 1831 года молодые обвенчались в Москве. Во время венчания при обмене колец кольцо Пушкина упало на пол, поэт задел за аналой, с которого упали крест и Евангелие, вдобавок ко всему потом у него погасла свеча, шафер поэта устал и передал венец другому. Пушкин побледнел и сказал: "Все  - плохие предзнаменования!" (А.Пушкин был очень суеверен). А входя в дом после венчания, распивая шампанское с друзьями, у него, в довершение ко всему, упал и разбился бокал.
   Как тут не вспомнить, что по легенде еще в 1819 году известная петербургская гадалка Шарлотта Кирхгоф предсказала юному поэту возможную смерть в 37 лет от "белого человека, белой лошади или белой головы". (Чертова гадалка тогда же нагадала подобное и А.С.Грибоедову).
  
   "Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился", - писал поэт своему другу Плетневу вскоре после свадьбы. Молодые стали жить-поживать и детей наживать.
  
V.   СУПРУЖЕСКАЯ   ЖИЗНЬ
   Поэт был влюблен в свою жену от макушки до пяток, да так, что даже выразил эти откровения в стихотворной форме в письме своему другу: " Я люблю в Венере грудь, ручки, ножки особливо. Но любовное огниво, цель желанья моего..." Он сумел разбудить в 18-летней Наталье Николаевне женщину.
  
 []
Она покорила светское общество Петербурга
  
   Однажды в парке императорская пара встретили чету Пушкиных, они остановились поговорить с ними, и императрица сказала Наташе, что она очень рада с нею познакомиться и массу других милых любезностей, пригласили во дворец. Явились, красота Пушкиной произвела впечатление в светском обществе Петербурга. В другом письме читаем, что двор в восторге от Натальи Николаевны. Пушкин поначалу гордился светскими успехами жены. И с этого началось...
   Едва женившись, Александр Сергеевич  сразу же стал вывозить молодую жену на балы и маскарады. "Прелесть, как хороша", - таково было общее мнение о Натали. И Натали светская жизнь с балами, маскарадами, танцами так понравились, что можно сказать, она, как с цепи сорвалась, и все последующее замужество у нее свелось к этим балам. Наталья  была слишком молода, чтобы  сразу же, став женой, отказаться от удовольствий светской жизни, когда к тебе благосклонен сам император и вся  царская семья, если оказывают такую честь - приглашают на балы, то у кого бы ни закружилась голова! Поэту надо было сопровождать жену и ему скоро перестало нравиться светское общество, его самолюбие страдало оттого, что принимают его на всех светских раутах не как поэта, а как мужа красавицы Натальи. И его мрачный вид на великосветских раутах только добавлял насмешек, сплетен и язвительных замечаний.
    
   Но, как говорят, не бывает идеала без изъяна, ирландская поговорка гласит: "Не бери жены без недостатка". Вот и некоторые светские товарки Натальи Николаевны, отмечая ее внешность, даже при легком косоглазии (поэт иначе не называл её как, "моя косая Мадонна"), тем ни менее, говорили, что "у неё не много ума и даже, кажется, мало воображения", хотя "Пушкинская мадонна" слыла лучшей шахматисткой Петербурга! Но влюбленный поэт, потеряв голову, в тот момент ничего кроме Натали, не замечал.
   Но протрезвление начнется спустя год уже в 1832 году. А в 1833 году Пушкин, прожженный распутник и ловелас, уже вынужден был поучать свою молодую жену: "Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона... Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и вынюхивая задницу...". Кстати, Александр I на балах, танцуя с Натальей Николаевной, говорил ей о кокетстве и флиртах то же, что-то подобное.
   Один из друзей Пушкина однажды заметил: "...Хотя Наталья Гончарова за четыре года с 1832 по 1836 год, родила Пушкину 4 детей, но в интимной жизни она была фригидной, то есть импотентной". Нет упоения, но есть стыдливая холодность, а заканчивается все сексуальным насилием и рождением четырех детей. В начале эта холодность жены его восхищает, но такое не может длиться долго. Что может быть в браке печальнее, чем близость поневоле? Сексуальная жизнь, когда жена, "не внемля ничему", едва ответствует", отнюдь не привязывала Пушкина к жене "путами Гименея".
  
VI.   ПРОЗА   СУПРУЖЕСКОЙ   ЖИЗНИ
   Александр Сергеевич, поначалу, питавший нежнейшие чувства к своей несравненной супруге Наталье Николаевне, после нескольких лет семейной жизни охладел к ней, все сменилось супружеской привычкой. Он стал частенько не ночевать дома и при этом не забывая регулярно изводить жену необоснованной ревностью. Об этом свидетельствовала и дочь Натальи Гончаровой от второго брака: "Пушкин только с зарей возвращался домой, проводя ночи то за картами, то в веселых кутежах в обществе доступных женщин. Сам ревнивый до безумия, он, часто смеясь, посвящал ее в свои любовные похождения". При этом поэт, будучи женатым на Гончаровой, поддерживал интимную связь с ее средней сестрой Александриной. Кстати, знатоки утверждали, что супруга поэта знала об этой измене и не раз закатывала бурные сцены мужу.
   Только и остается, что комментировать такой образ жизни пословицей: "Черного кобеля не отмоешь добела".
  
   Но пока Наталья Николаевна наслаждалась светской жизнью, даже пять беременностей за 6 лет, со всеми тяготами и токсикозами были ей не помехой. Она умудрялась вытанцовывать даже на двух балах за ночь. Последний раз она блистала на светском балу за 4 дня до роковой дуэли мужа, когда развязка с дуэлью уже маячила 6 месяцев. Влюбившись в поручика Дантеса, Наталья Николаевна, потеряв голову, продолжала, чуть ли не каждый день общаться с ним, флиртовать, вытанцовывать кадрили и краковяки на балах, приглашая его в дом, будущего убийцу своего мужа.
  
   Александр Сергеевич прожил в браке с Натальей Николаевной Гончаровой шесть лет, она стала женой "первого поэта России", "получив" статус светской придворной дамы. За это время у нее было 5 беременностей, из которых четыре закончились родами.
   В мае 1832 года Наталья Николаевна родила первенца - дочь Марию, в июле 1833 года  - сына Александра, в мае 1835 года - сына Григория, а мае 1836 года - дочь Наталью.
   "Наталья Николаевна опять брюхата и носит довольно тяжело", - обычная строчка в письмах поэта к друзьям. То есть жена поэта только и делала, что беременела, вынашивала ребенка, рожала и, едва восстановившись после родов, снова беременела. При этом ее мучили нещадные токсикозы, она падала в обмороки, страдала послеродовой грудницей, абсцедирующими маститами, (дамы высшего света в те времена, родив грудника, поручали его нанятым кормилицам, чтобы не портить фигуру!). Казалось бы, ей ли было искать сомнительные приключения и веселье на стороне?
   Для чего об этом упоминается? Фактически жена поэта весь период замужества находилась в состоянии перманентной беременности. Ну, право, для женщины, находящейся в состоянии беременности, тем более (хронической), имеющей кучу детей мал-мала меньше, очень сомнительно, чтобы хотелось еще и бесконечно флиртовать с другими мужчинами, пусть то будет даже император сея Руси или муж родной сестры. Но факт остается фактом, что Наталья Николаевна обожала балы, и не пропускала ни одного из них, не взирая на беременности, даже уже в предродовом периоде. Во время беременностей, она затягивалась в корсет "до осиной талии", можно представить, каково было ее детям в утробе матери! На одном из таких балов во время плясок в Аничков дворце, как писал ее супруг, в марте 1834 года у нее случился выкидыш.
  
   А.Пушкин с самого начала оказался еще и, как говорили, "зверским ревнивцем", настолько, что ревновал жену даже к самому себе, наверное, потому, что сам был далеко не ангелом. Не ревновал он жену, разве что, к фонарным столбам. Хотя сам не чурался романтических историй и таких, что случилась с ним, например, с Михайловской "поломойкой", закончившейся рождением сына Павла в январе 1825 года. Достаточно вспомнить, как он соблазнил (на глазах мужа и всего света!) в Одессе графиню Елизавету Воронцову - жену генерал-губернатора Новороссийского края М.С.Воронцова, о его любви к этой  молодой женщине,  посвящённых ей стихах и их совместной дочери Софье. И о потерянном именном перстне поэта, найденном спустя время в постели средней сестры Натальи Николаевны Александрине... Он ревновал жену и к императору настолько, что когда мимо их окон проезжала его карета, он приходил в ярость, считая, что император проезжает мимо специально из-за Натальи.
  
   Не был Александр Сергеевич ровным и в отношениях с окружающими; спокойным и доброжелательным человеком, а слыл дуэлянтом-забиякой, хорошим стрелком, кто-то насчитал его участие в 21 дуэли. Не потому ли кто-то из друзей уже тогда ему написал в стихах:
   Поверь же дяде - тот спасётся лишь от бед,
   Кто в тишине живёт, кого не знает свет.
   Но поэт, закусив удила, продолжал жить... Чем закончились поединки, кроме рокового последнего, история умалчивает. Но, как сказал один бард, наш современник: "И пуля, что найдет тебя, ты не услышишь, а остальные мимо пролетят...".
  
VII.   ФИНАНСОВЫЕ   НЕУРЯДИЦЫ
   В 1834 году Наталья Николаевна пригласила к себе в Петербург сестёр Екатерину и Александрину. Сестры стремились в столицу, надеясь устроить свою судьбу, они поселились у супругов Пушкиных и стали выезжать в свет, внося из своего содержания, выплачиваемого им братом Дмитрием, долю за стол и квартиру.
   Весь период жизни поэта после женитьбы был сопряжен с большими финансовыми трудностями. Денег катастрофически не хватало, ибо супруги Пушкины начали соревноваться в мотовстве и расточительности с представителями (родового) дворянства. В общем, как говорят, супруги - два сапога пара, или, муж и жена - одна сатана. Приходилось жить взаймы.
   Оплачивать просторную квартиру в престижном районе, с прислугой, пропитанием, одеждой, нарядами и "выездами в свет" было очень накладно. Большинство расходов начали делать в долг.
   Пушкин был опутан долгами еще с холостых времен, но после женитьбы и всю последующую жизнь, чтобы расплатиться со старыми, он делал новые долги, отчего общий долг только возрастал, да еще и прирастал все новыми карточными долгами, и рано или поздно их приходилось оплачивать. Многие из знати так жили не посредствам, вынужденные в конечном итоге продавать свои имения и крепостных за долги. Долги всегда оплачивали, это было делом чести, не заплатив долг, должник, тем самым, покрывал себя несмываемым позором и выбрасывал себя из социальной среды, к которой принадлежал. Особо соблюдались карточные долги. Пушкин начал задумываться об этом ещё в 1833 году, когда писал родному брату своей Мадонны - Дмитрию Николаевичу, что если он умрёт, то "жена окажется на улице, а дети в нищете". Вывозить жену в свет стоило сумасшедших денег. Не раз он укорял супругу в письмах: "Вы работаете только ножками на балах и помогаете мужьям мотать..."
   Со стороны семейная жизнь А.Пушкина выглядела так, что Наталья Николаевна позволяла себя любить, а он в награду за это должен был обеспечивать ее материальное беззаботное благополучие, открыв доступ к праздной жизнь светской дамы. Однажды, женщина, познавшая роскошь и обеспеченную жизнь, никогда не желает возвращается назад.
   Уместно здесь узнать мнение Армянского радио по этому поводу.
   Армянское радио спрашивают:
   - Может ли жена сделать мужа миллионером?
   Армянское радио отвечает:
   - Да, может, если раньше он был миллиардером.
  
   Семья Пушкиных, после того как закончились деньги от заложенного имения Кистенёва, постоянно находилась в трудном материальном положении. Жизнь в Петербурге была дорога', семья росла, Пушкины же, как и многие другие, из соображений "престижа" держали большой дом. Выезды в свет также требовали немалых затрат. Пушкин, ко всему прочему, имел патологическое пристрастие к картежным играм, и проигрывал в большинстве случаев немалые деньги. Его жалованья по службе в Министерстве иностранных дел 5.000 рублей в год хватало разве что лишь на то, чтобы оплатить квартиру и дачу.
   Красивые женщины в творчестве Пушкина были той питательной средой, на которой, рос и процветал его творческий талант, он нуждался в постоянной его подпитке и обновлении. Потому-то этих МУЗ насчитывалось 113 до женитьбы, а после, кто их считал...
   Семейная жизнь с Пушкиным сама по себе не могла быть идиллической. Он множил бесконечные долги, просиживал ночи за карточным столом, мог по несколько дней не показываться дома. Супруга, не слишком задумывалась о том, во сколько обходится ее участие в светской жизни, но финансы поджимали. Когда до роковой развязки оставалось шесть месяцев, финансовые дела приняли такой оборот, что Наталья Николаевна вынуждена была обратиться за финансовой помощью к брату без ведома Пушкина. В 1836 году она просит главу гончаровского майората брата Дмитрия назначить ей содержание, равное содержанию сестёр. Она пишет о Пушкине: "Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна". Но обращаясь к брату за финансовой помощью, она еще 23 января на балу у Воронцовых танцевала и блистала за 4 дня до роковой дуэли.
   В этой обстановке, когда вокруг Пушкина неумолимо сжималось депрессивное кольцо негатива, зрел конфликт с Геккерном, Наталья Николаевна, влюбившись в Дантеса, окончательно потеряла голову. Семейная жизнь Пушкина сплелась в какой-то замысловатый клубок интимных связей: Дантес влюблен в Натали, но женится на ее старшей сестре Екатерине; Наталья Николаевна любит Дантеса, признается ему в любви - и остается верна мужу!
   А деньги из-за нее тратились десятками тысяч, и не частные, а государственные, и при этом она помогала не творить поэту, а мешать! Негодяй царь Николай I назначил ей пенсию равной зарплате покойного мужа 5.000 рублей, такую зарплату поэту еще можно оправдать, за творчество, а ей? Да еще деткам по 1.500, и все долги 140.000 загасил и выкупил заложенное имение и еще 50.000 из казны за изданные творы, все ей, а в 1846 ей еще загасил новые долги на 30.000 - за красоту, что ли?
   Тут не помешает вспомнить о цене золотого рубля в то время. Крепостной здоровый холоп стоил 8-10 рублей. За выкуп крепостного Тараса Шевченко в 1838 году, через год после гибели Пушкина, титульному пану Энгельгардту заплатили 2.500 рублей. Деньги за выкуп оказались огромными, равносильными стоимости 250 холопов. Деньги собирали с трудом, в выкупе участвовала даже семья Николая I.
  
VIII.   ПОСЛЕДНИЕ   ШЕСТЬ   МЕСЯЦЕВ   ЖИЗНИ
   У здоровых молодых и зрелых мужчин интерес к противоположному полу пропадает только тогда, когда у них наблюдается сильная эмоциональная стрессовая ситуация временная или постоянная. У Пушкина во второй половине 1836 года такая ситуация сложилась, причем возникла она из трех составляющих, которые можно рассматривать как "приглашение" к инсценированному самоубийству. Это финансовый крах, нарастающий конфликт с высшим светом и третье, как следствие к основной причине, сексуальный стресс (импотенция в 36 лет), потеря влечения к женщинам, самого главного стимула для творческого вдохновения. Отдельно здесь стоит упомянуть и о взаимоотношениях самими женщинами.
   Здесь необходимо затронуть и такой аспект жизни поэта, как его мужские сексуальные возможности. Уже упоминалось, что Пушкин был чрезвычайно гиперсексуален. Его всю жизнь неотвратимо влекло к женщинам. Женщины были необходимы ему для творческого вдохновения, и он нуждался в их постоянном "обновлении", этим и объяснялся его весьма "солидный" послужной список.
   Но вот в чем дело, обращает на себя внимание тот факт, что те десятки женщин, которых влюблял в себя, искушал и соблазнял Александр Сергеевич, ни кто из них, после того, "как была взята крепость", не добивался продолжения связей. Что бы это значило? Вот тут волей-неволей придется коснуться самых интимных сокровенных сторон мужского достоинства поэта. Известно из Камасутры, что женщины по своим физиологическим свойствам делятся на слоних, кобылиц, газелей... Ну а мужчины в свою очередь то же делятся на быков, жеребцов и зайцев, не будем это подробно разбирать, остановимся только на том, что. А.Пушкин по своим психофизиологическим свойствам относился к тем лицам, что мгновенно загораются, закипают, и так же быстро стихают.
   Говорят, что женщины любят ушами, а Александр Сергеевич, обладая великим интеллектом, при общении с женщинами настолько их увлекал, что они влюблялись в него, и готовы были даже на скоротечный интим. А дальше, известно, что первый сексуальный контакт с новым партнером редко заканчивается полным обоюдным половым удовлетворением, оргазмом. Это чувство взаимной удовлетворенности у женщин возникает обычно при последующих контактах и то не всегда. Партнер должен возбудить женщину и пройти вместе с ней все фазы соития, доставив ей достойное наслаждение.
   Когда же партнер, загораясь и возбуждаясь едва почувствовав женщину, тут же "тает", то женщина остается с чувством неудовлетворенного голода, разочарования. Это особенно свойственно мужчинам-зайцам, к которым, судя по всему, и принадлежал Александр Сергеевич.
   Женщины не любят и стараются избегать партнеров-зайцев. Ходит молва о настоящих мужчинах-мачо, хороших любовниках, которых ценят женщины, и которых, просто так, женщины не отпускают. А что А.Пушкин? У него был "послужной" список числом более сотни, и что? Вы где-то в воспоминаниях современников(иц) находили сведения о его подругах, которые стремились с ним поддерживать близость на протяжении длительного времени? Думается, что нет, потому что Александр Сергеевич был зайчиком, а женщинам в основном требуются "жеребцы". А "зайчикам" лучше всего иметь дело с "ланями".
   А в реальной жизни случилось так, что поэт влюблялся, воспламенялся, писал прекрасные стихи, и этим все заканчивалось. Коснувшись теперь взаимоотношений поэта со своей косой Мадонной, можно предположить, что у Натальи Николаевны за все время супружества, даже после нескольких родов, так и не возникло чувство настоящей женской половой удовлетворенности. И, как говорил старик Фрейд, это выразилось в неуемной страсти к балам, танцам, флирту, и, наконец, возникновению безбашенных чувств к Дантесу. А неудовлетворенность жены на самом Александре Сергеевиче отражалась зверской ревностью. Ну а все вместе - социальная, финансовая и сексуальные проблемы перерастали со временем в общую неуверенность, потерю творческого вдохновения.
   Отдельно здесь стоит упомянуть и взаимоотношения с женой.
   Приходишь к выводу: не было никакой измены Натальи, имело место лишь взаимное, притом неотвратимое охлаждение супругов.
   У Натальи Николаевны не хватило ума быть достойной женой великого человека. Иначе бы она не пропадала ночами на балах, а занималась бы хозяйством, рожала детей, помогала бы мужу в его литературных делах, а главное - остужала бы его горячую голову своей лаской и преданностью, пресекая ухаживания  кого бы то ни было, включая царя. И хотя бы раз, за эти годы, остановившись в увеселительной круговерти балов и безумно дорогих нарядов, используемых одноразово, только на один вечер, задать себе и мужу вопрос: "На какие средства живем? Как они достаются нам? Когда и как будем отдавать долги? Что будет с нами в случае чего?"...
   Последние полгода каждый из них жил своей жизнью. Пушкин мучительно искал выход из создавшегося положения, а она? Она, предав мужа, в сумасбродной "платонической" любви к Дантесу, продолжала беззаботно отплясывать на балах, буквально еще за четыре дня до дуэли. Уже на финишной прямой к дуэли, когда все было уже предопределено, всем все было ясно, Пушкин прямо спросил жену: по ком она будет плакать. "По тому, - отвечала Наталья  Николаевна, - кто будет убит".
   Это ответила жена, мужу, отцу ее четырех детей, который шесть лет назад оплатил ее приданое, вытащил из провинциального небытия, и ввел в высшее общество!
   Порочный круг замкнулся, начался процесс долгового удушения удавкой-гарротой с исходом в полное банкротство...
   Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем, вражды и неприязни к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Пушкин оказался в плену многочисленных проблем, которые в совокупности могли подтолкнуть его к самоубийственной дуэли с Ж.Дантесом.
   Многие современники упрекали Пушкина в том, что у него наступил творческий кризис, что он исписался, что, как поэт, он медленно, но верно угасает.
   Но по-настоящему поэтический застой в творчестве Пушкина в последние годы его жизни в первую очередь был связан с финансовым банкротством и непрекращающимися нападками критиков. Получается, что травили А.Пушкина и друзья, и родные, и недруги, кто-то осознанно, а кому-то ума не хватило.
  
IX.   ПОИСК   ВЫХОДА   ИЗ   ЖИЗНЕННОГО   ТУПИКА
   Пушкин обладал изобретательностью, на грани изощренности, которая помогала ему не раз выходить из крайне затруднительных положений, можно предположить, что и в создавшейся ситуации он искал выход. И тому есть подтверждение, когда он уже в самом начале супружества неоднократно высказывал желание уехать в деревню, и там заниматься литературным творчеством. К этой мысли он возвращался неоднократно, даже уже за полгода до дуэли. Но для этого надо было уйти с государственной службы, теряя основной заработок в 5.000 рублей в год, и доступ к государственному архиву, источнику его творческих изысканий.
   А над ним висел к этому времени долг в 140.000 рублей. Долги продолжали расти, векселя могли быть предъявлены уже давно в любой момент. Удивительно, почему их не предъявляли, словно по чьему-то велению. Почему не требовали не только хозяева жилья и лавок, где отоваривались Пушкины, но и ростовщики, перекупщики, вроде тех, кто уже седьмой год держал вексель, выданный на два года за московский карточный долг? Словно кто-то сказал, затихните! Все получите сполна, в свое время!
   Для прояснения сложившейся ситуации необходимо подробнее разобраться в финансовом положении семьи поэта.
   Став отцом семейства с четырьмя детьми, Пушкин осознает надвигающуюся катастрофу, и пытается найти выход из создавшегося положения. За полгода до дуэли Пушкин берет жалование на 6 лет вперед (30.000 рублей). Он пишет - "Я могу иметь большие суммы, но мы и много проживаем". Чем дальше, денежный вопрос его беспокоил все больше и чаще: не раз в своей переписке он задаётся вопросом, что будет с семьёй в случае его смерти. Вовсе не надо было быть пророком, чтобы предположить, что в случае его банкротства жена окажется на улице, а дети в нищете.
   Зарабатывал он сочинительством где-то до 1.500 рублей в год, ну и в архивном ведомстве подрабатывал еще 5.000 рублей. (Для справки. Простой государственный служащий получал около 500 рублей в год). Были и какие-то "левые" неучтенные доходы, как например, якобы "Конек-горбунок" Ершова принес Пушкину 20.000, вот и все. Вот и приходилось еще занимать так, что к 1837 году долгов набралось где-то до 140.000.
   Если посчитать полное погашение 140.000 долга, то на него потребовалось бы употребить писательские заработки за 100 лет! Или 30 лет всей зарплаты госслужащего, не оставляя на пропитание семье ни копейки!
   Выкрутиться из этой ситуации не представлялось возможным. Банкротство - это позор. Для Пушкина это был позор чести дворянина, мужа, мужчины, первого поэта России. Все подчистую забирали кредиторы? А у Пушкина-то и забирать было нечего.
   У дворян в таких случаях был только один единственный выход избежать позора и загасить долг чести - застрелиться. Но в данном конкретном случае для Пушкина он мало что дал бы семье. Пушкин был слишком велик и известен, чтобы пойти на такой отчаянный шаг. И он мучительно искал достойный выход из безвыходного положения. И смертельно уставший поэт нашел ее, дуэль оказалась единственным своеобразным выходом в самоубийство, был скрытый суицид. Он неотвратимо двигался к трагическому концу. Его закружили "бесы" - несвободы, долгов, нищеты, отчаяния, уныния... Он сам искал смерти...
   "Поэт умирает, потому что жизнь потеряла смысл", - писал Александр Блок в своей знаменитой речи "О назначении поэта".
   Есть в христианском представлении духовности такое понятие, уходящему в иной мир не отказывают в последней просьбе.
   Пушкин прекрасно представлял критическое положение семьи в случае его банкротства. Никто не мог ему помочь в этом случае кроме царя. Но обратиться к императору за помощью поэт не мог, не позволяла его честь, самолюбие, независимость, это было равносильно стать перед царем на колени. С такой просьбой обратиться к монарху он мог, не уронив достоинства, только в одном случае - с последней просьбой умирающего, и он так сделал, пожертвовав жизнью ради семьи.
   Кто-то написал: "Он должен подготовиться к этому событию так, чтобы уйти в вечность не с клеймом самоубийцы, а по другой "благородной" причине. Но для этого необходимо тщательно продумать саму процедуру ухода". Точнее не скажешь.
   Дуэль, только дуэль! И он стал ее готовить загодя. Он несколько раз провоцировал конфликтные дуэльные ситуации, и трижды они разрешались миром. Из пушкинского окружения никто не рискнул выйти с ним к барьеру, хотя ненависти было достаточно. Отказывались потому что, во-первых, Пушкин считался хорошим стрелком, а кому охота просто так получить пулю в лоб, а во-вторых, Пушкин был один на всю Россию, и русская знать, даже его заклятые недруги, отлично понимали, как это отразится на их последующей репутации - убийца первого поэта России!
  
   Вот он и начал подыскивать подходящую кандидатуру для дуэли. Искал и нашел, Дантеса!
   Жорж-Шарль Дантес отлично стрелял - качество, которое сильно пригодилось ему, а вернее Пушкину, когда последний избрал Дантеса в качестве своего палача.
   Вина этого красавца-поручика, которого боготворили дамы высшего света, заключалась лишь в том, что он позволил себе влюбиться в Наталью Николаевну, и она ответила ему взаимностью.
   А дальше все пошло по накатанному сюжету. Светские сплетни, раздули пламя из ничего, хотя говорят - дыма без огня не бывает.
   Светские сплетни привлекли к конфликту и приемного отца Дантеса голландского посланника Луи Геккерна, сделав его сводником, интриганом, сплетником.
   В общем, случилось так, что Пушкин избрал объектом свой ненависти Луи Геккерна. А сплетни, однажды запущенные, росли, множились, дополнялись, и приходили в дом поэта, где они материализовались в конечном итоге в вспышку гнева с последующим вызовом на дуэль приемного сына Геккерна Жоржа Шарля Дантеса. Широко распространена молва, что Геккерн только тем и занимался, что сочинял и писал пасквили, подметные письма, лез буквально на рожон, чтобы опозорить жену Пушкина, спровоцировать дуэль. Но на самом-то деле, если серьезно в этом вопросе разобраться, то окажется, голландского посланника Геккерна и его приемного сына Дантеса, кто-то хорошо подставил.
   Во всех случаях предшествующих конфликтов с Пушкиным Геккерны всячески пытались конфликты гасить, а не разжигать.
   Новый виток конфликта пришёлся на 21 ноября. В этот день Пушкин составляет резкое письмо Геккерну и письмо Бенкендорфу.
   Чтобы предотвратить новый вызов, подключился В.А.Жуковский. Он вынужден был обратился за помощью к Николаю I. И 23 ноября император дал Пушкину личную аудиенцию, поэт во время беседы с Николаем обещал не драться на дуэли.
   Что-что, но чтобы разрешить конфликт, Дантес, будучи влюбленным в Наталью Николаевну, пошел даже на заключение брака со старшей сестрой жены Пушкина Екатериной Гончаровой 10 января 1837 года. И, в конце концов, замаячившая последняя роковая дуэль с Пушкиным, чем она могла закончиться для Геккернов? Сыну - смертью на дуэли, а если останется жив - высылкой из России, полным крушением карьеры, а приемному отцу, то же высылкой из Росси, что так и произошло в результате. Так что, они этого добивались своим "интриганством"? Напрашивается вывод, они оказались подставными фигурами в чьей-то дьявольской шахматной игре!
   А результат всем хорошо известен, Александр Сергеевич Пушкин получил оскорбительное растиражированное анонимное письмо, в котором его уведомляли его, рогоносца, об интимной связи Натальи Николаевны с Жоржем Дантесом.
   Пушкин пытается провести расследование об анонимном авторстве письма, выяснить, происхождение дорогой иностранной бумаги, на которой были написаны эти письма, найти переписчика, но это не удалось. Странно, но не удалось даже выяснить адресат отправителя. Работали, судя по всему, профессионалы. Так где же тогда было Третье отделение графа А.X.Бенкендорфа?!
   Внимательно просматривая события, происходившие вокруг Пушкина на протяжении одиннадцати лет с момента его первой аудиенции у Николая I, когда между царем и поэтом возник посредник, всесильный и всезнающий граф А.X.Бенкендорф, невольно возникает мысль, что кто-то из сильных вел судьбу поэта все эти годы. Николай I, как уже упоминалось, уважительно и даже, можно сказать, доброжелательно относился к А.С.Пушкину. Но между ним и поэтом маячил А.X.Бенкендорф, который со времен императора Александра I испытывал к Пушкину неприязнь, если не сказать большее. По долгу службы он контролировал жизнь поэта, включая самые сокровенные подробности личной жизни.
   Он был хорошо осведомлен о финансовом состоянии семьи Пушкиных, знал, понимал и предвидел, куда все клонится, и чем все закончится. И когда финансовый крах уже замаячил в полной силе, когда он уже проявлял свое психогенное воздействие на Пушкина, он стал действовать. А когда еще "съехал с глузду" Дантес и его поддержала жена поэта, влиять на ситуацию стало очень просто. Это поддержание и коррекция светских слухов, оставалось роль кукловода, только дергать за шнурочки и палочки, оставаясь в тени. Не трудно было главе 3-го Ведомства организовывать анонимные пасквили, их анонимную доставку, давать императору предвзятую искаженную информацию, другими словами, играть свою игру, и получать обратную информацию на ответную реакцию.
   Непосредственные участники последней дуэли со стороны Геккерна и Пушкина не разглашали о готовящейся схватке, чтобы вмешательство царя ее не сорвало. Потому жандарм, посланный Бенкендорфом на место предполагаемой дуэли "перепутал" место дуэли и поехал не на Черную речку, а совсем в другую сторону...
   Остается добавить некоторые пояснения. Голландский посланник Геккерн был очень опытным, умным и хитрым дипломатом. Представлял интересы своего королевства в России. И главная его задач заключалась в том, чтобы склонить Россию во вмешательство в вопрос самостоятельности Голландии и путем большой взятки России ему удалось это сделать, Россия послала туда для разборок свою армию. Царь Николай I поэтому, вероятно, и противодействовал, как мог, втягиванию Геккерна в какие либо конфликты. Какую роль в большой политике сыграли пушкинские события, это отдельный разговор.
  
   В состоянии взрывной импульсивности, в сочетании с эксплозивностью и на фоне свойственной ему эмоциональной неустойчивости Пушкин пишет Геккерну разгневанное письмо, считая его инициатором пасквиля. В этом письме он, называя вещи своими именами, обзывает приемного отца Дантеса старым пидор-педикатором, а самого Дантеса - педерастом-андрофилом.
   Во времена А.Пушкина вещи было принято называть своими именами. Педерасты были педерастами, гомосексуалисты гомосексуалистами, но не голубыми, нетрадиционной ориентации; кстати, в медицине до сих пор терминологию пока что еще, ни кто не изменял.
   Дантесу ничего другого не оставалось, как сделать вызов Пушкин на дуэль.
  
 []
Будущий невольный убийца А.Пушкина
  
   Это и послужило основанием для принятия окончательного рокового решения об уходе из жизни и "последним толчком" к дуэли.
  
X.   ДУЭЛЬ
   8 февраля на Черной речке состоялась дуэль. День был пасмурный, стояла тихая погода, с утра шел снег крупными хлопьями. Противники сошлись на расстоянии двадцати шагов, потом по команде секундантов начали сходиться к барьеру еще на пять шагов, разделявших их уже десятью шагами. Дантес, сделав четыре шага, произвел выстрел. Пушкин пошатнулся, упал. На некоторое время потерял сознание, очнулся, потребовал продолжения дуэли. Ему пришлось заменить пистолет, так как при падении, он не выпустил его из руки и ствол оказался забит снегом. Дантес вновь стал к барьеру, Пушкин приподнялся на левую руку, прицелился, выстрелил, Дантес упал. Как оказалось, пуля касательно попала в левую руку, ударила в пуговицу мундира, срикошетировала.
   Ранение Пушкина оказалось тяжелым.
  
 []
Последняя дуэль А.Пушкина
  
   Ранение было в правую подвздошную область, оказалась раздроблена подвздошная кость, крестец, обильное кровотечение, судя по всему, обширная нарастающая забрюшинная гематома. Вовремя транспортировки домой, резких движений, остановившееся было кровотечение возобновилось. Ранение и в наше время мучительное, почти всегда смертельно.
  
XI.   НА   СМЕРТНОМ   ОДРЕ
   Молва о случившейся дуэли на Черной речке мгновенно разнеслась по Санкт-Петербургу. И к голландскому представительству устремились многочисленные кареты с представителями влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии, спешившими с выражением радости и поздравлениями по случаю благополучного исхода дуэли. Дантес жив, легкое ранение руки, ушиб грудной клетки, пройдут через несколько дней.
   Радость, возможно, подготовлена не случайно, если принять во внимание, что у Пушкина, пуля величиной, чуть ли, не с грецкий орех, раздробила кости таза, а у Дантеса? Попала в пуговицу мундира гадина и срикошетировала, слегка ушибив грудную клетку, но от удара пули Дантес на ногах не удержался! Хотя по баллистическим расчетам пуля должна была вместе с пуговицей войти в грудную клетку! А тут, срикошетировала от пуговицы, она что, была бронированная!? Тут к месту вспомнить эпизод из кинофильма 2005 года "Жмурки" со сценой "Русской рулетки", где Панов прикрывает голову папочкой с титановой пластинкой. Так, может быть, у Дантеса тоже была стальная пластинка-кираса? Любознательные могут посмотреть этот видеофрагмент из кинофильма "ЖМУРКИ" здесь:
(См. видеофайл    "https://www.dropbox.com/s/4dx98w00f766b2z/zhmurki_3.mp4?dl=0"
Раньше были кирасы стальные, а нынче - титановые.
   А в квартиру на Мойке к смертельно раненому поэту поспешили друзья из Пушкинского окружения, которых в придворных кругах иначе как "литературной шайкой" не называли.
   К раненому Пушкину Николай I послал своего лейб-медика Н.Ф. Арендта. Приехав, Арендт осмотрел рану. Пушкин просил его сказать ему откровенно, в каком он его находит положении, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо, знать, наверное, своё положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения.
   - Если так, - отвечал ему Арендт, - то я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна, и боюсь, что надо готовиться к худшему.
   Н.Ф. Арендт вместе с поэтом В.А. Жуковским стал посредником между умирающим поэтом и царём: он передал царю просьбу о помиловании секунданта К.К.Данзаса. Также поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли, просил побеспокоиться о жене и детях: "...жду царского слова, чтобы умереть спокойно..."
   Они привезли прочесть Пушкину записку Николая I, в которой тот прощал поэта, и просил не беспокоиться о жене и детях.
   Николай I:
   "Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение, и мой последний совет, умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки".
   А дальше, кабинетные часы в комнате поэта пошли отсчитывать его последние часы жизни. Поэт прощается со своими близкими, друзьями.
   Не торопитесь бросать камни в дилетанта. Не отрицаю, что Александр Сергеевич любил жену. М.Горький однажды сказал: "То, что мы любим - мы любим даже когда умираем". И Пушкин подтвердил это на смертном одре.
   Первое, что произнес поэт склонившейся над ним Натальей Николаевной, когда его, смертельно раненного, принесли после дуэли домой:
   - "Ты ни в чем не виновата". Настал час откровения, оставшись вдвоем, они исповедовались в грехах в отношении друг друга. Он - в слепой ревности к ней, в бесконечных изменах, она - в том, что в совместной жизни светская пустая жизнь в балах, бездумная трата денег заслонила ей мужа, и, наконец, флиртуя с Дантесом, позволила ему безумно влюбиться в себя и ответить ему платонической взаимностью. Она признавалась, что всегда была верна только ему, а Пушкин отвечал ей, что в ее измену не верил ни секунды. Момент истины и раскаяния настал, но было уже поздно.
  
   Исповедовал умирающего поэта и причащал священник Петр Конюшенной церкви.
   Последняя ночь была тяжелая, умирающий изнывал от тоски и боли, несколько раз опрашивал:
   - Долго ли мне так мучиться? Пожалуйста, поскорей.
   Умирал Пушкин мучительно, тяжело и достойно, скончался 10 февраля 1837 года.
  
 []
На смертном одре
   Пушкин перед смертью сам подарил один из перстней К.К.Данзасу. Вдова поэта продолжила по его воле передачу друзьям реликвий на память, так В.А.Жуковскому достался перстень, который Пушкин называл своим талисманом. Спустя время Жуковский передал этот перстень И.С.Тургеневу, а от того - попал в пушкинский музей при Лицее, где перстень и пропал.
   Могу ошибиться, но лет 45 назад мне попадалась информация, что поэт завещал все опубликованное оставить в дар народу, и только гонорары за сказки - своим детям.
  
XII.   ПОХОРОНЫ   ПОЭТА
   Высшие иерархи русской православной церкви отказались участвовать в отпевании Пушкина. Главной причиной отказа (не повода) от службы явилось то, что в доме раненого поэта оставалось всего три ассигнации по 25 рублей, а "гонорары" архимандритов за отпевание в ту пору стоили тысячи, они не привыкли "работать" бесплатно. А накануне дуэли Пушкин вынужден был заложить столовое серебро, чтобы купить дуэльные пистолеты для убийства самого себя.
   Но допустив мысль об инсценированной версии самоубийства, можно предположить, что церковные иерархи догадывались об этом, но для соблюдения общего приличия, все свели к вопросу пушкинского святотатства. Это и христианское осуждение самоубийства.
   Все соответствовало постановлению Пражского церковного собора 563 года гласившего, что самоубийц нельзя отпевать, ему отказано в церковном погребении. Не сопровождать его тело до могилы. Позднее установился обычай, по которому самоубийц обязательно хоронили не в освященной земле.
   Заупокойную службу провел по церковному обряду, исполняемому при погребении тела дворянина, местный священник протоиерей Конюшенной церкви А.И.Малов.
   Похороны были не очень многолюдными. Самое многолюдное прощание с поэтом, бардом, артистом, не имевшем ни единой официальной государственной награды и звания, случились в августе 1980 года на похоронах Владимира Высоцкого, и в декабре 1989 года физика, академика Андрея Сахарова...
  
   По настоянию Николая I гроб поэта в Михайловское поручили сопровождать жандармскому капитану, фельдъегерю и старому другу семьи поэта Александру Тургеневу, который способствовал тому, чтобы  в 1811 году Александра Пушкина приняли в Царскосельский лицей; и ему же пришлось сопровождать  в 1837 году гроб с телом поэта к месту захоронения - в Святогорский монастырь.
   Гроб с телом покойного положили на сани в деревянный ящик, забили гвоздями, закрыли рогожей, обвязали веревками, засыпали соломой и без каких-либо торжественных церемоний помчали в Псковскую губернию.
   Странный погребальный поезд тронулся в час ночи: впереди ехал жандармский капитан с фельдъегерем, затем сани с гробом и возок Тургенева.
   На одной из станций жена профессора Никитенко, возвращавшаяся в Петербург, увидела во дворе жандармов, хлопотавших у саней.
   - Что это? - опросила она ямщика.
      - А Бог его знает, - ответил ямщик. - Вишь, какого-то Пушкина убили, вот и мчат его в соломе и рогоже, прости господи, как собаку.
   Похоронен Александр Сергеевич Пушкин был в пяти верстах от села Михайловское, на родовом кладбище у стен Святогорского монастыря, где хоронили умерших рода Пушкиных.
  
   Пушкин был суеверен, и как будто сам притягивал к себе роковые события своих произведений. В 1829 году он самовольно уезжал на Кавказ, однажды на дороге он повстречал арбу с телом А.С.Грибоедова. Он спросил сопровождавшего старика грузина: "Кого везут?". И услышал в ответ: "Какого-то Грибоеда". Спустя 8 лет ему самому пришлось повторить скорбный путь коллеги по перу. В поэтическом романе "Евгений Онегин" описывая дуэль Онегина с Ленским, он чуть ли не один к одному описал свою будущую дуэль с Дантесом.
  
   Николай I выполнил свое обещание.
   По решению императора были оплачены долги Пушкина, выдано единовременное пособие 10.000 рублей, назначен пенсион вдове 5.000 рублей (жалование покойного мужа), и дочерям по замужество, сыновья записаны в пажи престижного военно-учебного заведения на полное казённое иждивение, на них так же выделялось еще по 1500 рублей в год до поступления на службу. Сочинение должно было издано на казённый счёт в пользу вдовы и детей (50.000 рублей).
  
   В письме вдовы Карамзина приводятся слова императора Николая I, сказанные В.А.Жуковскому: "Пушкина мы насилу заставили умереть, как христианина". А глава Третьего отделения граф А.X.Бенкендорф вскоре после смерти Пушкина дал ему своеобразную эпитафию: "Осыпанный благодеяниями Государя, он, однако же, до самого конца жизни не изменился в своих правилах, а только в последние годы стал осторожнее в изъявлении оных".
   Уже после гибели поэта была расшифрована X-я глава "Евгения Онегина", написанная незадолго до смерти в 1835 году:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
      Его мы очень смирным знали,
      Когда не наши повара
      Орла двуглавого щипали
      У Бонапартова шатра.
Гроза двенадцатого года
Настала -- кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
      Но бог помог -- стал ропот ниже,
      И скоро силою вещей
      Мы очутилися в Париже,
      А русский царь главой царей.
Комментарии, как говорят, излишни...
  
XIII.   УХОД  В  ВЕЧНОСТЬ
   Творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".
  
 []
Александр Пушкин
  
   "ПАМЯТНИК"
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
      Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
      Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
      Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
      И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
      И не оспаривай глупца.
   21 августа 1836г.
   Пушкин ушел в бессмертие. Его произведения начинают нас сопровождают с самого раннего детства и до глубокой старости. Вечная ему память и благодарность!
  
XIV.   БЕДНАЯ  ВДОВА  НАТАЛЬЯ
   Когда погиб  А.Пушкин Наталье Николаевне было 24 года. Горе, долги и четверо маленьких детей: старшей дочери неполные пять лет, а младшей - восемь месяцев. С февраля 1837 года по ноябрь 1838 года вдова Пушкина с детьми провела в родовом имении Полотняный завод.
   Екатерина, старшая сестра Натальи, выйдя замуж за Дантеса, убийцу мужа родной сестры, навсегда уедет с ним из России.
   Вдобавок ко всем горестям и неприятностям бедная Наталья Николаевна должна была еще бороться с нищетой! Овдовев, она находилась на грани нищеты, получая пушкинскую зарплатню 5.000 рублей в год, а так же единовременное пособие 10.000, равную двухгодичной зарплатне мужа, на четырех детишек по 1.500 рублей в год на каждого, все долги царь-негодяй в 140.000 рублей загасил, и имение выкупил из залога, и 50.000 рублей за изданные творы убиенного мужа выдал семье. Ну и от мамы ежегодно получала еще каких-то 3.000, и от братана Дмитрия пособие такое же, как и остальные сестры. В общем, рыдая над телом убиенного супруга, впала в жуткое забытье, да так, что не поехала на похороны мужа, а приезжая в Михайловское на лето с детишками и в 1839, и 1840 году, за 5 верст заехать в Святогорский монастырь, на могилу отца детей, не смогла. И только спустя 4 года вдова пришла в себя и вспомнила, что надобно бы все-таки съездить на могилу мужа. Приехала, пришла к могиле и удивилась, что это за люди толпятся у холмика! 4 года, представляете, не вытанцовывала краковяки на балах, жила как затворница, и остро нуждалась в деньгах, бедная, получая, как вдова, в три раза больше чем поэт трудяга-муж при жизни. Все было оплачено ценой гибели ПОЭТА.
   И эту многострадальную несчастную брошенную вдову ни кто из современников, друзей и даже недругов поэта почему-то ни единым словом так и не пожалел при жизни.
  
   Нарушив завещание мужа, вдова Наталья Николаевна вновь вышла замуж не через два года, как он просил, а через семь лет после смерти поэта. Вышла за генерала Петра Петровича Ланского, продолжая танцевать на балах, и рожать между прочим... и хорошеть год от года.
   Из писем друзей Пушкина узнаем, что современники были убеждены, что скорбь Натальи Николаевны не будет долгой: "...и он [Пушкин] знал, что это Ундина, в которую ещё не вдохнули душу".
   Говорят, что ундины - прекрасные девушки, иногда с рыбьими хвостами, которые выходят из воды и расчесывают волосы, пением и красотой завлекая путников в глубины. Соблазняют мужчин, так как если родят ребёнка от земного человека - смогут обрести бессмертную душу.
   Так ундина Наталья и приобрела бессмертную душу от поэта...
   ЧУЖАЯ ДУША (1954г.)
          Константин Симонов
   Дурную женщину любил,
   А сам хорошим парнем был,
   С врагами - не застенчивым,
   К друзьям - не переменчивым;
  
   Был и умен, и добр, и смел,
   И верен был отчизне,
   И одного лишь не умел
   В своей короткой жизни:
  
   Взять отодвинуть взглядом
   И рассмотреть, как следует
   Ту, что живет с ним рядом,
   Что спит с ним и обедает;
  
   Ту, что с их первой встречи
   Была с ним всех короче,
   И жизнь его калеча,
   И честь его пороча...
  
   А эта, с кем он жил, она -
   Могу ручаться смело, -
   Что значит слово-то "жена",
   Понятья не имела.
  
   Свои лишь ручки, ноженьки
   Любила да жалела,
   А больше ничегошеньки
   На свете не умела:
  
   Как вспомнишь - так в глазах темно,
   За жизнь у ней лишь на одно
   Умения хватило -
   Свести его в могилу!
  
   А где же были мы - друзья?
   Тут виноват и ты, и я!
   Молчали, замечали
   Да головой качали:
  
   Мол, вроде неприлично
   Касаться жизни личной.
   Да так и не коснулись,
   Как умер лишь - проснулись!
  
     P.S.  После смерти поэт был предан забвению вплоть до 1880 года, когда в Москве ему был установлен первый памятник, в Петербурге в 1884 году, и в Одессе в 1888 году. У Николая I на весь период его правления остался неизгладимый синдром декабризма, это наложило отпечаток на все его правление. Ни декабристы, сосланные в Сибирь, ни Т.Шевченко помилования не дождались. Он был строг в выполнении наказаний в отношении своих обидчиков.
   Пушкин погиб в возрасте 36 лет, когда мужчина достигает максимального физического психического и интеллектуального развития. Сколько бы он мог еще создать творений, если бы Судьба оказалась к нему более благосклонной и позволила ему прожить еще пару десятков лет.
   Пушкин обладал невероятным даром преображаться и входить в образы своих литературных героев. Это особенно ярко проявилось в сказках, которые он написал совсем молодым человеком: от женщин, мужчин, детей и глубоких стариков, показывая их внутренний духовный мир от сильных мира сего до простолюдинов.
   Мы пытаемся расшифровывать катрены Нострадамуса, притягивая их "за уши" к нынешним событиям, и совсем не замечаем великого предсказателя будущего, который жил от нас всего 7 поколений назад. Пушкин обладал даром предвиденья будущего, все его предсказания сбылись в дополнение к тому, что предсказала ему лично в 1819 году гадалка Шарлотта Кирхгоф.
  
   И в заключение: не судите слишком строго автора-дилетана, помятуя, что "Теории создают профессора и академики, а разрушают их - дилетанты".
   Послушайте фрагмент мелодии В.Высоцкого "Товарищи ученые".    "https://www.dropbox.com/s/23f3fcrkupqxo94/visotskiy.mp3?dl=0"
  
  
21 июля 2017г. Киев,    Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
     P.S.  Если Вы прочитали домысел, и он Вас заинтересовал, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
   А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте ее друзьям.
       * Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления автора и размещением авторской строки:
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
          E-mail:  a_melnik2005@mail.ru       http://zhurnal.lib.ru/m/poezija/
  
  
  

Оценка: 7.54*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список