N N Андрей : другие произведения.

Лжеучение Олега Моленко о кончине мiра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Слова преп. Иосифа Волоцкого, обличающие еретическое учение Олега Моленко о времени кончины мiра сего


   "О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1Фес. 5.1-3).
  
   "Проведём историческую параллель жизни, смерти и воскрешения для вечности этих двух Тел, с учётом ключа Петрова, т.е., что один день Господень = тысяче лет Церкви. Теперь воскресение Господня Тела в третий день, указывает, что и Его мистическое Тело - Церковь - тоже воскреснет (всеми своими членами во время всеобщего воскресения мертвых) в третий исторический день, т.е. в третье тысячелетие! Мы знаем также, что Господь воскрес рано утром. Это указывает, что и кончина мiра сего, с последующим всеобщим воскресением мертвых и Страшным Судом Божиим, последует в самом начале 3-го тысячелетия. Если отвести на воскресение один час от суток, и учесть, что в сутках 24-ре часа, то получаем, примерно, 1000: 24 = 41,67 или примерно 42 года! Итак, очевидно, что согласно Священному Писанию, кончина мiра сего последует не позднее (раньше - может быть!) 2042 года! Этим посрамляются все, кто ожидал кончину мира в 2000 году или ранее его!" (из сайта о. Олега Моленко)

   "А что касается года третьего тысячелетия в котором будет пришествие Господа судить вселенную, то он сокрыт в других местах Писания и открыть его позволено лишь членам Церкви Иоанна Богослова" (из сайта о. Олега Моленко)
  
   "Итак, Петр, как символ Церкви, переводит день Господень в день церковный. Подставляем этот ключ в пророчество Господне и получаем: сегодня - один день = тысяча лет (1-я тысяча лет от Рождества Христова!); завтра - второй день = тысяча лет (2-я тысяча лет от Рождества Христова!); въ третий день кончу - в третее тысячелетие от Рождества Христова, которое мы в 2001-м году распечатали, закончится земная история Церкви и соответственно мiра сего, и прекратится необходимость исцелять и изгонять бесов, так как бесы будут находиться в мучениях в аду, а в Царстве Небесном "отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание". Итак, кончина мiра сего будет в наступившем третьем от Р.Х. тысячелетии!" (из сайта о. Олега Моленко)

Лжеучение Олега Моленко о кончине мiра

(Слова преп. Иосифа Волоцкого, обличающие еретическое учение Олега Моленко о времени кончины мiра сего)

   ///Ниже представлены избранные цитаты из трех глав его труда под названием "Просветитель". Вы имеете возможность ознакомиться и со всем творением святого отца Иосифа. "Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440 -- 1515) "Просветитель" сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV -- XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и "новых" религиозных и безрелигиозных учений, поэтому "Просветитель", впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня."///

   Прежде всего подобает знать, как Священное Писание повелевает нам рассуждать о Боге и что о Нем сказано, а чего не сказано. Ибо мы знаем, что Бог есть, но что является Его сущностью -- не знаем; знаем, что Он премудр, но насколько премудр -- не знаем; знаем, что Он велик, но каково Его величие -- не знаем; знаем, что Он имеет промысел обо всем и объемлет и содержит все, а как -- не знаем. О чем Бог не повелел, о том рассуждать невозможно, и не только нам, но и силам Небесным. Что же удивительного, если мы не знаем, в чем состоит сущность Бога? Ведь мы не знаем всего и о творениях Божиих -- ни об ангелах, ни о небе, ни о солнце, ни о луне и звездах, ни о земле, ни о море, ни о воздухе, ни об огне и о прочем творении. Он дал нам не все знать, а лишь отчасти уразуметь, что Он привел мир от небытия к бытию и сотворил все видимое и невидимое, Словом созидаемое и Духом совершаемое. Но каково оно -- мы не знаем, и не можем говорить о неведомом, потому что Бог так изволил по Своему неизреченному замыслу, сказав: "Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай"(Сир. 3, 21.). И человека он сотворил, и дал ему уразуметь, что он -- человек, одушевленный, самовластный, разумный; но человек не знает, как он сотворен или какова его душа. Так и конец каждого человека Господь сделал неизвестным, но дал указание -- старость и немощь. Подобно этому и конец всего мира и второе пришествие Его никому не известны, но Он дал указание: изменение времен и наступление скорбей и бед.
   Видишь, как премудро и полезно скрыл Он это? Когда же святые Его ученики и апостолы спросили о конце мира, Он сказал так.
   Евангелие: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время"(Мк. 13, 32 -- 33.).
   Толкование Златоуста: здесь Он поучает учеников не искать того, что превосходит человеческий разум: сказав "ни Ангелы", Он запрещает им узнавать ныне то, о чем даже ангелы не знают; сказав "никто не знает... только Отец", Он запрещает им и пытаться узнать; и добавляет: "ни Сын", чтобы ученики не огорчались, что Он не сказал им. И не полезно нам знать, когда последует кончина каждого из нас или всеобщий конец, -- чтобы мы постоянно подвизались, ожидая Его. Ведь если теперь, не зная ни своей кончины, ни всеобщей, мы пожираем друг друга и исполнены блудом и прелюбодейством, разбоем и грабежом и всеми делами сатанинскими, -- какое только зло мы не сотворили бы, если бы знали о конце? Все время своей жизни проведя в грехах, мы бы желали покаяться лишь в последний день.
   Евангелие: "Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж..."(Мф. 24, 37 -- 38.)
   Толкование Златоуста: в подтверждение истинности Своих слов Он приводит рассказ о потопе, бывшем во дни Ноевы. В то время как Ной непрестанно взывал: "Покайтесь!" -- люди, издеваясь, смеялись над постройкой ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех их; так и теперь некоторые смеются над словами о конце. И еще здесь показывается, что к приходу антихриста сластолюбивые похоти умножатся в людях, и они бесстыдно будут склоняться к чревоугодию и блуду.
   И еще, подобно тому, и святой апостол Петр говорит: "Придет же день Господень, как тать ночью"(2 Пет. 3, 10.). А великому Иоанну Богослову Господь Сам говорит в Откровении: "Се, иду как тать"(Откр. 16, 15.). И великий апостол Лука говорит в Деяниях: "Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти"(Деян. 1, 6 -- 7.).
   Если даже апостолам, которым Сам говорил: "Вы -- свет мира"(Мф. 5, 14.), -- Он не разрешил об этом расспрашивать, то нам, исполненным многих страстей (В рукописи Соловецкой библиотеки N327 после этого добавлено: "и всегда согрешающим против Бога".), тем более не подобает спрашивать о том, о чем Бог не велел. И в Священном Писании можно найти еще много высказываний о том, что спрашивать о судьбах Божиих противно воле Божией и совершенно запрещено (Курсив мой, - р.Б. А.).
   Но еретики, мудрствующие по-жидовски,... утверждают обратное... <...> Но святые и божественные отцы наши и учители любомудрствовали и говорили нам и о многом другом, чему нет числа; и все, о чем они говорили и учили, -- все сказано и написано согласно с пророческим, евангельским и апостольским учением. И о том, что мы рассматриваем теперь, они тоже написали согласно пророческим и евангельским словам.
  
   И если Господу будет угодно, то мы, основываясь на Священном Писании, скажем ниже о том, что такое век, и что такое тысяча... (Ср. далее со словами о. Олега Моленко: "с учётом ключа Петрова... один день Господень = тысяче лет Церкви", - прим. р.Б.А.)
   <...>
   Когда ты слышишь "век", не думай, что тебе точно известна величина века. Ибо слово "век" имеет много значений: веком называется и время жизни каждого человека, и вся настоящая жизнь; и будущая бесконечная жизнь, после воскресения, тоже называется веком. Если же веком называется бесконечная жизнь после воскресения, то как ты можешь называть веком тысячу лет?
   Веком называется не какая-то часть времени, исчисляемая движением и заходом солнца, то есть составленная из дней и ночей, но то, что простирает Присносущный, как движение годов и как разделение; ведь то, что для видимых есть последовательность годов, для Присносущного есть век, как о том говорит Григорий Богослов. Исаия же сказал: "Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли"(Ис. 40, 28.). И Сусанна говорила: "Боже вечный!.."(Дан. 13, 42.) И Варух писал: "Буду взывать к Вечному во дни мои"(Вар. 4, 20.). О Боге же говорится: Вечный и Превечный, "чрез Которого и веки сотворил"(Евр. 1, 2.). Еще говорят так: "веки вечные"; век -- един, он содержит все века, и век вечный обозначает и нынешние, и будущие века. Говорится также: "вечная жизнь" и "вечная мука бесконечная". Но если после воскресения год не будет исчисляться ни днями, ни ночами, а будет только один день, не склоняющийся к вечеру, и он называется век -- то как же века могут исчисляться тысячами годов?
   Если где-либо в Писании и говорится, что век -- это тысяча лет, то ведь и сама тысяча не есть нечто определенное, подтверждение чему можно легко найти в Писании (Ср. со словами Олега Моленко "один день Господень = тысяче лет", -прим р.Б.А.). Так, Давид сказал: "Слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму"(Пс. 104, 8 -- 9.). И ты не найдешь в Писании, что Бог завещал Аврааму слово на тысячу лет; но посмотри внимательно, что завещал Бог Аврааму. Ибо написано: "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен"(Быт. 17, 1.). И потом еще сказал: "И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный"(Быт. 17, 7.). Слышишь, что сказал Он: "завет вечный", -- а не "в тысячу родов".
   Далее божественный Давид говорит: "...И клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный"(Пс. 104, 9 -- 10.). Неужели Он возлюбил Израиля больше, а Авраама не так? Никоим образом; но для Священного Писания это обычно -- называть тысячею неопределенное количество лет.
   Так и великий Иоанн, Богослов и евангелист, говорит в своем Откровении, что будут поклоняться непорочному Агнцу тысячу лет, прославляя Христа (Ср.: Откр. 20, 4 -- 6.). Исходя из этого, некоторые начали говорить и писать, что после воскресения Христа до прихода антихриста -- тысяча лет. Но великий Богослов называет тысячею неопределенное количество лет. А если бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет тому назад не поклонялись бы непорочному Агнцу, Христу Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не так: ведь Иоанн, как я уже сказал, говорит о неизвестном числе лет.
   То, чему Священное Писание нас учит и что законополагает явно и неприкровенно, -- следует принимать как закон и хранить. А то, что говорится прикровенно, в притчах или многомудрыми словами, -- о том подобает молиться Богу со смирением и многим трудом, и, советуясь с искусными, осваивать более делом, чем словом. Того же, что скрыто Священным Писанием, никоим образом не подобает отыскивать, ибо это по-скотски. Как сказал великий апостол: "А ты кто, человек, что споришь с Богом?"(Рим. 9, 20.) И нам следует этого отвращаться, потому что мы недостойны. Ведь в Священном Писании сокрыто много неведомых и неизреченных таинств, и всякое слово Божие или кого-либо из святых имеет в себе потаенный смысл...
   И так, отряся мрак страстного помышления, духовно приступим к поистине неложному Учителю. Учитель же есть Христос, ипостасная Премудрость Божия, и в Нем сокрыты все сокровища разума, как Сам Он сказал: "И кому Сын хочет открыть"(Лк. 10, 22.). Тот же, кто говорит о возможности познания без Него, лжет: он рассуждает гадательно, а не истинно, и своим мнением похваляется безмерно.
   Для таких Григорий Богослов пишет: не возносись на богопознание, осуждая толкование, ибо внимать не силе разума, но чернилу письмен -- это по-скотски и неправильно. И потому безумен тот, кто надеется быть мудрым, и будет отнято у него и то, что, как ему кажется, он имеет, ибо не хочет он сказать "не знаю", подобно всем святым, которые говорили: "Ничего не знаем", -- хотя и знали. В Священном Писании есть места, смысл которых утаен и скрыт от нас: Бог сотворил это на благо нам, чтобы мы не подверглись большему осуждению за сознательные преступления. Ведь тот, кто сподобился разума, но не подвизается, как древние святые отцы наши, в посте и молитвах, в целомудрии и смирении, -- таковой, как недостойный, с прещением изгоняется от благодати Святого Духа, как Саул от царства, по слову святого Максима. Мы же не тщеславно, не превозносясь разумом, но смиренномудренно, многим трудом и молитвами взыщем желаемого, прочтем один раз, и два, и много раз.
   Поступи так, как учит великий Златоуст: понятное -- запомни, непонятное же и неясное -- многократно прочти, если же и при частом чтении не сможешь уразуметь -- ступай к мудрейшему, пойди к учителю. И Бог, видя, что ты имеешь такое усердие, откроет тебе все. Ибо незнание Писания и изобретение своих домыслов -- опасная стремнина и пропасть глубокая. Ведь от этого и добро воспринимается как зло и лукавыми словами претолковывается так, чтобы развращать простецов. Незнание писания привело к растленному житию, породило ереси и небесное сделало земным.
   От такого неразумия некоторые и ныне дерзают говорить: "Семь тысяч лет жить, а когда настанет восьмая тысяча -- тогда конец будет". Ты можешь прочесть все Писание, и не найдешь такого, но, как я уже сказал, там написано, что конец мира никому не ведом.
   Если же ты хочешь узнать об этом подробнее, прочти сочинение премудрого старца, который написал книгу, называемую "Зерцало". Там он пишет о конце так.
   Душа говорит плоти: "Нет, рабыня моя, не умолкай, но расскажи мне еще немного о последних временах нынешнего века и о кончине его -- когда, как и какова она будет, и когда придет антихрист, ибо ожидание его страшит меня и смущает. Я желаю узнать, рабыня моя, правду об этом, чтобы лукавый не мог, обнаружив мое незнание, прельстить меня".
   Плоть: "Откуда и как придет -- это я могу тебе сказать, а когда -- это совершенно неизвестно. Много раз спрашивали об этом Христа апостолы Его и ученики, но Он не сказал им -- когда, а сказал так: "О дне же том... никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один"(Мф. 24, 36.). И как я буду говорить о том, что Он утаил? Ибо многие и о многом излагали лишь домыслы, госпожа.
   Так, некоторым казалось: поскольку сказано, что Бог, Создатель и Творец всего, сотворил весь мир за шесть дней, а в седьмой день почил -- то, следовательно, когда закончится шестая тысяча, будет общий конец всему. Ведь сказано, что "у Господа... тысяча лет как один день"(2 Пет. 3,8.), а значит, с окончанием шестой тысячи, то есть шестого дня, должен окончиться и сам мир и век, существовавший шесть дней. Однако, владычица моя, слова их оказались ложными.
   Другие же говорят: поскольку нынешний век седмочислен, то ему подобает продолжаться до тех пор, пока не закончится целиком седьмая тысяча; седмочисленный век должен закончиться на седьмом числе, ведь Соломон сказал: "Давай часть семи и даже восьми", -- восьмой же век изображает век будущий. Но и это высказывание, кажется мне, не имеет достаточных оснований.
   И иные еще говорят о "присносущем" и божественном свидетельстве из Откровения Иоанна Богослова, который будто бы явственно предсказал, госпожа моя, прообразуя Христа, что непорочному Агнцу будут поклоняться тысячу лет и что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу лет (Ср.: Откр. 20, 2.) и после этого будет освобожден и прельстит многих людей из язычников и евреев. После Распятия Христа и Бога моего и после сошествия во ад зверь был связан, и тогда же началось почитание Агнца; с этих пор они и отсчитывают тысячу лет. О душа, любимая госпожа моя! И эти тоже говорили неправду: ведь под "тысячей" понимается неопределенное количество лет, как я узнала у многих (Сравните со словами Олега Моленко: "Итак, Петр, как символ Церкви, переводит день Господень в день церковный. Подставляем этот ключ в пророчество Господне и получаем: сегодня - один день = тысяча лет (1-я тысяча лет от Рождества Христова!); завтра - второй день = тысяча лет (2-я тысяча лет от Рождества Христова!)",- прим. р.Б.А.). От Христа до сего дня прошла тысяча лет, и еще сто три после этого, до нынешнего года. Если же сосчитаешь от погребения Его и страдания, получится тысяча и семьдесят лет. Посмотри на мои вычисления, и поймешь, что я говорю. С тех пор как солнце видно на небе, все годы считаются так: пять тысяч и еще пятьсот лет прошли до Христа, госпожа моя, и тогда Он пришел, воплотившись от Девы; и после этого пять сотен и шесть сотен прошли, и еще три года, индиктион третий, круг луны десятый, а солнца -- двадцать третий.
   И многие другие предрекали конец века, рассуждая о том, кто как мог. Но я не стану этого пересказывать, потому что нельзя тут найти ничего определенного: то, что есть, -- басни, а истины никто не сказал. О часе же и о дне том как могу я говорить, госпожа моя, если не смог сказать никто из древних?
   Но подчиняюсь более всех других Григорию Богослову и словам его. Он говорит: должен наполниться вышний мир -- так повелевает Христос, и никто иной. Наполняется же он спасаемыми, святыми и праведными подвижниками: души их собираются там и восполняют то место и число, от которого некогда позорно отпал денница со всем воинством и множеством ангелов, в злобе увлекая их с собой. Когда же прежнее число восполнится, ожидай окончания нынешнего века".
   Знай, что святой старец, написавший это, жил в шесть тысяч шестьсот третьем году, четыреста лет тому назад. Видишь, и в те годы некоторые говорили, по своему разумению, что, когда закончится седьмая тысяча, тогда будет конец всего мира. Но сей премудрый старец не считал это доказанным, а отвечал: об этом не говорил никто из святых апостолов или из святых и богоносных отцов наших, но некоторые люди излагали домыслы, то есть собственное мнение.
   Иные приводят в свидетельство то, что написал в мясопустном синаксаре Никифор Ксанфопул, а он сказал вот что: "Говорят, что после семи тысяч лет будет пришествие Его..." Посмотри, он сказал "говорят", но мы не знаем, кто говорит, ведь он не сказал, что это говорит пророк, или апостол, или кто-нибудь из других святых; и это обычно для святых книг -- говорить так о неизвестных вещах. Эти слова не содержат ничего определенного. Так, об Адаме говорят, что он пребывал в раю сто лет, иные же утверждают, что сорок дней, другие -- что шесть часов, а истины никто не знает, кроме единого Бога. И бессмысленно приводить в доказательство неизвестные вещи.
   Но для чего мы все это рассматривали? Чтобы показать: то, чего Бог знать не повелел, мы узнать не сможем, даже если будем очень стараться, разыскивая и допытываясь, -- только соберем огонь на свою голову. Потому что Бог сказал, что и ангелы не могут знать этого (Ср.: Мф. 24, 36; Мк. 13, 32.); мы же, люди грешные и постоянно оскверняющиеся, подобные свиньям в топкой грязи, -- мы хотим знать то, чего Бог не велел. Сказано в том же синаксаре: "Когда будет сие Второе Пришествие -- никто не знает: ведь Господь и от апостолов это скрыл", -- как же мы хотим знать?
  
  
   <...><...>
   ...И тогда стали думать, что от Воскресения Христова до воцарения антихриста -- тысяча лет, и приводили в свидетельство сказанное великим Иоанном Богословом, что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу лет, и изложили пасхалию до этих пор. Но и это мнение было ложным, ведь тысяча лет считается неопределенно.
   <...>
   Итак, все это придумано кем-то самостоятельно: никто из святых апостолов или богоносных отцов наших и учителей и ни на каком из семи вселенских соборов этого не определял и не устанавливал, -- суждение это ничем не подкреплено. Не подобает писать о том, что не засвидетельствовано святыми книгами.
  
   //Это были выдержки из восьмого слова. Далее - выдержки из девятого слова преп. Иосифа (прим. р.Б.А., выделения подчеркиванием везде принадлежат р.Б.А.)//
  
  
   Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, благо, полезно и спасительно, в особенности же писания святых и божественных апостолов. Ведь Господь сказал им: "Вы друзья Мои... ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего"(Ин. 15, 14 -- 15.). Поэтому то, о чем они говорили, учили и писали -- истинно, полезно и спасительно для душ наших. А те, кто думают не так, обнаруживают свою злобу и непростительное безумие, новейший вид нечестия, признак гордости и неверия. Если бы они имели веру со смиренномудрием, то согласились бы со сказанным в Священном Писании: "Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта -- и кто отвратит ее?"(Ис. 14, 27.) -- и не смели бы особенно допытываться о том, что умалчивается, и расспрашивать о сокрытом.
   Человек, побежденный гордостью и неверием, уподобляется коню, который, вырвавшись из узды и сбросив с себя всадника, носится быстрее ветра и бегает по разным дурным местам, пока не упадет в пропасть погибельную. Так и ныне некоторые говорят развращающие слова и полагают препятствия, на соблазн братии. И эти новые еретики <...> сквернее и окаяннее всех древних еретиков.
   <...>
   ...поучая нас и укрепляя, а бесстыдные уста заграждая, верховный и великий апостол Петр ясно говорит об этом, вдохновленный Святым Духом, -- ибо Святому Духу свойственно знать все глубины Божии и все, что будет, провидеть Своим разумом как настоящее. Апостол говорит: "Возлюбленные... Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огнем на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию"(См. 2 Пет. 3, 1, 3 -- 9. В позднейших редакциях Библии употреблено выражение "сберегается огню". В Геннадиевской Библии это место совпадает с цитатой прп. Иосифа. -- Ред.).
   Так говорил Петр, великий и первоверховный апостол, велегласнее трубы вопиявший некогда о том, что будет ныне. Если же что-нибудь из сказанного ты понимаешь плохо, выслушай толкование.
   Итак, он сказал, что "в последние дни явятся наглые ругатели". Правду сказал великий апостол Петр: нынешние еретики поистине ругатели, ибо они предают поруганию Божественный Промысел, желая изведать неведомые судьбы Божии.
   Далее он пишет: "...поступающие по собственным своим похотям", -- и действительно, ереси возникли от страстей и от растленной жизни. Ведь когда люди склоняются на страсти, Бог оставляет их, как сказано: "Не будет пребывать Дух Мой в человеках сих, потому что они плоть"(См. Быт. 6, 3. Цитата совпадает с редакцией Острожской Библии и отличается как от славянской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. -- Ред.).
   <...>
   ...апостол сказал: "Думающие так не знают", -- поистине достойно и праведно утаено от них, как от недостойных Божественного Откровения, ибо они многоплетенными хитростями тщатся познать Содетеля и Творца всяческих. Это происходит с ними потому, что они не ищут благочестия с боголюбезным размышлением, но гордой мыслью касаются неприкосновенного (Ср. со словами о. Олега Моленко: "...если отвести на воскресение один час от суток, и учесть, что в сутках 24-ре часа, то получаем, примерно, 1000: 24 = 41,67 или примерно 42 года! Итак, очевидно, что согласно Священному Писанию, кончина мiра сего последует не позднее (раньше - может быть!) 2042 года!", - прим. р.Б.А.).
   <...>
   И еще говорит апостол: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет", -- то есть Бог на небесах не исчисляет время тысячами лет, Бог неподвластен ночи: разве солнце всходит или заходит у Него, или луна увеличивается и умаляется? Нет, у Него всегда день. Как сказал Исаия пророк: "Не будет уже солнце служить... светом дневным, и сияние луны -- светить ночью"(См. Ис. 60, 19.). Потому великий апостол Петр и говорит, что "у Господа один день, как тысяча лет". Подобно этому и святой Давид сказал: "Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи"(Пс. 83, 11.).
   И далее апостол говорит: "...и тысяча лет, как один день". Эти слова подобны сказанному святым Давидом: "Ибо пред очами Твоими, Господи, тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи"(См. Пс. 89, 5.). День вчерашний, который прошел, мал и почитается за ничто, потому что уже миновал, -- так и тысяча лет пред Богом.
   Пророк не просто сказал: "Тысяча лет" пред Богом "как день вчерашний", -- но "и как стража в ночи", -- то есть как три часа, которые составляют ночную стражу (Т.е. согласно логике о. Олега Моленко мы можем написать: тысяча лет = три часа, - прим. р.Б.А.).
   <...>
   И еще говорит блаженный апостол Петр: "Долготерпение Господа нашего Иисуса Христа почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания"(См. 2 Пет. 3, 15 -- 16.). И святой апостол Павел восклицает: "В последние времена наступят времена тяжкие, ибо люди будут... дерзки, заносчивы... более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся"(См. 2 Тим. 3, 1, 3 -- 5.). И еще апостол Петр сказал: "И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси"(2 Пет. 2, 1.). И божественный апостол Иуда, брат Иакова, так говорит: "Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели... Это люди, отделяющие себя... душевные, не имеющие духа"(Иуд. 1, 17 -- 19.). "Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения" (2 Пет. 3, 17.).
   <...>
   Когда бес поработит душу растленным житием и свет разума заменит гнусным неверствием, тогда уже нет в ней, окаянной, ни трезвения, ни рассуждения, ни сознания, ни стыда, но нечувствие и омрачение, неверие, сомнение и выпытывание неизреченных судеб Божиих.
   Как сказал божественный Иоанн Лествичник: не подобает выпытывать глубины судеб Божиих, а тот, кто выпытывает, плавает в корабле гордости. От этого возникает яростное чувство, желание все делать по своей воле, препираться в словах и немедленно противоречить; и блудные помыслы попускаются такому за превозношение, и мысль безумная, исполненная смеха, а точнее сказать -- плача, и дух ужаса, от которого происходит множество искушений, и искажение помыслов. Отсюда и искаженное толкование Священного Писания, к собственной погибели и погибели других; от этого бывает бесчиние и безобразие, гром в воздухе и землетрясения, на море потопления, в городах же и в домах столкновения, в душах грехи, в царствах оскудение -- и все это от неправильного понимания Священного Писания.
   Что же украшает вселенную, если не чин церковный, охватывающий и небесное, и земное? Как сказал великий Златоуст: от Бога нам дано оружие -- духовные писания, но тому, кто не владеет оружием, нет от него пользы. Ведь если кто-нибудь возьмет доспехи и при этом панцирь наденет на ноги, шлем надвинет на лицо, щит привесит к ногам, мечом попытается стрелять, а луком рубить -- будет ли ему польза от оружия и доспехов? Каждому понятно, что он может и вред себе причинить -- не оттого, что оружие не годится, а оттого, что он не умеет им владеть как следует.
   Так и с Писанием: если мы неправильно понимаем его, Писание сохраняет свою силу, но нам не будет на пользу. Как и теперь некоторые, прочтя божественные слова святых апостолов (которые они написали Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа, явившегося в последние времена) и ложно поняв написанное, говорят: "Второго пришествия Христова долго нет, а уже пора ему быть".
   О бесовское прельщение и дерзость нечеловеческая! Ведь об этом и невещественные и присносущные небесные силы не смеют вопрошать, но во всем повинуются и без вопрошания славят! И пророк Моисей восклицает: "Не искушай Господа Бога твоего"(Ср.: Втор. 6, 16. Цитата приводится по: Мф. 4, 7; Лк. 4, 12.). И Господь возвещает своим ученикам: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти"(Деян. 1, 7.). И Премудрость говорит: "Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй"(Сир. 3, 21 -- 22.). И еще говорит: не противься промыслу Божию, "и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем"(Сир. 1, 28.), "и не будь как человек, искушающий Господа"(Сир. 18, 23.). И апостол Павел пишет: "Итак, неизвинителен ты, всякий человек... Неужели думаешь ты... что избежишь суда Божия?.. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его"(Рим. 2, 1, 3 -- 6.). И еще: "Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас... Будьте, как я"(Гал. 4, 10 -- 12.).
   Почему премудрый Павел говорит: "Будьте, как я"? Потому что он, не в силах постичь безмерную пучину премудрости Божией и видя глубину ее, восклицал: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?"(Рим. 11, 33 -- 34.) Мы же -- персть и прах, плоть и кровь, трава и цвет травный, тень и дым и суета, и даже хуже того, -- мы хотим знать непознаваемое, чего Бог не велел. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: "Не знают ни Ангелы небесные... но только Отец"(Ср.: Мк. 13, 32.), -- а ты говоришь: "Долго нет второго пришествия, уже пора ему быть" (Ср. с словами Олега Моленко: "Это указывает, что и кончина мiра сего, с последующим всеобщим воскресением мертвых и Страшным Судом Божиим, последует в самом начале 3-го тысячелетия. Если отвести на воскресение один час от суток, и учесть, что в сутках 24-ре часа, то получаем, примерно, 1000: 24 = 41,67 или примерно 42 года! Итак, очевидно, что согласно Священному Писанию, кончина мiра сего последует не позднее (раньше - может быть!) 2042 года!",- прим. р.Б.А.).
   Или думаешь, что это небольшой грех -- говорить так? Такой гордости исполнился человек, что и больше самих ангелов себя почитает. Слыша, что даже ангелам небесным Бог не повелел знать, он, надмеваясь от гордости, говорит: "Уже пора быть второму пришествию", -- и Бога, Которого подобает лишь прославлять и поклоняться Ему, он дерзает вопрошать, словно какую-нибудь незначительную тварь, и разглагольствовать. Это признак совершенного безумия. Нам подобает благодарить Владыку и с сокрушенным сердцем и горькими слезами припадать к Нему и молиться, ибо Он еще не судит, еще долготерпит и не воздает нам по делам нашим, не желая нас погубить, но желая всех привести к покаянию. Мы же сами собираем огонь на свою голову и говорим: "Почему так долго нет второго пришествия Христова, ведь уже пора ему быть?"
   Кто может установить время Богу? Кто может вопрошать Бога, безначального, неизменного, присносущного, бесконечного, о Котором Священное Писание говорит: "Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья... Он есть Тот, Который восседает над кругом земли"(Ис. 40, 22.), Он есть тот, Кто сотворил землю, словно ничего не значащую, Кто "сотрясает поднебесную от основания, но столпы ее не поколеблются, Кто "запретит морю, и оно высыхает"(Наум. 1, 4.), Кто "бездне говорит: "иссохни!"(Ис. 44, 27.), пред Кем вся тварь приходит в смятение, боится и трепещет (Ср.: Пс. 32, 8.).
   <...>
   Послушай и о том, почему святые апостолы говорили, что Господь родился в последние времена. Ведь Он не пришел на землю родиться ни в первую тысячу, ни во вторую, ни тогда не пришел, когда увеличились преступления заповедей Божиих и люди осквернили землю убийствами и кровью, прелюбодеяниями и блудом, отчего Господь навел потоп и погубил всех, и лишь немногие спаслись. Не пришел Он и тогда, когда люди стали делать идолов и вместо Создателя поклонялись твари. Когда же прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти нас. Потому святые апостолы и сказали, что Господь родился в последние времена.
   Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: "Никто не знает, ни Ангелы небесные... но только Отец"(Мк. 13, 32.). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши.
   <...>
   О злой и лукавый обычай! За великое человеколюбие Владыки мы оказываемся врагами Его и за неисчислимое Его к нам милосердие убегаем от служения. Да не говорится лишнее в церкви Божией; да прославляется умение принимать на веру; да не выпытывается то, о чем не сказано.
   Если мы начнем выведывать неизведанное, то погибнем, как и ниневитяне, которые спустя некоторое время забыли милость Божию и вернулись к прежнему злу. И был послан к ним от Бога пророк Наум, но они не поверили его проповеди, надеясь, что пророчество его не сбудется, как не сбылось Ионино.
   Смотри, что говорит о них пророк Божий Наум: погибнет Ниневия водами пресными и огнем подземным(Ср.: Наум. 1, 8 -- 10.). Так и случилось: озеро, находящееся в окрестностях города, затопило его, и огонь, пришедший из пустыни, сжег его верхнюю часть. Поверив проповеди пророка Ионы, они были спасены; когда же проповеди пророка Наума не поверили, тогда погибли окончательно.
   <...>
   ...Ведь ты, будучи человеком, не знаешь своего собственного естества: как ты появился, и сколько лет продлится твоя жизнь, и какой будет кончина. Самого себя не зная, как можешь допытываться о Божественном? Если бы ты стал вопрошать земного и тленного царя и говорить: "Почему ты делаешь не так, как мне кажется нужным, или делаешь не так, как я считаю необходимым?", -- разве не принял бы ты горькую муку, как дерзкий, злой, гордый и непокорный раб? Ты же дерзаешь допытываться у Царя царствующих и Творца и Создателя всего, пристаешь к Тому, Кто весьма крепок, весьма премудр и силен, как говорит Священное Писание: "Преисподняя обнажена пред Ним... Он распростер север неизреченно... повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Силою Своею Он устроил море и разумом Своим Он выстлал дно его... Столпы небес... ужасаются... Его, и Своим повелением Он умертвил змея-противника"(См. Иов. 26, 6 -- 8, 12, 11, 13. Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751яг. -- в ст.я12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. -- Ред.); "луне повелевает -- и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его; и как быть чистым рожденному женщиною? ибо человек есть тление, и сын человеческий -- червь"(См. Иов. 25, 5, 4, 6.); ад -- дом его, и тьма -- постель его, и отец его -- смерть, мать же и сестра -- тление (Ср.: Иов. 17, 13 -- 14. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. -- Ред.).
   <...>
   Священное Писание, показывая человеческую худость и немощь, так говорит о человеческом естестве: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, -- и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня... Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением... Ты гонишься за мною, как лев"(Иов. 10, 8 -- 11, 15, 16.). Ты запечатал беззакония мои в мехах (Ср.: Иов. 14, 17; Ос. 13, 12.); когда я кажусь себе стоящим твердо, тогда окончательно погибаю (Ср.: Притч. 16, 18; 18, 13.); как сон проходит, так и я отойду, как мечтание ночное, так и я исчезну (Ср.: Иов. 20, 7 -- 8.). И еще говорит: "Не ведомо мне ничего выше небес, и ничего глубже ада я не знаю, и неизвестно мне ничего пространнее меры земной или шири морской"(Ср.: Иов. 11, 8, 9. Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. -- Ред.). И если я вопрошу землю, ничего мне не поведает; если заговорю с четвероногими, ничего мне не скажут; и если буду допытываться у птиц небесных, не ответят мне; если обращусь к рыбам морским, они останутся безмолвными (Ср.: Иов. 12, 7 -- 8.).
   Так Священное Писание показывает немощь и убогость человеческого естества.
   Но если человек так убог и ничего не знает, как может он говорить о Божественном промысле: "Долго нет второго Христова пришествия, уже пора ему быть"?
   О таковых в Божественных книгах написано: "Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову... Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно"(Сир. 27, 28, 29 -- 30.), кто разжигает пламя, сам сгорит в нем (Ср.: Ис. 50, 11.).
   Еретики, рассуждающие о втором Христовом пришествии, как раз и бросают вверх камень, который сокрушит их головы, и разжигают огонь, от которого сгорят. Ибо никто из пророков или апостолов, никто из святых и богоносных отцов наших никогда не думал так и не дерзал произносить языком.
   <...>
   Великий и верховный среди постников, блаженный Антоний, сострадал человеческому и сродному естеству, видя, что одних людей ласкают, других мучают, одни веселятся среди богатства, другие страдают в нищете, одни живут до старости, другие же умирают в юности, -- видя это, он не спорил, не многоглаголал, не возражал, но стал молиться о них и услышал глас Божий, говорящий ему: "Антоний, заботься о себе, а о том, о чем Бог не повелел, не спрашивай".
   Подумай, страстный и окаянный, недостойный даже тени упомянутых, кто ты есть и о чем ты спрашиваешь, надоедая Богу рассуждениями! Ибо Он говорит: "Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?"(Мал. 1, 6.) Ведь благоговеющий не спрашивает, не выпытывает, но поклоняется и прославляет и всему верует.
  
   // Это были выдержки из девятого слова. Далее следует слово десятое (с сокращениями),- прим. р.Б.А.//
  
  
   <...>
   Послушай же и написанное святым Ефремом, подобное пророческим, евангельским и апостольским писаниям.
   Ефрем: Вот, Господь стоит при дверях, чтобы сотворить кончину веку суетному, и труба небесная, созывающая по повелению Божьему, готова, и силы небесные стоят наготове, чтобы прийти по повелению Грядущего на облаках, с устрашающими явлениями, судить живых и мертвых. И вот, Господь, Спаситель наш, придет как молния, блистающая с неба в облаках, пред славою Его движутся в славе неизмеримой чины ангельские и архангельские, все как пламень огненный, и река огненная исходит от востока с яростью, словно свирепое море, сжигая и сравнивая горы, пожигая землю и все, что на ней. Тогда, братия мои, от огня того источники иссякнут, море иссохнет, воздух потрясется, звезды спадут с неба, солнце исчезнет, луна превратится в кровь, небеса совьются в свиток. Тогда вспыхнут молнии, и за ними двинется полк ангельский, тьмы тем ангелов и архангелов, тысячи тысяч бесчисленного воинства небесного, и херувимов, и серафимов, и многоочитые громким гласом вопиют: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, святой Господь Вседержитель". И труба возглашает грозно, и клич великий с неба раздается: "Вот, Судия приближается, великий Царь является, Бог всех веков грядет судить вселенную и воздать каждому по делам его". Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землей громко возопит: "Благословен Царь, грядущий во имя Господне!" Тогда расступятся небеса, и явится Царь царствующих и Господь господствующих, как молния страшная, с силою великою и бесчисленною славою.
   И в другом месте святой Ефрем говорит: как вспышка молнии, будет пришествие Христово, и никто не возвестит, когда это будет -- в этот день или в тот (Ср. с "...а что касается года третьего тысячелетия в котором будет пришествие Господа судить вселенную, то он сокрыт в других местах Писания и открыть его позволено лишь членам Церкви Иоанна Богослова (из сайта о. Олега Моленко)", - прим. р.Б.А. ). И тогда каждый, плача, скажет: "О, горе мне! О, горе мне, грешному, погубившему дни свои!" Ибо вся земля тогда вострепещет, как вода морская, от лица славы Его.
   <...>
   Если рассматриваешь сочинения святого Ефрема, рассмотри и слова пророческие, евангельские и апостольские, и все Священное Писание. Но как пророческие, евангельские и апостольские слова истинны, так истинно и совершенно неложно и сказанное святым Ефремом.
  
   Конец цитаты из сочинения преп. Иосифа.
   1
  
  
   1
  
  
  
  
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"