Аннотация: Ролдугина Софья, Фиатик, Key Koree, Качур Виктория Исааковна, Воронина Татьяна, Половинкина Татьяна, Грей Ларсон Дж., L++, Шереверов Владимир Иванович, Петропавловский Евгений Евгеньевич, Андрощук Иван Кузьмич, Тулина Фанни Альбертовна
МОЁ СУДЕЙСКОЕ КРЕДО НА КОНКУРСЕ ФИЛОСОФИ Я:
Оценивая то или иное конкурсное стихотворение, я буду учитывать многие факторы: и форму - является ли данный конкурсный материал стихотворением, как таковым; и исполнение - ритмику, строфику, русский язык, образы, рифмы, метафоры, звукопись и многое другое.
Мне не важно, как зовут автора, насколько я знаю его (её) и в каких мы с ним (с ней) человеческих отношениях. Я оцениваю только текст. В меру моих знаний, умений и субъективной читательской направленности и привязанности. Не сужу, а оцениваю согласно правилам конкурса.
Но обзоры я писать не буду. В том широком смысле слова, что представляют собой литературные обзоры на поэтических конкурсах. Те, кто их ожидал от меня - прошу извинить. Я по мере своих возможностей постараюсь просто рассказать о своих читательских ощущениях и ассоциациях, возникших при прочтении стихов. Заметки начинаю размещать до определения шорт-листа, пытаясь вычислить стихи, которые войдут в шорт-лист и которые я сама, если бы была судьёй первого этапа, постаралась бы выбрать в финал.
Буду составлять свои дюжины стихов. Надеюсь, дюжин будет не более четырёх, иначе мне по времени будет не потянуть. Если некоторые из стихотворений, вошедших в дюжину, не пройдут в шорт-лист, я не виновата. Я просто так читаю. В заметках я не даю оценку стихотворению. Этот процесс я буду совершать наедине с собой. Я так решила.
В первой строке сразу очень удачный глагол, задающий настроение всему тексту. Город меня съедает. Не ест меня город, что для горожан поневоле привычно и обыденно. А уже съедает! И терпеть это невыносимо, но и бороться с этим нет ни сил, ни желания. Уйти, спрятаться, накрыться (не видеть, не слышать, не чувствовать: обезличиться, овеществиться). И в сон, лучше побега не придумать. Очень настроенческое стихотворение, точными метками передано: эти, эти! Босая - да по Арбату. Не пошлый штамп - голая, обнаженная - так любимый поэтами-женщинами для концентрации внимания на ранимой и трепетной душе авторши: ах, как мне больно! Нет, нет ненужной экзальтации. Есть точное слово босая, та, которой и неудобно, и неловко, и пятки горят от асфальта - уйти! От одиночества в толпе уйти в одиночество покоя, в ...
От всеобщей панцирной серости в серость панциря своего. Странный побег. Но так понятный мне, знающей, что за монстр мегаполис Москва, как он любит закусить нежелающими слиться с ним.
ФилософиЯ нежелания своей сопричастности с толпой.
Понравилось стихотворение. И тем, как точно передано настроение, и тем, что это не настроение одной-единственной лирической героини, а очень узнаваемое настроение заложников мегаполиса, чавкающего людьми так, что поневоле как минимум каждый второй становится мизантропом.
ФИАТИК. LOVE OF LIFE
http://samlib.ru/w/worobxew_w_l/loveoflife.shtml
Как тут ни прыгай, а птицы летают выше,
трудно догнать их на планере или метле.
Разве что Карлсон, который живет на крыше,
или мальчишка, который однажды выжил
и проживет еще многие тысячи лет...
В храме поставим свечку, на всякий случай,
и поклонимся престолу святого Петра.
Ты точно тот Джордано, но много лучше,
ибо ты выжил, выжил и избежал костра,
ты отслужил свою мессу в своём Париже,
ты дохромал до Эльбы и не погиб в бою,
ты - тот парнишка, который однажды выжил,
выжил, вернулся, влюбился и создал семью.
Папа, понятно, что ты это слышишь. Слышишь?
Очень не хочется думать, что жизнь - суета.
Был ведь еще один парень, который выжил,
выдернул ржавые гвозди и спрыгнул с креста.
Стихотворение одно из тех для меня, которые читаешь, как своё. То есть эго автора и эго читателя сливаются в едином экстазе строк. Трудно ведь не согласится с тем, о чём тоже думается. Интересен авторский отсыл читателя к Джордано Бруно. С лёгкой "критикой" в адрес Джордано - мог бы избежать костра. Или всё-таки Джордано не мог? Потому что Джордано другое оставил миру - именно свой костёр он оставил миру. И это тоже любовь к миру, только героя пока перехлёстывает осознание того, что он живёт: Я живу! И тут же лёгкая тень сомнений: Надеюсь, что жизнь моя не суета?...
Последние две строки замечательные. Потому что венчают всё стихотворение не просто любовью к жизни, а радостью, что есть ещё парни, которые дают жизнь и право на жизнь - и каждому из нас, и всему человечеству.
KEY KOREE 2b
http://samlib.ru/k/key_koree/2b.shtml
2b И тогда нам раскрылась пчелиная речь В ней звучало: умей не собрать, а сберечь В ней молило: умей не искать, а иметь Хоть молчание - воск Хоть сочувствие - медь Мегаполис, "Баллада о воске и мёде"
Сквозь каплю мёда мир теплей, и выпуклей, и слаще, а слёзы - не милей соплей, утрись, и ни о чём жалей, искавший - да обрящет. Своё - ценнее всех халяв, янтарь средь канифоли, будь тише вод и ниже трав, ведь разве был Творец не прав, распределяя роли?
Никогда не пробовала жалеть ни о чём. Но сейчас вдруг отчётливо понимаю, что опыт такой и у меня есть. Своё ценнее всех халяв: да, это я уже много раз слышала и читала, старик Артур Шопенгауэр очень любил об этом потолковать. И не один он. Дальше вдруг задумалась: а всегда ли янтарь ценнее канифоли? И почему вдруг надо быть тише воды и ниже травы для того, чтобы сберечь себя тем, кем назначил тебя Творец? И когда я вовсю молча наспорилась с автором, вдруг (как там поётся?) раскрылась пчелиная речь- зазвучала музыка, песня, как когда-то, лет двадцать назад. И стало понятно, что это своего рода мантра, мантра сквозь каплю мёда. Ту каплю мёда, которой автор так удачно пропитал первую строку своей эго-баллады.
КАЧУР ВИКТОРИЯ ИСААКОВНА. УЧИЛИСЬ
http://samlib.ru/k/kachur_w_i/lernen.shtml
данную реальность взяв напрокат,
к сердцу прижимай, кричи: не отдам!
раз пятнадцать в день смотри на закат,
научись грустить к десяти годам.
праздник каждый день, салют, конфетти,
есть огонь, вода, трубящая медь -
тем, кто доживает до двадцати,
толком ничего не нужно уметь.
обещай себя хорошо вести,
дурака найди, а потом валяй,
научись острить годам к тридцати,
только этим не злоупотребляй.
раненых считать устаёт рука,
чтоб колоть орехи, нужна печать -
научись отказывать к сорока,
остальное время учись молчать.
Подумала, сколько же мне было лет, когда я первый раз прочла книжку Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"? Уже не вспомню. Где-то в отрочестве. Но более всего (это помню хорошо!) меня при первом чтении потрясло и запомнилось, конечно, это философские умозаключения Лиса: зорко одно лишь сердце..., ты навсегда в ответе...
А вот закаты раз пятнадцать в день смотреть да в поисках одиночества стремиться попасть-пропасть в толпе - это приходит позже.
Как замечательно Виктория пропела свой манифест ученицы по жизни!
Всё разъяснила мне, читателю, раскололась так сказать. К сорока. А вот после... то, которое остальное время...
Остальное время (которое для уроков молчания) для лирической героини и, в придачу, для автора видится сквозь туман будущего. Подозреваю я. Поскольку я уже в остальном времени, почти в остальном, и почти во времени, то скажу то, что это время мне подсказало: учиться молчать не надо, молчание само тебя завоюет. Но это впереди.
Как странно устроен человек! Это я о своём чтении. Читаю, думаю об одном, вся внутри текста, а на сквозняке памяти танцуют, как те синички из стихотворения, несуразные, отрывочные мысли:
А хорош мартов день! Не хуже того, странного, школьного и завлекающего в присказку: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Интересно, почему я ни разу не видела тень от капельницы, хотя капельница так и стоит перед глазами: когда же она наконец сплющится посередине?... И откапелит!
Интересно, а антенны на крышах мёрзнут?
Тускнеют не только лица, но и мысли, и желания тускнеют, и помнятся только больничные сумерки. И птицы, на лету заглядывающие в окна.
А синички и ангелы напоминают ёлочные игрушки, болтающие и болтающиеся между ёлочных лап, покрытых ватой, в темноте похожих одновременно и на сугробы, и на облака.
А жить мы все будем вечно, возвращаясь на землю то дождём, то снегом, а кому повезёт - то и синицами.
Мартов день - мартовы мысли.
Не знаю, как там насчет философии эго, но стихотворение оставило свой влажный мартовский след в моей душе.
ПОЛОВИНКИНА ТАТЬЯНА. ОСТАВЛЮ ВСЕХ, ПОЙДУ ПО ЧЕРЕПКАМ...
У меня всё сошлось в восприятии и понимании стихов Татьяны, когда я наконец увидела её воочию. Мы практически не общались в тот вечер, но я умею мимолётом и ненароком наблюдать за людьми, которые вызывают у меня интерес, как личности. Я увидела со стороны, что будучи девушкой вполне современной, Таня всё же полна архаики, лёгкой вычурности в жестах, в интонации, в том, как она слушает - и здесь бессильны мужество и время.
Читаю эти угрюмые и отстранённые от читателя строки, где от дороги одни черепки (так можно обозначить только дорогу на кладбище, мне кажется), где останки памяти торчат муравьиными пнями, где полный вздох только нутром, где дни осыпаются под тайный голос вечности (тут я споткнулась и полезла в 4-ый том Вл. Даля искать тайный смысл ярем лицемерных дней, но так и не уразумела, что сие есть - ярмо, рабство, страда, гнёт, пора сенокоса? И махнула рукой - при случае спрошу, пожалуй, автора), читаю и слышу, как звучит и звучит романс на стихи Николая Гумилёва:
Однообразные мелькают
Все с той же болью дни мои
Как будто розы опадают
И умирают соловьи
Но и она печальна тоже
Мне приказавшая любовь
И под ее атласной кожей
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь
Бежит отравленная кровь
Да, да, именно это звучит, читая стихотворение Татьяны: Бежииит отравленнаааяяя кррроовь....
Есть проверенный способ домой не вернуться к семи:
Сделать шаг на тропинку, с которой не будет возврата,
И уже не катиться во тьму, а катить этот мир.
И пополнить собой несусветное сборище психов,
Что бросались под ноги идеям живыми людьми.
И забыть про синонимы счастья - "спокойно" и "тихо".
Потрясти этот мир и тем самым спасти этот мир.
Про таких говорят: примет смерть, что подпишут свои же -
Чушь собачья! Такое ПРИНЯТЬ - уж понеже вельми!
Но в судьбе обозначена цель: не банальное "выжить",
А заставить задуматься, чтоб изменить этот мир.
Стать уродливой куклой, гореть на победных парадах,
Лечь на рельсы истории всеми своими костьми...
Раз прогнивший забор не защита, а сон не награда,
Можно съехать с катушек и взять на слабо этот мир.
Какое опасное предложение приготовил нам автор, какое заманчивое и безумное, ироничное и малореальное! Катить мир...не Сизифов ли труд?
Да и не каждой идее под ноги даже в состоянии аффекта бросишься, и не каждым потрясением мир можно спасти.
Но лирический герой, сиречь автор, уверен, что это - по меньшей мере не банально, а по большей мере вполне можно взять на слабо этот мир.
Очень интересное стихотворение, привлекательное взглядом на этот мир личностным и ироничным. Но вот русское вольготное (ради красного словца) обращение понеже вельми сильно огорчило меня. И так называемым ужиком для сохранения размера, и непонятной инверсией
вельми понеже, совершенно не применяемой в польском поэтическом языке, и произвольным авторским перемещением ударения в слове вЕльми на последний слог вельмИ, особенно если учесть, что польский язык - язык фиксированных ударений. Правда, Вы вполне можете сослаться на то, что это суржик, а вовсе не польский. Брр, мне кажется, что этот суржик (не корысти ради, а токмо) придаёт такой оттенок стихотворению, что героем представляется уже только гад Якин (в лице актера Пуговкина). Вряд ли этого хотел автор, да?
Не Якины съезжают с катушек и берут на слабо этот мир. Какой из Якина злой гений? На самом деле мне так даже немножко жутковато читать эти строки, наблюдая мир за окном, но в этом и прелесть этого стихотворения.
Игра, игра! Вся жизнь - игра! Автор предлагает оставить нам в стороне (хотя бы на время) чрезмерно серьёзные думы о мире и своём месте в нём, а просто поиграть. Словами, чувствами, людьми. Да и поиграть понарошку, на словах. В образы, метафоры, фантазии, цепляя одно на другое и рассматривая, прищуря глаз и навострив ухо, как это всё сверкает и звенит, переливается и поёт. Главное помнить, что любая игра хороша в меру, да и кофе тоже неплохо бы в меру, а на словах можно и упиться. Почему нет, когда весь мир лежит перед тобой!?
Странный текст, который не оставил меня безразличной. Вроде бы: что странного? Как детская сказка-считалочка: дедка за репку, бабку за дедку - в едином порыве трудового подвига при сборе урожая, так и здесь, только считалочка такая...современная, не кто за кого, а кто кого и быстрее съест. Скажу честно, мне за волков всегда было обидно. Никогда волк не ест волка в природе. Так что ж обижать серых-то? Но раз повелось, так куда же от присказки денешься? А здорово автор обыграл "человек человеку... человек человека ест, est, ещё и как est - и не подавится никак. "Сидят и кушают бойцы товарищей своих" (с). Думая и наблюдая весь этот мир поедом, поневоле вслед за автором воскликнешь что-нибудь, что не раз уже прокричали в веках: Кто виноват? Что делать? Когда всё это кончится? И кто же за всех? Например, ответит... или в ответе...или....
Небольшой совет автору: Владимир Иванович, для того, чтобы строка сильнее прозвучала, вовсе не обязательно её писать прописными буквами. Вполне достаточно вложить смысл, силу, эмоцию в строки, а читатель сам услышит авторский вопрос и крик. Никогда никто из классиков самые громко звучащие строки свои не писал прописными буквами, но мы же с вами и так чувствуем силу их слова. Напишите последнюю строку, как обычное предложение. А мы, читатели, поверьте, прочтём Ваш авторский накал.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ. ЕСЛИ РОДИЛСЯ В КРАЮ...